Содержание
Содержание:
Введение3
Глава 1. Современное состояние мирового рынка энергоресурсов5
1.1. Значение нефти в мировой экономике5
Глава 2. Современные тенденции развития рынка нефти10
2.1. Россия на мировом рынке нефти10
2.2. Проблемы развития мирового рынка нефти16
Глава 3. Современные тенденции развития российского рынка нефти24
3.1.Проблемы ценообразования на мировом рынке нефти24
3.2. Особенности инвестирования28
Заключение32
Список литературы35
Приложения
Введение
«Современные проблемы и тенденции развития рынка нефти и других невозобновляемых ресурсов» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что в течение полутора века нефть находится постоянно в эпицентре международной политики, представляя собой надежный источник благосостояния и политической силы государств.
Россия является одной из крупнейших мировых нефтедобывающих держав, удовлетворяющая за счет собственных природных ресурсов не только внутренние потребности в углеводородном сырье, но и экспортирующая значительные объемы нефти за рубеж. В сегодняшней России нефтяной сектор в целом оказался наиболее стабильным сектором экономики.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Ахмедов Р.Б., Поляков Г. А., Полякова Т. В., Бобылев Ю. О., Кривощекова Е. Окунева Е. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования проблемы и тенденции развития невозобновляемых ресурсов.
Предмет исследования современные проблемы и тенденции развития рынка нефти
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть современные проблемы и тенденции развития рынка нефти и других невозобновляемых ресурсов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать современное состояние мирового рынка энергоресурсов;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о современных тенденциях развития рынка нефти;
3.Рассмотреть современные тенденции развития российского рынка нефти;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Выдержка из текста работы
на тему: "Россия на мировом рынке природного и сжиженного газа: особенности развития конъюнктуры и современный механизм внешнеторгового и таможенного регулирования"
Руководитель: старший преподаватель
Ольга Геннадьевна Гущина
Нормоконтролер: канд. экон. наук, профессор
Галина Петровна Комарова
Студент гр. ТД-09-4: Александр Анатольевич Новиков
Иркутск, 2014 г.
Задание на дипломную работу
Студенту: Новикову Александру Анатольевичу
Тема: Россия на мировом рынке природного и сжиженного газа: особенности развития конъюнктуры и современный механизм внешнеторгового и таможенного регулирования
Дата выдачи задания: 07 октября 2013 г.
Этап выполнения выпускной квалификационной работыСрок выполненияПодпись руководителяпланфактРабота с литературой01.02.201411.02.2014Подготовка 1 главы01.02.201411.02.2014Подготовка 2 главы01.03.201405.03.2014Подготовка 3 главы, введения и заключения01.04.201401.03.2014Оформление дипломной работы09.06.201417.06.2014
Руководитель: старший преподаватель О.Г. Гущина
Согласовано:
Зав. кафедрой: канд. экон. наук, профессор Г.П. Комарова
Задание принял к исполнению:
Студент: А.А. Новиков
Содержание
Введение
1. Таможенное регулирование вэд как иструмент государственной экономической политики
1.1 Меры таможенно-тарифного регулирования экспорта природного и сжиженного газа
1.2 Меры нетарифного регулирования экспорта природного и сжиженного газа
2. Анализ России на мировом рынке природного и сжиженного газа
2.1 Мировой рынок сжиженного и природного газа
2.2 Рынок природного и сжиженного газа в Российской Федерации
2.3 Экспорт природного и сжиженного газа из Российской Федерации
2.4 Особенности таможенных операций и таможенного контроля экспорта природного и сжиженного газа
3. Проблемы и перспективы развития газовой отрасли в Российской Федерации
3.1 Проблемные аспекты газовой отрасли в РФ
3.2 Развитие экспорта сжиженного природного газа из РФ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Природный газ — смесь углеводородов, предмет религиозного культа, спора ученых и важнейший сырьевой ресурс. Он невидим и не имеет запаха. В России его больше, чем где-либо в мире.
Человечество знает о существовании природного газа давно. И, хотя уже в IV веке до н.э. в Китае его научились использовать для отопления и освещения, долгое время яркое пламя, не оставляющее пепла, являлось предметом мистического и религиозного культа для некоторых народов. Например, на Апшеронском полуострове (современная территория Азербайджана) в VII веке был воздвигнут храм огнепоклонников Атешгях, служения в котором проходили вплоть до XIX века.
История российской газовой промышленности начинается в 1811 году. Тогда изобретатель Петр Соболевский создал первую установку для получения искусственного газа — термоламп. Выступив с докладом об этом на заседании Всероссийского общества любителей словесности, наук и художеств, по указу Александра I Соболевский был награжден орденом за свое изобретение. А несколькими годами позже, в 1819 году, на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге зажглись первые газовые фонари. Таким образом, история газовой промышленности в России началась почти 200 лет назад — в 2011 году у нее был юбилей.
Однако до XX века в России природный газ являлся побочным продуктом при добыче нефти и назывался попутным газом. Не существовало даже самих понятий газового или газоконденсатного месторождений. Обнаруживались они случайно, например, при бурении артезианских скважин. Однако известен случай, когда во время бурения такой скважины находчивый саратовский купец, увидев вместо воды пламя, построил на этом месте стекольный и кирпичный заводы. Промышленники постепенно начали осознавать, что природный газ может быть крайне полезен.
мировой рынок природный газ
Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа.
В середине 20-х годов XX века во всем СССР было добыто 227,7 млн. кубометров газа. В настоящее время в России добывается 655 млрд. кубометров газа, что составляет более 19 % от мировой добычи газа.
Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны.
Исторически в структуре экспорта России превалировали сырьевые товары. И по-прежнему естественные монополисты, прежде всего нефтяные, газовые, а также смешенные компании являются основными экспортерами, а природный и сжиженный газ — одна из главных статей российского экспорта энергоносителей. Именно интересы сырьевых, экспортно-ориентированных компаний, прежде всего, должно учитывать развивающееся законодательство в области внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности.
Одним из основных механизмов, регулирующих объем экспорта, осуществляемого частными компаниями, со стороны государства, является установление размера экспортной пошлины, а также установление государственных ограничений вывоза сырьевых энергетических ресурсов из России.
Предметом настоящего исследования являются экспорт природного и сжиженного газа.
Объект исследования — механизм внешнеторгового и таможенного регулирования экспорта природного и сжиженного газа.
Цель исследования — рассмотреть роль и позиции России на международном рынке газа, выявить динамику поставок газа и влияние таможенного регулирование на экспорт.
В соответствии с предметом, объектом и целью исследования необходимо решить следующие задачи:
—изучить нормативно-правовые акты, специальную литературу по теме дипломной работы;
—выявить характерные черты современного мирового рынка природного и сжиженного газа;
—проанализировать российский газовый рынок;
—рассмотреть правила лицензирования при экспорте природного и сжиженного газа;
—подвергнуть анализу динамику экспорта природного и сжиженного газа из России;
—разобрать проблемы и перспективы развития газовой отрасли в Российской Федерации.
Дипломная работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
В теоретической части (первой главе) рассматриваются понятие, цели, функции ВЭД, меры таможенно-тарифного регулирования, меры нетарифного регулирования, исключительное право на экспорт природного и сжиженного газа. Во второй главе автором дипломной работы производится анализ мировой рынок газа, состояние газовой отрасли в России, экспорта природного и сжиженного газа из Российской Федерации и особенности таможенного контроля перемещения природного и сжиженного газа.
В третьей главе приводятся проблемные аспекты газовой отрасли РФ и развитие экспорта сжиженного природного газа.
1. Таможенное регулирование вэд как иструмент государственной экономической политики
1.1 Меры таможенно-тарифного регулирования экспорта природного и сжиженного газа
Внешнеэкономическая деятельность (далее — ВЭД) — это предпринимательская деятельность физических и юридических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Под ВЭД понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяют основы государственного регулирования в сфере внешнеторговой деятельности Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеэкономической деятельности для получения благоприятных условий, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации, а также интересов Таможенного союза.
Под основными методами регулирования ВЭД понимается:
.Таможенно-тарифного регулирования.
2.Нетарифного регулирования.
.Запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью.
.Мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
.Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.
2.Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
.Исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации.
.Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
.Единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.
Таможенное регулирование — это регулирование правовых отношений, которые связаны с перемещением товаров через таможенную границу.
Таможенное регулирование — это не совокупность таможенных правил, а комплекс мер направленных на защиту национальных экономических интересов, стимулирование инновационных направлений экономики и контроля осуществления внешнеэкономической деятельности всего государства.
Инструменты государственного таможенного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на два метода, а именно:
а)таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения вывозных таможенных пошлин;
б)нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности.
Таможенно-тарифные меры — это меры, увеличивающие экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории (территории, в отношении которой действуют отдельные тарифы и другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями). Поэтому, понятие "таможенно-тарифные меры" следует понимать в широком значении, то есть не только собственно таможенный тариф, как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу ТС, а весь комплекс мер, эффект воздействия которых на внешнеторговые потоки обеспечивается путем влияния на величину стоимости находящихся во внешнеторговом обороте товаров. Используя такие меры, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеторговой деятельности и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность.
Эти меры служит для стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике. Ведь таможенная пошлина включается в цену товара, увеличивает ее и, в конечном счете, "ложится на плечи" покупателю, который приобретает импортный товар. Таким образом, таможенная пошлина, увеличивая цену товара, тем самым снижает его привлекательность, а значит и конкурентоспособность, на рынке. При взимании таможенной пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз товаров, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является нежелательным.
К числу основных видов таможенных платежей уплачиваемых при экспорте природного и сжиженного газа относятся таможенные пошлины и таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров.
Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы. Таможенный тариф — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях — при экспорте из данной страны.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) — классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Евразийской экономической комиссией, в разработке и дополнении участвует ФТС России.
Таможенная пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации.
Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении природного и сжиженного газа, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом временной декларации на товары и с момента регистрации таможенным органом полной декларации на товары.
Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении природного и сжиженного газа, прекращается у декларанта в случае уплаты сумм вывозных таможенных пошлин в полном объеме.
Таможенные пошлины выполняют две основные функции:
.Фискальная — является одной из статей доходной части государственного бюджета.
2.Балансировочная — относится к экспортным пошлинам, которая устанавливается с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Существует несколько классификаций таможенных пошлин.
а)адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 30% от таможенной стоимости);
б)специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 100 долларов за 1 килограмм).
При экспорте природного газа применяется адвалорная ставка равная 30% от таможенной стоимости. До 2003 года ставка на экспорт газа составляла всего лишь 5%, однако с отменой акциза на газ и повышением ставки НДПИ всего до 107 руб. за 1 тыс. кубометров газа, что и послужило поводом для пересмотра ставки экспортной пошлины в сторону увеличения. С 1 января 2014 года ставка таможенной пошлины увеличилась на 25% и составила 30%. С тех пор эта ставка не менялась.
До 1 января 2009 года пошлина на сжиженный природный газ рассчитывалась по формуле экспортной пошлины на светлые нефтепродукты и взымались по специфической ставке. Однако с 1 января правительство установило пошлины на этот газ на нулевом уровне. Теперь нулевые пошлины на сжиженный природный газ остаются на постоянной основе. Необходимость обнуления вывозной пошлины на этот газ была вызвана критическим снижением рентабельности производителей из-за ухудшения мировой конъюнктуры и значительным увеличением затрат на транспортировку.