Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования6
1.1. Необходимость стратегического планирования в условиях жесткой конкуренции6
1.2. Современные технологии стратегического планирования11
1.3. Этапы осуществления стратегического планирования на предприятии16
1.4. Отечественный и зарубежный опыт осуществления стратегического планирования на предприятии23
Глава 1. Исследование деятельности предприятия ООО «Редиус»32
1.1. Характеристика предприятия: история развития и организационная структура предприятия32
1.2. Изучение финансово-хозяйственной деятельности40
1.3. Анализ стратегии фирмы48
Глава 3. Разработка системы стратегического планирования деятельности ООО «Редиус» в условиях кризиса59
3.1. Разработка проекта стратегического плана развития предприятия59
3.2. Расчет экономической эффективности предлагаемых рекомендаций67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ78
Список использованной литературы80
Приложение 184
Выдержка из текста работы
Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциально-технический и человеческий капитал и другие ресурсы.
Актуальность выбора темы дипломной работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия – это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Сейчас, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Не существует стратегии единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления.
Стратегию в общем виде можно определить как деловую эффективную концепцию, дополненную набором реальных действий, которые могут привести эту бизнес концепцию к достижению настоящего преимущества в конкуренции, который может долго сохраняться. Стратегическая разработка базироваться должна на глубочайшем понимании рынка, оценке позиции компании на рынке, понимании своих преимуществ среди конкурентов.
В жестоких условиях конкуренции развитие компании зависит от трех групп факторов: внешней среды, внутренней среды, динамических способностей.
Единой общей стратегии не бывает для всех компаний. Каждая компания даже в одной отрасли по своему уникальна, поэтому индивидуально и определение его стратегии, зависящей от его возможностей, а также других внешних факторов.
Формирование стратегии компании в конечном итоге даст ответы на три вопроса: Какие из направлений хозяйственной деятельности нужно развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова по данным направлениям потенциальная отдача?
Все вышеперечисленное определило актуальность этой темы и дало возможность выделить для практического и теоретического исследования проблемы развития стратегии предприятия в целом.
В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем. Учитывая то, что окружение и условия жизни организации будут меняться.
Стратегический менеджмент очень быстро развивается в области науки и практики управления, появившейся в ответ на рост динамики внешней среды бизнеса. Теория стратегического управления и планирования в свое время получила развитие американскими исследователями бизнеса и консультационными компаниями, затем аппарат вошел в список методов внутрифирменного планирования развитых стран.
В современном мире мы сталкиваемся с множеством определений стратегии, при этом их объединяет понятие стратегии как сознательной совокупности норм и правил, находящихся в основе выработки и принятия стратегических решений, оказывающих влияние на будущее состояние компании, как связь между компанией и внешней средой. Стратегия – это основная программа действий, выделяющая приоритеты проблем и ресурсы, чтобы достичь главной цели. Она определяет главные цели и базовые пути их достижения так, что компания обретает единое направление движения.
Стратегическое развитие предприятия – это процесс принятия и исполнения стратегических задач, основным звеном которого является выбор стратегии, основанный на сопоставлении своего потенциала ресурсов компании с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию рассмотреть можно как связь между тем, что хочет достичь компания: ее целью и поведенческой линией, которая выбранна для достижения поставленных целей.
Понятие «стратегическое управление» ввели на стыке 1960–70 гг. с целью, чтоб внести различие между текущим управлением на уровне производства и регулированием, которое осуществляется на верхнем уровне. Актуальность проведения этого различия вызвана была переходом к совершенно новой модели управления развитием компании в меняющейся среде.
Объектом исследования является МУП «Алексеевская теплосетевая компания».
Предметом исследования является экономический анализ деятельности предприятия и анализ эффективности внедрения стратегических направлений развития предприятия.
Целью работы является исследование основных направлений стратегического развития предприятия и экономическое обоснование мероприятий по внедрению в деятельность предприятия новой стратегии развития.
Для реализации вышеуказанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотреть теоретические основы стратегии развития предприятия;
— дать организационно-экономическую характеристику предприятию;
— провести оценку основных направлений стратегического развития предприятия;
— предложить и экономически обосновать проект по внедрению стратегии развития предприятия.
При проведении анализа и обобщения были использованы следующие источники: годовые отчеты, баланс предприятия, устав предприятия, отчет о финансовых результатах предприятия, учебники, пособия, методические материалы по экономике предприятия и статьи практикующих экономистов, рассматривающих проблемы стратегического развития предприятия.
В работе используются различные методы научного исследования: конкретно-социологический, формально-логический, диалектический, анализ, метод обобщения, методы математической обработки.
Методологической основой дипломной работы явилась нормативная, законодательная, специальная, периодическая литература по вопросам учета и анализа основных средств.
Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух структурированных разделов и заключения.
Ключевые слова и словосочетания: стратегия развития предприятия, виды стратегий, предприятие пищевой промышленности, экономическая эффективность.
………….
1. Гражданский кодекс Российской федерации: в трех частях [Текст]: 2-е изд. / М.: Ось-89, 2011. – 384 с.
2. Статистический сборник: регионы России социально-экономические показатели [Текст]: стат.cб. / Федер. служба гос. статистики — М.: Изд-во Росгосстата, 2011. – 263 с.: табл.
3. Статистический ежегодник по Белгородской области [Текст]: стат. сб./ Федер. служба гос. статистики по Белгор. обл. – Белгород: Изд-во Белгород. облкомстата,2009. – 359 с.: табл.
4. Статистический сборник: сфера услуг Белгородской области [Текст]: стат. сб./ Федер. служба гос. статистики по Белгор. обл. – Белгород: Изд-во Белгород. облкомстата,2009. – 214 с.: табл.
5. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст] / М.М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 247 с.
6. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. — М.: Экономика, 2011. – 647с.
7. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 237 с.
8. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст] / О.С. Виханский — М.: Гардарика, 2012. – 569 с.
9. Герасимова, В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. экономических колледжей и сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В.А. Герасимова, И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицына. – 2-е изд. – М.: Изд-во «Дашков и К», 2012. – 224 с.
10. Горемыкин, В.А. Бизнес – план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес – плана [Текст] / В.А. Горемыкин. — 5-е изд.., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2013. – 592 с.
11. Демидова, Н.А. Услуги: Успешный опыт и типичные ошибки [Текст] / Н.А.Демидова, А.А. Арнаутов, Г.В. Аскинази и др. – Кострома: ООО «Комисдат», 2011. – 120 с.
12. Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика [Текст] / П. Дойль. – СПб.: Изд-во «Питер», 2011. – 560 с.
13. Друкер, П.Ф. Энциклопедия менеджмента [Текст] / П.Ф. Друкер. – М.: Вильямс, 2011. – 357с.
14. Ершов, В.Ф. Бизнес- проектирование [Текст] / В.Ф. Ершов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2011. – 288 с.
15. Кисилева, Н.В. Инвестиционная деятельность: учеб. пособие [Текст] / Н.В. Киселева, Т.В. Боровикова, Г.В. Захарова и др.; под ред. Г.П. Подшиваленко, Н.В. Киселевой. – М.: КНОРУС, 2009. – 432 с.
16. Кандаурова, Н.В.Учет затрат при реализации стратегии [Текст] / : дисс. уч. ст. к.п.н. – М, РГУФК 2009. – С. 4 – 42.
17. Каплан, Р. Организация, ориентированная на стратегию [Текст] / Р. Каплан, Д. Нортон. – М.: Олимп Бизнес, 2011. – 278 с.
18. Кузнецова, Е.П. Управление качеством продукции: учеб.-практ. Пособие [Текст] / Е.П. Кузнецова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2011. – 132 с.
19. Ляско, В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.И. Ляско. – М.: Изд-во «Экзамен», 2011. – 288 с.
20. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации [Текст] / В.И. Макарьева, Л.В. Андреева. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 264 с.
21. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст] / под ред. В.А. Алексунина. – М.: Маркетинг, 2009. – 516 с.
22. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций [Текст] / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. — Москва-Новосибирск: ИНФРА-М – Сибирское соглашение, 2011. – 345 с.
23. Золотов, М.И. Менеджмент и экономика медицинской отрасли [Текст]: учебник / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. – М.: Изд-во «Академия», 2012. – 432 с.
24. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 644 с.
25. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. – 2-е изд. стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 496 с.
26. Пелих, А.С. Бизнес – план или как организовать собственный бизнес [Текст] / А.С. Пелих. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2011. – 96 с.
27. Пилипенко, Н.Н. Основы маркетинга: учеб.-метод. пособие [Текст] / Н.Н.Пилипенко, Е.Л. Татарский. – М.: Изд-во «Маркетинг», 2011. – 180 с.
28. Пилипенко, Н.Н. Основы менеджмента: структурно – л