Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ НА МЕЛКОВОДЬЕ (МЛАДШАЯ И СРЕДНЯЯ ГРУППЫ)9
1.1. Свойства воды9
1.2. Младшая группа10
1.3. Средняя группа11
1.4. Лежание на груди12
1.5. Лежание на спине12
1.6. Вставание из положения лежа13
1.7. Скольжение14
1.8. Прыжки14
1.9. Общие замечания15
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ НА ГЛУБОКОЙ ВОДЕ (СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ )17
2.1. Кроль на груди18
2.2. Скорость19
2.3. Правильное дыхание20
2.4. Кроль на спине21
2.5. Итоговые замечания22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ27
Выдержка из текста работы
С глубокой древности известны человеку разнообразные благотворные свойства воды — источника здоровья и бодрости. Велико воздействие ее при простых гигиенических процедурах — обтираниях, обмываниях, ваннах, но еще больше при купании и плавании. Активная двигательная деятельность в водной среде способствует разностороннему физическому развитию и укреплению организма человека. Купание, и особенно плавание, содействуют закаливанию, формированию правильной осанки, гармоническому развитию мышечного аппарата.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача каждого дошкольного учреждения. Общее развитие и воспитание дошкольников требует особого внимания, т.к. именно в этом возрасте формируются физические и нравственные стороны будущей личности. «Первые годы детства, — писала Н.К. Крупская, — кладут печать на всю остальную жизнь в смысле здоровья, и поэтому тут чрезвычайно важна борьба за здоровье» [6].
Плавание полезно для оздоровления, закаливания и физического развития ребенка. Умение плавать является навыком, который необходим человеку в самых разнообразных ситуациях.
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития дошкольника. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания, улучшают сердечную деятельность. Оно способствует совершенствованию механизма терморегуляции, повышает иммунитет, улучшает адаптацию к меняющимся условиям внешней среды.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Оно создает условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности, способствует развитию умения действовать в коллективе.
Актуальность данной работы в том, что в настоящее время уровень физической подготовленности детей довольно низкий, дети испытывают дефицит движений (гиподинамию) и страдают от общей незакаленности организма. А также недостаточная разработанность методических рекомендаций по обучению плаванию дошкольников.
Цель данной работы: обосновать целесообразность и эффективность использования принципов «открытого обучения» при формировании плавательных навыков у детей дошкольного возраста, рассмотреть особенности проведения занятий по плаванию с детьми дошкольного возраста, изучить методику и организацию уроков по плаванию.
В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные задачи:
раскрыть значение плавания как необходимого средства воспитания детей дошкольного возраста;
рассмотреть особенности проведения занятий по плаванию с детьми дошкольного возраста;
изучить различные методики и формы организации занятий по плаванию в дошкольных учреждениях;
рассмотреть упражнения и игры, применяемые в дошкольных учреждениях в обучении детей плаванию;
Предмет исследования: методика проведения занятий по плаванию с детьми дошкольного возраста.
Практическая значимость: данная курсовая работа может быть использована воспитателями и учителями физической культуры для подготовки и проведения уроков по плаванию с детьми дошкольного возраста.
1. Роль и значение плавания в системе физического воспитания дошкольников
Плавание как вид спорта эффективно способствует улучшению состояния здоровья детей. Оно укрепляет организм, помогает ребенку быстрее адаптироваться к различным состояниям окружающей среды. Плавание положительно влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы, способствует развитию органов дыхания. При плавании быстрее исправляются недостатки опорно-двигательного аппарата.
1.1 Значение плавания для физиологического развития развития детей дошкольного возраста
Пребывание ребенка в воде облегчает и ускоряет приспособление его организма к внешней среде. Оно является своего рода переходным мостом между положением в утробе матери и условиями окружающей среды. Укреплению здоровья ребенка способствует также закаливающее, гигиеническое, механическое и физическое воздействие воды. Пребывание ребенка в воде, которая ниже его собственной температуры тела, повышает устойчивость организма ребенка к простудным заболеваниям.
Вода оказывает еще и чисто механическое воздействие на тело. Передвигаясь в воде ребенок получает легкий и приятный массаж, который благоприятно влияет на периферическую нервную систему. Давление воды, действуя на кровеносные сосуды, облегчает периферическое кровообращение и, следовательно, деятельность сердца. Давление воды на грудную клетку способствует увеличению глубины выдоха и вдоха. А глубокое дыхание служит мощным профилактическим средством предупреждения заболеваний дыхательных путей [3].
Итак, с началом занятий плаванием на ребенка воздействует целый ряд оздоровительных факторов, новых ощущений, источником которых является вода: улучшение адаптации к меняющимся условиям окружающей среды, стимуляция функциональных возможностей ЦНС и сердечно-сосудистой системы, укрепление нервной системы, развитие легких, повышение устойчивости дыхательных органов к простудным заболеваниям, активизация обмена веществ и пищеварения, гигиеническое влияние на кожу, закаливание, выработка потребности в чистоте, стремления к воде и активным действиям.
Кроме того нельзя забывать и о воспитательном влиянии плавания. На занятиях по плаванию у детей создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, самостоятельности и т.п.). Закладываются нравственные основы личности (чувство собственного достоинства, справедливости, товарищества, умение заниматься в коллективе). Осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость, самообладание).
Все вышеперечисленные задачи решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе [5].
1.2 Техника безопасности при проведению занятий по плаванию в дошкольных учреждениях
Для правильного осуществления педагогического процесса по плаванию в дошкольных учреждениях необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности.
Во избежание травм и несчастных случаев на воде необходимо:
— допускать к занятиям по плаванию только с разрешения врача;
— тщательно следить за состоянием места для проведения занятий;
— категорически запрещать заплывать за границу зоны купания;
— на уроках плавания соблюдать строжайшую дисциплину;
— вхождение в воду и выход из воды производить только по команде инструктора;
— до и после занятий проводить перекличку. Только инструктор может допустить к занятиям опоздавшего, а также разрешить выйти из воды до общего сигнала;
— во время проверки подготовленности занимающихся допускать в воду одновременно не более двух человек;
— занятия с не умеющими плавать проводить на мелком месте. Все упражнения, а также первые попытки плавать должны выполняться в сторону берега или мелкого места;
— на первых занятиях (для обеспечения безопасности) распределять занимающихся по парам;
— разрешать не более чем двум занимающимся одновременно (под непосредственным наблюдением инструктора) плавать на глубоком месте;
— к изучению прыжков в воду допускать только умеющих хорошо плавать;
— место для плавания, оборудование и инвентарь проверять ежедневно до начала занятий, неисправности немедленно устранять;
— всем руководителям, проводящим занятия, уметь плавать и знать приемы спасения тонущего;
— занятия плаванием проводить под наблюдением врача [11].
Каждому инструктору, педагогу, воспитателю, медсестре необходимо соблюдать все правила техники безопасности при работе с детьми, так как главная задача воспитания — сохранение здоровья дошкольников.
2. Основы методики обучения, организация и проведение занятий по плаванию в дошкольных учреждениях
2.1 Этапы обучения плаванию детей дошкольного возраста
Может быть выделено несколько этапов обучения.
Первый этап: ознакомление ребенка с водой, передвижения по дну, игры в воде.
Второй этап: приобретение детьми умений и навыков держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить), самостоятельно выполнять вдох и выдох в воду.
После этого можно начинать обучать дошкольников плаванию определенным способом. На третьем этапе дети учатся проплывать 10-15м на мелкой воде, сохраняя согласованность рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.
На последнем, четвертом этапе продолжается усвоение и совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду. Дети приобретают умение плавать на глубокой воде [3].
Опираясь на данную периодизацию педагог должен учитывать индивидуальные данные и способность детей. Важно, что обучение плаванию детей должно основываться на преемственной связи, а также при помощи родителей.
2.2 Организация и методика работы по плаванию с дошкольниками
Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе с многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы.
Режим дня при обучении плаванию строится с учетом времени посещения бассейна группой детей. Обязательно учитывается время приема пищи. Занятия по плаванию должны проходить не ранее, чем через 40 мин. после еды.
Каждая группа должна посещать бассейн в строго установленное режимом время. Для занятий в бассейне детей делят на подгруппы, чтобы в каждой из них было не более 6-8 человек, а в старших группах не более 10-12 человек.
Длительность занятия плаванием в разных возрастных группах
Возраст детей |
Число детей в подгруппе |
Длительность занятий, мин. |
|
До 4 лет |
8-10 |
От 10-15 до 20 |
|
До 5 лет |
10-12 |
От 15-20 до 25-30 |
|
6-7 лет |
10-12 |
От 20-25 до 30 |
Как видно из таблицы длительность занятий в разных возрастных группах и количество человек в подгруппе неодинакова. Это устанавливается в зависимости от возраста, а также периода обучения.
В бассейне под присмотром инструктора по плаванию или воспитателя дети раздеваются, моются под душем и переходят в бассейн, где преподаватель проводит с ними разминку и занятие по плаванию. После выхода из бассейна дети моются, насухо вытираются полотенцем, одеваются и вместе с воспитателем уходят [11].
Для правильного осуществления педагогического процесса по плаванию методические пособия, программные и инструктивно-методические материалы. Целесообразно накапливать и использовать свой опыт, использовать нетрадиционные методики проводить праздники и соревнования на воде.
2.3 Обучение плаванию детей 4-5 лет по методике Осокиной Т. И.
Методика обучения плаванию в нашей стране впервые разработана Т. Н. Осокиной. Она предусматривает не только овладение навыками и развитие способности удерживаться на воде и плавать, но и закаливание.
Приучать детей к воде необходимо с 3—4 лет. Для этого можно купаться в чистом открытом водоеме — в озере, реке, море, плавательном бассейне (открытом или закрытом). Взрослые входят в мелкое место водоема вместе с ребенком. Его приучают не бояться воды. Продолжительность пребывания ребенка в воде с температурой 25°С в возрасте 4 лет составляет 2—3 мин.
Купание и подготовка к плаванию в детском саду, в бассейне поликлиники проводятся воспитателем или медицинской сестрой, получившими специальную подготовку.
На первых занятиях ребенку дают возможность освоиться в воде. Вместе с воспитателем он входит в воду и окунается. На мелком месте устраивают игры. Дети учатся передвигаться в воде. Затем учат движениям ногами во время плавания.
В положении сидя на берегу водоема или в зале ребенок упирается сзади руками, выпрямляет ноги и совершает несколько движений вверх-вниз. Затем такие же движения делаются в воде на мелком месте водоема или плавательного бассейна.
Освоению простых, но необходимых движений в воде помогают игры и забавы, которые разработаны Т. И. Осокиной, Г. Левиным, В. С. Васильевым. Мы хотим привести некоторые из них:
«Цапли». Дети, войдя в воду по колени, ходят, высоко поднимая ноги.
«Дровосек в воде». 6—7 детей, став в круг в воде по колени, расставляют ноги шире плеч, складывают руки «в замок», поднимают их над головой, затем резко наклоняются вперед — «разрубают воду».
«Покажи, пятки». На мелком месте опереться руками о дно, выпрямиться и вытянуть ноги назад так, чтобы на поверхности воды были видны пятки.
«Катание на круге». Ребенок надевает на себя надувной резиновый круг или садится на него и катается, подгребая руками, как веслами.
Главной задачей на данном этапе обучения плаванию является привыкание детей к воде, ознакомление с ее свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью).
2.4 Обучение плаванию детей 6-го года жизни по методике Осокиной Т. И.
После повторения упражнений, разученных ранее для освоения в воде, переходят к новым упражнениям»— осваивают упражнение на выдох в воду, скольжение на груди, движения ногами.
Вначале обучают делать выдох в воду на берегу. Детям предлагают сдувать маленький кусочек бумаги с ладони. Затем переходят к упражнениям в воде. Ребенок находится в воде на глубине по пояс, располагает губы на уровне поверхности воды и дует на нее, как на горячий чай. Затем опускает губы в воду и дует из воды, Далее погружается в воду ниже уровня глаз и проделывает то же самое. Упражнения проводят по несколько раз за одно занятие, повторяя их на каждом последующем занятии.
Погружение в воду есть не что иное, как элемент ныряния. Простейшие упражнения в нырянии, помимо способности задерживать дыхание в воде и осуществлять выдох, знакомят ребенка с подъемной силой воды, что является необходимым навыком в овладении плаванием.
Обучение скольжению. При этом приучают ребенка сохранять горизонтальное положение тела в воде, сохранять равновесие. Сначала на суше имитируют положение тела в воде. Дети поднимают руки вверх и встают на носки; голову держат между рук, смотрят прямо, подтягиваются так, чтобы быть прямым «как стрела».
Скольжение в воде проводится следующим образом. Ребенок входит в воду по пояс лицом к берегу, далее присаживается и вытягивает руки вперед. Оттолкнувшись от дна двумя ногами, скользит по воде. Для уменьшения удельного веса тела в воде, а тем самым облегчения скольжения детям предлагают до отталкивания и скольжения сделать глубокий вдох. При систематических занятиях они быстро осваивают динамическую и статическую подъемную силу воды, начинают чувствовать «опору на воду».
Упражнение на освоение скольжения выполняется 6—8 раз.
Упражнения на овладение движениями ног сначала проводятся на берегу, а затем лежа в воде на мелком месте. В положении лежа в воде (на спине или животе) ребенок опирается руками одно. Ноги необходимо вытянуть и раздвинуть на ширину плеч и плавно двигать вверх-вниз. При этом ступни вспенивают воду. Колени при выполнении этого упражнения не должны сильно сгибаться. Такие движения ногами подготавливают ребенка к плаванию кролем.
В дальнейшем необходимо закреплять разученные движения в играх и забавах. Можно предложить детям ходить в воде, помогая себе гребками правой и левой рукой, либо на мелком месте, лежа в воде, поочередно опираться правой и левой руками и таким образом продвигаться вперед. Ноги при этом должны осуществлять движения вверх-вниз [10].
Список игр предложен в ПРИЛОЖЕНИИ В.
Использование разнообразных игр на начальном этапе обучения плаванию поможет разнообразить занятия, сделать их более интересными для детей и, к тому же, позволят закрепить изучаемые на занятии навыки.
2.5 Общеразвивающие и специальные физические упражнения при обучении плаванию
В практике плавания специальный комплекс общеразвивающих и специальных упражнений составляется в соответствии с задачами и целями занятия. Он включает учебный материал, предназначенный для выполнения в воде. Обычно комплекс начинается с разогревающих и дыхательных упражнений различные виды ходьбы, бега с прыжками и движениями руками. Затем идут упражнения для развития мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног — наклоны, приседания, круговые движения туловища и таза и т. д. Маховые и рывковые движения руками и ногами с большой амплитудой. Упражнения на гибкость нужно выполнять после того, как мышцы разогреются.
В общеразвивающие комплексы включаются также упражнения, имитирующие технику плавания на суше, — например, движения ногами и руками отдельно и в сочетании с дыханием. По характеру движений они близки к технике плавания и подводят занимающихся к ее освоению в воде, поэтому каждый комплекс обычно заканчивается имитационными упражнениями.
Например, комплекс общеразвивающих и специальных упражнений на суше во время обучения кролю на спине и груди, так как эти способы предусмотрены в программе.
Комплекс 1. (выполняется до начала обучения и на первых 5—6 уроках по обучению кролю на груди и на спине).
1. Ходьба, бег, наклоны, приседания.
2. И. п. — сидя, одна нога согнута. Взяться руками за пятку и носок стопы и крутить ее вправо и влево. Проделать 20 раз каждой ногой.
3. И. п. — сидя, упор руками сзади; ноги прямые, носки оттянуты. Проделать движения ногами как при плавании кролем. Упражнение выполняется в быстром темпе, от бедра, с небольшим размахом стоп.
4. И. п. — стоя, руки вверху, кисти соединены (голова между руками). Подняться на носки, потянуться вверх; напрячь все мышцы рук, ног и тела; затем расслабиться. Повторить напряжение 5—6 раз. Это упражнение подводит к правильному выполнению скольжения и умению держать туловище при плавании напряженным.
5. И. п. — стоя, руки согнуты в локтях, кисти к плечам. Круговые движения руками вперед и назад. Сначала одновременно, затем попеременно каждой рукой. Проделать 20 раз.
6. «Мельница». И. п. — стоя, «одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. Круговые движения руками вперед и назад вначале в медленном, а затем в быстром темпе. Во время выполнения упражнения руки должны быть прямые.
7. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо перед собой), одна рука впереди, другая сзади у бедра. В этом положении круговые движения руками вперед («мельница»). Выполнять в течение 1 мин.
Комплекс 2 (выполняется во время обучения кролю: на груди и на спине).
1. Проделать упражнение 4 комплекса -1 в положении лежа на груди (или на спине); руки вытянуты вперед.
2. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо перед собой); одна рука упирается в колено, другая вытянута вперед. Движения свободной рукой, как при плавании кролем.
3. To же упражнение с остановкой руки в трех положениях: рука впереди, в середине гребка, в конце гребка. 4. Упражнение 5 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой и бегом.
4. Упражнение 6 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой на месте.
5. «Стартовый прыжок» И.п. — стоя, ноги на ширине стопы. По команде «На старт» согнуть ноги в коленях, наклониться вперед, руки опустить вниз. По команде «Марш!» сделать мах руками вперед-вверх, оттолкнуться ногами и сделать прыжок вверх. Повторить 5—6 раз.
Упражнения для освоения с водой и со свойствами воды.
Входить в воду держась за руки, ходить и бегать по дну, помогая себе гребковыми движениями рук вперед — все это не только интересно для детей, но и способствует их ознакомлению со свойствами воды.
Можно также использовать следующие упражнений: подпрыгивать как зайчики, хлопая по воде ладонями; приседать, погружаясь в воду по грудь, по шею, до уровня носа; поливать воду себе на голову; опускать лицо в воду.
Эти упражнения позволяют занимающимся почувствовать плотность и вязкость воды.
Список игр смотри в Приложении В.
Выдохи в воду
Умение задерживать дыхание на вдохе и выполнять выдох в воду является основой для постановки ритмичного дыхания при плавании.
1. «Умывание». Побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох.
2. И. п. — стоя на дне. Наклонить туловище вперед так, чтобы рот оказался у поверхности воды, ладонями упереться в колени. Сделать через рот глубокий вдох, опустить лицо в воду и медленно выдохнуть в воду. Плавно поднять голову в и. п. и снова сделать вдох. Поднимание головы и опускание лица в воду сочетать таким образом, чтобы рот показывался из воды во время окончания выдоха в воду. Это упражнение повторяется в ритме нормального дыхания; на первом занятии — 10—15 раз, на последующих занятиях— 20—30 раз подряд (с поворотом головы для вдоха влево или вправо).
3. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, руками упереться в колени. Голова в положении вдоха, щека лежит на воде. Открыть рот, сделать вдох, повернуть лицо в воду — выдох.
4. Опираясь руками о бортик или дно, лечь на грудь и принять горизонтальное положение. Вдохнуть и опустить лицо в воду. В этом же положении сделать 10— 15 выдохов в воду с поворотом головы в сторону для вдоха.
Скольжения
Скольжения на груди и спине с различными положениями рук помогают освоить рабочую позу пловца — равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимально выскальзывать вперед после каждого гребка, что является показателем хорошей техники плавания.
1. Скольжение на груди. Стоя по грудь в воде, наклониться так, чтобы подбородок коснулся воды. Вытянуть руки вперед, соединив большие пальцы. Сделать вдох, плавно лечь на воду лицом вниз и, оттолкнувшись ногами от дна или бортика бассейна, принять горизонтальное положение. Скользить с вытянутыми ногами и руками по поверхности воды.
2. Скольжение на спине. Встать спиной к берегу, руки вдоль туловища. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину. Поднять выше живот и прижать подбородок к груди. He садиться (следует помнить, что устойчивому положению на спине помогают легкие гребковые движения кистями около туловища; ладони обращены вниз).
3. Скольжение на груди с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, у бедер, одна впереди, другая у бедра.
4. Скольжение на спине с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра.
5. Скольжение на груди с последующими поворотами на спину и грудь
Наиболее оптимальными способами обучения плаванию в дошкольных учреждениях является кроль на спине и груди.
Кроль на груди
На суше
1. Движений ногами кролем. Сесть, перевшись руками сзади, отклониться назад (ноги выпрямить, носки оттянуть). Движения ногами под счет инструктора: «раз», «два», «три» и т. д. Движение выполнять от бедра с небольшим размахом.
2. Движения ногами кролем в положении лежа на груди.
3. Движения руками кролем в положении стоя с наклоном. Выполняются вначале одной рукой, а затем двумя руками.
4. Согласование движений руками с дыханием. Выполняется вначале одной, а затем двумя руками.
В воде
1. Движения ногами кролем в положении опоры о дно или бортик бассейна. Лечь на грудь, опереться Руками о дно или бортик бассейна; тело выпрямить носки оттянуть. Выполнять движения ногами кролем; стараясь создать фонтан брызг.
2. Плавание с доской при помощи движений ногами кролем.
3. Скольжение на груди с движениями ногами кролем и разными положениями рук (вытянуты вперед; одна впереди, другая у бедра; вдоль бедер).
4. Выдохи в воду в положении стоя с наклоном и поворотом головы на вдох.
5. Движения руками кролем. Стоя на дне наклониться вперед (подбородок у воды; одна рука впереди, другая сзади у бедра). Выполнять движения руками, как при плавании кролем.
6. To же, с передвижением по дну.
7. Согласование движений руками кролем с дыханием в положении стоя на дне с наклоном вперед. Вначале выполняется одной рукой, а затем двумя.
8. Скольжение с движениями руками кролем (с задержкой дыхания 10—15с).
9. Плавание кролем с задержкой дыхания.
10. Плавание кролем с постепенным увеличением расстояния.
Кроль на спине
На суше
1. Движения ногами кролем в положении сидя.
2. «Мельница» — выполнение круговых движений руками в направлении назад.
3. «Мельница» с притопыванием (на один «гребок» рукой три шага).
В воде
1. Сидя на бортике бассейна, опустить ноги в воду. Выполнить движения ногами кролем.
2. В .положении на спине взяться за бортик (руки на ширине плеч). Выполнить движения ногами кролем.
3. Скольжение на спине с движением ногами кролем. Руки в положении у бедер. Вначале можно поддерживать тело гребковыми движениями кистей.
4. Скольжение на спине с движениями ногами кролем (руки вытянуты за головой).
5. Плавание на спине при помощи ног с различными положениями рук: за головой, у бедер, одна впереди, другая у бедра.
6. Плавание на спине при помощи ног и раздельных гребков руками. Исходное положение рук: одна впереди (за головой), другая у бедра. Сделать гребок одной рукой и пронести вперед по воздуху другую руку. Пауза, сопровождаемая движением ногами. Затем сделать гребок второй рукой и пронести первую руку по воздуху в и. п. — и т. д.
7. Плавание кролем на спине на расстояние 5 (10) м с задержкой дыхания на вдохе.
8. Плавание кролем на спине с постепенным увеличением расстояния [1].
Если говорить о пользе общеразвивающих и специальных физических упражнений, то, прежде всего, надо сказать, что они способствуют общему физическому развитию, воспитывают ловкость, координацию движений, силу и подвижность в суставах. Общеразвивающие физические упражнения, укрепляя мышцы туловища, вырабатывают правильную осанку, развивают силу рук и ног. Специальные физические упражнения по форме и характеру движений близки к технике плавания. Они развивают в основном группы мышц, выполняющих основную работу при плавании и соответствуют целям и задачам занятия.
2.6 Использование игр и игровых упражнений при обучении детей плаванию
Игры в воде широко используются при обучении плаванию детей с самых первых занятий. Они способствуют осваиванию различных движений в воде. Кроме того, игры в воде используются и как метод закрепления и совершенствования отдельных навыков движений способа плавания. Игровая деятельность развивает у детей чувство коллективизма, смелость, решительность, инициативность.
Процесс обучения плаванию обладает всеми отрицательными признаками цикличного вида спорта: необходимостью выполнения скучных, однообразных движений, многократно повторяемых в течение всего занятия. Причем при плавании движения выполняются в специфических условиях водной среды, т.е. в относительно большой изоляции от воспитателя и товарищей по группе. Поэтому при обучении плаванию детей дошкольного возраста целесообразно использовать различные подвижные игры. Игра помогает налаживанию контактов в детском коллективе, способствует повышению эмоциональности занятий, что в свою очередь помогает быстрее и прочнее закрепить разученные упражнения.
При подборе игры необходимо учитывать возрастные особенности детей, их количество в группе, физическую подготовленность и степень владения навыками предлагаемых движений.
Игры подбираются в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения.
Во время игр дети выполняют множество самых разнообразных движений. Навыки, сложившиеся на основе применения широкого круга упражнений и игр, легче переносятся в новые, измененные условия, чем те, которые формировались при ограниченной выборке средств и методов [7].
В приложении В приведен примерный перечень игр и игровых упражнений для занятий с детьми дошкольного возраста.
3. Особенности планирования и учета работы по плаванию детей дошкольного возраста
3.1 Планирование и учет учебного материала по плаванию
Планирование работы по плаванию осуществляется посредством разработки и систематического ведения следующих основных документов:
годовой план-график;
расписание занятий и программы спортивных соревнований и водных праздников;
графики прохождения учебного материала по циклам, месяцам и неделям;
поурочные планы-конспекты.
Основу планирования составляют учебный план и программа по плаванию.
Примерное распределение упражнений и игр по занятиям опирается на дидактические принципы систематичности, постепенности, доступности, наглядности, активности, а также увеличения физической нагрузки. Предусмотрено усвоение каждого раздела программы обучения на протяжении нескольких занятий. Содержание каждого раздела составляют упражнения и игры, выполняя которые дети овладевают определенными навыками и умениями.
Каждое занятие посвящают определенной теме. Задачи ряда занятий взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга. Задачи и содержание занятий располагаются в порядке возрастающей трудности и с учетом постепенного увеличения нагрузки. Обязательной частью занятия являются игры [9].
С целью улучшения организационной, учебной и воспитательной работы используется педагогический контроль. Он проводится на основании учетной рабочей документации. Педагогический контроль проводится по вопросам техники плавания, методики обучения и тренировки. В результате педагогического контроля инструктор делает выводы и составляет практические рекомендации для успешного достижения поставленных целей.
3.2 Содержание учебного материала по плаванию для детей среднего дошкольного возраста
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) должны воспринимать показ и выслушивать пояснение заданий находясь на суше, а затем выполнять их в воде. Показ должен быть четким, правильным и сопровождаться пояснениями.
Содержание учебного материала. Беседы о разных способах плавания и их особенностях.
Рассказы об оздоровительном и прикладном значении плавания, о свойствах воды.
Упражнения для освоения с водой и ознакомления с ее свойствами. Самостоятельно входить и вбегать в воду до обозначенного места и падать в нее; выбегать из воды.
Ходить и бегать по дну водоема спиной вперед, помогая себе гребковыми движениями рук.
Ходить наклонившись вперед, помогая себе гребковыми движениями рук.
Бегать по дну бассейна наперегонки.
Передвигаться по дну водоема на руках.
Выпрыгивать из воды, отталкиваясь ладонями о воду. Погрузиться с головой в воду, задержав дыхание, открыть глаза, собрать предметы, находящиеся на дне.
Выполнять выдох в воду в положении присев (голова полностью погружена в воду). Чередовать полный вдох над поверхностью с интенсивным выдохом в воду 6-8 раз.
Совершать выдох в воду в скольжении на груди.
Выполнять упражнение «Поплавок».
Скольжение на груди и на спине самостоятельно. Скольжение на груди с доской в руках.
Упражнения для овладения плаванием способом кроль. На суше и на воде: стать в основную стойку, поднять руки вверх, соединить кисти над головой, подняться на носки, потянуться вверх, затем расслабиться, опустить руки и опуститься на всю стопу.
Упершись руками в дно на мелком месте, лечь на грудь, поднять туловище и ноги к поверхности воды, сделать вдох и опустить лицо в воду, задержав дыхание, сосчитать до 5, встать. В этом положении выполнять движения ног, как при плавании кролем, сочетая их с выдохом в воду.
Упражнение «Мельница»: и.п. — основная стойка, одна рука вниз, другая вверх. Круговые вращения прямыми руками вперед и назад. Это же упражнение, в положении стоя, наклонившись вперед.
Плавать удобным для себя способом.
После того, как дети научатся делать все перечисленные упражнения и хорошо выполнять скольжения на груди и спине, можно совершенствовать движение ног в кроле в скольжении.
3.3 Содержание учебного материала по плаванию для детей среднего старшего дошкольного возраста
В группах старшего дошкольного возраста дети начинают усваивать умения и навыки определенных способов плавания.
Содержание учебного материала. Беседы с детьми о технике плавания способом кроль на груди и на спине. Просмотр картин, диафильмов
Упражнения для освоения с водой и ознакомления с ее свойствами. Самостоятельно входить в воду с соскоком на ноги с бортика бассейна или мостика.
Делать упражнение «Поплавок». Скользить на груди и на спине, отталкиваясь ногами от стенки.
В скольжении переворачиваться с груди на спину и наоборот.
Выполнять 10-12 выдохов в воду подряд. То же лежа в упоре на прямых руках с поворотом головы на вдох.
Ныряние в круг.
Скольжение на спине, чередуя вдох и выдох.
Всплывать и удерживаться на воде в вертикальном положении
Упражнения для овладения плаванием способом кроль. На суше: и.п. — стоя, наклониться вперед, опереться одной рукой о колено, другая рука вытянута вперед. Смотреть вперед вниз. Выполнять движение, как при плавании кролем на груди.
И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, руками опереться на колени, лицо щекой положить на воду. Чередовать вдох и выдох в воду с поворотом головы (10-12 раз).
И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, наклонившись вперед опереться одной рукой о колено, другая рука вытянута вперед. Смотреть вперед вниз. Выполнять движение, как при плавании кролем на груди. Согласовывать дыхание с движениями одной руки.
Имитация движений ногами в ходьбе по дну в сочетании с движениями одной и двумя руками как при плавании кролем на груди.
То же на груди в сочетании с выдохом в воду.
Скольжение на груди с выполнением движений ногами, опираясь руками о доску.
Скольжение на спине с выполнением движений ногами, удерживая доску за головой.
Попытка проплыть на спине или на груди в полной координации 10-15 метров.
При обучении плаванию детей дошкольного возраста надо давать им возможность пробовать плавать всеми способами. Бывают случаи, когда ребенок никак не может овладеть одним способом, а другой схватывает без затруднений и быстро. Склонность ребенка к тому или иному способу плавания необходимо обязательно учитывать наряду с его индивидуальными данными и поддерживать.
3.4 Диагностика физических показателей и двигательных умений у детей на занятиях по плаванию
На основе проведенных исследований и опыта работы по обучению плаванию дошкольников отобран ряд контрольных упражнений, на основе которых можно оценивать двигательные умения детей в воде.
Оценка плавательной подготовленности детей проводится в мае — июне. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения.
Рекомендуются следующие контрольные показатели:
1. Передвижение по дну бассейна на руках, лицо опущено в воду.
Как показали исследования, это упражнение целесообразно использовать во всех возрастных группах лишь на первом году обучения.
Методика оценки. Упражнения выполняются при глубине воды на уровне колен или чуть выше.
И.п.: лежа в воде опираясь руками на дно с опущенным в воду лицом. Регистрацию времени следует начинать в момент опускания лица в воду, а заканчивать в момент начала вдоха.
Возраст детей, группы |
||||
средняя |
старшая |
|||
М |
Д |
М |
Д |
|
Длительность вдоха |
||||
4,3 |
3,9 |
4,9 |
4,3 |
Усвоение детьми этого упражнения свидетельствует об их готовности к обучению следующему элементу плавания — лежанию на воде.
2. Погружение с выдохом в воду.
Методика оценки.
И.п.: стоя в воде, руки на поясе. Сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, выдохнуть. Фиксируется длительность первого по счету выдоха, с момента появления пузырьков в воде до окончания выдоха — исчезновения пузырьков.
Возраст детей, группы |
||||
средняя |
старшая |
|||
М |
Д |
М |
Д |
|
Длительность вдоха |
||||
4,3 |
3,9 |
4,9 |
4,3 |
3. Умение лежать на воде на груди и на спине.
Методика оценки. И.п.: стоя, ноги врозь, руки в стороны вверх. Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на грудь, лицо опустить в воду. Регистрация времени начинается в момент принятия ребенком горизонтального положения и прекращения в момент опускания ног.
Возраст детей, группы |
||||
средняя |
старшая |
|||
М |
Д |
М |
Д |
|
На груди, с. |
||||
5,3-6,6 |
5,1-6,1 |
10,0 |
8,2-9,0 |
|
На спине, с. |
||||
1,3-9,3 |
2,7-8,4 |
7,4-12,6 |
5,8-11,8 |
4. Скольжение в воде на груди и на спине.
Методика оценки. И.п.: стоя лицом (спиной) к борту бассейна, руки вытянуты вверх, голова находится между руками. Сделать вдох, присесть и оттолкнуться обеими ногами от борта.
Оба вида скольжения выполняются до полной остановки. Измеряется расстояние от места толчка до кончиков пальцев рук в момент остановки скольжения.
Возраст детей, группы |
||||
средняя |
старшая |
|||
М |
Д |
М |
Д |
|
На груди, м. |
||||
1,3-2,1 |
2,1 |
3,2-3,6 |
3,2 |
|
На спине, м. |
||||
1,6-3,1 |
2,8-3,1 |
2,8-4,0 |
2,6-3,8 |
5. Скольжение в воде на груди и на спине с движениями ног.
В младших группах это упражнение предлагают выполнять только из положения на груди.
Методика оценки. И.п.: стоя лицом (спиной) к борту бассейна, руки вытянуты вверх. Сделать вдох, присесть и оттолкнуться обеими ногами от борта и во время скольжения на спине (груди) выполнить попеременные движения ногами способом кроль. Дыхание произвольное. Измеряется расстояние от места отталкивания до места остановки по кончикам пальцев рук.
Возраст детей, группы |
||||
средняя |
старшая |
|||
М |
Д |
М |
Д |
|
На груди, м. |
||||
2,8-3,2 |
2,9-3,6 |
4,2-4,6 |
4,0-4,1 |
|
На спине, м. |
||||
2,2-3,7 |
2,2-4,2 |
3,5-5,7 |
3,2-4,9 |
6. Скольжение в воде на груди и на спине с движениями рук.
Методика оценки. И.п.: стоя спиной (лицом) к борту бассейна, руки вытянуты вверх. Сделать вдох, присесть и оттолкнуться обеими ногами от борта и во время скольжения на груди (спине) выполнить попеременные движения руками способом кроль. Дыхание произвольное. Измеряется расстояние от места отталкивания до места остановки.
Возраст детей, группы |
||||
средняя |
старшая |
|||
М |
Д |
М |
Д |
|
На груди, м. |
||||
2,9-3,12 |
2,9-3,0 |
4,1-4,5 |
3,9-4,0 |
|
На спине, м. |
||||
2,4-3,8 |
2,3-3,5 |
3,4-5,6 |
3,2-4,8 |
7. Скольжение в воде на груди и на спине с движениями ног рук.
Методика оценки. И.п.: стоя лицом (спиной) к борту бассейна, руки вытянуты вверх. Сделать вдох, присесть и оттолкнуться обеими ногами от борта и во время скольжения на спине (груди) выполнить попеременные движения руками и ногами способом кроль. Дыхание произвольное. Измеряется расстояние от места отталкивания до места остановки.
Старшая группа |
На груди |
На спине |
|||
М |
Д |
М |
Д |
||
6,8 |
6,4 |
4,5 |
4,1 |
Для выполнения каждого контрольного упражнения детям дается одна попытка, так как практика показывает, что результаты последующих обычно хуже. Вторую попытку можно давать в том случае, когда первая была явно неудачной [3].
В процессе обучения детей плаванию целесообразно сообщать о результатах воспитателям и родителям.
Также необходимо помнить, что нельзя чрезмерно хвалить или ругать детей за выполнение или за невыполнение этих нормативов. Педагог должен учитывать, прежде всего, индивидуальные особенности каждого ребенка (физическая подготовленность, эмоциональная устойчивость, способности) и развивать их.
4. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИЙ ДЕЛЬФИН»
Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. В медико-физиологическом аспекте это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте — формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом — это не только обучение младшего школьника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.
Плавание как вид деятельности характеризуется значительной степенью сложности, что неизбежно усиливает элемент обучения в ущерб игре, которая с точки зрения психологии является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.
Учет психологических закономерностей развития ребенка при организации занятий плаванием в детских дошкольных учреждениях требует, чтобы эти занятия структурно и функционально строились по принципам «открытого обучения» в педагогике школьного возраста. Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации, как по воле педагога, так и по воле ученика. Дидактическое пространство при таком подходе оказывается «местом встречи» разнонаправленно мотивированной деятельности ребенка (который хочет купаться и резвиться) и взрослого (цель которого — научить ребенка плавать). Ребенок же становится субъектом собственных плавательных движений, а не объектом педагогических требований инструктора.
Таким образом, к формированию плавательных навыков у детей дошкольного возраста должна вести не столько особая методика обучения плаванию, сколько необходимость освоения ребенком более широкого социального опыта — акватории бассейна.
В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой педагогами большинства детских садов, можно считать методику Т.И. Осокиной. В этой методике большое внимание уделяется младшему и среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросы обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. Между тем инструкторы—педагоги по плаванию (не специалисты в плавании) испытывают значительные затруднения в обучении детей именно старшего дошкольного возраста.
В отличие от общепринятого курса, на начальном этапе:
— предлагаются иные приемы адаптации к водному пространству;
— не используются поддерживающие предметы (доски, круги), а также страховка под спину или живот при плавании на груди;
— упражнения, связанные с продвижением, не выполняются у опоры;
— изменена последовательность обучения движениям способом «кроль на груди»;
— для правильного усвоения плавательных движений широко используются контрастные упражнения (то есть упражнения, направленные на получение противоположного эффекта).
Занятия проводятся по типу круговой тренировки, где основные плавательные навыки и элементы техники осваиваются на мелководье, а совершенствуются на глубокой воде.
Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг, необходимо научить его опускать лицо в воду; боится упасть — научить вставать; боится захлебнуться — научить правильно дышать; пытается поднять со дна игрушку — научить нырять и т.д.
В процесс обучения должны активно вовлекаться родители, особенно важна их помощь на первом этапе привыкания к воде. Поэтому рекомендуется проводить совместные детско-родительские занятия. На примере куклы, сидящей в игрушечной ванне, демонстрируются навыки, которые дети должны приобрести дома, прежде чем они попадут в бассейн. Для домашних занятий подходят все упражнения, начиная от умывания и заканчивая лежанием на воде, как на груди, так и на спине. Во время индивидуальных бесед и консультаций родителям даются конкретные советы по закаливанию и обучению детей плаванию (с показом их на воде), а на общих и групповых собраниях выражается благодарность за помощь.
Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом.
Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).
Не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения — это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания в полной координации. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях.
С этой целью вся акватория бассейна (рассматриваемая как дидактическое пространство обучения) условно разбивается на игровые зоны, в которых дети выполняют разнообразные упражнения, содержащие как новый, так и пройденный материал. Инструктор при этом может находиться либо в зоне освоения нового упражнения, либо оказывать помощь отстающим детям. Переход ребенка из одной игровой зоны в другую осуществляется по его желанию, а в старшей и подготовительной группе — иногда и поточно (по типу круговой тренировки).
В воде внимание детей рассеивается, в результате они плохо воспринимают незнакомый материал. Поэтому более целесообразным представляется ознакомление с новым материалом в раздевалке до начала занятий на воде, там же подводятся итоги и дается задание на дом.
Весь спектр новых ощущений в водной среде — состояние «полувесомости», легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу — сам по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача взрослого (педагога-инструктора, родителя) — умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.
Основная работа с детьми дошкольного возраста определяется общими задачами начального этапа обучения плаванию: научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде, а также технически правильно и экономично плавать. Особое внимание в предлагаемой программе «Маленький дельфин» обращено на педагогические приемы, позволяющие ребенку быстрее научиться владеть своим телом в воде, что ведет к росту его уверенности в себе.
Основное требование к педагогической деятельности инструктора по плаванию в детском саду — отказ от слепого следования поурочным планам чьей-либо методики. Вместо этого инструктор-педагог должен знать и понимать саму схему последовательного обучения, где учебные задачи располагаются в порядке возрастающей сложности с учетом постепенного увеличения нагрузки и глубины воды (до колен — до пояса — до груди).
Занятия в течение учебного года предлагается проводить не реже 1—2 раз в неделю. В зависимости от возраста и подготовленности детей продолжительность пребывания детей в воде может колебаться от 10 до 25 минут. Возрастные группы делятся на подгруппы. Численность детской группы на занятии не должна превышать 10—12 человек.
При составлении примерных планов занятий, формулировке задач и подборе конкретных упражнений очень важно учитывать возрастные различия детей.
Обучение плаванию целесообразно проводить в два этапа — на мелководье и на глубокой воде.
4.1 Организация и проведение занятий на мелководье (младшая и средняя группы)
Младшая группа
В младшей группе обучение плаванию начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью. Продолжительность ознакомительного периода определяется возможностью ребенка безбоязненно и уверенно с помощью взрослого либо самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.
По мнению Т.И. Осокиной, к концу учебного года дети младшей группы в воде должны уметь: достать со дна игрушку, погружаясь в воду с открытыми глазами; сделать выдох в воду (5—6 раз); скользить на груди (2—3 раза); выполнять упражнение «поплавок» (2 раза); с помощью взрослого лежать на спине (2 раза). При таком подходе уже в младшей группе выполняются требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» по плаванию.
Но опыт показывает, что не всем детям младшего дошкольного возраста доступен набор столь сложных упражнений (особенно упражнение «поплавок»). Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, у детей разный уровень физической подготовленности. Во-вторых, в этом возрасте дети часто болеют, получая после перенесенного заболевания медицинский отвод на несколько недель. Ускорение учебного процесса искусственно создает группу детей, «неуспевающих» в плавании.
С учетом основных задач начального обучения плаванию на данном этапе можно включать лишь игры с игрушками на мелководье, все виды ходьбы и бега в воде и несложные прыжки с лестницы (тумбы).
Занятия в младшей группе можно начинать с обычного умывания и обливания из ковша. Затем переходть к кратковременному погружению лица в воду и подныриванию под различные предметы — обруч, круг и т.п. (упражнения «Надень шляпу», «Вырос гриб», «В домик — из домика»).
Средняя группа
На занятиях в средней группе дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течение непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды. Кроме того, дети должны научиться самостоятельно произвольно выполнять вдох-выдох в воду несколько раз.
Состав игровых упражнений в средней группе можно определить исходя из следующих посылок:
1) Не следует начинать обучение движениям ног или рук до тех пор, пока у ребенка не получилось идеального скольжения;
2) не рекомендуется выполнять данное упражнение у опоры, так как, работая ногами, ребенок не сможет почувствовать продвижения вперед;
3) не обязательно использовать поддерживающие предметы, поскольку при этом нарушается горизонтальное положение тела, что, в свою очередь, ведет к появлению грубых ошибок в работе ног.
Основной задачей организации занятий по плаванию в средней группе, по методике «Маленький дельфин», является обучение ребенка умению свободно лежать на груди и на спине. Для этого необходимо научить его погружаться, нырять и открывать в воде глаза, не протирая их после этого руками. Умение открывать глаза помогает сохранить нужное направление движения и облегчает ориентировку под водой. Если ребенок в состоянии задерживать дыхание, можно научить его доставать со дна различные предметы (игрушки, шайбы, ракушки). Очень важно обратить внимание ребенка на то, что под действием выталкивающей силы он всплывает к поверхности воды.
Дети также должны усвоить, что не смогут нырять, если их легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, мы предлагаем присесть под воду после глубокого вдоха и после энергичного выдоха (упражнения «Надуй шар», «Лопнул шар»).
Лежание на груди
Для получения представления о плавучести тела и действии подъемной силы Т.И. Осокина предлагает использовать упражнение «Поплавок»: «стоя сделать вдох, присесть глубже, обхватить руками ноги чуть-чуть ниже колен, опустить лицо к коленям и сгруппироваться».
Однако требование группировки на начальном этапе оказывается невыполнимым из-за того, что ребенок инстинктивно разводит руки и ноги для удержания равновесия, поэтому в методике «Маленький дельфин» это упражнение рекомендуется более подготовленным детям.
Как же ребенку дать понять, что вода его держит? Большакова И.А. предлагает в своей методике использовать для этого упражнение «Крокодил». В программе Т.И. Осокиной оно описывается следующим образом: «лежать, опираясь на руки, держа голову над водой и вытянув назад ноги… попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразу обе руки к бедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении».
Но Большакова И.А предлагает иной вариант выполнения данного упражнения. Ребенку удобнее вывести руки вперед, а не к бедрам — так он сразу сможет найти опору, если захочет встать. По ходу выполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания — чередования короткого вдоха и медленного выдоха. Обучая ребенка лежать на большой глубине, мы используем следующий прием: зацепившись руками за лестницу, лечь в положение «стрела», разжать кисти рук и в такой позе немного полежать (выполняется с увеличением счета).
Лежание на спине
После овладения лежанием на груди можно переходить к обучению лежания на спине также на мелкой воде. Для этого ребенок, сидя на дне и слегка опираясь на него локтями, пытается лечь на спину, затем расслабиться и спокойно полежать, не запрокидывая голову назад и не прижимая подбородок к груди (носик и животик вверх).
На первых порах необходимо помочь ребенку избавиться от лишнего напряжения: инструктор, стоя сзади, мягкими руками уверенно поддерживает голову ребенка и, ободряя ребенка и подбирая нужные слова, добивается цели.
Когда ребенок научится лежать на мелкой воде без помощи взрослого, можно переходить к выполнению этого упражнения на большой глубине (по пояс — по грудь). В пособии Т.И. Осокиной предлагается следующий вариант: «стоя, руки опущены вниз, сделать вдох, задержать дыхание и спокойно лечь на спину. Подбородок следует опустить и прижать к груди, а живот подтянуть к поверхности воды. Желательно, чтобы, падая назад в воду, дети видели стоящего рядом преподавателя».
В методике «Маленький дельфин» предлагается выполнять это непростое упражнение по-другому: присесть, опустив плечи в воду, положить голову так, «чтобы ни одна капелька не попала на лицо», затем легко оттолкнуться и лечь, поднимая живот. Ребенку будет проще удержать грудь и живот на поверхности воды, если сверху положить какой-нибудь плоский предмет типа формочки. На начальном этапе необходимо поддерживать ребенка под затылок или подбородок, при этом его голова должна свободно лежать на воде (можно использовать обруч или сачок).
Не следует страховать детей под спину (или под живот при плавании на груди), так как, убирая впоследствии руку, инструктор сразу лишает ребенка всякой опоры, и он тотчас же прекращает выполнять упражнение.
Вставание из положения лежа
Очень важно научить детей вставать из положения лежа на спине. Т.И. Осокина описывает этот прием следующим образом: дети «вытягивают руки вдоль тела и энергично нажимают ими на воду вниз; ноги подтягивают к туловищу (ребенок как бы садится). Тело принимает вертикальное положение; после этого ноги вытягиваются и встают на дно».
Вместо выполнения такого количества телодвижений Большакова И.А предлагает ему просто «повернуться на бок — грудь — и встать на дно» (упражнение «Как солдат»).
Скольжение
Чтобы ребенок ощутил продвижение в воде, по методике «Маленький дельфин» предлагается использовать традиционные упражнения с буксировкой (держась за руки, за обруч, сачок и т.п.), а также проныривание в вертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра).
Упражнение «Привет!» выполняется следующим образом: прыгая в обруч, ребенок отвечает преподавателю рукопожатием, который, в свою очередь, придает телу ребенка ускорение. Далее скольжение выполняется самостоятельно. Первое время дети сразу встают на дно, и это естественно. Необходимо добиваться длительного скольжения до полной остановки.
Прыжки
При выполнении скольжения важную роль играет технически правильный и сильный толчок. Поэтому значительное внимание следует уделять прыжкам, которые придают занятию эмоциональную окраску, помогая ребенку преодолеть неуверенность, воспитать решительность и смелость.
Формирование этого навыка зависит от объективных возможностей бассейна. Можно прыгать и с лестницы, но удобнее и безопаснее прыгать с прикрепленной к лестнице съемной тумбы со ступенями, высота которой соответствует уровню воды. При обучении прыжкам должны соблюдаться основные дидактические принципы, так как эти упражнения могут вызвать чувство страха, которое поставит под угрозу весь процесс обучения. Нельзя принуждать ребенка к прыжку, ни в коем случае нельзя толкать ребенка, если он боится. Во избежание травматизма преподаватель во время прыжков должен стоять на тумбочке и следить за тем, чтобы место, куда будет прыгать ребенок, было свободно.
Начинать лучше с элементарных прыжков ногами вниз. Предлагаются прыжки, которые дети выполняют с удовольствием: в обруч разного диаметра, лежащий на поверхности воды («В колодец — из колодца»); «В глубокий колодец» (прыжок с погружением в воду и выныриванием из обруча под водой); через натянутую горизонтальную веревку; с досками, надувными подушками и т.п. («Кто дольше» и «Оседлай коня»).
После освоения этих прыжков можно переходить к освоению прыжков головой вперед (прыжок поверхностный). Первое время дети «плюхаются» в воду, разводя руки и ноги в стороны. Необходимо научить ребенка хорошо отталкиваться, прыгать как можно дальше, а потом лежать как можно дольше (до полной остановки). Робким детям можно предложить прыжок на надувной матрац, пенопленовый коврик, с доской в руках — это придает уверенность, а значит, ребенок быстрее овладеет этим навыком. Дальность полета заметно улучшится, если прыгать в вертикально стоящий обруч, который держит инструктор. Расстояние между тумбочкой и обручем постепенно увеличивается для каждого ребенка индивидуально («Как стрела», «Прыжок тигра в горящее кольцо»). Для детей более подготовленных предлагаем выполнить акробатические упражнения (кувырок вперед, назад и т.п.) на пенопленовом коврике.
Общие замечания
Отрабатывать и контролировать скольжение, можно только тогда, когда дети, прыгая головой вперед, выполняют хороший толчок. Дети одинаково хорошо должны уметь скользить на груди и на спине. В процессе обучения необходимо видоизменять и усложнять задания (например, выполнять скольжение с последующим выдохом в воду, различным положением рук и т.п.). Следует также постоянно создавать игровые ситуации (например, «Кто проскользит дальше всех»), придавать упражнениям развлекательную окраску («Как стрела», «Торпеда» и другие).
Т.И. Осокина указывает на некоторые ошибки, возникающие при обучении скольжению: «тело ребенка чрезмерно погружено в воду, сильно прогнута спина, провисает живот, голова поднята слишком высоко вверх или опущена вниз, напряжены мышцы туловища, плотно закрыты глаза, сжаты губы».
Как показывает практика, что ошибки возникают чаще всего у детей, пропускающих занятия, которые, в свою очередь, требуют пристального внимания инструктора-педагога, а дополнительные занятия с ними проводятся во время свободного купания.
Таким образом, основной задачей обучения плаванию на мелководье является создание педагогических условий, способствующих возникновению у ребенка уверенности в себе и ощущения, что вода его любит и держит. А приобретенные на мелкой воде навыки и умения впоследствии совершенствуются на глубокой воде.
4.2 Организация и проведение занятий на глубокой воде (старшая и подготовительная группы)
Объем временных затрат на проведение занятий на мелководье делает возможным проведение занятий на глубокой воде лишь начиная с конца средней группы.
Большое значение в обучении на глубокой воде имеет показ упражнения в целом и отдельных его элементов. Показывать упражнение лучше всего непосредственно перед выполнением его детьми. Привлечение к показу помощников также значительно облегчает объяснение. Демонстрация движений должна сопровождаться четким и доходчивым разъяснением деталей, что помогает предупредить неправильное усвоение.
Основным показателем возможностей ребенка выполнять плавательные движения является полноценное выполнение им скольжения. Правильно выполняемое скольжение определяется следующими показателями: а) исходное положение перед отталкиванием, б) сила толчка, в) положение тела во время скольжения. При обучении плаванию именно скольжению должно уделяться 80% затраченного времени, и только после длительного его выполнения можно приступать к обучению движениям.
Кроль на груди
Кроль на груди — самый быстроходный способ плавания. Подчиняясь общему закону механики — экономичности и эффективности гребковых движений, он оказался наиболее приемлемым и в обучении плаванию дошкольников.
Традиционно рекомендуется начинать обучение с движений ногами. Однако, как показывает наш опыт, при такой методике обучения у начинающих плавать формируются типичные ошибки: чрезмерно сильное сгибание ног, движения с большой частотой и малой амплитудой, подтягивание ног под живот, отсутствие продвижения вперед.
Для того, чтобы избежать их нужны специальные упражнения в воде и на суше, развивающие силу мышц и мягкость суставов. Хорошо известно, что энергетические расходы при работе ногами превышают в 3—4 раза таковые при работе руками. Поэтому ноги играют небольшую роль в создании движущей силы, а их основной функцией является компенсация механических возмущений, вызванных движениями рук.
Существует двух-, четырех- и шестиударный кроль на груди, когда на полный цикл движений руками пловец выполняет названное количество ударов ногами (зависит от скорости плавания, физических и индивидуальных способностей пловца).
Начиная обучение дошкольников с движений ногами, мы невольно навязываем ребенку шестиударный кроль. Большинство дошкольников с трудом осваивают этот навык, а некоторым это вообще не удается, что вторично вызывает негативные переживания и формирование стойкого негативного отношения к воде.
Большакова И.А предлагает начинать обучение плаванию способом кроль на груди с движений руками, поскольку именно руки создают основную движущую силу. Предварительно детям показывается способ плавания в целом, при этом их внимание обращается на движение рук (как при ходьбе и беге). Затем попеременные движения руками (сопровождаемые пояснением: «до ноги — в потолок — на ухо») отрабатываются на суше и закрепляются дома.
При плавании кролем на груди ребенок свободно лежит на поверхности воды, голова находится между рук. Гребок выполняется прямой рукой, в момент окончания гребка большим пальцем нужно коснуться бедра (условно). При удачном выполнении рука с легкостью проносится по воздуху и снова погружается в воду. Не следует требовать от детей сложной траектории движения руки над и под водой (как это рекомендуется в методической литературе), главное на данном этапе обучения — равномерное продвижение по прямой линии с сохранением горизонтального положения тела.
Скорость
Принцип экономичного плавания предполагает разумное распределение сил пловца на дистанции. Поэтому следует обучать детей плавать медленно, сохраняя непрерывность движений (без наплыва).
Первое время дошкольники рефлекторно выполняют движения руками очень быстро, результатом чего являются короткие гребки. Необходимо сразу добиваться выполнения длинного гребка, или, как мы называем, «шага» («шагаем, как мама», «шагаем, как папа»). Соревновательный дух обучения придает динамичность упражнениям и удерживает высокую активность детей на протяжении всего занятия.
Большинство наших детей уже на шестом году жизни (старшая группа) способны проплывать весь бассейн (8 м) со старта только при помощи рук, сохраняя длинный гребок (на задержке дыхания).
Правильное дыхание
В плавании существует присказка: «Плавать умеет только тот, кто владеет дыханием». Ребенку гораздо проще овладеть дыханием, плавая медленно и только при помощи рук. Учитывая уровень подготовки ребенка, лучше выбирать короткие дистанции, но выполнять упражнение многократно (чтобы не нарушалась координация). Если у ребенка возникла потребность сделать вдох — научите его поворачивать голову в сторону (в момент окончания гребка), так чтобы рот оказался на поверхности воды, а ухо было в воде («посмотри на плечо»). Выдох производится через рот и нос при повороте головы в исходное положение. Лучше всего вдох выполнять на каждый третий гребок руками («раз—два—три — вдох»). Предварительно упражнение выполняется на суше, дома и стоя по грудь в воде.
Постепенно осваивая кроль на груди в описанной последовательности, детям достаточно быстро удается приспособить движения ног к движениям рук. Исходя из физических возможностей и индивидуальных особенностей, ребенок сам подбирает ритм движений ногами.
Общая координация юного пловца может нарушаться в двух случаях:
а) недостаточно сформировался навык движения руками;
б) движения ногами мешают продвигаться вперед.
В обоих случаях работу ног следует исключить — временно (в случае «а»), либо вообще (в случае «б»), при этом ноги непроизвольно будут выполнять балансирующие движения.
Во избежание навязывания ребенку шестиударной координации, в методике «Маленький дельфин» не рекомендуется отдельно изучать и отрабатывать движения ногами. А использование упражнений с буксировкой (доской, обручем) и плавание под водой позволят исподволь укреплять мышцы детских ног без сгибания их в коленном и тазобедренном суставах.
Кроль на спине
Способ «кроль на спине» по структуре движений отличается от кроля на груди лишь положением тела на воде и изменением ведущих конечностей — основой согласования движений является работа ног. Техника выполнения данного способа целиком определяется координационными возможностями ребенка, а также умением создавать силовую тягу ногами.
Освоение кроля на спине проводится на мелкой и спокойной воде. Не всем детям удается достаточно хорошо продвигаться за счет ног. Поэтому предварительно на суше, а затем в воде отрабатываются попеременно ударные движения ногами вверх-вниз, которые выполняются только носочками (носки оттянуты и вогнуты внутрь — «как у медведя»). Для контроля сгибания ног в коленях предлагается держать над коленями ребенка доску или руку (при правильном выполнении движения прикосновений нет).
Круговые вращения руками назад предварительно разучиваются на суше, а в воде выполняется «мельница назад», которая сопровождается пояснением, как и в кроле на груди: «до ноги — на ухо». Поскольку гребок на спине выполняется через сторону, это вызывает чрезмерное смещение ног. Сохранить прямолинейность продвижения позволяет только высокий темп движения руками. Для координации работы рук и ног следует выполнять следующую последовательность движений: толчок — скольжение с работой ног — и сразу 2—4 гребка (с последующим увеличением). Максимальный эффект достигается при выполнении задания со старта на спине. Высокий ритм движений ног позволяет ребенку сохранить точность и слитность только на коротких дистанциях, которые проплываются, как правило, на задержке дыхания.
Старт на спине выполняется следующим образом: зацепиться руками за поручень (бортик, лестницу); упереться в стену ногами, согнутыми в коленях (пальцы ног в воде).
На начальном этапе детям предлагается плавать медленно. При этом они имеют возможность произвольно координировать собственные движения, продвигаясь в основном при помощи ног (бедра и голень в воде) и выполняя гребки руками с остановкой у бедра (дыхание произвольное) [8,9].
4.3 Основные принципы работы с детьми по методике Большаковой И.А.
Итак, основной принцип обучения плаванию в дошкольном возрасте — учить детей плавать технически правильно без освоения облегченных способов плавания (без выноса рук из воды).
Дальнейшая работа по совершенствованию плавательных навыков направлена на широкое применение контрастных упражнений в обучении, что помогает ребенку понять разницу между экономичным и неэкономичным плаванием. Ребенок сможет быстро избавиться от индивидуальных ошибок, если предложить ему их усугубить: при сильной «молотьбе» руками предложите сделать это еще чаще; высоко поднимает голову при скольжении — поднять голову еще выше и т.д.
Для обучения детей умению контролировать и анализировать собственные движения можно использовать образ лодки, плывущей «от берега до берега» (сначала показываем наглядно). При этом задаются следующие вопросы:
— Какая лодка будет плыть быстрее — равномерно плывущая или раскачивающаяся с боку на бок? (Контролируем боковые колебания туловища.)
— Что нужно лодке для того, чтобы плыть быстрее? Весла! А какие — прямые или сломанные? Прямые! (Контролируем гребок прямой рукой и длину «шага».)
— Что еще нужно лодке, кроме весел? Мотор! Поскольку наша лодка небольшая, нам нужен маленький моторчик. (Работаем только носочками.)
— Что еще может понадобиться в пути? Бензин! (Набираем больше воздуха.)
При последовательном решении задач на глубокой воде: 1) научить свободно и долго лежать на воде, 2) максимально далеко скользить, 3) правильно выполнять движения руками и ногами — у детей старшего дошкольного возраста не формируются грубые ошибки в технике плавания, а незначительные погрешности легко исправляются в процессе дальнейшего обучения.
Основными показателями успешной реализации авторской программы является устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде, адекватная (критичная) самооценка плавательных возможностей, общее позитивное самовосприятие, а также высокий уровень сформированности плавательных навыков.
Заключение
Плавание — одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка — содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.
Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается и содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесто-ронней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте к занятия физкультурой и спортом, и, кроме того, плавание является таким же необходимым навыком, как и умение бегать, прыгать и т.д.
Закаленный ребенок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, а, следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.
Помимо прикладного значения плавания, необходимого для жизни, важно как можно раньше выявить у ребенка способность к освоению тех или иных плавательных движений в индивидуальной последовательности, сформировать и поддерживать у него в дальнейшем стремление к острой борьбе и победам в спорте, что будет способствовать развитию у него стойкого интереса к занятиям физкультурой и занятости во внеурочное время.
Таким образом при обучении плаванию решаются следующие основные задачи:
— укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;
— изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
— всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
— ознакомление с правилами безопасности на воде.
Каждое занятие должно посвящаться определенной теме, хотя в ходе его проведения может решаться сразу несколько задач. Задачи и содержание занятий располагаются в порядке возрастающей сложности и с учетом постепенного увеличения нагрузки. Переходить к новой теме рекомендуется только в том случае, когда большинство детей в группе освоят все задания предыдущей темы. До этого момента материал необходимо повторять полностью и частично, добиваясь успешного обучения каждого ребенка. При повторении лучше менять содержание занятий, используя задания и игры одного типа. Инструктор-педагог должен помнить о том, что нельзя ожидать от детей одинакового уровня владения навыками плавания при разной продолжительности обучения.
В работе с дошкольниками инструктора по плаванию должны опираться как на традиционные так и на нетрадиционные методики обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом, а педагог должен уметь превратить игровую ситуацию в учебную.
Известно, что быстрее всех учатся плавать дети. Но необходимое условие успеха в работе с дошкольниками — это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.
Список использованных источников
1. Васильев В.С. Обучение детей плаванию / М: Физкультура и спорт 1989г.
2. Е.К. Воронова. Программа обучению плаванию в детском саду. — СПб.: «Детство-пресс», 2003. — 80с.
3. Как научить дошкольника плавать: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Сост. Р.И. Смирнов. — Мн.: Ураджай, 2002. -152с.
4. Кислов А.А., Панаева В.Г. Нептун собирает друзей / М: Просвещение, 1974.-96с
5. Кнеман А.В. и Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. “Дошкольная педагогика и психология”: Изд. 2-е, испр. и доп.: М.: “Просвещение”, 1971. — 272 с.
6. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании детей// Пед. соч. — М., 1980г.- Т.5
7. Левин Г. Плавайте с малышами. — Мн.:Полымя, 1981. — 144с.
8. Маленький дельфин: нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: Пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений. Большакова И.А. — Изд. АРКТИ, 2005г. -24с.
9. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Т.И.Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. — М.: Просвещение, 1991.- 159с.
10. Осокина Т.Н. Физическая культура в детском саду. — 3-е изд., перераб. — М: Просвещение, 1986. — С. 302-304.
11. Поздняк Л.В., Бондаренко А.К. и др. Организация работы детского сада.—М.: Просвещение, 1995г. -156с.
Размещено на