Содержание
Содержание
Введение3
1. «Записки охотника» И.С. Тургенева — одна из самых удивительных книг в русской литературе5
2. Стилистический анализ текста на примере «Гамлет Щигровского уезда» И.С. Тургенева11
2.1. О жанре произведения «Гамлет Щигровского уезда» И.С. Тургенева11
2.2. Лексические особенности произведения12
2.2.Морфология в рассказе «Гамлет Щигровского уезда»14
2.3.Художественные средства выразительности, использованные автором при описании природы18
2.4. Художественная красота текста «Гамлет Щигровского уезда»19
Заключение25
Список использованной литературы27
Выдержка из текста работы
Целью работы является изучение сборника рассказов И. Тургенева «Записки охотника» в позиционном аспекте. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть «Записки охотника» с точки зрения позиционного использования в них образа природы;
Проанализировать каждый эпизод с описанием образа природы;
Установить места каждого эпизода и связь его с остальными частями рассказов;
Сделать вывод о роли каждого эпизода с образом природы в сборнике.
Выделить эпизоды с изображением природы, установить их протяженность и локализацию в тексте каждого рассказа и в цикле.
Предметом исследования является образ природы сборника рассказов И. Тургенева «Записки охотника».
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕННОСТЬ КОМПОЗИЦИИ ТЕКСТА В ПОЗИЦИОННОМ АСПЕКТЕ
Основной функцией языка является коммуникативная функция, эту основную функцию язык выполняет через сообщение — тексты, оформленные посредством языка. Художественный текст, являясь произведением искусства — литературы — в отличие от других текстов не выполняет коммуникативной функции в чистом виде. Для удовлетворения духовной эстетической потребности художественный текст игнорирует реальность, выбирая в ней лишь то, что необходимо для выражения некой идеи, художественной проблемы. Идея эта есть главный организующий стержень художественного текста. Понять идею не всегда легко, и здесь может помочь лингвистический анализ — изучение материальной формы художественного текста, в которой и «зашифрована», закодирована художественная идея [Корбут-3; 76].
1.1 Понятие о лингвистическом анализе
Лингвистический анализ — это специальная система обучающих приемов для разложения текста на составные части, их изучения, сопоставления, осмысления, а затем понимания художественного текста в единстве и взаимосвязи всех ее элементов [Корбут-4; 76].
Лингвистический анализ позволяет увидеть органические конструктивные связи между курсами литературы и современного русского языка. Два основных этапа лингвистического анализа: анализ и синтез. Лучше начинать с анализа элементов, далее делать вывод о влиянии элементов на содержание — синтез. Лингвистический анализ включает и некоторые аспекты других видов анализа. Литературоведческий аспект — осмысление художественного текста как факта общественной мысли — может быть подключен на этапе синтеза. Стилистический аспект — осмысление нарушения или ненарушения норм литературного языка современной эпохи и эпохи, соответствующей времени написания произведения, необходим на этапе анализа. Самым полным анализом художественного текста является общефилологичекий, такой анализ включает все известные виды анализа: и лингвистический, и литературоведческий, и исторический.
При лингвистическом анализе литературное произведение рассматривают «как источник впечатлений для читателя» (Арнольд), который испытывает некие чувства независимо ни от личности автора, ни от общественного мнения. Какие лингвистически единицы, выстроенные в какой последовательности, способствуют созданию впечатления? — вот основные вопросы, которые ставятся при лингвистическом анализе [Корбут-4;76].
Композиция художественного текста. С точки зрения лингвистической композиция — это способ расположения и соединения языковых единиц разных уровней в целостной линейной структуре художественного текста. Композиция представляет собой гармоническое единство формы и содержания.
Б.А. Успенский предложил рассмотреть лингвистическую композицию художественного текста как систему внутритекстовых точек зрения. В систему точек зрения входят точки зрения автора (авторов), персонажей, а иногда и предполагаемые точки зрения читателей.
В композиции можно выделить два типа речи — прямую и непрямую. Прямая речь формально выделяется кавычками (или тире). К прямой речи можно также отнести письма, дневниковые записи, статьи из газет и журналов, они усиливают «достоверность» [Корбут-22;76].
Среди непрямой речи А.Ю. Корбут выделяет два основных способа повествования. Объективное повествование (объективная речь) и субъективное повествование.
«Композиционными единицами художественного текста, — пишет А. Ю. Корбут в своей работе «Лингвистический анализ художественного текста»,- в аспекте точек зрения являются все элементы, изменяющие тип повествования: прямая речь, письмо, сон, документ, дневник, газетный материал, субъективная речь автора и т.д.
Динамический аспект композиции. Композиционной единицей художественного текста в динамическом аспекте является тип речи: повествование, описание, рассуждение в речи автора. Большинство крупных художественных текстов — это художественные повествования с включением других типов речи [Корбут-27; 76].
Симметрологический аспект. Следующий аспект композиции художественного текста связан с сильными позициями текста, его пропорциями и видами симметрии в нем. Таким образом, анализ композиции в этом аспекте позволяет увидеть проявление законов симметрии в лингвистической структуре литературного произведения. Важнейшим проявлением законов симметрии в художественном тексте является золотое сечение, которое называется гармонический центр. Первый уровень золотого сечения делит текст на две неравные части по коэффициенту 0, 618. Это и есть точка золотого сечения, или гармонический центр. Гармонический центр является сильной позицией текста.
Второй уровень пропорции золотого сечения выделяет абсолютное начало художественного текста. Это часть текста, включающая заглавие, эпиграф, если он есть. Его коэффициент — 0, 146, это примерно первые 15 % текста. Абсолютное начало тоже является сильной позицией текста.
Абсолютный конец — завершающая сильная позиция художественного текста, вычисляемая по пропорции 0, 944, это примерно последние 6% текста. Здесь снимается психологическое напряжение, разрешается конфликт. Кроме названных сильных позиций существуют пропорции-границы, которые можно отнести к слабым позициям текста.
Абсолютное начало — первая сильная позиция корпуса текста, имеет графическую выделенность слева (пробелом). Абсолютное начало выполняет вводящую функцию: представляет время, место, определяет способ повествования (или сочетание разных способов), содержит завязку событий, представляет важнейшие лингвистические элементы, которые будут повторяться далее. Гармонический центр — сильная позиция, не имеющая графического выделения, воспринимается бессознательно.
Абсолютный конец — сильная позиция, имеющая графическое выделение справа. Эта сильная позиция включает событийную развязку. В нашем случае один рассказ («Льгов») имеет такую сильную позицию.
Сильные позиции и их функции. Сильная позиция — наиболее эффективная точка художественного текста, при восприятии которой сочетаются высокая степень запоминаемости и готовность к восприятию подтекста. Зона начала, или начало, включает две сильные позиции: заглавие и абсолютное начало. Заглавие образует зону заглавия — совокупность графически отдельных от остального текста элементов. В зону заглавия входят подзаголовок, жанр, эпиграф [Корбут — 29-34; 76].
Первичным композиционным признаком художественного текста является его линейность — единицы, из которых строится художественный текст, могут быть выстроены одним способом: одна за другой, в линию. Поэтому последовательность расположения частей, глав, главок, абзацев или строф, предложений или строк, слов — важнейшая сторона художественного текста. Художественный текст живет только во время его чтения и первый контакт его с читателем осуществляется за счет заглавия (3). Следующей «ступенью» при восприятии художественного текста является эпиграф (если есть). Эпиграф — выделенная пробелами, как заголовок и подзаголовок, цитата (литературная или фольклорная), графически обособленная смещением вправо. Выражает основную художественную проблему всего произведения или его части, выделяя таким образом содержательный стержень художественного текста [Корбут — 34-38; 76].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СБОРНИКА И.С. ТУРГЕНЕВА «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА» С ПОЗИЦИОННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
«Записки охотника» представляют собой цикл, состоящий из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсянников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разработанного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную характеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж, зарисовки русской природы. Рассказы («Мой сосед Радилов», «Контора», «Гамлет Щигровского уезда» и др.) построены на определенном, иногда очень сложном сюжете. Весь цикл рассказан охотником, который повествует о своих наблюдениях, встречах, приключениях.
В 40-50-е годы XIX века И. С. Тургенев создал ряд небольших по объему прозаических произведений, объединенных в один сборник под названием «Записки охотника». В отличие от большинства писателей того времени, изображающих крестьян безликой серой массой, автор в каждом очерке отмечает какую-либо особенную черту крестьянской жизни, поэтому все произведения, объединенные в сборник, и дали яркую и многогранную картину крестьянского мира. Этот цикл сразу принес автору известность. Во всех рассказах присутствует один и тот же главный герой — Петр Петрович. Это дворянин из села Спасского, заядлый охотник. Именно он и рассказывает о случаях, произошедших с ним во время своих походов. Причем Тургенев наделил его наблюдательностью и вниманием, что помогает рассказчику точнее разобраться в различных ситуациях и полнее передать их читателю.
Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовался в «Записках охотника» описаниями природы, которые составляют ярчайшие страницы в истории русского литературного пейзажа. Тургенев относился к природе, как к стихийной силе, живущей самостоятельной жизнью. Пейзажи Тургенева конкретны и овеяны переживаниями рассказчика и действующих лиц, они динамичны и тесно связаны с действием.
Чтобы определить, какую роль играет каждый эпизод с описанием природы для всего сборника, для начала уясним, что же такое природа в широком, общепринятом смысле.
Свободная энциклопедия дает такое определение природы. Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения науки. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
В. И. Даль понимает это понятие как «естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней; противополагается Создателю… Все природные или естественные произведенья на земле, три царства (или, с человеком, четыре), в первобытном виде своем, противопоставлено искусству, делу рук человеческих.».
В философском словаре есть следующее определение природы. Природа — в широком смысле — все сущее, весь мир в многообразии его форм; употребляется в одном ряду с понятиями: материя, универсум, Вселенная. 2) Объект естествознания. 3) Совокупность естественных условий существования человеческого общества; «»вторая природа»» — созданные человеком материальные условия его существования. Осуществление обмена веществ между человеком и природой — закон, регулирующий общественное производство, условие самой человеческой жизни. Совокупная деятельность общества оказывает все более заметное влияние на природу, что требует установления их гармоничного взаимодействия.
Как видим, все определения уточняют, что природа — все то, что не создано человеком. Для Тургенева же природа — главная стихия, она подчиняет себе человека и формирует его внутренний мир. Русский лес, в котором «лепечут статные осины», «могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы», да необозримая степь — это главные стихии, определяющие в «Записках охотника» национальные черты русского человека. Это совершенно соответствует общей тональности цикла. Подлинным спасением для людей оказывается природа. Если в первом очерке-прологе повествователь просил обратить внимание на мужиков, то заключительный рассказ является лирическим признанием автора в любви к природе, «fur sich», как он сам шутливо говорит, прощаясь с читателем. У Тургенева природа — это вместилище всего и всех. При этом, все описания природы делятся на две группы: внешние проявления природы (объекты ландшафта, животные, погода и природные стихии) и скрытые, или неявные (деятельность человека, связанная с природой, влияние природы на быт и жизнедеятельность крестьянина).
Эту книгу вполне модно было назвать книгой о природе и о человеке в природе. Даже если герои не соотносятся с природой, все равно повествование о них не обходится без хотя бы мимоходом упомянутых пейзажей. Неслучайно поэтому сборник заканчивается поэтическим гимном природе «Лес и степь». Несомненно, главным эстетическим звеном всех новелл является рассказчик, «странный человек». А главное в нем — образ дан вне общественной цивилизации, как человек природы, неразрывно связанный с нею. Его душа, его духовный мир заполнены природой. И через эту природно-эстетическую призму и преломляются все истории, о которых он повествует. Тургенев «приходил к признанию включенности человеческой личности в общий поток мировой жизни, к признанию единства человека и природы».
Такое единство «странного охотника» с природой, такое эстетическое единство «Записок охотника» через многочисленные пейзажи напоминает учение Жан-Жака Руссо о «естественном человеке». Тургенев, вслед за Руссо, утверждает, что природа создала всех людей равными и только общественные институты создают проблему социального неравенства. Общественная несвобода искажает естественную, природную сущность человека, нравственно калечит его. Драма человека в том, по Тургеневу, что он выпал из природного единства. Тургенев рассматривает проблему «естественного человека» в философском, общечеловеческом нравственном аспекте. Выпадение из природного единства человека делает его либо нравственно уродливым, либо совершенно несчастным. И Тургенев в «Записках охотника» пытается показать, как нравственно красив «естественный человек», связанный с природой.
В качестве «материала» для лингвистического анализа в нашей работе мы выбрали сборник рассказов «Записки охотника» И. Тургенева. Данный сборник мы исследуем с позиции композиции художественного текста.
Рассказы Тургенева практически все содержат в себе прямую речь и диалоги. Особым исключением является рассказ «Лес и степь», в котором автор ведет незримый диалог с читателем, нет прямого обращения к какому-либо лицу, нет формального выделения прямой речи (кавычки), диалог не несет в себе особой смысловой нагрузки.
Весь сборник Тургенева — это субъективное повествование, так как есть прямая авторская оценка событий, действующих лиц, повествующий автор судит только о том, что известно ему; широко употребление слов с основным эмоционально-оценочным значением типа «люблю», «хороший человек»: «В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком, Полутыкиным, страстным охотником и, следовательно, отличным человеком» («Хорь и Калиныч»).
Субъективное повествование высказывает прямо авторскую точку зрения, которая часто является полемичной по отношению к точке зрения читателя. В этом смысле Тургенев не заставляет читателя думать так же, как и он; его ненавязчивое повествование дает возможность читателю самому дать оценку описываемому лицу или событиям.
В сборнике рассказов И. Тургенева наблюдается синтез всех трех типов речи: «В этих хоромах жили богатые помещики, и всё у них шло своим порядком, как вдруг, в одно прекрасное утро, вся эта благодать сгорела дотла. Господа перебрались в другое гнездо; усадьба запустела. Обширное пепелище превратилось в огород, кое-где загроможденный грудами кирпичей, остатками прежних фундаментов. Из уцелевших бревен на скорую руку сколотили избенку, покрыли ее барочным тесом, купленным лет за десять для построения павильона на готический манер, и поселили в ней садовника Митрофана с женой Аксиньей и семью детьми. Митрофану приказали поставлять на господский стол, за полтораста верст, зелень и овощи; Аксинье поручили надзор за тирольской коровой, купленной в Москве за большие деньги, но, к сожалению, лишенной всякой способности воспроизведения и потому со времени приобретения не дававшей молока; ей же на руки отдали хохлатого дымчатого селезня, единственную «господскую» птицу; детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей, что, впрочем, нисколько не помешало им совершенно облениться» («Малиновая вода»); «Я осмотрелся. Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими, волнообразными раскатами сбегали в нее невысокие, тоже распаханные холмы; взор обнимал всего каких-нибудь пять верст пустынного пространства; вдали небольшие березовые рощи своими округленно-зубчатыми верхушками одни нарушали почти прямую черту небосклона. Узкие тропинки тянулись по полям, пропадали в лощинках, вились по пригоркам» («Касьян с Красивой Мечи»); «Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, fьr sich, как говаривали в старину; по, положим, вы не родились охотником: вы всё-таки любите природу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату…» («Лес и степь»).
3 рассказа сборника («Мой сосед Радилов», «Бежин луг», «Свидание») начинаются с описания природы. Здесь формируется стилистическая доминанта художественного текста, представляется время и место действия.
Все рассказы сборника Тургенева озаглавлены. Их можно разделить на две группы. В первую группу входят рассказы, имеющие в совеем заглавии имя (или имена собственные). Это могут быть имена, фамилии, клички людей, географические объекты (названия деревень и городов). В эту группу входят 15 рассказов: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсянников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Бирюк», «Лебедянь». «Татьяна Борисовна и ее племянник», «Петр Петрович Каратаев», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова». Из названия становится ясно, где будет происходить событие или о ком пойдет речь в рассказе. Вторую группу составляют рассказы, имеющие в своем заглавии имена нарицательные: «Уездный лекарь», «Бурмистр», «Контора», «Два помещика», «Смерть», «Певцы», «Свидание», «Живые мощи», «Стучит», «Лес и степь». Несмотря на то, что в этих заглавиях нет прямого отношения к лицу или месту действия, все же не трудно догадаться, о чем пойдет речь в рассказе. Являясь в лингвистическом аспекте словом, словосочетанием или предложением, заглавие отвечает на один из актуальных вопросов художественного текста. Кто? Что? «Петр Петрович Каратаев», «Смерть»; Где? «Лебедянь», «Бежин луг», «Контора»; Что происходит? «Свидание», «Стучит» и т.д.
Тургенев в своем сборнике практически не использует эпиграфы. Исключением разве можно считать рассказы «Живые мощи» и «Лес и степь». По эпиграфам сразу можно понять, о ком или о чем пойдет речь:
Край родной долготерпенья —
Край ты русского народа!
Ф. Тютчев. («Живые мощи»).
И понемногу начало назад
Его тянуть: в деревню, в темный сад,
Где липы так огромны, так тенисты,
И ландыши так девственно душисты,
Где круглые ракиты над водой
С плотины наклонились чередой,
Где тучный дуб растет над тучной нивой,
Где пахнет конопелью да крапивой…
Туда, туда, в раздольные поля,
Где бархатом чернеется земля,
Где рожь, куда ни киньте вы глазами,
Струится тихо мягкими волнами.
И падает тяжелый желтый луч
Из-за прозрачных, белых, круглых туч;
Там хорошо
(Из поэмы, преданной сожжению) («Лес и степь»).
Весь сборник рассказов И. Тургенева можно представить в таблице, где наглядно видно, сколько слов в отдельно взятом рассказе и в каждом из эпизодов. Для удобства мы разделили в каждом рассказе эпизоды с описанием природы и без описания. Из таблицы понятно, сколько эпизодов и каков их размер.
лингвистический анализ рассказ тургенев
Таблица 1 — Количество слов в эпизодах
ОБЩЕЕ КОЛ-ВО СЛОВ |
С ОПИСАНИЕМ ПРИРОДЫ |
БЕЗ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ |
||
ХОРЬ И КАЛИНЫЧ |
3602 |
1. 137 СЛОВ |
1. 73 СЛОВА |
|
2. 3 392 |
||||
ЕРМОЛАЙ И МЕЛЬНИЧИХА |
3184 |
1)212 |
1) 22 |
|
2)95 |
2) 1034 |
|||
3)26 |
3) 309 |
|||
4)30 |
4) 1450 |
|||
5) 6 |
||||
МАЛИНОВАЯ ВОДА |
2 680 |
1) 130 |
1) 103 |
|
2) 116 |
2) 1825 |
|||
3) 507 |
||||
УЕЗДНЫЙ ЛЕКАРЬ |
2 967 |
|||
МОЙ СОСЕД РАДИЛОВ |
2 310 |
1) 121 |
1) 200 |
|
2) 122 |
2) 1867 |
|||
ОДНОДВОРЕЦ ОВСЯННИКОВ |
5 161 |
|||
ЛЬГОВ |
2 953 |
1) 160 |
1) 57 |
|
2) 109 |
2) 1780 |
|||
3) 39 |
3) 68 |
|||
4) 31 |
4) 457 |
|||
5) 26 |
5) 227 |
|||
БЕЖИН ЛУГ |
5 939 |
1) 313 |
1) 90 |
|
2) 18 |
2) 113 |
|||
3) 27 |
3) 55 |
|||
4) 120 |
4) 88 |
|||
5) 56 |
5) 65 |
|||
6) 46 |
6) 15 |
|||
7) 88 |
7) 133 |
|||
8) 36 |
8) 88 |
|||
9) 188 |
9) 2945 |
|||
10) 83 |
10) 1048 |
|||
11) 109 |
11) 9 |
|||
12) 52 |
12) 49 |
|||
13) 81 |
13) 25 |
|||
КАСЬЯН С КРАСИВОЙ МЕЧИ |
5 283 |
1) 137 |
1) 8 |
|
2) 255 |
2) 2032 |
|||
3) 71 |
3) 12 |
|||
4) 294 |
4) 89 |
|||
5) 75 |
5) 827 |
|||
6) 93 |
6) 43 |
|||
7) 1348 |
||||
БУРМИСТР |
3832 |
|||
КОНТОРА |
4410 |
|||
БИРЮК |
2075 |
1) 116 |
1) 41 |
|
2) 1918 |
||||
ДВА ПОМЕЩИКА |
2506 |
|||
ЛЕБЕДЯНЬ |
3156 |
|||
Т.Б. И ЕЕ ПЛЕМЯННИК |
3469 |
1) 125 |
1) 10 |
|
2) 3334 |
||||
СМЕРТЬ |
3313 |
1) 320 |
1) 297 |
|
2) 2696 |
||||
ПЕВЦЫ |
5203 |
1) 138 |
1) 27 |
|
2) 80 |
2) 447 |
|||
3) 101 |
3) 64 |
|||
4) 28 |
4) 841 |
|||
5) 45 |
5) 2477 |
|||
6) 70 |
6) 400 |
|||
7) 94 |
7) 16 |
|||
8) 376 |
||||
П.П.КАРАТАЕВ |
4195 |
|||
СВИДАНИЕ |
2589 |
1) 529 |
1) 1870 |
|
2) 167 |
2) 24 |
|||
ГАМЛЕТ ЩИГРОВ.УЕЗДА |
7495 |
|||
ЧЕРТОПХАНОВ И НЕДОПЮСКИН |
4894 |
|||
КОНЕЦ ЧЕРТОПХАНОВА |
9316 |
|||
ЖИВЫЕ МОЩИ |
4120 |
1) 38 |
1) 115 |
|
2) 78 |
2) 178 |
|||
3) 3702 |
||||
СТУЧИТ |
3741 |
|||
ЛЕС И СТЕПЬ |
1813 |
1) 1652 |
1) 139 |
|
2) 22 |
Но по этой таблице невозможно определить, где располагаются эпизоды с описанием природы. Для этого служит линейная модель художественного текста — отрезок прямой линии, разделенный на пропорции с обозначенными сильными позициями. Для каждого рассказа текста существует своя линейная модель [Корбут — 33; 76] (Приложение 1.).
Путем математических вычислений мы можем найти координату для любого эпизода. Результат этих вычислений представим в таблице (в электронном виде), где каждый эпизод отдельно пронумерован и имеет две величины — начало и конец, обозначенные единицами. Остальные координаты, не относящиеся к данному эпизоду с описанием природы, обозначены нулями.
2.1 Размещение эпизодов с изображением природы в рассказах цикла «Записки охотника»
Цикл как цельность высшего порядка представляет собой некоторое количество довольно однородных в жанрово-стилевом отношении рассказов (субцельности 1 порядка), которые обладают различным размером (объемом в страницах, предложениях, абзацах, словах…), то есть далее могут быть выделены субцельности других, более дробных порядков. Все перечисленные единицы считаемы, но на каждом уровне организации цикла они обладают различным масштабом, что позволяет проводить анализы одного и того же текста с различной мерой подробности [Москальчук Г. Г. Объемная гармония цикла]. Для нас своеобразной единицей «измерения» каждого эпизода с описанием природы служит слово. При расчетах соотнесенности слов в эпизодах можно использовать соответствующий масштаб. От масштаба зависит точность результатов. На начальных стадиях мы использовали масштаб в две единицы после запятой. После подсчетов масштаб изменили до трех единиц после запятой. В результате ясно видно, что при изменении масштаба изменяется характер подсчетов. Масштаб в три единицы после запятой позволяет глубже исследовать каждый эпизод. Следовательно, сделать более точные подсчеты .
Нижеприведенная таблица показывает плотность размещения эпизодов и позиции эпизодов. Как видим, начиная с 1 по 251 позиции наблюдается спад. Самое частое распределение эпизодов в цикле с 1 по 51 позицию. Далее распределение плотности примерно равномерно.
Рис. 1
Как видим, эпизоды с природой в зачинах распределены неравномерно. Наблюдается резкий спад к середине сборника, и далее эпизоды с природой распределены равномерно. Позицию 26 можно считать наивысшей для всего сборника.
Рис. 2
Итоговая таблица дает представление о количестве эпизодов в каждой позиции. Так, по всему циклу наибольшее количество эпизодов с природой сосредоточено в зачине. Меньше всего эпизодов с природой в позиции пост-ГЦн. Таким образом, позиция зачина, являясь сильной, во всем сборнике наиболее частотна. Именно в этой позиции сосредоточено наибольшее количество эпизодов с природой.
Интервал |
Количество эпизодов |
||
зачин |
904 |
||
пред-ГЦн |
295 |
||
пост-ГЦн |
30 |
||
пред-ГЦ |
372 |
||
пост-ГЦ |
389 |
||
Конец |
219 |
2.2 Описание лингвистического анализа сборника «Записки охотника»
Анализ сборника рассказов И. Тургенева «Записки охотника» проходил в несколько этапов.
На первом этапе каждый рассказ был проанализирован. В каждом рассказе были выделены эпизодами с образами природы. В понятие «природа» мы включили всю живую и неживую природу: животных, птиц, деревья, поля, водоемы. В итоге весь сборник можно разделить на 2 группы: рассказы с эпизодами природы и рассказы без таких описаний.
Второй этап включает подсчет количества слов во всем рассказе, в эпизодах с описанием природы и эпизодах без описания природы. Все данные заносятся в таблицу Microsoft Excel.
На третьем этапе рисуется линейная модель для каждого рассказа с описанием природы. Такие эпизоды выделяются темным цветом.
Четвертый этап включает математические расчеты. Для этого рассчитывается начальная и конечная координата каждого эпизода с природой. После этого каждую координату (и начальную, и конечную) делим на общее количество слов в рассказе. Получаются определенные координаты. За масштаб берем число с тремя знаками после запятой. Здесь же рассчитываем и каждый эпизод без описания.
Пятый этап. Данные вносятся в таблицу. В таблице ясно видно, где описание природы в начале, в середине или конце.
На шестом этапе для каждого рассказа строится свой график распределения эпизодов с описанием природы, по которому можно определить, какова плотность таких эпизодов определенном рассказе и сборнике в целом.
Заключительный седьмой этап — это оценка «Записок охотника» с точки зрения позиционного аспекта, подведение результатов проделанной работы и вывод о влиянии и роли эпизодов с описанием природы каждого отдельно взятого рассказа и всего сборника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из проведенного исследования естественным образом вытекает ряд выводов:
Эпизоды с природой играют немаловажную роль в каждом рассказе и в сборнике в целом. Можно выделить 3 способа локализации эпизодов с описанием природы:
— Использование таких эпизодов в начале рассказа играет роль экспозиции, т.е. «вводит» в рассказ, определяет общую тональность повествования, так же в нем могут упоминаться действующие лица и место действия.
— Эпизоды в середине художественного текста, так называемые «гармонические центры», содержат в себе кульминацию повествования, концептуально важный смысл, после которого наблюдается ускорение ритма, смена точки зрения, содержательное противоречие и т.д.
— Эпизоды абсолютного конца художественного текста содержат событийную развязку.
По своей роли все 3 способа локализации одинаково важны, так как они являются сильными позициями художественного текста.
Образ природы — это элемент, используемый автором не только для художественного оформления сборника, но и для выражения основной его идеи посредством учета позиции эпизодов с описание природы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. И.С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т 3. М.: «Наука», 1979.
2. Корбут А.Ю. Лингвистический анализ художественного текста. Учебное пособие.- Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2000.- 76 с.
3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.- 736 с.
4. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.-1280 с.
5. Москальчук Г.Г. Объемная гармония цикла (И. С. Тургенев «Записки охотника»). — Оренбург: Изд-во Орен.гос.пед.ун-та, 2009.
6. Москальчук Г.Г. Объемная симметрия текста: «Подражания Корану» А.С. Пушкина // Русский национальный язык и его функционирование на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока в конце ХХ века Иркутск, 1999. С. 121-126.
7. Болдырева Э.Т. Креативный аттрактор как структурный компонент текста: автореф. дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2007. 21 с.
8. Волошинов А.В. Математика и искусство. М., 2000. 399 с.
9. Москальчук Г.Г. Структура текста как синергетический процесс. М.: Едиториал УРСС, 2003. 296 с.
10. Скабичевский А. М. История русской литературы, СПб., 1891, стр. 347
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
Размещено на