Содержание
Введение3
1 Теоретические основы разработки и реализации конкурентной стратегии предприятия5
1.1 Понятие конкурентной стратегии, общие конкурентные стратегии5
1.2 Положение на рынке и виды конкурентных стратегий8
1.3 Этапы разработки конкурентной стратегии12
2 Анализ конкурентоспособности ресторана выездного обслуживания «Сhief-кейтеринг»17
2.1 Общая характеристика РВО «Сhief-кейтеринг»17
2.3 Анализ конкурентов и конкурентной ситуации в отрасли20
2.3 Оценка сильных и слабых сторон РВО «Сhief-кейтеринг»23
3 Перспективы разработки и реализации конкурентной стратегии РВО «Сhief-кейтеринг»27
3.1 Формирование общей конкурентной стратегии организации27
3.2 Практические пути реализации конкурентной стратегии30
Заключение36
Список использованной литературы38
Выдержка из текста работы
Когда рыночные отношения стали реальностью, пришло понимание того, что план и рынок — это отнюдь не антиподы, а взаимодополняющие элементы экономической системы как на макро-, так и на микроуровнях управления. Управление производственно-хозяйственным развитием предприятия в условиях рынка без сбалансированных планов себя не оправдывает.
Однако построение системы планирования на предприятии, отвечающей современным требованиям — достаточно сложный процесс. Для этого необходимы соответствующие ресурсы, а работники предприятия должны обладать определенными навыками и уменьем, так как требуется решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.
Решение методологических проблем предполагает: овладение теорией планирования (методическими основами планирования, учением о системе, механизме, методам и процессе планирования); выбор форм и методов планирования, в наибольшей мере соответствующих специфике предприятия; разработку структуры планов предприятия, систему показателей и методику их расчета и т.д.
В современных условиях изменения хозяйственной и институциональной среды, усиление фактора неопределенности, а также глобальные кризисные ситуации породили новые проблемы для менеджмента, связанные с решением задач развития предприятия и, в частности, реализацией выбранных стратегий. Во все большей степени растет практический интерес к планированию, в том числе стратегическому, в условиях возрастающей неопределенности и усиливающейся нестабильности факторов внешней и внутренней среды. Изменения спроса на продукцию, цен и других факторов существенно затрудняют процесс реализации намеченных стратегий. Разработка стратегии компании не всегда дает ей определенные конкурентные преимущества. Формирование стратегии – это еще не залог успеха. Проблемы возникают в процессе реализации стратегических планов.
Следовательно, стратегическое управление должно опираться на тактическое планирование, повышая его роль во внутрифирменном управлении. Без успешной реализации стратегических планов в рамках тактического планирования эффекта может и не быть. Поэтому разработка методических положений совершенствования тактического планирования, направленного на обеспечение эффективной реализации стратегических планов является актуальной проблемой интеграции стратегического и тактического планирования.
Целью курсовой работы является изучение стратегического и тактического планирования организации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть сущность стратегического и тактического планирования в сфере услуг;
— изучить основные элементы стратегического плана;
— изучить основные элементы тактического плана;
— провести анализ стратегического и тактического планирования в ООО «Электроконтакт»;
— дать рекомендации по совершенствованию стратегического и тактического планирования в ООО «Электроконтакт».
Предметом курсовой работы является стратегическое и тактическое планирование.
Объектом курсовой работы является анализ стратегического и тактического планирования в ООО «Электроконтакт».
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав основной части, заключение и списка использованных источников.
1. Теоретические основы стратегическое и тактическое планирование в сфере услуг
1.1. Сущность стратегического и тактического планирования в сфере услуг
Целью стратегического планирования является определение наиболее перспективных направлений деятельности организации, которые обеспечивают ее рост и процветание. Также этот термин был введен за рубежом с целью разграничения данного понятия от долгосрочного планирования и отражения отличия планирования, которое осуществляется на уровне управления организацией в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц, от планирования, которое находится на более низких уровнях управления. «Стратегическое управление» включает в себя такую составную часть как стратегическое планирование. В управлении обычно выделяют четыре его обобщенные функции – планирование, организацию, мотивацию и контроль. В каждой из них, в большей или меньшей степени представлена стратегическая ориентация, когда рассматривается стратегическое управление. Но в наибольшей степени это касается именно планирования, в котором и выделяют его особый вид – стратегическое планирование.
Сам термин «стратегическое планирование» был обнаружен у нас в 70-е годы в переводных книгах западных специалистов. В нашей же стране был использован термин «долгосрочное перспективное планирование». Принципиальное различие существовало между этими двумя понятиями. Главной идеей, которая лежала в основе разработки долгосрочных планов, являлось: «Сегодня лучше, чем было вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня» и отрицалась какая-либо неопределенность. Отсюда вытекает главный принцип планирования – разработка плановых заданий «от достигнутого», часто в рамках имеющихся ресурсных возможностей путем простой экстраполяции [16, с.107].
При этом, чем больше был наращен выпуск той или иной продукции, тем было лучше. Также считалось, что изменение внешней среды практически неизменно. Упор делался на анализ внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе организация может определить какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она понесет. Но величина издержек и объем производства не удовлетворяют такому требованию, как насколько созданный продукт может быть принят рынком, который в то время в нашей стране отсутствовал. Только рынок может определить какое количество будет куплено и по какой цене. Такие вопросы не обсуждались в нерыночной экономике.
А. Чандлер предлагает понимать под стратегическим планированием процесс по определению основных долгосрочных целей и задач, а также по утверждению курса действий и распределению ресурсов, необходимых для достижения этих целей [21, с.91].
Гарвардская группа ученых под руководством К. Эндрюса и Р. Кристенсена предлагает дополнить определение, предлагаемое А. Чандлером путем ответа на вопрос о тех сферах деятельности, которые будут приоритетными по своему характеру. Разработчики ставят перед собой вопрос о том, чем мы занимаемся в настоящее время, но не должны заниматься, а также чем мы не занимаемся, но должны заниматься. Речь идет о поиске избыточных направлений деятельности, которые отягощают процесс развития фирмы либо территории, а также о поиске новых направлений деятельности, с помощью которых развитие станет более вероятным [17, с.238].
И.Ансофф предлагает понимать стратегическое планирование как следование определенному набору правил в процессе принятия решений. При этом указанные правила делятся на 4 группы: правила, необходимые для оценки деятельности фирмы, правила регулирующие отношения фирмы с третьими лицами, правила, с помощью которых фирма регулирует свою внутреннюю деятельность, и наконец, правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность [1, с.265].
………….
1. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 2013. – 502 с.
2. Боронецкая, С.А. Управленческий анализ: учеб. Пособие / С.А. Боронецкая. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 384 с.
3. Винокуров В.А. Организация стратегического планирования на предприятии. — М.: «Центр экономики и маркетинга» — 2014. — 160с.
4. Виханский О.С.Стратегическое управление. М: Экономикс, 2014. – 618 с.
5. Волков, О.И. Экономика предприятия: учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 264 c.
6. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – 4-е изд. – М.: Издательство «Омега-Л», 2014. – 464 с.
7. Зиньковская Н.В.. Волкова A.M.. Кошевая Н.П. Стратегическое планирование на предприятии- — М.: «Экономика». – 2014. — 400 с.
8. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. – М.: Юрайт, 2015. – 375 c.
9. Игнатьев А.Н. Рынок и стратегия развития предприятия. — СПб: СПбУЭФ. — 2014. – 176 c.
10. Ильин А. И. Планирование на предприятии: учебное пособие для студентов вузов / А. И. Ильин. – М.: ИнфраМ, 2015. – 667 с.
11. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. — М.: Русская деловая литература, 2016. — 768 с.
12. Кузнецов, Б. Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления 080100/Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 623с.
13. Курганов В.М. Логистические транспортные потоки Учебно-практическое пособие.- М.: «Дашков и К» — 2016. – 252 с.
14. Кэмпбел Д., Стоунхаус Д., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. – М.: Проспект, 2014. – 312 с.
15. Ламбен Ж. Стратегический маркетинг/ Пер. с фр. — Спб.: Наука, 2015. – 589 с.
16. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. – М.: Юрайт, 2014. – 507 c.
17. Мак-Дональд М., Стратегическое планирование маркетинга. Серия: маркетинг для профессионалов / СПб: Питер, 2016. — 320с.
18. Макконнелл К.Р.. Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т.Т2.Учебник, 16 изд. – М.: «Инфра-М». 2016. – 974 с.
19. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2014. — 288 с.
20. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпэл Дж. Школы стратегий: пер. с англ. — СПб.: Питер, 2014. – 409 с.
21. Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. — СПб.: СПбУЭФ. 2014. — 318с.
22. Разработка стратегии предприятия: современный подход // Проблемы теории и практики управления. 2016, №10, с.61.
23. Стратегический менеджмент / Под ред. А. Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2015. – 317 с.
24. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2013. – 299 с.
25. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС. — 2016.-440 с.
26. Стратегическое управление организацией: Учебное пособие / В.М. Тумин, Г.Д. Антонов, О.П. Иванова. — М.: НИЦ Инфра-М, 2014. — 239 с.
27. Сайт ООО «Электроконтакт – www.electrocontact.ru