Содержание
Введение3
1.Реформирование региональных финансов и
стратегии развития субъектов РФ.4-12
2.Механизмы социально-экономического развития регионов
2.1 Генеральная схема пространственного развития..12-13
2.2 Правовая поддержка социально-экономического развития регионов.13-16
2.3 Информационные механизмы..16
2.4 Организационно-финансовые механизмы.16-19
3.Стратегии развития на примере Волгоградской области20-28
Заключение..29
Список используемой литературы30
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования обусловлена социально-экономическими процессами регионализации, переносом «центра тяжести» экономического развития на региональный уровень и необходимостью, в этой связи, поиска и поддержания разумного компромисса регионализации и интеграции, многообразия и единства. Передача в регионы прав собственности; на объекты производственной, инфраструктурной и природохозяйственной деятельности, а также ответственности за использование существенно расширяет их социально-экономический и государственный статус. Вместе с тем повышение самостоятельности и усиление роли регионов объективно требуют переосмысления сущности и, как следствие, основных критериев уровня территориального развития, под которым понимается режим функционирования: региональной системы, целевые приоритеты которого ориентированы на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, — обеспечение устойчивым, сбалансированным и взаимно неразрушающим воспроизводством: социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории.
В этих условиях возрастает внимание к изучению региональных аспектов рыночного хозяйства и совершенствованию научно-методического и прикладного инструментария сценарного развития социально-экономических процессов, происходящих на региональном уровне национального хозяйства:
В рамках обоснования концепции, стратегии и программы развития экономики региона важное значение имеет реализация системы комплексного видения его перспектив, в которой обеспечение приоритетов в поэтапном согласования целей, задач и мероприятий должно базироваться на создании механизма трансформации исходных условий и ресурсов в факторы стратегического развития. Последнее имеет особую актуальность для крупных регионов с депрессивным состоянием социально-экономического развития.
Степень разработанности проблемы. В процессе разработки концепции проведенного исследования по проблемам, тенденциям специфики и взаимообусловленности социального и экономического развития, формирования его стратегий на различных уровнях управленческой деятельности автор обращался к научным трудам зарубежных и отечественных ученых: Р. Акоффа, И. Ансоффа, Б. Карлоффа, А.А. Томсона, А. Дж. Стрикленда, К. Боумена и др., а также отечественных Ю. Гусева, А. Градова, А. Гранберга, О. Виханского, М. Круглова, А. Петрова и др.
Основной вклад в современное представление о социальных функциях государства и их регулирующих воздействиях на развитие экономики? отдельных территорий внесли M. Блауг, Дж.М. Кейнс, Дж. Крегель, X. Ламперт, К. Мюллер-Армак, В. Ойкен, Дж. .Стиглиц, Д. Сакс, Дж. Сорос, Ф. Хайек, И. Шумпетер и др.
Общие концептуальные проблемы государственного и регионального управления экономикой регионов страны исследуется в работах А. Гутмана, Г. Некрасова; О. Иншакова, В. Лексинова, Н. Некрасова, А. Пикулькина, а также Л; Абалкина, П. Акинина, Ю. Аниконова, В. Белова, О. Дейнеко, Ф. Колосовского и др.
Большая часть исследователей отмечает, что важная с практической точки зрения и сложная в теоретическом плане проблема регионализации социально-экономического развития на основе многоаспектного сценарного прогнозирования выступает условием реализации отношений пропорциональности и сбалансированности в воспроизводственном процессе региона. В то же время практически не выделены в специальный предмет исследования преимущества целевого программирования; учитывающие условия депрессивной экономики на основе индикативного планирования и сценарного прогнозирования, состоящие в способности представить перспективное качественное состояние депрессивного региона как системного объекта стратегического планирования, его развития посредством детализации целевых установок до уровня программ и систем мероприятий с учетом взаимообусловленности динамики отдельных ресурсных подсистем — экономической, инфраструктур, социальной и др.
Целью курсового исследования является научное обоснованием приоритетов формирования стратегии социально-экономического развития региона и разработка направлений ее совершенствования.
Поставленная цель обусловила необходимость последовательного решения следующих задач: провести теоретический анализ сущности и специфики формирования стратегии социально-экономического развития на национальном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях; исследовать современные тенденции и провести типологический анализ современного состояния экономического развития различных типов регионов; провести системный анализ проблем методического обеспечения задач стратегического планирования на основе программно-целевого подхода; проанализировать базовые условия и обосновать последовательность процесса комплексного целевого программирования социально-экономического развития крупного региона (Красноярский край); разработать и обосновать методические рекомендации к разработке стратегии социально-экономического развития региона (по материалам Красноярского края); определить приоритетные направления формирования стратегии социально-экономического развития Красноярского края и аргументировать практические предложения по стабилизации занятности и развитию рынка труда как основы социальной безопасности в регионе.
Предмет исследования — процессы формирования и реализации стратегий социально-экономического развития региона — Красноярского края.
Объект исследования — система стратегического планирования развития хозяйственного комплекса региональной экономики Красноярского края.
Методологической и теоретической основой исследования послужили концепции и гипотезы, представленные в классических и современных исследованиях зарубежных и отечественных ученых по экономической: теории и практике регионального развития в современных условиях, а также в работах по проблемам стратегии социально-экономического развития государства, формирования его устойчивого функционирования.
Методы исследования. В работе использованы концептуальные положения, обеспечивающие возможность применения системного подхода к разработке проблемы в единстве его субъективно-объективного и функционально-структурного аспектов, а также элементы моделирования и прогнозирования.
Обоснование теоретических положений и практических рекомендаций осуществлялось на основе реализации общенаучных подходов: диалектического, системно-функционального, структурно-уровневого, историко-логического, монографического и экономико-статистического анализа, а также методов социологических исследований.
Информационно-эмпирическую базу исследования составляют данные Госкомстата РФ и Красноярского края, официальные данные Министерства труда и социального развития РФ, Министерств экономического развития и торговли, труда и социальной защиты населения Красноярского края; материалы, опубликованные в монографиях и периодической печати; а также фактические материалы и результаты аналитических и социологических исследований автора.
Курсовая работа состоит из введения; трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Стратегия развития крупного региона как объект формирования
1.1. Сущность стратегии социально-экономического развития территории
Существует множество определений «стратегия развития» в различных категориях. Например, у П. Друкера, стратегией является способ реализации в практической деятельности теории бизнеса, цель которой — это обеспечение организации возможности достижения желаемых результатов; а также стратегия, по П.Дракеру, может позволить системе искать целенаправленно и использовать благоприятные возможности в своих интересах. Стратегию определяют иногда как выбор долгосрочных целей, это сводит само понятие стратегии процессу выбора и к методу. Согласно определению, цель, становится стратегической после произведённого выбора. Стратегия может включать оценочный подход к выбору цели и к её достижению направление движения.
Развитие — это, фактически, движение вперёд, формирование и становление новых структурных характеристик системы, её рост и, конечно же, расширение.
Стратегия развития — достаточно емкая и многоплановая категория, её можно классифицировать по разным признакам. Данному вопросу посвятили свои труды И. Ансофф, Э. Боумен, П. Друкер, М. Круглов, Г. Минцберг, М. Портер и другие отечественные и зарубежные ученые. Каждый из них разработал классификацию стратегий развития в контексте интересующей предметной области исследования.
Стратегию развития региона группируют по следующим признакам:
— по типу покупателей, выделяют стратегии, которые предназначены населению (дифференцированные по категориям, социальным группам, месту жительства, объединениям); по юридическим лицам (дифференцированные по организациям, предприятиям, их видам) и по органам управления территорией;
— по видам (маркетинговые, потребительские, трудовые и организационные, предпринимательские стратегии);
— по сферам деятельности (услуги, производство, сфера управления, инфраструктура, социальная сфера и др.);
— по отраслям (сельское хозяйство, промышленность, образование, строительство, транспорт, связь и т.д.);
— по направлениям (инновационная, инвестиционная, финансовая, развитие импортозамещающих производств, институциональная и т.д.);
— по стратегическим приоритетам, выделяют стратегии стабильности функционирования (являются основными в развитии региона, обеспечивают стабильность его существования и функционирования); ключевые стратегии (оказывают доминирующее влияние на конкурентоспособность региона, выделяют регион среди множества других территорий); новаторские стратегии (формируют потенциал успеха региона в будущем).
От наличия у региона ясной стратегии развития выгоду извлекают не только те, кто ориентируется в своей деятельности на нее, но и представители других регионов, не участвующие в реализации стратегии непосредственно. Так как они могут оказать на ход реализации стратегии как положительное, так и отрицательное воздействие, постольку необходимо учитывать и их социально-экономические интересы в процессах формирования и реализации стратегии.
Стратегия социально-экономического развития позволяет согласовать сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, деятельность органов государственного управления для задания единого направления развития. Это направление формируется с учётом территориальных особенностей, включает трудовые и природные ресурсы, сложившуюся сервисную и производственную специализацию, конкурентные, экономико-географические и иные преимущества. Следует заметить, что долгосрочной региональной стратегией является не «застывший и неприкасаемый» документ. Наоборот, в стратегии предполагается внесение в неё корректировок, с учётом анализа её промежуточных результатов, развитие соседних регионов, изменений на внутреннем и внешнем рынках, а также страны в целом.
Стратегия развития позволяет создать с точки зрения привлечения инвестиций благоприятный деловой климат в регионе. Как известно — становиться более жёсткой и интернациональной конкуренция на рынке инвестиций. Для того, чтобы победить в этом соревновании, инвесторам следует создать лучшие условия и гарантии, представить на длительную перспективу убедительные планы стратегического развития, выдержать у других, схожих регионов схватку за инвестора. Для значительного числа российских регионов — это особенно актуально, где не имеют нефтегазовые месторождения, и там, где в глазах инвесторов почти не отличаются друг от друга.
Стратегия социально-экономического развития позволяет сконцентрировать на приоритетных направлениях инвестиционные ресурсы. Определить развитие «точек роста», которые принесут наибольший эффект. Точки роста, в свою очередь, позволят создать целые кластеры в регионе — группы территориально сконцентрированных и взаимосвязанных организаций, (поставщиков комплектующих, услуг, производителей, научно-исследовательских учреждений и других организаций, которые взаимодополняют и усиливают конкурентные преимущества друг друга). Развитие ключевых элементов кластера позволяет эффективно концентрировать ограниченные ресурсы регионального бюджета, стимулировать развитие взаимосвязанных секторов экономики, источники федерального центра и частных инвесторов на основных направлениях.
Долгосрочная стратегия является основой для обоснования рациональности разработки схемы территориального планирования, т.е. зон планируемого размещения объектов капитального строительства для общественных нужд, функциональных зон, зон с особыми условиями использования территории и т.д. Схема территориального планирования служит базой устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития и рационального использования территории.
Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает получение субсидий из самых различных источников руководителям региона, поскольку позволяет обосновать убедительно целевое расходование средств. Стратегия является основанием на получение финансирования отдельных мероприятий для заявок объектов из федерального бюджета ирегиональных властей, например, на реализацию адресных инвестиционных проектов, целевых программ, на программы развития особых……..
Список использованной литературы
1. Закон Красноярского края от 10.02.2000 N 9-627 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Красноярском крае»//
2. Постановление Правительства Красноярского края «О внесении изменения в постановление Правительства Красноярского края от 19.04.2011 № 204-п «О Порядке взаимодействия органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления в процессе планирования социально-экономического развития Красноярского края»// zakon.krskstate.ru/0/doc/6296/
3. Айзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 495 с.
4. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 208с.
5. Груздев А. Стратегия развития региона: цели, преимущества, технология разработки // Общество и экономика. — 2011. — №1. — С. 115-120.
6. Гуриева Л. Стратегия устойчивого развития региона // Проблемы теории и практики управления. — 2010. — №2. — С. 46-57.
7. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. — 3-е изд. — М.: КДУ, 2010. — С. 211.
8. Катков И.Н., Анализ структуры товарного рынка // ВЕСТНИК ТИСБИ 2012. — № 3 (www.tisbi.ru)
9. Лапыгин Д.Ю. Разработка плана стратегического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. — 2009. — №2. — С. 85-100.
10. Миролюбова Т. Индикативное планирование социально-экономического развития на уровне субъекта Федерации // Проблемы теории и практики управления. — 2010. — №8. — С. 30-39.
11. Мокров Г. Исследования и разработки маркетинга // Кадры. -2010. -№7. С. 7-14.
12. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. — №5.- С.104 — 107
13. Рябухин С. Региональная стратегия: от стабилизации к развитию // Проблемы теории и практики управления. — 2011. — №10. — С. 8-14.
14. Смирнов В.В. Особенности эффективного управления развитием региона: методология, стратегия, механизм организации // Аудит и финансовый анализ. — 2010. — №6. — С. 393-402.
15. Татаркин А. Стратегия сбалансированного планирования регионального развития // Общество и экономика. — 2011. — №5. — С. 88-100.
16. Шеховцева Л.С. Методология формирования стратегических целей развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. — 2011. — №3. — С. 67-75.
17. Официальный сайт Администрации Красноярского края: krskstate.ru/krasnoyarskkray/about