Содержание
Содержание
Введение
1. Особенности правового статуса Шотландии и Квебека
1.1. Правовой статус Квебека
1.2. Территориальная организация публичной власти современной Шотландии
2. Основы местного самоуправления
2.1. Местное самоуправление в Шотландии
2.2. Местное самоуправление в Квебеке
3. Сравнительные особенности
правового статуса Шотландии и Квебека
Заключение
Список использованной литературы
Выдержка из текста работы
Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующим. Одним из субъектов административного права являются физические лица, под которыми понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их правового положения. Так гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин — с соответствующим зарубежным государством, лицо без гражданства не имеет таковой связи ни с одним из государств.
Правовой статус граждан России устанавливается Конституцией РФ, новым Федеральным Законом от 31 мая 2002г. «О гражданстве Российской Федерации» а так же международными правовыми актами, в частности, Всеобщей декларацией прав человека. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет важнейшую часть их общего правового статуса и закрепляется во многих законах и подзаконных актах.
Главная особенность, характеризующая граждан как участников административных правоотношений, заключается в том, что они выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций или их должностных лиц .
Основной принцип, определяющий административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Положение иностранцев определяется прежде всего Конституцией РФ. Статья 62 Конституции устанавливает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и меж-дународными договорами Российской Федерации».
Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства кроме Конституции определяется следующими законами: Федеральным законом №115-ФЗ от 31 мая 2002г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 15 мая 2002г, а также Положением от 14 ноября 2002г. «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов о гражданстве РФ» .
Определение конституционного и административно-правового статуса иностранных граждан – весьма острая проблема, часто зависящая от политической ситуации в мире, от международной политики, проводимой Россией.
Целью данной курсовой работы является исследование основных отличительных особенностей статуса гражданина РФ и иностранных граждан. Для достижения поставленной цели будут решены три задачи:
1) показать основы административно-правового статуса гражданина РФ;
2) описать права и обязанности граждан России в сфере государственного управления;
3) выявить отличительные особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.
Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина — сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.
Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»…………
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, административно-правовой статус личности — это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права и в первую очередь он основан на конституционно-правовом статусе.
Во-вторых, правовой статус личности охватывает систему прав и обязанностей человека и гражданина. Поэтому в Конституции РФ термин «личность» употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.
В-третьих, правовой статус гражданина является всеобъемлющим. Это означает, что гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.
В-четвертых, в зависимости от сферы действия правовых статусов выделяют такие его разновидности: общий (международный) правовой статус; конституционный; отраслевой статус; родовой; индивидуальный статус.
В-пятых, права личности, как элемент статуса — это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.
В-шестых, обязанности личности, как элемент ее правового статуса — это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения.
Эти нормы отражают характер административно-правового взаимоотношения государства и личности, что является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития на пути к правовому демократическому государству.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года // Российская газета, 25 декабря, 1993.
2. Закон РФ от 31 мая 2002г. «О гражданстве Российской Федерации» Принят Государственной Думой 19 апреля 2002г., одобрен Советом Федерации 15 мая 2002г. // Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 11 ноября 2003 года № 151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»
4. Закон РФ от 25 июля 2002г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Принят Государственной Думой 21 июня 2002г., одобрен Советом Федерации 10 июля 2002г. // Консультант Плюс.
5. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2003 года № 1545 «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325». // Российская газета № 1 от 13 января 2004 года
6. Положение от 14 ноября 2002г. «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов о гражданстве РФ» // Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, № 2, ст. 159.
7. Указ Президента Российской Федерации №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. ((в ред. Указов Президента РФ от 28.07.2004 № 976, от 13.09.2004 № 1168, от 11.10.2004 № 1304, от 18.11.2004 № 1453, от 01.12.2004 № 1487, от 22.07.2005 № 855, от 05.09.2005 № 1049, от 03.10.2005 № 1158).
8. Кодекс об административных правонарушениях РФ №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (в ред. Федеральных закона от 16 марта 2006 г. № 41-ФЗ).
9. Административное право: Учебник для студентов вузов. / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2005. — 702 с.
10. Агапов А.Б. Административное право. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2004. – 932с.
11. Агапов А.Б. Курс административного права. – М., 2002. – 621с.
12. Агапов А.Б. Административное право. Учебный курс. – М.: Статут, 2002. – 624с.
13. Агапонов А.К., Акопов Л.В., Беклемищев Е.П. и др. Государственная служба. / Под ред. Игнатова В.Г. – М., 2004. – 528с.
14. Административное право: Учебник для студентов вузов. / Под ред. Попова Л.Л. – М.: Юристъ, 2005. — 697 с.
15. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М.: Зерцало, 2003. – 608с.
16. Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования. //Юрист. – 2000. — №2. – С. 2 – 5.
17. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. – М.: Проспект, 2003.-480с.
18. Герасименко Ю.В. Иностранные граждане и лица без гражданства: понятие и содержание их правового статуса. Омск, 2004.
19. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.
20. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. / Сост. Голубев А.А. – М.: Бератор-Пресс, 2002. — 928 с.
21. Четвериков B.C. Административное право. Учебник для вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 549с.