Выдержка из текста работы
Конституция — это основной закон государства, закрепляющий основы общественного экономического и государственного строя в стране, права и свободы человека и гражданина, учреждающий систему органов государственной власти и закрепляющий основы местного самоуправления. Конституция – это НПА, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе государства. От всех других НПА Конституцию отличают следующие черты:
1. Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается – народ.
Конституция воплощает волю всей нации, всего народа
Идеи Кромвеля, Ж.Ж.Руссо: Конституцию или «народное соглашение» должен подписать весь народ, требуется согласие ото всех граждан
Преамбула: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… принимаем Конституцию РФ» (В Конституциях СССР подобная формулировка была впервые воспроизведена в Конституции 1977 (78))
+ Конституция принята всенародным голосованием
2. Учредительный (первичный) характер конституционных установлений
Обусловлен особенностью субъекта, принимающего Конституцию:
народ в демократическом обществе – носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает высшим ее проявлением – учредительной властью (правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ).
Только учредительная власть может изменить основы устройства общества и государства
В России конституции (1918, 1993) закрепляли принципиальные изменения общественного строя
Признание учредительного характера конституции обосновывает особый порядок ее принятия, верховенство, роль во всей правовой системе государства
Власть учредительная Власть учрежденная (Непререкаемость конституции для всех учрежденных ею ей властей)
Предписания конституции – первооснова, они первичны для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений (законы в РФ не могут противоречить конституции, указы президента – конституции и федеральным законам, а у конституции нет такого юридического «потолка»). Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо НПА государства.
3. Всеохватывающий характер конституционной регламентации (особый предмет конституционного регулирования)
Никакой другой НПА не обладает всеохватывающим характером
Конституция затрагивает все сферы общественной жизни (полит, эк, соц, дух и другие)
4. Особые юридические свойства:
— верховенство конституции – с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.
— высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории РФ — означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ
— роль в качестве ядра правовой системы государства и системы права — положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства
— особый сложный порядок принятия, пересмотра и внесения поправок
5. Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра.
Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
— специфические формы охраны
Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.
Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.