Содержание
Введение3
Глава 1. Теория стратегического менеджмента6
1.1. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области6
1.2. Определения стратегического менеджмента8
Глава 2. Стратегический менеджмент в деятельности банков13
2.1. Стратегическое планирование и банковский потенциал13
2.2. Классификация банковских стратегий19
2.3. Характерные особенности банковского стратегического планирования23
2.4. Опыт современных банков в стратегическом менеджменте26
Заключение32
Список литературы:34
Выдержка из текста работы
Реальные конкурентные преимущества товаропроизводителя на рынке зависят от ряда факторов общего и частного порядка. Несмотря на их относительное разнообразие, можно утверждать, что важнейшими являются факторы, определяющие условия выбора конкурентной стратегии развития организации и особенности процесса ее реализации. В рамках общей стратегии организации можно выделить ее составляющие, одной из которых является инновационная стратегия.
Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления.
Актуальность работы состоит в том, что усложнение производственных процессов, повышение наукоемкости выпускаемой продукции, изменение внешней среды организации обуславливают повышение требований к содержанию ее политики, стратегии и тактики, к качеству менеджмента. В этой ситуации основным условием эффективности деятельности любого хозяйствующего субъекта становится уровень его реальной и потенциальной инновационности. Поэтому разработка инновационной стратегии является важным фактором для развития организации.
Внешнеэкономическая деятельность предприятий как одна из ключевых составляющих их производственно-хозяйственной деятельности, существенно увеличила свою значимость за время экономических реформ. Но уровень конкуренции на международных рынках таков, что новым участникам приходится конкурировать не только продукцией, но и мобильностью, адаптивностью систем управления. На первый план выходит способность систем управления активно реагировать на условия внешней среды, положительно использовать изменения в технологических, финансовых и иных областях. От системы управления ВЭД в первую очередь зависит характер и формы работы предприятия на международном рынке. Отсутствие комплексного подхода к данной проблеме существенно ограничивает возможности развития конкурентоспособности предприятия, особенно на мировом рынке.
В настоящее время существует острая необходимость для многих предприятий к полной перестройке подходов к управлению их внешнеэкономической деятельностью, которые являются адекватными современным экономическим условиям и целям развития, которые перед ними устанавливаются.
ОАО «Мечел» является одной из ведущих российских компаний. Бизнес ОАО «Мечел» состоит из четырех сегментов: горнодобывающего, металлургического, ферросплавного и энергетического, включающие в себя предприятия в 12-ти регионах России, а также в США, Казахстане, Румынии, Литве и Болгарии. Также в состав ОАО «Мечела» входят три торговых порта, и собственный транспортный оператор. Продукция ОАО «Мечел» реализуется на российском и на зарубежных рынках. В то же время на ОАО «Мечел» в направлении развития отдела ВЭДа не решены следующие главные проблемы:
1. Высокая конкуренция на международных рынках.
2. Недостаток наиболее ликвидных средств для непрерывного осуществления деятельности.
3. Высокая волатильность биржевых цен, что приводит к сложностям планирования объема выручки.
Объектом исследования является отдел внешнеэкономической деятельности ОАО «Мечел».
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, совокупность преобразований, возникающие в результате проекта — совершенствования системы управления ВЭД.
Целью работы исследования является разработка проекта совершенствования системы внешнеэкономической деятельности ОАО «Мечел» на основе методов стратегического менеджмента и управления проектами для повышения конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели работы решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, виды и подходы к инновационной стратегии.
2. Изучить и обосновать возможность применения методов совершенствования системы управления ВЭД по опыту отечественных и зарубежных предприятий применимо к ОАО «Мечел».
3. Осуществить стратегический анализ возможностей и ресурсов, необходимых для совершенствования системы управления ВЭД ОАО «Мечел».
4. Разработать стратегический план в проекте совершенствования системы управления ВЭД ОАО «Мечел».
5. Обосновать план и оценить результаты реализации проекта по итогам осуществления и контроля за внедрением.
Структура курсовой работы. Работы состоит из введения, трех глав и заключения.
Теоретической базой исследования являлись работы таких авторов как В.П. Звекова, А.П. Вершинина, В.В. Покровской, М.М Богуславского, М. Вольфа, А.В. Малько, С.Ю. Суменкова, Н.И. Зыкина, Г.Г.Иванова, А.Л. Маковского и многих других.
При написании работы была использована литература по стратегическому менеджменту, теории управления, а также теории организации. Кроме этого использовались материалы периодических изданий: Менеджмент в России и за рубежом, Управление компанией, Проблемы теории и практики управления.
Глава 1. Инновационная стратегия: теоретический аспект
1.1. Сущность и значение стратегии, задач, целей создания инновации
В настоящее время понятие «стратегия» используется в различных сферах, включая экономическую, маркетинговую, финансовою, инновационную и т.д.
Под стратегией понимают [7, c. 310]:
— последовательность действий и состояний, которые используются для достижения цели предприятием;
— перспективный план развития организации, исходя из особенностей влияния внешней среды и внутреннего потенциала;
— долговременные, наиболее принципиальные планы руководства организации в отношении инноваций, производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен, социальной сферы;
— взаимосвязанный комплекс действий для укрепления жизнеспособности и мощи предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам.
Для инновационных организаций стратегия — это:
— программа действий, определяющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения генеральной инновационной цели организации;
— концепция бизнеса, дополненная реальными действиями, которые приводят эту концепцию к достижению конкурентного преимущества (для этого необходимо понимание рынка, оценка положения организации на рынке, осознание своих конкурентных преимуществ);
— целевые ориентиры долгосрочного плана действий, направленных на достижение качественно новых целей, связанных с коренным изменением существующего состояния управляемого объекта, а, следовательно, систем управления, ее структуры, сложившихся отношений, норм поведения и содержания деятельности работников…..
…………………………………
Список использованной литературы
1. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. – 208 с.
2. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий / А.И. Муравьев и др. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 144 с.
3. Алабугин, А.А., Горшенин В.П. Стратегические менеджмент: Учебное пособие. – Челябинск:ЮУрГУ, 2007.-113 с.
4. Балашевич М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт. — Минск. Филин, 2007. — 340 с.
5. Воробьёв, А.Д. Методология стратегического менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – №6. С. 127 – 130.
6. Грабауров В.А. Инновационные технологии. — М.: Финансы, 2007. — 540 с.
7. Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. — 310 с.
8. Глисин Ф.Ф. Инновационная деятельность предприятий России в втором полугодии 2008 года. // Промышленность России, — М.: 2009.-№9.-С.13- 16
9. Дугельный, А.П. Стратегический менеджмент на промышленном предприятии. // ЭКО. – 2009. – №12. – С. 43 – 57.
10. Дракер. П.ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М.: Дело, 2005. — 180 с.
11. Ильенкова С.Д., Гохберг С.Ю. Инновационный менеджмент в России и за рубежом. Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 520 с.
12. Инновационный менеджмент: справочное пособие/ Под ред. Завлина П.Н., Изд.2-ое, переработанное и дополненное. – М. ЦИСН, 2008. – 125 с.
13. Инновационный менеджмент. Учебное пособие по ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2008. – 112с.
14. Инновационный менеджмент: учеб. пособие./ Под ред. Д.э.н. проф. Л.Н. Оголевой. – М.: Инфра-М, 2007.- 247 с.
15. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. О.Н. Дунаев и др., изд. 2-ое, Екатеринбург: изд. ИПК УГТУ, 2006. – 155с.
16. Коваленко Г., Понаморенко А., Семенцева Г. Российские предприниматели в инновационном бизнесе. // Российский экономический журнал, М.: 2008.-№ 4.-С. 12-15
17. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. — Санкт-Петербург. Сова, 2007. — 310 с.
18. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского. – М.: Международные отношения, 2007. – 480 с.
19. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. — М., 2008. – 101с.
20. Рудакова Е.И. Инновационный процесс в странах развитого капитализма.- М.: Академия, 2007. — 405 с.
21. Русинов Ф., Минаев Н. Система ценообразования в инновационных проектах. // Консультант директора, М.: 2008.-№ 4.- С. 12-15
22. Титова О.М. — Инновационная деятельность. // Экономика. М.: 2008.-№ 6.- С. 7-11.
23. Тухачев И.Э. Инновационный Менеджмент. — М.: академия, 2006. — 545 с.
24. Чекранов С.В. Методы оценки инновационных технологий. М.: Дело, 2007. — 210 с.
25. Швальбе Б., ШвальбеХ. Инновация. — М.: Прогресс, 2006. — 380 с.
26. Экономика внешних связей России. / Под ред. А.С. Булатова. — М.: БЕК, 2005. – 794 с.