Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические основы взаимосвязи обучения планиметрии и стереометрии в средней школе
1.1.Психолого-математические основы развития пространственного воображения при обучении геометрии
1.2. История развития идей фузионизма (взаимосвязанному обучению планиметрии и стереометрии)
Глава 2. Методические рекомендации к взаимосвязанному обучению планиметрии и стереометрии
2.1. Методические рекомендации к взаимосвязанному обучению планиметрии и стереометрии в 5-6 классе
2.2. Методические рекомендации к взаимосвязанному обучению планиметрии и стереометрии в 7-9 классах
Заключение
Список использованной литературы:
Приложения
Приложение № 1. Урок № 1 (5 класс). Тема: «Прямоугольник, квадрат, куб».
Приложение № 2. Урок № 2 (8 класс). Тема: «Цилиндр»
Выдержка из текста работы
- Оглавление
- ВВЕДЕНИЕ 3
- Глава 1. Проявление пространственного мышления в учебной деятельности 5
- 1.1. Модель формирования пространственного образа 7
- 1.1.1. Внимание 8
- 1.1.2. Психологические особенности пространственного мышления 9
- 1.2. Особенности пространственного образа 11
- Глава 2. Основные показатели и условия развития пространственного мышления, формируемого на графической основе 14
- 2.1. Типы оперирования пространственными образами 15
- 2.2. Широта оперирования геометрическим образом и полнота образа 17
- 2.3. Использование разных систем отсчета при оперировании пространственными образами 21
- Глава 3. Зависимость структуры пространственного образа от его функций в решении графических задач 23
- Глава 4. Методика работы с геометрическими образами 27
- 4.1. Задания на создание геометрических образов 27
- 4.1.1. Задания на перевод словесных данных задачи в графический образ 27
- 4.1.2. Задания на выделение существенных признаков геометрических понятий, их актуализацию 28
- 4.1.3. Задания на вычленение фигуры из состава других фигур чертежа 29
- 4.1.4. Задания на сравнение фигур чертежа 30
- 4.1.5. Задания на построение недостающих фигур чертежа в ходе решения задачи 32
- 4.1.6. Задания на рассмотрение фигур чертежа с разных точек зрения 33
- 4.2. Задания на оперирование геометрическими образами 36
- 4.2.1. Задания на мысленное видоизменение пространственного положения исходного образа 37
- 4.2.2. Задания на мысленное видоизменение структуры геометрического образа 38
- 4.2.3. Задания на мысленное изменение пространственного положения и структуры геометрического образа 39
- Глава 5. Дидактические материалы по теме «Параллельность в пространстве» 41
- 5.1. Уроки изучения нового материала 43
- 5.2. Уроки применения знаний, умений и навыков 47
- 5.3. Уроки проверки знаний, умений и навыков 57
- Заключение 60
- Библиографический список 61
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Проявление пространственного мышления в учебной деятельности
1.1. Модель формирования пространственного образа
1.1.1. Внимание
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направлен
1.1.2.
Психологические особенности пространственного мышления
1.2. Особенности пространственного образа
опериро
вание пространственными образами
Глава 2. Основные показатели и условия развития пространственного мышления, формируемого на графической основе
2.1. Типы оперирования пространственными образами
Первый тип оперирования
простран
ственного положения
Второй тип оперирования
Третий тип оперирования
2.2. Широта оперирования геометрическим образом и полнота образа
2.3. Использование разных систем отсчета при оперировании пространственными образами
Глава 3. Зависимость структуры пространственного образа от его функций в решении графических задач
Глава 4. Методика работы с геометрическими образами
4.1. Задания на создание геометрических образов
4.1.1. Задания на перевод словесных данных задачи в графический
образ
Пример
4.1.2. Задания на выделение существенных признаков
геометрических понятий, их актуализацию
Пример
А, В
А, В
4.1.3. Задания на вычленение фигуры из состава других фигур
чертежа
Пример
4.1.4. Задания на сравнение фигур чертежа
Пример
4.1.5. Задания на построение недостающих фигур чертежа в ходе
решения задачи
Пример
4.1.6. Задания на рассмотрение фигур чертежа с разных точек
зрения
Пример
РАВС
4.2. Задания на оперирование геометрическими образами
4.2.1. Задания на мысленное видоизменение пространственного
положения исходного образа
Пример
ABCD
ABCD
ABCD
4.2.2. Задания на мысленное видоизменение структуры
геометрического образа
Пример
4.2.3. Задания на мысленное изменение пространственного
положения и структуры геометрического образа
Пример
Глава 5. Дидактические материалы по теме «Параллельность в пространстве»
5.1. Уроки изучения нового материала
1.01. Сделайте чертеж: Прямая
А, В
ABCDA
ABCD
Прямая и плоскость |
Взаимное расположение |
||
1 |
BD и AMN |
А Б В Г |
|
2 |
MN и ABC |
А Б В Г |
|
3 |
KC и DMN |
А Б В Г |
|
4 |
MN и ABD |
А Б В Г |
|
5 |
KF и DMN |
А Б В Г |
|
6 |
FN и KMF |
А Б В Г |
|
7 |
CF и AND |
А Б В Г |
|
8 |
FN и DMK |
А Б В Г |
РАВС
РАВС
5.2. Уроки применения знаний, умений и навыков
РАВС
ABCD
NMLK
DABC
PABCD
ABCD
ABCDA
АВ, ВВ
, СС
ABCDA
ABCD
ABCDA
ABCD
PABCDE
ABCDE
HLRKF
ВАСЕ
5.3. Уроки проверки знаний, умений и навыков
Для проверки знаний, умений и навыков разработаны три задачи на выявление типов оперирования пространственными образами: изменение пространственного положения образа (
вариант
ABCD
вариант
Заключение
Библиографический список