Выдержка из текста работы
Цена является категорией товарного производства. В ней равной степени отражаются интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей.
Потребительская цена всегда рассматривалась как один из значимых показателей уровня жизни населения. В то же время, цена является и сильнодействующим, вызывающим быструю реакцию рынка инструментом управления. Развитие потребительского рынка и активные процессы его дифференциации приводят к усилению потенциала цены как регулятора рыночных процессов, элемента управления, как на федеральном, так и на региональном уровне.
По мере изменения структуры общества и потребления меняется роль и структура потребительской цены, растет необходимость ее дифференциации, усиливается разнонаправленность ее влияния на конкурентоспособность продукции, увеличивается степень воздействия на всю ценообразующую цепочку, на уровень и качество жизни, в особенности, малодоходной части населения, расширяется спектр действующих на потребительскую цену факторов.
Неоднозначная сущность потребительской цены, ее многогранность, многофункциональность и многофакторность требуют дифференцированных исследований. В этой связи в статистике цен усиливается роль ситуационного анализа, опросов, оценки мнений потребителей и экспертов.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность и практическую значимость статистического изучения динамики потребительских цен.
А именно — в необходимости систематического изучения динамики потребительских цен в регионе и проведения анализа по основным его показателям с целью выявления основных проблем, характерных для данной территории.
Объектом исследования нашей курсовой работы является динамика потребительских цен на региональном рынке товаров и услуг, а предметом исследования методология статистической оценки уровня потребительских цен на товары массового спроса.
Целью курсовой работы является разработка методологии комплексного статистического исследования цен в условиях дифференцированного и интенсивно развивающегося потребительского рынка.
Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:
§ Изучить теоретические основы статистики потребительских цен
§ Рассмотреть систему показателей статистики цен на потребительском рынке
§ Изучить метод расчета потребительских цен в Екатеринбургской области
§ Проанализировать динамику статистических показателей потребительских цен.
При написании данной работы были использованы учебные пособия, периодические издания, статистические сборники, которые помогли сформировать точку зрения по данному вопросу.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных авторов по статистике, экономическому анализу, теории рыночной экономики, уровню жизни и ценообразованию.
Глава 1. Теоретические основы статистического исследования цен на потребительском рынке.
1.1. Социально-экономическая сущность цены. Функции и виды цен на потребительском рынке.
Статистика цен входит составной частью в социально-экономическую статистику, она изучает всю систему цен, действующую в сфере экономических отношений.
Цена является важнейшим стоимостным измерителем. «Цену как объект изучения статистики цен следует рассматривать с позиций макро и микроэкономики. С позиций макроэкономики на цену воздействуют отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат и т.д. с микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить прибыль».
Цены формируются как в процессе производства, так и в процессе обмена товаров. Значение цен в экономическом механизме велико. «Коренные изменения в экономике России и ее государственном устройстве, связанные с переходом на рыночные основы хозяйствования, привели к радикальной ломке прежнего механизма управления, в том числе в ценообразовании. В условиях плановой экономики цены устанавливались централизованно. Система цен строилась по цепочке, последовательно переходя от продукции добывающих и сырьевых отраслей к продукции предельного цикла и товарам народного потребления. Пересмотры системы цен проводились один раз в пять — десять лет, в период между ними соблюдался принцип обеспечения стабильности цен. С переходом на рыночные основы хозяйствования доминирующее положение заняли свободные цены».
Экономическая сущность цены проявляется в функциях, которые она выполняет. Функции цены отражают ее роль и предназначение в хозяйственном механизме, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. При всем многообразии теоретических трактовок большинство экономистов выделяют следующие функции рыночной цены:
§ Учетно — измерительная (соизмерительная);
§ стимулирующая;
§ сбалансирования спроса и предложения;
§ распределительная (перераспределительная);
§ как средства рационального размещения производства;
§ информационная.
«Цена выполняет все присущие ей функции, но их место в иерархии, содержание, способы и степень реализации зависят от экономической среды и меняются на каждом конкретном этапе развития экономики, так как ту или иную функцию цены могут выполнять и другие элементы хозяйственного механизма — это зависит от принципов системы управления.
§ Учетно — измерительная (соизмерительная). Используя данную функцию цены, можно сравнивать товары, дифференцировать их на дорогие и дешевые, сопоставлять ценности разных товаров.
§ Стимулирующая. Цена — фактор уровня жизни населения, влияющий на объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп, она является главной составляющей инфляционных процессов. От уровня и динамики цен зависит прожиточный минимум и потребительский бюджет семьи, поэтому реакция на колебания цен весьма остра.
§ Сбалансирования спроса и предложения. Выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. В случае отклонения цены от ее реального рыночного уровня возникают диспропорции в производстве и потреблении. Возврат к равновесию возможен за счет изменения цен или объемов производства.
§ Распределительная (перераспределительная). Распределительная функция цены проявляется в распределении и перераспределении доходов и ресурсов. На уровне экономики происходит перераспределение созданного национального дохода между отраслями, регионами, социальными группами населения, фондами накопления и потребления, то есть осуществляется регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. Механизм действия перераспределительной функции заключается в том, что часть стоимости, созданной при производстве одного товара, реализуется в цене другого товара, и тесно связан с политикой государственного регулирования.
§ Как средства рационального размещения производства. Проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов и ресурсов в секторы экономики и виды производства с более высокой нормой прибыли. Из-за длительных циклов производства и периодов инфляции средства, вложенные в производство, обесцениваются.
§ Информационная. Состоит в том, что цена выступает как основно……..
Список использованной литературы
1. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 29.10.2010) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»
2. Экономическая статистика: Учебное пособие/Н.М. Матегорина. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов/под ред.проф. М.Г. Назарова. — М.:Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
4. Справочник — Цены в России. 2010
5. >