Содержание
Введение
Глава 1. Размещение и выкладка товаров важный этап торгового процесса в магазине
1.1.Роль размещения и выкладки товаров в деятельности торгового предприятия
1.2.Основные принципы размещения и выкладки товаров на торговом оборудовании и в торговом зале
Глава 2. Изучение и анализ работы ООО «Велби» по размещению и выкладке товаров, пути ее совершенствования
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Велби»
2.2. Анализ основных принципов размещения и выкладки товаров в ООО «Велби», их преимущества и недостатки
Заключение
Список использованных источников
Выдержка из текста работы
3.1. Расположение и планировка магазина
3.2. Торгово-технологическое оборудование и инвентарь
3.3. Виды и принципы размещения и выкладки товаров
Выводы и предложения 41
Список литературы 43
Приложение
Введение
На протяжении всей истории товарно-денежных отношений продавец каждый раз старался выделить свой товар, сделать его привлекательнее. Сегодня задача заключается в том, чтобы товар был востребован, чтобы он обладал такими свойствами, которые необходимы потребителю. Однако это еще не означает, что он будет успешно продаваться. Товар должен иметь конкурентные преимущества, он должен выделяться среди существующего многообразия схожих, подобных себе вещей. Способность придать товару такие свойства позволит сделать его успешным.
Выкладка и размещение товаров в магазине называют мерчандайзингом. Мерчандайзинг не является точной наукой, это, скорее, искусство, и как любое произведение живет по своим правилам, так и мероприятия, проводимые в рамках торгового маркетинга, не могут существовать вне рынка потребителя.
Чтобы понять сущность мерчандайзинга необходимо знать об отношениях производителя, потребителя и продавца. Не секрет, что в прошлом производитель игнорировал розничного торговца, выдвигая на передний план собственные нужды, а именно: маркетинг только для конечного потребителя. Но отношение изменилось, в лучшую сторону, и началась работа с конечными пунктами продаж. Теперь производитель информирует розничного торговца, обучает, инструктирует и даже диктует свои условия.
Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.
Под выкладкой товаров понимаются технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль.
Таким образом, можно говорить об актуальности темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение особенностей рационального размещения товаров в магазине.
Задачами для решения поставленной цели являются следующие:
1. Рассмотреть роль размещения и выкладки товаров в торговом зале магазина.
2. Раскрыть требования, предъявляемые к размещению товаров в торговом зале магазина.
3. Представить принципы и способы выкладки товаров.
4. Изучить организационно-экономическую деятельность розничного торгового предприятия ООО «Все на свете».
5. Проанализировать особенности размещения товаров в магазине ООО «Все на свете».
Данная курсовая работа раскрыта на примере предприятия магазина «Все на свете».
1. Размещение товаров в торговом зале магазина
1.1. Роль размещения и выкладки товаров в торговом зале магазина
Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.
Размещение товаров — это их расположение на площади торгового зала. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.
Под выкладкой товаров понимаются технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль.
Большинство покупателей спешит, иногда забывая сделать все необходимые покупки. Месторасположение продукта в магазине может значительно повлиять на уровень его продаж.
Существует прямая зависимость выкладки товара и объемов продаж:
Оптимизация размещения товарных групп в торговом зале с учетом правил поведения покупателей в магазине и товарного соседства способна увеличить продажи в среднем по отделам на 10%;
Оптимизация выкладки товаров в магазине может увеличить доход на единицу площади выкладки товара на 15%;
Совместное использование оптимизации размещения, выкладки и рекламы товаров (например, метода «цветового пятна») приносит до 25%;
Увеличения продаж по отделу, а по торговым маркам (производителям), относительно которых непосредственно и применяется метод «цветового пятна», рост продаж достигает 90%.
1.2. Требования, предъявляемые к размещению и выкладке товаров в торговом зале магазина
Выкладка товаров может решать следующие основные задачи:
• способствовать распределению познавательных ресурсов посетителя;
• предопределять уровень обзора и привлекательность товара для посетителя;
• способствовать формированию более тесных взаимоотношений между товарами и посетителями;
• создавать условия для «перекрестного мерчандайзинга», при котором «товары-продавцы» наиболее полно используют свой потенциал по продаже дополняющих товаров, товаров импульсивного и пассивного спроса;
• создавать предпочтительные условия для отдельных товаров и торговых марок;
• способствовать достижению конкурентных преимуществ розничного торговца.
Выкладка товаров тесно связана с понятием точки продаж.
Точка продаж — место в торговом зале, где потребитель может увидеть товар и принять решение о выборе и покупке, т. е. торговое оборудование, предназначенное для демонстрации и отбора товаров (стойки, горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала, шкафы, напольные дисплеи, стеллажи, различные виды холодильного оборудования).
Основная точка продаж — это место в торговом зале, где представлен весь ассортимент данной товарной группы.
Дополнительная точка продаж — это место, где продукция, представленная в основной точке продаж, размещается отдельно. Представляет собой отдельно стоящий фирменный стенд, стойку, холодильник, не привязанный к основной точке продажи этого товара.
Дополнительные места продажи, как правило, организуются для самых продаваемых позиций товарной группы (для товаров с высоким оборотом) и товаров импульсного спроса. Дополнительные точки продажи располагают сообразно движению потока покупателей в торговом зале. Чаще их размещают при подходе к кассам, но эффективно действуют и дополнительные точки, расположенные по внешнему периметру торгового зала (в соответствии с правилом «перекрестного» мерчандайзинга), а также в начале торговых линий (рис 1).
Рис 1 — Размещение дополнительных точек продаж
Причин для дополнительного размещения товара может быть несколько:
1. Объемное представление, т. е. представление товаров в больших количествах. Большой объем товара, выложенного на напольных дисплеях, вызывает ассоциацию, во-первых, с низкой ценой, а во-вторых, создает ощущение того, что данный товар пользуется повышенным спросом. При расположении продукции, упакованной в целлофан, покупателю кажется, что товар только-только поднесли со склада («он так хорошо идет, что не успевают даже на полки ставить»). Напольные дисплеи традиционно располагаются в проходах, по направлению покупательского потока, в секции, где расположена основная категория данного товара, пли отдельно. Иногда объемные представления товара располагают у касс, но это встречается довольно редко из-за больших размеров дисплеев, которые могут создать неудобство при расчете за товар.
2. Размещение товаров по категориям. Человек, покупая основной товар, может внезапно осознать необходимость приобретения дополнительного, сопутствующего товара.
3. Рекламная выкладка или информация о новых товарах. В этом случае отдельное расположение товаров сочетается с применением рекламных и информационных материалов, располагается в наиболее заметных для обозрения местах…
Выводы и предложения
Удачная планировка и правильное распределение зала на торговые зоны, выбор согласованного с потребностями покупателей ассортимента и назначение соответствующих отделов и секций, закрепление за ними участников адекватно поведению посетителя, атмосфера магазина и учет некоторых других факторов непременно должны быть ориентированы на сокращение времени, затрачиваемого посетителем на поиски «запланированных» товаров, чтобы обеспечить им экономию времени для осуществления «незапланированных покупок» и неторопливого изучения «товаров предварительного выбора».
В ходе данной курсовой работы был изучен ООО «Экватор» магазин «Все на свете». Были рассмотрены выкладка и размещение товаров в торговом зале и их роль в деятельности торгового предприятия. Правильная выкладка товаров играет важную роль в увеличении объема продаж организации.
Выкладка товаров в торговом зале решает такие задачи как: предопределение уровня привлекательности товара для покупателя, создание условий для «перекрестного мерчандайзинга», создание предпочтительных условий для отдельных товаров и торговых марок.
Для успешного использования выкладки товаров (мерчандайзинга) в целях магазина (повышение объема продаж), нужно соблюдать принципы выкладки. Главными из них являются: хороший обзор товара, доступность товара для покупателя, заполненность полок для создания эффекта изобилия, привлекательность упаковки (товары в яркой красивой упаковке продаются быстрее), определенное место на полке для определенного товара (покупатели приобретшие лояльность к какому-либо товару, не пойдут искать его в другое место, если не найдут на старом).
Я считаю, что увеличить размер площади выкладки, приобретя дополнительное оборудование. Разместив образцы товаров на новом торговом оборудовании, руководство магазина добьется уменьшения отрицательного эффекта, возникающего у покупателей при виде «наваленных» друг на друга товаров в стеллажах.
Размещение товаров на торговых стеллажах по мере возрастания цены является очень популярным даже в крупных торговых сетях. Тем не менее, чтобы увеличить продажи, следует размещать «новинки» в ассортименте на самых видных местах. Быть может, покупатель пришел именно за этим товаром, но не знает его цены и, следовательно, вынужден искать товар среди множества остальных. Вот только будет ли он это делать? Также следует поступать и не только с новыми товарами, выводимыми на рынок известными производителями, но и с только что появившимися и не зарекомендовавшими себя брендами.
Список литературы
1. Б.А. Аникин. Логистика: учебное пособие / Б.А.Аникин //-М.:ТК Велби,2007.-408с.
2. Богданов А. Розница и опт-точки контакта/А.Богданов//Новости торговли.Торговое оборудование.-2006.-№1.-с.47-48.
3. Брагин Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация/Л.А. Брагин. Т.П.Данько.-М.:ИНФРА-М, 2006.-560 с.
4. Гитомер Дж. Библия торговли/Гитомер Дж.-СПБ:Питер,2008.-368с.
5. Ипатова Ю. Складские операции: хранение и приемка/Ю. Ипатова// Деловой журнал.-2006.№11.-с.57-60.
6. Комкова Е. Товарный портфель. Управление закупками в рознице.-СПБ:Питер,2008.-336с.
7. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле/Л.И. Кравченко.- Минск: Высшая школа,2006.-420с.
8. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для Вузов/Лысенко Д.В.-М.:ИНФРА-М,2008-320с.
9. Нешитой А. Потребкооперация по-новому / А. Нешитой// Коммерческийвестник.-2006-№12-с.22-28.
10. Л.В. Осипова, И.М. Синяева. Основы коммерческой деятельности. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.
11. Панкратов Ф.Г. и др. Практикум по коммерческой деятельности: Учебное пособие. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. – с.48 -52.
12. Ф.Г.Панкратов, В.К.Памбухчиянс. Коммерция и технология торговли, 2009.
13. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006.
14. Петров П.В. Экономика и организация товарного обращения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 244с. – с. 15-16.
15. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. – М.: ИНФРА-М, 2007. – с. 120-131.
16. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – с. 10-15.
17. Попов В.А. Управление товарными запасами в оптовой торговле/Современная торговля.-2007.-№9.-с.4-10.
18. Пустынникова Ю. Искусство управления каналами сбыта / Ю. Пустынникова // Управление компанией.-2007.№9-с.53.
19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности, 2-е изд. перераб. и доп. — Минск: ИП «Экоперспектива», 2006 — 498 с.
20. Савруков Н.Т. Основы маркетинга,- Л.: Политехника, 2006-195 с.
21. Савруков Н.Т., Саврукова А.Н.Э Саврукова Е.Н. Основы маркетинга: Альбом схем к лекциям, практическим и лабораторным занятиям. — СПб.: Политехника, 2006.-206с.
22. Самилова Т.А. Управление качеством /Т.А. Самилова.-Москва:Омега-Л,2007.-414с.
23. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. — М: Юрист, 2006. – с. 45, 52-64, 126-140.
24. Фатрелл, Чарльз Основы торговли: пер. с англ. — Тольятти: «Издательский дом ДОВГАНЬ», 2007 — 720 с.
25. Федько В.П. Коммерческая логистика: учеб.пособие / В.П. Федько.-Ростов н/Д.:феникс,2006.-300с.
26. Шейнов В.П. Искусство торговли. Эффективная продажа товаров и услуг/В.П.Шейнов.-М.:АСТ:Харвест,2007.-416с.
27. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Документация торгового предприятия, 2006.