Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 Совокупный спрос: понятие, факторы, эластичность
1.1Совокупный спрос как экономическая категория. Закон спроса
1.2Неценовые факторы спроса
1.3Эластичность спроса
2Совокупное предложение: понятие, факторы, эластичность
2.1Совокупное предложение как экономическая категория. Закон предложения
2.2Неценовые факторы предложения
2.3Эластичность предложения
3Равновесная цена
3.1Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие
3.2.Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла. Теорема Паутины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Выдержка из текста работы
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.
Рынок — это взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур, обеспечивающих функционирование таких отношений. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.
Спрос и предложение — два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Цель настоящей работы — раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, то есть для самого общего и простого случая описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании соответственно спроса и предложения на некоторый товар, описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, то есть как спрос влияет на предложение, а предложение — на спрос.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
· рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
· раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
· проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
· раскрыть механизм формирования рыночной цены.
Предмет исследования в работе — экономические категории спроса и предложения.
Объект исследования — факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными.
Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение — это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.
1.Спрос как экономическая категория
1.1 Характеристика спроса. Закон спроса
Каждый человек имеет определённые потребности, которые он удовлетворяет посредством потребления благ. Если он не может произвести какие-либо блага самостоятельно или же ему выгоднее купить их, то он прибегает к покупке данных товаров или услуг на рынке. Естественно, он должен располагать деньгами для покупки. Из этого следует, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со спросом.
Впервые понятие «спрос», вернее «платежеспособный спрос» ввёл в научную лексику выдающийся английский учёный Томас Роберт Мальтус (1766 — 1834) для разграничения желаемого и возможного потреблении благ. [6, с. 234]
Спрос — это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране.
Существуют разные виды спроса. Среди них следует выделить индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос — это спрос конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос — это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране. [1, с. 802]
В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса. В свою очередь, рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов, которые формируются на основе потребительского выбора.
Так же для чёткого понимания данной темы следует рассмотреть такой термин как функция спроса. Данный экономический показатель отражает взаимозависимость между спросом на товар и ценой этого товара при условии, что другие факторы, влияющие на величину спроса, признаются постоянными. В свою очередь основными показателями функции спроса являются:
· объем спроса на какой-либо товар или услугу — количество товара, которое покупатели хотят и способны приобрести на данном рынке в данное время. Объем спроса зависит от цены товара, доходов покупателей, цен на товары-субституты, на комплементарные блага, вкусов и предпочтений.
· цена спроса на какой-либо товар или услугу — это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги. Цена спроса определяется размером дохода.
Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары.
Зависимость между величиной спроса и ценой описывается законом спроса, который звучит следующим образом:
При прочих равных условиях спрос на товары в количественном отношении изменяется в обратном отношении от цены.
Впервые закон спроса был сформулирован английским учёным-экономистом А. Маршалом в 1890 г. [12, с. 636]
По закону спроса, измеряя спрос количеством товаров, которые покупатели готовы купить (Q), можно выразить зависимость спроса от цены (P) одним из трёх способов:
· табличным (путём построения таблиц в виде шкалы спроса)
· аналитическим (аналитическая модель спроса, которая строится с использованием методов математической статистики на основе информации о структуре доходов населения, цен на товары и т.д.)
Qd = f(P)<0 , (1.1)
· графическим (путём построения графика, который наглядно отражает зависимость спроса от цены (P) некоторой убывающей функцией
Q=D(P), (1.2)
в виде так называемой кривой спроса)
Наиболее употребляемый метод исследования спроса на какой-либо товар — это, непосредственно, построение графика функции спроса, то есть кривой спроса.
На графике (рис.1) вогнутая кривая D опускается, что иллюстрирует закон падающего спроса. Сущность этого закона состоит в следующем: если цена на какой-либо товар повышается, и при этом другие условия рынка остаются неизменными, то спрос на этот товар уменьшается. А также, если на рынок поступает большое количество одинакового товара, то при равных условиях цена на него уменьшается. Иначе говоря, величина спроса возрастает при снижении цены и наоборот, уменьшается при повышении цены.
Рис.1 — Кривая спроса
Кривая спроса в сущности показывает величину спроса при каждом значении цены. Цена в данном случае выступает как независимая переменная (или экзогенный фактор), а спрос, в свою очередь, — как зависимая переменная (или эндогенный фактор).
Если рассматривать обратную зависимость, т.е. зависимость цены от спроса, то в этом случае характер ее совершенно иной: если спрос растет, то растет и цена, если спрос падает, то падает цена, т.е. можно сделать вывод, что зависимость прямая.
Изменение цены товара приводит к изменению спроса и движению вдоль (по) кривой спроса.
При изменении цены с P1 до Р2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивается количество покупаемого товара от Q1 до Q2. Изменение же спроса показывает, что покупатели приобретают больше продукции при данной цене. Так, при той же цене P1 покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q2 > Q1. [7, с. 93-105]
Обратная зависимость между ценой товара и спросом на него объясняется по трём причинам:
1. Эффект дохода.
Он указывает на то, что при более низкой цене потребитель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров. Для того чтобы понять эффект дохода, следует дать определение двум терминам: номинальный доход — это доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход — это то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен.
Из этого следует, что если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос его возрастает, т.е. снижение цены продукта увеличивает покупательскую способность. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар.
2. Эффект замещения
Он……..
Список использованной литературы:
1. Азрилиян А., Азрилиян О., Калашникова Е., Квардакова О. Большой экономический словарь. — СПб.: Институт новой экономики , 2010 — 1472 с.
2. Бомол У.Дж. , Блайндер А.С. Экономикс. Принципы и политика: Учебник . — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 — 904 с.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2005 — 399 с.
4. Войтов А.Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров . — М.: Дашков и К, 2012 — 408 с.
5. Ефимова С.А. , Плотников А.П. Цены и ценообразование: учебное пособие . — М.: Омега-Л, 2012 — 190 с.
6. Маркова А.Н., Федулова Ю.К. История экономических учений: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 — 471 с.
7. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник . — М.: Дашков и К, 2013 — 327 с.
8. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие для вузов . — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 — 208 с.
9. Прогноз и моделирование кризисов и мировой динамики . Отв. ред. А. А. Акаев, А. В. Коротаев, Г. Г. Малинецкий — М.: ЛКИ/URSS, 2010 — 5-69 с.
10. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2006 — 374 с.
11. Фомина В.П. , Попова Е.Н. , Ватутина Л.А. Основы микроэкономики: учебное пособие — М.: МГОУ, 2009 — 211 с.
12. Харвей Дж. Современная экономическая теория: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 — 730 с.
13. -Экономическая теория. Микроэкономика1, 2: Учебник — Под ред. Г.П. Журавлёвой — М.: Дашков и К, 2012 — 934 с.
14. Гусаров В. Ю. Типология факторов экономического роста и их развитие// Вестник ТИСБИ. 2008. №1 С. 16-21.
15. Дятлов А. Н., Артамонов С. Ю. Оптимизация маркетингового бюджета фирмы с использованием моделей S-образных кривых функции спроса // HSE Economic Journal — Экономический журнал ВШЭ. 2008. № 4. С. 10-17.