Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ4
1.1 Программа обучения и воспитания в детском саду под редакцией Васильевой4
1.2 Содержание программы С.А.Козловой «Я — человек»7
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ10
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ С.А. КОЗЛОВОЙ НА ПРАКТИКЕ11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ13
ЛИТЕРАТУРА14
Выдержка из текста работы
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А.Пеньевской, A.M.Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой, Л.П.Стрелковой, А.Д.Кошелевой, И.В.Княжиной, Т. В. Черник и др.
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических представлений у дошкольников. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными этическими нормами жизни в человеческом обществе.
Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного преемственного образования дошкольников, определения целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ и их взаимосвязи со школьными программами, обеспечения качества и полноты методического обеспечения этих программ.
Проблема нравственного гуманного развития ребенка также находит отражение в современных образовательных программах ДОУ.
Программы воспитания и обучения, соответственно, предусматривают различные формы активизации нравственных проявлений в общении детей со взрослыми и сверстниками. Однако, как оказалось, даже соблюдение детьми правил нравственного поведения не является гарантией сформированности у них гуманизма. Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Объектом курсовой работы является образовательный процесс в дошкольных учреждениях.
Предметом — особенности формирования гуманных отношений взрослого к ребенку в условиях реализации современных образовательных программ ДОУ.
Цель — раскрыть содержание формирования гуманных отношений взрослого к ребенку в современных образовательных программах ДОУ.
Задачи курсовой работы:
) рассмотреть теоретические основы гуманных отношений взрослого к ребенку;
) охарактеризовать современные образовательные программы ДОУ;
) раскрыть особенности формирования гуманных отношений взрослого к ребенку в образовательных программах ДОУ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретические основы гуманных отношений взрослого к ребенку
.1 Понятие гуманных отношений
Гуманизм — (от латинского humans — человеческий, человечный) это признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Гуманность — это человечность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству.
Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкретное содержание. Гуманность — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи /Крат. психол. словарь…, 1998/.
Теоретическая важность исследования гуманных отношений в детской группе обусловлена местонахождением этой проблемы на стыке ведущих областей научного знания: общей, социальной и возрастной психологии, этики, педагогики и др., проблематика каждой из которых развивается в настоящее время относительно изолированно. Установление конструктивных связей между ними позволит их взаимообогатить и вскрыть новые факты и закономерности, открывающие широкие перспективы их дальнейшего осмысления и практического применения.
Со все большей очевидностью начинает осознаваться тот факт, что для объяснений природы гуманных отношений необходимо выйти за их собственные границы и обратиться к анализу предметной деятельности индивидов, в которой эти отношения порождаются и получают свое действительное психологическое содержание. Эта общая методологическая установка отечественной психологии приводит к постановке проблемы гуманных отношений как проблемы анализа гуманных отношений в совместной деятельности. Это значит, гуманное отношение — это отношение к другому, как к себе самому, через отношение к совместной деятельности.
Отечественные исследователи конкретизируют принцип гуманности во взаимоотношениях людей, обращаясь к отношениям солидарности, взаимопомощи, соучастия, активного "сопереживания общих ценностей". Представления о гуманных отношениях в отечественных исследованиях, как правило, отличаются активным, действенным характером и выражаются в конкретной помощи индивидов друг другу, их взаимной заботе, соучастии в делах и переживаниях.
Дошкольный возраст, первые годы жизни ребенка, возраст "первоначального складывания личности" (А.Н. Леонтъев) является тем важнейшим периодом, когда ребенок приобретает определенные навыки общения, когда происходит усвоение им этических норм, если формируется произвольное, "личностное" поведение (Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец, Е.О.Смирнова), приобретается умение действовать в интересах других людей (B.C. Мухина, Т.А. Репина), т. е. именно в эти годы зарождается чувство коллективизма. В исследованиях отечественных психологов и педагогов принцип гуманности и коллективизма принимает формы: сотрудничества и взаимопомощи /Левин-Ширина, 1963; Рудовская, 1968/, дружбы/Аржанова, 1950/, доброжелательности /Бабаева, 1973/, положительных взаимоотношений /Залогина, 1949; Поспехов, 1973/, отзывчивости /Пеньевская, 1970; Трифачева, 1975/.
Таким образом, отношения в группе выступают как опосредствованные (определяемые, задаваемые) совместной деятельностью. Поэтому проблема гуманного отношения одного индивида к другому имеет имплицитно представленный в ней социально-психологический аспект. Он заключается не только в групповом (по крайней мере, диадном) характере этих отношений, но и в том, что за проявлением гуманного отношения стоят групповые ожидания, социальные нормы самого широкого плана. Теоретическая разработка проблем социальной психологии групп и коллективов, осуществляемая отечественными исследователями (Г.М. Андреева, А.И. Донцов, В.А. Ядов др.), незаслуженно мало затронула область изучения межличностных отношений на ранних этапах онтогенеза, в частности, в дошкольном и младшем школьном возрастах. Между тем, именно в этот период начинают закладываться ростки тех форм межличностных отношений, которые впоследствии могут быть обнаружены в развитых группах. Особый интерес в этой связи представляет собой генезис межличностных отношений, в частности, гуманных отношений как социально позитивных проявлений заботы, взаимопомощи, уважения, солидарности в группе.
Есть все основания полагать, что подобные, относительно сложные формы поведения индивида имеют место уже в дошкольном возрасте, во взаимоотношениях между детьми, когда переживания одного ребенка у другого вызывают определенную активность, не сводимую к механизмам заражения.
Гуманные отношения как непосредственные связи эмоционального плана зарождаются и формируются в онтогенезе довольно рано. Но с того самого момента, когда не только отдельные индивиды, а группа сверстников как целое начинает выступать для ребенка в качестве реальной силы и объекта его действий, ориентации, влияний, мы можем говорить о возникновении глубинного слоя взаимоотношений и, соответственно, в зарождении смысловой сферы личности. Это происходит тогда, когда совместная деятельность детей из суммы индивидуальных деятельностей, где совместность определяется чисто внешними моментами — единством места и единством времени функционирования индивидов, — превращается в деятельность взаимодействующую, обладающую общими целями, содержанием, задачами, т. е. когда совместная деятельность становится кооперативной.
Тогда и появляется необходимость в согласованности действий индивидов, коррекции и контроле за выполнением правил, соучаствования в успехах и неудачах. Здесь появляется возможность отношения к сверстнику, как к себе самому — отношения доброжелательного и требовательного одновременно, т. е. гуманного отношения.
Гуманные отношения, как частный случай межличностных отношений, вероятно, не составляют исключения и также могут быть представлены в двух ипостасях: как "непосредственные" и как опосредованные содержанием совместной деятельности индивидов. Если первый уровень гуманных отношений, по сути дела, интенсивно исследовался в руслах различных теорий и в нашей стране, и за рубежом, исследование второго уровня оказалось предметом внимания исследователей в значительно меньшей степени.
Последователи А.Н. Леонтьева справедливо отмечают следующее: "Хотя ряд качеств ("взаимопомощь", "отзывчивость" и т. д.) выделяются воспитателями интуитивно, в программе воспитания детей в дошкольных учреждениях по существу отсутствуют научно обоснованные методики целенаправленного воздействия на личность ребенка; процесс воспитания (в отличие от обучения) идет стихийно" /Асмолов, Братусь и др., 1979. С. 38/.
Таким образом, богатейшая философско-этическая традиция и непреходящая актуальность проблемы гуманных отношений между людьми поставили ее в ряд одного из самых острых вопросов современной науки. Этот интерес обусловлен ее безусловной практической значимостью и теоретической ценностью.
1.2 Формирование гуманных отношений взрослого к ребенку
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике — проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что — отрицательную.
В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Итак, ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их похвалой [1, с. 73].
Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора — песенки, потешки, сказки.
Форма работы с младшими дошкольниками — индивидуальные занятия.
На следующем этапе воспитания гуманного отношения к людям и природе — этот этап, как правило, совпадает с возрастом 4-5 лет — происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Как и в младшей группе, главными остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого, организация практики поведения. На этом этапе воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции («Посмотри на этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит? Как его успокоить?»).
В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша?»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. Дети живо воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг и спектаклей. Правда, для ребенка важно, чтобы «плохие» и «хорошие» герои ясно и однозначно выражали свою позицию. Понятия «красивый» и «хороший» у детей очень сближены — красивый герой не может быть плохим.
Недоброжелательное отношение чаще проявляется к сверстникам, чем к детям старшего или младшего возраста. Это происходит из-за того, что ребенок еще не владеет способами общения и совместной деятельности. Отсюда следует, что воспитательная работа должна быть направлена именно на привлечение внимания детей к способам отношений, на обогащение их жизни ситуациями, требующими проявления доброжелательности к окружающим. Все еще значимыми для детей остаются оценка взрослого и его пример. Задачу воспитания доброжелательного отношения к окружающим на этом этапе можно считать выполненной, если у ребенка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя.
Сопереживание как выражение гуманного отношения к людям проходит в своем развитии разные стадии: переживание-сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»), переживание-утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу») и наконец, переживание-действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»).
Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание-утверждение себя» и иногда проявляют способность к реальному «переживанию-действию».
Наиболее полноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим происходит на третьем этапе, что соответствует старшему дошкольному возрасту. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.
Воспитатель организует этические беседы с детьми. Беседы можно проводить в разных формах — индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. Содержанием этической беседы могут стать возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства.
К каждой этической беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опыт детей; соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту; конкретность обсуждаемых ситуаций; наличие ситуации выбора и противоречий; связь с последующей деятельностью и практикой поведения; соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы; не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно.
Форма и место проведения этической беседы могут быть разными. Ее можно провести традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке. В беседе могут участвовать одновременно все дети или 5-6 человек.
В беседе можно использовать наглядный материал. Например, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному воспитателем (Разложите картинки на те, где нарисован хороший поступок, и те, где нарисован плохой; отберите те рисунки, на которых ребенок нашел правильное решение; посмотрите на две большие картины, а затем на картинки на ваших столах и подойдите к той картине, которая больше соотносится с вашей картинкой по морали, по типу поведения персонажа, по форме выражения героями чувств и т.п.).
Педагогическое мастерство воспитателя будет проявляться в умении в наибольшей степени активизировать познавательную и эмоциональную активность детей, их самостоятельность в поиске решения предлагаемых ситуаций, сочетать разные средства и методы.
Этические беседы проводятся по мере необходимости. Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность обсудить тот или иной моральный вопрос и могли рассчитывать на справедливое разрешение проблем.
Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется осознанию ребенком моральных ценностей, практика поведения, упражнения также остаются важной частью педагогической работы. Воспитатель заботится, чтобы дети могли постоянно упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым. Жизнь детей должна быть наполнена соответствующими ситуациями (подготовка подарков друг другу, забота о заболевшем, уход за животными). Воспитатель не только использует случаи, возникающие стихийно, но и специально организует ситуации, включая их в разные виды деятельности: игру, труд, занятия по всем разделам программы.
Глава II. Гуманные отношения и современные образовательные программы ДОУ
.1 Характеристика образовательных программ ДОУ
дошкольный гуманный нравственный активизация
Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.
Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.
Комплексные программы дошкольного образования:
· Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой
· Программа «Радуга»
· Программа «Из детства в отрочество»
· Программа «Детство»
· Программа «Истоки»
· Программа «Детский сад — дом радости»
· Программа «Развитие»
· Программа «Кроха»
Парциальные программы дошкольного образования:
· Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
· Программы экологического воспитания
· Программы художественно-эстетического цикла
· Программы социально-нравственного развития дошкольников
· Программы физического развития и здоровья дошкольников и др.
Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.
Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.
С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:
·охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
·эмоциональное благополучие каждого ребенка;
·интеллектуальное развитие ребенка;
·создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
·взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).
В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ — результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.
В настоящее время в Российской Федерации утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года), которые устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Специалистами разработана примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» (2010 г.), которая построена с учетом ФГТ и отражает основную миссию всей системы непрерывного образования РФ — формирование успешных граждан.
Итак, успешное интеллектуальное развитие дошкольника в ДОУ во многом обусловлено содержанием его познавательной деятельности, отраженным в образовательных программах. Проанализируем в следующем параграфе курсовой работы особенности гуманных отношений взрослого к ребенку в основных образовательных программах ДОУ.
2.2 Особенности формирования гуманных отношений взрослого к ребенку в образовательных программах ДОУ
На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики.
Образовательные программы для детских садов по-разному решают вопрос гуманных отношений взрослого к ребенку. Проанализируем особенности формирования гуманных отношений взрослого к ребенку в основных образовательных программах ДОУ на примере четырех из них: «Радуга», «Детство», «Развитие» и «Истоки».
Наиболее содержательной и технологически аргументированной программой, по которой работают многие дошкольные учреждения по всей России, представляется программа "Радуга", разработанная под редакцией Т.Н. Дороновой, С.Г. Якобсона и других ученых. Эта программа призвана решить четыре группы взаимосвязанных задач:
.Обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие детей.
.Реализовать в каждый возрастной период соответствующие ему формы общения воспитателя с детьми.
.Воспитывать и формировать личность ребенка.
.Обучать детей.
Такая структура деятельности детей дает основание утверждать, что программа "Радуга" реализует идеи гуманистической педагогики. Не случайно красный цвет в "Радуге" отдается самому важному предмету воспитания — физической культуре. Занимаясь ею, ребенок испытывает мышечную радость и положительные эмоции. Систематические занятия физкультурой позволяют ребенку приобщиться к спорту и в течение всей жизни затем вести здоровый образ жизни. Потребность в движении, таким образом, он пронесет через всю жизнь [14].
Неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольников имеют и другие виды деятельности детей. Так, в игре формируются ум и чувства ребенка, способность к творчеству в предметной сфере и общении. Эмоционально-образное по своей природе искусство является уникальным средством развития у ребенка эмоциональной сферы.
Программа "Радуга" не навязывает определенной методики работы с детьми. Авторы программы "Радуга" преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Это позволит ребенку, не потеряв интереса к учению, успешно овладеть знаниями не только в школьные годы, но и в дальнейшем.
Не случайно и название программы. Семь цветов радуги ассоциируются с семью основными видами деятельности и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка. Сюда относятся:
физическая культура;
игра;
изобразительная деятельность и труд (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством;
конструирование;
занятия музыкальным и пластическим искусством;
занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром;
математика [14].
Ее идеал — интеллектуально развитые, имеющие собственные познавательные интересы дети, подготовленные к переходу в школу.
Заслугой авторов программы "Радуга" специалисты считают:
а) создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка;
б) предоставление ему права на выбор формы самостоятельной деятельности:
в) организацию обучения в ДОУ в контексте формирования личности ребенка;
г) акцентирование внимания педагога на формирование доверительных отношений с детьми в процессе совместной деятельности с ними [10].
Авторами программы «Детство» являются В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Ее цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.
Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание) [6].
«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).
В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, условия эффективного развития в дошкольные годы.
В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.
Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Например, блок «Гуманное отношение»-ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.) [11].
Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.
В программе "Развитие" приоритетная цель — развитие интеллектуальных способностей детей, она ориентирована на развивающее обучение: она координирована на принципиальные положения программы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова для начальной школы.
Как отмечают сами авторы, отличие данной программы от других программ обучения состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства.
Достоинством программы "Развитие" является то, что она ориентирована на содержание дошкольного образования, но в обучение вводятся такие действия, которые максимально способствуют развитию познавательных способностей ребенка.
Вариантом программы "Развитие" для детей шестого и седьмого года жизни является программа "Одаренный ребенок", предназначенная для работы с детьми с высоким уровнем умственного развития и высокой степенью обучаемости. В содержание работы с такими детьми включен материал повышенной сложности, не используемый в детском саду.
Таким образом, программа "Развитие" позволяет решить вопрос о преемственности в математическом развитии у дошкольников и младших школьников в контексте методики развивающего обучения [15].
И, наконец, особую значимость для интерпретации основных положений программы "Развитие" имеет концепция ее главного автора Л.А. Венгера о развитии способностей, понимаемых как ориентировочные действия со специфическими для дошкольника образными средствами для решения задач. С учетом изложенных теоретических положений определялись и основные цели развития умственных и художественных способностей ребенка, специфически дошкольных видов его деятельности.
создание в группах благоприятного психологического климата, теплого и доброжелательного отношения к детям;
проведение большинства занятий в подгруппах с численностью 8-10 детей в каждой;
утверждение новых форм развивающих занятий (совместное решение с детьми задач, помощь в организации совместной деятельности, свободный выбор детьми занятий, предоставление им свободы действий — работать стоя или сидя, ходить по группе, сидеть на ковре и т. д.);
предоставление детям самостоятельности в работе по развитию игры и физическому воспитанию (эти виды деятельности выносятся за пределы занятий);
эмоциональное насыщение занятий по изобразительному искусству [15].
Новым разделом рассматриваемой программы является "Развитие логического мышления" в старшей и подготовительной группах, в котором утверждается идея о том, что старшие дошкольники вполне могут "перешагнуть" барьер между наглядно-образным и логическим мышлением при помощи наглядных моделей особого рода: наглядная форма имеет в них условно-символическое значение. В качестве моделей используются "круги Эйлера". В процессе обучения дети переходят от моделей с двумя уровнями обобщения к моделям с тремя-четырьмя уровнями и от использования моделей, предложенных взрослыми, к самостоятельному их составлению.
Заканчивая краткий анализ программы "Развитие", подчеркнем, что ее содержание ориентирует педагогов на интенсификацию интеллектуального развития детей во всех видах их деятельности. При этом следует особо отметить, что программа определяет не только то, чему необходимо научить детей, но — и это самое главное- как, каким образом, с помощью каких средств, форм и методов вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, чтобы реализовать определенные программные установки.
Авторами программы «Истоки» являются Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др. Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса.
Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья [1].
Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты:
Раннее детство (2 стадии)
·младенческий возраст ( от рождения до 1 года)
·ранний возраст (от 1 года до 3 лет).
Дошкольное детство (2 стадии)
·младший дошкольный возраст (от 3-5 лет)
·старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания.
Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение — акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются специфически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка [1].
В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи. Это базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариативных и специальных программ.
Проведенный анализ программ ДОУ позволяет сделать следующие выводы:
Контакты со взрослым решающим образом определяют направление и развитие гуманных чувств ребенка. Большое значение при этом имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений. Если окружающие ласково относятся к малышу, признают его права, внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности маленького человека, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
И если в семье выразителями добрых чувств являются родные, то в дошкольном учреждении эту роль выполняет педагог. Воспитатель и есть то лицо, к которому ребенок привязывается, в чьей любви, заботливом отношении нуждается. С этой точки зрения постановка проблемы потепления климата в дошкольном учреждении и школе представляется важной и актуальной.
Общение воспитателя со своим маленьким подопечным предполагает прежде всего взаимопонимание между участниками этого процесса, благодаря чему они не просто согласовывают свои действия, но между ними устанавливается близость, привязанность.
В практике дошкольного учреждения обычно этой стороне воспитательных воздействий не уделяют должного внимания. Она как бы сама собой предполагается всем ходом организации воспитательно-образовательного процесса. Однако ни в теории — образовательных программах ДОУ, ни в практике нет четко сформулированных требований, какими же эти отношения должны быть. Подразумевается, что воспитатель, как организатор и руководитель детской деятельности, детского коллектива, обладает всеми положительными качествами, необходимыми педагогу, ко всем детям относится одинаково хорошо, доброжелательно и в основном удовлетворяет потребности ребенка не только в конкретных деловых, познавательных контактах, но и в интимно-личностных.
Заключение
В настоящее время принят гуманно-личностный подход в воспитании ребенка. Данный ориентир задан не какими-либо общественно-государственными институтами — выразителями той или иной ограниченной идеологии, а самим ходом культурно-исторического процесса. Общая цель развивающего образования — выработка у ребенка способности творчески осваивать и, главное, перестраивать новые способы деятельности в любой из исторически очерченных сфер человеческой культуры (а также соответствующие им знания и умения), свободно полагать свое ближайшее и более отдаленное будущее и утверждать собственную личность в других людях во благо им и себе. Такое образование будет отвечать культурно-историческому статусу и психологическому смыслу современного — развитого детства.
Итак, подведем итоги исследованного.
.Каждый педагог не только обучает, но и воспитывает. Благодаря духовной общности воспитателя и коллектива детей процесс обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения.
.Каждый из педагогов должен осуществить индивидуальное влияние на конкретного воспитанника, чем-то заинтересовать, увлечь, вдохновить ребенка, пробудить в нем неповторимую личность.
.Чем труднее даются человеку азы основ наук на уроках, тем важнее, чтобы его интеллектуальная жизнь не ограничивалась азами, а обрастала новыми знаниями, умениями и навыками в различных видах деятельности.
Важно постоянно помнить: в центре воспитательного процесса всегда находится конкретный ребенок с конкретными проблемами, нуждами, интересами, противоречиями. Место воспитателя детского сада, по Концепции дошкольного воспитания, рядом с воспитанником, чтобы помочь, посоветовать, оградить, защитить. Качество воспитания определяется не объемом проводимых мероприятий, а качеством отношений между детьми, взаимоотношений их с окружающими и взрослыми, в том числе, с педагогами. Авторитет воспитателя сегодня больше зависит от его личных качеств, чем от его положения.
Общение со взрослыми является одним из главных факторов психического развития ребёнка, формирование его личности в целом. Педагоги постоянно сталкиваются с самыми различными проблемами межличностного общения при организации совместной деятельности дошкольников, формирование готовности ребенка к школьному обучению.
Овладение педагогическим мастерством невозможно без развития коммуникативных умений, поскольку в основе профессиональной роли воспитателя лежит принцип взаимодействия субъектов. Талант общения, человечность, человеколюбие, способность понять и воспринять другого человека, умение сочувствовать, сопереживать формируются не только стихийно, но и в результате воспитания и самовоспитания. Воспитателю необходимо отметить степень проявления каждого умения в своей профессиональной деятельности.
От нас с вами во многом зависит, какими станут наши дети, какие нравственные ценности для них будут главным. Будут ли они людьми здоровыми, добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, подготовленными к труду, к жизни в непростых условиях современного общества.
Литература
1.Алиева Т. И. <#»justify»>2.Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения, М., 1987. С. 4.
.Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика/ Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова.- М.: Академия , 2008.- 240 с.
.Васильченко Л.В. Воспитание и развитие дошкольников/ Л.В. Васильченко.-М, 2000.
.Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М., 1996.- 420 с.
.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гуревич. — СПб.: Детство-Пресс, 2004.- 237 с.
.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен. — М.: Академия, 2009.- 109 с.
.Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А.Козлова.- М.: Академия, 2004.- 416 с.
.Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст/ Н.С. Лейтес.- М.: 1977.- 240 с.
.Логвинова В.И. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. инст-тов / В.И. Логвиновой, П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 2001.-270 с.
.Методические советы к программе «Детство». — СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 304 с.
.Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4-е изд./ Р.С. Немов.-М.: Владос, 2001.- 608 с.
.Поддъяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника./ Н.Н.Поддьяков. -М., 1972.- 240 с.
.Радуга. Программа и руководство для воспитателей. /Сост. Т.Н.Доронова. — М.: Просвещение, 2003. — 123 с.
.Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа. Под ред. О.М. Дьяченко. — М.: «Издательство Гном и Д», 2000 — 96 с.
.Усова А.П. Обучение в детском саду. — М.: Просвещение, 1981.- 207 с.
.Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990.- 576 с.
.Шаталова Е.В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2005 .- 75 с.
.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г.И. Щукина.-М.: Педагогика, 1988.- 285 с.
.Эльконин Д.Б. Детская психология/ Д.Б. Эльконин.-М.: Академия, 2004.- 362 с.