Содержание
Содержание:
Введение3
Глава I Теоретические основы трудового воспитания6
1.1. Виды детского труда формы его организации6
1.2. Роль труда в воспитании дошкольника11
Глава II Современные подходы к проблеме трудового воспитания дошкольников14
2.1. Причины обращения к вопросу трудового воспитания в современных условиях14
2.2. Основные подходы к проблеме трудового воспитания дошкольников в современной науке16
Заключение22
Список использованной литературы:25
Выдержка из текста работы
- ВВЕДЕНИЕ
- глава 1. Эстетическое воспитание дошкольников
- 1.1 Содержание и средства эстетического воспитания дошкольников
- 1.2 Методы и формы организации эстетического воспитания дошкольников
- 1.3 Сущность экологического воспитания
- 1.4 Цели и задачи воспитания у дошкольников экологической культуры
- Глава 2. Воспитание любви к природе у дошкольников
- 2.1 Особенности воспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года
- 2.2 Ребенок и прекрасное
- 2.3 Роль художественной литературы в воспитании дошкольников
- Глава 3. Экспериментальная часть
- 3.1 Первая часть эксперимента
- 3.2 Вторая часть эксперимента
- Заключение
- Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
природа.
гипотез
Объект
Предметом
Целью
задачи:
Глава 1. Эстетическое воспитание дошкольников
Эстетическое
воспитание
Цели
Задачи
приобщения к эстетическим ценностям:
формированием практических умений.
1.1 Содержание и средства эстетического воспитания дошкольников
Содержание эстетического воспитания
средств:
Эстетика быта
жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя
природа.
искусство:
художественная деятельность
отборе средств
1.2 Методы и формы организации эстетического воспитания дошкольников
приобщение детей к искусству,
методами
Показ
формированием навыков художественной деятельности.
практические методы:
творческие задания.
Общий принцип отбора методов
Художественная деятельность
их индивидуальных потребностей.
Организованные занятия
экскурсии.
Организованные развлечения
театрализованные игры
игры-драматизации.
Праздники,
дизайн-деятельность
1.3 Сущность экологического воспитания
Экологическое воспитание — составная часть эстетического и нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, этичного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у дошкольников в первую очередь на материале художественной литературы. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая — экологическое сознание, вторая — экологическое поведение. Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых — особенности этого процесса
1.4 Цели и задачи воспитания у дошкольников экологической культуры
Научный
Ценностный
Нормативный
Глава 2. Воспитание любви к природе у дошкольников
2.1 Особенности воспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года
Летом.
Осенью.
Зимой.
Весной.
2.2 Ребенок и прекрасное
Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы, поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло
2.3 Роль художественной литературы в воспитании дошкольников
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1 Первая часть эксперимента
Подготовка исследования.
Проведение
исследования.
Первая с
ерия.
Вторая серия.
Третья серия.
Обработка данных.
Таблица 1
№ п/п |
Имя ребенка |
Эмоциональное состояние |
Правильность объяснения пословицы |
Степень уверенности в выборе |
|
1 |
Вера П. |
равнодушие |
понял |
неуверенно |
|
2 |
Лариса Г. |
интерес |
понял |
неуверенно |
|
3 |
Максим Е. |
равнодушие |
не понял |
неуверенно |
|
4 |
Дима Н. |
равнодушие |
не понял |
уверенно |
|
5 |
Сережа К. |
интерес |
понял |
неуверенно |
|
6 |
Настя Ц. |
равнодушие |
не понял |
уверенно |
|
7 |
Наташа Т. |
интерес |
не понял |
неуверенно |
|
8 |
Аня М. |
равнодушие |
понял |
неуверенно |
|
9 |
Рома Щ. |
интерес |
не понял |
уверенно |
|
10 |
Нина Ф. |
равнодушие |
понял |
неуверенно |
|
11 |
Даша С. |
равнодушие |
не понял |
уверенно |
|
12 |
Андрей В. |
интерес |
не понял |
неуверенно |
3.2 Вторая часть эксперимента
Перспективный план работы на год
Месяц |
Мероприятие |
|
Сентябрь |
Экскурсии в библиотеку «Чей это дом». Создание библиотек как в группе. |
|
Октябрь |
Музыкальная гостиная «Золотая осень». |
|
Ноябрь |
«В гостях у сказки». Театрализация сказки В. Бианки «Сова». |
|
Декабрь |
Выставка книг Чарушина. |
|
Январь |
Экскурсия в ЭБЦ. |
|
Февраль |
Родительское собрание по теме «Роль сказки в эстетически-нравственном воспитании ребенка». |
|
Март |
Создание книжки-самоделки «Путешествие мышонка Пика». |
|
Апрель |
Акция «Березкины слезки». Праздник «День Земли». |
|
Май |
«В гостях у сказки». Театрализация сказки В. Бианки «Теремок». |
Таблица 2
№ п/п |
Имя ребенка |
Эмоциональное состояние |
Правильность объяснения пословицы |
Степень уверенности в выборе |
|
1 |
Вера П. |
интерес |
понял |
уверенно |
|
2 |
Лариса Г. |
интерес |
понял |
неуверенно |
|
3 |
Максим Е. |
равнодушие |
понял |
уверенно |
|
4 |
Дима Н. |
интерес |
не понял |
уверенно |
|
5 |
Сережа К. |
интерес |
понял |
неуверенно |
|
6 |
Настя Ц. |
интерес |
понял |
уверенно |
|
7 |
Наташа Т. |
интерес |
не понял |
неуверенно |
|
8 |
Аня М. |
интерес |
понял |
неуверенно |
|
9 |
Рома Щ. |
интерес |
понял |
уверенно |
|
10 |
Нина Ф. |
равнодушие |
понял |
уверенно |
|
11 |
Даша С. |
интерес |
не понял |
уверенно |
|
12 |
Андрей В. |
интерес |
понял |
уверенно |
Заключение
Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания См.: Трусова Т.М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. — № 8. — 1986. — С. 23.. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления могут развиваться у дошкольников на материале художественной литературы.
Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучивании стихотворений интерес у дошкольников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед дошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса.
Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры дошкольников, воспитанию ответственного отношения к природе.
Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание дошкольников.
Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком тексте художественной литературы и как именно рассматривать. Это может решить только воспитатель, работающий в конкретной группе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданий разной степени сложности.
Проведенный нами эксперимент показал необходимость привлечения к экологическому воспитанию текстов художественной литературы. При правильном эстетическом развитии детей, они способны воспринимать лучшие образцы русских писателей-классиков, в которых отражены мысли о необходимости бережного отношения к родной природе, показывается ее красота.
Таким образом, мы подтвердили в ходе эксперимента нашу гипотезу о необходимости привлечения художественных текстов к воспитанию бережного отношения к природе и любви к ней.
Список использованной литературы
13. Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа. — № 1. — 1988.
14. Матейчик З. Родители и дети. — М., 1992.
15. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 — 7 лет. — М., 1992.
16. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные психологические труды. — М., 1979.
17. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника. — М., 1972.
18. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. — М., 1965.
19. Пэрну Л.Я. Я воспитываю ребенка. — СПб., 1992.
20. Развитие личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. — М., 1965.
21. Развитие личности ребенка / Под ред. А.М. Фонарева. — М., 1987.
22. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. — М., 1965.
23. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. — М., 1986.
24. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М., 1988.
25. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М., 1988.
26. Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. — Тула, 1992.
27. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. — М., 1991.
28. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. — № 8. — 1986.
29. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. — М., 1990.
30. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М., 1992.
31. Фромм А. Азбука для родителей. — Л., 1991.
32. Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). — М., 1980.
33. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.
Приложение
План занятия по развитию у детей любви к природе при помощи различных форм искусства
Программное содержание:
1. Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к природе.
2. Учить детей искусству слушать музыку, рассматривать картины, отмечать приемы рисования, составлять рассказы по картинкам.
3. Обогащать словарный запас музыкальными терминами и в области изобразительного искусства.
4. Побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.
Предварительная работа:
1. Наблюдение природы в период осени.
2. Слушание музыки на тему «Осень» П.И. Чайковского, А. Вивальди.
3. Рассматривание картин на тему «Осень», заучивание стихов об осени А.С. Пушкина.
Дети входят в зал, в «музыкальную гостиную», их встречает музыкальный руководитель.
Муз руководитель: Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня я приглашаю вас посетить «музыкальную гостиную, чтобы послушать музыку, стихи, полюбоваться картинами великих художников. И так садитесь по удобней. (Дети рассаживаются на места, свет гаснет, воспитатель зажигает свечи).
«Сладкая греза» П.И. Чайковского. Воспитатель (под музыку):
Тихо — тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде
В разноцветном, расписном.
И раздвинулись вдруг стены
Вся земля видна вокруг.
Плывут звуки речкой пенной
Тихо дремлет лес и луг…
Вдаль бегут лесные тропки
Тают в дымке голубой
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Вслед за нею можем сразу
В дальний путь пуститься мы
Побывать в гостях у сказок,
У весны, среди зимы.
Тихо — тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде
В разноцветном, расписном!
Не правда ли прекрасные стихи, которые помогли нам понять удивительную музыку, услышать, о чем она рассказывает. Это прозвучала музыка замечательного русского композитора П.И. Чайковского. А теперь я предлагаю вам послушать уже знакомое произведение этого композитора.
«Осенняя песнь» П.И. Чайковского (в оркестр, исполнении)
Муз. руководитель: Я вижу вы узнали музыку. Как называется это произведение? О чем рассказала эта музыка? (об осени).
Что вы услышали в ней? (шелест облетающей листвы, порывы ветра, звон капель надоедливого осеннего дождя).
Какая это музыка по характеру? (задумчивая, печальная, плавная, задушевная, медленная, певучая).
Ребята, а когда мы слушали это произведение на занятии раньше, на каком инструменте я ее исполняла? (на фортепиано).
А в чьем исполнении прозвучала эта пьеса сегодня? (в исполнении оркестра).
П.И. Чайковский написал эту замечательную музыку, прочитав стихи А.К. Толстого. Послушайте и вы эти стихи:
Осень, обсыпается весь наш бедный сад
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там на дне долин
Кисти ярко-красные, вянущих рябин…
На меня тоже произвели впечатления стихи об осени замечательного поэта.
Муз. руководитель: Правда, музыка очень похожа на стихи, такая же грустная и печальная. А вы ребята, хотите попробовать сочинить свою музыку? Давайте вспомним, как называется человек, который пишет музыку? (композитор) И так послушайте стихотворение, к которому нужно сочинить музыку.
А.Н. Плещеев.
Скучная картина, тучи без конца
Дождик так и льется, лужи у крыльца…
Чахлая рябина мокнет под окном
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, Осень к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
Муз. руководитель: Какое настроение у этого стихотворения? (печальное, задумчивое, грустное).
О чем нам оно рассказало? (об осени).Что можно услышать в стихотворении? (как идет дождь). Ребята, а как он идет? (тихо, неторопливо, но долго).
Музыкальная импровизация на музыкальных инструментах «Дождик накрапывает» Л. Александрова.
Муз. руководитель: Какая завораживающая музыка у нас получилась. Ребята, а ведь не только композиторы и поэты сочиняли свои произведения, любуясь осенней красотой. Осень самое выразительное время года, какое разноцветье красок! Не остались равнодушными к осенним краскам и люди, которые рисуют картины. Как их называют? (художники).
Посмотрите сколько картин нарисовано об осени. И все они очень разные.
Осень иногда называют художницей. Какие краски она принесла с собой? (называют цвета осенней палитры).
Ребята, вы уже обратили внимание, что эти картины все разные, хотя все художники рисовали одно и то же — осень. И это не спроста, ведь осень бывает разная.
Вот деревья разукрашиваются желтыми и красными красками. Природа как бы наряжается и становится сказочно-красивая, солнце еще светит ярко и рядом с зелеными листьями вспыхивают оранжевые, багряные. Такую осень называют «золотая», «ранняя осень», «бабье лето».
Исполняется песня «Падают листья». М. Красева.
Музыкальный руководитель: Какая это песня по характеру (ласковая, нежная, мягкая, задумчивая, светлая).
А теперь посмотрите на картины и выберите ту, на которой изображена «Золотая осень» («Золотая осень» И. Левитана, «Золотая осень» И. Остроухова).
Какие цвета использовал художник? Теплые или холодные? Назовите теплые тона.
Импровизационно-творческая игра «Смотрите, смотрите, падает лист».
Но «Золотая осень», увы скоро пройдет: листья потемнеют, опадут, оголив деревья, все чаще и чаще будут лить дожди. Как грустно видеть, что природа теряет свои краски яркие, разноцветные.
Она как бы затихла, замерла, ожидая, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи.
Исполняется песня «Листопад» Т. Потапенко.
Музыкальный руководитель:
Ребята, какая песня по характеру? (печальная, грустная, ненастная). Эта песня рассказывает нам о поздней осени. А теперь посмотрите на картины и найдите среди них те, на которых изображена поздняя осень.
Репродукции: «Ранний снег» В. Пеленова, «Осень» М. Башкирцевой.
Какие краски использовали художники, рисуя позднюю осень? А кто из вас знает стихотворение, в котором бы говорилось о поздней осени?
Стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы хотите стать художниками? Закройте глаза, (дети закрывают глаза, звучит спокойная осенняя музыка). Постарайтесь придумать печальную, но красивую осень. Представьте дождь, стаи улетающих птиц, разноцветную листву садов и парков, ветер, который кружит опавшие листья, осенние цветы на клумбах: астры, георгины, напоминают нам, что они цветут последними. (Дети располагаются на полу или вокруг соседних столов, можно одной или несколькими группами, используя природный материал — листья, выполняют коллективную работу).