Содержание
Введение
1 Стратегическое планирование в регионах
1.1 Характерные особенности региональной экономики
1.2 Цели и задачи регионального развития
1.3 Проблемы стратегического планирования в регионах
1.4 Стратегические региональные программы в России
2 Стратегические региональные программы в Амурской области
2.1 Программа развития ВЭД
2.2 Программа развития туризма
2.3 Программа развития ипотечного жилищного кредитования
2.4 Программа развития физической культуры и спорта
Заключение
Библиографический список
3
5
5
8
11
16
19
19
25
28
28
32
34
Выдержка из текста работы
Одной из центральных проблем, стоящих перед администрацией Липецкой области, является обеспечение экономического роста на основе кардинальной структурной перестройки экономики.
Для решения стратегических задач структурной перестройки экономики Липецкой области требуется мобилизация весьма значительных экономических ресурсов. Реализация структурной политики предопределяет необходимость перехода к целенаправленной государственной политике по восстановлению процессов в экономике Липецкой области.
Следует отметить, что состояние экономического потенциала является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития региона.
В сложившихся условиях проведение активной и последовательной экономической политики приобретает исключительную роль в деятельности администрации области.
Липецкая область по совокупности природно-географических, политических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами, по оценке отечественных и зарубежных экспертов является экономически привлекательным регионом.
Липецкая область также обладает высоким ресурсным, научно-техническим и производственным потенциалом, развитой инфраструктурой.
Актуальность темы курсового проекта «Анализ стратегического планирования социально- экономического развития региона, на примере Липецкой области” вытекает из необходимости анализа решений таких важнейших экономических, финансовых, организационных, социальных и нормативно-правовых задач, как обоснование методологических и концептуальных положений управления региональной экономической политикой и развития социально-экономической деятельности.
I . Стратегическое планирование в системе управления экономическим развитием региона .
Какие современные средства, методы и технологии могут помочь руководству региона обеспечить стратегическую поддержку в решении комплекса сложных региональных проблем? Накопленный у нас в стране и за рубежом опыт управления социально-экономическим развитием регионов показывает, что достаточно эффективным средством является методология стратегического планирования.
Стратегическим принято считать планирование, при котором строятся цели и выбираются методы их достижения на некоторую перспективу, когда формируются сценарии будущего состояния региона. Стратегическое планирование включает в себя построение прогнозной модели исследуемых процессов – математической, аналитической, словесной – с последующим применением ее для оценки принимаемых мер, управленческих решений. В понятие планирование включается также выбор средств и методов достижения поставленных целей, поддержки управленческих решений.
Сейчас в регионах на новый уровень выходит задача развития единого информационного пространства и формирования информационных ресурсов которые должны стать существенно ориентированными на анализ состояния, подготовку и принятие решений по стратегическим вопросам его развития.
Как показала зарубежная практика, стратегическое планирование ориентируется на активные действия, чаще является долгосрочным, касается совокупности множества проблем, акцентирует внимание на оптимальном удовлетворении потребностей местного сообщества, содействует достижению общественного консенсуса по региональным и муниципальным проблемам.
Известной моделью для стратегического планирования на местном уровне может служить индикативное планирование (Франция). Оно основано на создании государством стимулов для привлечения частных инвестиций в приоритетные сферы. Инструментами индикативного планирования являются: обеспечение доступности капитала по более низким процентам, вложения в инфраструктуру, субсидирование исследований.
В США перспективным считается развитие стратегического планирования как информационного механизма. В условиях постоянных изменений в расстановке политических сил стратегический план заостряет внимание политических лидеров на вопросах экономического и социального развития. Этот план направлен на предоставление соответствующей информации местным политическим группам. Стратегический план не диктует определенный курс, а организует политический процесс.
Применение стратегического плана обеспечивает местному руководству ряд бесспорных преимуществ. Стратегическое планирование содействует координации деятельности различных местных институтов. Интеграция планирования капиталовложений, финансового планирования и составления текущего бюджета в единый стратегический план позволяет всесторонне оценить влияние деятельности властей на экономику и качество жизни населения.
Стратегический план может стать источником такой информации, которая позволит на местах выработать свою позицию в отношении плана местного развития. Стратегический план (как источник информации) должен помочь всем частным компаниям, действующим в регионе, принимать собственные обоснованные стратегические решения, учитывающие долгосрочные цели и основные направления политики региональных и городских властей.
Стратегическое планирование предполагает наличие обратной связи. Если осуществление предлагаемой в плане политики не принесло желаемых результатов, это означает, что необходимо пересмотреть либо эту политику, либо исходные данные, либо сам процесс планирования. Если выбранная модель стратегического планирования оказалась неудачной, ее надо усовершенствовать. Процесс разработки стратегического плана, в каком-то смысле, не менее важен, чем сам план. Вот почему в стратегическом планировании особое место занимают стратегические беседы, сама процедура планирования.
Например, процедура стратегического планирования может включать следующие ступени.
1. проведение инвентаризации и анализ тенденций.
2. прогноз и оценка того, что произойдет при определенных условиях.
3. определение целей и задач. При их формулировке учитывается мнение не только руководителей, но также местных жителей и представителей бизнеса.
4. выработка альтернативных вариантов политики и планов.
5. сопоставление и оценка альтернативных планов с учетом таких показателей, как финансовые возможности, степень соответствия общим целям, приемлемость для населения, правовые и социальные препятствия осуществлению плана, дополнительная нагрузка на ограниченные мощности.
6. выбор наиболее приемлемого плана.
7. подготовка детальных планов.
8. осуществление планов.
9. постоянная оценка всего процесса в целом.
II . Система показателей и методы стратегического планирования экономического развития.
Разработка всех видов управленческих решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей. Только с их помощью могут быть реализованы логика, принципы и методологические подходы стратегического планирования.
Под показателем в современном учете и статистике понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе. Причем качественная сторона его отображает сущность явлений или процесса в конкретных условиях места и времени, а количественная — его размер, абсолютную или относительную величину. Применительно к стратегическому планированию, под показателем следует понимать меру (количественную или качественную) планового задания, придающую его количественную или качественную определенность.
Современная система показателей в целом позволяет характеризовать содержание основных социально-экономических процессов, происходящих в обществе, его отдельных подсистемах и используется в их государственном регулировании. В связи с данным обстоятельством, учетом особенностей различных уровней регулирования и планирования различают несколько систем показателей:
— Систему показателей планирования в целом. Она включает в себя кроме показателей федеральных программ, комплексных социально-экономических прогнозов, показатели системы национальных счетов, государственного бюджета, сводного финансового плана страны;
— Систему показателей, используемых в процессе разработки рабочими органами государственной власти, комплексных прогнозов социально-экономического развития страны, федеральных стратегических программ, государственного бюджета страны;
— Систему показателей развития субъектов федерации, включая показатели региональных целевых программ и местных бюджетов;
— Систему показателей развития отдельной отрасли;
— Систему показателей прогнозов, стратегических программ и планов развития коммерческих организаций и их ассоциаций (объединений).
Используемая в стратегическом планировании система показателей должна отвечать определенным требованиям. К важнейшим из них обычно относят:
1. Единство и обязательность показателей для данного уровне планирования. Данная задача решается путем разработки перечня как утверждаемых, так и используемых для расчетов показателей.
2. Показатели должны обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться Важной составной частью методологии стратегического планирования является методика стратегического планирования.
Методика стратегического планирования — это совокупность методов, приемов разработки, обоснования и анализа прогнозов, стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов, системы расчетов плановых показателей, их взаимной увязки. Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, стратегических программ и планов.
Составление различных плановых документов предполагает выявление и решение многообразных экономических, социальных, научно-технических и других проблем. Проблемы стратегического планирования (проблема — греч. — задача, задание) — теоретические и практические вопросы, требующие разрешения; различие между фактическим и желательным состоянием объекта планирования.
Методика стратегического планирования — это совокупность методов, приемов разработки, обоснования и анализа прогнозов, стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов, системы расчетов плановых показателей, их взаимной увязки. Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, стратегических программ и планов.
Составление различных плановых документов предполагает выявление и решение многообразных экономических, социальных, научно-технических и других проблем. Проблемы стратегического планирования (проблема — греч. — задача, задание) — теоретические и практические вопросы, требующие разрешения; различие между фактическим и желательным состоянием объекта планирования.
Проблемы различают по характеру их структурности, то есть по степени развитости связей между явлениями и процессами, между факторами, причинами и следствиями. Выделяют 4 класса проблем:
1. Стандартные (хорошо структурированные) проблемы. Связи здесь строго детерминированы, т.е. изменение фактора — причины ведет к однозначному изменению результативного признака (пример такой проблемы: определить сколько потребуется условного топлива для выработки определенного количества электроэнергии на тепловых станциях).
2. Структурированные проблемы. В таких проблемах связи носят коррелятивный характер высокой степени тесноты. Изменения факторных признаков отражаются в результативном признаке, как правило, с некоторым интервалом «от» и «до», но нередко однозначно (например, определение темпов роста производительности труда в зависимости от динамики его фондовооруженности и энерговооруженности).
3. Слабо структурированные проблемы. Их характерной чертой является невысокий уровень тесноты связей. На результативный признак воздействуют многие факторные признаки — причины. Их воздействие отражается в изменениях результативного признака в очень большом интервале значений "от" и "до" (пример — определение уровня урожайности сельскохозяйственных культур; определение состава и структуры населения в планируемом периоде и др.).
4. Не структурированные проблемы. Связи в такого типа проблемах могут 6ыть установлены только (или почти только) на ocнове логического анализа. Изменение результативного признака трудно предсказуемо (пример проблемы — развитие науки и техники в долгосрочной и сверхдлительной перспективе).
В связи с различиями в структурности проблем стратегического планирования используется несколько методов разработки прогнозов, программ и планов. К ним относятся: экспертные (оценочные) или эвристические методы; методы социально -экономического анализа; методы прямых инженерно-экономических расчетов; балансовый метод; экономико-математические методы и модели; методы системного анализа и синтеза.
Экспертные (оценочные) или эвристические методы. Они основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции. Конкретными формами их использования являются:
а) массовая оценка — выяснение мнения отдельных групп населения по существу какой-либо проблемы планирования в ходе социологических исследований;
б) организация систематической работы экспертов (экспертные комиссии законодательных и исполнительных органов власти, Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству при Минэкономики и Минсотрудничестве РФ, научные Советы институтов при Минэкономики РФ и т.д.). Лица, привлекаемые в качестве экспертов, являются высококвалифицированными специалистами в соответствующих областях знания обладающие большим профессиональным и практическим опытом;
в) организация работы экспертов на основе особой системы их деятельности. Широко известны такие методы организации paбoты экспертов, как: «Мозговая атака», «Дельфи», «Паттери» и другие.
Экспертные методы используются преимущественно при решении неструктурированных и слабо-структурированных проблем.
Методы социально-экономического анализа. Социально — экономический анализ представляет собой всестороннее изучение социально-экономической действительности, познания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития и возможностей совершенствования общественных отношений и производства.
При анализе используются такие рабочие методы, как сравнение выборочное изучение работы крупных объектов стратегического планирования, группировки, цепные постановки, исчисление балансовых разниц, исчисление индексов, расчет коэффициентов регрессии и корреляции, метод главных компонент и т.д. Методы социально — экономического анализа используются при решении проблем всех классов.
Методы прямых инженерно-экономических расчетов. Проектировки роста производства на предприятиях, обосновываются детальными инженерно-экономическими расчетами потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства. На предприятиях промышленности такие расчеты охватывают: улучшение использования производственных мощностей, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов (персонала); снижение себестоимости продукции и т.д.
Особое место среди инженерно-экономических расчетов используемых в стратегическом планировании, занимают расчеты экономической эффективности производства, инвестиций, доходности ценных бумаг, используемых кредитных ресурсов, конверсии валюты и наращения процентов (простых и сложных) и т.д.