Выдержка из текста работы
Альфред Адлер — основатель холистической системы индивидуальной психологии, которая рассматривает личность как часть социальной системы, неразрывно связанную с другими. Он назвал свою теорию индивидуальной психологией, подчеркивая уникальность каждого индивидуума, в отличие от работ Фрейда, где описаны общие стереотипы поведения.
Последователи Адлера основали центры в Европе, в частности в Англии, и в Соединенных Штатах; многие из его оригинальных идей стали широко применяться в современной психологии и психотерапии. Наверно, введенная Адлером концепция комплекса неполноценности сейчас известна гораздо больше, чем любое другое понятие из области психологии.
Четыре основных принципа адлеровской системы — это целостность, единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес, или чувство общности, и важность целеориентированного поведения. Вывод Адлера о том, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем впечатления прошлого, был главной причиной его расхождения с Фрейдом. Адлер полагал также, что люди, руководствуются прежде всего целью достижения превосходства или завоевания окружающей среды. Он выделял как эффект социального воздействия на личность, так и важность социального интереса личности: чувства общности, сотрудничества и заботы о других. По Адлеру, жизнь в основе своей есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству и альтруизму.
Индивидуальная психология Адлера похожа на бихевиоризм тем, что занимается доступным для наблюдения поведением и его последствиями, а также утверждает, что любая концепция должна быть конкретной и привязанной к реально существующему поведению. В отличие от большинства психологических теорий, описанных здесь, индивидуальная психология не является глубинной психологией, то есть она не постулирует неосязаемые силы и построения, таящиеся в глубине психики. Адлер, скорее, развивал контекстную психологию, где поведение объясняется с помощью терминов физической и социальной окружающей среды, в контексте, самой личностью обычно не осознаваемом. Адлер первым начал практиковать семейную терапию, это было в 1920 году. Последователи Адлера внесли большой вклад в групповую терапию, краткосрочную терапию и применение психологии в образовании [3, стр. 118 — 119].
Актуальность данной работы: Альфред Адлер внес значительный вклад в наше понимание личности, и некоторые из его идей имеют актуальность и в сегодняшнее время. Главным в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Адлер по — настоящему думающий и человечный психолог, его теории сфокусированы на способности людей творить свою судьбу, преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворенную жизнь, совершенствовать себя и окружающий мир, посредством самопознания.
Цель данной работы является описать основные положения теории личности А. Адлера.
Для достижения поставленной цели предполагается решить комплекс взаимосвязанных задач:
.По литературным данным рассмотреть биографию А. Адлера;
.Изучить основные положения индивидуальной теории личности А. Адлера;
.Познакомится с научными трудами А. Адлера.
Глава 1. Начало научного пути А. Адлера
1.1Биография А. Адлера
Альфред Адлер — австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.
Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 г. в Пенциге, предместье Вены, в семье еврейского торговца среднего достатка. Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бергендланда и стал торговцем зерна [2, стр. 102].
Альфред был третьим из шести детей большого небогатого семейства. Адлеру выпало трудное и несчастливое детство. Сам психолог, описывая его как пору детской ревности и неуверенности, потерь и лишений. Он тяжело переживал рождение младшего брата, как фатальный момент утраты материнской любви и нежности. Когда же будущему психотерапевту исполнилось три года, младший брат скончался в постели, стоявшей рядом с его кроватью. В ранние годы Адлера постоянно окружали болезни и смерти, его детские воспоминания были омрачены сценами похорон [4].
В детстве он болел многими серьезными болезнями, в том числе рахитом, из — за которого лишь в возрасте четырех лет сделал свои первые шаги. Еще нетвердо стояв на ногах, он несколько раз попадал в уличные аварии, оказываясь на волосок от смерти.
В пять лет, только что, оправившись от рахита, Альфред заболел тяжелевшей пневмонией. Семейный врач счел этот случай безнадежным. Однако, нашелся другой доктор, который сумел спасти мальчика. Выздоровев, Альфред принял твердое решение стать врачом.
Несмотря на слабое здоровье, Альфред рос жизнерадостным и общительным ребенком, очень любил играть с соседними детьми. Не будучи способным заниматься спортом вмести со сверстниками, он проводил много времени за чтением классики. Впоследствии умение с ходу процитировать Библию или греческую трагедию, Шекспира или Канта. Общительный характер и чувство юмора способствовало его популярности.
Вероятно, именно в его детском опыте лежат истоки таких существенных аспектов его психологической теории, как признание важности общественного интереса и идея компенсации органической неполноценности [2, стр. 102].
С 1879 — 1880 гг. обучается в Леопольдштадтской гимназии и Шперль-гимназии, с 1880 года — в Хернальзерской гимназии. В 1888 г. Альфред Адлер получил аттестат зрелости [4].
По его собственным воспоминаниям, в первых классах школы Адлер учился весьма посредственно. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Учитель посоветовал его отцу забрать сына из школы и отдать в ученики к сапожнику, так как он, видимо, не способен ни на что другое. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Альфред стал лучшим учеником по математике в классе. Адлер рано приобрел особое расположение отца и оставался его любимцем в течение всего детства.
В его личностном становлении значительную роль сыграл один эпизод из школьного периода. По дороге в школу Адлеру приходилось идти мимо кладбища. Его одолевал страх, и возникала неприятная мысль, что он — трус, не такой смелый, как другие его товарищи. Однажды он отстал от ребят и один дюжину раз пробежал через кладбище, пока не поборол свой страх. Самое интересное в этой истории то, что за «кладбищенским забором», на самом деле, никакого кладбища не было. Но об этом Адлер узнал только несколько лет спустя. Он и его приятели принимали за кладбище заброшенный двор. Данный случай Адлер позднее упоминал в качестве иллюстрации своего тезиса о том, что важным является не сам по себе жизненный факт, а то, как его оценивает человек [4].
В 1888 г. в возрасте 18 лет, Адлер поступил на медицинский факультет Венского университета, бывший в то время одним из ведущих медицинских центров Европы. Тогда же обозначились его политические пристрастия. Адлер глубоко интересовался социализмом, участвовал во многих политических митингах [2, стр. 103].
В студенческие годы Адлер погрузился не только в вопросы политики, но и увлекся учением К. Маркса.
В 1892 г. прошёл годичную военную службу (половину срока) в австро-венгерской армии в качестве добровольца.
В 1895 г. он окончил обучение на медицинском факультете Венского университета и получил степень доктора медицины. Прошел практику в Венской поликлинике.
В том же году Адлер примыкает к социал-демократическому движению и на протяжении ряда лет активно участвует в нем. Он проповедует идеи солидарности и равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. Социалистическая ориентация и увлечение марксизмом оказывают значительное влияние на его мировоззрение и способствуют формированию склонности к активной общественной деятельности [4].
На одном из митингов Адлер знакомится со студенткой-социалисткой из России Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая становится его подругой и единомышленницей, а затем и женой [2, стр. 104].
В 1896 г. отбывание воинской повинности (второй части срока службы) в Пресбурге, бывшем тогда венгерским городом. Альфред Адлер — ассистент заместителя главного врача.
В Декабре 1897 г. Адлер, находясь в Москве, женится на Раисе Тимофеевне Эпштейн. В дальнейшем у них родилось 4 детей. Старшая дочь Валентина училась экономике, уехала по политическим соображениям в Россию и нашла там свой последний приют. Александра стала психиатром в Нью-Йорке, Нелли — актрисой. Сын Курт изучал физику и медицину, позднее также стал психиатром [4].
Первоначально Адлер специализировался в области офтальмологии, работая в захудалой части Вены с наиболее незащищенными и бедными слоями населения. Постепенно его профессиональные интересы сместились в сферу неврологии и психиатрии; учёный обратился к вопросам адаптации. После прохождения практики по общей медицине, он стал психиатром [2, стр. 104].
В 1898 г. Адлер публикует свою первую книгу «Учебник здоровья для портных». Он отмечает определенный риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда. Уже в этой работе будущий создатель индивидуальной психологии формулирует ключевой постулат своей теории: следует рассматривать человека не изолированно, а во взаимодействии с окружающей его социальной средой.
В 1902 г. Адлер примкнул к венскому кружку Фрейда, получившему условное название «Общество психологических сред»; здесь он приобрёл значительный авторитет и в силу независимости своих научных взглядов вскоре стал выступать в роли потенциального антилидера.
С 1902 — 1904 гг. Адлер пишет первые работы по социальной медицине. В 1904 г. опубликована статья «Врач как воспитатель», в которой Адлер фактически предвосхитил многие положения гуманистической психологии и педагогики. Переход из иудейской веры в евангелическую. В 1907 г. Адлер впервые обобщил и системно изложил свои оригинальные взгляды на формирование и развитие человеческой психики в этапной работе «Исследование неполноценности органов»; публикация этого труда вызвала негативный отклик Фрейда и наиболее ярых его сторонников.
В 1910 г. Адлер подготовил к печати статью «Психическое лечение невралгии троичного нерва», в которой вывел «основной психологический закон о диалектическом превращении органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности во внутреннее стремление к компенсации и сверхкомпенсации». Открытие этого закона стало одним из главных научных достижений Альфреда Адлера. В июне 1911 г. Адлер покинул Венское психоаналитическое общество [4].
С 1912 — 1914 гг. Адлер устанавливает тесные и плодотворные контакты с психиатрами и психологами ряда европейских стран, в том числе и России; в российском журнале «Психотерапия» публикуются первые переводы его статей на русский язык [2, стр. 105].
В 1916 г. Адлер поступил на службу в австрийскую армию. В течение этого и следующего года он служил военным врачом на русском фронте.
В 1917 г. опубликованы статьи «Невротическая конституция», «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Проблемы гомосексуальности».
В 1918 г. Адлер выступает в Цюрихе с докладом о Ф.М. Достоевском.
По окончании Первой мировой войны Адлер посвящает себя вопросам педагогики; он подвергает резкой критике систему австрийского школьного образования и разрабатывает собственную модель воспитания и обучения.
В 1919 г. при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. К 1928 г. в Вене было уже около тридцати подобных клиник, в которых работали ученики Адлера.
В 1920 г. Опубликована наиболее известная и фундаментальная работа «Практика и теория индивидуальной психологии», содержащая последовательное, систематизированное изложение основополагающих идей и постулатов учения А. Адлера.
В 1929 — 1931 гг. Одна за другой выходят в свет работы Адлера на английском языке: «Проблемы человеческой природы»; «Наука жить»; «Стиль жизни»; «Что жизнь может значить для тебя».. Его известность и популярность в широких научных кругах стремительно возрастают.
В 1930 г. в связи с 60-летним юбилеем Адлер удостоен звания «Почётного гражданина Вены». Опубликован посвященный ему сборник «Самовоспитание характера».
В 1932 г. Адлер окончательно обосновался в США и получил должность профессора в Медицинском колледже Лонг-Айленда [4].
В 1935 г. вслед за Адлером в Нью-Йорк после длительных колебаний переселились его жена Раиса и дети Курт и Александра. Дочь Адлера Валентина и её муж, решившие искать убежище от нацизма в СССР, погибли в сталинских лагерях. Последние годы жизни Альфреда Адлера были омрачены тревогой за судьбу дочери и отсутствием каких-либо известий от неё. В апреле 1937 г., после лекции в Голландии, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 г., приехав в Абердин (Шотландия) для чтения цикла лекций, Альфред Адлер неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. Там же он и был похоронен [2, стр. 108].
После трудного детства и рвения Альфреда стать врачом, появляется интерес к науке. Альфред с детства был начитанным мальчиком, свой интерес к науке о жизни Адлер удовлетворял разведением цветов и голубей. В возрасте 18 лет он поступил в Венский университет, чтобы изучать медицину. После специализации в офтальмологии, его профессиональные интересы постепенно сместились в сферу неврологии и психиатрии.
В 1902 г. в возрасте 32 лет Адлер вошел в круг ближайших сподвижников Фрейда. Он был наиболее активным членом этой группы и пользовался большим уважением Фрейда, который, тем не менее, испытывал некоторые подозрения в связи с его обостренным честолюбием. Сам Адлер никогда не считал себя фрейдистом, полагая, что присоединился к Венской группе как равный. Это противоречит утверждению, содержащемуся в большинстве учебников психологии, о том, что Адлер был учеником Фрейда. С самого начала сотрудничества он исповедовал собственные взгляды, которые нашли отражение в его работе «О неполноценности органов» (1907).
Фрейд, в целом положительно оценив книгу «О неполноценности органов», не смог скрыть настороженности в связи с таким теоретическим расхождением. А это расхождение становилось все глубже. Адлер фактически игнорировал представления Фрейда о сексуальных механизмах психической жизни. Центральное понятие фрейдизма — эдипов комплекс — он предлагал рассматривать не как стремление мальчика иметь сексуальные отношения с матерью, а как символическую борьбу. Чувствуя себя слабым и беззащитным, мальчик использует механизм сверхкомпенсации, чтобы добиться превосходства над отцом и подчинить себе мать. Позднее Адлер даже заявил, что «так называемый эдипов комплекс — это не фундаментальное явление, а просто порочный и неестественный результат чрезмерного материнского баловства».
Стремясь сохранить хорошие отношения, Фрейд поначалу проявлял к Адлеру повышенную благосклонность. В 1910 г. он предложил его на пост первого президента Венского психоаналитического общества. Однако к 1911 г. теоретические расхождения достигли степени, неприемлемой для Фрейда. На заседании Психоаналитического общества Адлеру было предложено покинуть его ряды. Он с готовностью сложил с себя полномочия президента. Вместе с ним общество покинули еще девять членов, образовавшие собственное Общество свободного психоанализа, Самим названием они подчеркнули презрение к замкнутому и изолированному, по их мнению, кружку Фрейда. Горько переживая этот разрыв, Фрейд тем не менее расценивал его как научную победу. В своем письме К. Г. Юнгу от 12 октября 1911 г. он писал: «…усталый после борьбы и победы, сообщаю Вам, что вчера я заставил всю банду Адлера выйти из Общества». Но это было лишь начало борьбы в стане аналитиков. Три года спустя последовал разрыв с Юнгом. А острые противоречия со вчерашними единомышленниками преследовали Фрейда до конца жизни.
А «банда Адлера» превратилась в Ассоциацию индивидуальной психологии, которая постепенно распространилась по всей Европе [2, стр. 103 — 107].
Глава 2. Индивидуальная теория личности А. Адлера
.1 Теория личности А. Адлера
А. Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека, получившего название индивидуальной психологии. Именно в развитии этих новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория, нашедшая свое отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и являющееся целостной системой развития личности.
Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют и отделяют человека от общества. Не врожденные влечения или архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагают, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг — первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.
В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и «самости» личности, но значительно позже, в 1950-1960-х гг. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в
Не менее важна и провозглашенная им идея о творческом Я. В отличие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданном направлении, Я Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, это Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.
Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения таковы: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое Я.
Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у известного немецкого философа Г. Файгингера, который писал, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкции или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека. Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Для невротиков же это оказывается невыполнимым, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.
Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека играет его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он исходил из мысли, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, но лишь с их прообразами, которые формируются в процессе жизни. Наиболее важной структурой он считал стиль жизни.
Развивая идею о стиле жизни, определяющем поведение человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я. Чувство общности или общественный интерес — это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта неразвитость чувства общности — основа асоциального стиля жизни, причина неврозов и конфликтов, возникающих у человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности определяет и систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препятствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов.
Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Творческое Я, о котором пишет Адлер, является своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое Я, с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются, по сути, актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.
Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — являются источниками энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств,
Адлер выделил четыре основных вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, или уход в болезнь. Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.
Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность человеку создать достаточно адекватную схему окружающего. При этом люди с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование.
В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примерами такой сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, и многие другие замечательные люди.
В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии их личности. Так, неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который приводит к развитию неадекватной схемы апперцепции, изменяет жизненный стиль, привнося тревожность, чувство неуверенности в себе, чувство зависти, комфортность и напряженность в жизнь ребенка. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок, так же как и позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Однако такой вид компенсации несовершенен, так как он останавливает личностный рост, формируя также неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.
В случае сверхкомпенсации у людей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе общества, но о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема окружающего, изменяющая стиль жизни человека. Такие люди становятся все большими тиранами и агрессорами, подозревающими окружающих в желании отнять у них власть. Потому они становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадя даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущ комплекс вины и неполноценности.
Одно из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение кооперировать, сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации является корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни.
Хотя не все теоретические положения Адлера нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях, сама идея о роли чувства общности и индивидуального стиля жизни в формировании личности, особенно мысль о компенсации как основном механизме психического развития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в психологическую науку.
Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как он одним из первых исследовал роль игры в преодолении неврозов и закомплексованности. Он считал, что именно игра дает возможность детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они испытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спонтанная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством. В том же случае, когда требуется преодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие игры должно осуществляться и направляться взрослым.
Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.
Как сказал А. Адлер: «Индивидуальная психология рассматривает жизнь человека как целостность, относясь к каждой единичной реакции, каждому движению и импульсу, как к проявленной части индивидуальной жизненной установки. Наша наука была вызвана практической необходимостью, так как с помощью определенных знаний возможно корректировать и изменять установки людей. Таким образом, индивидуальная психология является вдвойне пророческой: она не только предсказывает, что случится, но как пророк Иоанн, она предсказывает, что случится, чтобы этого не случилось» [1, стр. 388 — 397].
адлер индивидуальный теория личность
2.2 Основные труды А. Адлера
Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ, можно отметить «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».
Заключение
Альфред Адлер является одним из величайших психологов 20 века. Адлер внес вклад в развитие индивидуальной психологии. Его идеи будут развиваться еще долгое время.
В ходе проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
.По литературным данным была рассмотрена биография А. Адлера. Несмотря на то что, в начале его жизненного пути было много трудностей и преград, Альфред все равно смог достичь больших успехов и стать одним из величайших психологов своего времени.
.Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения таковы: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое Я.
.Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». В ней представлены базовые положения индивидуальной психологии и многочисленные случаи из клинической практики, иллюстрирующие разные ее аспекты. Это книга будет интересно своим содержанием не только для врачей, психологов и психотерапевтов, но и для людей, чей интерес к психологии не является профессиональным.
Список использованной литературы
1.Григорович Л.А. Педагогика и психология. М: Гордарики, 2003 г. — 480 с.
.Степанов С.С. Психология в лицах. М: Изд — во ЭКСМО -Пресс, 2011 г. — 384 с.
.Фрейджер Р. Теория личности и личностный рост. 5 — ое издание, 2002 г. — 657 с.
4.Альфред Адлер [Электронный ресурс] // URL: https:// <http://viaregina.ru/association/alfred-adler-1870-1937.html> (дата обращения 27.10.2014).