Содержание
Оглавление
Введение3
1.Понятие «фондовый рынок» и его структура5
1.1.Становление рынка ценных бумаг5
1.2.Участники рынка ценных бумаг8
2.Инфраструктура фондового рынка11
2.1. Биржа как составляющая фондового рынка11
3.Современные тенденции развития фондового рынка16
4.Проблемы и перспективы развития фондового рынка России23
4.1. Влияние кризиса на деятельность фондового рынка23
4.2.Перспективы развития фондового рынка в России29
Заключение33
Список литературы34
Выдержка из текста работы
В настоящее время в России остро стоит задача поиска новых инструментов привлечения инвестиционных ресурсов для осуществления структурной перестройки экономики, модернизации всех отраслей народного хозяйства и на базе этого — обеспечения высоких темпов экономического роста.
Мировой опыт инвестиционной деятельности свидетельствует о том, что без создания и эффективного функционирования рынка ценных бумаг достижение этих целей невозможно.
В последнее время появилось значительное количество литературы по фондовому рынку как зарубежных, так и отечественных авторов. Однако в большинстве работ, как правило, основное внимание уделяется анализу рынка ценных бумаг в условиях высокоразвитой рыночной экономики. Кроме того, практически во всех работах рассматриваются отдельные проблемы фондового рынка. Данная работа посвящена теоретическому осмыслению особенностей функционирования рынка ценных бумаг в условиях трансформирующейся экономики, имеющих комплексный, системный характер, анализирующих широкий спектр проблем фондового рынка в российских условиях.
В этом свете в курсовой работе «Российский рынок ценных бумаг: особенности и тенденции развития» наиболее подробно рассмотрены основные понятия, связанные с данной тематикой, а именно: определено понятие РЦБ и его структура, участники РЦБ и особенности функционирования РЦБ в России.
Рынок ценных бумаг — это одна из актуальных тем на сегодняшний день. Подтверждением этого является возрастающий интерес людей к деятельности, проводимой на РЦБ, происходит открытие организаций, которые занимаются консультированием и обучением граждан. Кроме того, в настоящий момент сформирована нормативно-правовая база, которая постоянно совершенствуется за счет принятия новых законопроектов. Все это направлено на регулирование отношений возникающих в деятельности субъектов.
Целью данной работы является создание более полного представления о такой категории как РЦБ. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, определим содержание и структуру РЦБ; во-вторых, рассмотрим субъектов РЦБ и способы обращения и размещения ценных бумаг; в-третьих, проанализируем проблемы и перспективы развития РЦБ в России.
На наш взгляд, это поможет сформировать понятие о такой категории как РЦБ. На сегодняшний день, предложения и меры, предпринимаемые Правительством, Президентом и другими государственными органами России, направлены как раз на регулирование и упрощение процессов, связанных с функционированием РЦБ, что, в конечном счете, позитивно отразится на всем обществе в целом.
Таким образом, в курсовой работе была предпринята попытка представить РЦБ как единую гиперсистему, охватывающую все сферы жизни общества. Это позволяет, с одной стороны, развить у читателей системное мышление, расширить его кругозор, а с другой, сосредоточиться, глубже изучить методику и практику функционирования различных категорий связанных с данным понятием.
1. Содержание и структура рынка ценных бумаг
В условиях рыночной трансформации российской экономики и интеграции ее в мировую экономическую систему исследование складывающейся системы финансовых отношений приобретает особую актуальность и остроту. Дело в том, что одна из главных причин кризисного состояния российской экономики — острейший дефицит денег. Парадокс состоит в том, что денег катастрофически не хватает не потому, что их мало, а потому, что они распределяются крайне нецелесообразно между отдельными субъектами экономики. В решении проблемы эффективного распределения денежных средств между субъектами экономики важная роль принадлежит финансовому рынку.
Финансовый рынок — это сфера экономических отношений, где происходит купля-продажа финансовых ресурсов. Финансовый рынок — это механизм перераспределения средств между участниками экономических отношений, т.е. кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения.
В настоящее время в России сложилась трехуровневая система финансирования экономики: бюджетное финансирование, банковские кредиты и прямые инвестиции через механизмы рынка ценных бумаг. Таким образом, в системе финансового рынка России возник и начал функционировать рынок ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг охватывает только часть движения финансовых ресурсов. Помимо него имеют место и прямые банковские ссуды, а также межфирменные кредиты. Рынок ценных бумаг является одним из сегментов финансового рынка.
Рынок ценных бумаг представляет собой совокупность отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, а также совокупность форм и методов такого обращения. Это система институтов и экономических механизмов, обслуживающих кругооборот ценных бумаг. На рынке ценных бумаг складываются отношения по поводу имущественных прав совладения и кредитования специфическими финансовыми инструментами пенными бумагами.
Особенностью привлечения финансовых средств с помощью ценных бумаг является то, что, как правило, они могут свободно обращаться на рынке. Поэтому инвестор, который вложил свои средства в какой-либо проект путем приобретения пенных бумаг, может вернуть их, продав бумаги. В то же время ею действия не затрагивают и не нарушают самого процесса производства, так как деньги не изымаются из организации, которая продолжает функционировать. Возможность свободной купли-продажи позволяет самому инвестору определять время, на которое он желает разместить свои средства в тот или иной проект.
Таким образом, рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка выступает системой экономических отношений, связанных с мобилизацией, накоплением и распределением свободных денежных ресурсов, предназначенных для развития производства.
Основной целью фондового рынка является аккумуляция финансовых ресурсов и обеспечение возможности их перераспределения путем проведения участниками фондового рынка различных операций по купле-продаже ценных бумаг, т.е. осуществление посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Таким образом, цель рынка ценных бумаг — привлечение инвестиций в экономику. Задачами рынка ценных бумаг являются:
мобилизация временно свободных денежных средств для реализации конкретных инвестиционных проектов;
обеспечение перелива капитала из депрессивных отраслей в прогрессирующие отрасли;
обеспечение массового характера инвестиционного процесса;
привлечение средств для покрытия дефицита федерального и местного бюджетов;
трансформация отношений собственности;
уменьшение инвестиционного риска;
формирование портфельных стратегий и т.д.
Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, к основным из них относятся: информационная; посредническая; ценообразующая; учетная; контрольная; перераспределительная; регулирующая Бердникова Т.В. Рынок ценных бумаг. — М.: И НФРЛ-М, 2002. С.-11.
Информационная функция заключается в том, что рынок собирает, обобщает и доводит до своих участников информацию об объектах торговли и ценах.
Посредническая функция — рынок сводит продавцов и покупателей и делает возможным реальное осуществление сделки, сокращает время поиска агентов.
Ценообразующая функция — рынок обеспечивает равновесие спроса и предложения путем постоянного колебания цен и осуществляет поиск равновесной цены. Под воздействием постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры рынок в каждый конкретный момент формирует цену.
Учетная функция обеспечивает обязательный учет в специальных списках (реестрах) всех видов ценных бумаг, которые обращаются на рынке, регистрацию участников рынка ценных бумаг, а также фиксацию фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи.
Контрольная функция — проведение контроля за соблюдением правил торговли и норм законодательства участниками рынка.
Перераспределительная функция в самом общем виде означает перераспределение средств: между отраслями и сферами народного хозяйства; между регионами и странами; между государством и юридическими и физическими лицами. Это общеэкономическая функция, но в данном случае она имеет специфическое содержание, характерное только для рынка ценных бумаг.
Перераспределительная функция, в свою очередь, делится на четыре подфункции:
перераспределение денежных средств между отраслями и сферами экономики;
перевод сбережений из непроизводительной формы в производительную;
финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств;
перераспределение рисков — использование инструментов рынка ценных бумаг (прежде всего в сочетании с производными инструментами) для защиты владельцев каких-либо активов (товарных, валютных, финансовых) от неблагоприятного для них изменения цен или доходности этих активов.
Регулирующая функция означает регулирование различных социально-экономических процессов посредством конкретных фондовых операций. Например, путем проведения операций с ценными бумагами регулируется объем денежной массы в обращении. Продажа государственных ценных бумаг на рынке сокращает объем денежной массы, а покупка их государством, наоборот, увеличивает этот объем.
В настоящее время в России развиваются вспомогательные функции фондового рынка. Сегодня к дополнительным функциям фондового рынка можно отнести использование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения, антиинфляционной политике.
Рынок ценных бумаг — это сложная организационно-правовая и социально-экономическая структура, которая имеет много различных характеристик. Его структуру можно рассматривать с разных сторон, потому он может быть условно разделен на отдельные сегменты по различным признакам:
по структуре участников (инвесторы, эмитенты, посредники);
по эмитентам и инвесторам (государство, органы местного самоуправления, юридические и физические лица);
по способу торговли ценными бумагами на фондовом рынке;
по виду ценных бумаг (рынок акций, рынок облигаций, рынок государственных ценных бумаг и т.д.);
по гражданству эмитентов и инвесторов (резиденты и нерезиденты);
по географическому признаку, т.е. по территории, на которой обращаются ценные бумаги (национальный, региональный, международный рынок);
по степени риска (высокорисковый, среднерисковый и малорисковый).
Рассмотрим более подробно рынок ценных бумаг по структуре участников.
Участники рынка ценных бумаг — это физические лица и организации, которые осуществляют операции по купле-продаже ценных бумаг и обслуживают их оборот и расчеты поданным сделкам.
На рынке ценных бумаг существуют следующие группы участников: продавцы, инвесторы, фондовые посредники, организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, органы регулирования и контроля.
Продавцы — это эмитенты и владельцы ценных бумаг.
Инвесторы — это те, кто покупает ценные бумаги, т.е. вкладывает свой реальный капитал (деньги, имущество и т.д.) в ценные бумаги.
Фондовые посредники — это те, кто обеспечивает связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг, т.е. торгует ценными бумагами. Как правило, это организации, которые осуществляют на рынке ценных бумаг брокерскую или дилерскую деятельность или деятельность по управлению ценными бумагами.
Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, — это организации, выполняющие функции по обслуживанию, контролю и регулированию процесса обращения ценных бумаг.
Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, могут включать:
организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или внебиржевые организаторы рынка);
расчетные центры (расчетные палаты, клиринговые центры);
депозитарии;
регистраторов;
информационные агентства и другие организации, оказывающие услуги участникам рынка.
Организации, контролирующие и регулирующие все виды деятельности на рынке ценных бумаг, это прежде всего — государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг, которые в Российской Федерации включают:
высшие органы управления (Президент, Правительство, Совет Федерации, Государственная Дума);
министерства и ведомства (Федеральная служба по финансовым рынкам РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное агентство по по управлению федеральным имуществом РФ и др.);
Центральный банк Российской Федерации.
Продавцы — это эмитенты и владельцы ценных бумаг. Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» эмитент — юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг инвесторами по осуществлению прав, которые удостоверены ценной бумагой О рынке ценных бумаг: федеральный закон Российской Федерации от 22 апр. 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 30.12.2006 № 282-ФЗ). — Ст. 2.
Эмитент как участник фондового рынка имеет на нем свои определенные интересы. Он заинтересован, прежде всего, получить денежные ресурсы, что позволит ему решить ряд проблем, например, улучшить управление финансовыми потоками, сделать более мобильными или ликвидными имеющиеся активы компании. Эмитент поставляет на фондовый рынок товар — ценную бумагу, качество которой определяется статусом эмитент, хозяйственно-финансовыми результатами его деятельности, а ликвидность — зачастую простой рекламой, на которую реагирует неопытный инвестор.
Инвесторы — это покупатели ценных бумаг, основная цель которых — заставить свои средства приносить доход. Они могут быть также заинтересованы в приобретении прав, гарантированных той или иной ценной бумагой. Инвесторы — это те, кто приобретает ценные бумаги в собственность. Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» инвестор — это лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.
Инвесторов можно классифицировать по различным признакам. Главным признаком можно считать их статус. По статусу можно выделить следующих инвесторов:
физические лица;
коллективные инвесторы;
корпоративные (акционерные общества);
государство.
Основными инвесторами на рынке ценных бумаг являются физические лица. Физические лица используют свои сбережения для приобретения ценных бумаг с целью получения дополнительных доходов. Именно они — основные поставщики капитала на рынок ценных бумаг.
Коллективные инвесторы — это юридические лица, которые не имеют лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в качестве посредников, но приобретают ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Они выступают как институциональные инвесторы.
Корпоративные инвесторы — это акционерные предприятия и организации, которые располагают денежными средствами, но не имеют возможности осуществлять собственные инвестиции. Их, в свою очередь, можно разделить на две группы: непрофессиональные участники рынка ценных бумаг и профессионалы рынка ценных бумаг.
Государство — это федеральные органы власти, субъекты федерации и местные органы власти, которые в ряде случаев могут выступать в качестве инвесторов. Например, государство в лице своих исполнительных органов власти может выступить в качестве стратегического инвестора, цель которого — изменить форму собственности, стабилизировать рынок или получить доход от вложения средств в международные рынки.
Структура рынка ценных бумаг определяемся не только структурой участников рынка, но и способом торговли па данном рынке, способом обращения ценных бумаг.
По способу торговли ценными бумагами выделяют следующие рынки:
первичный и вторичный:
организованный и неорганизованный:
биржевой и внебиржевой;
кассовый и срочный;
традиционный и компьютеризированный.
В зависимости от стадии обращения ценной бумаги различают первичный и вторичный рынки.
Первичный рынок ценных бумаг — это рынок, где происходит выпуск ценной бумаги в обращение, т.е. эмиссия и первичное размещение ценных бумаг среди инвесторов.
К основным субъектам первичного рынка ценных бумаг относятся эмитенты и инвесторы. Активными участниками этого рынка являются инвестиционные фонды и финансовые компании, а также коммерческие банки и различные посредники, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг.
К основным операциям первичного рынка ценных бумаг относятся:
эмиссия;
определение основных форм размещения выпущенных ценных бумаг;
определение рыночной стоимости ценных бумаг;
оценка инвестиционного риска;
государственная регистрация выпуска;
размещение пенных бумаг;
регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;
назначение реестродержателя.
Вторичный рынок — это рынок, на котором постоянно происходит обращение ранее выпущенных ценных бумаг. Это совокупность различных операций с данными ценными бумагами, в результате которых происходит постоянный переход прав собственности на них от одного владельца к другому. Цель вторичного рынка — обеспечить реальные условия для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного размещения.
В настоящее время активизация вторичного рынка ценных бумаг в России связана прежде всего с проведением дополнительных эмиссий как одного из способов привлечения инвестиционных ресурсов для развития фирм. Однако этот процесс сдерживается прежде всего неразвитостью отечественной законодательной базы, недостаточно четко разработанными правилами его функционирования. Действующие сегодня законодательные и нормативные документы часто не определяют необходимых норм, которые могли бы обеспечить реальную защиту интересов инвесторов.
В зависимости от уровня регулируемости рынка ценных бумаг различают два вида рынков: организованный и неорганизованный.
Организованный рынок ценных бумаг — это рынок, где обращение ценных бумаг осуществляется по установленным правилам, которые твердо регулируют практически все стороны деятельности фондового рынка. Главная характеристика организованного рынка — это обязательное участие профессиональных участников рынка ценных бумаг как сторон по сделке.
Неорганизованный рынок — это всегда внебиржевой рынок, где участники сделки самостоятельно договариваются по всем вопросам. Он характеризуется отсутствием строгих правил проведения операций с ценными бумагами, высокой степенью риска, большим числом мошеннических операций.
В зависимости от места торговли различают биржевые и внебиржевые рынки ценных бумаг.
Биржевой рынок — это всегда организованный рынок ценных бумаг, операции по купле-продаже ценных бумаг осуществляются на бирже. На биржевом рынке осуществляется торговля ценными бумагами наиболее надежных эмитентов, которые допускаются на биржу только пройдя процедуру листинга, их деятельность контролируется со стороны биржи.
Внебиржевой рынок — это рынок, на котором операции купли-продажи ценных бумаг совершаются вне помещения биржи. В свою очередь, в зависимости от наличия установленных правил торговли различают организованный и неорганизованный внебиржевые рынки.
В зависимости от сроков, на которые заключаются сделки с ценными бумагами, рынки ценных бумаг подразделяются на кассовые и срочные.
Кассовый рынок — это рынок немедленного исполнения заключенных сделок, при этом чисто технически их исполнение может быть осуществлено в течение одного-трех дней, если требуется поставка ценной бумаги в физическом виде.
Срочный рынок ценных бумаг — это рынок с отсроченным (обычно на несколько месяцев) исполнением сделки.
Как правило, традиционные ценные бумаги (акции, облигации) обращаются на кассовом рынке, а контракты на производные инструменты рынка ценных бумаг — на срочном рынке.
В зависимости от типа торговли рынок ценных бумаг существует в двух основных формах: традиционной и компьютеризированной.
Традиционный рынок — это традиционная форма торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели ценных бумаг встречаются в определенном месте, и происходит публичный гласный торг (биржевая торговля) или ведутся закрытые торги, переговоры, которые по каким-либо причинам не подлежат широкой огласке.
Компьютеризированный рынок — это самые различные формы торговли ценными бумагами на основе использования компьютерных сетей и современных средств связи.
Обобщая вышеизложенный материал, отметим, что рынок ценных бумаг подобен рынку любого другого товара, но и имеет свои особенности, которые определяются спецификой товара, способом образования, характером обращения. Рынок ценных бумаг является частью финансового рынка. Основное назначение рынка ценных бумаг заключается в аккумуляции временно свободных денежных средств с целью их инвестирования. Для выполнения указанной цели рынок ценных бумаг осуществляет определенные общерыночные и специфические функции.
Структура рынка ценных бумаг определяется как тем или иным видом ценных бумаг, так и способом торговли на данном рынке. Поэтому выделяют такие рынки, как: первичный и вторичный; организованный и неорганизованный; биржевой и внебиржевой; традиционный и компьютеризированный; кассовый и срочный.
2. Субъекты рынка ценных бумаг. Способы размещения и обращения ценных бумаг
Участники рынка ценных бумаг — это физические лица или организации, которые продают либо покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и расчеты по ним. Это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу кругооборота ценных бумаг.
Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения:
продавцы;
инвесторы;
фондовые посредники;
организации, обслуживающие рынок ценных бумаг;
органы регулирования и контроля.
Продавцы — это эмитенты и владельцы ценных бумаг.
Инвесторы — это те, кто вкладывают («инвестируют») свой реальный капитал в ценные бумаги.
Фондовые посредники — это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг.
Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, — это организации, выполняющие все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи этих ценных бумаг.
Эмитенты — это государство, коммерческие предприятия и организации.
Инвесторы — это население, а также коммерческие организации, заинтересованные в увеличении (приросте) свободных денежных средств.
Фондовые посредники — это организации, которые осуществляют на рынке ценных бумаг брокерскую или дилерскую деятельность, или деятельность по управлению ценными бумагами.
Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, могут включать:
организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка);
расчетные центры (расчетные палаты, клиринговые центры);
депозитарии;
регистраторов;
информационные агентства и другие организации, оказывающие услуги участникам рынка.
Государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг в Российской Федерации включают: высшие органы управления (Президент, Правительство); министерства и ведомства (Министерство финансов Российской Федерации, Комиссия по ценным бумагам при Правительстве Российской Федерации и др.); Центральный банк Российской Федерации.
Какие интересы преследует эмитент на рынке ценных бумаг? Основной мотив, который им движет, — это привлечь капитал (денежные ресурсы). Кроме того, продажа ценных бумаг дает возможность реконструировать собственность, например, государственную в акционерную путем приватизации. Путем выпуска ценных бумаг можно улучшить финансовое планирование или управление финансовыми потоками, сделать более мобильными или ликвидными имеющиеся активы компании и т.п.
На другой стороне рынка — инвестор, покупатель ценных бумаг, основная цель которого — заставить свои средства работать и приносить доход. Кроме того, он может быть заинтересован в получении прав, гарантированных той или иной ценной бумагой (например, права голоса). Аналогично эмитенту инвестор приобретает ценные бумаги и для хеджирования, и для управления ликвидностью и т.д.
Рассмотренная классификация участников рынка ценных бумаг является специфической, т.е. присущей только данному рынку.
Поскольку рынок ценных бумаг есть составная часть рынка вообще, постольку состав его участников может быть классифицирован в зависимости от той позиции, какую занимает участник на рынке и по отношению к рынку.
Участник рынка может находиться либо в позиции покупателя, либо в позиции продавца, либо только обслуживать рыночные процессы. На рынке ценных бумаг эмитент всегда занимает позицию только продавца. Другими продавцами ценных бумаг могут быть и инвесторы, и фондовые посредники. Покупателями на данном рынке являются только инвесторы и фондовые посредники. Обслуживают рынок организации фондовой инфраструктуры и органы регулирования рынка.
В зависимости от отношения к рынку ценных бумаг всех лиц, которые так или иначе причастны к нему, можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся «клиенты», или «пользователи» фондового рынка. Это эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интересы, их основная «деловая жизнь», если так можно сказать, лежат вне рынка ценных бумаг. Этот рынок для них — один из элементов сферы финансовых услуг, которыми они периодически пользуются. Эмитенты обращаются к фондовому рынку тогда, когда им необходимо привлечь долгосрочные или среднесрочные капиталы для финансирования каких-либо своих программ. Инвесторы обращаются к фондовому рынку для временного вложения имеющихся в их распоряжении капиталов с целью их сохранения и приумножения. Эмитентов и инвесторов объединяет то, что рынок ценных бумаг для них — часть «внешней деловой среды», а не профессия и не «основной» профессиональный бизнес.
Вторую группу составляют профессиональные торговцы, т.е. те, кого называют брокерами и дилерами. Это организации, а в ряде стран и граждане, для которых торговля ценными бумагами — основная профессиональная деятельность. Их задача состоит в том, чтобы обслуживать эмитентов и инвесторов, удовлетворять их потребности в выходе на фондовый рынок. Система взаимоотношений «клиенты — профессиональные торговцы» — это «розничный» сегмент фондового рынка, ориентированный на потребности эмитентов и инвесторов. Профессиональные торговцы здесь предлагают клиентам рынка широкий спектр финансовых услуг и финансовых инструментов.
Рядом с «розничным» сегментом фондового рынка существует не менее значительный «оптовый» сегмент — сфера отношений непосредственно между профессиональными торговцами. Здесь «профессионалы» торгуют друг с другом на равных. Принципы организации этой торговли в целом незначительно отличаются от тех, которые существуют в «розничном» сегменте фондового рынка.
Третью группу составляют организации, которые специализируются на предоставлении услуг всем участникам фондового рынка. Совокупность этих организаций называют также «инфраструктурой» фондового рынка. К ним относятся фондовые биржи и другие организаторы торговли, клиринговые и расчетные организации, депозитарии и регистраторы и др.
Необходимо отметить, что применяемые здесь наименования различных организаций не являются исключительными. Например, в ряде стран (в соответствии с национальным законодательством и историческими традициями) принято говорить о брокерах (дилерах) или о расчетно-клиринговых центрах и т.п. Имеются в виду, скорее, не наименования конкретных организаций, а виды деятельности (брокерская, дилерская, расчетная, клиринговая, депозитарная, биржевая и т.д.), которые по одному или в сочетании могут осуществляться различными юридическими лицами.
Под эмиссией ценных бумаг понимается последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг. Упомянутые действия по размещению ценных бумаг объединяются в ряд этапов, которые и образуют процедуру эмиссии ценных бумаг Там же. — Ст. 2..
В общем случае процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы Там же. — Ст. 19. п. 1.:
· принятие решения о размещении ценных бумаг;
· утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
· государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
· размещение ценных бумаг;
· государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
В случае размещения акций при учреждении акционерного общества, а также в случае размещения ценных бумаг при реорганизации юридических лиц, за исключением реорганизации в форме присоединения, государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией самого выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Указанные отличия объясняются особенностями эмиссии ценных бумаг в упомянутых случаях. Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг находятся между собой в определенной логической последовательности. Нарушение этой последовательности в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 39-ФЗ признается недобросовестной эмиссией и является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, приостановления эмиссии ценных бумаг и признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся. В случае размещения ценных бумаг путем открытой или закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг. В иных случаях эмиссия ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг по усмотрению эмитента. Если эмиссия ценных бумаг не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, что он может быть зарегистрирован впоследствии — после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, то есть за рамками процедуры эмиссии ценных бумаг.
Важно отметить, что до регистрации проспекта ценных бумаг запрещается публичное обращение ценных бумаг Там же. — Ст. 27.6., в том числе на торгах, проводимых фондовой биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг. Таким образом, одним из главных факторов, оказывающих на эмитента влияние при принятии решения об осуществлении регистрации проспекта ценных бумаг в тех случаях, когда это не требуется, является обеспечение возможности публичного обращения ценных бумаг и повышения капитализации эмитента.
Регистрация проспекта ценных бумаг накладывает на эмитента ряд дополнительных обязательств, связанных с раскрытием информации о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах.
Во-первых, если эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации.
Во-вторых, в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме Там же. — Ч. 4 ст. 30.:
· ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (ежеквартальный отчет);
· сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).
Решениями о размещении ценных бумаг являются решения, определяющие порядок и основные условия размещения ценных бумаг и являющиеся основанием для их размещения.
Решение о размещении ценных бумаг принимается уполномоченным органом (лицом) эмитента. Орган управления эмитента, принимающий решение о размещении ценных бумаг, определяется в соответствии с компетенцией органов управления эмитента, установленной ГК РФ, федеральным законом, регулирующим деятельность юридического лица в определенной организационно-правовой форме, и уставом (учредительными документами) эмитента.
В общем случае решение о размещении ценных бумаг принимается общим собранием участников (акционеров) или советом директоров (наблюдательным советом) эмитента.
Под способом размещения ценных бумаг понимается совокупность правил и норм, определяющих основные (базовые) условия размещения ценных бумаг. Смысл определения способа размещения ценных бумаг состоит в следующем: ценные бумаги одного и того же вида, категории (типа), размещаемые одновременно (в один и тот же период времени) и образующие один и тот же выпуск (дополнительный выпуск) ценных бумаг (то есть предоставляющие их владельцам одинаковый объем прав), должны размещаться одним и тем же способом и не могут размещаться двумя или более способами.
Способами размещения акций являются:
а) распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем);
б) распределение акций среди акционеров;
в) конвертация;
г) открытая подписка (публичное размещение) или закрытая подписка;
д) приобретение, в том числе возмездное приобретение;
е) обмен на акции акционерного общества, созданного в результате преобразования, долей (паев) преобразованного в акционерное общество хозяйственного общества.
Способы размещения облигаций и опционов эмитента: а) открытая подписка (публичное размещение) или закрытая подписка; б) конвертация.
Решение о выпуске ценных бумаг является документом эмитента, содержащим данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Таким образом, основной функцией решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является установление объема прав, предоставляемых ценной бумагой ее владельцу. В этом смысле решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является правоустанавливающим документом, который подлежит регистрации одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. После государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитент не вправе изменить зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в части объема прав по ценной бумаге, установленных этим решением Там же. — Ст. 17 п. 3..
Зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является открытым (публичным) документом. Согласно п. 6 ст. 17 Федерального закона № 39-ФЗ эмитент и (или) регистратор, осуществляющий ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента, по требованию заинтересованного лица обязаны предоставить ему копию решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг за плату, не превышающую затраты на ее изготовление.
Если первичный рынок связан с появлением ценных бумаг на рынке (их выпуском и размещением), то вторичный рынок создает необходимые условия для их обращения. Под обращением ценных бумаг понимается переход права собственности от одного их держателя (владельца) к другому при заключении ими гражданско-правовых сделок. При этом следует также иметь в виду, что гражданско-правовые сделки могут совершаться как на рыночных условиях, так и на основе гражданско-правовых норм, определенных Гражданским кодексом РФ. Состав и характер сделок при этом будут разные. Для рынка ценных бумаг необходимы спрос и предложение, поэтому сделка подразумевает взаимное согласование условий и цены. Гражданско-правовые нормы четко определяют условия тех или иных сделок, они становятся законом и не могут согласовываться или оспариваться сторонами. На рынке ценных бумаг их обращение принимает форму сделки купли-продажи или обмена (мены). Гражданско-правовые сделки предусматривают, что переход права собственности может произойти при таких сделках, как мена, дарение, наследование. Право собственности от одного держателя к другому может перейти и по решению суда, при приватизации, внесении ценных бумаг в качестве взноса в уставный капитал.
На рынке ценных бумаг их обращение регламентируется как государством, так и самими участниками рынка через устанавливаемые ими правила торговли, стандарты и нормы поведения.
Для обращения ценных бумаг на рынке характерна определенная последовательность действий, которой обязаны придерживаться профессиональные участники рынка ценных бумаг и учитывать потенциальные их покупатели и продавцы.
Листинг необходим для допуска ценных бумаг на тот или иной рынок (биржевой или внебиржевой), выдвигающий совокупность требований, которым должны соответствовать ценные бумаги, выступающие объектом сделок. Только после листинга как продавец, так и покупатель могут давать посредникам торговые поручения на продажу или покупку ценных бумаг.
Наиболее сложным этапом обращения являются торги ценными бумагами.
Торги ценными бумагами могут происходить только в том случае, если их участники будут располагать необходимой информацией, достаточной для согласования условий сделки. Такая информация формируется на основе торговых поручений (приказов) непосредственных продавцов и покупателей ценных бумаг, а также на основе заявок, которые представляют участники торгов.
В зависимости от системы организации торгов в ряде случаев может требоваться предварительное депонирование ценных бумаг и денежных средств.
Если в результате торгов произошло заключение сделки, то торговая система должна создать необходимые условия для сверки параметров сделки отдельными участниками. По результатам такой сверки торговая система гарантирует равенство объемов покупки и продажи, возможность подбора сделок, а участники сделок исключают технические ошибки, связанные с заключением сделок.
Согласно действующему законодательству факт совершения сделки не означает перехода прав собственности на ценные бумаги. Для этого необходимо исполнение сделки, которому предшествуют клиринг и расчеты по сделкам. Основное назначение клиринга состоит в выявлении позиций участников сделок (обеспечение требований и обязательств).
Переход права собственности на ценные бумаги связан со следующими проблемами.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что переход права собственности на ценную бумагу означает и переход к новому держателю тех имущественных прав, которые закреплены за той или иной ценной бумагой.
Поэтому о переходе права собственности, а следовательно, и о передаче имущественных прав, закрепленных за ценной бумагой, должен быть извещен тот, кто осуществляет эти имущественные права, и тот, кто учитывает как право собственности, так и право на имущественные права по ценным бумагам — номинальный держатель, депозитарий, регистратор (держатель реестра). При этом ответственность за своевременное уведомление о переходе права собственности лежит на приобретателе ценной бумаги. Имущественные права, закрепленные за ценной бумагой, должен обеспечивать эмитент или уполномоченное им лицо.
Форма удостоверения права собственности на ценную бумагу зависит от формы ее существования, а также места нахождения.
Учет прав собственности именных ценных бумаг документарной формы выпуска, помещенных на хранение в депозитарий, ведется на основании записи на счете депо о количестве ценных бумаг, находящихся в централизованном (коллективном) или обособленном хранении.
Именная ценная бумага может находиться у владельца, тогда право собственности будет удостоверяться не только сертификатом, но и записью на лицевом счете в реестре, и для осуществления имущественных прав, как было отмечено ранее, необходимо совпадение имени владельца, указанного в сертификате и на лицевом счете.
В случае бездокументарных ценных бумаг, которые могут быть только именными, право собственности удостоверяется либо записью на счете депо, либо на лицевом счете в зависимости от принятой системы учета прав (места нахождения).
Форма удостоверения права собственности для документарных ценных бумаг на предъявителя будет зависеть от их места нахождения: если ценная бумага находится у владельца, то право собственности удостоверяется только сертификатом, если она помещена владельцем в депозитарий — то записью на счете депо.
Переход права собственности на ценную бумагу будет означать изменение формы удостоверения права собственности.
Чаще всего перерегистрацией права собственности на ценные бумаги занимается держатель реестра (сам эмитент или независимый регистратор). Он обязан вносить в реестр записи о переходе права собственности на ценные бумаги при представлении передаточного распоряжения, которое может представить лицо, зарегистрированное в реестре. Таким лицом может быть продавец, передающий ценные бумаги приобретателю. Переданное распоряжение может представить и покупатель, на лицевой счет которого должны быть зачислены приобретенные ценные бумаги, или уполномоченный представитель продавца или покупателя.
Исходя из выше изложенного следует, что участников рынка ценных бумаг можно разделить в зависимости от их функционального назначения на продавцов, потребителей (инвесторов); посредников; организации, обслуживающие рынок ценных бумаг; органы регулирования и контроля; либо в зависимости от их отношения к рынку на клиентов или пользователей; профессиональных торговцев; организации, специализирующиеся на предоставлении услуг участникам рынка ценных бумаг.
Эмиссия ценных бумаг является одним из источников привлечения финансовых средств. Она используется как государством, органами власти и управления, так и отдельными юридическими лицами, которым предоставлено право выпуска ценных бумаг. Эмиссия составляет основу первичного рынка ценных бумаг. Его участниками являются эмитенты, инвесторы, органы, регистрирующие выпуск ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг представляет собой строго регламентированный со стороны государства процесс, обеспечивающий прозрачность рынка ценных бумаг.
Что же касается вторичного рынка, то он создает необходимые условия для обращения ценных бумаг, в ходе которого происходит перепродажа и смена собственника. Формы перехода права собственности могут быть разными: купля-продажа, обмен, дарение и т.д. Они регулируются, как правило, и рынком, и нормами права, установленными государством.
Обращение ценных бумаг на организованных рынках начинается с процедуры допуска их к торгам, которая основывается на проверке и изучении финансового положения эмитента, характеристик эмиссии и т.п.
3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России
Старт рынка в 1990-1992 гг. — это смесь идей, людей, первых рыночных институтов с громкими именами. Это было время «международных» и «центральных» бирж. Известны случаи, когда утром на площадке велись биржевые торги, а вечером там начиналась дискотека. Одна из «московских центральных» бирж находилась в староарбатской коммунальной квартире с продавленными диванами, сохранившимися от старых хозяев. Уже в 1993-1994 гг. в России официально существовали более 60 фондовых и товарно-фондовых бирж, фондовых отделов товарных бирж — более 40% их мирового количества (вслед за 700 товарными биржами, учрежденными в 1990-1991 гг.). Повсеместная скупка ваучеров (с 1992 г.), массовые суррогаты и предъявительские ценные бумаги (все бесследно исчезли из обращения), финансовые пирамиды и их крахи делали биржи «уличными».
К октябрю 1994 г. было зарегистрировано более 2700 инвестиционных институтов — финансовых брокеров, инвестиционных консультантов и ИК (за год их количество увеличилось в 2,7 раза), более 3000 страховых компаний (рост — в 30 раз с октября 2003 г.), создано на волне приватизации более 660 инвестиционных фондов (абсолютное большинство с конца 1990-х гг. перестали существовать), несколько десятков НПФ Миркин Я. Российский рынок ценных бумаг: риски, рост, значимость // Рынок ценных бумаг. — №23. — 2007. — С.56.. Выжили немногие.
Вместе с тем в эти годы был дан старт тем институтам и сегментам фондового рынка, которые стали в дальнейшем его профессиональной основой. В 1992 г. создана ММВБ, стартовавшая валютными аукционами, с 1993 г. — рынком ГКО, основанным на зарубежных аналогах и не уступающим им (организация, информационные технологии). В 1993-1994 гг. был запущен международный проект, которому суждено было стать РТС. Рынок государственных ценных бумаг составлял 6-7 млрд. долл. (рыночная стоимость), формируя профессиональную структуру фондового рынка.
В 1995-1998 гг. в России утвердилась современная инфраструктура фондового рынка (ММВБ + РТС как национальные системы со связанной с ними депозитарной и расчетно-клиринговой инфраструктурой). Сложилась смешанная модель рынка (универсальные коммерческие и инвестиционные банки как равные участники). В российские финансовые активы вошли глобальные инвесторы (более 90% оборотов РТС и более 30% вложений в ГКО через ММВБ к моменту кризиса формировали нерезиденты).
В ответ на кризис неплатежей и политику низкой монетизации возник уникальный сегмент — объемный вексельный рынок, который начал наполнять оборот суррогатами денег, становясь при этом прототипом рынка коммерческих бумаг секьюритизированного краткосрочного долга реального сектора.
С 1995 г. (начало разогрева рынка) до осени 1997 г. (пик, затем азиатский кризис) рынок быстро наращивал обороты, постоянно увеличивалось число инвестиционных институтов, расширялся круг обращающихся ценных бумаг (более 300 эмитентов).
При этом год от года нарастал кризисный потенциал. В 1990-е гг. на российском рынке ценных бумаг достигнуто одно из самых высоких в мире значений рыночного риска, в 1995-2000 гг. коэффициент вариации составлял более 50%.
Множеством финансовых кризисов показано, что все это делает внутренний рынок подверженным потокам «горячих денег», зависимым от нерезидентов, стремящихся к сверхдоходности, крайне волатильным, манипулятивным и олигополистическим, подверженным спекулятивным атакам и паническим реакциям бегства капиталов. В 1995-1998 гг. российский рынок открылся для нерезидентов. Рынок был (и остается) сильно коррелированным с рынками Латинской Америки, демонстрировал экстремальную волатильность, одну из самых высоких в мире.
После кризиса осени 1997 — лета 1998 г. были сохранены и продолжали развиваться две национальные торговые системы — ММВБ и РТС. Выжили наиболее крупные и успешные игроки, устояла и была укрупнена инфраструктура российского фондового рынка (примерно 110 регистраторов, более 100 депозитариев на конец 1999 г.). Кризис содействовал «естественному отбору» (30-50% профессиональных участников, до 80-90% лицензий прекратили существование) Там же. С. 58..
Дешевизна финансовых активов, при том что сырьевая экономика России стала выглядеть перспективной на фоне растущих цен на сырье, начиная с конца 1998 г. привела к очередному повороту потоков «горячих денег» нерезидентов, но уже в пользу отечественного рынка.
В 1998-2006 гг. примерно в 30 раз выросли значения фондовых индексов, почти в 40 раз — обороты рынка акций, восстановились рынки государственных и муниципальных ценных бумаг, заново создан сегмент корпоративных облигаций. В 2005-2006 гг. обороты ММВБ и РТС превысили обороты на АДР на российские акции (в конце 1990-х -2004 гг. зарубежные рынки на российские АДР (Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт — Берлин, Вена) существенно превосходили по своим оборотам российские, что ставило под сомнение конкурентоспособность внутреннего рынка, вызывало утечку торговой активности за рубеж) Там же. С. 58..
Одним из итогов развития финансового сектора в России в 1990-е гг. стало создание фондового рынка, более крупного по размеру, чем рынки — конкуренты стран Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии (65-75% от совокупных оборотов по региону).
Российский рынок акций расширил свою долю по оборотам в группе BRIC + Турция до 20% в 2006 г., по капитализации — до 27%, существенно опередив ближайшего конкурента — Бразилию (страны сопоставимы по многим параметрам). Самая высокая в группе капитализация рынка к ВВП, сопоставимая с индустриальными странами, — предмет для дискуссий.
Трудно найти рынок, который бы рос в 1999-2006 гг. такими темпами и с такими рисками, как российский. Как следствие, противоречивость ситуации: очень значительный потенциал роста капитализации рынка при сверхвысоких рисках.
Российский рынок ценных бумаг продолжает оставаться противоречивым, потому что на фондовой бирже действуют старые финансовые инструменты (кредиты, ваучеры, акции) и несмотря на определенное движение вперед рынок не обеспечивает финансирование экономики, т.к. идет продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице. Кроме того инфляция продолжает обесценивать рынок в целом и сдерживать его развитие, в связи с чем рынок не отражает состояние экономики. И еще такой ситуации способствует то, что развитию рынка мешают кризис платежей и разрыв хозяйственных связей, и что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала.
К основным проблемам российского рынка ценных бумаг относится:
— развитие инфраструктуры фондового рынка;
— повышение информационной открытости рынка, увеличение его прозрачности;
— создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования, т.к. без законодательного регулирования рынок ценных бумаг не может выполнять своего основного назначения: быть источником средств для преодоления инвестиционного кризиса. Важные положения закона — установление единых требований при осуществлении профессиональной деятельности для кредитных организаций и других инвестиционных компаний;
— проблема мелкого инвестора. Рынок государственных ценных бумаг самых ликвидных и надежных на сегодняшний день закрыт для мелких и средних инвесторов, что так же создает проблемы для самого рынка, для мотивации деятельности банка на этом рынке, что порождает финансовые проблемы более широкого характера. С одной стороны не используются имеющиеся накопления населения, с другой — бюджет не получает возможных источников покрытия. Таким образом на рынке возникают перекосы, поскольку он ориентирован на крупные промышленные финансовые структуры.
— нехватка капиталовложений, так инвестиционный потенциал банков в 7-8 раз меньше, чем необходимо, а в бюджете денег нет, и довольно-таки трудно привлечь иностранный капитал, поскольку для нашего рынка характерен краткосрочный характер; и главная причина — нестабильность как в экономической, так и в политической ситуации страны;
— дальнейшая интеграция с фондовыми рынками развитых стран, хотя следует отметить, что на российском рынке присутствует ряд западных компаний;
— незначительный объем ценных бумаг и небольшое их разнообразие, а также вовлечение в рыночный оборот все большего числа акций российских АО;
— депозитарий, т.к. нет крупного признания всеми головного депозитария и существует проблема с регистраторами и реестром. Центральный Банк будет помогать развитию этой инфраструктуры в части денежных расчетов;
— отсутствие на нашем рынке таких институтов, как дилеры-оптовики и джоберские конторы;
— недостатки системы российского бухгалтерского учета, проблема, мешающая превратить Россию в мировой фондовый центр и выталкивающая торговлю российскими ценными бумагами за пределы государства.
Рост конкурентоспособности российского финансового рынка во многом зависит оттого, будет ли проводиться политика создания регионального финансового центра «Финансовая площадка — Россия»; будет ли сделана попытка создания на территории России финансовых оффшоров в одной или нескольких портовых свободных экономических зонах (пример — свободные банковские и финансовые зоны, созданные в юрисдикции Британского Содружества); будет ли реально проводиться программа интеграции с рынками капитала стран СНГ (программы «единого паспорта» для эмитентов, финансовых инструментов и профучастников из этих стран).
Повышению конкурентоспособности рынка должна способствовать программа реструктуризации отрасли. Повышение капитализации инвестиционных институтов, введение надзора за финансовыми рисками, завершение создания мегарегулятора с ростом его операционной способности, дальнейшая консолидация фондовых бирж, депозитарной и расчетно-клиринговой инфраструктуры. Происходящий разогрев рынка увеличивает системные риски — огромное значение приобретает создание системы их мониторинга, планов чрезвычайных действий для вмешательства в ситуации, когда начинает разрастаться финансовый кризис. Должна быть решена многолетняя проблема отсутствия правоприменения в отношении действий на финансовом рынке, нарушающих честный и справедливый характер ценообразования (что неизбежно при олигополистической структуре инвестиционных банков и институциональных инвесторов). Отсутствуют системы общедоступной информации и статистических публикаций, привычные для развитых рынков. Не отстроена система налоговых стимулов для долгосрочного, неспекулятивного инвестирования в ценные бумаги. Макрофинансовая политика по-прежнему, как и в конце 1990-х гг., нуждается в нормализации. Список решений, позволяющих увеличить конкурентоспособность российского рынка, можно продолжать долго.
Системные риски финансового кризиса в России увеличивают: сохраняющаяся низкая монетизация экономики; высокая доходность финансовых активов; укрепляющийся рубль при валютной либерализации, открытом счете капиталов и крупных спекулятивных вложениях иностранных инвесторов (по оценке, не менее 30% внутреннего рынка); опережающий рост корпоративных внешних заимствований, значимая часть которых — привлечение средств банками под конвертацию в рубли и получение высокой доходности на внутреннем рынке; быстрый рост деривативов на биржевом и внебиржевом рынке.
Базовый прогноз до 2012 г. таков:
— всплески системных рисков на финансовых рынках индустриальных стран будут погашаться благодаря эксцессивному предоставлению ликвидности со стороны центральных банков и расширенным мерам по абсорбции потерь со стороны квазигосударственных финансовых институтов и пулов коммерческих и инвестиционных банков;
— периодическая активизация системных рисков внутри России (на базе излишних концентраций кредитного, процентного, рыночного рисков) будет абсорбироваться на базе денежных потоков, поступающих в страну от сырьевого экспорта, наращенных золотовалютных резервов и резервных фондов;
— наибольшие вероятности цепной реакции и возникновения глобального кризиса лежат в рисках финансового кризиса в группе формирующихся рынков, которые будут переданы через механизм взаимодействия, «финансовой инфекции» и вызовут бегство спекулятивных капиталов нерезидентов из России наравне с другими формирующимися рынками. В связи с объемной зависимостью внутреннего финансового рынка от инвестиций нерезидентов, прежде всего от краткосрочных заимствований и спекулятивных портфелей акций, формируемых в значимой части крупными глобальными инвесторами и международными коммерческими и инвестиционными банками, такое бегство капитала может стать спусковым механизмом для цепной реакции реализации кредитных, процентных и рыночных рисков, относящихся к деятельности резидентов. Таким образом, будет создан потенциал для масштабного финансового кризиса в России.
Заключение
рынок ценная бумага
Вот и закончено рассмотрение одного из ключевых аспектов развития экономики — деятельность на рынке ценных бумаг. Многое осталось за пределами данной работы, но мы надеемся, что основная часть позволит сформировать основные понятия о данных категориях и расширить ваш кругозор.
Как было сказано выше, рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка выступает системой экономических отношений, связанных с мобилизацией, накоплением и распределением свободных денежных ресурсов, предназначенных для развития производства.
Рынок ценных бумаг — это сложная организационно-правовая и социально-экономическая структура, которая имеет много различных характеристик. Его структуру можно рассматривать с разных сторон, потому он может быть условно разделен на отдельные сегменты по различным признакам: по структуре участников; по эмитентам и инвесторам; по способу торговли ценными бумагами на фондовом рынке и т.д.
Участник рынка может находиться либо в позиции покупателя, либо в позиции продавца, либо только обслуживать рыночные процессы. На рынке ценных бумаг эмитент всегда занимает позицию только продавца. Другими продавцами ценных бумаг могут быть и инвесторы, и фондовые посредники. Покупателями на данном рынке являются только инвесторы и фондовые посредники. Обслуживают рынок организации фондовой инфраструктуры и органы регулирования рынка. Кроме того, в работе были рассмотрены особенности размещения и обращения ценных бумаг.
Что касается дальнейшего развития рынка ценных бумаг в России, то нужно отметить, что дальше — формирующийся рынок, шаг за шагом переходящий в более зрелые стадии, сопоставимые с рынками, которые сложились в «новых индустриальных экономиках». Рынок, очень похожий на многие другие, прежде всего на рынки Латинской Америки, корреляция с которыми стабильно выше 0,9. Рынок — очень волатильный, спекулятивный, в значительной мере зависящий от внешнеэкономической и финансовой динамики, с огромным влиянием иностранных инвесторов и финансовых институтов — нерезидентов. Рынок, основанный на высокой концентрации собственности, на олигополии, на объемном участии государства в капиталах и экономической жизни и, следовательно, на пассивном участии населения в инвестициях. Краеугольным камнем этого рынка будут не акции, а долги и сделки корпоративного контроля. Как и на других emerging markets, крупнейшие компании будут финансироваться прежде всего за рубежом и обслуживаться преимущественно западными инвестиционными банками. Появится ли у государства агрессивная политика создания финансовой площадки в России, подкрепленная ресурсами и политической волей, — большой вопрос.
Этот стресс-сценарий объективно ведет к сужению роли финансового рынка в перераспределении финансовых ресурсов на цели инвестиций, подобно тому, как это происходило в СССР в конце 1920-х гг., в Иране в конце 1970-х гг. и при многих других попытках перехода к более закрытым и патерналистским обществам.
В этой связи важнейшая задача — не допустить в ближайшие годы признаков финансового кризиса, каких-либо финансовых стрессов, которые бы стали спусковым механизмом, поводом для рестриктивной политики государства на финансовом рынке.
Список использованной литературы
1. О рынке ценных бумаг: федеральный закон Российской Федерации от 22 апр. 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 30.12.2006 № 282-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 17. — Ст. 1918.
2. Батяева Т.А. Рынок ценных бумаг: учебное пособие для вузов / Т.А. Батяева; И.И. Столяров. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 303 с. — (Учебники факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова).
3. Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг / В.А. Боровкова. — СПб. [и др.]: Питер, 2011. — 316 с. — (Академия финансов).
4. Гусева И.А. Рынок ценных бумаг: практические задания по курсу: учебное пособие для вузов / И.А. Гусева. — М. : Экзамен, 2005. — 462 с.
5. Ивансенко А.Г. Рынок ценных бумаг. Инструменты и механизмы функционирования: учебное пособие / А.Г. Ивасенко; Я.И. Никонова; В.А. Павленко. — М.: КноРус, 2005. — 272 с.
6. Киляков А.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учебное пособие для вузов / А.А. Килячков; Л.А. Чалдаева. — М.: Юристь, 2002. — 702 с. — (Homo faber).
7. Килячков А.А. Рынок ценных бумаг: курс в схемах / А.А. Килячков; Л.А. Чалдаева. — М.: Юристъ, 2003. — 391 с.: ил. — (Homo faber).
8. Колтынюк Б. А. Рынок ценных бумаг: учебник для вузов / Б. А. Колтынюк. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2010. — 426 с.
9. Краев А.О. Рынок долговых ценных бумаг: учебное пособие для вузов / А.О. Краев; И.Н. Коньков; П.Ю. Малеев. — М.: Экзамен, 2002. — 511 с.
10. Криничанский К.В. Рынок ценных бумаг: учебное пособие для ВУЗов / К.В. Криничанский. — М.: ДИС, 2011. — 512 с.
11. Лякин А. Н. Рынок ценных бумаг: учебное пособие / А.Н. Лякин; А.А. Лапинскас. — СПб.: Поиск, 2001. — 158 с.
12. Лялин В.А. Рынок ценных бумаг: учебник для вузов / В.А. Лялин; П.В. Воробьев. — М.: Проспект, 2006. — 383 с.
13. Малюгин В.И. Рынок ценных бумаг: количественные методы анализа / В.И. Малюгин. — М.: Дело, 2003. — 319 с.
14. Маренков Н.Л. Рынок ценных бумаг в России: учебное пособие для вузов / Н.Л. Маренков; Н.Н. Косаренко. — 2-е изд., испр. — М.: Флинта; Наука, 2005. — 247 с.
15. Миркин Я. Российский рынок ценных бумаг: риски, рост, значимость / Я. Миркин // Рынок ценных бумаг. — №23. — 2007. — С. 56-62.
16. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учебник для вузов / ред. О.И. Дегтярева; Н.М. Коршунов; Е.Ф. Жуков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 — 501 с.
17. Рынок ценных бумаг: учебник для вузов / В.А. Галанов; [и др.]; ред. В.А. Галанов; А.И. Басов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 447 с.
18. Рынок ценных бумаг: учебник для вузов / Е.Ф. Жуков; [и др.]; ред. Е.Ф. Жуков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 463 с.
19. Рынок ценных бумаг: учебник для ВУЗов / ред. В.А. Галанов; ред. А.И. Басов. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 447 с.
20. Рынок ценных бумаг: учебник для экономических вузов / В.А. Галанов; [и др.]; ред. В.А. Галанов. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 350 с.
21. Рынок ценных бумаг: учебное пособие для вузов / ред. Е. Ф. Жуков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 399 с.
22. Синицына Н.М. Рынок ценных бумаг: учебное пособие для вузов / Н.М. Синицына. — Н.Новгород: Полиграфторгсервис, 2004. — 110 с.
23. Смыслов Д.В. Российский рынок государственных ценных бумаг: становление, эволюция, перспективы / Д.В. Смыслов // Мировая экономика и международные отношения. — №1. — 2011. — С. 34-44.
24. Тертышный С.А. Рынок ценных бумаг и методы его анализа / С.А. Тертышный. — СПб. [и др.]: Питер, 2011. — 219 с. — (Краткий курс).
Размещено на Allbest