Содержание
Структура кредитной системы, ее основные звенья6
Основные черты и особенности современной кредитной системы6
Структура кредитной системы Российской Федерации10
Виды банков15
Центральные банки16
Коммерческие банки19
Сберегательные банки21
Инвестиционные банки24
Ипотечные банки25
Виды специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов27
Страховые компании28
Пенсионные фонды30
Инвестиционные компании31
Ссудо-сберегательные ассоциации33
Финансовые компании34
Благотворительные фонды35
Кредитные союзы35
Список использованной литературы37
Выдержка из текста работы
В рыночной экономике непреложным законом является то, что деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства поступают на рынок ссудных капиталов, аккумулируются в кредитно-финансовых учреждениях, а затем пускаются в дело, размещаются в тех отраслях экономики, где есть потребность в капиталовложениях. Кредит же представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.
Вслед за деньгами изобретение кредита является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сокращается время на удовлетворение Хозяйственных и личных потребностей. Предприятие — заёмщик за счет дополнительной стоимости имеет возможность увеличить свои ресурсы, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, имеют двойной шанс: Либо применить способности и полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела, либо ускорить достижение потребительских целей, получить в свое распоряжение такие предметы, ценности, которыми они могли бы владеть лишь в будущем.
Кредитная система представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения. Она функционирует через кредитный механизм. Основой кредитной системы является банковская система, органом координирующим деятельность банковских учреждений является Центральный (эмиссионный) банк.
Кредитная система в развитии любого государства занимает значительное место, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства и рост благосостояния его населения. Вместе с этим само государство должно оказывать влияние на развитие кредитной системы, на ее формирование, деятельность и соответственно размещению на территорию государств.
Тема является крайне актуальной, т.к. кредитная система находится в постоянном развитии. Каждые 15-20 лет в кредитной системе, прежде всего, промышленно развитых стран, происходят большие изменения. Возникновению современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение кредитной системы Российской Федерации. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Во-первых, рассмотрим понятие кредитной системы и механизм её функционирования;
Во-вторых, исследуем историю развития кредитных систем;
В-третьих, дадим оценку организации кредитной системы Российской федерации;
В-четвертых, выявим недостатки современной кредитной системы РФ;
В-пятых, исследуем перспективы развития кредитной системы РФ.
Данная работа состоит из четырёх глав, в частности:
Первая глава: Понятие кредитной системы;
Вторая глава: История развития кредитной системы;
Третья глава: Развитие кредитной системы РФ;
Четвертая глава: Проблемы и перспективы развития кредитной системы.
Глава 1. Понятие кредитной системы
Структура кредитной системы и организация кредитного дела должны способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей в кредитно – денежном обслуживании всей экономики и ее звеньев. При этом кредитная система характеризуется совокупностью банковских и других кредитных организаций, правовыми формами организации и подходами к осуществлению кредитных операций.
Кредитное дело представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности, направленную на привлечение и аккумуляцию временно свободных денежных средств и их распределение между отдельными хозяйственными звеньями в соответствии с принципами кредитования. При этом каждому этапу историко-экономического развития страны соответствуют свой тип организации кредитного дела и своя структура кредитной системы. Тем не менее, всегда выделяют две основные подсистемы организации кредитных отношений: 1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма); 2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма).
В первом аспекте кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором (институциональном) понимании.
Ядро кредитной системы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по денежно – кредитному обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом, координирующим деятельность банковских учреждений, является центральный (эмиссионный) банк, выполняющий функции управления процессами организации кредитно – расчетного и финансового обслуживания экономики. Центральные банки регулируют ликвидность банковской системы и балансы банковских учреждений. При этом цели регулирования сводятся в конечном итоге к стабилизации покупательной способности денег и процентных ставок, стимулированию экономического роста, борьбе с инфляцией.
1.1. Механизм функционирования кредитной системы
Кредитная система функционирует через кредитный механизм. Он представляет собой, во-первых, систему связей по аккумуляции и мобилизации денежного капитала между кредитными институтами и различными секторами экономики, во-вторых, отношения, связанные с перераспределением денежного капитала между самими кредитными институтами в рамках действующего рынка капитала, в-третьих, отношения между кредитными институтами и иностранными клиентами.
Кредитный механизм включает также все аспекты ссудной, инвестиционной, учредительской, посреднической, консультативной, аккумуляционной, перераспределительной деятельности кредитной системы в лице ее институтов.
Кредитная система играет важнейшую роль в поддержании высокой нормы народнохозяйственного накопления, что характерно для большинства промышленно развитых стран. Он занимает важное место в разрешении проблемы реализации товаров и услуг на рынке. Большой рост потребительского и жилищно-ипотечного кредитования населения в значительной мере расширил рынок для потребительских товаров длительного пользования и сыграл заметную роль в быстром развитии соответствующих отраслей промышленности и строительства.
Международные условия воспроизводства также в большой мере формируются в связи с развитием кредитных отношений в различных формах и с деятельностью банков на мировой арене. Эти факторы способствовали росту международной торговли, который, в свою очередь, подталкивал производство.
Кредитно-финансовые учреждения осуществляют свои функции в экономике по трем основным направлениям: предоставление ссудного денежного капитала и денежных сбережений населения: владение фиктивным капиталом. Широкая сеть специализированных кредитно-финансовых учреждений позволила собрать свободные денежные капиталы и сбережения и предоставить их в распоряжение торгово-промышленных корпораций и государства. Таким образом, развитие кредитной системы явилось одной из важнейших предпосылок обеспечения относительно высокой нормы накопления капитала, что способствовало росту производства и реализации научно-технической революции.
Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.
Глава 2. История развития кредитной системы
- Развитие кредитной системы в Дореволюционной России
В России длительное время существовали лишь казенные и сословные банки, и только во второй половине XIX в. Появились первые частные коммерческие банки.
Европейские страны
Частные банки Государственные банки
Россия
Рис.1 Основные направления развития западных и российской кредитной системы
В истории развития кредитной системы дореволюционной России принято выделять два периода: до крепостного права (дореформенный) и после отмены крепостного права (послереформенный). В дореволюционный период кредитная система России характеризовалась широким распространением ростовщического кредита и наличием только казенных банков, обслуживающих различные сословия, на которые было разделено русское общество. При этом банки направляли имевшиеся в их распоряжении денежные средства, прежде всего, на поддержку правительства и представителей высшего сословия – дворянства. В меньшей степени осуществлялось кредитование промышленности и торговли, развитие которых к тому же тормозило крепостное право. В послереформенный период в России начинается бурное развитие капитализма и, как следствие, развитие адекватной кредитной системы.
Прообразом первого кредитного учреждения в РФ стала Монетная контора (1734г. – Монетная канцелярия ) при Монетном дворе в Санкт – Петербурге. Монетная контора предоставляла дворянам краткосрочные ссуды под залог золотых и серебряных вещей под 8% годовых. С 1733 года ссуды предоставляются также купцам под залог движимого и недвижимого имущества и сроком до 3-х лет.
В 1754 году в РФ появляются первые сословные банки: Дворянский и Купеческий. В 1758 году учреждается Медный банк, целью создания которого является поддержание в обращении медных монет и стягивание в казну серебра. Банк выдает ссуды медной монетой и требует возврата на 75% серебром. В 1760 году с той же целью создается Банк Артиллерийского и Инженерного корпусов.
В1769г. по манифесту Екатерины II в Москве и Санкт- Петербурге были учреждены два депозитных банка, реорганизованные в последствии в единый Государственный Ассигнационный банк, целью которого является выпуск ассигнаций. Первые в РФ бумажные деньги расширяют возможности финансирования бюджета. Ассигнации пришлись как нельзя кстати в связи с началом русско-турецкой войны 1786-1774гг. Они имели хождение наравне с металлической монетой и принимались «во все государственные сборы за наличные деньги без малейшего затруднения».
В 1772 году при Опекунском совете Воспитательного дома для целей помощи «впавшим в нечаянную нужду и в противовес существующему лихоимству» в Москве и Санкт – Петербурге по проекту И.И. Бецкого были созданы Вдовья, Ссудная и Сохранная казны.
В 1775 году в каждой губернии РФ были учреждены Приказы общественного призрения. Эти кредитные учреждения выполняли роль губернских банков. В их ведение входили непосредственное кредитование под залог недвижимого имущества, попечение и надзор за народными школами, сиротскими домами, богадельнями и домами для инвалидов.
В 1785 году Екатерина 2 разрешила открывать общественные банки для кредитования жителей на разные торговые цели, а также «для помощи в случае нужды и несчастья ». В 1788 году в г. Вологде купцы на средства, составленные из добровольных пожертвований купцов, мещан и ремесленников, организовали первый общественный заемный городской банк.
В 1786 году в качестве «меры против лихоимства и как средство облегчения тяготы долгов и сохранения имений» в Санкт – Петербурге был создан Государственный заемный банк. Этот банк принимал все виды вкладов и выдавал долгосрочные (до 37 лет) ссуды под залог помещичьих имений, населенных горнозаводских имений, а также каменных домов в Санкт – Петербурге. С 1824 года банк выдавал ссуды на развитие хлебопашества и промышленности.
В 1797 году при Государственном Ассигнационном банке в целях развития экспортных операций русского купечества, были организованы три учетных конторы, занимавшиеся краткосрочным кредитованием под учет векселей и товары преимущественно русских купцов, заводчиков и фабрикантов.
В 1798 году в Санкт – Петербурге учреждается Вспомогательный банк для дворянства для предоставления русскому дворянству возможностей по выкупу своих родовых имений у ростовщиков. Банк выдавал дворянам ссуды на срок до 25 лет, с помощью которых они рассчитывались за свои заложенные имения.
В 1817 году по инициативе министра финансов графа Д.А. Гурьева были приняты решительные меры по преобразованию государственных и общественных (сословных) кредитных учреждений. «В целях гласности и общественного контроля в деле организации государственного кредита» в России был учрежден Совет кредитных установлений, просуществовавший до 1896 года. Одновременно Манифестом от 7 мая 1817 года вместо трех учетных контор при Государственном Ассигнационном банке был создан Государственный коммерческий банк, который принимал вклады как хранение, предоставлял ссуды под товары и недвижимость сроком до 37 лет, осуществлял учет векселей и проводил операции с другими ценными бумагами. Банку запрещалось использовать средства клиентов на государственные нужды.
В 1859 году при правительстве Российской империи была создана комиссия «для обсуждения мер по усовершенствованию денежно – кредитной системы». Комиссия пришла к выводу, что деятельность кредитных учреждений России не соответствует требованиям мировой банковской практики. В связи с этим было предложено ликвидировать старые кредитные учреждения и создать систему частных, самостоятельных и независимых от государственного вмешательства банков. Группой либеральных экономистов был разработан и представлен на высочайшее рассмотрение проект устава нового, необычного для России кредитного учреждения, который был утвержден 28 июля 1864 года. В 1874 году в России насчитывалось уже 39 акционерных коммерческих банков.
Бурный рост промышленности и торговли в России начала 20 века способствовал развитию городских общественных банков, которые активно занимались организацией народного кредита, особенно после принятия нового положения от 13 января 1912 года. Это положение распространял на городские банки право долгосрочного кредитования под залог домов и земель (до 30 лет), осуществления ссуд городам и земствам на срок до 10 лет.
В 1904 году при Государственном банке России организуется Управление делами мелкого кредита, с 1906 года в стране появляются земские кассы мелкого кредита. В1911 году с целью развития кооперации учреждается Московский народный банк.
-
I ый уровень
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК
II ой уровень
СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ НАРОДНОГО И КОМЕРЧЕСКОГО КРЕДИТА:
- кредитные учреждения народного кредита
- кредитные учреждения коммерческого кредита
III ий уровень
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Рис.2 Кредитная система России на 1 января 1914года.
- Государственный банк: К этому ярусу относились Дворянский поземельный банк, Московская и Санкт – Петербургская ссудные казны и 8553 сберегательные кассы.
II. Система учреждений народного и коммерческого кредита, кот включала две самостоятельные подсистемы: к первой относились разнообразные кредитные учреждения народного кредита: 108 обществ взаимного кредита, 367 городских общественных банков, 105 городских ломбардов, 33 городских кредитных общества, 7 взаимно – общественных земельных банков, 6 городских сословных банков, 6 сельских общественных банков. Ко второй подсистеме среднего яруса относились кредитные учреждения коммерческого кредита: 47 акционерных коммерческих банков, 18 частных ломбардов, 10 акционерных земельных банков.
III. Специализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.).
Таким образом, дореволюционная Россия имела развитую кредитную систему, стержнем которой был Государственный банк. В отличие от центральных эмиссионных банков других стран Государственный банк России, кроме основных функций, выполнял различные торговые операции, он развил широкую сеть своих учреждений по всей стране; осуществлял хранение в виде накоплений свободных остатков денежных средств населения. Кроме того, банк использовал деньги сберкасс на поддержку правительства, инвестируя их в облигации государственных займов.
Следует сказать, что в России соблюдалась строгая финансовая дисциплина, в российском бюджете не допускался дефицит. Казначейство располагало крупными денежными запасами, которые хранились в Государственном банке и служили основным источником его ресурсов. Доля денежных запасов казначейства в депозитах постоянно возрастала и накануне Первой мировой войны составляла 73%.
После денежной реформы 1895 – 1897 гг. значение Госбанка как эмиссионного учреждения особенно возросло. В России был введен золотой стандарт, российский рубль стал одним из самых устойчивых валют мира. Стабильность рубля обеспечивалась огромным золотым запасам (почти 1200т), а также строго упорядоченным выпуском банкнот. Госбанк имел право выпускать банкноты, не покрытые золотом, в пределах твердого лимита – 300 млн. руб.
- Развитие Кредитной системы СССР
В результате Октябрьской революции 1917 г. в России произошли значительные перемены, в том числе в денежно-кредитной сфере. Первостепенное значение имела национализация банков.
В декабре 1917 г. Государственный банк проводил только кредитные операции, связанные с финансированием военных расходов. После принятия Декрета о национализации банков Государственный банк был переименован в Народный банк. Все столичные коммерческие банки были реорганизованы в четыре отделения Народного банка. Национализация банков в других городах России и передача их активов и пассивов Народному банку продолжалась до сентября 1918 г.
Советское правительство аннулировало все внутренние и внешние государственные займы, признало недействительными все акции и другие ценные бумаги. Всего декретами с 21 по 26 января 1918 г. было аннулировано 87 внутренних займов, 13 займов у иностранных банков и 137 железнодорожных займов, гарантированных правительством.
В 1918 г. началась Гражданская война. В том же году правительство кардинальным образом изменило экономический курс. Новые законы, принятые в 1918 г., положили начало политике военного коммунизма. В 1919 г. прекратилось кредитование промышленности, все доходы предприятий подлежали передаче в казну. Потребности предприятий в денежных средствах беспрепятственно покрывал Народный банк. Бюджет страны еще составлялся, но уже потерял свое практическое значение. Началась ликвидация товарно-денежных отношений.
Развал промышленности, крестьянские восстания, Кронштатский мятеж подтвердили полный крах «политики военного коммунизма». Правительство страны встало перед необходимостью изменения экономического курса. Россия перешла к новой экономической политике(нэп), которая была направлена на возрождение товарно-денежных отношений, что требовало восстановления кредитной системы.
В октябре 1921 года вновь учреждается Государственный банк РФ, который с июля 1923 становится Государственным банком России. Госбанк России был учрежден с целью стимулирования кредитом и прочим банковским операциями развития промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных на восстановление денежного обращения. Госбанку было поручено провести денежную реформу. В октябре 1922 года Госбанк выпускает в обращение новые банкноты – червонцы. В течение 1922 –24 гг. Госбанк провел три денежных реформы. В результате проведенных мер к 1925г. кредитная система СССР была восстановлена, структура ее выглядела следующим образом:
-
I ый уровень
ГОСУДАРСВЕННЫЙ БАНК
II ой уровень
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР:
1) акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юго-Восточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк);
2) кооперативные банки (Всекомбанк, Украинбанк);
3) коммунальные банки (Цекомбанк и местные коммунальные банки);
4) Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки.
III ий уровень
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КРЕДИТНО – ФИНАНСОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ:
1) общества сельскохозяйственного кредита;
2) кредитная кооперация;
3) общества взаимного кредита;
4) сберегательные кассы.
Рис.3 Кредитная система СССР к 1925г.
Структура кредитной системы была представлена тремя ярусами и выражала новые социально-экономические отношения, сложившиеся в стране к началу 30-х гг. Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная и самая незначительная — капиталистическая (в основном с обществами взаимного кредита). При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми специализированными банками и обществами по кредитованию.
В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховые компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось созданием государственной страховой компании и ее выведением из кредитной системы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций между различными государственными организациями-акционерами. Таким образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически осуществлялись банками в рамках государственной собственности.
Переход к нэпу вызвал непримиримые противоречия в правительстве. В конце 1930г. нэп был ликвидирован, а кредитная система претерпела коренные изменения в результате реформы 1930-1932г.г., одной из задач которой стала централизация кредитной системы. Реформа кредитной системы проводилась в четыре этапа.
На первом этапе государственным и кооперативным организациям запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредит. Коммерческий кредит был заменен прямым банковским кредитованием. В результате усилилась роль Госбанка как проводника и контролера экономической политики правительства.
На втором этапе был установлен новый порядок межхозяйственных расчетов, в соответствии с которым счета поставщиков стали оплачиваться лишь при наличии согласия покупателя (акцепт) или его (аккредитива).
На третьем этапе в систему кредитования были внесены существенные изменения. Кредит Госбанка становится целевым, срочным, возвратным и обеспеченным товарно–материальными ценностями. Кредитование предприятий осуществляется в соответствии с выполнением ими планов. Госбанк мог ограничивать или полностью прекращать выдачу ссуд предприятиям, нарушающим свои обязательства, а также производить в принудительно порядке продажу их товарно–материальных ценностей для погашения полученных ссуд. Кроме того, Госбанк должен был обеспечивать контроль за ходом выполнения производственных, финансовых планов и планов накоплений.
На четвертом этапе усилилась роль Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования процессов производства, распределения и обращения. Была сформирована сеть специализированных банков долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений – Промбанка, Сельхозбанка, Цекобанка и Торгбанка. Структура кредитной системы в СССР в середине 80-х годов имела следующий вид:
-
I ый уровень
ГОСУДАРСВЕННЫЙ БАНК (Госбанк СССР)
II ой уровень
ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ БАНК (Промстройбанк)
III ий уровень
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК (Агропромбанк СССР)
IV ый уровень
БАНК ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (Жилсоцбанк СССР)
V ый уровень
БАНК ТРОДОВЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ И КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (Сберегательный банк СССР)
VIой уровень
БАНК ВНЕШЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рис.4 Кредитная система СССР в середине 80-х годов.
Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.
Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.
Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных расходов.
Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.
Монопольное положение спец банков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.
В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб. Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными последствиями банковской реформы.
Как ответ на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периода 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской системы: Госбанк и специализированные банки — первый ярус, коммерческие и кооперативные банки — второй ярус.
В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны быть преобразованы также созданные 1987 г. специализированные банки.
Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку — «500 дней», предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний , земельных банков, инвестиционных фондов , кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа «500 дней» расширяла количество будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания специализированных кредитных учреждений, однако по существу неправильно подменяла понятие «кредитная система» понятием «банковская система». Первое понятие шире, чем второе, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программе оставалось понятие «ссудного фонда», тогда как в условиях рынка необходима его замена на «рынок капитала».
Концепция структуры новой кредитной системы практически полностью перешла в программу союзного правительства » Основные направления развития народного хозяйства и перехода к рынку «, принятую осенью 1990 г. Верховным Советом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как под банковской системой по сути подразумевалось создание новой кредитной системы.
В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон » Закон о Госбанке и банковской деятельности», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.
Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.
Специализированные банки были превращены в коммерческие банки. Уже в 1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно-финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным страховым учреждениям — Госстраху и Ингосстраху были образованы на коммерческой основе страховые компании «Центрорезерв» , «Дальросс»,»Аско» и др.
Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков. К 1990г., т.е. к моменту принятия «Закона о банках и банковской деятельности», в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из следующих трех ярусов.
Глава 3. Развитие кредитной системы Российской Федерации.
3.1.Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 г.
-
I ый уровень
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ
II ой уровень
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА:
- коммерческие банки
- сберегательные банки РФ
III ий уровень
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ НЕБАНКОВСКИЕ КРЕДИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ:
- страховые компании
- инвестиционные фонды
- прочие
Рис.5 Кредитная система РФ на конец 1992г.
Нынешняя структура кредитной системы РФ приближена к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента — рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.
Новая банковская система развивалась сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков — 1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества. Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами всей банковской системы являются нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции ; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.
К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.
На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно отличалась от 1991 — 1992 гг.
3.2.Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994 г.
-
I ый уровень
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ
II ой уровень
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА:
- коммерческие банки
- сберегательные банки РФ
- ипотечные банки
III ий уровень
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ НЕБАНКОВСКИЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ:
- страховые компании
- инвестиционные фонды
- пенсионные фонды
- финансово- строительные компании
- прочие
Рис.6 Кредитная система на конец 1994г.
Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.
В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.
Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды. Это вызвало волну банкротств в 1993-1994 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты вели к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертировались в иностранную валюту, что обесценило рубль и привело к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждались в дальнейшем совершенствовании.
3.3. Современная кредитная система Российской Федерации
Современная кредитная система включает банк России, банки, филиалы и представительства иностранных банков, небанковские кредитные организации, союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы и холдинги.
ЦБ РФ является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБ РФ – экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе и его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. ЦБ РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, надзор за их деятельностью; осуществляет валютный контроль и др. функции.
Второй уровень кредитной системы — банковская система, она представлена, прежде всего, широкой сетью коммерческих банков. Обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственно жизни. Наряду с коммерческими банками функционируют так же специальные банки. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков, инвестиционные, осуществляющие операции по выпуску и размещению ценных корпоративных бумаг. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.
Особое место в кредитной системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга Российской Федерации, а так же Банк реконструкции и развития созданный государством для финансирования правительственных целевых программ общегосударственного и регионального характера с использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов.
В кредитной системе в институциональном плане можно выделить холдинги, группы и иные объединения банков.
Холдинги создаются путем получения основной кредитной организацией. В силу преобладающего участия в уставном капитале одной или нескольких кредитных организаций либо в соответствии с заключенным договором возможности предприятия определять принимаемое ими решение.
Группа кредитных организаций образуется для совместного осуществления банковских операций на основе заключения соответствующего договора.
Третий уровень кредитной системы представляют специальные финансово-кредитные институты. В их деятельности модно выделить, как правило одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБ РФ. Они имеют обычно специфическую клиентуру.
Активно развивается так же коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг.
Таким образом, в РФ постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.
В настоящее время наиболее заметным явлением в кредитной системе можно считать концентрацию и централизацию банковского капитала. Выделяются крупные банки, сосредотачивающие у себя значительную долю ресурсов, операций и персонала банковской системы. Они постепенно занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Их размеры возрастают за счет расширения обслуживания крупной клиентуры, привлечения новых вкладчиков, получения высокой прибыли.
Острая конкуренция в банковском деле ведет к вытеснению мелких кредитных учреждений. Кризис 1998г. сильно «помог» проблемным банкам выйти из игры. Были отозваны более 50% банковских лицензий, выданных в период становления банковского сектора. Основной формой ликвидации самостоятельных мелких банков становится приобретение одним банком акций другого банка и превращение его в свой филиал. С помощью расширения филиальной сети банки привлекают новую клиентуру и капиталы. Этому процессу способствует повышение требований ЦБ РФ к минимальному размеру уставного капитала.1
Особенно сильна концентрация банковского капитала в отдельных регионах, когда несколько банков сосредотачивают у себя подавляющую часть операций в определенном городе (особенно в крупных финансовых центрах России).
Проблемы подобного рода возможны у значительной части уцелевших банков – они прежде всего связано с дефицитом сфер прибыльного размещения банковских ресурсов. Накануне кризиса вложения банков в рублевые федеральные долговые обязательства составляли в среднем 7,5% активов и обеспечивали без малого 15% их доходов. В настоящее время рублевые институты такого уровня фактически отсутствуют. Единственным исключением являются депозиты коммерческих банков в ЦБ РФ, однако они не превышают 3% суммарных банковских активов.
Конкуренция в банковском деле выходит на международный уровень. Усиливается проникновение на российский финансовый рынок иностранных банков путем открытия их филиалов и представительств, создание банков с участием иностранного капитала. Банки, которые не могут эффективно использовать средства внутри России ищут более выгодные и надежные сферы их размещения за рубежом. Доля иностранных активах в активах банков продолжает расти. 1 июня 1999-12, 5 млрд. долларов, т. о. кризис не избавил банки от застарелых проблем. Те, что смогли устоять после 17 августа, были серьезно ограничены в возможностях эффективно использовать средства внутри страны. Большинство банков по-прежнему не в состоянии успешно кредитовать производство и предпочитают держать средства в ликвидной форме, кредитовать производство или вывозить капиталы за рубеж. Существует опасность того, что уже в ближайшем времени банки внутри страны смогут заниматься лишь расчетно-кассовым обслуживанием клиентов и сервисом по экспорту капитала. Т.о. банковский кризис в России еще далек от завершения. Он перерастает в глобальный кризис финансового посредничества и грозит надолго лишить экономику инвестиций, т.е. замедлить переход к устойчивому экономическому росту.
Глава 4. Проблемы и перспективы развития кредитной системы РФ
В настоящее время в экономической жизни России происходят непростые явления, обусловленные мировым финансовым кризисом. Глобальная финансовая система претерпевает принципиальные изменения. В условиях таких изменений и качественно новых рисков простых рецептов и решений уже не существует. В начале кризиса государство предприняло своевременные экстренные меры по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы. В конце 2008 г. была определена и сейчас разрабатывается большая среднесрочная программа, призванная минимизировать негативное воздействие внешних факторов на экономику страны. Итогом всех принятых мер должно стать проведение качественной и эффективной антикризисной политики в банковском секторе.
Важную роль в формировании современного конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики, была призвана сыграть «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года». Главным результатом ее реализации должно было стать повышение устойчивости и прозрачности национальной банковской системы.
В соответствии со Стратегией к 1 января 2009 г. отношение активов банковской системы к ВВП должно было составить 56 – 60%, капитала к ВВП – 7 – 8%, кредитов нефинансовым организациям к ВВП – 26 – 28%2. Предусмотренные в Стратегии целевые показатели были достигнуты уже к началу 2008 г., что говорит не столько об успехах российских банков, сколько о том, что установленные стратегией цели были занижены.
В течение всего периода реализации Стратегии темпы роста российских банковских активов были самыми высокими в Европе – 44,1% в 2006 и 2007 гг. Отношение активов к ВВП составило на конец 2007 г. 61,4%3. При этом у отечественного банковского сектора остается огромный нереализованный потенциал. Еще в 2006 г. отношение активов банковской системы к ВВП во Франции составило 250%, в Германии – около 300%, в Великобритании – 360%3.
Отмечая важную положительную роль Стратегии, тем не менее следует отметить, что не все поставленные в ней задачи были успешно реализованы. Это касается в первую очередь правового обеспечения банковской деятельности. Так, в рамках Стратегии планировалось создать условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами. Но существующее финансовое законодательство во многом представляет собой тяжелое наследие финансовой системы советской эпохи и является одной из причин современных проблем банковского сектора.
Ипотечный кризис 2007 г. в США затруднил доступ к международным финансовым ресурсам российским банкам, которые начали испытывать первые трудности с привлечением средств.
Катализатором кризиса российской финансовой системы стало обострение мирового финансового кризиса осенью 2008 г. В сентябре 2008 г. произошло одновременное краткосрочное ухудшение ряда факторов, включая падение цен на нефть, обострение политической ситуации вокруг Северного Кавказа, громкие банкротства американских банков. Все это привело к обострению ситуации в финансовой системе России: инвесторы начали массово покидать страну, переводя свои капиталы в финансовые центры США и Европы, произошел резкий обвал фондового рынка, фактически остановился рынок межбанковских кредитов, не выполнялись обязательства по сделкам РЕПО, обесценились залоги корпораций, предоставленные в ценных бумагах. Российские компании и банки фактически лишились доступа к мировым кредитным рынкам.
К счастью, эффективные и слаженные действия Правительства и Банка России позволили избежать серьезных проблем: удалось справиться с паникой, не допустить массовых банкротств, глобального оттока вкладов населения.
Тем не менее ряд мер имел и оборотную сторону. Очевидно, что привилегированные условия предоставления помощи государственным банкам негативно повлияли на ситуацию в первые недели кризиса. Надо отдать должное монетарным властям: контрпродуктивная мера о выделении средств государственной поддержки только трем банкам с государственным участием была скорректирована в первую же неделю, и к аукционам Минфина России допустили 32 банка, а через пять недель была реализована дополнительная мера – безналоговые аукционы, и доступ к ресурсам получили уже 116 банков.
Срочные антикризисные меры принимались Правительством и Центральным банком в целом своевременно и эффективно, что стабилизировало работу банковской системы. Однако сегодня необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы и реального сектора экономики. Задача состоит не только в том, чтобы не допустить дальнейшего обострения кризисной ситуации. Необходимо создать условия для поступательного развития отечественной банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.
Пакет антикризисных мер для укрепления банковского сектора можно условно сгруппировать по семи направлениям.
1. Монетарные меры
Установленный в январе 2009 г. коридор колебаний рубля к бивалютной корзине соответствует расчетному уровню поддержки и, вероятно, обеспечивает при текущих макроэкономических параметрах определенное равновесие.
Основная задача государства на современном этапе – подтвердить твердые намерения по поддержанию адекватного курса рубля и обеспечить его стабильность.
Кроме того, представляется необходимым снизить ставку рефинансирования до 8 – 10%. Это позволит повысить доступность кредитов для предприятий и населения, и как результат, стимулировать производство и внутренний спрос, снизить уровень дефолтов заемщиков. В противном случае мы можем получить и высокую инфляцию и сведем к минимуму внутренний спрос и экономическую активность в реальном секторе. Снижение ставки центральными банками во время кризиса является стандартной мировой практикой.
2. Повышение капитализации банковской системы
Мерами в данном направлении могут быть: введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования капитала банков.
3. Консолидация банковского сектора
Это направление призвано повысить устойчивость банковской системы и ее способность решать задачи по финансовому обеспечению отечественных производителей. В данном направлении положительную роль может сыграть механизм предоставления капитала крупнейшим банкам (в том числе частным) для приобретения неплатежеспособных банков в дополнение к долговому финансированию, предоставляемому Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Также необходимо повысить требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) для кредитных организаций, усовершенствовать процедуру реорганизации кредитных организаций и упростить процедуры их банкротства.
4. Формирование базы пассивов банков за счет источников внутреннего рынка
Учитывая острую потребность банков в формировании базы пассивов, следует принять следующие меры:
• обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;
• увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц как минимум до 3 млн руб. Непринятие такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов в более защищенные банковские системы мира;
• страхование средств юридических лиц в банках;
• законодательное закрепление возможности открытия безотзывных вкладов – данный законопроект уже внесен на рассмотрение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации;
• предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках (данный законопроект уже внесен в Государственную думу);
• обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков.
5. Расширение спектра государственных гарантий
Государственные гарантии – одно из важнейших направлений укрепления отечественной банковской системы. Объектами защиты с помощью государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане. Эти меры должны способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий. Использование государственных гарантий может быть реализовано за счет:
• поддержки внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров длительного пользования (посредством субсидирования процентных ставок по кредитам и частичной компенсации стоимости товара);
• включения 30 – 50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства;
• покрытия обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты (в том числе ипотечные) в результате кризиса.
В специальной поддержке нуждается Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) как организация, отвечающая за стимулирование первичного спроса. От работы Агентства во многом зависит существование ипотечного рынка, а значит, и строительной отрасли в целом. Представляется необходимым увеличить капитал АИЖК на 60 млрд руб. (в дополнение к 66 млрд руб., выделенным в 2008 г.).
Агентство по страхованию вкладов сейчас выполняет важные функции по обеспечению стабильности депозитной базы и осуществляет поддержку санации банковской системы. Следует увеличить капитал АСВ на 100 млрд руб. (в дополнение к выделенным средствам в размере 266 млрд руб.).
6. Упорядочение рынка проблемных активов
Важным условием укрепления банковского сектора является упорядочение рынка проблемных активов. В первую очередь, необходимо сформировать единую систему классификации проблемных активов, а затем обеспечить вывод с помощью государства проблемных активов с балансов банков и создать единую площадку для торговли ими.
Для облегчения доступа банков к публичной финансовой информации было бы целесообразно создать Государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России.
Кроме того, необходимы меры в области учета и распоряжения имуществом: формирование единой системы учета (регистрации) залога движимого имущества, создание механизма обязательного ареста имущества должников по искам банков, ввод упрощенного порядка судебного рассмотрения споров, связанных со взысканием задолженности по кредитным договорам и обращением взыскания на заложенное имущество.
Также необходимо обеспечить возможность погашения требований банков за счет заложенного имущества, минуя процедуру банкротства.
7. Повышение прозрачности и технологичности банковской системы
Открытость и высокая эффективность российского банковского сектора – обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики. К мерам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности банковского сектора, можно отнести:
• установление для 30 – 50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;
• введение дифференцированной системы надзора за банками;
• передачу контрольных функций Роспотребнадзора в области потребительского кредитования Банку России;
• разработку Банком России специальных нормативных актов для банков по рискменеджменту;
• переход на электронный формат подачи отчетности банков;
• совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно-банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета (вклады) физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.
Заключение
Главной целью данной работы явилось рассмотрение особенностей кредитной системы России на всех этапах ее исторического развития, выявление основных проблем ее формирования и перспектив развития.
Современная кредитная система — это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. На протяжении 10 лет рыночных реформ в России происходило формирование кредитной системы на основе новых принципов. Этот процесс довольно сложный и занимает длительный промежуток времени. При формировании кредитной системы в настоящее время невозможно не учитывать опыт прошлого.
Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми сталкивается наша экономика на переходном периоде к реальному рыночному механизму функционирования, что требует более радикальных преобразований в денежно-кредитной сфере. В настоящее время назрела необходимость в полной мере использовать экономические рычаги, присущие кредитной сфере, разработать и реализовать принципиально новые подходы к управлению денежным обращением страны.
Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.
История кредитной системы прошла несколько этапов формирования.
Были рассмотрены следующие периоды:
— структура кредитной системы Российской империи до 1917г.
-структура кредитной системы СССР в 1925 г.
— структура кредитной системы СССР.
— структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов.
— структура кредитной системы Российской Федерации.
Современная кредитная Российской Федерации, в целом, сформирована по образу систем стран с развитой экономикой. Особую роль в кредитной системе занимает центральный банк любой страны. Для выяснения его роли в этой системе, в работе была раскрыта деятельность Центрального Банка России. Рассмотрены функции и операции, которые ЦБ осуществляет в своей деятельности. Главным звеном банковской системы является коммерческий банк. В связи с этим, подробнейшим образом, была раскрыта деятельность последних в условиях рыночной экономики.
В этой работе мы попытались рассмотреть те проблемы, которые присущи кредитной системе России в современных условиях.
Заключительная часть посвящена основным проблемам и путям совершенствования кредитной системы Российской Федерации.
В качестве наиболее актуальных проблем на сегодняшний день можно выделить следующие:
— низкий уровень банковского капитала;
— значительный объем невозвращенных кредитов;
-высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов;
— проблемы в корпоративном управлении кредитных организаций;
-чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;
— значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп;
— низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях и личная заинтересованность в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;
— масштабное использование руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела;
— недостаточная жесткость надзорных требований;
— недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих юридически аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и банкротства.
Если проанализировать все эти проблемы, то мы придем к выводу, что коренной проблемой является – низкое качество управления, когда российские банки не могут адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию.
Список использованных источников
- Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О Банках и Банковской деятельности» (ред. от 03.03.2008);
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 26.04.2007);
- Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 06.12.2007, с изм. и доп. от 01.01.2008);
- Инструкция ЦБ РФ №1 от 30.01.1996 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций»;
- Белоглазова Г.Н., Кроливецкой Л.П. «Банковское дело», Москва, 2004г.;
- Белоглазова Г.Н. «Деньги, кредит, банки», Москва, 2007 г.;
- Благодина А.А., «Финансовый словарь», Москва, 2006 г.;
- Лаврушин О.И. «Деньги кредит банки», Москва, 2005 г.;
- Максютов А.А. «Основы банковского дела», Москва, 2005 г.;
- Николаева И.П. «Экономическая теория в вопросах и ответах», Москва, 2002 г.;
- Тедеева А.А., Парыгина В.А. «Деньги, кредит, банки», Москва, 2005г.;
- Шестаков А.В., «Банковская система РФ», Москва, 2006 г.;
- www.cbr.ru;
www.rbcdaily.ru;
www.vz.ru.
Приложение.
Табл.1
Стратегии развития банковского сектора
Российской Федерации на период до 2008 года
- Повышение конкурентоспособности банковского сектора
Пункт Стратегии
Форма реализации
Срок подготовки документа
Ответственные исполнители
1. Определение нового вида договора банковского вклада
63
федеральный закон
2005 год
Минфин России с участием Банка России
2. Применение принципа презумпции добросовестности участников кредитной сделки
50
федеральный закон
2006год
Минфин России, Минэкономразвития России с участием Банка России
3. Повышение эффективности института залога
49
50
федеральные законы
первое полугодие 2005 г.
Минфин России, Минэкономразвития России с участием Банка России
4. Создание равных условий конкуренции кредитных организаций на финансовых рынках
83
федеральные законы
2005 год
Минфин России, Минэкономразвития России с участием Банка России
5. Обеспечение условий для расширения форм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций вне места расположения кредитной организации
39
федеральный закон
первое полугодие 2005 г.
Минфин России, Минэкономразвития России с участием Банка России
6. Обеспечение гарантий прав потребителей при использовании потребительского кредита, формирование механизмов защиты прав потребителей в случае их нарушения
53
федеральный закон
2005 год
Минфин России, Минэкономразвития России с участием Банка России
7. Установление упрощенной процедуры кредитования субъектов малого бизнеса
52
нормативные акты Банка России
2005 год
Банк России
8. Уточнение требования о применении контрольно-кассовой техники кредитными организациями
64
федеральный закон
2006 год
Минфин России, Минэкономразвития России с участием Банка России
9. Расширение перечня ликвидных активов, принимаемых в обеспечение кредитов рефинансирования Банка России
48
нормативные акты Банка России
2005 год
Банк России
10.Упрощение процедуры открытия филиалов кредитных организаций и отмена государственной пошлины за их открытие
39
нормативные акты
2005 год
Минфин России, Банк России,МВД России,МЧС России
- Повышение капитализации банковского сектора
Пункт Стратегии |
Форма реализации |
Срок подготовки документа |
Ответственные исполнители |
|||||||||||||||||||||||||
1.Ограничение права кредиторов реорганизуемых кредитных организаций требовать досрочного исполнения обязательств кредитных организаций и отмена для кредитных организаций требования об индивидуальном письменном уведомлении всех кредиторов о реорганизации |
37 |
федеральный закон |
первое полугодие 2005 г. |
Минфин России, Минэкономразвития России с участием Банка России |
||||||||||||||||||||||||
2. Отмена для кредитных организаций ограничений на выпуск облигаций величиной уставного капитала |
57 |
федеральный закон |
первое полугодие 2005 г. |
Минфин России, Минэкономразвития России с участием Банка России |
||||||||||||||||||||||||
3. Повышение уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг, совершенствование регулирования вопросов концентрации услуг при слияниях, присоединениях, преобразованиях кредитных организаций |
85 |
федеральный закон |
2006 год |
Минфин России, Минэкономразвития России, ФСФР России с участием Банка России |
||||||||||||||||||||||||
III. Совершенствование банковского надзора
|
Табл.2
Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора
Российской Федерации
Показатель |
1.01.03 |
1.01.04 |
1.01.05 |
1.01.06 |
1.01.07 |
1.01.08 |
Активы (пассивы) банковского сектора, млрд. руб. |
4 145,3 |
5 600,7 |
7 136,9 |
9 750,3 |
14 045,6 |
20 241,1 |
в % к ВВП |
38,3 |
42,3 |
41,9 |
45,1 |
52,2 |
61,4 |
Собственные средства (капитал) банковского сектора, млрд. руб. |
581,3 |
814,9 |
946,6 |
1 241,8 |
1 692,7 |
2 671,5 |
в % к ВВП |
5,4 |
6,2 |
5,6 |
5,7 |
6,3 |
8,1 |
в % к активам банковского сектора |
14,0 |
14,6 |
13,3 |
12,7 |
12,1 |
13,2 |
Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам, включая просроченную задолженность, млрд. руб. |
1 796,2 |
2 684,7 |
3 887,6 |
5 454,0 |
8 031,4 |
12 288,3 |
в % к ВВП |
16,6 |
20,3 |
22,8 |
25,2 |
29,9 |
37,3 |
в % к активам банковского сектора |
43,3 |
47,9 |
54,5 |
55,9 |
57,2 |
60,7 |
Ценные бумаги, приобретенные банками, млрд. руб. 7 |
779,9 |
1 002,2 |
1 086,9 |
1 539,4 |
1 961,4 |
2 554, |
в % к ВВП |
7,2 |
7,6 |
6,4 |
7,1 |
7,3 |
7,7 |
в % к активам банковского сектора |
18,8 |
17,9 |
15,2 |
15,8 |
14,0 |
12,6 |
Вклады физических лиц, млрд. руб. |
1 029,7 |
1 517,8 |
1 977,2 |
2 754,6 |
3 793,5 |
5 136,8 |
в % к ВВП |
9,5 |
11,5 |
11,6 |
12,7 |
14,1 |
15,6 |
в % к пассивам банковского сектора |
24,8 |
27,1 |
27,7 |
28,3 |
27,0 |
25,4 |
в % к денежным доходам населения |
15,1 |
17,1 |
18,0 |
19,9 |
22,0 |
24,3 |
Средства, привлеченные от организаций*, млрд. руб. |
1 091,4 |
1 384,8 |
1 986,1 |
2 953,1 |
4 570,9 |
6 769,1 |
в % к ВВП |
10,1 |
10,5 |
11,6 |
13,7 |
17,0 |
20,5 |
в % к пассивам банковского сектора |
26,3 |
24,7 |
27,8 |
30,3 |
32,5 |
33,4 |
* Включая депозиты, средства государственных и других внебюджетных фондов, Минфина России, финансовых органов, клиентов по факторинговым, форфейтинговым операциям, средства в расчетах, средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корсчету кредитной организации (без учета средств, привлеченных от кредитных организаций).
1 Т. Мухина Вязкое дело//Эксперт 1999,3
2 см. Приложение Таблица 2.