Содержание
Содержание
Введение3
1. Современные взгляды на формирование у старших дошкольников представлений о природе5
2. Сущность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста13
3. Средства формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста19
4. Фольклор в воспитании и обучении старших дошкольников22
Заключение35
Список использованной литературы37
Выдержка из текста работы
1.2. Анализ образовательных программ дошкольного образования по проблеме формирования представлений о величине в младшем и среднем дошкольном возрасте……………………………………………………………………………………..11
1.3. Методика формирования представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………14
Глава 2. Педагогические условия формирования представлений о величине предметов у детей пятого года жизни…………………………………18
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о величине
предметов у детей пятого года жизни…………………………………………………18
2.2 Организация опытной работы по формированию у детей пятого года
жизни представлений о величине предметов…………………………………………24
2.3 Изучение динамики сформированности представлений о величине
предметов у детей пятого года жизни…………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………….………………………..38
Введение
Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте создает фундамент для дальнейшего математического образования. Задача ДОУ дать детям представления о величине, как важной части формирования элементарных математических представлений. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: в частности — к величине, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Именно поэтому, проблема поиска наиболее эффективных средств и форм развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста сегодня очень значима для педагогов ДОУ.
Актуальность темы работы заключается в том, что математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированность является условием успешного обучения ребенка в школе. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013 г. № 1155 г.Москва) [21] в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования, в образовательной области «Познание» отмечено важное значение развития математических представлений у детей дошкольного возраста: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
Педагогические исследования в области содержания и методов работы по формированию представлений о величине у детей дошкольного возраста уделяют внимание в основном обучению детей измерению.
Усвоению величины посвящены немногие работы методического характера: Л.В.Глаголева (20-30-е гг.)- разработала разнообразные методы при обучение сравнению величин., Е.И.Тихеева (30-40 -е гг.) — уделяла внимание ознакомлению детей с предметами разной величины, усвоению отношений между ними: больше-меньше, шире — уже, длиннее — короче и др., А.М.Леушина (50 -60-е.гг) — разработала дидактическую систему формирования представлений о величине , Л.С.Метлина (90-е гг.) -. разработала задачи по формированию у детей представлений о величине.
Проблеме формирования представлений о величине в среднем дошкольном возрасте уделяют внимания и современные педагоги.
В.В.Данилова считает, что в процессе непосредственного сравнения (путем накладывания, прикладывания или приставления) дети среднего дошкольного возраста учатся различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру) [5].
Т.И.Ерофеева предлагает развивать представления о величине у детей среднего дошкольного возраста в основном во время режимных моментов, в подвижных игра [6]
В.П.Новикова — предлагает методику ознакомления детей среднего дошкольного возраста с величиной [18]
З.А.Михайлова — игровую технологию для наиболее эффективного усвоения детьми представлений о величине[13,15,16]
По мнению Столяра А.А., познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой — опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от практического опыта ребенка, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и др. [ 20]
Цель работы: дать теоретическое обоснование вопросам формирования представлений о величине предмета в дошкольном возрасте, провести и описать опытно-практическую работу.
Объектом исследования является формирование представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс формирования представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста .
Гипотеза : процесс формирования элементарных математических представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста будет успешным при условии:
• разработки и внедрения в процесс обучения комплекса игровых упражнений по формированию элементарных математических понятий о величине у детей среднего младшего дошкольного возраста;
• проведений занятий в системе;
• проведения целенаправленной работы по формированию элементарных математических представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста в повседневной жизни.
На основе цели исследования я поставила в своей работе следующие задачи:
1. Дать характеристику теоретическим основам формирования представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень сформированности представлений о величине предметов у детей пятого года жизни.
3. Подобрать и провести серию упражнений, направленных на формирование представлений о величине предметов у детей пятого года жизни.
4. Определить эффективность опытной работы.
Методы исследования:
-изучение психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме;
-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
-количественная и качественная обработка полученных материалов;
-анализ и обобщение результатов.
Глава1. Теоретические основы формирования представлений о величине
предметов в дошкольном возрасте
1.1 Состояние проблемы формирования представлений о величине предметов в психолого-педагогической литературе
Познание величины осуществляется, с одной стороны на сенсорной основе, а с другой — опосредуется мышлением и речью. Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. В связи с проблемой освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов в литературе, чаще всего, используется термин «величина».
Понятие величина в математике рассматривается как основное. Возникло оно в глубокой древности, на протяжении истории развития общества подвергалась ряду обобщений и конкретизаций. Величина — это и протяженность, и объем, и скорость, и масса, и число и т.д. Величина предмета — это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди однородных предметов [1,2]. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным, двигательным. При этом, чаще всего величина предмета воспринимается одновременно несколькими анализаторами: зрительно — двигательным, тактильно — двигательным и т.д. Восприятие величины зависит от расстояния, с которого предмет воспринимается, а также от величины предмета, с которым он сравнивается. Чем дальше предмет от того, кто его воспринимает, тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе — тем кажется большим
Определение величины возможно только на основе сравнения, так как сравнимость — основное свойство величины. Благодаря сравнению, можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: больше, меньше, равно, которые определяют различные качества: ширину, высоту, объем, в том числе, длину и многое другое. Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению. Мы часто производим мысленное сопоставление данного предмета со сложившимися у нас общими представлениями размеров известных предметов. При этом размер воспринимаемого предмета сравнивается с обобщенным образом, в котором как бы заключен опыт практического различия предметов.
Еще выдающиеся педагоги прошлого — Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский придавали особое значение измерениям в системе первоначального обучения. Педагоги той эпохи, под влиянием практики, пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в дальнейшем обучении. Ими высказаны отдельные предложения о содержании и методах обучения детей в условиях семьи. Специальных пособий они не разрабатывали, а основные свои идеи включали в работы по воспитанию и обучению[7]. .
Методы формирования у детей понятия о величине нашли свое отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф.Фребель и итальянского педагога М.Монтессори. В классических системах сенсорного воспитания специально рассматривались вопросы ознакомления детей с величинами, измерениями, составление рядов предметов по размеру, весу и т.д. М.Монтессори, опираясь на идеи самовоспитания и самообучения, считала необходимым создание специальной среды для развития представлений о величинах [17].
Первые отечественные методисты в области дошкольного воспитания Е.И.Тихеева, Л.В.Глаголева, Ф.Н.Блехер еще в 20-30-е годы указывали на необходимость обучения детей с дошкольного возраста измерению. Они в общих чертах определили объем и содержание знаний, пути и методы обучения.
Е.И. Тихеева большое внимание уделяет ознакомлению детей с предметами разной величины, усвоению отношений между ними: больше — меньше, шире — уже, длиннее — короче и др. Она высказывалась против систематического обучения дошкольников. В тоже время она возражала и против полной стихийности обучения. [7]
Л.В.Глаголева разработала разнообразные методы обучения сравнения величин. При этом большое значение имеет каждый из них: лабораторный метод (обработка практических действий с использованием наглядного материала), исследовательский (поиск детьми ситуаций применения знаний, аналогичных изучаемым), иллюстративный (закрепление знаний, умений в продуктивной деятельности), наглядный (демонстрация наглядных пособий). Она уделяла особое внимание игре, как методу обучения сравнению величин [7]
Ф.Н. Блехер разработала, апробировала и предложила воспитателям широкую программу обучения дошкольников начальным знаниям по математике. В качестве средств математического развития Ф.Н. Блехер рекомендует использовать различные жизненные ситуации. Знания, приобретенные ребенком в повседневной жизни, закрепляются в индивидуальных играх — занятиях с дидактическим материалом. Для работы с детьми, по освоению величины ею разработаны карточки для закрепления знаний о величине, времени и т.д. [7]
В 50-60 годы появляется научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений, разработанная А.М.Леушиной. Многие современные методические пособия для воспитателей дошкольных учреждений созданы на основе дидактической системы, разработанной А.М.Леушиной и ее последователями.
В 90-е годы 20 в. предматематическая подготовка детей в нашей стране традиционно велась широкой сетью дошкольных учреждений по специально разработанным и официально утвержденным единым программам дошкольного образования. Основной целью математического образования дошкольников являлось формирование элементарных математических представлений и подготовка к школе. Разработчиком методики работы по этой программе, общепринятой во всех детских садах огромной тогда страны, являлась Л.С.Метлина, ученица А.М.Леушиной. Книга «Занятия по математике в детском саду» (авторы А.М.Леушина, Л.С.Метлина) выдержала с 1977 года несколько изданий, и долгие годы была единственным пособием для воспитателей, называемым «традиционным». В данном пособии также выделены задачи по формированию у детей представлений о величине. Итак, А.М.Леушина и ее последователи Т.А.Мусейибова, З.А. Михайлова, Т.Д.Рихтерман и др. являются основоположниками дошкольного математического образования [19].
В педагогическом исследовании Р.Л. Березиной раскрыты особенности познания детьми трехмерности объемных предметов. [3].
Проблеме формирования представлений о величине в младшем и среднем дошкольном возрасте уделяют внимание и современные педагоги. В.В.Данилова считает, что в процессе непосредственного сравнения (путем накладывания, прикладывания или приставления) дети младшего и среднего дошкольного возраста учатся различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру) предметы Они ставят предметы рядом, определяют результаты сравнения соответствующими словами: длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий. Именно в этом возрасте, дети учатся обследовать величину предметов зрением, на ощупь, с помощью движений, сравнивать предметы контрастные и равные по длине, ширине, высоте, пользуясь приемами накладывания и прикладывания (длиннее — короче, равные по длине). Для сравнения сначала используются предметы, контрастные по размеру. Разница в размере демонстрационного и раздаточного материала не менее 10-15см. Предметы размещают так, чтобы выделенный параметр было хорошо видно[4]. .
Т.И.Ерофеева предлагает занятия с детьми младшего возраста начинать с интересной игры или привлекательной для детей деятельности. Ни в коем случае не надо копировать школьный урок. Она предлагает развивать представления о величине у детей младшего дошкольного возраста в основном во время режимных моментов, в подвижных играх, на всех занятиях[5].
В.П.Новикова — предлагает методику ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной [16]. З.А.Михайлова — игровую технологию для наиболее эффективного усвоения детьми представлений о величине, выделяет способы познания свойств предметов (сравнение, составление сериационных рядов, классификация) [14]
Проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать выводы:
Проанализировав литературу, можно сделать следующие выводы:
1. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное
развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
2. Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой — опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и др.
3. Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. Но проблему отражения величины нельзя рассматривать только как проблему восприятия. В равной степени она должна рассматриваться и как проблема мышления.
1.2. Анализ образовательных программ дошкольного образования по проблеме формирования представлений о величине среднем дошкольном возрасте
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Формирование математических представлений отнесено к образовательной области «Познавательное развитие» Основные цели: формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
В средней группе (от 4 до 5 лет) ставится задача: совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины……..