Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1. Три этапа судебного арбитражного процесса5
1.1. Производство в арбитражном суде первой инстанции5
1.2. Производство в апелляционной инстанции7
1.3. Производство в кассационной инстанции10
Глава 2. Пересмотр результатов рассмотрения дела12
Глава 2. Пересмотр результатов рассмотрения дела12
2.1. Производство в порядке надзора12
2.2. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу18
Глава 3. Исполнение судебных актов20
Заключение22
Список литературы и источников24
Введение
С принятием АПК РФ 2002 года был завершен очередной этап реформирования судопроизводства в арбитражных судах России. Однако работа по его совершенствованию и по сей день остается актуальной, так как перед судебной системой ставятся новые задачи, главными из которых являются доступ к правосудию, повышение уровня защиты прав и законных интересов организаций и граждан, качества отправления правосудия. Во многом именно принцип состязательности является юридическим средством достижения поставленных задач, и, следовательно, определяет направления дальнейшего развития арбитражного процессуального законодательства.
Практические аспекты деятельности арбитражных судов требуют решения вопросов, которые связаны с совершенствованием реализации принципа состязательности в арбитражном процессе: расширения активности сторон при одновременном укреплении основ сильного и независимого суда; установления оптимального соотношения активности суда и процессуальной деятельности сторон; повышения процессуальной ответственности сторон за неисполнение возложенных на них процессуальных обязанностей и др.
Для экономической деятельности характерно использование весьма специфического инструментария: и лингвистического, и правового, и фактического, что определяет особенности арбитражного процесса. По этой проблеме существуют диаметрально противоположные точки зрения . Следует отметить точку зрения Т.Е. Абовой: «арбитражные суды и суды общей юрисдикции представляют из себя самостоятельные равноправные формы судебной защиты гражданских, административных и иных прав, путем разбирательства отнесенных к их компетенции разных категорий дел».
Также свою роль играет особенность «экономического» правосудия, как оперативность. Конечно, и в других видах процесса (общегражданском, уголовном) нельзя не учитывать этот момент. Специфика экономической деятельности, где скорость принятия решения порою возводится в абсолют, поскольку от этого напрямую зависит материальное благополучие, диктует необходимость ускорения судебного процесса, используя все доступные процессуальные возможности.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения действующего законодательства, научной литературы и судебной практики комплексно исследовать вопросы регулирование стадий арбитражного процесса.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
— исследование арбитражного процесса в трех инстанциях;
— провести анализ особенностей пересмотра решений арбитражного суда в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
— проанализировать порядок исполнения решений в арбитражном производстве.
Глава 1. Три этапа судебного арбитражного процесса
1.1. Производство в арбитражном суде первой инстанции
Следует привести сравнительный анализ полномочий арбитражных инстанций с учетом характера судебного рассмотрения и его предмета. На первых двух ступенях (первая и апелляционная инстанции) дело рассматривается в полном объеме по существу и почти по всем правилам искового производства, которое завершается вступившим в силу судебным актом. Такая процедура двойного и полного пересмотра дела является общепринятой, имеет место во многих государствах и призвана быть гарантией защиты прав и свобод граждан, в том числе и субъектов предпринимательской деятельности. Необходимость однократной перепроверки арбитражного дела по всем параметрам вытекает также из повышенной сложности процедуры сбора и оценки фактического материала, из специфики возможных нарушений и упущений. Вероятность судебных ошибок в установлении фактических обстоятельств достаточно велика, и эти ошибки могут возникать не по вине судей.
В первой инстанции, где многое определяет состязательность , установленная судом фактическая картина спорного события почти всегда, в той или иной степени, отличается от реальности. Между доказанностью факта и его объективным содержанием неизбежно существует разрыв, величина которого зависит не только от суда, но и от посторонних причин. Существование института вновь открывшихся обстоятельств лишний раз подтверждает сказанное. Именно объективная природа фактов и состязательный способ представления их суду требуют всестороннего повторного, т.е. апелляционного, арбитражного дела.
Следует отметить, что в АПК РФ 2002 г. вводится новый для арбитражного процесса институт оставления искового заявления без движения. Теперь в арбитражном процессе, как и в гражданском, допускается исправление нарушенной формы или содержания искового заявления, а также его неправильной оплаты (ст. 128 нового АПК РФ) . В определении об оставлении искового заявления без движения арбитражный суд указывает основания оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения.
Основания возвращения искового заявления претерпели изменения, в том числе в связи с введением нового института — оставление искового заявления без движения. Так, например, одним из оснований возвращения искового заявления в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 129 является неустранение обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении арбитражного суда.
1.2. Производство в апелляционной инстанции
Действующее арбитражное процессуальное законодательство, организация деятельности арбитражных судов, профессиональная подготовка судей должны обеспечить вынесение законных и обоснованных решений и определений. Однако практика показывает, что это удается не всегда. Ни совершенство арбитражного процессуального законодательства, ни опыт и высокая квалификация судей, рассматривающих и разрешающих экономические споры, в полной мере не гарантируют от судебных ошибок.
Для их исправления законом предусмотрен специальный «охранительный блок» «Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов» (рад. VI АПК РФ), включающий в себя четыре самостоятельные подсистемы (стадии процесса):
1) производство в апелляционной инстанции по жалобам на не вступившие в законную силу решения и определения арбитражного суда первой инстанции;
2) производство в суде кассационной инстанции по жалобам на вступившие в законную силу решения, определения, постановления;
3) производство по пересмотру решений, определений и постановлений арбитражных судов в порядке судебного надзора;
4) производство по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, постановлений арбитражных судов, вступивших в законную силу .
Перечисленные стадии арбитражного процесса имеют общие черты:
— они предназначены для проверки наличия или отсутствия оснований к отмене решений;
— отмена или изменение решений может иметь место только в случаях, указанных в законе;
— проверять судебные акты вправе только те суды, которые уполномочены на это законом;
— при проверке судебных актов могут присутствовать лица, участвующие в деле;
— во многом совпадает и порядок судебного заседания.
Вместе с тем каждая стадия является самостоятельной стадией арбитражного процесса и имеет свои цели, субъектный состав, объект, содержание и предпосылки возникновения .
По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного апелляционного суда могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел (ст. 33.2 Закона) .
1.3. Производство в кассационной инстанции
Производство в кассационной инстанции — это новая по сущности, неизвестная ранее арбитражному процессуальному законодательству, стадия процесса, впервые введенная в АПК РФ 1995 г.
Производство в кассационной инстанции является самостоятельной стадией арбитражного процесса. Деятельность арбитражного суда и других участников процесса в этой стадии построена на общих принципах арбитражного судопроизводства: независимости судей арбитражного суда и подчинение их только закону, равенства организаций и граждан перед законом и судом, гласности, законности, состязательности, диспозитивности, непосредственности и др. Она нацелена на выполнение общих задач арбитражного судопроизводства, установленных ст. 2 АПК РФ. В кассационной инстанции действуют общие для всей отрасли арбитражного процессуального права институты: состав арбитражного суда, отвод судей, компетенция арбитражных судов, лица, участвующие в деле, представительство в арбитражном суде, доказательства и доказывание, судебные расходы, процессуальные сроки, извещения и вызовы, судебные штрафы и др.
Вместе с тем, несмотря на полное совпадение по названию с ранее существовавшей в арбитражном процессе стадией кассационного производства (АПК РФ 1992 г.), она значительно отличается от нее. Правовые нормы, закрепленные в гл. 35 «Производство в арбитражном суде кассационной инстанции» АПК РФ, регулируют совершенно новые, неизвестные ранее арбитражному судопроизводству отношения, образующие самостоятельную стадию процесса.
Вместе с тем кассационная инстанция тоже не вправе рассматривать и проверять законность и обоснованность не вступившего в законную силу решения по апелляционным жалобам лиц, участвующих в деле. На это обстоятельство правильно обратил внимание Президиум ВАС РФ по конкретному делу .
Целевая направленность, субъектный состав, объект проверки предопределяют и специфику содержания процессуальных отношений, возникающих в этой стадии процесса, особенности полномочий и оснований к отмене судебных актов.
Производство в кассационной инстанции как самостоятельная стадия арбитражного процесса есть совокупность процессуальных отношений, возникающих и развивающихся между арбитражным судом кассационной инстанции и лицами, участвующими в деле, с целью проверки законности вступивших в законную силу решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, постановлений и определений судов апелляционной инстанции.
Глава 2. Пересмотр результатов рассмотрения дела
2.1. Производство в порядке надзора
Во многих странах Европы и в дореволюционной России было воспринято правило, согласно которому допускалось перерешение дел по результатам проверки в вышестоящих инстанциях.
Порядок пересмотра решения суда вышестоящими инстанциями в различных формах и в настоящее время предусматривается законом всех цивилизованных стран.
Очень важно обеспечить единство судебной практики, основанное на одинаковом понимании законов. В противном случае аналогичные вопросы в разных судах будут решаться по-разному. Соответственно сохранение института надзора в арбитражном процессе вполне оправдано направленностью обеспечения единообразия судебной практики .
Именно пересмотр и служит этой цели, позволяя оценить заново противоречивые решения.
Нужно иметь в виду, что никто не застрахован от судебных ошибок по причине неисследованности фактической стороны дела (речь идет о пересмотре дела, когда проверяются законность и обоснованность решения, принятого другой судебной инстанцией или другим судом, а не о пересмотре ранее принятого решения тем же судом по вновь открывшимся обстоятельствам).
Следует отметить, что наиболее распространенным является такое построение судебной системы, при котором каждое дело может пройти три инстанции: первую, апелляционную и кассационную (в некоторых государствах — ревизионную).
Выдержка из текста работы
Административное право — отрасль Российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти. Нормы права многообразны и специфичны, что соответственно не может не отражаться на правилах, устанавливающих их применение.
Административный процесс представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены на стадии.
Под стадией обычно понимается такая самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.
К этим стадиям относятся: возбуждение дела об административном правонарушении; подготовка дела об административном нарушении к рассмотрению; рассмотрение дела; обжалование и опротестование; исполнение постановления о наложении административного взыскания.
Целью данной работы является рассмотрение административного процесса. Задачами данной работы являются изучение понятия «административный процесс», принципов, структуры и стадий административного процесса.
I. Общая характеристика административного процесса
1.1 Понятие и основные черты административного процесса
Вопрос о понятии и сущности административного процесса в административно-правовой литературе является одним из самых дискуссионных. В административно-правовой науке сложились две линии в оценке понятия «административный процесс».
Первый подход возник в 60-е годы прошлого столетия. Сторонниками широкого понимания административного процесса можно назвать В.Н. Протасова и его единомышленников. Суть этого подхода заключается в том, что под административным процессом предлагается понимать только деятельность по применению мер административного принуждения. Исходя из этой позиции, даётся следующее определение административного процесса: административный процесс (в узком смысле) — урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений в целях обеспечения законности и укрепления правопорядка. [6]
Второй подход к определению административного процесса состоит в том, что в административный процесс, помимо отношений по осуществлению принуждения, включаются отношения положительного управленческого характера, возникающие при применении регулятивных норм материального права. Следовательно, при втором подходе административный процесс включает в себя всевозможные управленческие действия, реализуемые для осуществления функций и целей управления, решения его задач. [6]
Исходя из этой позиции, административный процесс (в широком смысле) — это процесс самой исполнительной деятельности органов государственного управления, т.е. процессуальные формы её осуществления. Сторонниками второго подхода к определению понятии административного процесса является В. М. Горшенёв и его единомышленники.
Таким образом, в общем понятии процесс — это отображение государственно-властной деятельности, хотя в ней принимает участие и другие субъекты — граждане, и их объединения.
В узком понятии административный процесс рассматривается как урегулированный нормами административно-процессуального права порядок применения мероприятий административного принуждения и, прежде всего административных взысканий за совершения административных правонарушений. [7]
В широком понимании административный процесс рассматривается как урегулированный правом порядок рассмотрения индивидуально-конкретных дел в сфере исполнительной деятельности органами государственного управления, а в предусмотренных законодательством случаях — и другими, уполномоченными на это органами. Это такой порядок деятельности, по которому складываются гражданские отношения, которые регулируются нормами административно-процессуального права. В этом понятии отображается связь административного процесса с государственным управлением как формой государственной деятельностью, подчеркнутая связь административного процесса с нормами материального административного права. Эта связь просматривается в том, что в результате осуществления административного процесса разрешаются индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления. [7]
Правовая природа процесса выражается в его социальной направленности, поскольку он обеспечивает возможность реализации норм материального права разных отраслей. Соответственно каждый вид процесса — это порядок последовательного совершения действий, которые имеют цель практического проведения в жизнь норм материального права. Процесс как юридическое явление характеризуется также тем, что в ходе его осуществления возникают административно-процессуальные отношения — самостоятельный вид правовых отношений. Для возникновения каких-нибудь процессуальных отношений необходимы четыре обстоятельства:
а) норма материального права;
б) норма процессуального права;
в) правосубъектность;
г) юридический факт, роль которого в данном случае сыграют материально-правовые отношения.
Применение норм административного права обеспечивается процессуальными нормами только тогда, когда решается конфликтная ситуация и применяются меры государственного принуждения. С юридической точки зрения, административный процесс обеспечивает правовую реализацию материальных норм административного права и возможность обжалования неправомерного решения, принятого субъектом управления.
В этом понимании административный процесс предназначен для обеспечения применения материальных норм в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления в целях повышения эффективности этих видов деятельности и достижения результатов, сформулированных целях органов исполнительной власти, государственного управления.
Сущность административно-процессуальных норм имеет двойное предназначение. С одной стороны, эти нормы реализуют правоприменительные функции, так как обеспечивают реализацию материальных норм, а с другой — играют роль правоохранительную, так как регламентируют порядок реализации этих норм, закрепленных процессуально, и обеспечивают право на жалобу физического или юридического лица.
Кроме этого, административно-правовые отношения часто воспринимаются как процессуальные, отодвигая материальные нормы на второй план.
Порядок рассмотрения административных дел включает определенные гарантии законности (правовые, экономические, политические и др.), обеспечивая при этом практически реализацию права граждан на защиту.
Общим объектом административного процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права: административным, гражданским, трудовым, финансовым, муниципальным и другими, кроме уголовного. Это дает возможность представить административный процесс как совокупность различных видов административных производств по реализации правомерных отношений, возникающих при осуществлении индивидуальных дел независимо от того, к какой отрасли права относятся регулируемые правом общественные отношения. В этом отношении административно-процессуальные нормы, по справедливому утверждению многих ученых, могут быть выделены в отдельную отрасль права.[4]
Административно-процессуальные нормы реализуются в форме и методами административного процесса, который есть обозначенный законодательством порядок осуществления последовательных действий, направленных на достижение определенного юридического эффекта. Эти действия официально устанавливаются нормами административно-процессуального права и группируются в производство. Следует также подчеркнуть, что административный процесс — не только ответственная процедура применения норм материального права в сфере государственного управления, а и деятельность, в ходе которой возникают гражданские отношения, которые регулируются нормами административно-процессуального права.
Отсюда можно сделать вывод, что административно-процессуальное право — это самостоятельная отрасль действующего права, которую можно обозначить как совокупность процессуальных правил, что устанавливают процедуры разрешения конкретных административных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти, административной юрисдикции, самоуправления и другими компетентными субъектами. Субъекты административного процесса [5]
Субъекты административного процесса — лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.
Административно-процессуальная правосубъектность — основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.
Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.
Административно-процессуальная правоспособность — способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.
Административно- процессуальная дееспособность — способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.
Виды субъектов административного процесса: [5]
1. физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);
2. государственные органы, предприятия и учреждения;
3. государственные служащие;
4. общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
5. служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.
Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах: [5]
· субъекта, возбудившего управленческое дело;
· субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;
· стороны административного процесса;
· третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;
· уполномоченного представителя;
· лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;
· лица, защищающего права и интересы других лиц;
· лица, содействующего отправлению административного процесса.
Характерными чертами административного процесса являются:
а) административный процесс, связанный с государственным управлением, его юридическими видами, которые реализуются в правовых формах;
б) административный процесс, связанный с материальными нормами административного права; эта связь находит проявление в том, что в ходе реализации заданий административного права разрешаются индивидуальные дела в государственном управлении и эффективно используются нормы материального права;
в) применение нормы материального права осуществляется в юридическом порядке, урегулированном административно-процессуальными нормами;
г) административный процесс — это не только применение норм материального права, а и соответствующая деятельность, в результате которой возникают гражданские отношения, регулирующиеся нормами административно-процессуального права.
Признаки административного процесса: [5]
· вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;
· представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
· обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
· целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
· результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
· регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
· обладает определенным строением (структурой).
1.2 Структура административного процесса
Под структурой административного процесса понимается совокупность составляющих его элементов. Это процессуальные действия и группы действий, объединённые по каким-либо общим основаниям и признакам. В административном праве нет единства мнений относительно структуры административного процесса. Критериев построения структуры несколько:
1. В зависимости от объема и степени реализации процессуальной формы, полноты законодательного регулирования процессуальных действий.
2. В зависимости от содержания процессуальных действий и юридических дел.
3. В зависимости от последовательности совершения действий, цельности и завершенности отдельных групп процессуальной деятельности.
В административном процессе нет единой процессуальной формы, в которой бы могли осуществляться все составляющие его виды деятельности. Существенные отличия правотворческой, правонаделительной и юридической деятельности находят выражение в различном порядке ведения юридических дел, особенностях процедур и совокупности требований, предъявляемых к действиям участников процесса. И это вполне обоснованно, поскольку речь идет о разных способах осуществления публичной власти. Поэтому, административные дела, разрешаемые в рамках единого административного процесса отличаются и по содержанию, целям, результатам, и по процессуальным правилам ведения дела. Сходные по своим характеристикам дела относятся к конкретному виду производства. [3]
Административные процесс состоит из тех групп (видов, типов) производств, которые называются также видами административного процесса. Каждая группа производств имеет сходство процессуальной формы и юридического результата, некоторые общие правила разрешения административных дел, но основной объединяющий признак — вид процессуальной деятельности:
1. правотворческая,
2. правонаделительная,
3. юрисдикционная.
1. Административно-правотворческие производства — деятельность субъектов публичного управления по принятию нормативных административных актов, в порядке, установленном административно-процессуальным нормам. Правотворческий результат — принятие правоустановленного подзаконного нормативного акта достигается за счет соблюдения и применения процессуальных правил. Это производства:
— по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
— по принятию приказов, постановлений, инструкций и иных нормативных актов министров и других центральных федеральных органов исполнительной власти;
— по принятию нормативных актов главами исполнительной власти и правительствами субъектов федерации;
— по изданию локальных нормативных актов руководителями государственных учреждений и организаций;
— по изданию нормативных актов органами и должностными лицами местного самоуправления.
2. Административно — правонаделительные (административно-распорядительные) производства — деятельность субъектов публичного управления по принятию и исполнению распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов и иных актов, осуществляемая в процессуальной форме. К ним относятся:
— регистрационные производства (граждан по месту жительства и пребывания, мигрантов, транспортных средств, оружия и т.п.);
— лицензионно-разрешительные (решения на занятие отдельными видами деятельности, допусков к деятельности, на использование объектов, квотирование и т.д.);
— производства по стандартизации, сертификации, аттестации товаров и услуг, аккредитация учреждений, производства по присуждению ученых званий и ученых степеней, нострификационные производства, производства по установлению инвалидности и иные экспериментально-удостоверительные производства;
— производства по распределению ресурсов, государственных услуг, помощи (денежных средств, квартир и т.п.) и приватизационные производства и иные правопредставительственные производства;
— конкурсные производства (по размещению государственных заказов, часть приватизационных производств и иные);
— кадровые производства (приём и увольнение со службы, призывные, аттестационные, иные служебные);
— производство по заявлениям граждан и обращениям организаций по реализации принадлежащих им прав в сфере публичного управления;
— производства по применению мер поощрения (внеслужебных отношений) и другие производства (процедуры), возникающие в связи с необходимостью реализации законных субъектных прав и обязанностей участников материальных правоотношений в специальной административно-процессуальной форме.
3. Административно — юрисдикционные производства — деятельность субъектов публичного управления и судов по разрешению споров, возникающих в сфере управления, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме. К ним относятся производства:
— по делам об административных правонарушениях;
— дисциплинарное производство;
— по административным жалобам граждан;
— производство по административно-правовым спорам, (процедуры разрешения служебных споров, производство по оспаривании действий и без действий органов и должностных лиц органов публичной власти);
— исполнительное производство;
— производство по реализации института материальной ответственности;
— контрольно-надзорные производства;
— оперативно-розыскное производство;
— производство по применению мер административного принуждения, не связанных с наказанием (помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания, применение мер принудительного лечения, помещения в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и т.д.).
Многообразие и специфика индивидуальных дел, разрешаемых в ходе административного процесса, обуславливают его сложную структуру. Этим административный процесс существенно отличается от судопроизводства. В зависимости от функций, выполняемых административными органами в ходе разрешения индивидуальных юридических дел (государственное регулирование или административно-правовая охрана и защита), представляется возможным выделить два крупных вида административного процесса: административно-распорядительный и административно-охранительный. Административно-распорядительный процесс представляет собой урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных юридических дел, осуществляемую в пределах своей компетенции и направленную на реализацию субъективных юридических прав и обязанностей, имеющихся у участников этих дел, на основе соответствующих материальных норм различных отраслей права. Административно-охранительный процесс как урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению индивидуальных юридических лиц, обеспечением безопасности государства и общества, правопорядка, представляется возможным подразделить на два вида: административно-принудительный и административно-защитный процессы.
Админстративно-принудительный процесс — деятельность компетентных административных органов по применению в отношении индивидуально определённых физических и юридических лиц мер административного ограничения и принуждения в целях обеспечения надлежащего правопорядка, безопасности государства и общества.
Административно-защитный процесс — урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению жалоб физических и юридических лиц на действия (бездействие) и решения нижестоящих в порядке подчинённости или поднадзорных им административных органов (должностных лиц), лиц, выполняющих функции управления в коммерческих и некоммерческих организациях, а также по разрешению подведомственных им споров (разногласий) между административными органами, физическими и (или) юридическими лицами, деятельность, осуществляемая в целях правовой защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых субъективных прав и свобод участников этих дел.
1.3 Основные принципы административного процесса
Являясь ограниченной частью управленческой деятельности, административный процесс базируется на общих принципах государственного управления. Применительно к административному процессу эти общие принципы конкретизируются и приобретают специфические оттенки:
1. Принцип законности. Важнейший из принципов любого процесса (уголовного, административного и гражданского), он состоит не только в строгом и надлежащем исполнении законов, но и в надлежащем применении этих актов. Последнее обстоятельство имеет первостепенное значение для административного процесса, в ходе которого как раз и происходит применение норм материального права.
2. Принцип гласности процесса. Этот принцип предполагает ознакомление широких слоёв граждан с решением тех или иных вопросов, входящих в компетенцию соответствующих органов государственного управления и обеспечивает сторонам в административном процессе возможность беспрепятственно знакомиться со всеми материалами по делу, документами и т. д., что является одним из существенных условий правильного рассмотрения и разрешения административных дел.
3. Принцип равенства сторон. Данный принцип осуществляется во всех видах юридического процесса. Он вытекает из более общего принципа согласно которому все граждане равны перед законом. На каждого гражданина, на каждое должностное лицо, независимо от его служебного положения, нормы закона распространяются в равной степени. Содержание данного принципа находит своё отражение в закреплении определённого правового статуса сторон, установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей как участников определённого вида правовых отношений. Данный принцип исходит из необходимости оказания соответствующей правовой помощи стороне, которая в ней нуждается, и в то же время предполагает обязанность соответствующего органа следить за тем, чтобы стороны должным образом использовали принадлежащие им права и исполняли возложенные на них обязанности.
4. Принцип полноты и объективности исследования обстоятельств. Данный принцип означает такое ведение разбирательства по делу, которое должно дать результат, полностью соответствующий объективному положению. Закон обязывает орган, рассматривающий административное дело, использовать все имеющиеся возможности для привлечения доказательств, относящихся к данному делу, учесть и правильно их оценить, полностью исключить односторонний, а также предвзятый подход к оценке доказательств и, следовательно, к принятию решения. Должностные лица, разрешающие те или иные дела, должны внимательно разбираться в их существе. В случае истребовать необходимые документы, направлять работников на места для проверки и принимать другие меры для объективного разрешения вопроса.
5. Принцип быстроты процесса. Данный принцип есть выражение оперативности государственной управленческой деятельности. С другой стороны, этот принцип выступает в качестве определённой юридической гарантии реализации субъективных прав и законных интересов участников процесса. Поэтому действующее законодательство устанавливает точные сроки, в течении которых должно быть осуществлено производство по тому или иному административному делу, например, сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях устанавливаются (Ст. 257 КоАП).
6. Принцип осуществления административного процесса на языке коренного населения. Существование этого принципа обусловлено многонациональным составом нашей страны и конституционно закреплённым равноправием всех национальностей проживающих на территории нашей страны. Участвующим в административном процессе лицам, не владеющим языком, на котором ведётся производство по делу, обеспечиваются право и возможность выступать, давать пояснения, заявлять ходатайства и т. д. на своём родном языке, а также беспрепятственно пользоваться услугами переводчика.
7. Принцип двустепенности административного процесса. По этому принципу участники разбирательства административного дела и прежде всего сторона, чьи права и интересы устанавливаются в ходе процесса, могут обжаловать любое первичное действие органа государственного управления или должностного лица, рассматривающего данное дело. Обжалованию может подлежать решение любой первой инстанции в соответствующую вторую инстанцию — вышестоящий орган государственного управления, суд или какой-либо другой орган в зависимости от характера административного дела или законодательного установления.
II. Стадии административного процесса
Административный процесс представляет собой определенную законодательством логическую последовательность действий участников процесса. Действия объединены очередностью совершения, ближайшей целью, общим промежуточным результатом, имеющим значение для разрешения административного дела. Поэтому в административных производствах и административном процессе различают стадии, а в отдельных производствах и этапы стадий. Таким образом, административный процесс состоит из административных производств, имеющих многоуровневую структуру: действия — этапы — стадии. [8]
Стадия — относительно обособленная часть административного производства, состоящая из объединенных ближайшими целями и задачами производства действий участников процесса, результаты которой имеют значение для решения по административному делу в целом и оформлены соответствующим процессуальным документов.
Каждая стадия — это совокупность процессуальных действий, имеющих самостоятельный характер и призванных решать свойственные только ей задачи. Одна стадия отличается от другой кругом участников процесса, совершением разного рода действий, оформлением специальных процессуальных документов, подводящих итог на данном этапе. В то же время, несмотря на самостоятельность каждой стадии, они подчинены решению общей задачи административного процесса и тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей; на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее. [8]
В литературе по административному праву выделяются разные версии о количестве стадий административного процесса.
Рассмотрим стадии административного процесса по Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (далее Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:
1) Возбуждение дела об административном правонарушении (глава 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
2) Рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение по делу постановления (глава 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
3) Обжалование (или опротестование) постановления по делу об административном правонарушении (возникает в тех случаях, когда лицо, привлекаемое к административной ответственности, или потерпевший не согласны с вынесенным в отношении их постановлением (глава 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
4) Исполнение постановления о наложении административного взыскания (раздел V Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
2.1 Стадия возбуждения дела об административном правонарушении заключается в составлении протокола уполномоченным на то лицом или представителем общественной организации
Протокол об административном правонарушении — процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния. Дело об административном правонарушении считается возбужденным, согласно ч. 4 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с момента составления о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.
Согласно ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации.
Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения (наличие события правонарушения).
В протоколе должны указываться (ч.2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях): дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и суть административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; другие сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом (ч.5 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. Первая стадия производства по делам об административных правонарушениях заканчивается с момента направления протокола органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. К нему должны прилагаться и все другие материалы о правонарушении (объяснения свидетелей, протокол изъятия вещей и т.п.).
2.2 Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения по делу постановления состоит в том, что компетентный орган (должностное лицо) проводит окончательное расследование по делу и дает правовую оценку действиям лица, которое обозначено в протоколе как правонарушитель
Судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дело, согласно ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляет подготовку к рассмотрению, в рамках которого решаются вопросы: относится ли данное дело к их компетенции; правильно ли составлены протокол и другие материалы, если таковые имеются; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, а также по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Статьей ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен определенный порядок рассмотрения дел. Главное в содержании данной стадии административного производства состоит в том, что судья, орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопросы выясняются и в отношении юридических лиц. Статьей ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены сроки рассмотрения дел об административном правонарушении — 15 дней со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Сокращенные сроки рассмотрения дела — одни сутки, трех-, пяти- и семидневный срок — установлены законодательством об административных правонарушениях для некоторых видов правонарушений (статья ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Разрешение дела об административном правонарушении выражается в вынесении судьей, органом (должностным лицом) постановления по делу. Виды, содержание постановления и его форма урегулированы в статьях 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оно должно содержать: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение. Постановление по делу должно содержать решение вопроса об изъятых вещах и документах (если такое изъятие проводилось), а также указание о порядке и сроке его обжалования.
После рассмотрения дела орган (должностное лицо) выносит одно из следующих постановлений статья ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении дела выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации или их структурных подразделениях, общественной организации или трудового коллектива либо передаче их прокурору, органу досудебного следствия, а также при наличии следующих обстоятельств:
1) отсутствие события и состава административного правонарушения;
2) недостижение лицом к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие;
4) совершение действия лицом в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
5) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;
6) отмена акта, устанавливающего административную ответственность;
7) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных ст. 38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения);
8) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, или неотмененного решения товарищеского суда органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, или неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также возбуждение по данному факту уголовного дела;
9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.
Если же было вынесено постановление о наложении административного взыскания, то оно объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Копия постановления в тот же срок вручается или высылается потерпевшему по его просьбе. В случае, если она высылается, об этом делается соответствующая отметка в деле.
Объявлением постановления по делу об административном правонарушении заканчивается стадия рассмотрения дела об административном правонарушении.
2.3. Стадия обжалования (или опротестования) постановления по делу об административном правонарушении, возникает не в каждом производстве по делам об административных правонарушениях
Наличие этой стадии — одна из важнейших гарантий прав лица, привлекаемого к ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Подача в установленный срок жалобы и принесение прокурором протеста приостанавливают исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы или протеста. Исключение составляют случаи, когда выносится постановление о применении мер взыскания в виде предупреждения или административного ареста, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.
Орган (должностное лицо), получивший жалобу или протест на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления, т. е. устанавливает, действительно ли в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется состав правонарушения, правильно ли оформлены документы по делу, не превысил ли орган (должностное лицо), рассматривавший дело, свои полномочия и т. п.
После этого орган (должностное лицо), рассматривавший жалобу (или протест), может принять одно из следующих решений (статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях):
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; немедленно после вынесения решения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановление (статья 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)
Отмена постановления является одновременно прекращением дела об административном правонарушении, влечет за собой возврат лицу, привлекаемому к административной ответственности, взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с этим постановлением. В случае невозможности возврата предмета возвращается его стоимость.
2.4 Стадия исполнение постановления о наложении административного взыскания — завершающая стадия производства по делам об административных правонарушениях
Ее сущность состоит в практической реализации административного взыскания, которое назначено правонарушителю постановлением.
В процессе исполнения постановления лица, виновные в совершении административного проступка, подвергаются соответствующим (установленным законом) ограничениям личного, морального или материального характера.
Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
Обращение постановление к исполнению — функция судьи, органа, должностного лица, вынесшего постановление. Исполнение постановления — функция уполномоченных на то органов, должностных лиц в порядке, установленном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для обращения постановления к исполнению установлен срок — трое суток со дня его вступления в законную силу. При принесении протеста на вступившие в законную силу постановления его исполнение приостанавливается до рассмотрения протеста.
К компетенции судьи, органа (должностного лица), вынесших постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления об административном аресте, лишении специального права или административного штрафа (кроме случаев взыскания штрафа на месте) невозможно в установленные сроки, введена отсрочка исполнения на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на период до трех месяцев. Давность исполнения постановлений определяется следующим образом: согласно ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение 2 лет со дня вступления его в законную силу.
Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, отмены или признания утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность, смерти лица, подвергнутого взысканию, истечения сроков давности исполнения, отмены постановления (статья 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о наложении административного взыскания осуществляется органом (должностным лицом), вынесшим постановление.
Указанные стадии являются общими стадиями административного процесса. Они присущи всем видам административных производств. Стадия административного производства, в свою очередь, состоит из этапов. Этап — это совокупность действий, имеющих собственную межстадийную цель. К примеру, стадия рассмотрения дела в производстве по делам об административных правонарушениях состоит из таких этапов: подготовка к рассмотрению дела; анализ имеющихся данных; принятие постановления; доведение постановления до сведения заинтересованных лиц.
Вместе с тем, стадии каждого из административных производств обладают своей спецификой.
Заключение
Административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, ежедневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни. В административном праве особое место занимает административный процесс.
Административный процесс находится в настоящее время на стадии совершенствования, его разработке уделяется большое внимание, т.к. именно административный процесс лежит в основе регулирования государственной управленческой деятельности, которая охватывает все сферы жизни общества: хозяйственную, социально-культурную, административно-политическую.
Таким образом, административный процесс, представляет собой совокупность процессуальных действий, и возникающих в их результате, правоотношений связанных с разрешением судом, компетентными административными органами и должностными лицами дел в сфере административных правонарушений в соответствии с требованиями законодательства.
Общим объектом административного процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права: административным, гражданским, трудовым, финансовым, муниципальным и другими, кроме уголовного. Это дает возможность представить административный процесс как совокупность различных видов административных производств по реализации правомерных отношений, возникающих при осуществлении индивидуальных дел независимо от того, к какой отрасли права относятся регулируемые правом общественные отношения.
Список использованной литературы
1.Кодекс Российской Федерации об административный правонарушениях
2.Гражданский кодекс Российской Федерации
3.Административное право. (Учебник) Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2008. (электронная версия)
4.Административное право. Курс лекций. Лапина М.А. М.: Консультант Плюс, 2009 (электронная версия)
5.Административное право. Конспект лекций. Макарейко Н.В. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2009. (электронная версия)
6.Административное право России. (Учебник) Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. (электронная версия)
7.Административное право: Учебник. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. — М.: Эксмо, 2008. (электронная версия)
8.Бахрах Д.Н. Административное право. (электронная версия)
9.Козлов Ю.М. Административное право. Учебник. (электронная версия)
Интернет-ресурсы
1. Информационно-правовой сервер «Гарант» -http://www.garant.ru
2. Информационно-правовой сервер «Кодекс» — http://www.kodeks.net/
3. Информационно-правовой сервер «КонсультантПлюс» — http://www.consultant.ru/
4. Российский правовой портал — http://www.rpp.ru/
5. Правовая библиотека — http://www.tarasei.narod.ru/
Размещено на