Содержание
Содержание
Введение … 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников …. 7
1.1Особенности эстетического воспитания младших школьников .. 7
1.2Пути и средства эстетического воспитания младших школьников …. 10
1.3Музыкальное искусство как средство эстетического воспитания……………………………………… 16
Глава 2. Средства музыки в формировании эстетической культуры младших школьников .. 20
2.1 Выявление уровня музыкальной культуры детей младшего школьного возраста . 20
2.2 Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках музыки .. 24
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы … 38
Заключение 48
Литература 50
Выдержка из текста работы
«Будущеечеловечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво,чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их,наших детей, — такими они и будут. И не только они. Таким будет и обществочерез 30 — 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мыу них создадим» (15, 14).
Эти словаБ.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть,чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через30 — 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если несформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение неможет быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватитьдействительность. «Как невозможно себе представить человеческое обществобез истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможнопредставить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов» (10,29).
В последниегоды возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитаниякак важнейшему средству формирования отношения к действительности, средствунравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формированиявсесторонне развитой, духовно богатой личности.
Аформировать личность и эстетическую культуру, — отмечают многие писатели,педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский,
А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой,
К.Д. Ушинский), — особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшемшкольном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает вребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственныйинтерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю идругие психические процессы.
Научитьвидеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана системаэстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенканаиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделилследующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть,прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всюобщественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет своючеткую задачу в деле формирования эстетической культуры и личностишкольника» (15, 17).
Но у всякойсистемы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой всистеме эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру,скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественноготворчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании ихвзглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетикикак науки, и что красота есть основное эстетическое явление (13, 6). Искусствозаключает в себе большой потенциал для развития личности.
Из всеговышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника кбогатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитатьвысоконравственного, образованного, разносторонне развитого современногочеловека.
Этопредположение и определило тему нашего исследования: «Эстетическоевоспитание младших школьников средствами искусства».
Предметисследования — использование средств искусства в эстетическом воспитаниимладших школьников.
Объектисследования — эстетическое воспитание младших школьников.
Цель — выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза — эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебнойдеятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства,музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
1. Изучить ипроанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младшихшкольников средствами искусства.
2. Провестиопытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младшихшкольников к искусству.
3. Провестиработу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.
Методы исследования:
1. теоретическийанализ литературы,
2. наблюдение,
3. педагогическийэксперимент,
4. анкетирование,
5. беседа.
База исследования: г.Архангельск, средняя школа № 45, 3«Г» класс.