Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Особенности и основные характеристики социального влияния
1.1. Понятие социального влияния
1.2. Социальное влияние в группах
1.3. Формы социального влияния: конформизм, уступчивость, сопротивление
ГЛАВА 2. Современные методы и модели социального влияния
2.1. Методы социального влияния
2.2. Особенности современных моделей социального влияния
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Выдержка из текста работы
Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но обычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психическое, эмоциональное и физическое состояние человека.
Древнегреческие рукописи гласят: «Музыкальное воспитание — самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души».
Также не стоит забывать историю, когда в фашисткой Германии, огромному количеству людей перед выступлением Гитлера проигрывали возбуждающие марши. Этим и объясняется гипнотический талант Гитлера. После такой обработки немцы были готовы воевать со всем миром.
Сегодня, музыкальная культура в своем глубинном значении давно вышла за пределы круга любителей музыки в современном мире. Широкое использование музыки в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер. Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино и т.д.
Начнем с телесно-двигательного аспекта влияния музыки — самого древнего по хронологии возникновения элементов музыкальной структуры. Это обусловлено простотой воспроизведения замысла — достаточно постучать палкой по выгнившему изнутри бревну, и уже возможен темпо-ритмический рисунок. Древний человек сделал такое открытие и использовал результаты для сопровождения ритуалов посвящения в воины, подготовки к охоте, которые подразумевали активное включение в себя телесно-двигательного компонента.
В процессе дальнейшей эволюции восприятие музыки становится более тонким и идет через относительно молодую (в эволюционном плане) эмоциональную систему. Музыка влияет на эмоциональное состояние человека — это всем известно. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию…
Практически все разработки в области музыкального воздействия осуществлялись медиками или, в лучшем случае, психологами. В связи с этим, дальнейшие исследования социологов в этой области дадут дополнительные сведения и позволят более подробно разобраться в вопросах влияния музыки на состояние человека в целом и на социальное поведение в частности.
1.1 Актуальность темы
Системный кризис, произошедший в общественно-политической жизни России, привел к изменениям механизма регуляции государственных и общественных институтов, отвечающих за процесс социализации и преемственности поколений. Это касается не только характерного для каждого поколения в несовпадении вкусов, взглядов, манере поведения, это относится к духовным основам развития общества.
Изменения духовных установок, ломка прежней идеологии, «отмена» ранее навязывавшего единого мировоззрения привели к состоянию духовной дисгармонии. Духовная жизнь превратилась в безликое существование, наполненное срывами и напряженностью. Стремление к престижным вещам становится самоцелью существования, то есть, проблема ценностей, влияющих на формирование и развитие подрастающей молодежи, от которой зависит развитие общества, является актуальной.
Одним из культурных факторов, воздействующих на духовную жизнь общества, выступает музыка. Молодежь — это наиболее восприимчивая к новому часть населения. Очень часто нынешние предпочтения молодежи становятся завтра общепринятыми, массовыми. Одно уже это обстоятельство позволяет сказать, что изучение музыкальных вкусов молодежи имеет прогностическое значение.
Многие из нас замечают влияние музыки на себе, но не придают этому особого значения. Хватит вспомнить лишь, как услышав когда-то популярную незамысловатую песенку, начинали буквально автоматически напевать её, просто услышав знакомые нотки, где-нибудь в общественном транспорте. Это ведь и есть то самое влияние.
Тексты современной популярной музыки, как правило — это набор незамысловатых фраз. Музыкальное сопровождение данных текстов, очень похожи, чаще всего являясь ритмичным повторением барабанов и других инструментов. А, как известно, еще шаманы использовали ритмичное постукивание в свои барабаны (камлание) для того чтобы войти в транс или ввести других в транс. А когда человек в трансе — сознание не контролирует, то что человеку говорят и это все идет сразу в подсознание минуя критическую оценку сознания. Выходит так, что тексты современных, популярных песен действуют минуя наше сознание сразу на подсознание. Вот этим и объясняется то, что стоит человеку раз услышать подобную «попсовую» песенку и он будет ходить и напевать ее весь день.
Также, чтобы шаману легче было ввести человека в транс, использовали табак. Одурманенный табаком человек под ритмичное постукивание еще быстрее впадал в транс. Для состояния транса в наши дни, используют табак, пиво, водку, а так же современную технику. Клубы, где любит бывать молодежь, оснащена и современной светотехникой, все моргает и крутится, всюду из колонок доносится громкая музыка, внимание молодых людей и так рассеяно, а тут еще и одурманивающие напитки, а иногда это и синтетические наркотики. Молодежный журнал «Гражданин». http://www.mgrazhdanin.ru/muzoboz/20-vlijanie-muzyki-na-cheloveka.html
При таком совокупном влиянии музыки и сопутствующих ей элементов ничего хорошего ожидать не приходится. Тут присутствуют все аспекты, используемые при зомбировании. А это просто не допустимо на современном этапе эволюционирования человечества.
1.2 Степень разработанности темы
О роли и влиянии музыки на человека задумывались ещё древние греки. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую этические свойства. Подобное стремится к подобному, и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков — Аристотеля, Платона, пифагорийцев — музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Древнегреческие философы, исходили из ее подражательной природы. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера. С. КАЛМЫКОВА. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ И РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ (http://www.plato.spbu.ru/CONFERENCES/2001/13.html)
Среди современных авторов существуют различные точки зрения. В своём исследовании, посвящённом влиянию различной музыки на поведение человека, Б.Г. Ананьев изучал изменения в ритмах колебательных движений, а так же мимические и соматические реакции индивида в процессе прослушивания музыкального произведения.
Для данных целей проводился следующий эксперимент: испытуемым предлагались к прослушиванию два разнохарактерных отрывка — фрагмент из первого скрецо Ф. Шопена для фортепиано и фрагмент из второго фортепианного концерта К. Сен-Сана. В процессе слушания музыки испытуемые должны были ритмически нажимать на резиновый баллончик, соединённый резиновой трубкой с барабанчиком Марея и кимографов, а после окончания прослушивания ответить на ряд вопросов. Б.Г.А наньев пишет «Задача исследования — проследить как отражается на поведении человека слушание «лирической» и «драматической» музыки….Желая получить полную и цельную картину поведения личности в момент музыкального воздействия, им был избран комбинированный метод исследований, сочетающий субъективные данные самонаблюдения с объективными данными, которые можно охарактеризовать, как объективные симптомы реагирования на музыку». В результате эксперимента Б.Г.Ананьев пришёл к выводу, что музыка регулирует и направляет поведение личности: «Являясь знаками аффективных состояний, музыкальные произведения организуют поведение (в первую очередь аффекты), то овладевая им, то преодолевая его».
Сходной точки зрения придерживался выдающийся теоретик советской психологии Л.С. Выготский. В своём труде «Психология искусства» он соглашается с исследователем Геннекен, в том что эстетическая эмоция (эмоция вызванная посредством восприятия произведения искусства, в том числе музыкального) не вызывает немедленного действия, в отличии от эмоции, вызванной реальными жизненными обстоятельствами. Л.С. Выготский так же поддерживает вывод Геннекен о том, что такая эстетическая эмоция, не получая выражения в действии сказывается на изменении установки, и не только не вызывает тех действий, о которых говорит, но, наоборот, отучает от них. Однако добавляет: «Эстетическая реакция есть не просто разряд впустую, холостой выстрел, она есть реакция в ответ на произведение искусства и новый сильнейший раздражитель для дальнейших поступков. Искусство требует ответа, побуждает к известным действиям и поступкам. <…> Музыка побуждает нас к чему-то, действует на нас раздражающим образом, но самым неопределенным, то есть таким, который непосредственно не связан ни с какой конкретной реакцией, движением, поступком. В этом видим мы доказательство того, что она действует просто катартически, то есть проясняя, очищая психику, раскрывая и вызывая к жизни огромные и до того подавленные и стесненные силы. Действие музыки сказывается неизмеримо тоньше, сложнее, путем, так сказать, подземных толчков и деформаций нашей установки. Оно может сказаться когда-нибудь совершенно необыденно, хотя в немедленном действии оно не получит своего осуществления.
Сама по себе эстетическая эмоция как бы изолирована от нашего ежедневного поведения, она непосредственно ни к чему не влечет нас, она создает только неопределенную и огромную потребность в каких то действиях, она раскрывает путь и расчищает дорогу самым глубоко лежащим нашим силам; она действует подобно землетрясению, обнажая к жизни новые пласты. Если музыка не диктует непосредственно тех поступков, которые должны за ней последовать, то все же от ее основного действия, от того направления, которое она дает психическому катарсису, зависит и то, какие силы она придаст жизни, что она высвободит и что оттеснит вглубь. Искусство есть скорее организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней. Поэтому искусство можно назвать реакцией, отсроченной по преимуществу, потому что между его действием и его исполнением лежит всегда более или менее продолжительный промежуток времени».
Швейцарские ученые доказали, что после pок-концеpта побывавшие на нем слушатели pеагиpyют на pаздpажители в 3-5 pаз хyже, чем обычно. Пpофессоp Б.Раyх yтвеpждает, что пpослyшивание pок-мyзыки вызывает выделение так называемых стpесс-гоpмонов, котоpые стиpают значительнyю часть хpанившейся инфоpмации в мозгy.
Амеpиканские вpачи во главе с yченым Р.Лаpсеном yтвеpждают: повтоpяющийся pитм и низкочастотные колебания бас-гитаpы сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и как следствие, на фyнкциониpование желез, pегyлиpyющих секpеты гоpмонов; сyщественно изменяется ypовень инсyлина в кpови; основные показатели контpоля нpавственного тоpможения опyскаются ниже поpога теpпимости или целиком нейтpализyются.
Едва ли не «общим местом» в исследованиях такого pода считается pазpyшительное воздействие на человеческий оpганизм свеpхгpомких звyков — подобнyю мyзыкy специалисты называют «мyзыкой-yбийцей», «звyковым ядом». Рyсский психолог Д.Азаpов однажды пpизнался: «Мне yдалось выделить сочетание нот, сходное для всех слyчаев самоyбийства pок-мyзыкантов… http://adonay-forum.com/diskoteka_magov_prekrasnaya_muzyika_dlya_prekrasnyih_dush/vliyanie_muzyiki_na_organizm_cheloveka/?PHPSESSID=3fd6cd256602936c3645553304159e87
Говоря о роли и прикладном значении искусства, Л.С.Выготский видит эту роль прежде всего в воспитывающем и преобразующем действии искусства, и музыки в частности. Согласно его мнению, искусство есть важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни. Мухина В.С. Возрастная психология, М., 1999
1.3 Теоретико-методологические подходы
Проведение данного исследования возможно лишь на межотраслевом уровне, объединяющем такие отрасли социологии как феноменология (теоретико-методологическое направление, рассматривающее общество как явление, постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов) символический интеракционизм (изучающий социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании) и социальный бихевиоризм.
Таким образом, комплексный подход объединит в себе характеристики личности с нескольких точек зрения:
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью личности к определенной социальной группе, национальности. Главная составная часть социальной жизни — это социальное действие, поведение, обращенное к другим людям и регулируемое общественными правилами (ценностно-нормативной ситемой). В социальной деятельности реализуются потенциальные тенденции к действиям, или установки. Ф.Знаненский. Современные люди и цивилизация будущего., PWN., 2001.
Анализ человеческих действий должен привести к их пониманию, которое достигается через интерпретацию присущих им значений, мотивационных (определяемых самими действующими субъектами) или культурных (определяемых теми группами, в которых действуют субъекты). Сама по себе операция «понимания» (Verstehen) оказывается возможной, поскольку большинство человеческих действий имеет рациональный смысл, следовательно, достаточно выяснить взаимоотношение средств и целей, лежащее в основе действий. Вызванные чувством или совершаемые в состоянии аффекта действия помогает понять эмпатия, а действия, носящие традиционный характер, — историческая память. П. Штомпка., Социология. Анализ современного общества. (Макс Вебер)., М., 2005
1.4 Объект, предмет, цель и задачи исследования
Объект исследования: студенты Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.
Предмет исследования:
А) музыкальные предпочтения
Б) модель поведения при социальном взаимодействии (от коммуникативной до социопатической личности)
В) степень конформности
Цель исследования: изучение степени влияния современных музыкальных течений на социальное поведение личности.
Задачи исследования:
1. Обзор литературы о влиянии современной музыки на поведение.
2. Рассмотрение понятий, относящихся к теме «Влияние современной музыки на социальное поведение».
3. Выявление уровня конформности/нонконформности студентов через анкетирование.
4. Понять наиболее предпочитаемые популярные музыкальные направления среди современных течений.
5. Изучить особенности социального поведения.
6. Понять взаимосвязь и степень влияния музыки на поведение.
7. Обобщить полученные данные о влиянии современной музыки на социальное поведение и сделать выводы.
1.5 Системный анализ объекта исследования
Теоретическая интерпретация понятий
Социальное поведение (англ. Social behavior) — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г. В. Осипов. — М., 1998
Социальное действие — (по М. Веберу):
А) “Социальным” мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.
Б) Осознанное действие человека:
— обычно вызываемое его потребностями;
— находящееся в связи с действиями другого или других людей;
— сориентированное на поведение других;
— воздействующее на них; и
— в свою очередь — испытывающее влияние поведения других.
Социальное действие предполагает два необходимых признака:
— субъективную мотивацию индивида или группы; и
— ориентацию на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Вебер М. Основные социологические понятия, М., 1996
Асоциальность — это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали. Википедия, http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%EE%F1%F2%FC
Конформность — свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму (изменению установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или группе) Большой Энциклопедический словарь
Нонконформность — [от лат. non — не, нет и conformis — подобный, сообразный] — свойство личности, готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения. В психологически сущностном плане эта форма личностной активности не просто близка, а, по сути дела, идентична проявлениям конформизма, так как в обоих случаях можно практически с полной уверенностью говорить о зависимости индивида от группового давления, его подчинения большинству. Кажущаяся самостоятельность при проявлении нонконформности не более чем иллюзия. http://slovari.yandex.ru/~книги/Азбука%20психолога/Нонконформизм/
Темперамент — (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека. http://ru.wikipedia.org/wiki/Темперамент
Социальный характер — понятие в концепциях, разработанных в рамках психоаналитического направления в социологии для объяснения взаимодействия между индивидом и обществом, влияния социально-экономических и культурных факторов на формирование человеческого характера, роли психологического фактора в социальном процессе. С. Левит. Культурология. XX век. Энциклопедия., 1998 г.
Самоидентификация — в социологии — осознание человеком своего членства в группе. (Социальная идентификация — признание за людьми принадлежности к конкретной группе со стороны внешнего окружения.) Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
Ценностные ориентации — основания, по которым личность или группа «выстраивает» воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости. Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально-волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а нередко и решающим образом, обусловливают содержательную сторону как индивидуальной, так и групповой деятельности и общения. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006. С. 188.
Эмоциональные состояния, вызваны переживанием человека его отношения к внешнему миру и самому себе и характеризуемые изменениями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды. Энциклопедия «Психология труда». — 2005
Субкультура — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Энциклопедия социологии / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
Мумзыка (греч. МпхуйкЮ от греч. мпэуб — муза) — вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени. С. В. Дамберг, В. Е. Семенков. Музыка как феномен повседневности.
Музыкальный жанр — многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием. Понятие музыкального жанра отображает основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики — взаимосвязь между внемузыкальными факторами творчества и её сугубо музыкальными характеристиками.
Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления. Выделяют следующие жанры/стили музыки: Народная музыка; Духовная музыка; Индийская классическая музыка; Арабская классическая музыка; Европейская классическая музыка; Латиноамериканская музыка; Блюз; Джаз; Кантри; Шансон, романс, авторская песня; Электронная музыка; Рок-музыка; Ска, рокстеди, реггей; Поп; Рэп (Хип-хоп) Т. Чередниченко. Музыкальный жанр // статья в Музыкальном энциклопедическом словаре, «советская энциклопедия» 1990
Электромнная мумзыка (от англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») — широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов. Хотя первые электронные инструменты появились ещё в начале XX века, электронная музыка как жанр развилась во второй половине XX века и начале XXI века и включает десятки разновидностей.
Рок-мумзыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо, неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.
Рэп — Рэп (англ. rap, rapping) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэмпером или более общим термином MC;
— один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Это музыкальное направление, которое возникло в США в 70-е годы прошлого века как противоположность диско-музыке. Википедия, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%FD%EF
Поп-музыка — (англ. popular music, pop music), область музыкального искусства, для которого характерны тиражирование произведений средствами массовой информации, коммерческий характер, стандартизированность музыкально-поэтического языка; развлекательность, предполагающая легкость восприятия. Возникла в 19 веке как реакция на усложнившиеся формы «серьезной» музыки. Интенсивное развитие получила с начала 20 века. Различают традиционную «старую» популярную музыку и «новую» поп-музыку, обособившуюся c появлением рок-н-ролла. Энциклопедический словарь. 2009
1.6 Эмпирическая интерпретация понятий
Социальное поведение индивида зависит от многих факторов. Первостепенно определяется ведущей системой ценностей общества и индивида в частности, жизненных предпочтений, моральных характеристик; свойств характера и степенью конформности.
Степень истинности или когнитивный компонент предпочтения или выбора измеряется: характером отношений (соперничество-сотрудничество; конфликт- дружеские отношения как межличностном, так и на групповом уровне); единым мнением различных социальных классов в вопросах моды сформированных обществом относительно музыкальных течений; соответствием между восприятием общности музыки и ее влияние на индивидуальность, физическое и эмоциональное состояние.
социальное поведение личность музыка
1.7 Гипотезы исследования
Основные гипотезы:
1) Современная музыка способствует проявлению асоциального или агрессивного поведения.
2) Некоторые современные музыкальные направления негативно сказываются на эмоциональном состоянии личности.
3) Темперамент влияет на выбор музыкальных предпочтений.
4) Выбор музыкальных предпочтений связан с социальным характером, который в свою очередь обуславливает способы социальных действий.
Неосновные гипотезы:
1) Принадлежность к какой-либо конфессии никак не обуславливает музыкальные предпочтения.
2) Идентификация индивида с неформальной группой, приобщает его к определенному музыкальному течению.
3) Личности, отдающие предпочтение электронной музыки — односторонни, замкнуты, раздражительны.
4) Любители тяжелого рока и электронной музыки имеют более слабое здоровье, нежели люди, предпочитающие другие музыкальные жанры.
5) Дополнительное музыкальное образование в незначительной степени влияет на выбор музыкальных предпочтений.
Глава 2. Методическая часть программы исследования «Влияние современных музыкальных течений на социальное поведение личности»
Приведенные ниже традиционные методы социологического исследования (контент-анализ, анкетирование, интервьюирование), реализующие цель и задачи данной программы, которые были адаптированы под специфику исследования влияние музыки на социальное поведение, в связи с чем был выработан представленный в программе инструментарий.
2.1 Паспортичка выборки
Генеральную совокупность объекта исследования составляют студенты ИНЖЭКОНа. Общее численность студентов на данный момент составляет около пятнадцати тысяч человек. В университете 12 факультетов таких как:
* Гуманитарный
* Институт инновационного менеджмента
* Информационных систем в экономике и управлении
* Менеджмента
* Права и экономической безопасности
* Предпринимательства и финансов
* Региональной экономики и управления
* Туризма и гостиничного хозяйства
* Экономики и управления в машиностроении
* Логистики и транспорта
* Экономики и управления в химической промышленности и природопользовании
На гуманитарном факультете обучается 669 человек. На очном обучении — 497 студентов, на очно-заочном — 113 и на заочном — 59 студентов;
На Факультете информационных систем в экономике и управлении — около тысячи студентов
На факультете менеджмента обучается 2600 студентов, из них: 1585 студентов по очной, 244 студента по очно-заочной, 536 студентов — по заочной форме обучения.
На факультете Предпринимательства и финансов общая численность составляет более 3000 человек. На очном обучении — 1353 студента, на очно-заочном — 345 и на заочном — 1384 студентов.
На факультете Региональной экономики и управления обучается 1 964 студента, из них: 1 126 на очной форме обучения, 202 на очно-заочной, 636 — на заочной.
На факультете Туризма и гостиничного хозяйства на факультете обучаются 2042 студента, из них: 1 128 на очной форме обучения, 446 на очно-заочной, 468 — на заочной.
На факультете Логистики и транспорта на сегодняшний день на факультете обучаются 795 студентов очной формы обучения, 620 студентов заочной формы, 107 студентов очно-заочной формы, 11 магистрантов и 60 бакалавров.
На факультете Экономики и управления в химической промышленности и природопользовании в настоящее время на факультете обучаются 755 студентов, из них: 469 на очной форме обучения, 286 — на заочной.
Выборка будет осуществляться с помощью вероятностного типа отбора, используя систематический метод. Так как объем генеральной совокупности достаточно большой, существует список, с помощью которого можно легко вычислить выборочную совокупность.
Для данного исследования более всего подходит стратегия предварительного расчета. Так как у нас имеются приблизительные данные о размере генеральной совокупности, то можно вычислить размер выборочной совокупности.
Объем выборочной совокупности составит 398 человек, была использована формула: n= 1/(?2+1/N)
2.2 Контент-анализ тематической литературы по вопросу влияния музыки на социальное поведение личности
Данный научный метод будет использован в исследовании для выявления и оценки определенных характеристик текстов и других носителей информации, так как в соответствии с целями исследования необходим анализ определенных элементов содержания — смысловых единиц или формальных признаков.
В качестве документов планируется рассматривать научно-популярную литературу, статьи в научно-популярных журналах, и периодических изданиях.
Классификатор
Категория анализа |
Единица анализа |
Единица счета |
|
Оценка влияния музыки на социальное поведение человека. |
Положительно |
Количество выражений (словосочетаний) относительно влияния музыки на социальное поведение человека |
|
Отрицательно |
|||
Уровень влияние музыки на физическое и эмоциональное состояние человека |
Высокий |
Количество выражений (словосочетаний) относительно уровня влияния музыки на физическое и эмоциональное состояние человека. |
|
Низкий |
|||
Отношение к музыкальному течению «Рок» |
Положительное |
Количество выражений (словосочетаний) относительно отношения в «року». |
|
Отрицательное |
|||
Отношение к музыкальному течению «Поп-музыки» |
Положительное |
Количество выражений (словосочетаний) относительно отношения в «поп-музыке». |
|
Отрицательное |
|||
Отношение к музыкальному течению «Рэп». |
Положительное |
Количество выражений (словосочетаний) относительно отношения в «рэпу». |
|
Отрицательное |
|||
Отношение к другим музыкальным направлениям. (электронная музыка, классическая современна музыка, и др.) |
Положительное |
Количество выражений (словосочетаний) относительно отношения к другим музыкальным жанрам. |
|
Отрицательное |
Протокол
Единица анализа |
Единица счета |
||
Положительно |
Количество выражений (словосочетаний) относительно влияния музыки на социальное поведение человека |
||
Отрицательно |
|||
Высокий |
Количество выражений (словосочетаний) относительно уровня влияния музыки на физическое и эмоциональное состояние человека. |
||
Низкий |
|||
Положительное |
Количество выражений (словосочетаний) относительно отношения в «року». |
||
Отрицательное |
|||
Положительное |
Количество выражений (словосочетаний) относительно отношения в «поп-музыке». |
||
Отрицательное |
|||
Положительное |
Количество выражений (словосочетаний) относительно отношения в «рэпу». |
||
Отрицательное |
|||
Положительное |
Количество выражений (словосочетаний) относительно отношения к другим музыкальным жанрам. |
||
Отрицательное |
Инструкция кодировщику:
При анализе документов следует точно соблюдать указанную выборку, одинаковый порядок анализа, указанные единицы счета.
В таблицу протокола следует занести просуммированные данные регистрационных карточек.
Спасибо, за помощь в проведении социологического исследования!
2.3 Анкетирование
Анкетирование — одно из основных технических средств конкретного социального исследования, используется в данном случае в связи с измерением социальных, социально-психологических и демографических характеристик личности. Также применяется с целью выявления взаимосвязи и взаимообусловленности выбора музыкального течения и модели социального поведения личности.
Анализ структуры анкеты.
Данная анкета имеет блочную структуру по типу «батареи», она состоит из 4-х условных блоков:
* вопросы паспортички;
* вопросы, выявляющие личностные музыкальные предпочтения;
* вопросы, выявляющие уровень конформности и тенденции социального поведения личности;
* вопросы, выявляющие социально-психологические особенности личности;
Итак, разберем отдельно каждый блок.
Вопросы «паспортички»:
Вопрос 30(закрытый; прямой; о фактах) 31 и 32 (открытые, о личности)
Вопрос 12 (прямой; закрытый, о личности),
вопрос 28 (прямой, закрытый, вопрос-фильтр);
и вопрос 29(прямой; полузакрытый; о знаниях) продиктованы целями и задачами исследования
Вопросы, выявляющие личностные музыкальные предпочтения:
1(закрытый; прямой; о фактах),
2(закрытый; прямой; о фактах),
3(закрытый; прямой; вопрос-фильтр),
4(закрытый; прямой; о фактах),
5(закрытый; прямой; о фактах),
6(закрытый; прямой; о фактах),
7(закрытый; прямой; о фактах),
8(закрытый; прямой; о фактах),
9(закрытый; прямой; о фактах),
10(закрытый; прямой; о фактах),
Вопросы, выявляющие уровень конформности и тенденции социального поведения личности:
13(закрытый; прямой; о фактах),
14(закрытый; прямой; о фактах),
18(закрытый; прямой; о фактах),
20(закрытый; косвенный, о поведении) — продиктован целями и задачами исследования,
21(закрытый; косвенный; о поведении);
22(закрытый; косвенный, о поведении) — продиктован целями и задачами исследования
Вопросы, выявляющие социально-психологические особенности личности:
11(закрытый; прямой; о фактах),
15(закрытый; косвенный; о фактах),
16(закрытый; косвенный; об эмоц.состоянии),
17(закрытый; косвенный; о фактах),
19(закрытый; косвенный; о фактах),
23(закрытый; косвенный; о фактах),
27(закрытый; косвенный; о фактах),
Такое расположение вопросов необходимо, чтобы соблюсти логическую схему анкеты.
Анкета:
СПбГИЭУ
Влияние современных музыкальных течений на социальное поведение личности.
Уважаемые студенты!
Просим Вас принять участие в опросе по очень интересной и актуальной сегодня теме. С помощью Ваших ответов мы надеемся выполнить цель нашего исследования — выделить связь современных музыкальных течений с поведением личности в современном обществе. Результаты опроса помогут в дальнейших исследованиях в области социальной психологии и социологии музыки.
Заранее благодарим Вас за участие в опросе!
Инструкция к заполнению I части анкеты:
оцените, пожалуйста, каждое из высказываний по следующей шкале:
1 — абсолютно не согласен(на)
2 — скорее не согласен(на)
3 — затрудняюсь ответить
4 — скорее согласен(на)
5 — абсолютно согласен(на)
Затем отметьте любым условным обозначением номер, который находится рядом с тем вариантом ответа, который соответствует Вашему мнению или впишите свой ответ.
1. Я люблю слушать музыку.
1 2 3 4 5
2. Я часто слушаю музыку.
1 2 3 4 5
3. Меня не интересует современная музыка.
1 2 3 4 5
* Если вы ответили на этот вопрос «1», «2», «3», то перейдите к следующему, если «4» или «5», то к вопросу №9.
4. Из музыкальных направлений я предпочитаю «Рок».
1 2 3 4 5
5. Из современной музыки мне ближе всего музыка «поп-культуры».
1 2 3 4 5
6. Я предпочитаю слушать «Рэп»
1 2 3 4 5
7. Мне по душе больше «Хип-хоп».
1 2 3 4 5
8. Чаще всего слушаю электронную музыку.
1 2 3 4 5
9. Из музыки мне больше всего нравится «Джаз»
1 2 3 4 5
10. Я люблю классическую музыку.
1 2 3 4 5
11. Музыка, которую я слушаю, влияет на мое эмоциональное состояние (хочется танцевать, плакать, др.)
1 2 3 4 5
12. Я имею дополнительное музыкальное образование (Колледж, Школа искусств и т.д.)
1 2 3 4 5
13. Я имею только формальные социальные статусы и роли.
1 2 3 4 5
14. Я состою в неформальной группе (1 и более).
1 2 3 4 5
15. Считаю себя слишком застенчивым по сравнению с другими людьми.
1 2 3 4 5
16. Порой я переживаю по всяким пустякам.
1 2 3 4 5
17. Я думаю, мое состояние здоровья оставляет желать лучшего.
1 2 3 4 5
18. Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого.
1 2 3 4 5
19. Я удовлетворен своей жизнью.
1 2 3 4 5
20. Я остаюсь равнодушным к тому, что думают обо мне окружающие.
1 2 3 4 5
21. Под влиянием настроения я иногда не контролирую свои поступки (могу стукнуть по столу, хлопнуть дверью и т.д.)
1 2 3 4 5
22. Я люблю спорить
1 2 3 4 5
23. Бывает, мне присущи перепады настроения.
1 2 3 4 5
24. Я переживаю, когда обо мне говорят плохо.
1 2 3 4 5
25. Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого.
1 2 3 4 5
26. Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
1 2 3 4 5
27. Я считаю, непринужденность в наши дни более полезна, нежели правила хорошего тона.
1 2 3 4 5
28. Можно сказать, я немного осведомлен о типах темперамента.
1 2 3 4 5
* Если вы ответили на этот вопрос «1», «2», «3», то перейдите к следующему, если «4» или «5», то к вопросу №9
29. Я: (отметьте не более 2х)
а) Флегматик
б) Холерик
в) Сангвиник
г) Меланхолик
В заключение сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.
30. Ваш пол:
1) женский
2) мужской
31. На каком курсе вы обучаетесь: ____________.
32. Укажите факультет, на котором обучаетесь: ______________.
Большое спасибо за оказанную помощь в проведении
данного социологического исследования!
Заключение.
Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Так утверждают древние трактаты. К этому пониманию музыки постепенно приходит и современная наука. Начиная с 19 в. она накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований.
Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия нашего века. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка — мощнейший источник энергий, влияющих на человека.
Еще в 19 веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.
Известный русский хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: Согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.
С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа; что под воздействием определенных стилей музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток, растений и многое другое.
В московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя. Глазуновой О.В., Чередниченко Т.В. «Музыка в истории культуры»
Но есть и обратная сторона медали, так как в нашем сложном земном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Вот и музыка — не исключение. Действительно, в последние десятилетия уходящего века появилось множество новых музыкальных направлений. И большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.
Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка — наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рэпа оно резко снижается.
Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья (что случилось в ходе эксперимента); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.
Под звуки современной «попсы» растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пространство хаотическими вибрациями…
Западные ученые даже ввели в свою лексику новый термин — «музыкальный наркоман». Современный мир, конечно, несовершенен, но познается все в сравнении. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе.
И, все же, чтобы уберечь себя от разрушения, важно наполнять окружающий мир и окружающую действительность Гармонией с помощью живописи, качественной хорошей музыки и других видов искусства.
«- слушать Прекрасное, видеть Прекрасное — значит улучшаться» Платон.
Список литературы
1. П. Штомпка., Социология. Анализ современного общества., М, 2005
2. Вебер М. Основные социологические понятия, М., 1996
3. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006. С. 188.С. Калмыкова.
4. Энциклопедия социологии / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
5. Молодежный журнал «Гражданин». http://www.mgrazhdanin.ru/muzoboz/20-vlijanie-muzyki-na-cheloveka.html
6. К.М. Оганян., Методология и методика социологического исследования., СПб., 2006
7. Мухина В.С. Возрастная психология, М., 1999
8. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г. В. Осипов. — М., 1998
9. Большой Энциклопедический словарь, 2007
10. С. Левит. Культурология. XX век. Энциклопедия., 1998 г.
11. Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
12. Музыкальная эстетика в античной философии и раннем христианстве (http://www.plato.spbu.ru/CONFERENCES/2001/13.html)
13. С. В. Дамберг, В. Е. Семенков. Музыка как феномен повседневности. 2008
14. Т. Чередниченко. Музыкальный жанр // статья в Музыкальном энциклопедическом словаре, «советская энциклопедия» 1990