Содержание
Содержание
Введение…3
Глава 1. Основные положения об участии прокурора в уголовном судопроизводстве….7
1.1. История становления и развития прокуратуры в Российской Федерации….7
1.2. Понятие прокурора в уголовном процессе..18
Глава 2. Основные функции и полномочия прокурора в уголовном процессе..23
2.1. Функции прокурора в уголовном процессе…..23
2.2. Полномочия прокурора в уголовном процессе…27
Заключение.37
Список литературы39
Выдержка из текста работы
Проводимая в России судебно-правовая реформа направлена на совершенствование деятельности не только судов, но также и других профессиональных участников судебного производства, осуществляющих функции обвинения и защиты, прокуроров и адвокатов. Последнее десятилетие в этом отношении отмечено коренными изменениями в правовой теории, в законодательстве и правоприменительной практике. Без правильного понимания этих изменений, их причин и следствий нельзя освоить приемы и методы, так сказать, технологию участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства.
Действовавший до 1992 г. Закон СССР «О прокуратуре СССР» характеризовал это направление деятельности прокуроров как надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, т.е. в процессе судебного разбирательства. Такой подход вызывал несогласие со стороны многих специалистов в области уголовного процесса и прокурорского надзора. С началом судебно-правовой реформы данное положение закона вошло в явное противоречие с новыми правовыми идеями, с проводимыми в стране преобразованиями, направленными на формирование правового государства, прежде всего с приданием Конституцией РФ судам статуса самостоятельной независимой отрасли государственной власти.
Осуществляя правосудие — важнейшую государственную деятельность по разрешению правовых конфликтов, судебная власть становится основным гарантом правопорядка и законности, защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Это коренным образом отличает суд от государственных органов, поднадзорных прокуратуре. Положение судебной власти как самостоятельной, независимой, высшей в иерархии юридических органов исключает какой-либо надзор за деятельностью суда в процессе разбирательства им дела.
Принятый в 1992 г. Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации», который сохранил в качестве главной функции, определяющей предназначение прокуратуры в государстве, надзор за исполнением действующих на территории Федерации законов, уже не рассматривает участие прокуроров в рассмотрении дел судами как осуществление надзора, относя его к иным функциям прокуратуры. В ч. 3 ст. 1 Закона указывается: Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Конкретные задачи, формы, порядок участия прокуроров в различных стадиях судебного производства по уголовным делам установлены Уголовно-процессуальным кодексом РФ, который введен в действие с 1 июля 2002 г.
Актуальность темы исследования. Произошедшее изменение представлений о взаимоотношениях суда и прокуратуры ни в коей мере не означает ослабления роли прокуроров в уголовном судопроизводстве. Их активное, профессионально грамотное участие в уголовном судопроизводстве — важное условие, одна из гарантий законности и эффективности осуществления правосудия. Принимая участие во всех стадиях уголовного судопроизводства, прокурор способствует всестороннему, полному исследованию доказательств, установлению обстоятельств дела в том виде, в котором они имели место в действительности, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального закона, постановлению законного и обоснованного приговора.
Несмотря на то, что с момента принятия Уголовно-Процессуального Кодекса РФ 2002 г. прошло всего семь лет, за это время в него было внесено немалое количество поправок, которые касаются и вопросов участия прокурора в уголовном судопроизводстве.
Целью данной курсовой работы является изучение института участия прокурора в уголовном процессе Российской Федерации, а также анализ современного состояния института участия прокурора в уголовном процессе.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
— дать понятие прокурора как участника уголовного судопроизводства;
— рассмотреть его основные функции и направления деятельности;
— изучить роль прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса, а именно в стадии возбуждения уголовного дела и в стадии предварительного расследования;
— изучить роль прокурора в судебной стадии уголовного судопроизводства;
— рассмотреть вопросы, связанные с обжалованием прокурором судебных решений в кассационной и надзорных инстанциях.
Степень разработанности темы. Данная тема является довольно тщательно изученной. Вопросам участия прокурора в уголовном судопроизводстве, а также вопросам связанным с определением его правового статуса посвящено немало научных статей, диссертаций, монографий и другой научной литературы. Участию и роли прокурора в уголовном процессе посвящены работы таких ученых правоведов как: Григорьева В.Н., Пикалова И.А., Чернова Р.П., тушева А.А. Веретенникова Н.В. и др.
Работы некоторых из этих авторов использованы в данной курсовой работе.
Курсовая работа состоит из введения, в котором обуславливается актуальность темы исследования, основной части, состоящей из четырех разделов, в первом — раскрывается понятие и роль прокурора в уголовном процессе; во втором — раскрываются вопросы, связанные с участием прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса; в третьем — вопросы, связанные с участием прокурора в судебной стадии уголовного процесса; и в четвертом — рассматриваются вопросы, связанные с обжалование прокурором решений в кассационной и надзорной инстанциях. В конце работы дается заключение содержание выводы, полученные в ходе проведенного исследования.
1. Понятие и статус прокурора в уголовном процессе
Участники уголовного судопроизводства (процесса) — это все лица, которые участвуют в уголовно-процессуальных правоотношениях, то есть имеют здесь определенные права и обязанности. Они выполняют часть уголовно-процессуальной деятельности и являются субъектами отдельных уголовно-процессуальных действий и отношений.
Вместе с тем некоторые участники уголовного процесса играют в нем ведущую роль, состоя в главном, центральном процессуальном правоотношении, выполняя одну из основных процессуальных функций: обвинения, защиты или разрешения дела. Эти участники являются субъектами не только отдельных процессуальных действий, но и всего уголовного процесса. Таким образом, субъекты уголовного процесса — это такие его участники, уголовно-процессуальные права которых позволяют им влиять на ход и исход уголовного дела Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Уголовный процесс. Учебник для вузов. — М.: КНОРУС, 2008. С. 113. .
Пункт 58 ст. 5 УПК РФ определяет участников как лиц, принимающих участие в уголовном процессе. Совокупность прав и обязанностей данных лиц составляет их правовой (процессуальный) статус.
Участники уголовного процесса имеют уголовно-процессуальные права и несут обязанности, установленные законодательством РФ. Права и обязанности возникают в процессе осуществления ими уголовно-процессуальной деятельности. Данными правоотношениями участники наделены для решения задач, стоящих перед уголовным судопроизводством.
Количество носителей такого рода прав и обязанностей достаточно велико. Ввиду этого законодатель в УПК РФ предлагает классификацию, которая учитывает, с одной стороны, содержание отводимых конкретным участникам ролей, а с другой — их значение для решения задач и достижения целей уголовного судопроизводства.
К основным группам участников относятся:
1) суд, судья;
2) участники со стороны обвинения;
3) участники со стороны защиты;
4) иные участники уголовного производства.
В состав группы участников со стороны обвинения входит прокурор.
Прокурор — должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия Невская М.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Норма, 2007. С. 44. .
Уголовно-Процессуальный Кодекс РФ определяет прокурора следующим образом: прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре Ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции от 18.07.2009) // СПС «Консультант плюс»..
Как видно из текста статьи 5 УПК РФ в данном определении не упомянут как регулятор прав и обязанностей прокуроров (их должностных полномочий) — лидирующая роль отдана Закону о прокуратуре. С учетом того, что по общему правилу должностные полномочия не могут трактоваться в сторону расширения, получается, что прокурор, участвующий в уголовном судопроизводстве, наделен только теми полномочиями, которые предоставлены ему Федеральным законом «О прокуратуре» что противоречит ч. 2 ст. 1 и ст. 7 УПК РФ. Кроме того, формулировка «и иные должностные лица органов прокуратуры» позволяет включать в понятие «прокурор» и следователя прокуратуры Чернов Р.П. О фигуре и статусе прокурора в уголовном процессе// Адвокат. 2005. № 12. С. 13..
1.1 Функции прокурора в уголовном процессе
Уголовно-процессуальные функции определяются как направления уголовно-процессуальной деятельности. Под основными функциями понимают обвинение, защиту и разрешение дела.
Функцию обвинения как раз и осуществляет прокурор. Функция обвинения большинством процессуалистов определяется как направление уголовно-процессуальной деятельности по изобличению лица, виновного в совершении преступления, а также поддержание предъявленного ему обвинения в суде Пикалов И.А. Уголовный процесс Российской Федерации (краткий курс): Учебное пособие, 2005. — М.: Юристъ, 2006. С. 113. .
В научной литературе нет единства по вопросам понятия функций прокурора, их системы и содержания. Полярность и многочисленность порой недостаточно обоснованных точек зрения о количестве и видах выполняемых прокурором функций приводят к размыванию роли, целей и задач его деятельности в уголовном судопроизводстве. Отсутствие законодательно закреплённой целостной системы реально осуществляемых прокурором функций в уголовном процессе снижает эффективность деятельности прокуроров, которым необходимо чёткое и ясное представление о выполняемых ими функциях Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации: система функций и полномочий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. — Краснодар: Изд-во Краснодар. Гос. Университета, 2006. С. 3. .
Деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве является многофункциональной и не ограничивается осуществлением уголовного преследования лиц, совершивших преступление, и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, как указано в ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Система функций и полномочий прокурора в уголовном процессе обеспечивает законность и эффективность всего уголовного судопроизводства
Система уголовно-процессуальных функций прокурора представляет собой подсистему более сложных систем — системы всего уголовного судопроизводства, системы деятельности органов прокуратуры в соответствии с Конституцией РФ и Законом о прокуратуре РФ и т.д.
Прокурор, участвуя в системе уголовно-процессуальных правоотношений, взаимодействуя и сообразуя свою деятельность с другими компонентами этой системы (цели и задачи уголовного судопроизводства, другие участники уголовного судопроизводства, их функции, права и обязанности, специфические объекты регулирования уголовно-процессуальных правоотношений, методы их регулирования и т.д.), приобретает новые, интегративные качества и свойства, присущие всей системе уголовного судопроизводства в целом. Эти свойства (в том числе и функции) не всегда совпадают с теми, что предусмотрены Законом о прокуратуре РФ. Например, появляются новые функции — руководство процессуальной деятельностью следователя, дознавателя и органов дознания, координация деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений. Наполняются новым специфическим содержанием функции, закреплённые в Законе о прокуратуре РФ и являющиеся общими для обеих систем
В числе основных функций прокурора в уголовном судопроизводстве можно выделить такие как:
1) надзорная функция — она закреплена в Законе о прокуратуре РФ а именно «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» Ч.2 ст. 1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 171-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472.. «Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия» (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).
Цель данной функции — выявить совершенные или готовящиеся нарушения законов в уголовном процессе, задача — эффективно использовать предоставленные полномочия, а также научные методы и способы для их выявления;
2) функция борьбы с преступностью — данная функция косвенно вытекает из положения ч. 2 ст. 21 УПК РФ: «в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.» Более того, если прокурор в соответствии с Законом о прокуратуре РФ выполняет функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, то, безусловно, и сам прокурор в первую очередь обязан осуществлять эту борьбу в уголовном судопроизводстве уголовно-процессуальными методами.
Данная функция — неотъемлемый элемент системы уголовно-процессуальных функций прокурора. Цель функции — снижение уровня преступности в стране до максимально возможного предела, задачи — активно выявлять готовящиеся или совершенные преступления и принимать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры к выявлению преступлений другими правоохранительными органами;
3) функция уголовного преследования. Функция уголовного преследования закреплена в ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 37 УПК РФ и в Законе о прокуратуре ««В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации» Ч.2 ст. 1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 171-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472..
Данная функция заключается в обязанности прокурора принимать предусмотренные законом меры к изобличению лица, совершившего преступление, привлечению его к уголовной ответственности и применению к нему необходимых мер процессуального принуждения. Её цель состоит в том, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало уголовной ответственности и освобождалось от неё только в соответствии с законом. Задача — эффективно использовать все свои полномочия для доказывания вины подозреваемого или обвиняемого и применения к ним необходимых мер уголовно-процессуального принуждения.
4) правозащитная функция — она закреплена в ст. 6 УПК РФ, которая определила назначение уголовного процесса как защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод, а также в гл. 2 разд. 3 Закона о прокуратуре РФ «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Сущность функции заключается в защите прав, свобод и законных интересов субъектов, вовлечённых в уголовно-процессуальные правоотношения. Цели — предотвратить нарушение прав участников уголовного процесса, восстановить нарушенные права, возместить причиненный нарушением закона вред, привлечь лиц, виновных в нарушении прав субъектов уголовно-процессуальных правоотношений, к соответствующей ответственности;
5) функция руководства процессуальной деятельностью следователя, дознавателя и органов дознания по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений — эта функция прямо не закреплена в УПК РФ и Законе о прокуратуре РФ. Однако, исходя из полномочий прокурора, представляется возможным говорить о её существовании. Сущность функции заключается в том, что прокурор направляет деятельность следователя, дознавателя и органов дознания, связанную с возбуждением и расследованием уголовных дел. Руководить — значит направлять чью-то деятельность. Цель функции — правильное, основанное на законе возбуждение уголовных дел и полное, всестороннее, объективное производство предварительного расследования. Задача — использовать предоставленные полномочия, а также научные методы и способы для эффективного руководства процессуальной деятельностью следователей, дознавателей и органов дознания с тем, чтобы они своевременно и обоснованно возбуждали уголовные дела, быстро и полно раскрывали и расследовали преступления Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации: система функций и полномочий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. — Краснодар: Изд-во Краснодар. Гос. Университета, 2006. С.30..
Осуществляя руководство процессуальной деятельностью в стадии предварительного расследования, прокурор помогает следователю, дознавателю, органу дознания профессионально и эффективно решать стоящие перед ними задачи при расследовании преступлений. Он может рекомендовать провести те или иные следственные действия, проверить дополнительную версию, помочь правильно сформулировать обвинение и т.д. Такие элементы помощи официально не регламентируются законом, но объективно входят в содержание руководства;
6) функция координации деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений. Сущность этой функции заключается в привлечении прокурором различных правоохранительных органов к совместным согласованным действиям в уголовном процессе.
В зависимости от обстоятельств совершенного преступления прокурор может привлечь к расследованию различные органы дознания одновременно — органы внутренних дел, ФСБ, таможенные органы, органы Государственной противопожарной службы и т.д. В этом случае он обязан координировать их действия, чтобы добиться эффективной деятельности по раскрытию преступления, собиранию доказательств, проведению сложных тактических операций в рамках требований УПК РФ и исключить дублирование их действий.
Функция руководства процессуальной деятельностью отличается от функции координации тем, что прокурор при реализации первой руководит процессуальной деятельностью отдельно взятого субъекта — следователя, дознавателя или органа дознания при возбуждении и расследовании не связанных между собою дел. Функция же координации появляется тогда, когда необходимо привлечь для проведения совместной предварительной проверки или совместного расследования несколько различных правоохранительных органов.
Нужно отметить, что на разных стадиях уголовного судопроизводства прокурор выполняет различные функции. Так на досудебных стадиях прокурор выполняет функции борьбы с преступностью, надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, правозащитную, уголовного преследования, руководства процессуальной деятельностью следователя, дознавателя и органов дознания по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений, координации деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений.
В стадиях назначения судебного заседания, судебного разбирательства, производства в судах второй инстанции, исполнения приговора, производства в надзорной инстанции прокурор осуществляет функции борьбы с преступностью, уголовного преследования и правозащитную.
При особом порядке принятия судебного решения прокурор реализует все свои функции, как и в обычном судебном производстве. В стадии возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств прокурор выполняет функции, которые он осуществляет в досудебных стадиях и в суде надзорной инстанции, поскольку в этой стадии производство по уголовным делам ведётся как по правилам досудебного производства, так и по правилам пересмотра решений суда в надзорной инстанции.
Конкретные функции и полномочия прокурора в стадиях уголовного процесса обусловлены целями и задачами этих стадий.
1.2 Полномочия прокурора в уголовном процессе
В научной литературе часто полномочия и функции прокурора рассматриваются как тождественные. А между тем полномочия прокурора — это предусмотренные уголовно-процессуальными нормами его конкретные права и обязанности, применяемые в конкретных правоотношениях при реализации им своих функций Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации: система функций и полномочий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. — Краснодар: Изд-во Краснодар. Гос. Университета, 2006. С. 12.
Наличие функций прокурора является одним из системообразующих факторов системы полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве. С помощью системы полномочий прокурор осуществляет возложенные на него функции, т.е. система полномочий выполняет «обслуживающую» роль по отношению к системе функций прокурора. Одни и те же полномочия могут обеспечивать реализацию сразу нескольких функций. Например, дача прокурором согласия следователю или дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий или принятии решений по делу обеспечивает реализацию функции надзора и руководства процессуальной деятельностью и т.д.
Как уже говорилось полномочия прокурора, как и функции различны на различных стадиях уголовного судопроизводства.
Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса закреплены в ст. 37 УПК РФ, а именно, прокурор уполномочен:
— проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
— выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
— требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
— давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
— разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
— изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи и ряд других.
Кроме них прокурор осуществляет следующие полномочия:
— Полномочия в отношении участников уголовного судопроизводства закреплены в разделе II «Участники уголовного судопроизводства»;
— Полномочия прокурора в процессе собирания, проверки и оценки доказательств закреплены в разделе III «Доказательства и доказывание» УПК РФ;
— Полномочия прокурора в ходе производства мер процессуального принуждения закреплены в разделе IV «Меры процессуального принуждения» УПК РФ;
— Процессуальные права и обязанности прокурора в ходе производства по ходатайствам и жалобам закреплены в разделе V «Ходатайства и жалобы» УПК РФ;
— Полномочиях прокурора в ходе реабилитации закреплены в главе 18 «Реабилитация» УПК РФ;
— Полномочия прокурора в ходе рассмотрения сообщения о преступлении закреплены в статье 144 УПК РФ;
— Полномочия прокурора в ходе возбуждения уголовного дела закреплены в главе 20 «Порядок возбуждения уголовного дела» УПК РФ;
— Полномочия прокурора в ходе предварительного расследования закреплены в разделе VIII «Предварительное расследование» УПК РФ;
— Полномочия прокурора в ходе предварительного следствия закреплены в главе 22 «Предварительное следствие» УПК РФ.
— Полномочия прокурора в ходе привлечения в качестве обвиняемого и предъявлении обвинения закреплены в главе 23 «Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения» УПК РФ;
— Полномочия прокурора в ходе производства следственных действий закреплены в главе 25 УПК РФ;
— Полномочия прокурора в ходе прекращения уголовного дела закреплены в главу 29 «Прекращение уголовного дела» УПК РФ;
— Полномочия прокурора в ходе судебного разбирательства закреплены в части III УПК РФ;
— Полномочия прокурора в кассационной инстанции закреплены в главе 45 УПК РФ;
— Полномочия прокурора при рассмотрении дела в надзорной инстанции см. главу 48 «Производство в надзорной инстанции» УПК РФ.
Более подробно полномочия прокурора на различных стадиях уголовного судопроизводства будут рассмотрены в следующих разделах.
2. Участие прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса
2.1 Участие прокурора в стадии возбуждения уголовного дела
Возбуждение уголовного дела — первоначальная стадия уголовного судопроизводства, хотя и кратковременный, однако, важный этап уголовного процесса. От эффективности осуществления деятельности в первоначальной стадии уголовного процесса во многом зависит реализация назначения уголовного судопроизводства в целом.
Обоснованное возбуждение уголовных дел — одна из важных гарантий успешной борьбы с преступлениями, защиты личности, ее прав и законных интересов.
Последние изменения, произошедшие в УПК РФ, привели к корректировке процессуального статуса прокурора в досудебном производстве. Существенно изменен процессуальный порядок возбуждения уголовного дела, которое теперь возбуждается без согласия прокурора. Можно констатировать, что новелла о возбуждении уголовного дела с получением согласия прокурора, введенная в УПК РФ 2001 года, не прошла проверку временем и потребовала внесения изменений в УПК Веретенников Н.В. Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. С. 3 .
Исследование деятельности прокурора в первоначальной стадии уголовного судопроизводства, особо актуально в связи с тем, что прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов расследования является средством, обеспечивающим законность на стадии возбуждения уголовного дела, а также средством, реализации гражданами гарантированного Конституцией РФ права на доступ к правосудию.
Итак, в соответствии со ст. 146 УПК РФ возбуждать уголовное дело могут: орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь. Как видно прокурор в число этих лиц не входит. При этом копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.
«При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело» ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции от 18.07.2009) // СПС «Консультант плюс»..
Согласие прокурора требуется при возбуждении уголовного дела по делам частного и частно-публичного обвинения. «Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей настоящей статьи, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны» Ч.4. ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции от 18.07.2009) // СПС «Консультант плюс»..
Далее прокурор, обязан проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении (п. 1 ч. 2 ст. 37). В то же время прокурор теперь не вправе проводить проверку сообщений о преступлениях. В соответствии со ст. 144 это обязанность следователя, органа дознания и дознавателя, которые обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. «По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь». Т.е прокурор может дать поручение органу дознания о проверке общения о преступлении.
Прокурору может быть также обжалован отказ в приеме сообщения о преступлении.
При отказе в возбуждении уголовного дела в соотвестви со ст. 148 УПК РФ копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору.
В свою очередь прокурор, если он признает отказ в возбуждении уголовного дела незаконным, то он выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же он признает незаконным или необоснованным постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, то он отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
Таким образом, на стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет законность деятельности дознавателей, органов дознания, следователей и руководителей следственных органов по приему и разрешению сообщений о преступлениях, а также обеспечение прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в этой стадии.
Особенность прокурорского надзора за обеспечением соблюдения уголовно-процессуальных норм, регламентирующих принимаемые решения в стадии возбуждения уголовного дела, заключается в том, что прокурор осуществляет надзор за законностью не только самого решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, но и всех процессуальных действий в ходе деятельности по приему, регистрации, учету и проверке заявлений и сообщений о преступлениях; прокурор оперативнее реагирует на необоснованные решения, чем суд, является действенным инструментом обеспечения интересов прав граждан при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.
Задачи прокурора в стадии возбуждения уголовного дела заключаются том, чтобы предупредить, выявить и устранить нарушения установленного законом порядка приема, регистрации, учета, проверки и разрешения сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, а также принять меры по восстановлению нарушенных прав граждан, участвующих в первоначальной стадии уголовного судопроизводства Веретенников Н.В. Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. С.16. .
2.2 Роль прокурора при производстве дознания и предварительного следствия
В общем виде полномочия прокурора на стадии предварительного расследования определены в ст. 37 УПК РФ. В частности прокурор уполномочен:
1) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
2) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
3) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
4) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;
5) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
6) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения;
7) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
10) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
11) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков и др.;
13) по мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.
Рассмотрим полномочия прокурора при производстве предварительного расследования.
1. Прокурор дает письменное указание органу дознания по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести для принятия их к производству.
2. Разрешает споры о подследственности уголовного дела, по этому поводу было издано Указание Генеральной прокуратуры РФ от 29 января 2008 г. № 14/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел».
3. Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору Ст. 156 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции от 18.07.2009) // СПС «Консультант плюс».
4.Прокурор уполномочен участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб. Участие прокурора в рассмотрении судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обязательно вне зависимости от того, возбуждено ходатайство дознавателем с согласия прокурора либо следователем с согласия руководителя следственного органа. Прокурор, участвующих в судебном заседании, обязан излагать суду свое мнение (возможно отличающееся от мнения следователя и руководителя), руководствуясь лишь законом.
5. При вынесении следователем постановления о привлечении в качестве обвиняемого, его копия направляется прокурору. Требуется уведомление прокурора также и в случае, если ходе предварительного следствия предъявленное обвинение в какой-либо его части не нашло подтверждения, тогда следователь своим постановлением прекращает уголовное преследование в соответствующей части.
6. Прокурор уведомляется также и о возобновлении приостановленного предварительного следствия.
7. Прокурору направляется копия постановления о прекращении уголовного дела. Если же прокурор признает постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он в соответствии со ст. 214 УПК РФ вносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления о прекращении уголовного дела. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.
8. Прокурору направляется обвинительное заключение для ознакомления. После подписания следователем обвинительного заключения уголовное дело с согласия руководителя следственного органа также немедленно направляется прокурору.
9. После поступления уголовного дела к прокурору он должен рассмотреть его и в течение 10 дней принять по нему решение:
— об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;
— о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;
— о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду Ст. 221 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции от 18.07.2009) // СПС «Консультант плюс»..
При этом постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Далее вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений: об отказе в удовлетворении ходатайства следователя; об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.
10. После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей.
Что же касается проведения предварительного расследования органом дознания, то полномочия прокурора заключается в следующем:
— он может продлить срок дознания до 12 месяцев в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи;
— с согласия прокурора дознаватель вправе возбудить перед судом в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;
— принимает решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом: об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд, о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта, о прекращении уголовного дела, о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.
При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.
3. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
В судебном разбирательстве процессуальное положение каждого из субъектов имеет свои особенности. Безусловно, центральной фигурой является суд, но и прокурор обладает широкими полномочиями практически на всех стадиях уголовного судопроизводства. В судебном разбирательстве направление деятельности прокурора — поддержание государственного обвинения.
Эффективность деятельности прокурора на стадии судебного разбирательства в существенной мере зависит от правильного определения самими прокурорами своего процессуального положения в суде.
Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы его деятельности, задачи, решаемые в каждой отдельной стадии, и его полномочия определены в Уголовно-Процессуальном Кодексе РФ.
В судебных стадиях прокурор утрачивает властно-распорядителные полномочия, которыми он был наделен на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и участвует в ином процессуальном качестве, а именно как государственный обвинитель сторона в процессе. Деятельность прокурора, с одной стороны предопределена ее функциональным назначением, с другой не может не испытывать на себе влияния психологического фактора судебного разбирательства. Прокурор как участник процесса призван осуществлять обвинение в рамках его более широкой функции надзора. Это налагает особый отпечаток на психологию поддержания им обвинения в суде.
Утвердив обвинительное заключение по делу и направив дело в суд, прокурор, продолжая уголовное преследование, выступает в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. Участие прокурора в уголовном судопроизводстве не ограничивается только поддержанием обвинения. Процессуальное положение государственного обвинителя он занимает только в суде первой инстанции. Установление в законе весьма важного положения о признании виновным и о применении уголовного наказания только судом делает судебное разбирательство центральной, решающей стадией уголовного процесса, а участие прокурора в судебном разбирательстве одним из важнейших участков его деятельности.
Участие прокурора в суде является не только важной гарантией постановления судом законного и обоснованного приговора, но вместе с тем одной из форм его деятельности по предупреждению преступлений и пропаганде советского права. Поддержание государственного обвинения в суде по уголовным делам является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве.
Итак, рассмотрим, в чем же заключается участие прокурора в судебном разбирательстве в суде первой инстанции.
1. Прокурору направляется копия постановления судьи по поступившему в суд уголовному делу. К этому времен у него уже должны находиться материалы уголовного дела, с которыми он должен был ознакомиться. Безупречное знание материалов уголовного дела непременное требование, предъявляемое к прокурору, поддерживающему государственное обвинение. Тщательное изучение прокурором материалов уголовного дела представляет собою основу качественного поддержания государственного обвинения.
Изучение материалов уголовного дела следует организовать таким образом, чтобы прокурор изучил не только основные процессуальные документы, как это часто бывает на практике, но ознакомился со всеми без исключения материалами уголовного дела, в том числе и с теми, которые, на первый взгляд, могут показаться ему второстепенными. На практике, например, сложилось так, что прокурор изучает показания только тех свидетелей, которые включены следователем в список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание. Показания же свидетелей, не включенных в этот список, прокурор, как правило, не изучает. Между тем, может оказаться, что именно эти доказательства будут иметь решающее значение при доказывании вины или невиновности подсудимого.
Прокурор должен тщательно изучить материалы уголовного дела даже в тех случаях, когда он осуществлял надзор за его расследованием или утверждал обвинительное заключение.
2. Прокурору может быть возвращено уголовное дело для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если:
— обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований УПК;
— копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому;
— есть необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера;
— имеются основания для соединения уголовных дел.
3. УПК РФ гласит: «Участие в судебном разбирательстве обвинителя обязательно» Ст. 246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции от 18.07.2009) // СПС «Консультант плюс».. Участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо дознавателем с согласия прокурора. Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров.
Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия прокурора, то он может быть заменен. Вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору суд предоставляет время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Замена прокурора не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства. По ходатайству прокурора суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия.
4. В ходе судебного разбирательства государственный обвинитель осуществляет следующие полномочия:
— представляет доказательства и участвует в их исследовании;
— излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства;
— высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.
5. Прокурор имеет право предъявлять или поддерживать предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов.
6. За прокурором закреплено право отказаться от обвинения. Это происходит в случае, если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение. При этом он должен изложить суду свои мотивы. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части.
7. За прокурором в соответствии со ст. 246 УПК РФ закреплено право до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора изменить обвинение в сторону смягчения путем:
— исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание;
— исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму Уголовного кодекса Российской Федерации, если деяние подсудимого предусматривается другой нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение которой вменялось ему в обвинительном заключении или обвинительном акте;
— переквалификации деяния в соответствии с нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более мягкое наказание.
8. Прокурор участвует в прениях сторон, при этом всегда выступает первым. Участники судебных прений подводят итог судебного следствия, анализируют доказательства, проверенные в судебном заседании, и излагают основанные на этих доказательствах свои выводы по делу. Каждому их них предоставляется право выступить один раз. Судебные прения оказывают определенное влияние на формирование убеждения судей, способствуют более полному усвоению материалов дела, как составом судей, так и присутствующими в зале. Обвинительной речью заканчивается деятельность прокурора в судебном разбирательстве. Независимо от того, поддерживает ли прокурор обвинение, считая преступление доказанным, или отказывается от него, считая преступление недоказанным, он своей речью помогает суду постановить законный и обоснованный приговор.
Речь государственного обвинителя должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего, это хорошее знание материалов уголовного дела, без этого даже самый одаренный прокурор не может произнести речи, которая бы помогла суду правильно ответить на вопросы, ответы на которые должны содержаться в приговоре, иначе говоря, постановить правосудный приговор. В речи прокурора должны содержаться глубокий социальный, правовой и психологический анализ фактов. Необходимым качеством речи является ее убедительность.
Если речь прокурора будет отвечать этим требованиям, она выполнит свое предназначение способствовать суду постановить законный, обоснованный и справедливый приговор. По своей правовой сущности и процессуальному значению речь государственного обвинителя является правовым актом, посредством которого прокурор реализует свои полномочия на суде. Чтобы речь была юридически обоснованной, прокурор приводит в строгую систему доказательства, исследованные на судебном следствии.
4. Обжалование прокурором судебных решений в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора
Порядок обжалования прокурором судебных решений в апелляционном кассационном порядке и в порядке надзора установлен разделов 13 и 15 УПК РФ.
В апелляционном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций.
Право обжалования судебного решения принадлежит в числе прочих и государственному обвинителю или вышестоящему прокурору. Обжалование происходит в форме подачи представления.
Кассационное или апелляционное представление должно содержать:
— наименование суда апелляционной или кассационной инстанции, в который подается представление;
— данные о прокуроре подавшем представление;
— указание на приговор который опротестуется;
— доводы прокурора и др.
Прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда Ст. 402 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции от 18.07.2009) // СПС «Консультант плюс».. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением. Ст. 402 УПК дает ссылку на Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства». В соотвестви с эти Приказом государственным обвинителям предписывается: «своевременно приносить апелляционные и кассационные представления на все незаконные, необоснованные и несправедливые судебные решения по уголовным делам.
Пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления расценивать как дисциплинарный проступок.
Уделять особое внимание качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений. Представления должны соответствовать требованиям закона, быть конкретными, ясными и мотивированными, а изложенные в них доводы — подтверждены материалами дела» П.10 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»// Законность, 2008. № 1. .
Данным Приказом также установлено, что «в связи с тем, что судебное разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции и в тех случаях, когда кассационное представление не принесено».
Надзорное представление направляются непосредственно в суд надзорной инстанции. К нему прилагаются:
1) копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;
2) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;
3) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении.
Внесение повторных надзорных представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается.
Заключение
Рассмотрев вопросы, связанные с участием прокурора в уголовном судопроизводстве можно сделать следующие выводы:
1. Прокурор — это один из главных участников уголовного судопроизводства, наделенный в соотвестви с Уголовно-Процессуальным Кодексом определенными полномочиями, связанными с его участием на различных стадиях уголовного процесса. Следует отметить, что прокурор принимает участие практически на всех стадиях уголовного судопроизводства.
2. Деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве является многофункциональной и не ограничивается осуществлением уголовного преследования лиц, совершивших преступление, и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. К функциям прокурора относятся также функции борьбы с преступностью, руководство процессуальной деятельностью других участников уголовного судопроизводства — следователя, дознавателя, правозащитная функция.
3. Роль прокурора на досудебных стадиях очень велика, как на стадии возбуждения уголовного дела, так и на стадии судебного разбирательства. Последние изменения, произошедшие в УПК РФ, привели к корректировке процессуального статуса прокурора в уголовном процессе. Главной задачей прокурора в стадии возбуждения уголовного дела является предупреждение, выявление и устранение нарушения установленного законом порядка приема, регистрации, учета, проверки и разрешения сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем.
Кроме того, в настоящее время произошла оправданная и закономерная смена приоритетов прокурорского надзора: на первый план вышла правозащитная функция прокуратуры. Основным видом процессуальной деятельности прокурора уголовном судопроизводстве на досудебных стадиях выступает надзор за процессуальными действиями и решениями органов дознания и предварительного следствия.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, закрепив ведущую роль прокурора в уголовном преследовании, ввел новые процедуры уголовного судопроизводства, которые требуют существенного повышения качества поддержания государственного обвинения и укрепления корпуса государственных обвинителей.
Одной из самых главных задач участия прокурора в судебном разбирательстве является поддержка государственного обвинения. В судебном разбирательстве прокурор, осуществляя уголовное преследование, поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства.
5. Прокурор также принимает непосредственное участие в обжаловании решений судов, как не вступивших в законную силу, так и вступивших. Он наделен правом подачи апелляционного, кассационного или надзорного представления к которым законом предъявляются определенные требования.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в редакции от 18.07.2009) // СПС «Консультант плюс».
3. Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 171-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
4. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» // Законность, 2008. № 1.
5. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. И.Л. Петрухина. — М.: Проспект, 2007. — 717 с.
6. Веретенников Н.В. Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. — 31 с.
7. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 832 с.
8. Невская М.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Норма, 2007. — 425 с.
9. Пикалов И.А. Уголовный процесс Российской Федерации (краткий курс): Учебное пособие, 2005. — М.: Юристъ, 2006. — 326 с.
10. Россинский С.Б. Уголовный процесс России: Курс лекций. — М.: Эксмо, 2007. — 576 с.
11. Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Уголовный процесс. Учебник для вузов. — М.: КНОРУС, 2008. — 704 с.
12. Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации: система функций и полномочий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. — Краснодар: Изд-во Краснодар. Гос. Университета, 2006. — 32 с.
13. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Радченко. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. — 784 с.
14. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Божьева. — М.: Спарк, 2002. — 704 с.
15. Чернов Р.П. О фигуре и статусе прокурора в уголовном процессе // Адвокат. 2005. № 12.