Содержание
Содержание
1. Введение3
Глава 1. Сотрудничество семьи и школы залог успеха5
1.1 Понятие воспитания и воспитательного процесса5
1.2 Основы и принципы взаимодействия школы и семьи в воспитании школьников10
1.3 Педагогическая поддержка семьи13
Глава 2. Методические рекомендации по совместной работе школы и семьи в воспитании школьников21
2.1 Родительские собрания и консультации родителей21
2.2 Проведение семейных внеклассных мероприятий33
2.3 Нетрадиционные формы совместной работы школы и родителей в воспитании школьников38
Заключение48
Список литературы50
1. Введение
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, давно изучаются общей педагогикой. Пристальное внимание к вопросу взаимодействия семьи и школы объясняется определяющей ролью семьи в процессе воспитания, обусловленной глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Родители оказывают решающее влияние на формирование личности ребёнка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного Я.
Главная задача педагога убедить родителей в необходимости совместной работы семьи и школы. Совместная, скоординированная и хорошо продуманная работа родителей, педагога и учащихся уже в течение учебного года может дать положительные результаты по улучшению психологического климата в семье, по формированию личности ребёнка.
Данная работа посвящена исследованию совместной работы семьи и школы в процессе воспитания школьников. Объектом исследования является процесс совместной работы семьи и школы. Предмет исследования — формы реализации воспитания школой и семьей. Целью данной работы является анализ способов и методик взаимодействия школы и семьи в воспитательном процессе. Для решения поставленной цели нами будут решаться следующие задачи:
1)рассмотрение сущности семейного воспитания
2)описание основ и важности взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания школьников
3)анализ педагогической поддержки семьи
4)предложение методических рекомендаций по эффективной совместной работе семьи и школы в воспитании школьников.
Выдержка из текста работы
Кризисные явления современной жизни, в частности усиление тенденции асоциального, ненормативного поведения учащейся молодежи, заставляют задуматься о причинах расшатывания и ослабления, казалось бы, очень прочной системы «семья, школа, общество». Причин такого положения множество. Одна из них, и весьма существенная, на наш взгляд — падение авторитета семьи и школы, их взаимоотчуждение. Школа, призванная заложить в человека основы духовного и нравственного опыта, воспитать в нем качества личности, необходимые для жизни в современных условиях, в своей повседневной практике отходит от выполнения этой высокой миссии, отдавая приоритеты обучению в ущерб воспитательной работе с учащимися.
Образование — историко — культурный феномен, который развивается во времени и пространстве, что это средоточие, условие и показатель духовного состояния и развития нации. Помнить, что семья — это основа родового строительства нации. Понимать, что без взаимодействия этих социальных институтов — семьи и школы — не может быть осуществлено воспитание человека как субъекта культурно — исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующую свою ответственность перед будущим, зависящим от него действий в настоящем.
Обращение школы к семье и обществу за содействием и советами в вопросах воспитания и обучения естественно, законно, полезно и поэтому необходимо. Разумеется, что солидарность семьи и школы в то же время предполагает педагогическую компетентность, устойчивость в идеалах, добросовестность, энергию и любовь к делу обеих заинтересованных сторон. Правильная организация учебно-воспитательного процесса требует напряженной, серьезной, проникнутой глубоким взаимным пониманием и сочувствием, совместной работы семьи и школы. Это единение может быть достигнуто лишь на основе стремления школы и общества привести школьное дело в соответствии с требованиями теоретической педагогики. Иначе нельзя достигнуть положительных результатов в образовании, поскольку не будет объективного критерия, примеряющего взгляды семьи и школы.
Важнейшим условием для воспитания детей является взаимодействие родителей и педагогов.
Родители являются равноправными участниками учебно-воспитательного процесса.
Рассматривать классный коллектив можно лишь в том случае, если воспитатель смог объединить едиными воспитательными целями детей, родителей, педагогов.
Умение воспитателя создать во время общения атмосферу откровенности, доверительности, открытости к диалогу и сотрудничеству помогает глубже и полнее понять ребенка и родителей, отчетливее представить обстановку, условия, среду формирования личности воспитанника.
Микроколлектив класса — есть первичная среда формирования большой воспитательной среды — коллектива школы. Вовлечение родителей в воспитательный процесс должен прослеживать одну большую цель: создание благоприятных условий формирования личности школьника. Это означает:
· Единство требований педагога и родителей к учебно-воспитательному процессу
· Согласованность и скоординированность действий педагогов и родителей
· Единодушие в представлении конечного результата
· Распределение ответственности за конечный результат совместного педагогического воздействия. Поддерживание атмосферы добродушия, взаимоотношения, сочувствия в классной обществе. Помощь и взаимовыручка: «Один за всех — все за одного»
· Интересы личности не должны вредить интересам коллектива, интересы коллектива всегда должны учитывать интересы личности.
· Мой дом, мой класс и я — большая дружная семья.
Основная задача сотрудничества школы и семьи должна заключаться не в морализаторстве и насильственном исправлении «неудобных» родителей, а именно в оказании им психолого-педагогической помощи и поддержки в воспитании детей.
Объект исследования — взаимодействие школы и семьи.
Предмет исследования — формы взаимодействие школы и семьи.
Цель исследования — изучить педагогические основы взаимодействие школы и семьи.
Исходя из объекта, предмета, цели исследования были определены следующие задачи:
— раскрыть сущность взаимодействие школы и семьи;
— рассмотреть классификацию форм взаимодействия школы и семьи;
— рассмотреть содержание форм совместной деятельности школы и семьи;
— проанализировать опыт школ по вопросам взаимодействия с семьей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы, объект, предмет, цели и задачи исследования.
В главе 1 «Взаимодействие школы и семьи» раскрывается сущность взаимодействия школы и семьи, дается классификация форм взаимодействия и их содержание.
В главе 2 описывается опыт различных школ по вопросам взаимодействия школы и семьи.
В заключении делается вывод по выпускной квалификационной работе.
Практическая значимость работы состоит в том, что данный материал могут использовать в своей профессиональной деятельности педагоги, классные руководители, все, кто занимается вопросами взаимодействия школы и семьи.
Глава I ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
1.1. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
Взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
— единым объектом (субъектом) воспитания;
— общими целями и задачами воспитания детей;
— возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;
— необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
— возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребёнка;
— возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.
Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующих общих задач воспитания детей:
— обеспечение качественного образования учащихся;
— развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
— формирование нравственности и культуры поведения учащихся;
— подготовка школьников к семейной жизни;
— формирование потребности в здоровом образе жизни.
Для достижения указанной цели и общих задач воспитания необходимо решить комплекс частых педагогических задач.
В работе с детьми:
— воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
— формирование ответственности за свои поступки перед семьёй;
— воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.
В работе с родителями:
— воспитание у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребёнка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
— формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
— формирование психолого-педагогической культуры родителей;
— развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
В работе с педагогами:
— формирование понимания значимости сотрудничества с семьёй, роли педагогов в формировании гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
— формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребёнка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
— освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Главной идеей взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребёнку представлены право и возможность удовлетворять свои интересы, высказывать свои интересы, мнение, проявлять активность.
Субъектная позиция родителей и детей в учебно-воспитательном процессе является результатом и условием развития взаимодействия педагогов и семьи.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
— осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
— включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности;
— предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
— ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
— привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.
Следующей идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает:
— формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;
— осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведение итогов деятельности;
— определение для решения творческих задач и совместный поиск путей их решения;
— использование методики организации коллективной творческой деятельности.
Названные идеи предусматривают реализацию принципов:
1. Принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей.
2. Принцип интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
3. Принцип управления взаимодействием школы и семьи.
Воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованная, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой, процесс воспитания — это организованное, направленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. Но «взаимодействие» и «руководство» — разные понятия. Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и детей, отводя последним активную роль, а второе — представляет их пассивным объектом педагогического руководства.
В современном гуманистическом понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, ведущее к достижению заданной цели.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:
1. Просветительская — научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
2. Консультативные — совместный психолого — педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная — обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры, взаимодействия ребенка и родителей.
Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:
— в дошкольном воспитании — сформированность интереса к личностному развитию ребенка, к воспитательной деятельности;
— в начальной школе — сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
— в среднем и старшем звеньях — сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к ребенку как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.
Первый запрет — это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут с искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно — воспитательном процессе.
Второй запрет — это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, становятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
Третий запрет — запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.
Ключом педагогической деятельности являются интерес к человеку. Какие интересные у вас дети! Как интересно они развиваются! Какие интересные вещи с ними происходят! Как интересно за ними наблюдать! Как интересно помогать им преодолевать трудности! Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие этого интереса в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в его природосообразности, научить наблюдать за его развитием, понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.
В работе с семьей можно выделить уровни взаимодействия учителей и родителей, которые наиболее часто встречаются в педагогической практике школы.
Оптимальный или благоприятный уровень взаимодействия характеризуется целесообразностью и содержательностью, взаимопониманием и демократическим стилем общения. При таком уровне взаимодействие учителя четко определяет режим общения с родителями, положительно относится к ребенку и его семье, профессионально компетентен. Родители регулярно посещают родительские собрания, беседы и другие мероприятия, активно участвуют в дискуссиях, охотно делятся своим педагогическим опытом при критичном отношении к нему. Этот уровень взаимодействия предполагает высокую степень развития ценностей ориентации учителя, с одной стороны, и творческий характер и инициативность учителя во взаимодействии — с другой.
Для благоприятно — неустойчивого уровня взаимодействия характерна доброжелательность и открытость, стремление создать все условия для развития детей. Однако по ряду вопросов между учителем и родителями иногда нет полного взаимопонимания, вследствие чего на какое — то время родители теряют интерес к «школьной жизни», реже посещают школу.
Нейтральный уровень взаимодействия характеризуется стремлением представить свою точку зрения по вопросам обучения и воспитания как единственно правильную. Общение носит рекомендательный характер. Рассогласованность взглядов и планов, требование оценок учителя и родителей, не благоприятствуют развитию младших школьников. Сами же учителя и родители сдерживают внутренний конфликт, что порождает в них чувство тревожности.
Неблагоприятный или конфликтный уровень взаимодействия характеризуется преобладанием эмоциональности над чувством ответственности. Учитель и родители регулярно выясняют отношения, высказывают недовольства друг другом. Любой просчет партнера воспринимается как доказательство несовершенности их знаний, взглядов иди действий. Такой тип взаимодействия оказывает негативное влияние на развитие школьника, порождает чувства его незащищенности и вины.
Психолого-педагогические правила взаимодействия педагогов и
родителей учащихся
Для того, чтобы взаимодействие школьников и семьи было эффективным, нужно учитывать педагогам ряд правил:
1-ое правило: в основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление авторитета родителей.
Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, т.к. это может стать источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать.
Помещавшиеся по месту работы родителей «Экраны успеваемости», «Открытые журналы» не принесли необходимого результата. Беседы с отцами и матерями, попавшими в «черные списки», показывают, что пользы от их вывешивания нет, у родителей растет недовольство детьми, выливающиеся в побои, наказание, да и в школе в целом формируется негативное отношение. Отцы и матери заявляют, что в них душа не лежит идти в школу, где го……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Н.А. Калейдоскоп родительских собраний: учебное пособие для педагогов / Н.А. Алексеева. — М.: 2001. — 284 с.
2. Антонов А.И. Семья, дети, школа: книга для педагогов / А.И.Антонов, А.Л.Борисов. — М.: 1990. — 252 с.
3. Байкова Л.А. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др., под ред. В.А.Сластенина. — 4-ое изд. испр. и доп. — М.: Академия, 2006. — 160 с.
4. Васенева Л.П. Возможности курса Гражданское образование для семейного воспитания / Л.П. Васенева // Начальная школа. — 2004. — №7. — с.11.
5. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии: учебное пособие для вузов / Под ред. Н.Е. Щурковой. — М.: 1998. — 156 с.
6. Игошев К.Е. Семья, дети, школа: книга для педагогов / К.Е.Игошев, Г.М.Минковский. — М.: 1989. — 115 с.
7.Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями: учебное пособие для педагогов / Р.М.Капралова. — М.: 1989. — 273 с.
8. Классному руководителю: учебное пособие для педагогов / под ред. М.И.Рожкова. — М.: 2001. — 192с.
9.Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: учебное пособие для педагогов / Л.И. Маленкова. — М.: 2001. — 192 с.
10. Малунова Г.С. Трудовое воспитание детей в семье, детском саду, школе. — М.: АПК и ППРО, 2005. — 208 с.
11.Мантейчек Зденяк. Родители и дети: учебное пособие для педагогов / Зденяк Мантейчек. М.: 1990. — 175с.
12. Мошкова В.В. Клуб счастливая семья / В.В. Мошкова // Начальная школа. — 2004. — №7. — с.32.
13. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. — М.: Академия, 1999. — 230 с.
14.Нефедов В.И. Искусство воспитания в семье: книга для педагогов / В.И.Нефедов, Ю.Ю.Щербань. — Минск: 1991.- 263с.
15. Нечаев М.П. Методика организации взаимодействия педагогов с родителями учащихся / М.П. Нечаев // Методист. — 2005. — №4. — с.47-49.
16. Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа / Л.Г. Петряевская. — М.: 1999. — 302 с.
17. Рожков М.И. Воспитание учащихся: теория и методика: книга для студентов вузов, классных руководителей / М.И. Рожкова, Л.В. Байбородова. — Ярославль: 2002. — 284 с.
18. Сергеева В.П. Планирование и организация от А до Я / В.П. Сергеева // Классный руководитель. — 2001. — №3. — с.200.
19. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. — М., 2003. — 260 с.
20. Сластенина В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Сластенина, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: Владос, 2003. — 256с.
21.Татаринова Т.В. Тематика педагогического лектория для руководителей / Т.В. Татаринова // Классный руководитель. — 2005. — №6. — с.44-46.
22. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей: учебное пособие для родителей / Ю. Хамяляйнен. — М., 1999. — 117 с.
23. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / И.Ф. Харламов. — 4-ое изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2002. — 519 с.
24. Шамова Т.И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление / Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова. — М., 2003. — 284 с.
25. Щуркова Н.Е. Родители / Н.Е. Щуркова. — М., 1999. — 210 с.