Содержание
Введение3
1. Анализ уровня развития страховых отношений США5
1.1 Экономика США5
1.2 Страховой рынок США6
1.3 Регулирование страховой деятельности.10
Анализ антикризисных мер в регулировании10
2. Виды страхования США14
2.1 Страхование жизни14
2.2 Страхование имущества18
2.3 Дистрибуция.23
Анализ каналов распространения страховых услуг23
3. Тенденции (перспективы) развития29
Заключение32
Список литературы33
Выдержка из текста работы
Деятельность в условияхрынка сопровождается различного рода рисками. Поэтому принципиально меняются характери функции страхования в Украине, возрастает его значение как эффективного,рационального, экономичного и доступного средства защиты имущественныхинтересов хозяйствующих субъектов, производителей товаров и услуг, а такжеграждан.
Рынок страховых услугявляется одним из необходимых элементов рыночной инфраструктуры, тесносвязанным с рынком средств производства, потребительских товаров, рынкомкапитала и ценных бумаг, труда и рабочей силы. В странах развитой экономикистраховое дело имеет широчайший размах, обеспечивая предпринимателям надежнуюохрану их интересов от неблагоприятных последствий различного рода техногенныхаварий, финансовых рисков, криминогенных факторов, стихийных и иных бедствий. Вусловиях господства государственной формы собственности иадминистративно-командной системы управления в нашей стране потенциал институтастрахования не мог быть раскрыт в полной мере, сфера его применения была весьмаограничена. Страхового дела в его подлинном значении не было и не могло быть,поскольку не было основы — частного предпринимательства и самостоятельностихозяйствующих субъектов.
Виды страхования,характерные для стран с развитой рыночной экономикой, не имели возможностиполучить развитие в Украине. Граждане были вынуждены довольствоватьсястрахованием строений, домашнего имущества, средств транспорта и некоторыхдругих объектов, а также определенным набором разновидностей личного страхования,проводимого на условиях, диктуемых единственным страховщиком-монополистом влице системы органов государственного страхования.
Существовавшие условияхозяйственной деятельности не благоприятствовали использованию страховогометода охраны имущества предприятий и организаций, ущерб возмещался в основномпосредством использования дотаций из общегосударственных бюджетных резервов.
Переход к рыночнымотношениям, формирование многоукладной системы хозяйствования, основанной наразнообразных формах собственности, создают объективные предпосылки дляактивного внедрения в сферу экономики страхования как одного из гарантовобеспечения финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Теперь они самидолжны заботиться о собственном экономически устойчивом положении, сохранностиматериальных объектов и средств, кредито- и платежеспособности. Убытки отстихийных бедствий, техногенных аварий и иных превратностей рынка должны иметьнадежный и гарантированный финансовый источник покрытия.
Развитие предпринимательскойдеятельности граждан приводит к появлению у товаропроизводителей средств ипредметов производства, которые также требуют страховой защиты. Начинаяпредпринимательскую деятельность, граждане включаются в такие взаимоотношения,при которых их финансовая или хозяйственная несостоятельность или несостоятельностьих партнеров могут привести к возрастанию убытков.
Соответственно возникает еще одна область, расширяющая сферу применения страхования (страхование коммерческих, финансовых рисков, потери прибыли и др.).Кризисные явления в экономике, рост безработицы, сопровождающие становлениерыночных отношений, усиливают необходимость социальной защиты работников. Впереходный к рынку период число социальных групп нуждающихся в страховыхуслугах (работники с низкой квалификацией, пожилые люди и др.) увеличивается. Вэту категорию попадают и работники нерентабельных предприятий, вновь создаваемыхобществ и товариществ и т. д.
В условиях полнойхозяйственной самостоятельности предприятий, расширения их свободы и повышенияответственности за принимаемые решения усиливается роль работодателя. Поэтомуему необходимо изучить и оценить весь спектр возможных рисков, которым онподвергается, в том числе риск получения недостоверной информации о принимаемыхна работу специалистах; риск потерь из-за трудового конфликта на производстве;риск, связанный с недостаточно оптимальным набором работников как поколичеству, так и по профессионально-квалификационной структуре.
Как свидетельствуютспециалисты, риск относится к факторам, ограничивающим капиталовложения ипредпринимательскую активность. Попытки уйти от риска, как правило,сопровождаются сокращением темпов производства, а значит, и рабочих мест. Вновых экономических условиях среди части руководителей нередко доминируютсиюминутные интересы, что приводит к сокращению поисковых работ,разработок долгосрочных программ. Крайненеустойчивым стало положение работников, занимающихся созданием иосвоением новых технологий, продукции,товаров, сопровождающихся риском для работодателя.
Страхованиенаучно-технических, внедренческих рисков предпринимателей (работодателей) приинвестировании средств в научно-технический комплекс усиливает заинтересованностьв сохранении занятости высококвалифицированных специалистов. Таким образом,страхование не только способно обеспечить финансовую защиту работодателям иработникам, но и позволит реализовать их совместные интересы.
Итак, в условиях рынка,сопровождающегося разнообразными рисками, возрастает значение страхования какважного средства защиты имущественных интересов юридических и физических лиц. Всферу страхования вовлекаются все новые субъекты как со стороны лиц,предлагающих страховые услуги, так и со стороны получателей, пользователей этихуслуг. Гармонизация их интересов, а также надлежащая организация страховогодела в стране, действенность и развитие страхования невозможны без надлежащейправовой базы, основу которой составляет Закон Украины «О страховании».
В данной курсовой работе япоставил целью осветить развитие и состояние страхового рынка Украины за последниенесколько лет, преимущественно за 1997-1998 годы (что касается развитиястрахования в Украине до 1917 года и во время существования СССР, то это можетбыть темой отдельной курсовой работы).
Характеристика будетпроведена в следующем ключе:
— показателистрахового рынка;
— участникистрахового рынка;
— участиеи влияние иностранного капитала;
— деятельностьстраховых компаний на финансовом рынке;
— характеристикасостава предоставляемых страховых услуг.
Будут также рассмотренывопросы касательно страховых посредников, Фондов страховых гарантий иперспектив развития украинского страхового рынка.
1.Показатели деятельности страховых компаний.
На сегодняшний деньстраховые компании не достигли того уровня развития, когда они могли бы наравных конкурировать с иностранным страховым капиталом. И наш, еще малоразвитыйстраховой рынок сможет вместить большое количество иностранных страховыхкомпаний. А им будет где “развернуться”. Ведь потребность в страховании в Украинетак высока, что даже при нынешней, небольшой мощности украинских страховщиков,на фоне уменьшения ВВП, сокращения объема промышленного производства, рынокстраховых услуг развивается. Темпы роста страховых платежей увеличиваютсяначиная с 1994 года. Например, за 1996 год он составил 130%, а за 1997 год — 129%. Но если соотнести эти данные с темпами инфляции, то увидим, что реальныйрост страховых премий начался лишь в 1997 году (117%), так как впервые темпроста превысил темпы инфляции. А в 1996 году — наоборот, поэтому отмечалсяспад. Реальный объем страховых премий находился на уровне 93%, то естьуменьшился на 7% по сравнению с 1995 годом. Необходимо отметить, что удельныйвес страховых платежей в ВВП в последние годы остается почти неизменным и составляетвсего доли 1%.
В 1997 году также в первыеза последние годы уменьшились страховые выплаты — в основном за счет личногострахования, страхования ответственности, негосударственного обязательногострахования.
Многие показатели, в томчисле и такой важный, как увеличение в 1997 году страховых резервовстраховщиков на 72 % (в 1996 году — на 42%), говорят о положительных тенденцияхразвития страхового рынка. Но все же он остается “малоосвоенным”, сохраняя темсамым большую нишу как для прихода иностранных, так и появления отечественныхстраховщиков. И резерв для увеличения объема рынка страховых услуг по-прежнемуогромен. В развитых странах суммы, направленные на страхование, превышают 7%ВВП. У нас же этот показатель равен 0,06%. [13, с.72]
Страховой рынок Украины вконце 1997 года насчитывал 224 страховщика. Ими получено 408,401 млн грн. страховыхплатежей по добровольным и обязательным видам страхования, в том числе подобровольным видам — 319,515 млн грн. (78%) и по обязательным видам страхования- 88,886 млн грн. (22%). Поступления страховых платежей по личному страхованиюв 1997 году составили 74% от поступлений 1996 года, в том числе по страхованиюжизни — 55%.
По другим видам страхованияотмечено увеличение страховых платежей:
по имущественномустрахованию — в 1,89 раза;
по государственномуобязательному страхованию — в 1,24 раза;
по негосударственномуобязательному страхованию — в 1,1 раза;
по страхованиюответственности — в 1,05 раза.
Выплаты страховых возмещенийдостигли 129,246 млн грн, из них по добровольным видам страхования — 113,808млн.грн (88%); по обязательным видам — 15,438 млн грн. (12%). Среди нихувеличились выплаты страховых сумм и страхового вохмещения:
по имущественномустрахованию — в 1,46 раза;
по государственномуобязательному страхованию — в 1,17 раза.
В других видах отмеченоуменьшение выплат:
по личному страхованию — 69%выплат 1996 года, в том числе по страхованию жизни — 50 %;
по страхованиюответственности — 54%;
по негосударственномуобязательному страхованию — 8%.
Всего поступления страховыхплатежей увеличились по сравнению с 1996 годом в 1,29 раза, в то же времявыплаты страховых сумм и страхового размещения впервые за последние годыуменьшились на 18,129 млн грн., или в 1,12 раза. Темпы роста страховых платежейпревышали темпы роста страховых выплат в 1,5 раза (в 1996 году — в 1,3 раза).
Количество действующихдоговоров страхования уменьшилось на 17%, что объясняется в первую очередьуменьшением видов негосударственного обязательного страхования. Однаконаблюдается рост числа договоров имущественного страхования и страхованияответственности.[8, с.29].
Ниже приведены рейтингпервых пятидесяти страховщиков по поступлению страховых платежей (Таблица 1) ирейтинг первых пятидесяти страховщиков по выплатам страховых возмещений(Таблица 2).
Таблица 1. Первые 50 страховщиков по посуплениюстраховых платежей по всем видам страхования в 1997 году ( кромегосударственного страхования) [12, с.30]
№ п/п
Страховщик
Доля общей суммы поступлений по Украине, %
Оранта (Киев)
21,3
Гарант-АВТО (Киев)
6,29
АСКА (Донецк)
4,43
INTO (Одесса)
3,75
Кредо-Классик (Киев)
3,21
АКВ Гарант (Киев)
Алькона (Киев)
2,69
ОСТРА-Киев (Киев)
2,66
Николаев (Николаев)
2,36
Украинская Пожарная СК (Киевская обл.)
2,13
Запорожье-Вексель (Запорожье)
Оранта-Днепр (Днепропетровск)
1,71
Оранта-Донбасс (Донецк)
Интер-Полис (Киев)
1,67
Запад-Резерв (Ивано-Франковская обл.)
1,58
Укргазпромполис (Киев)
1,36
Велта (Киев)
1,26
АВАНТЕ (Харьков)
1,07
Тала (Днепропетровск)
АСТРА-ДНЕПР (Запорожье)
0,94
Авиагарант (Киев)
0,91
Оранта-Сiч (Запорожье)
0,89
Галинстрах (Львов)
0,87
Оранта-Лугань (Луганск)
0,82
Мономах (Одесса)
0,78
Надра (Киев)
0,76
Европейская (Харьков)
0,74
Диско (Днепропетровск)
0,74
ДАСК (Днепропетровск)
0,74
Народная СК (Киев)
0,73
ЛЕММА (Харьков)
0,69
Росток (Киев)
0,65
Укргаз (Киев)
0,61
Скиф (Киев)
Весна-Полис (Днепропетровск)
0,59
Украинская транспортная СК (Киев)
0,58
Александрия (Одесса)
0,57
ОМЕТА-Юг-Восток (Запорожье)
0,57
Нафтагазстрах (Одесса)
0,56
Украинская нефтегазовая СК (Тернопольская обл.)
0,55
Бусин (Киев)
0,54
Крым-Оранта (Симферополь)
0,53
Тасп-Гарантия (Одесса)
0,53
Украинская охранно-страховая компания (Киев)
0,52
Династия (Мариуполь)
0,48
Энергополис (Киев)
0,48
Поступ (Киев)
0,45
Форму-страхование (Киев)
0,44
СКАЙД (Киев)
0,44
АСКО-Донбасс-Северный (Донецкая обл.)
0,43
Доля первых 50 СК
84,77
Всего по Украине
100,00
Таблица 2. Первые 50 страховщиков по выплатамстраховых возмещений по всем видам страхования в 1997 году (кромегосударственного страхования). [12, с.31]
№ п/п
Страховщик
Доля общей суммы по Украине, %
Оранта (Киев)
20,40
INTO (Одесса)
10,85
Алькона (Киев)
7,42
Николаев (Николаев)
6,56
АСКА (Донецк)
5,37
Приморье (Одесса)
3,38
Запорожье-Вексель (Запорожье)
3,30
Оранта-Донбасс (Донецк)
2,89
Европейская (Харьков)
2,70
АСТРА-ДНЕПР (Запорожье)
2,27
Гарант-АВТО (Киев)
2,15
Тала (Днепропетровск)
1,91
Весна-Полис (Днепропетровск)
1,69
АУРА (Днепропетровск)
1,69
Росток (Киев)
1,64
Александрия (Одесса)
1,62
ОСТРА-Киев (Киев)
1,56
Оранта-Лугань (Луганск)
1,36
Новый Днепр (Запорожье)
1,30
Династия (Мариуполь)
1,22
АСКО-Донбасс-Северный (Донецкая обл.)
0,87
ОМЕТА Юг-Восток (Запорожье)
0,82
Саламандра (Харьков)
0,78
Крым-Оранта (Симферополь)
0,76
Галинстрах (Львов)
0,74
Надiя (Харьков)
0,71
Оранта-Днепр (Днепропетровск)
0,64
Зручнiсть (Донецкая обл.)
0,63
Скиф (Киев)
0,61
Оранта-Сiч (Запорожье)
0,60
Финист (Черкассы)
0,58
Днепроинмед (Днепропетровск)
0,57
Украинская охранно-страховая компания (Киев)
0,57
Мономах (Одесса)
0,53
Формика (Киев)
0,49
Дисконт (Одесса)
0,43
Грантсервис (Харьков)
0,40
Юнион-Инсур (Симферополь)
0,39
Биополис (АР Крым)
0,34
Авионика (Киев)
0,33
АКВ Гарант (Киев)
0,32
Сан Лайф (Киев)
0,28
Сатис (Киев)
0,26
Надра (Киев)
0,25
Европолис (Киев)
0,24
Форум-страхование (Киев)
0,21
Цессия (Днепропетровск)
0,21
Евклаз (Киев)
0,21
ОЛВИ (Луганск)
0,20
СКАЙД (Киев)
0,19
Всего по 50 СК
95,42
Всего по Украине
100,00
2. Участники страхового рынка.
Наряду с правопреемницейГосстраха — национальной акционерной компанией “Оранта” — постепенно возникломножество новых страховщиков. К 1996 году их число достигло 800. И большинствоиз них вели деятельность, даже отдаленно не напоминавшую страховую.Зарегистрировать страховую компанию не составляло особого труда. Требовалосьсделать взнос в уставный фонд в размере $5000, что для страховой деятельностиничтожно мало. Этих денег не хватило бы даже на то, чтобы взять на себя риск пострахованию одного автомобиля.[12, с.72]
Принятие в 1996 году закона“О страховании” сделало наш страховой рынок более цивилизованным. По этому Закону,уставный фонд страховой компаниидолжен составлять 100000 ECU. Послеперерегистрации, в соответствии с этим требованием, количество страховыхкомпаний резко сократилось. Некоторые из страховщиков прекратили существование,а многим пришлось объединиться, чтобы увеличить свои финансовые возможности.
Сегодня в Украиненасчитывается 244 страховых компании. Но, по мнению специалистов, реально вэтой области работает не более 50 страховщиков. Время, когда уставный фондсоставлял $5000, — потеряно для нашего страхового рынка. За этот периодвозникло очень много компаний, подорвавших имидж страховщиков.
Несмотря на существование унас свыше двухсотен страховых компаний, настоящей конкуренциии между ними нет.Это обусловлено слабым развитием отечественного рынка. С одной стороны, нашистраховщики не в состоянии сегодня удовлетворить всю потребность в страховании.Их средств недостаточно, чтобы хотя бы на половину покрыть все существующие нарынке риски. И такое страхование проводится лишь при участии иностранныхброкеров. С другой — многие страховщики отмечают наличие нецевилизованной конкуренции.Характерна ситуация, когда страховая компания получает гарантированный рынок,работая “под крылом” крупной структуры — министерства, ведомства и т.п.Страхователи приходят в нее “по предприсанию”, то есть по распоряжениюзастраховаться именно там. Естественно, что в эту сферу уже нет доступа дажетем, кто может предложить более качественный и дешевый страховой продукт. Такая“ведомственность” не только мешает развитию здоровой конкуренции, но и способнананести ущерб самим страховщикам. Ведь они, как правило, занимаютсяпреимущественно продажей очень ограниченного количества страховых услуг, длякоторых не имеют пока рынок сбыта. В то же время устойчивость страховойкомпании обуславливает наличие широкого круга клиентов по многим видампредлагаемых услуг. Только тогда действует механизм перераспределения средстввнутри фирмы. При нем убытки по одному виду страхования покрываются за счетотсутствия страховых случаев по другому.
Подобная ситуация вероятна иу тех страховых компаний, которые созданы определенной фирмой и страхуют исключительноее риски. Конечно, с помощью создания собственной компании фирме удается невыпустить из оборота денежные средства. Но крупномасштабные страховые событияодновременно могут нанести большой ущерб как фирме, так и ее страховойкомпании. Ведь фактически никакой страховки нет. [13, с.73]
3. Иностранный капитал.
14 сентября 1998 годаКабинетом Министров была утверждена Программа развития страхового рынка. В нейпредполагалось разрешить прямое присутствие иностранного страховщика в Украинев середине 2000 года. А пока, согласно Закону “О страховании”, иностранныестраховые компании могут создавать здесь только СП с 49%-ной долей собственногоучастия.
Отечественные страховщикитолько начали привыкать к тому, что их иностранный коллега (читай — конкурент)появится здесь уже через два года. Но кто-то надоумил наших чиновниковзаглянуть в Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и странамиЕвропейского Союза, которое было подписано еще в июне 1994 года, и оказалось,что судный день наступит гораздо раньше: 16 июня 1999 года.
По настоящему большиевозможности перед иностранными страховыми компаниями открываются в тех нишахстрахового рынка, где еще не ступала нога отечественного страховщика. Это,прежде всего, страхование жизни, имущества граждан, страхованиепроизводственных рисков. Одним словом, капиталоемкие сектора страхового рынка.
Соглашение о партнерстве исотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом содержит ряд довольно жесткихзаконоположений, которые требуют выполнения ряда обязательств, в том числе иобязательств по страхованию. В области страхования устанавливается пятилетнийпереходный период, в течение которого Украина должна “адаптировать своестраховое законодательство или условия осуществления страховой деятельностистраховщиками, их дочерними предприятиями, а также филиалами стран ЕвропейскогоСоюза”. Другими словами, эти условия должны быть не хуже, чем Украинапредоставляет третьим странам или своим национальным страховщикам.
Для европейского страховщикаустанавливается или режим наибольшего благоприятствования, или национальныйрежим. Это говорит о том, что с 17 июня 1999 года должны быть сняты всеограничения, с тем чтобы страховщики стран-членов Европейского Союза моглиздесь учреждаться и осуществлять свою деятельность.
Реорганизация страховогорынка необратима. Компаний вновь станет меньше. Появятся и новые лица, и новыеголоса с акцентом. Правда, не следует думать, что произойдет это быстро.Иностранный страховой инвестор расчетлив и консервативен. И по-серьезному онпридет сюда только тогда, когда ему здесь будут “грозить” реальные деньги. [7,с.9]
Страховщики, образованные сучастием иностранного капитала, получили в 1997 году 52,993 млн грн. страховыхплатежей, или 13% общей суммы поступлений. Ими выплачено 17,949 млн грн.страховых возмещений, или 13,9% общей суммы выплат. Доля страховщиков,образованных при участии иностранного капитала, в общем объеме оплаченныхуставных фондов несколько выше и составляет 15,4%, или 18319,7 тыс грн., ихсредний оплаченный уставный фонд на 1.01.98 г. составляет 705 тыс грн. ипревышает средний общеукраинский в 1,3 раза.
В целом страховщики,образованные при участии иностранного капитала, существенно не влияли в 1997году на положение и развитие страхового рынка Украины. [8, с.29]
4. Налоговые проблемы
Все виды страхования имеютобщую проблему — существующий порядок налогообложения отечественных страховщиков.Особенно он отражается на морском и авиационном страховании. Здесь нельзяобойтись без перестрахования рисков за рубежом. По действующемузаконодательству, суммы, которые отправляются иностранным компаниям в видеперестраховочных премий, облагаются 15-процентным налогом. Введение этогоналога нанесло ущерб внешнему имиджу нашего страхового рынка, кроме того, резкоограничило возможности распределения рисков за рубежом, использованиямеждународного опыта и традиций страхования. В конечном итоге вся сумма ложитсяна страхователя и повышается стоимость услуги.
Налог на перестраховочныепремии ставит наши перестраховочные компании в невыгодное положение по сравнениюсо страховщиками других стран бывшего Советского Союза. В России, например, онсоставляет 2,5%.15-процентный налог на перестраховочные премии может обернутьсянесвоевременными и неполными выплатами страхового возмещения отечественнымклиентам. [13, с.75]
5. Деятельность на финансовом рынке.
Чтобы умножить и сохранитьсвои страховые резервы, страховщики могут использовать их на финансовом рынке:покупать ОВГЗ, размещать денежные средства на депозитах. На сегодня такуюдеятелдьность нельзя назвать активной. Размещение страховых резервоврегламентируется Положением Кабинета Министров. Однако, указанные пути размещениямалопривлекательны для страховщиков. И сейчас никто из страховых компаний вполной мере не придерживается вышеуказанног