Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Особенности применения специальных режимов налогообложения5
1.1. Место и роль специальных режимов налогообложения в системе налогообложения хозяйствующих субъектов5
1.2. Общая характеристика специальных налоговых режимов10
1.3. Упрощенная система налогообложения специальный налоговый режим18
Глава 2. Анализ результатов финансовой деятельности при использовании упрощенной системы налогообложения (на материалах ООО «Интер-Вита»)32
2.1. Краткая характеристика ООО «Интер-вита»32
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Интер-Вита»35
2.3. Анализ налоговой нагрузки ООО «Интер-Вита»46
3. Анализ эффективности применения альтернативных систем налогообложения49
3.1. Налоговая нагрузка при общей системе налогообложения49
3.2. Налоговая нагрузка при упрощенной системе налогообложения, объектом налогообложения которой являются доходы.52
Заключение56
Список используемой литературы59
Приложение 1. Порядок и сроки уплаты налога62
Приложение 2. Организации и индивидуальные предприниматели, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения63
Приложение 3. Рабочий план счетов ООО «Интер-Вита»64
Приложение 4. Бухгалтерский баланс ООО «Интер-Вита» за 2007 год65
Приложение 5. Бухгалтерский баланс ООО «Интер-Вита» за 2008 год67
Выдержка из текста работы
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников – владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, произведя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющийся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.[8, c. 59]
Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Анализ развития предпринимательства показывает, что высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование – все это затрудняет продолжение эффективной деятельности малого предпринимательства и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.[14, c. 112]
Одним из направлений улучшения налогового климата для малого предпринимательства является создание специальных режимов налогообложения.
Целью дипломной работы является рассмотрение специальных режимов налогообложения.
Для достижения поставленной цели были поставлены решены следующие задачи:
1. Определено место и роль специальных налоговых режимов в системе налогообложения хозяйствующих субъектов;
2. Дана общая характеристика специальным налоговым режимам;
3. Рассмотрена упрощенная система налогообложения как вид специального налогового режима;
4. Дана краткая характеристика объекта исследования;
5. Проанализирована налоговая нагрузка, ликвидность и платежеспособность объекта исследования;
6. Рассчитана налоговую нагрузку при использовании альтернативных систем налогообложения.
Объектом работы выступает ООО «Интер-Вита», а предметом налоговая система применяемая объектом исследования в ходе своей хозяйственной деятельности.
В работе использованы труды таких авторов как Евстигнеев Е.Н., Колчин С.П., Князев В.Г., Пансков В.Г., Макмиркин А.В., Мамрукова О.И., Перов А.В. Толкушкин А.В., Черник Д., Юткина Т.Ф. и др.
В процессе написании работы были использованы математические методы исследования, методы дедукции и индукции, а также наблюдения и сравнения.
Работа состоит из трех частей: в первой (теоретической) излагаются теоретические основы применения специальных режимов налогообложения; во второй части работы проводится анализ ликвидности, платежеспособности и анализ действующей налоговой нагрузки на объект исследования по различным методикам; в третий части – проводится анализ эффективности применения альтернативных систем налогообложения с целью поиска возможности оптимизации налоговой нагрузки на объект исследования (ООО «Интер-Вита»).
Глава 1. Особенности применения специальных режимов налогообложения
1.1. Место и роль специальных режимов налогообложения в системе налогообложения хозяйствующих субъектов
Положение малого бизнеса в России годами служит темой для обсуждений на разных уровнях власти. Однако работа малого предпринимателя до сих пор больше напоминает отчаянные попытки выжить в борьбе со стихией. Хотя в последние годы принимаются законопроекты, направленные на улучшение условий для этой сферы бизнеса, легче жить малому предпринимателю не становится.
В большинстве европейских стран малое предпринимательство обеспечивает до 50-60% ВВП. В мире малый бизнес создает рабочие места и выпускает продукцию, покрывающую практически половину рынка товаров и услуг. В России такая ситуация на сегодняшний день немыслима, поскольку малый бизнес, задавленный поборами и бесчисленными проверками, не в состоянии уверенно встать на ноги.
Незначительная в сравнении со многими другими странами доля малых предприятий и недостаточный их вклад в число занятых, а также неудовлетворительная динамика объема выпуска и инвестиций в малом бизнесе приводят к выводу об относительной невыгодности положения малых предприятий в российской экономике (Рис. 1.1).
Рис. 1.1. Доля занятых и доля выпуска продукции в малом бизнесе [26, c. 173]
Как видно из рисунка, доля занятых в малом бизнесе выросла за период с 2002 по 2008 г.г. с 12% до 13,6%, оставаясь при этом небольшой, а доля выпуска продукции снизилась с 8% до 5,9%, также можно добавить, что инвестиции в основной капитал снизились с 5,4% до 2,6%. Разумеется, положение малого бизнеса определяется не только налоговыми условиями, влияние налогообложения на размещение ресурсов между отраслями и секторами экономики может быть существенным. В то же время функционирование малого бизнеса сопровождается уклонением от налогообложения. Значительное большинство, как политиков, так и экономистов, занимающихся проблемами малого бизнеса, признают, что на настоящем этапе развития российской экономики трудно обойтись без специальных мер в отношении малого предпринимательства.
Первые шаги в создании специальных режимов налогообложения были предприняты в 1995 году.
Государство предприняло попытку сблизить собственные интересы и интересы предпринимателей, ознаменовавшуюся принятием Федерального закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее — Федеральный закон № 222-ФЗ), Статьей 1, предусматривалось право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход в упрощенной или возврат к принятой ранее системе, на добровольной основе.
Для предпринимателей без образования юридического лица, применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности означало в частности, замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога с доходов, полученных от осуществляемой ими предпринимательской деятельности, уплатой патента на занятие данным видом деятельности. Годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства устанавливалась решением органов государственной власти субъекта Федерации по конкретным видам деятельности. [14, c. 183]
Данный Федеральный налог обладал наряду с достоинством и целым рядом существенных недостатков. К достоинству относилось то, что он не ущемлял конституционных прав граждан, соответствовал по своей направленности ранее принятому Федеральному закону от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и даже рассматривался как его логическое продолжение, упрощал для налогоплательщиков систему учета и отчетности перед налоговыми органами, предоставлял самим предпринимателям большие возможности для использования своих способностей при извлечении доходов от осуществляемой ими экономической деятельности.
Механизм реализации данного Федерального закона в части предпринимателей — физических лиц, по сути, не был прописан, поэтому многие субъекты Федерации не приняли соответствующие законодательные акты. Это привело к возникновению недоразумений и неоправданных претензии одних субъектов Федерации к предпринимателям без образования юридического лица, стоящим на налоговом учете в других субъектах Федерации, но осуществляющим свою деятельность и на территории других субъектов…………………………….
Заключение
В данной работе были рассмотрены теоретические особенности применения специальных налоговых режимов.
Налоговым законодательством выделены следующие специальные режимы:
1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей или Единый сельскохозяйственный налог, регулируемый главой 26 НК РФ. Налогоплательщиками данного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. При определении объекта налогообложения учитываются: доходы от реализации и внереализационные доходы. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
2. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД), этот заменяет уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращая и упрощая контакты с фискальными службами, подобные контакты наиболее затратны для малого бизнеса. Налогом облагаются следующие услуги: бытовые и ветеринарные услуги, услуги ремонта, техобслуживания, мойки и хранения автотранспортных средств; автотранспортные услуги; розничная торговля; услуги общественного питания; размещение рекламы; услуги временного размещения и проживания; передача в аренду торговых мест. Налоговая база за месяц определяется произведением базовой доходности, коэффициента-дефлятора. Налоговая ставка задаётся налоговым кодексом и составляет 15%. Налоговым периодом установлен квартал.
3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — отношения по налогообложению при данном режиме регулируются главой 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции устанавливается Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
По этой специальной системе налогообложения налогоплательщик и плательщик сборов освобождаются: от уплаты региональных и местных налогов; налога на имущество организаций; таможенных пошлин; транспортного налога.
4. Упрощённая система налогообложения — особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта. Упрощенная система налогообложения отнесена к специальным налоговым режимам НК, и нацеленная на развитие малого предпринимательства в России, а также снижение налогового бремени для данной категории налогоплательщиков. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривается гл.26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения».
Сущность упрощенной системы налогообложения заключается в том, что уплата ряда налогов налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, заменяется уплатой одного налога, исчисляемого в порядке, установленном НК РФ.
Объектом налогообложения по выбору плательщика налога могут выступать доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов, которые не могут быть менее 1% от доходов организации.
Во второй части работы был проведен анализ платежеспособности, ликвидности и налоговой нагрузки ООО «Интер-Вита», использующей упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения которой являются доходы уменьшенные на величину расходов. В результате которого было установлено, что ООО «Интер-Вита» платежеспособное и ликвидное предприятие имеющее большие резервы в привлечении дополнительных средств, налоговая нагрузка на предприятие относительно не велика
В третей части был проведен анализ альтернативных систем налогообложения, а именно: анализ налоговой нагрузки при общей системе налогообложения и анализ налоговой нагрузки при упрощенной системе налогообложения, объектом налогообложения в которой выступают доходы. В ходе анализа было уставлено, что при применении общей системы налогообложения налоговая нагрузка значительно увеличивается, а при смене объекта налогообложения с доходов, уменьшенных на величину расходов, на доходы предприятия, ООО «Интер-Вита» снижает налоговую нагрузку тем самым увеличивая прибыль и рентабельность своей деятельности.
Список используемой литературы
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая (ред. от 03.106.2009).
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая (ред. от 03.106.2009).
3. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ «О внесении изменений дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;
4. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Закон РФ № 2118-1 от 27.12.1991 г. (с изменениями и дополнениями).
5. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Закон РФ № 88 от 14.06.1995 г. (с изменениями и дополнениями).
6. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства: Закон РФ № 222 от 29.12.1995 г.
7. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М., 2006.
8. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М., 2007.
9. Князев В.Г., Пансков В.Г. Налоговая система России. Учебное пособие. М.: Российская экономическая академия, 2008.
10. Кугаенко А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения. М.: Вузовская книга, 2007.
11. Касьянов М. М. Налоги должны обогащать страну, гарантируя благополучие граждан // Российская газета. 2007, № 101.
12. Караваева И.В., Эволюция налога на добавленную стоимость в налоговой теории и практике, Право и экономика 2007, № 9.
13. Козырин А.Н., К. В. Рыжков, Правовое регулирование налогов, Финансы 2008, № 4.
14. Налоги. / Под ред. Д.Г. Черника. – М., 2007.
15. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2006.
16. Налоги. Учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2008.
17. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для вузов / Под рук. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.: ЮНИТИ, 2007.
18. Налоговая система зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева. М.: ЮНИТИ, 2006.
19. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Черника Д. Г. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2006.
20. «Налог на добавленную стоимость» Учебно-практическое пособие по дистанционному обучению. М: 2007.
21. Налоговый менеджмент и особенности налогообложения на предприятиях: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, И.И Золотарев, А.Ю. Гридасов, А.Н. Савиных; Под ред. А.Г. Ивасенко. – Новосибирск, 2008.
22. Макиркин А.В. Законодательный круг российской школы // Сегодня. – 2006.
23. Малис Н.И. Упрощенная система налогообложения – панацея от всех бед // Финансы. – 2007. — № 2.
24. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – М., 2007.
25. Миляков Н.В. «Налоги и налогообложение», М.: «Инфра-М», 2006.
26. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М., 2007.
27. Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2008.
28. Подпорин Ю.В. Налог на прибыль. Исчисление, уплата, ответственность. Приложение к журналу «Налоговый вестник». М., 2007.
29. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Под. ред. В.И. Слома. М.: Статут, 2006.
30. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2007.
31. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. Энциклопедический словарь. М.: Юристъ, 2007.
32. Федеральные налоги. Порядок исчисления и уплаты, отчетность. М.: Изд-во «Главбух», 2006.
33. Финансы. Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2007.
34. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.
35. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике/ Под ред. Сутырина С.Ф. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, Изд-во “Полиус”, 2006.
36. Черник Д.Г., Л.П. Павлова, А.З. Дадышев, В.Г. Князев. «Налоги и налогообложение» М.: ИНФРА-М, 2008.
37. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. М.: МЦФЭР, 2007.
38. Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение» – М. «Инфра-М», 2008.
Приложение 1. Порядок и сроки уплаты налога
………………..