Содержание
Введение.3
1. История возникновения федерализма7
2. Структура, функции и задачи программ14
2.1. Механизм регионального развития14
2.2. Совет Федерации17
2.3. Государственный совет20
3. Региональные субъекты Российской Федерации 23
3.1. Анализ субъектов Российской Федерации23
3.2 Взаимодействия с другими субъектами РФ и с зарубежными государствами28
3.3. Политика региональной власти внутри субъекта31
Заключение34
Список используемой литературы36
Выдержка из текста работы
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в современной России одной из главных задач демократизации общественно-политической системы является формирование новой государственности, утверждение подлинного федеративного государства, которое способно гарантировать права и свободы граждан, мир и согласие, стабильность и единство страны.
Особую значимость данной теме придает тот факт, что перед современной Россией стоит задача по окончательному преобразованию советских федеративных отношений, в подлинное федеративное государство с четко фиксированными в Конституции РФ основополагающими принципами и нормами разделения властей и разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. Иначе говоря, на современном этапе возрождения российской государственности важнейшими задачами общенационального значения являются преодоление остатков наследия тоталитаризма и переход к созданию качественно нового демократического федеративного государства. Этому отчасти препятствуют объективные обстоятельства, сложившиеся в российском государстве с момента распада СССР и сохраняющиеся в более или менее неизменном виде вплоть до настоящего времени. Современная Россия продолжает переживать сложный переходный период, отягощенный целым рядом серьезных проблем политического, социально-экономического, национально-территориального и иного характера.
Проблема становления и развития новых федеративных отношений в современной России чрезвычайно важна и потому, что в нынешних условиях именно подлинный федерализм является не только эффективным способом сохранения единства и целостности России как многонационального государства, но и устойчивой основой перехода к более демократическому правовому государству.
История развития федерализма в России была обусловлена целым комплексом присущих ей своеобразных особенностей, связанных с историческими, политическими, экономическими, социально-культурными и национально-этническими факторами.
В итоге, именно важность проблемы становления и развития федеративных отношений в современной России определяет актуальность темы курсовой работы, которая непосредственно связана с перспективами развития российского государства в двадцать первом веке.
Степень разработанности проблемы. Оценивая степень разработанности исследуемой проблемы, необходимо отметить, что проблемы федерализма и федеративных отношений в российской науке рассматривались и ранее, однако в основном лишь в одной плоскости — в юридической.
В советский период общественно-политические и экономические аспекты федеративных отношений между федеральным центром и его субъектами практически выпадали из поля зрения исследователей. В частности, в работах В. И. Ленина, И. В. Сталина и их последователей федерализм рассматривался лишь как одна из форм национально-государственного устройства.
С началом демократической трансформации в современной России (в частности, с 1995 г.) внимание и интерес ученых, политиков и публицистов все больше переключаются на сущностные вопросы федерализма, а именно, проблемы общественно-политических, экономических и иных аспектов взаимоотношений федерального центра и его регионов.
Различные проблемы и аспекты федерализма исследованы в работах Абдулатипова Р. Г., Аринина А.Н., Атаманчука Г. В., Болтенковой JI. Ф., Бусыгиной И. М., Гаджиева К. Г., Каменской Г. В., Карапетяна Л. М., Лысенко В. Н., Марченко Г.В., Пастухова В. Б., Смирнягина Л. В., Умновой И. А., Фарукшина М. X., Чиркина В.Е., Шумейко В. Ф., Ярова Ю. Ф. и других.
Наряду с этим, в последние годы в России опубликовано множество известных работ зарубежных ученых и специалистов по проблемам федерализма, которые вызвали большой интерес среди российских ученых и политиков. К таким работам относятся, в частности, исследования Лухтерхандта О., Моммена А., Натана Р. П., Острома В., Радвань Ж., Солника Ст., Фридмэна Л., Хоффмана Э. П., Элейзера Д. Дж. и др.
В настоящее время по теме курсовой работы выходит немало публикаций В частности, в журналах таких, как «Полис», «Федерализм», «Российская Федерация», «Социс», «Свободная Мысль», «Мировая экономика и международные отношения» и «Государство и право», глубоко и всесторонне освещаются различные аспекты теории и практики российского и зарубежного федерализма.
Объектом исследования являются формирующиеся в условиях современного российского общества федеративные отношения.
Предметом исследования является процесс становления и специфика федеративных отношений как фактора социально-политических процессов в Российской Федерации.
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение признаков федеративного устройства государства, выделение основных этапов развития федеративных отношений в современной России, рассмотрение наиболее актуальных проблем и специфики современного российского федерализма.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
· уточнить понятия: федерация, федеративные отношения;
· выделить основные характерные черты и провести классификацию различных видов федеративных отношений в современном мире;
· выделить основные этапы развития федеративных отношений в современной России;
· рассмотреть конституционно-правовую основу федеративного государства, каким заявляет себя Россия;
· проанализировать федеративное устройство современной России;
· рассмотреть принципы федеративного устройства России.
Глава I. Признаки, типология и особенности федеративных отношений в современном мире
1.1. Федеральные отношения: понятие, признаки, функции
Из множества определений федерации, наиболее удачным следует признать следующее: федерация — это форма государственного и территориально-политического устройства, при которой несколько государственных или территориальных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют единое политическое сообщество.
Федеративные государства возникали по-разному. Некоторые из них образовались «снизу» на основе объединения ранее самостоятельных государств. Некоторые были созданы «сверху», при принятии конституций или специальными законами, другие — сочетали те или иные способы. В настоящее время в мире насчитывается около 30 федеративных государств.
В отличие от унитарного государства территория федеративного государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорий субъектов федерации.
Современный федерализм выполняет две важнейшие функции: децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали и интегрирует территориальные сообщества. При этом огромное значение уделяется интеграционным связям и вопросам взаимодействия центра и регионов.
Федеративные отношения — это разновидность общественно-политических отношений, которые представляют собой политические, экономические, социальные, культурные и иные связи между различными уровнями государственной власти — федеральным центром и органами субъектов федерации, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности.
Анализ сущности федеративных отношений позволяет выделить у них следующие признаки:
1. Федеративные отношения — это такие общественно-политические
отношения, складывающиеся в государствах, в которых государственная
власть разделена на два уровня — федеральный и региональный (уровень
субъектов федерации).
2. Участники федеративных отношений наделяются взаимными
политико-правовыми правами и обязанностями — «нет прав без обязанностей
и обязанностей без прав».
3. Федеративные отношения имеют двойную сущность: они призваны обеспечить как единство государственной власти, так и ее оптимальную децентрализацию.
Федеративные отношения, с одной стороны, носят добровольный,
договорной характер; с другой стороны, ведущую роль в этих отношениях
играют органы государственной власти федерации.
Федеративные отношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что объектом федеративных отношений являются общественные отношения в области взаимодействий между федеральными органами государственной власти и субъектами федерации, а также непосредственно между субъектами федерации в экономической, социальной, политической, национально-культурной и иных сферах общества.
К субъектам федеративных отношений можно отнести:
1) государство (в данном случае — Российская Федерация) в лице федеральных органов государственной власти. В научной и публицистической литературе для определения этого субъекта федеративных отношений все чаще используется термин «федеральный центр», которому Г.В.Каменская дает определение как «совокупности центральных органов федеральной власти — законодательной, исполнительной и судебной»;
2) субъекты Федерации в лице собственных органов государственной
власти.
Субъекты федерации могут обладать идентичными правами и обязанностями в сфере федеративных отношений, что позволяет говорить в таком случае о равноправии субъектов. Понятие равенства субъектов — вещь достаточно условная в силу их разного географического, экономического положения. Равноправие субъектов не исключает некоторые отличия между ними.
Для субъектов различных федераций характерны некоторые общие признаки. Во-первых, они имеют собственные местные парламенты и собственные правительства (администрации), формируемые обычно парламентами. Во-вторых, субъекты федераций имеют право собственного законодательства. В-третьих, в федеральных конституциях всегда проводится размежевание полномочий федерации и её субъектов. В-четвертых, для федераций характерно особое представительство субъектов в парламенте. В дву……..
Библиографический список:
1. Андерсон Дж. Федерализм. Введение. М.: Экономика, 2009.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Феникс, 2007.
3. Беленко Н.М. К вопросу об истории развития федеративных отношений в РФ (90-е годы — начало XXI века). М.: Научные труды Московского гуманитарного университета, 2005.
4. Беленко Н.М. Федерализм как феномен истории России. М.: Дрофа, 2004.
5. Бурбина Ю.В. Актуальные вопросы теории федерализма и федерализации // Человек: преступление и наказание. 2009. №1.
6. Глигич-Золотарева М.В. Конституционно-правовые основы российского федерализма: проблемы теории, методологии и практики. Тюмень: Форум, 2009.
7. Грибанова Г.И. Федерализм и демократия в современной России. М.: РАПН, Российская политическая энциклопедия, 2007.
8. Дмитриева Ю.Б. Отношения между центром и регионами в России: проблема эффективности. Смоленск: Сигма, 2010.
9. Жидких В.А. Федерализм как форма государственного устройства // Власть. 2009. №7.
10. Иванов В.Н., Яровой О.А. Российский федерализм: становление и развитие. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.
11. Каменская Г. В. Федерализм : мифология и политическая практика. М.: Приор, 2002.
12. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М.: АСТ, 2007.
13. Кетов Ю.В. Исторический опыт развития федерализма в России // Юридический мир. 2005. №12.
14. Конституция Российской Федерации. М.: Экзамен, 2003.
15. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М.: Дрофа, 2004.
16. Кордонский С. М. Россия. Поместная федерация. М.: Европа, 2010.
17. Мазаев В.Д., Никитина Е.Е., Постников А.Е. Конституционное право России. М.: Форум-ИНФРА-М, 2005.
18. Медведев Н.П. Политическая Россия: от централизации к бюрократизации. М.: Борус-принт , 2010.
19. Миронюк М.Г. Современный федерализм. Сравнительный анализ. М.: МГИМО МИД РФ, 2008.
20. Осипян С. А. Совершенствование российского федерализма и проблемы укрепления государственной власти // Философские науки. 2006. №12.
21. Панкевич Н.Е. Модели федеративного устройства: закономерности политической трансформации. Екатеринбург: Норма, 2008.
22. Рязанцев В.В., Одинцов А.А. Федеративные проблемы российской государственности // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2003. №1.
23. Столяров М.В. Федерализм в российском измерении. Записки политолога 1998- 2009 гг. М.: Астрель, 2010.
24. Черепанов В.А. Федеративная реформа в России // Федерализм. 2005. № 3.
25. Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Борус-принт, 2005.