Содержание
Содержание
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика социально-культурной деятельности 5
1.1. Этапы становления социально-культурной деятельности 5
1.2. Сферы реализации социально-культурной деятельности 8
1.3. Социальные признаки и понятие социально-культурной
деятельности 11
Глава 2. Понятие и типология социально-культурных институтов 17
2.1. Понятие «социально-культурный институт» 17
2.2. Типология социально-культурных институтов 20
3. Современное состояние социально-культурной деятельности,
тенденции развития 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Выдержка из текста работы
Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Решение проблем стоящих перед современным обществом обуславливается потенциальными возможностями и имеет некоторые тенденции.
Первая тенденция представляет собой постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий. Вторая тенденция включает повышение культурного и профессионального уровня большинства населения страны на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования. Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах.
Чтобы система образования была готова принять вызовы современности, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред (ИОС) открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов (БУМ), наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов.
Соответственно, информационные технологии и образование — это две тенденции, которые в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют новую эпоху и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем 1. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании./ И.П. Норенков. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.-С. 352..
Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
1. Интеграция и интернационализация
Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта.
Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет — технологиях или электронном образовании.
А также, появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института.
К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества.
Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Важнейшими направлениями информатизации образования являются:
* формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;
* системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
* построение и развитие единого образовательного информационного пространства;
* постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;
* создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.
Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Развитие системы дистанционного обучения в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ растет с каждым годом.
В системе российского образования использование информационно-коммуникационных технологий чаще встречается в нетрадиционной (негосударственной) системе образования. Однако многие российские университеты активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы открытого образования.
Формирование новой модели подготовки специалистов, учитывает не только квалификационную модель специалиста, но и модель компентентностную. Компетентностный подход в образовании является сегодня важнейшей инновацией, соответствующей задачам подготовки специалистов на современном этапе. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении. В этой модели специалиста, цели образования, связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Если целью профессионального образования является обучение человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, то целью компетентностной модели специалиста является обучение работать в группе и выработка способности к решению многочисленных задач в различных ситуациях.
Создаваемая единая система управления качеством образования является методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние, обеспечивающее открытость и новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда. Таким образом, становление и развитие открытой образовательной системы предполагает разработку современных технологий качества, включая технологии качества управления этими сложными системами.
2. Эволюция системы школьного исторического образования в Российской Федерации
Основные изменения российской системы школьного исторического образования, её сложная трансформация от “советской” к “постсоветской” модели произошли в 1990-е гг. и по времени совпали с процессом становления новой российской государственности.
Но и в начале XXI в. многие проблемы ещё ждут своего решения. С 2009 г. ситуации, связанные с введением ЕГЭ по истории в штатный режим, в определённом смысле выявили и обострили проблемы, которые существуют в сфере исторического образования.
Изменения в исторической науке в этот период можно определить как “смену научной парадигмы”. Некоторые историки, в том числе сторонники “постмодернизма”, считают, что процессы в развитии исторической науки в конце XX в. можно классифицировать как революционные.
Однако изменения в системе школьного исторического образования в Российской Федерации в этот период по своим масштабам имели ещё более глубокий и проблемный характер.
В этот период в результате усилий Министерства образования РФ и педагогической общественности была создана новая постсоветская система школьного исторического образования, построенная на иной, чем в СССР, идеологической основе, с иными целями и задачами, иными требованиями к учащимся и педагогам.
Характерными чертами этой новой отечественной системы исторического образования можно считать:
* ликвидацию марксистско-ленинской идеологической основы системы образования;
* придание системе образования относительно демократического и открытого для общественности характера вместо существовавшего ранее “закрытого”, ведомственного подхода;
* становление государственно-общественного механизма управления системой образования (а не ведомственного, как было в советскую эпоху);
* обеспечение принципа регионализации и децентрализации образования вместо унификации и централизации;
* признание идеи вариативности образования как ценности, отвечающей гуманистической сущности человека;
* признание поликультурности, многонациональности и поликонфессиональности российского общества как фундаментальных факторов, которые должны быть отражены в системе исторического образования.
Разумеется, далеко не все названные выше черты получили последовательное развитие и воплощение в деятельности конкретных образовательных учреждений. Вместе с тем новое качество системы школьного исторического образования к концу ХХ в. стало реальностью, которую трудно оспаривать. Так, например, фактор поликультурности и многонациональности российского общества стал основанием для разработки концепции государственного образовательного стандарта, построенного на сочетании федерального и регионального (национально-регионального) компонентов.
В начале XXI в. постепенно сформировались новые требования к работе учителя истории, обусловившие теоретические и практические подходы к подготовке и повышению квалификации учителей. Однако и сегодня ещё преждевременно утверждать, что в Российской Федерации завершился процесс формирования новой системы исторического образования.
Целый ряд претензий и пожеланий можно высказать в адрес учреждений высшего педагогического образования, которые всё еще продолжают подготовку педагогов преимущественно в традициях классической предметной (“знаниевой”) парадигмы, монокультурного и моноперспективного подходов, хотя в современном мире в образовательных системах всё более укрепляются позиции компететностной парадигмы, поликультурности и многоперспективности как базовых принципов образования.
Учитывая мировую тенденцию, направленную к внедрению непрерывного педагогического образования, педагогические вузы и учреждения системы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) постепенно определяют свою специфическую роль в этом процессе, формулируют ценностные, целевые и содержательные ориентиры своей образовательной деятельности, а также обусловленные ими содержание, формы и методы реализации образовательных программ, нацеленных на подготовку и повышение квалификации учителей истории. Однако практика показывает, что эти процессы происходят медленно и болезненно.
2.1 Нерешённые проблемы в области исторического образования
Представители государственных институтов, общество, педагогическая общественность выказывают озабоченность проблемами выбора приоритетных направлений развития системы исторического образования, повышения его качества и эффективности.
Широко обсуждается эффективность избранной модели Единого государственного экзамена и целесообразность сохранения традиционных форм экзамена, введение “портфолио” учащихся, соотношение ЕГЭ и олимпиад. Часть педагогов по-прежнему хотела бы работать в рамках линейной структуры. Поэтому развитие структуры образования на основе принципов концентризма или линейности всё ещё остаётся актуальной проблемой.
Актуальным является вопрос о применимости к условиям российской школы мирового педагогического опыта, накопленного в историческом образовании странами Европы и США, в частности, компетентностного, многоперспективного и поликультурного подходов.
Анализ состояния исторического образования в образовательных учреждениях Российской Федерации показывает, что его эффективность и качественный уровень далеко не в полной мере соответствуют индивидуальным и общественным запросам. Так, в частности, не завершено создание целостной системы исторического образования, отвечающей требованиям современного глобализирующегося и динамично развивающегося мира.
Анализ практики становления и деятельности отечественной системы исторического образования позволяет выявить ряд существенных противоречий:
— между необходимостью чётко определить приоритеты и направления развития российской системы исторического образования в условиях развития информационных ресурсов и явно недостаточным уровнем научной разработки этой проблематики;
— между концептуальными идеями, определяющими содержание, формы и методы школьного исторического образования в современном мире, и реальными возможностями государства, общества, учреждений системы образования адекватно реализовать их в педагогической практике;
— между поликультурным характером российского общества и существующей традицией построения образовательного процесса преимущественно на основе ценностей и культурных предпочтений титульного большинства населения в субъектах Российской Федерации;
— между запросами граждан на получение качественного образования и недостаточным уровнем научного осмысления тенденций и перспектив развития образования, отвечающего условиям глобализации;
— между современными концепциями исторического образования и традиционной системой подготовки и повышения квалификации преподавателей истории.
Среди конкретных недостатков действующей системы исторического образования можно отметить следующие:
— слабая в ряде случаев заинтересованность образовательных учреждений в удовлетворении изменившихся образовательных запросов граждан;
— недостаточный уровень восприятия системой образования мировых тенденций, ориентированных на достижение школьниками конкретных результатов, способных обеспечить их социализацию;
— недостаточное внимание к формированию у школьников умений самостоятельного освоения и применения знаний в реальных жизненных ситуациях (подчеркнём, что в странах Запада эта проблема решается в русле компетентностного подхода);
— недостаточное внимание к теории и практике поликультурного, многоперспективного и компетентностного подходов к образованию и повышению квалификации самих педагогов, которые в большинстве случаев просто не знают (или недостаточно знают) о мировом педагогическом опыте.
Серьёзная проблема в развитии системы исторического образования, заключается в том, что не преодолено противоречие между современными мировыми тенденциями и традиционными для отечественной системы классическими подходами к изучению истории, не определены пути адаптации мирового педагогического опыта к условиям Российской Федерации.
У нас приоритетом образовательного процесса по-прежнему остаётся преимущественно усвоение фактических знаний, а не формирование умения применять эти знания в конкретной жизненной ситуации. Вместе с тем мировая образовательная практика всё более ориентируется на освоение востребованного информационной эпохой компетентностного подхода, предполагающего в первую очередь приобретение учащимися опыта работы с разными видами источников информации, критического и творческого отношения к знаниям.
Нерешённость в педагогической теории и практике вопроса об оптимальном соотношении между традиционным для России классическим моноперспективным подходом, с одной стороны, и компетентностным, поликультурным и многоперспективным подходами, — с другой, затрудняет формирование государственной стратегии развития исторического образования в XXI в. и освоение зарубежного опыта. Все эти факторы сдерживают модернизацию системы исторического образования.
2.2 Необходимость модернизации
Период конца ХХ — начала XXI в. ознаменовался значительными открытиями и достижениями в разных областях академической и отраслевой науки. Научный прогресс предполагает адекватные изменения в системе общего среднего образования, которое является базовым звеном в системе образования в целом. В современном мире утвердилось понимание значимости системы образования как важнейшего фактора формирования нового качества общественного развития.
Эксперты считают, что система российского образования в принципе способна конкурировать с системами образования развитых стран. Но общество сегодня отдаёт себе отчёт в том, что в системе российского образования необходимы существенные изменения, которые позволят выйти на уровень современных требований.
Разработка и начало внедрения нового поколения государственного образовательного стандарта общего среднего образования — это попытка найти ответ на вызовы XXI в. Разработка нового стандарта — это системный шаг к осуществлению модернизации общего образования.
Таким образом, модернизация образования — это и общенациональная задача, решение которой должно обеспечить достижение современного качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Концепция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-Р (п.2). М.: АПКиПРО, 2002. С.6..
Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития многоуровневой системы образования.
Достижение названной стратегической цели предполагает решение приоритетных взаимосвязанных задач:
* обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
* достижение современного качества общего и профессионального образования;
* формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
* повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
* развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающихся, педагогов, родителей, образовательных учреждений Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. С. 6—7..
Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями бизнеса, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. С. 7.
Перед педагогическим сообществом стоит задача подготовить кадры, которые смогут осуществить модернизацию общего образования. Вместе с тем в системе повышения квалификации, как уже отмечалось выше, не преодолено противоречие между классической “знаниевой” и компетентностной парадигмами, между классическим монокультурным и поликультурным образованием, между традиционным моноперспективным и многоперспективным подходами.
Российская научная и педагогическая общественность правомерно озабочена поиском путей, форм и механизмов модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в современных условиях.
Важнейшим фактором достижения целей модернизации является профессиональная и личная готовность педагогических кадров воспринять новые ценности и цели образования, обеспечить изменения в области содержания образования, в образовательных технологиях, в способах измерения образовательных достижений, в решении всего комплекса социально-педагогических задач, стоящих перед учителем в современной школе.
В международной практике накоплен опыт подготовки нового типа учителей и управленцев (школьных администраторов), готовых не только адаптироваться к условиям социальных перемен, но и активно участвовать в этом инновационном процессе.
К тому же в условиях продолжающегося процесса дифференциации наук актуализируется необходимость сохранить фундаментальную составляющую в подготовке педагогов.
В порядок дня встала разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации педагогов общеобразовательных учреждений. Здесь, прежде всего, имеются в виду интерактивные методы обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
По-прежнему актуальным остаётся развитие сотрудничества с авторитетными международными организациями, определяющими перспективы развития образования в современном мире, такими как ЮНЕСКО, Совет Европы и др. Заметим, что под влиянием мирового опыта в образовательном процессе в системе повышения квалификации постепенно происходит освоение многоперспективного подхода, принципов межкультурного и межконфессионального диалога.
Вместе с тем, как подчеркивал ректор МГУ академик В.А.Садовничий, “мы должны сохранить всё то многообразие предметов, которые мы преподавали, нашу культуру в целом, нашу самобытность, наш менталитет. По-другому наша страна как великая держава развиваться не сможет” Гуманитарное образование в России: мысли вслух. Выступление ректора Московского университета академика В.А.Садовничего на Всероссийской конференции “Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение”. 15 февраля 2007. М.: МГУ. С. 13. .
2.3 Основы государственной образовательной политики
В 1990-е гг. российское государство занимало пассивную позицию по отношению к историческому образованию. В первое десятилетие новой российской государственности эти проблемы, в сущности, игнорировались руководством страны, преобладало суждение, что государство не должно вмешиваться в вопросы определения целей исторического образования, в процессы воспитания граждан в системе образования. В условиях идеологической неопределённости, отсутствии государственного заказа на формирование российской идентичности система исторического образования не имела ориентиров для развития.
В 1990-е гг. неоднократно происходили общественно-педагогические дискуссии на эту тему в самых разных аудиториях. В ряде случаев оппонентам просто было не до “частностей”. В “десятилетие реформ” многих беспокоил один вопрос: как выжить? Дефолт усугубил эту проблему. При этом во многих случаях оппоненты действительно считали, что вмешательство государства в вопросы образования вредно, что нельзя “научить любить Родину”.
К концу ХХ в. эта политика показала свою несостоятельность, и в настоящее время государство заняло чёткую позицию, основанную на возрождённых ценностях гражданско-патриотического воспитания молодёжи. Новые подходы по сравнению с советским периодом выразились в попытках сочетать ценности патриотического воспитания и рыночной экономики.
Необходимость сформулировать государственные требования к системе исторического образования вызвала к жизни новый федеральный государственный образовательный стандарт, который был принят приказом Министерства образования РФ в марте 2004 г. В настоящее время продолжается разработка нового поколения государственного стандарта общего образования второго поколения. Начата его экспериментальная апробация, правда, пока на уровне начальной школы.
Образовательная политика Российской Федерации в области повышения квалификации педагогов-историков в определённой степени учитывает рекомендации Совета Европы. Так, в частности, под влиянием рекомендаций Совета Европы в системе повышения квалификации педагогов-историков России были сделаны акценты на обеспечение прав и основных свобод человека, развитие плюрализма, демократии, укрепление доверия и взаимопонимания между народами.
Модернизация системы исторического образования предполагает формирование и реализацию новой концепции исторического образования в условиях информационной революции, разработку новой модели и структуры образования, кардинальное совершенствование контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и др.
2.4 Международный контекст развития исторического образования
В 1996 г. Российская Федерация вошла в состав Совета Европы, а в 2003 г. присоединилась к Болонской декларации. В результате этих решений педагоги России получили доступ к международной информации и возможность участия в интеграционных образовательных проектах Западной Европы Рекомендации Rec (2001) 15 Комитета министров Совета Европы государствам-членам по вопросам преподавания истории в ХХI веке (приняты Комитетом министров 31 октября 2001 г. на 771-м заседании на уровне представителей)//Официальные документы в образовании. 2004. № 29. С. 7—17..
Эксперты Совета Европы обращают внимание педагогов на специфику истории как науки. История в этом контексте нацелена на постоянное переосмысление прошлого, потому что в оборот вводятся новые источники, возникают современные методы исследования, углубляются междисциплинарные связи. Смена методологии часто приводит к пересмотру академической наукой многих устоявшихся концепций, а учитель порой не успевает следить за этим.
В Рекомендациях комитета министров государствам — членам Совета Европы по вопросам преподавания истории в XXI в. перечисляются основные подходы и задачи, созвучные направлениям модернизации общего и общего исторического образования в России.
Одним из способов реализации этих рекомендаций в Российской Федерации стала серия международных семинаров Совета Европы и Министерства образования и науки РФ по проблемам реформирования школьного исторического образования.
Каким образом можно в практическом плане учесть предложения и рекомендации Совета Европы в деятельности учителя истории?
Во-первых, по мнению европейских экспертов, нужно поощрять организацию исследовательской деятельности учащихся. Так, конкурсы исследовательских работ учащихся стимулируют учителей постоянно совершенствовать методику этой работы.
Во-вторых, Совет Европы рекомендует формировать аналитическое и критическое мышление учащихся; развивать способности к интерпретации и анализу исторических фактов, а также умения выявлять и анализировать их влияния на современные события в различных контекстах: социальном, географическом, экономическом и т.д.
В-третьих, Совет Европы рекомендует “знакомить будущих преподавателей истории со всеми новинками новых технологий и современными средствами связи”. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные, межкурсовые и внутрикурсовые связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений.
В-четвёртых, Совет Европы предлагает “уделить особое внимание подготовке профессорского состава, в чью задачу входит повышение профессионального уровня преподавателей истории”.
Предложенные рекомендации Совета Европы показывают возможные направления модернизации системы школьного исторического образования и могут быть реализованы в условиях современной российской школы.
3. Проблема целей исторического образования
школа исторический образование качество
В современном российском обществе вопросы целей школьного исторического образования — особенно в контексте “воспитания историей” вызывают всеобщий интерес как со стороны государства, общества, педагогической общественности, так и отдельных граждан.
Всё многообразие позиций можно свести к трём-четырём основным подходам.
Первый. История в школе изучается в целях патриотического или гражданско-патриотического воспитания, главная задача — воспитание достойных граждан средствами исторического образования. Содержание исторического образования является средством для воспитания.
В качестве варианта этого подхода можно назвать воспитание толерантной личности, способной к коммуникациям в многомерном поликультурном пространстве (вариант: воспитание “культуры мира”, “человека мира”).
Второй. Общая цель изучения истории состоит в том, чтобы знать “факты и только факты” — как всё было на самом деле. Главная задача при этом подходе — выяснение “достоверного хода событий”. В основе этой методологии — объективистский взгляд на историю и историческое образование. Этот подход можно считать традиционным.
Третий подход можно считать инструментальным: цель исторического образования заключается в том, чтобы приобрести опыт анализа исторических источников, научить сравнивать, сопоставлять, а в результате сформировать у школьников способность к историческому мышлению, критическому анализу информации.
Четвёртый — интегративный, предполагающий сочетание образовательных, развивающих и воспитывающих задач. Полагаем, что он наиболее перспективен в качестве ориентира для развития системы исторического образования.
3.1 Проблема структуры школьного исторического образования
В нашей стране в системе школьного исторического образования неоднократно попеременно вводились линейная или концентрическая структуры. С момента введения в 1993 г. концентрической структуры эта проблема всё ещё остаётся актуальной и находится в фокусе общественного внимания. Об этом свидетельствует, в частности, частота обсуждения этого вопроса в педагогической прессе и в Интернете.
В мировой практике не доминирует линейная или концентрическая структура образования. Каждой стране свойственны особенности построения национальной системы.
В российском педагогическом сообществе существуют противоречивые интерпретации понятий “модель”, “структура”, “система” исторического образования. В конечном итоге понятийная путаница приводит к неэффективности при обсуждении вопросов о достоинствах и недостатках двух моделей исторического образования.
Под структурой исторического образования обычно понимается “порядок преподавания курсов отечественной и всеобщей (всемирной) истории в учебных заведениях” Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. М., 2003. С.382..
Обычно обсуждаются несколько известных тезисов, в частности: “Концентры — это хождение по кругу”. Это, безусловно, упрощённое понимание идеи концентрического обучения. Другая точка зрения состоит в утверждении, что концентры — это проблема только исторического образования, а не всей школьной политики.
Проблема концентров в педагогических дискуссиях подчас подменяет осмысление более общих проблем: какова реальная роль структуры образования в повышении его качества?
На какие факторы процесса обучения (цели, содержание, познавательные возможности учащихся, формы и способы преподавания и учения, результаты образовательного процесса) в первую очередь влияет порядок изучения курсов истории?
В настоящее время обсуждается вопрос о педагогических ресурсах линейной и концентрической модели исторического образования. Анализ мирового опыта исторического образования не выявил однозначного преимущества той или другой модели. Однако, учитывая перспективу введения в Российской Федерации обязательного полного среднего образования, представляется вероятным переход к линейной структуре по мере создания социально-педагогических условий.
В практическом плане это означает не восстановление прежней “советской” модели, а разработку и внедрение новой модели образования, отвечающей современным реалиям. Для этого необходимо изменить государственные образовательные стандарты и базисный учебный план, подготовить новый комплект учебников с программно-методическим обеспечением, новые контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ, обосновать особенности введения профильного обучения в условиях линейной структуры образования (или прийти к выводу о несовместимости линейной структуры и профильного обучения), провести повышение квалификации педагогов-историков, внести изменения в систему подготовки педагогов.
Подчеркнём, что, с нашей точки зрения, основные проблемы отечественного исторического образования связаны не с той или иной структурой образования, а с разным пониманием приоритетных целей образования, соотношения функций образования, воспитания и развития учащихся; несовершенством процедуры и механизма оценки образовательных достижений учащихся. То есть, необходима разработка новой современной концепции модернизации отечественного исторического образования.
3.2 Проблема оценки качества образования
Введение ЕГЭ является важным элементом формирующейся в нашей стране общероссийской системы оценки качества образования. Вместе с тем необходимо понимание того, что ЕГЭ не даёт исчерпывающей информации об уровне и качестве знаний выпускников школ. Поэтому должны получить развитие и другие формы оценки: мониторинги, международные и национальные исследования и др.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) планирует проведение в России независимых мониторингов знаний и умений по типу международных исследований оценки качества образования PISA (Program International Student Assessment). В 2007 г. у нас в стране был проведён мониторинг математической и компьютерной грамотности. Планируется проверить умение работать с разными источниками информации. Цель этих мер — создать независимую оценку, чтобы проводить объективную диагностику и использовать её результаты при создании системы управления качеством образования. Проведение широкомасштабных мониторинговых исследований качества образования позволят, по мнению организаторов, принимать обоснованные управленческие решения.
Заключение
Стратегическая цель государственной политики в области образования повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: — модернизация институтов образования как инструментов социального развития; — формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; — обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров О рекомендациях по проведению августовских педсовещаний. / URL: Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.mon.gov.ru..
Согласно распоряжению премьер-министра В.В. Путина от 3 февраля 2010 года, создан департамент науки, высоких технологий и образования правительства Российской Федерации. В сферу ведения нового департамента войдут вопросы государственной политики в области научно-технического обеспечения инновационного развития российской экономики, модернизации системы профессионального образования в стране, кадрового обеспечения в сфере образования и науки, особенно в перспективных инновационных областях, формирования национальных исследовательских центров, сети федеральных и исследовательских университетов Аппаратная реформа. / URL: // Официальный сайт Группы «Эксперт». http://www.expert.ru..
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Список использованной литературы
1. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании./ И.П. Норенков. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.-С. 352.
2. Лупанов В.Н. Инновационные технологии в модернизации системы российского образования // Проблемы современной экономики. 2007. № 2. С.381-386.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Концепция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-Р (п.2). М.: АПКиПРО, 2002. С.6.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. С. 6—7.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. С. 7
6. Гуманитарное образование в России: мысли вслух. Выступление ректора Московского университета академика В.А.Садовничего на Всероссийской конференции “Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение”. 15 февраля 2007. М.: МГУ. С. 13.
7. Рекомендации Rec (2001) 15 Комитета министров Совета Европы государствам-членам по вопросам преподавания истории в ХХI веке (приняты Комитетом министров 31 октября 2001 г. на 771-м заседании на уровне представителей)//Официальные документы в образовании. 2004. № 29. С. 7—17.
8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. М., 2003. С.382.
Размещено на