Содержание
Содержание
Введение…3
1. Психоанализ и социальная психология.
1. 1. Значение психоанализа для социальной психологии..6
1. 2. Психоанализ в социальной психологии (теоретические работы отечественных и зарубежных психологов).. ..12
2. Методологический аспект психоанализа в социальной психологии.
2. 1. Главные проблемы психоанализа…20
2. 2. Диалектические категории индивидуального и социального бессознательного…26
Заключение.35
Список литературы….37
Введение.
Пожалуй одной из самых спорных и дискуcивных теорий в психологии это теория психоанализа Зигмунда Фрейда, которая в равной степени имела и успех и запрещалась самым строжайшим образом. Самыми непримиримыми оппонентами психоанализа были советская власть времен Сталина и Брежнева и Гитлеровская Германия.
Начало возрождения психоанализа в России можно отнести к тому факту, что в 1978 году в Тбилиси состоялся Международный симпозиум по проблемам неосознаваемой психической деятельности, в работе которого впервые после 30-х годов приняло участие большое количество зарубежных психоаналитиков. Представилась реальная возможность общения с ведущими психоаналитиками. В печати появились материалы, отражающие интерес некоторых отечественных ученых к психоаналитическому учению Фрейда. Однако вплоть до середины — конца 80-х годов оценки психоанализа со стороны ряда философов, психологов и медиков носили на себе печать идеологического противостояния фрейдизму.
Только с началом «перестройки» российские психологи и врачи получили возможность беспрепятственно заниматься психоанализом.
В 1987 году состоялся первый визит в Москву французских психоаналитиков из «Института Фрейдовского Поля», а в 1988 году — американских психоаналитиков из «Американской психоаналитической Ассоциации».
После этого начались публикации работ З.Фрейда после почти 60-летнего перерыва, фактически снявшие табу с издания психоаналитической литературы.
Наиболее существенным моментом этого периода явилось создание Российской психоаналитической ассоциации (1990), куда вошли большинство наиболее известных ныне российских психоаналитиков и ее включение в структуру Международной психоаналитической ассоциации (1991).
С этого момента начали выходить в свет периодические издания по психоанализу, такие как «Российский психоаналитический вестник» (1991, Москва, с 1995 — «Психоаналитический вестник»), Философский психоаналитический журнал «Архетип» (1995), «Журнал практического психолога» (1996, Москва), серии книг «Библиотеки психоаналитической литературы», «Современный психоанализ», начался перевод и издание массовыми тиражами работ классиков и специалистов по современному психоанализу и публикация ряда монографий современных отечественных авторов по различным проблемам психоанализа, стали проводиться Всероссийские и Международные конференции по психоанализу.
В общем, в конце ХХ — начале XXI веков произошло существенное оживление психоаналитической активности в России, которая приобрела осмысленный и целенаправленный характер.
Одним из значительных и перспективных результатов этого стала возможность профессионального общения российских специалистов с зарубежными коллегами. Иностранных психоаналитики получили возможность приезжать в Россию и оказывать практическую помощь в становлении психоаналитического образования, профессиональной психотерапевтической деятельности и просветительской работы, а все возрастающее количество российских специалистов — получать соответствующую профессиональную подготовку в различных странах Европы и США.
Большое значение имеют беспрецедентная для России массовая подготовка кадров психоаналитиков и распространение психоаналитической терапии. В течение последних 15 лет создан целый ряд психоаналитических институтов, получивших право обучать специалистов по психоанализу, среди них Восточноевропейский институт психоанализа (1991, Санкт-Петербург), Институт психоанализа (1995, Москва), Институт практической психологии и психоанализа (1998, Москва) и некоторые другие.
В течение этих лет созданы и создаются многие психоаналитические ассоциации и общества. В силу естественной природы вещей и диалектического характера развития, не все психоаналитические институции выдерживают проверку временем, но все они внесли и вносят определенный вклад в развитие российского психоанализа и создают современную психоаналитическую среду.
Ныне в орбиту разнообразной психоаналитической деятельности вовлечены теоретики и практики более 30 городов России.
Не все проходит гладко. Психоанализ в настоящее время проходит процесс своего формирования, предстоит принять общие стандарты для обучения и квалификации психоаналитиков, поскольку в настоящее время общества и институты устанавливают свои правила для этого. Структуры, ориентированные на влиятельные международные психоаналитические организации имеют довольно четкие правила, они же наиболее жесткие. Очевидно, что данная позиция послужит ориентиром для законодательных требований к квалификации психоаналитика.
Популяризация психоанализа идет очень высокими темпами. Психоанализ сейчас — самое модное слово в психотерапии, но дело не в моде, а в том, что миллионы людей во всем мире благодаря ему начали жить той жизнью, которую они считают достойной и комфортной для себя.
Глава 1. Психоанализ и социальная психология.
I. 1. Значение психоанализа для социальной психологии.
В отечественной «классической психологии» многие не признают данного направления социальной психологии. Типичный их аргумент звучит так: чего изучать то, чего нельзя обнаружить? Или: как можно изучать то, чего не существует, не доказано экспериментально. В то же время книги З.Фрейда К.Юнга, Э.Фромма, С.Московичи, В.Райха и других психоаналитиков Запада и, конечно же, первые публикации отечественных исследователей моментально исчезают с полок книжных магазинов.
Заметим, у наших классиков, изгнанных и работавших впоследствии за рубежом, написано немало трудов по методологии и теории социальной психологии. Насильственно оторванные от России, они переживали за нее, тщательно анализировали ее опыт. (Это И.Ильин, Н.Бердяев, С.Франк, Г.Федотов и многие другие). Для них эксперимент — сама жизнь социума с его взлетами и падениями, потрясениями, смутами и революциями, «военным коммунизмом» и нэпом, приливами, оттепелями и отливами, «похолоданиями», «переходными периодами».
Современная общественная жизнь — это колоссальный, динамичный, парадоксальный, но содержательный эксперимент, огромная возможность для анализа и, особенно, социального психоанализа, когда многое скрыто за внешним рекламным фасадом жизни российского общества. Может потому и буксуют реформы? Глубина жизни большинства россиян как бы не доступна, но она дает о себе знать каждый день.
Переломные, напряженные моменты в общественной жизни как всегда дают толчок в развитии методологии науки. Сегодня для социальных психологов актуальны замечания соотечественника С.Л.Франка, написанные в начале нашего века, тоже в переломное время (1916 г.) в работе «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию». Он писал, что «в течение относительно длительных периодов (измеряемых несколькими десятилетиями) человечество, по-видимому, способно терять научный интерес к себе самому и жить, не понимая смысла и существа своей жизни». Кажется, сказанное точно характеризует современный «переходный период» в России, где все есть: и глубинное долготерпение одних, «биологическая целесообразность» (К.Юнг) других, вулканические извержения частнособственнического инстинкта — у третьих, вулканические извержения национального бессознательного — у четвертых и т.д. Будто о нашем времени сказано. «Так по крайней мере обстоит дело с нашей эпохой, начиная с момента, когда единственным официально признанным философским учением человеческой жизни, — писал Франк, — стала так называемая эмпирическая психология, которая объявила себя «психологией без души»1. И в самом деле у нас в России сильна традиция «психологии сознания». И это замечательно. Но сюда, очевидно, неприятие » психологии души», наличии в ее содержании — бессознательного. Об этом также пишет С.Франк в специальной главе «Душевная жизнь и сознательное. Подсознательное». Сколько можно спорить, казалось бы, об очевидном, что сознание есть высшая форма психического, но есть и другие, но пока не доказуемые.
Социальных психологов часто упрекают в том, что они занимаются «надпсихическими» (т.е. надиндивидуальными), абстрактными, не подтверждаемыми экспериментом явлениями и процессами, потому они не есть психические, а философские, социологические. Социальный же психоанализ наоборот — изучает, по их мнению «подпсихическое», или «надпсихическое» явно не обнаруживаемые, эначит, тоже непсихические феномены. В этой связи встает несколько философско-психологических проблем, в частности, проблема соотношения индивидуальной я социальной психики, а отсюда — общего психоанализа и социального, здесь часто «камень» преткновения между психологами. О чем более подробно будет сказано ниже.
Франк настаивает на развитии «философской психологии», т.е. разработке философского основания в изучении души, душевной жизни, «вопроса о существе самого человека». Существо самого человека для нашей науки проблема проблем, ибо десятилетиями господствовала одна формула: человек, личность есть продукт главным образом социального (отсюда известные трагедии с генетиками, биологами) .
Мы не сможем понять ценности социального психоанализа, если не рассмотрим сущность самого человека как единства в целостности, как с точки зрения его биологического, антропологического, так и функционального — социологического, культурного и, конечно же трансцендентального, божественного, космического, ноосферного. К этому «философско-психологическому камню» мы прикоснемся еще не раз.
Пока же заметим, что в данном контексте можно не согласиться с Франком, когда он замечает, что «три четверти так называемой эмпирической психологии есть не чистая психология, а либо психофизика и психофизиология, либо же, что точнее уяснится ниже — исследование явлений хотя и не физических, но вместе с тем и не психических» . Думается, что эти явления находятся на стыке физиолого-биологического в социального. И они входят в объект психоанализа. Как, например, оценить «гормическую психологию» (У.Макдугалла). А вот далее он рассматривает «три вида сознания», как три вида психического состояния, связанные или не связанные с фактом «душевного переживания»:
1) «познавательное содержание» сознания;
2) «предметное сознание», т.е. нацеленное на предмет;
3) «самосознание», но в основе всех трех «сознания-переживания» . Но встает философский вопрос: как выявлять мотивацию людей, их реакцию на сложные социальные явления.