Содержание
Содержание
Введение3
1. Финансы и стратегическое финансовое планирование на предприятии5
1.1. Финансы предприятия и принципы их организации5
1.2. Понятие и сущность финансовой стратегии9
1.3. Стратегическое финансовое планирование на предприятии11
2. Разработка стратегического финансового плана в ЗАО «Фармокон»15
2.1. Краткая характеристика деятельности ЗАО «Фароакон»15
2.2. Прогноз объемов реализации продукции16
2.3. Баланс денежных расходов и поступлений16
2.4. График достижения безубыточности20
20
2.5. Сводный баланс активов и пассивов предприятия23
Заключение26
Список используемой литературы28
Приложение30
Выдержка из текста работы
В системе управления деятельностью предприятия в современных условиях сложным и ответственным звеном является управление финансами. В странах с рыночной экономикой принципы и методы этого управления оформились в специализированную область знаний. За весь период своего существования финансовый менеджмент значительно расширил круг изучаемых проблем. Ряд проблем в последние годы получили углубленное развитие в относительно самостоятельных областях знаний – финансовом анализе, инвестиционном менеджменте, риск-менеджменте, антикризисном управлении предприятием и т.д.
В Российской Федерации практика эффективного менеджмента находится в стадии становления, сталкиваясь с объективными экономическими трудностями, несовершенством нормативно-правовой базы, недостаточным уровнем подготовки специалистов, именно данными обстоятельствами обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных вопросов связанных с управлением финансами предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть теоретические аспекты управления финансами на предприятии;
— раскрыть сущность, роль и задачи финансового планирования и финансовой стратегии предприятия;
— на примере предприятия провести комплексную оценку показателей работы предприятия;
— предложить мероприятия позволяющие улучшить работу предприятия.
Все задачи в данной курсовой работе будут решать в порядке указанном выше.
В первой главе курсовой работы дано понятие финансового менеджмента, определены цели и задачи финансового менеджмента. Так же в первой главе курсовой работы рассмотрены основные источники информации для финансового менеджмента и представлен ряд коэффициентов для оценки работы предприятия.
Во второй главе курсовой работы на примере реального предприятия проведена оценка работы предприятия. На основании которой выявлены отрицательные стороны работы предприятия.
В третьей главе курсовой работы автор попытался предложить собственные рекомендации по повышению эффективности работы предприятия.
В заключении курсовой работы сделать обобщающие выводы, непосредственно касающиеся темы курсовой работы.
Список литературы представлен научными разработками последних 3-5 лет.
ГЛАВА 1. Сущность, инструменты и информационное финансового менеджмента. Финансовое планирование на предприятии
1.1. Понятие, предмет, цели и задачи финансового менеджмента
Финансовый менеджмент — это наука и искусство управлять денежными потоками предприятия, привлекая наиболее рациональные источники финансовых ресурсов и используя их с наибольшей эффективностью для достижения стратегических и тактических целей предприятия.
Предметом финансового менеджмента являются денежные потоки, отражающие движение капитала.
Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются:
1) интегрированность с общей системой управления предприятием;
2) комплексный характер формирования управленческих решений;
3) высокий динамизм управления;
4) многовариантность подходов и разработка отдельных управленческих решений;
5) ориентированность на стратегические цели развития предприятия.
С учетом содержания и принципов финансового менеджмента формируются его цели и задачи.
Стратегической целью финансового менеджмента является максимальное увеличение благосостояния владельцев предприятия, которое выражается в максимизации рыночной стоимости предприятия (для акционеров — максимизация рыночного курса акций).
Этот подход базируется на следующей основополагающей идее развития общества — достижение социального и экономического процветания общества через частную собственность. С позиции инвесторов в основе такого подхода лежит предпосылка, что повышение достатка владельцев предприятия заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении рыночной цены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост стоимости акции, должно приниматься.
Вышеизложенная цель финансового менеджмента вступает в противоречие с распространенным мнением о том, что главной целью финансового менеджмента является максимизация прибыли. Однако максимизация рыночной стоимости предприятия не всегда автоматически достигается при максимизации его прибыли. Например, полученная высокая прибыль может быть полностью израсходована на текущие цели, в результате чего предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для развития. Кроме того, высокий уровень прибыли может достигаться при высоком уровне финансового риска, что может обусловить снижение рыночной стоимости предприятия. Поэтому в рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важных задач финансового менеджмента, но не как главная его цель.
К другим целям финансового менеджмента можно отнести:
1) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;
2) избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
3) лидерство в борьбе с конкурентами;
4) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;
5) рост объема производства и реализации;
6) минимизация расходов;
7) обеспечение рентабельной деятельности и т. д.
Приоритетность той или иной цели по-разному объясняется в рамках существующих теорий организации бизнеса. Логика выделения областей деятельности финансового менеджмента тесно связана со структурой баланса (рис. 1).
Рис. 1. Основные области деятельности финансового менеджера
Исходя из приведенной схемы деятельность финансового менеджера можно сгруппировать по следующим направлениям:
1) общий анализ и планирование имущественного и финансового положения предприятия;
2)обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);
3) распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).
Выделенные направления деятельности определяют основные задачи. В рамках первого направления осуществляется общая оценка:
¦ активов предприятия и источников их финансирования;
¦ величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;
¦ источников дополнительного финансирования;
¦ системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
Второе направление предполагает детальную оценку:
¦ объема требуемых финансовых ресурсов;
¦ форм их предоставления;
¦ методов мобилизации финансовых ресурсов;
¦ степени доступности и времени предоставления;
¦ затрат, связанных с привлечением данного вида ресурсов;
¦ риска, связанного с конкретным источником средств.
Третье направление предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера:
¦ оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов;
¦ целесообразность и эффективность вложений в основные средства, их состав и структура;
¦ оптимальность оборотных средств в целом и по видам;
¦ эффективность финансовых вложений.
Финансовая деятельность предприятий неразрывно связана с финансовым рынком, развитием его видов и сегментов, состоянием его конъюнктуры. В общем виде финансовый рынок представляет собой рынок, на котором объектом купли-продажи выступают разнообразные финансовые инструменты и финансовые услуги. Финансовый рынок представляет собой сложную систему, в которой деньги и другие активы предприятий и других его участников обращаются самостоятельно, независимо от характера обращения реальных товаров. Этот рынок оперирует многообразными финансовыми инструментами, обслуживается специфическими финансовыми институтами, располагает разветвленный и разнообразный финансовой инфраструктурой.
1.2. Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера
Успешность работы руководителей (равно как и специалистов) зависит от различных видов обеспечения их деятельности: правового, информационного, нормативного, технического и т. п.
Несистем-ные данные
Основу информационного обеспечения составляет информационная база, в состав которой входят пять укрупненных блоков (рис. 2).
Рис. 2. Структура информационной базы процесса управления финансами
Первый блок включает в себя законы, постановления и другие нормативные акты, положения и документы, определяющие правовую основу финансовых институтов, рынка ценных бумаг.
Во второй блок входят нормативные документы государственных органов (Министерства финансов РФ, Банка России и др.), международных организаций и различных финансовых институтов, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов к участникам рынка (положение о выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям, сообщения Минфина РФ о различных процентных ставках и т. п.).
Третий блок включает бухгалтерскую отчетность, которая является наиболее информативным и надежным источником, характеризующим имущественное и финансовое положение предприятия.
Четвертый блок включает сведения финансового характера, публикуемые органами государственной статистики, биржами и специализированными информационными агентствами (например, «Moodys», «Standart & Poors»). Стоит отметить, что этот раздел информационного обеспечения пока еще недостаточно развит в России, хотя, по опыту развитых стран, именно он является наиболее существенным для принятия решений в области управления финансами.
Пятый блок содержит сведения, не имеющие непосредственного отношения к информации финансового характера или генерируемые вне какой-либо устойчивой информационной системы (например, официальная статистика, имеющая общеэкономическую направленность, данные аудиторских компаний, данные, публикуемые в различных средствах массовой информации, неофициальные данные и т. п.).
По аналитическим возможностям рассмотренные источники информации можно разделить на две большие группы:
1) характеризующие собственное имущественное и финансовое положение предприятия;
2) характеризующие окружающую среду (прежде всего рынок ценных бумаг).
Основу первой группы составляет бухгалтерская отчетность, основу второй группы — статистическая финансовая информация.
Для финансового менеджера наибольшую ценность имеет бухгалтерская отчетность. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (ст. 2) бухгалтерская отчетность — это «единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляющаяся на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам».
Статьей 13 Закона определен состав бухгалтерской отчетности коммерческой организации:
¦ бухгалтерский баланс;
¦ отчет о прибылях и убытках;
¦ приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
¦ аудиторское заключение;
¦ пояснительная записка.
В данный набор входят достаточно разноплановые документы как по структуре, так и по источникам возникновения.
Умение анализировать текущую финансово-хозяйственную деятельность предприятия входит в число основных требований, предъявляемых к финансовому менеджеру.
По целям осуществления финансовый анализ подразделяется на различные формы:
1) по организации проведения:
¦ внутренний финансовый анализ, который проводится финансовыми менеджерами предприятия и его владельцами с использованием всей совокупности имеющейся информации;
¦ внешний финансовый анализ, который осуществляют работники налоговых органов, аудиторских фирм, коммерческих банков, страховых компаний;
2) по объему аналитического исследования:
¦ полный финансовый анализ, который проводится с целью изучения всех аспектов и всех характеристик финансового состояния и финансовой деятельности предприятия в комплексе;
¦ тематический финансовый анализ, который ограничивается изучением отдельных сторон финансовой деятельности и отдельных характеристик финансового состояния предприятия, например, финансовая устойчивость, уровень текущей платежеспособности и т. п.);
3) по объекту финансового анализа:
¦ анализ финансовой деятельности предприятия в целом;
¦ анализ финансовой деятельности отдельных структурных подразделений предприятия (цех, участок, отдел, «центр ответственности»);
¦ анализ отдельных финансовых операций предприятия;
4) по периоду проведения:
¦ предварительный финансовый анализ (например, отдельных ценных бумаг при принятии решений о направлениях долгосрочных финансовых вложений и т. п.);
¦ текущий (оперативный) финансовый анализ, который проводится в контрольных целях в процессе реализации отдельных финансовых планов для оперативного воздействия на ход финансовой деятельности;
¦ последующий (ретроспективный) финансовый анализ, который осуществляется предприятием за отчетный период (месяц, квартал, год). Он позволяет глубже и полнее проанализировать финансовое состояние и результаты финансовой деятельности предприятия в сравнении с предварительным и текущим анализом.
Для решения конкретных задач финансового менеджмента применяется ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку результатов финансовой деятельности:
1) горизонтальный…
**************************************************************