Содержание
Содержание
Введение3
1. Новые подходы к пониманию сущности и структуры
современного административного права
6
1.1. Понятие административного права и его предмет6
1.2. Круг общественных отношений, регулируемых
административным правом
11
2. Проблемы определения методов административного права17
2.1. Предписание, запрет и дозволение как методы
административного права
17
2.2. Императивный и диспозитивный методы
административно-правового регулирования
22
Заключение27
Список используемой литературы29
Выдержка из текста работы
- Введение……………………………………………………………….3
- Предмет административного права как отрасли права…………….4
- Методы административного права………………………………….8
- Система административного права…………………………………11
- Место административного права в правовой системе Российской Федерации…………………………………………………………………..12
- Заключение…………………………………………………………..14
- Список литературы………………………………………………….16
- Введение.
Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.
Наиболее значимые для общества отношения объективно требуют юридического вмешательства государства и обеспечиваются нормами публичного права, в предмет которого входят: основы государственно – конституционного устройства; функционирование государства и его органов; институты гражданского общества; системы и органы местного самоуправления; правотворческий и правоприменительный процесс; судебная система; международные отношения. Публичное право призвано обеспечивать и охранять общие интересы государства.
Одной из наиболее объемных отраслей российского публичного права является административное право. Административное право часто называют управленческим правом, что обусловлено предметом его правового регулирования. Оно регламентирует управленческую деятельность, широкий круг общественных отношений по поводу организации и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.
Административное право представляет собой одну из самых сложных, крупных базовых отраслей российского права, так как деятельность органов государственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.
Человеческое общество всегда нуждалось в управленческом, упорядочивающем общественные отношения и поведение людей воздействии. В этих целях общество создавало субъекты управленческого воздействия, к которым относится, прежде всего, государство, общественные формирования, органы местного самоуправления, а также иные структуры, обеспечивающие управление на уровне семейно-родовых и иных неформальных отношений. Наиболее важные виды управленческой деятельности, такие, как государственное, муниципальное управление, управление общественными объединениями, урегулировано нормами различных отраслей права. Вопросы управления составляют предмет правового регулирования таких отраслей права, как конституционное право, муниципальное право, гражданское право, финансовое право и многих других отраслей права. При изучении административного права мы должны сформировать системное представление и комплекс знаний о государственном управлении как функции исполнительной власти, во всем многообразии форм и методов управленческой деятельности органов государственного управления.
2. Предмет административного права как отрасли права.
Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Характерной особенностью Административное право РФ является регулирование им одновременно материальных и процессуальных отношений.1
Следовательно, предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Однако административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере действия системы исполнительной власти, хотя “ее нормы и имеют здесь безусловный авторитет”2. Какие же именно отношения входят в область интересов административного права?
Исполнительная власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственное и муниципальное управление, государственная администрация, административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из трех основных компонентов. Это:
1) управленческий аппарат (совокупность служащих, административных органов);
2) исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-распорядительная);
3) используемая им при этом власть.
Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.
Административно-правовое регулирование производится посредством:
а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;
б) формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным законам развития общества, положениям Конституции РФ;
в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и других отраслей права;
г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.
Под понятием государственной администрации главным образом подразумеваются: а) властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов; б) внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных и муниципальных органов (премьер-министра, прокуроров, председателя суда); г) деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о мелком хулиганстве, неповиновении и т.п.), предполагающих реализацию не судебной, а административной власти. Конституция РФ закрепляет существование в стране административного, гражданского и уголовного судопроизводства;3 г) деятельность иных формирований, осуществляющих административный контроль на основании предоставленных им государством полномочий.
Содержание деятельности органов управления весьма разнообразно. Осуществляя свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя, таким образом, деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т. п. Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового, уголовно-процессуального, финансового.
Следовательно, можно ограничить предмет административного права, уточнив, что оно регулирует только те общественные отношения, которые не закреплены за другими отраслями действующего права.
Таким образом, предмет административного права можно условно подразделить на две части: 1) внутри аппаратные отношения и 2) взаимоотношения органов административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.
Следовательно, предметом административного права являются отношения, возникающие в процессе образования и деятельности органов исполнительной власти, а также отношения между нею и иными субъектами административного права.
Можно определить следующие основные цели административно-правового регулирования: 1) создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти как важного инструмента обеспечения потребностей граждан, общества, государства; 2) обеспечение демократической правовой организации исполнительной власти; 3) создание в сфере управления условий для реализации гражданами и их объединениями предоставленных им прав и свобод; 4) обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности и т. п. служащих государственного аппарата.
В зависимости от конкретных условий возникновения управленческих отношений можно также выделить внутренние и внешние функции административно-правового регулирования:
а) внутренние или внутрисистемные — это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением способов взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата управления и т. п. Сторонами в этих отношениях выступают соподчиненные исполнительные органы, а также должностные лица;
б) внешние отношения — это отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти — на граждан, общественные отношения, коммерческие структуры, в том числе — частные, и т.п.
Наука административного права различает, таким образом, индивидуальных и коллективных субъектов права, речь о которых пойдет ниже.
В рамках своего предмета административное право создает определенный правовой режим организации и деятельности субъектов исполнительной власти (в соответствии с их конституционным назначением), а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное проявление служебной роли данной отрасли российского права, ее регулятивная функция. Ей сопутствует и другая функция — правоохранительная (юрисдикционная), обеспечивающая как соблюдение установленного правового режима, так и защиту законных прав и интересов сторон в рамках регулируемых управленческих отношений. Например: «Милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства…»4
3. Методы административного права.
«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности»5.
«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»6.
Если обобщить эти определения, то можно дать следующее:
«Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности»7.
«Предмет правового регулирования, будучи главнейшим критерием разграничения отраслей права, вместе с тем не позволяет провести окончательного разделения системы права на отдельные отрасли. Поэтому механизм правового регулирования включает в себя и методы правового регулирования, которые в совокупности с предметом правового регулирования обеспечивают более точное разграничение отраслей права, регламентирующих сходные общественные отношения».8
Метод административного права — это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.
При помощи метода правового регулирования производится ограничение круга отношений, охватываемых административным правом, от отношений, подчиняющихся другим отраслям права.
В литературе существует несколько подходов к вопросу о классификации методов правового регулирования. В зависимости от сочетания различных признаков в теории права можно обнаружить три метода (типа) правового регулирования: дозволение, предписание и запрет. Дозволение связывается с гражданско – правовым регулированием, направленность которого выражается главным образом в первичности управомочивающих норм. Предписание выступает как административно-правовой тип регулирования. Запрет как метод регулирования имеет отношение к уголовному праву. Однако из подобной классификации типов правового регулирования отнюдь не вытекает, что дозволение присуще только гражданскому праву, предписание — административному, а запрет — уголовному. Все три типа правового регулирования можно обнаружить в различных отраслях, но решающим в одних является дозволение, в других — предписание, в третьих — запрет.
В современной литературе особо отмечается, что в зависимости от особенностей соотношения дозволения, предписания и запрета различаются три варианта проявления единого метода правового регулирования, т. е. три типа правового регулирования соответствующих отношений. При этом каждый тип правового регулирования представляет собой "конкретный вариант единого метода, в котором один из его элементов выступает в качестве преобладающего, а два других выполняют функцию его обеспечения присущими им возможностями"9.
Согласно другой классификации, в теории права выделяются два основных метода правового регулирования — императивный и диапозитивный.
Императивный метод правового регулирования – это метод властных предписаний, характерный, прежде всего для административного права. Этот метод отличается властно – императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права.
Диапозитивный метод (метод координации) в отличие от императивного метода предполагает юридическое равенство участников правоотношений и применяется в основном в гражданском праве. «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством»10.
Одной из современных тенденций в развитии российского законодательства вообще, а административного — в частности является некоторое усиление роли диспозитивного метода правового регулирования, т. е. переход от императивности в управлении к таким формам регламентации, которые позволяют широко использовать и в управленческой практике договорные начала, максимально обеспечивать права и свободы граждан, гарантировать условия для проявления инициативы, творчества, предприимчивости.
4. Система административного права.
Наряду с предметом определяющим признаком самостоятельной отрасли права является ее целостность, взаимосвязь заключенных в ней юридических норм. Целостность системы административного права обеспечивается за счет единства предмета, цели, принципов и метода правового регулирования.
Под системой правового воздействия вообще следует понимать определенный юридический режим регулятивного воздействия, который характеризуется специфическими приемами правового регулирования — особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, распространяющихся на данную совокупность норм.
Административное право — одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.
Система административного права делится на общую и особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).
В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.
В четырех подотраслях особенной части объединены нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).
5. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.
Административное право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни.
Административное право играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.
Во – первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно назвать следующие:
а) сокращение масштабов централизованного административно-правового регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., «административное и административно – процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов»11);
б) существенное возрастание роли региональных регуляторов;
в) усиление значимости рекомендательных норм;
г) обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней;
д) усиление контрольно – надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функций административного регулирования.
Во – вторых, характеризуя служебную роль административного права, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой его природы. Так, в связи с актуальностью проблемы правоохраны в условиях построения правового общества, административное право усиливает свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно – правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредительных, пресекательных и карательных средств административно – принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса.
Наконец, во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но и может выступать в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует норма административного права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и иных отношений. Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным (государственным) правом, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п. В частности, в Конституции провозглашается, что «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина…»12, которые практически в значительной мере реализуются через сферу государственного управления.
Таким образом, административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно –управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.п.
Совместно с гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера – в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования.
Аналогично решается вопрос и о соотношении норм административного и трудового права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.
Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.
6. Заключение.
Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата — исполнительной власти.
Административное право — важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в Российской Федерации, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.
Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.
В заключении следует отметить, что административное право частица нашего общества. Все здесь взаимосвязано и постоянно взаимодействует. Спектр деятельности административного права очень широк, поэтому и его роль и значение для регулирования общественных отношений тоже велико.
7. Список литературы.
- «Большой энциклопедический словарь», М.: АСТ, Апреля, 2005, с. 1248
- Гражданский Кодекс российской Федерации.
- Губский Е.Ф., Кораблева Г.В. «Философский энциклопедический словарь», М.: Инфра-М, 2006, с. 576.
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
- Ноздрачев А.Ф. «Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г.», Государство и право. — 1996. — № 1. — С. 12-22.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. "Методология", М.: Синтег, 2007, с.668.
- Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Юристь, 2000 г.
- Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. № 4. С 244.
- Сухарев А.Я. . «Большой Юридический словарь 3-е издание», М.: Инфра-М, 2007. С. 858.
- ФЗ «О милиции» от 18 апреля 1991 года.
- Интернет:
- www.andrewefimov2.narod.ru.
- www.50rus.info.
1 Сухарев А.Я. . «Большой Юридический словарь 3-е издание», М.: Инфра-М, 2007. С.7.
2 Ноздрачев А.Ф. «Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г.», Государство и право. — 1996. — № 1. — С. 17.
3 Ст. 118 К РФ от 12 декабря 1993 года
4 Ст.1 ФЗ РФ «О Милиции» от 18 апреля 1991 года.
5 «Большой энциклопедический словарь», М.: АСТ, Апреля, 2005, с.593
6 Губский Е.Ф., Кораблева Г.В. «Философский энциклопедический словарь», М.: Инфра-М, 2006, с. 237.
7 Новиков А.М., Новиков Д.А. "Методология", М.: Синтег, 2007, с. 21.
8 Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. № 4. С. 34—45.
9 Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. № 4. С.42
10 ст. 2 ч. 3 ГК РФ
11 Ст.72 ч.1, К РФ от 12 декабря 1993 года
12 Ст. 17 п.1, К РФ от 12 декабря 1993 года.