Выдержка из текста работы
- 1. ВВЕДЕНИЕ
- 2. Стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации
- Понятие и особенности кризиса в экономике
- Природа кризиса на предприятии
- Факторы и критерии, влияющие на стратегию компании
- Выбор стратегии в кризисных ситуациях
- Стратегия международной диверсификации
- Антикризисное управление предприятием
- 3. Заключение
- 4. Список литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
2. Стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации
Понятие и особенности кризиса в экономике
Природа кризиса на предприятии
Факторы и критерии, влияющие на стратегию компании
Выбор стратегии в кризисных ситуациях
Стратегии изменения курса и реструктуризации
Как правило, основным мотивом реализации стратегий изменения курса и реструктуризации является желание управленческого ядра корпорации улучшить эффективность функционирования портфеля в целом или даже сохранить его существование.
Подход к реализации стратегии изменения курса зависит от причин неудовлетворительного функционирования портфеля или глубины кризиса, вызванного, например, высокими издержками в отдельных элементах портфеля сфер бизнеса; нахождением слишком большого числа сфер бизнеса в непривлекательных отраслях; слабостью корпоративного менеджмента и т.д. В зависимости от причин могут иметь место следующие подходы:
концентрация на восстановлении прибыльности в убыточных сферах бизнеса;
реализация стратегии «снятия урожая» в слабых сферах и направление высвобождаемых ресурсов в благополучные сферы;
введение режима экономии во всех сферах;
ревизия портфеля посредством продажи слабых сфер и замены их вновь приобретенными сферами, расположенными в более привлекательных отраслях;
смена отдельных менеджеров корпоративного уровня;
проведение мероприятий по повышению прибыльности во всех сферах бизнеса.
Стратегия реструктуризации предполагает осуществление радикальных изменений в портфеле, то есть устранение одних сфер из портфеля и включение других посредством покупки, продажи сфер бизнеса и вхождения в новые отрасли. К данной стратегии прибегают в тех случаях, когда:
диагностика текущей стратегии показывает, что у корпорации отсутствуют хорошие долгосрочные перспективы из-за наличия в портфеле значительного количества медленно развивающихся, угасающих и неконкурентоспособных сфер бизнеса;
для ключевых сфер бизнеса настали тяжелые времена;
совет директоров решает изменить направление развития портфеля сфер бизнеса;
появились новые технологии, продукты, и нужна полная переструктуризация портфеля с целью занятия позиции в новой перспективной отрасли;
имеется необходимость совершения крупной и выгодной покупки сферы бизнеса за счет продажи нескольких находящихся в портфеле;
основные сферы бизнеса в портфеле теряют привлекательность, что порождает необходимость изменений в портфеле для обеспечения приемлемых долгосрочных перспектив его развития.
Стратегия связанной диверсификации.
Стратегия диверсификации предполагает включение в портфель сфер бизнеса организации новых сфер бизнеса посредством:
приобретения организаций;
создания организаций «с нуля»;
создания совместных организаций.
Следствием диверсификации в рамках портфеля сфер бизнеса могут являться синергетические эффекты, проявляющиеся в снижении интегральных корпоративных издержек и возникающие за счет многофункционального использования ресурсов. В СУ синергетические эффекты называют стратегическими соответствиями (СС) и определяются как сходные статьи затрат в структурах издержек различных организаций, принадлежащих одному портфелю сфер бизнеса, которые могут трансформироваться друг в друга. В СУ выделяются следующие СС:
маркетинговые (единый клиент; единые географические территории, каналы сбыта, рекламные усилия, поставщики; сходные торговые марки, послепродажный сервис);
производственные (единые производственные мощности; сходные технологии, НИОКР);
управленческие (единые системы управления и обучения, менеджеры).
Пример маркетингового СС. Стоимость создания торговой марки всегда составляет значительную долю в нематериальных активах организации. Так, стоимость торговых марок компаний “Кока-Кола” и “Мальборо» оценивается более чем в тридцать миллиардов долларов каждая. Если организация располагает признанной торговой маркой, то она может использовать ее для продвижения нового товара, и в любом случае она затратит на продвижение значительно меньшие ресурсы по сравнению с другой организацией, не имеющей подходящей торговой марки и ступившей к продвижению аналогичной продукции при прочих равных условиях.
Стратегия диверсификации может быть двух видов: связанная и несвязанная. Стратегия связанной диверсификации предполагает наличие существенных СС между сферами бизнеса, в него входящих. Связанно диверсифицированные организации называются концернами.
Например, компания Gilette имеет в своем портфеле следующие сферы бизнеса, имеющие СС: лезвия и бритвы зубные пасты и щетки; канцелярские принадлежности; кофеварки, будильники, электрические зубные щетки и т.д. Компания Johnson and Johnson имеет следующие сферы бизнеса: гигиенические и парфюмерные продукты для детей; лекарства, стоматологическое оборудование; ветеринарные препараты; предметы женской гигиены; бандажные и перевязочные материалы, и т.д.
Организации могут иметь множество сфер бизнеса; при всём этом между некоторыми существуют СС, между другими — отсутствуют. Для того чтобы внести ясность в вопрос классификации корпораций, существует понятие «преобладающего типа диверсификации на данном стратегическом уровне», под которым подразумевается преобладающий тип диверсификации на уровне анализируемых подсистем одного порядка в организации.
Стратегия несвязанной диверсификации
Организации, осуществляющие несвязанную диверсификацию, называются конгломератами. Сферы бизнеса, находящиеся в их портфеле, имеют между собой слабые стратегические соответствия.
Основное преимущество стратегии несвязанной диверсификации базируется на снижении риска для конгломерата в целом. Снижение риска связано с тем фактом, что различные отрасли могут единовременно находиться на различных фазах отраслевых жизненных циклов. Спады в одних компенсируются подъемами в других.
Доходность конгломерата в целом в значительной степени зависит от способности управленческого ядра предвидеть перспективы отраслевых конъектур и умения выгодно распоряжаться компонентами портфеля сфер бизнеса конгломерата, поэтому менеджеры высшего уровня должны иметь исключительно высокую специализированную квалификацию
Примеры несвязанно-диверсифицированных компаний. Union Pacific Corp.: железнодорожные перевозки; добыча нефти и газа; ОВЛС — и СВЧ — оборудование; сухопутные перевозки, нефтепереработка; недвижимость; и др. Westinghouse Electric Corp.: энергораспределительное оборудование; недвижимость; коммерческие теле — и радиовещание; транспортеры; офисная мебель; электроника для нужд обороны и др.
Как показывает практика, в периоды общеэкономического спада наибольшие шансы на выживание имеют корпоративные структуры типа концерна, то есть организации, чьи портфели имеют значительные стратегические соответствия между отдельными сферами бизнеса. Это связано с тем, что, с одной стороны общеэкономический спад негативно сказывается практически на всех сферах бизнеса; с другой, минимизация затрат становится в таких случаях первоочередной задачей, с решением которой концерны справляются лучше, чем конгломераты.
Стратегия международной диверсификации
Антикризисное управление предприятием
3. Заключение
4. Список литературы1.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — Спб.: Питер Ком, 2005. — 416с.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 2003. — 519 с.
4. Веснин В.Р. Стратегическое управление. — М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2004. — 328с.
5. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. — М.: Изд. «Финпресс», 2006. — 272с.
6. Виханский О.С. Стратегическое управление. — М.: Гардарика, 2007. — 296с.
7. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — Спб.: Питер, 2005. — 560с.
8. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. — М.: Изд. «Финпресс», 2007. — 240с.
9. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмнт. — М.: «Экономика», 2004. — 416с.
10. Круглов Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент. — М.: Изд. РДЛ, 2003. — 464с.
11. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 375с.
12. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 288с.
13. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмнел Дж. Школы стратегий. — СПб.: Питер, 2005. — 336с.
14. Попов С.А. Стратегический менеджмент: Видение — важнее, чем знание: — М.: Дело, 2003. — 352с.
15. Стратегический менеджмент (Авт.д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус и Д. Хьюстон): — М.: Проспект, 2003. — 336с.
16. Стратегическое планирование / Под ред. Э.А. Уткина. — М.: ТАНДЕМ, 2005. — 440с.
17. Стратегия бизнеса / Под ред. Г.Б. Клейнера. — М.: КОНСЭКО, 2006. — 320с.
18. Томпсон А.А., Скрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 576с.
19. Тренев А.Н. Стратегическое управление. — М.: ПРИОР, 2007. — 288с.
20. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. — М.: ЗАО [!!! В соответствие с ФЗ-99 от 05.05.2014 данная форма заменена на непубличное акционерное общество] «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2006. — 416с.
21. Экономическая стратегия фирмы / под ред. А.П. Графова. — СПб.: Специальная литература, 2005. — 416с.