Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты стратегического планирования на макроуровне
1.1 Понятие и сущность планирования 4
1.2 Принципы и сущность стратегического планирования 5
1.3. Типы макроэкономического планирования
1.4. Организация стратегического планирования на макроуровне в Российской Федерации 10
2 Анализ стратегического планирования на макроуровне на ОАО «Судостроительный заводи имени Октябрьской революции»
2.1 Общая финансово- экономическая характеристика ОАО «СЗОР» 19
2.2 Анализ стратегического планирования на макроуровне 29
Заключение 39
Библиографический список 41
Выдержка из текста работы
Стратегическое планирование — это алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.
В последнее время в бизнесе и государственном управлении всё чаще используют термин «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет.
Стратегическое планирование — процесс определения конкретных целей организации и направлений действий для их осуществления в соответствии с принятой стратегией. Стратегическое планирование обеспечивает конкретизацию стратегии и достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка миссии и определение конкретных целей, обеспечивающих ее реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов стратегического анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах.
Цель исследования курсовой работы — изучить стратегическое планирование на примере ОАО «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— дать понятие стратегического планирования;
— исследовать стратегию стратегического планирования;
— охарактеризовать ОАО «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»;
— проанализировать факторы внутренней и внешней среды ОАО «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»;
— построить стратегию ОАО «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».
Объект исследования — ОАО «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».
Предмет исследования — стратегическое планирование в ОАО «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».
1. Теоретические аспекты процесса стратегического планирования стратегического менеджмента на предприятии
1.1 Понятие и основное назначение стратегического планирования на предприятии
Понятие «стратегическое планирование» состоит из двух самостоятельных категорий: стратегия и планирование. Понятие «стратегия» заимствовано из военного лексикона. В военной науке стратегия — это составная часть военного искусства, его высшая область, охватывающая теорию и практику подготовки страны и вооруженных сил к войне, планирования и ведения войны и стратегических операций. Теория военной стратегии как система научных знаний изучает закономерности и стратегический характер войны, а также способы ее ведения, разрабатывает теоретические основы планирования, подготовки, ведения войнах и стратегических операций.
В экономике в условиях жесткой конкуренции предприятия находятся практически в состоянии постоянной «войнах», где «противниками» являются многочисленные конкуренты, которые так и ждут удобного момента, чтоб нанести «сокрушительный удар». Выигрывает в процессе конкурентной борьбы, как и на войне, тот, чья стратегия ведения действий окажется более продуманной и обоснованной. Перефразировав определение военной стратегии применительно к экономике, можно сказать, что стратегия — это высшая область искусства управления предприятием, охватывающая теорию и практику поведения на рынке.
Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.
Cтратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
Сущность понятия стратегического планирования предполагает, что оно функционирует в качестве системы, обусловливающей определенный порядок взаимодействия ее элементов, образующих единство в достижении стратегических целей организации. Целостность стратегического планирования достигается благодаря устойчивым связям таких процессов, как определение приоритетной стратегии, разработка программ и планов для реализации стратегии, реализация плана через текущие решения.
Деятельность по разработке планов охватывает все стороны жизни, все этапы деятельности организации. На этапе планирования определяются все необходимые параметры достижения целей — время, потребности в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах, сроки поставки сырья, материалов, оборудования и т. д. Принятые в плане решения должны обеспечить достижение целей организации в запланированные сроки с минимальными издержками при требуемом качестве.
Основная цель стратегического планирования — интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов. Современный подход к стратегическому планированию признает взаимозависимость планирования и других функций и видов деятельности промышленного предприятия, указывая на необходимость учета этой взаимозависимости при проектировании систем планирования в промышленном предприятии, их информационных и других обеспечивающих подсистем, а также иных процессов и систе
1.2 Этапы стратегического планирования
Определение миссии и цели организации.
Когда речь идет о целевом начале организации, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из задач высшего руководства и составляет очень важную часть стратегического планирования.
Основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования — обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
ЗНАЧЕНИЕ МИССИИ. Значение соответствующей миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы.
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
1) Фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
2) Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
3) Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
Таким образом, миссия определяет суть деятельности организации, ее базовые цели и принципы деятельности, помогает объединить усилия в одном направлении, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ответственность и ресурсы, дает основу и контекст для разработки стратегии, служит базой для построения и коррекции целей организации.
Следующим шагом является формулирование целей организации. Цель — это предполагаемый результат деятельности организации, к достижению которого направлены усилия ее членов. Для них характерны: четкая ориентация на определенный отрезок времени, конкретность и измеримость, непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами, адресность и контролируемость.
В условиях организации цель нужно рассматривать как единство мотивов, средств и результатов. Это означает следующее:
— цель есть определенный мотив. Одна цель может удовлетворять несколько потребностей, как одна потребность может удовлетворяться через разные цели;
— цель образуется при встрече мотива со средствами, т.е. при оценке способа удовлетворения соответствующей потребности или устремления;
— цель в деятельности организации не тождественна результату, поскольку даже при достижении цели в реальный результат привносятся другие следствия, не совпадающие с предполагаемым результатом, поэтому достигнутая цель может быть только частью результата;
— выбор цели субъектом существенно предопределен и ограничен индивидуальными предпочтениями, влияниями окружающей среды, побочными целями и т.д. Поэтому целеполагание это не только выражение свободы воли субъекта.
Цели предприятия могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.
Краткосрочные цели определяются не больше, чем на квартал или год. Это может быть и увеличение ассортимента на торговом предприятии, и продажа залежавшегося товара в определенные сроки, и т. д.
Среднесрочные цели устанавливаются на срок от года до трех лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества.
Долгосрочные цели определяются на срок от трех до десяти лет. Они могут включать освоение новых рынков, универсализацию производства и др.
После установления миссии и цели предприятие может приступать к дальнейшей деятельности.
Оценка и анализ внешней среды.
После того как сформулирована миссия и установлены цели руководство организации должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования, первым шагом которого является оценка и анализ внешней среды.
Оценка внешней среды ведется по следующим направлениям:
1. Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии.
2. Определить факторы, которые представляют угрозу для текущей стратегии, и разработать план по нейтрализации выявленных угроз.
3. Определить какие факторы представляют больше возможностей для достижения целей путем корректировки плана.
Таким образом, анализ внешней среды — это процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
Факторы внешней среды можно анализировать в следующие областях:
1. Экономика. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь решающее значение для предприятия.
2. Политика. Необходимо следить за нормативными документами местных муниципальных, региональных властей и федеральных органов власти и управления, определяющими политику по отношению к предприятиям.
3. Рынки. Изменчивая рыночная среда должна представлять собой область постоянного внимания аналитиков предприятий.
4. Технологии. Экономический анализ новых технологий должен определять их наиболее перспективные виды и типы, в том числе в сфере производства, проектирования, торговли, связи и т.д.
5. Международные экономические отношения. Угрозы и возможности могут быть результатом изменений международных отношений.
6. Конкуренция. Анализ конкурентов должен включать: анализ……..
Список литературы:
1. Большаков А.С., Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.: «Издательство «Питер»», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»)
2. КошкинЛ.И., Хачатуров А.Е., Булатов И.С., Менеджмент на промышленном предприятии — Электронная версия, «Эколайн», 2000
3. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Издельство ТРТУ, 2003.
4. Майкл МЕСКОН, Майкл АЛЬБЕРТ, Франклин ХЕДОУРИ, Основы менеджмента — М.: Издательство «Дело»,1997
5. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 1996.
6. Общий менеджмент / Учебное пособие. — С.-Пб.: С.-Пб. гос. инж.-экон. академия, 1999.
7. Теория системного менеджмента: Учебник / Под общей редакцией П.В. Журавлева, Р.С. Седегова, В. Г. Янчевского: Издательство «Экзамен», 2002.
8. Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: Пособие. — Минск: ООО «Мисанта», 2002.
9. Брасс А.А., Глушаков В.Е., Кривцов В.Н., Седегов Р.С. Управление персоналом: от фактов настоящего к возможностям будущего: Учебное пособие. — Мн.: Технопринт, 2003.
10. Борисевич В.И, Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие. — Мн.: ИП «Экоперспектива», 2006
11. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. В 2 ч. Ч 1. Стратегическое планирование. — Мн.: ООО «Новое знание», 2000г.
12. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии : Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/под общ. ред. А.И.Ильина. — Мн.: ООО «Новое знание», 2003
13. Дой Д. Стратегический маркетинг. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002
14. Сачко Н.С. Технико-экономическое планирование на машиностроительном заводе. — Мн.: Выш. школа, 1982.
15. Панин А.М. Методическое пособие к курсовому проекту «Планирование на машиностроительном предприятии» для студентов специальности 07.01. — Мн.: БГПА, 1993.
.Гончаров В.И. Менеджмент. — Мн.: Экоперспектива, 2004
16. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В.А. Винокуров. — М. : Центр экономики и маркетинга, 1996. — 160 с.
17. Бородушко И. В. Стратегическое планирование и контроллинг / И.В. Бородушко, Э.К. Васильева. — СПб. : ПИТЕР, 2006.
18. Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика : учеб. пособие / А.С. Большаков, В.И. Михайлов — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2002.
19. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: учеб. пособие. 2-е изд., исправленное и дополненное / И.Б. Гурков. — М. : ТЕИС, 2004