Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Развитие малого и среднего бизнеса в РФ на современном этапе…………..5
1.1. Виды и формы поддержки малого бизнеса…………………………………5
1.2. Механизмы поддержки бизнеса на местном уровне……………………………10
1.3. Программы поддержки малого и среднего бизнеса в муниципалитетах: принципы планирования…………………………………………………………15
2. Реализация механизмов поддержки малого и среднего бизнеса на примере Внутригородского муниципального образования Сокольники………………20
2.1. Основные направления помощи бизнесу со стороны ВМО «Сокольники»……………………………………………………………………20
2.2. Состояние малого и среднего бизнеса в МО. «Сокольники» ……………24
2.3. Взаимодействие с муниципальным фондом поддержки малого бизнеса округа …………………………………………………………………………….25
Глава 3. Совершенствование поддержки малого и среднего бизнеса в МО «Сокольники»……………………………………………………………………29
3.1. Предложения по совершенствованию…………………………………….29
3.2. Программа и перспективы развития малого и среднего бизнеса на территории МО «Сокольники»…………………………………………………30
3.3. Оценка экономической эффективности предложения……………………35
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы……………………………………………38
Приложения………………………………………………………………………41
Выдержка из текста работы
.2 Программы малого бизнеса как инструмент деятельности Министерства экономического развития Челябинской области по поддержке малого предпринимательства
.3 Пути совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в Челябинской области
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Введение
Поддержка и развитие малого бизнеса в России, в том числе и Челябинской области, относится к числу актуальных вопросов, поскольку разработка экономической политики невозможна без учета роли и места малого предпринимательства, интеграция процессов развития малого предпринимательства и решения социально-экономических задач является в этом отношении ключевым звеном. Но при этом сектор малого предпринимательства до сих пор не оказывает необходимого влияния на социальное и экономическое развитие страны ни с точки зрения объемов производства товаров и услуг, ни с точки зрения занятости населения, как в иных странах. Недооценка роли малого предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в современных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета. В этих условиях особенно важно осознание необходимости разработки эффективной государственной политики создания максимально охватывающей благоприятных все стороны как условий поддержки и малого развития бизнеса, малого формирования части предпринимательства интегральной народнохозяйственной структуры.
Ключевым звеном в этой политике должны стать регионы, через осмысление малого предпринимательства как наиболее реального и эффективного гаранта роста региональной экономики. Государственная поддержка должна исходить из системных представлений о роли малого бизнеса, а не исключительно из благоприятно сложившихся обстоятельств. В ряду актуальных направлений поддержки малого предпринимательства, как на федеральном, так и региональном уровнях должно стать более тесное взаимодействие малого бизнеса в контексте развития предпринимательских структур и, прежде всего, устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса. Поэтому особую значимость с позиции приобретают стимулирования вопросы развития малого предпринимательства совершенствования интеграционной поддержки предпринимательства государством.
В настоящее время для преодоления последствий мирового финансового и экономического кризиса особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей, в том числе внешнеэкономических.
К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые Правительством меры по поддержке малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.
Поэтому в настоящих условиях рыночной экономики возникает необходимость совершенствования государственной политики и разработки эффективных механизмов поддержки и развития малого предпринимательства на региональном уровне.
Важность и актуальность исследуемой проблемы, а также недостаточная разработанность её в современных условиях послужили необходимым основанием для определения темы курсовой работы: «Государственная политика и поддержка малого предпринимательства в Челябинской области».
Для полного понимания данной проблемы (проблему надо четко сформулировать) необходимо тщательно рассмотреть и проанализировать государственное регулирование малого предпринимательства в России.
Объект исследования — Министерство экономического развития Челябинской области.
Предметом исследования деятельность Министерства экономического развития Челябинской области по оказанию государственное поддержки малому бизнесу.
Цель работы — проанализировать существующую практику деятельности Министерства экономического развития Челябинской области по поддержке малого предпринимательства, выявить проблемы, а также выработать рекомендации по совершенствованию указанного вида деятельности.
Основные задачи, поставленные для исследования в данной работе:
проанализировать государственную политику в отношении малого предпринимательства на федеральном уровне;
дать оценку состояния и развития малого бизнеса в Челябинской области;
выявить направления и формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Челябинской области;
охарактеризовать основные направления деятельности Министерства экономического развития Челябинской области по поддержке малого предпринимательства;
рассмотреть программу малого бизнеса как инструмент деятельности Министерства экономического развития Челябинской области по поддержке малого предпринимательства
предложить пути совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в Челябинской области.
Методологическую основу работы составили концептуальные положения, содержащиеся в трудах отечественных специалистов в области государственного регулирования предпринимательства.
В настоящей работе использованы общенаучные методы познания, прежде всего, анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, а также специальные — историко-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа, которые позволили рассмотреть явления в их взаимосвязи, сделать выводы и обобщения.
Источниками настоящего исследования послужили положения Конституции РФ, Гражданского, Налогового и Бюджетного кодексов РФ, федеральных законов и иных нормативных актов, регулирующих деятельность малого предпринимательства, информационные материалы официального сайта Федеральной службы государственной статистики, материалы Министерства экономического развития, собственные наблюдения автора.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций для Министерства экономического развития Челябинской области в целях совершенствования государственной политики и поддержки малого предпринимательства.
Глава 1. Государственная политика малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях власти
.1 Государственная политика в отношении малого предпринимательства на федеральном уровне
Роль малых предприятий в экономике трудно переоценить. Малое предпринимательство эффективно по всем параметрам: оно решает социальные вопросы, связанные с занятостью населения; позволяет быстро переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на потребности рынка; делает продукцию экономически конкурентоспособной и т.д.
Малое предпринимательство является важнейшей сферой современной рыночной экономики. Ее развитие означает быстрое создание новых рабочих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источников дохода у значительной части экономически активной части населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов.
Немаловажным является тот факт, что широкий слой малого предпринимательства для государства является серьезным источником налоговых поступлений.
Малое предпринимательство представляет собой совокупность мелких собственников, в значительной мере определяющих социально-экономический уровень развития страны. Малые предприятия определяют социальное положение и уровень жизни большого количества населения, так как способствуют повышению уровня занятости и доходов. Малые предприятия производят и потребляют различного рода товары и услуги, поддерживая принципы здоровой конкуренции на рынке. В системе национального производства сектор малого предпринимательства формирует широкую сеть предприятий, небольших по объему производимой продукции и численности занятых, которые функционируют, как правило, на локальных рынках, напрямую связанных с потребителями производимых товаров и услуг.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий):
в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) которых суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов;
средняя численность работников которых за отчетный период не превышает 100 человек включительно. Также среди малых предприятий выделяют микропредприятия, численность работников которых не превышает 15 человек;
выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) которых за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. С 1 января 2010 г. ограничение по доходам на право применения УСН не свыше 60 млн. руб.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.
От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности будут, зависит развитие экономик в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.
Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями (что невыгодно крупным фирмам); исключением лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производства и личного потребления.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Меры государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно.
У государственной поддержки малого предпринимательства существует широкая нормативная база.
Так, Конституция Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.
Гражданский кодекс РФ закрепляет понятие и признаки предпринимательской деятельности, дает перечень организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, регулирует правовое положение индивидуального предпринимателя, коммерческих и некоммерческих организаций, устанавливает общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства, виды и порядок заключения, изменения и расторжения гражданско-правовых договоров и т.д.
Налоговый кодекс РФ устанавливает порядок и особенности налогообложения субъектов предпринимательства.
Бюджетный кодекс РФ регулирует порядок предоставления субсидий, субвенций и т.д.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», до вступления в силу которого действовал Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития МСП, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки. Суть концепции указанного Закона заключается в совершенствовании государственной политики, направленной на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП.
В соответствии с этим Законом приняты постановления Правительства РФ, основополагающими из которых являются федеральные программы поддержки малого предпринимательства. Нормативные акты о поддержке малого бизнеса и программы такой поддержки существуют также на региональном и местном уровнях.
В основе мер государственной поддержки на любом из уровней власти лежат:
во-первых, соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основы такой поддержки;
во-вторых, соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства.
Таким образом, для динамичного развития малого бизнеса, особенно в некоторых отраслях экономики, необходима помощь государства. В настоящее время можно выделить отдельные формы государственной поддержки малого предпринимательства в России:
организационно-инфраструктурная;
налогово-управленческая;
имущественная;
финансово-кредитная.
Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.
Правовые нормы должны обеспечивать:
защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;
совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран.
Рассмотрим некоторые меры поддержки субъектов малого предпринимательства на федеральном уровне власти, а также нормативные правовые акты, в которых они содержатся.
. Для индивидуальных предпринимателей предусматривается упрощенный порядок государственной регистрации.
. Государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10 и не более 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок .
. Налоговый кодекс РФ содержит специальные налоговые режимы, при применении которых представляется единая (упрощенная) налоговая декларация. Налоговый кодекс РФ (ст. 346.20) при упрощенной системе налогообложения предусматривает следующие налоговые ставки: если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%; если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
. В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 3 года, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два раза и более в 3 года. Проверяемые уведомляются о проведении плановой проверки не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения, а о проведении внеплановой проверки — не менее чем за 24 часа. Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов — для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней — в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на 15 часов.
Рассмотрим ситуацию с проверками. Так, более 60% предпринимателей утверждают, что число проверок не изменилось, 18% отмечают их рост и только 20% компаний констатируют уменьшение количества проверок. Суммы поборов чиновников остались прежними — об этом свидетельствуют практически все предприниматели (81,5%). Возрос налоговый прессинг: примерно 8% компаний указывают на увеличение давления со стороны налоговиков, а 14,5% отмечают случаи противоправных действий со стороны налоговых органов. Все чаще предприятия сталкиваются с захватом собственности: о таких случаях в своем регионе знает четверть респондентов.
. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» закрепляет, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, для отдельных видов деятельности при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставляет субъектам МСП преимущественное право приобретения арендуемого имущества при его возмездном отчуждении из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, которое закрепляет порядок реализации данного имущества. Однако указанные преимущественное право на приобретение арендуемого имущества и порядок его реализации действуют на территории Российской Федерации только до 1 июля 2010 г. Несмотря на то, что многие из приведенных мер являются временными, в условиях кризиса именно они оказались необходимыми большому числу субъектов МСП.
Кроме того, Президентом РФ подписан Закон, дающий право на безаукционное продление аренды для малого бизнеса до 2015 г.
. Осуществляется информационная поддержка рассматриваемых субъектов. Например, общероссийская общественная организация малого предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» в мае 2009 г. открыла портал о финансировании и государственной поддержке малого бизнеса «ОПОРА-КРЕДИТ» — www.opora-credit.ru. Портал создан как интернет-площадка, облегчающая доступ предпринимателей к финансовым ресурсам. Портал поддерживает ежедневно обновляемые новостные блоки, освещающие как основные события, документы и официальные заявления, касающиеся малого бизнеса, так и полезную для предпринимателей информацию о новых кредитных и лизинговых программах, успешных проектах, реализованных бизнесменами с помощью банков и инвесторов.
В качестве мер по развитию малого бизнеса в 2010 г. планируются следующие мероприятия:
увеличение государственной поддержки малого предпринимательства;
государственная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства, в том числе осуществляющих инновационную деятельность и производство высокотехнологичной продукции, а также поставляющих указанную продукцию на экспорт;
реализация программы финансовой поддержки малого предпринимательства ОАО «Российский банк развития»;
внесение изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части совершенствования механизмов лицензирования;
внесение изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и отдельные законодательные акты РФ;
освобождение от налогообложения средств, выделенных субъектам малого предпринимательства для оказания финансовой поддержки в рамках федеральных (региональных, муниципальных) программ;
расширение перечня видов предпринимательства.
В заключение отметим, что для качественной перестройки экономики необходимо переориентировать субъектов малого предпринимательства на инновационный путь развития. Государство, в свою очередь, продолжает принимать меры для оказания помощи данным субъектам как в развитии существующих моделей деятельности, так и в их качественном перестроении.
1.2 Оценка состояния и развития малого бизнеса в Челябинской области
Малое предпринимательство в течение 10 лет (до экономического кризиса начавшегося в 2008 году) развивалось с положительной динамикой, обеспечивая занятость населения Челябинской области, внося свою долю в формирование ВРП, консолидированного бюджета, наполняя рынок отечественными товарами, работами и услугами. Экономический кризис 2008 года сильно повлиял на динамику развития малого бизнеса в Челябинской области.
Доля малого бизнеса:
общая численность занятых: 2000г — 21,5%, 2007 г. — 32,8%, 2009 г. — 28 %, 2010 г. — 30 %;
в валовом региональном продукте 2000г — 11,5%, 2007 г. — 24,8%, 2009 г. — 16 %, 2010 г. — 23 %.
Рис. 1 — Доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике
Рис. 2 — Структура численности занятых в малом бизнесе
В 2007 году на территории Челябинской области действовало 26808 малое предприятие, что на 4,1% больше, чем наблюдалось в 2009 году.
Как и в целом по стране самым распространенным видом экономической деятельности у малых предприятий является «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», где сосредоточено 57 % малых предприятий.
Рисунок 3 — Количество малых предприятий в Челябинской области (в тыс. чел)
Вторым по привлекательности видом экономической деятельности является «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», которым занимаются 15,5% предпринимателей.
Рис. 4 — Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности
Предприятия с основным видом деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составляют в суммарном выражении 12,7% малых предприятий, «Строительство» — 11,9%.
Главное социальное свойство малого бизнеса заключается в возможности широких слоев населения обеспечить себя работой, а также реализовать свои организаторские, предпринимательские способности. В 2010 году численность занятых на малых предприятиях увеличилась на 8,6 тыс. человек с 2007 года и составила 187,9 тыс. человек.
Характерной чертой малого бизнеса является активное привлечение работников на условиях совместительства, договоров гражданско-правового характера. В прошлом году на условиях вторичной занятости на малых предприятиях работало 23,5 тыс. человек.
Рис. 5 — Средняя численность персонала малых предприятий по видам экономической деятельности
В среднем на одном предприятии в 2010 году работало 6 человек. Из числа малых наиболее крупными по числу работающих стали обрабатывающие производства (11 человек в расчете на одно предприятие), предприятия строительства и сферы образования (9 человек), предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (8 человек).
В январе-декабре 2010 года среднемесячная заработная плата работников малых предприятий по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличилась на 11,9% и составила 14,6 тыс. рублей. Выше, чем в целом по кругу малых предприятий, оплачивался труд работников финансовой сферы — 26,4 тыс. рублей, на предприятиях, добывающих полезные ископаемые, — 17 тыс. рублей, на предприятиях строительства — более 15 тыс. рублей.
Оборот малых предприятий в прошлом году увеличился на 14,2% (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2009 годом и составил 351,4 млрд. рублей, что составляет четвертую часть от общего оборота организаций Челябинской области.
Рис. 6 — Структура оборота малых предприятий
Наибольший вклад в формирование оборота организаций вносят малые предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; строительные и обрабатывающие предприятия, предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2010 году составили 6,8 млрд. рублей, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2009 году. Удельный вес малых предприятий в общем объеме инвестиций области составил 6,4%, что выше уровня прошлого года (4,9%).
Рис. 7 — Структура инвестиций малых предприятий в основной капитал по видам экономической деятельности
Активную инвестиционную позицию занимали, в первую очередь, строительные организации (48,8%). Существенный вклад в инвестиционную деятельность малых предприятий внесли организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (20,8%) и малые предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (10,2%).
Управление реализацией Программы, несет ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы, целевое и эффективное использование средств областного бюджета, выделяемых на ее реализацию, осуществляет Министерство экономического развития Челябинской области. Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Челябинской области.
В рамках данной программы за 2009 и 2010 гг были проведены следующие мероприятия:
. Создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях Челябинской области.
По результатам реализации данного направления были получены следующие результаты.
В 43 муниципалитетах действовали программы развития малого и среднего предпринимательства с общим объемом финансирования в 2010 году за счет средств местных бюджетов 21,0 млн. рублей.
Создана инфраструктура поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне:
во всех муниципалитетах созданы и действуют:
51 информационно-консультационный центр;
61 общественный координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства;
77 общественных объединений предпринимателей.
Созданы 12 общественных советов при территориальных подразделениях федеральных органов власти и Прокуратуре Челябинской области.
. Приоритетное право финансовой поддержки предпринимателей в депрессивных территориях.
По результатам реализации данного направления были получены следующие результаты.
муниципальным образованиям предоставлены субсидии на содействие развитию малого и среднего бизнеса на общую сумму 14,8 млн. рублей (в том числе 7,4 млн. рублей из федерального бюджета).
В результате оказана финансовая поддержка 108 СМП на местах.
СМП предоставлена компенсация затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежей на общую сумму 35,4 млн. рублей (30,5 млн. рублей из областного бюджета, 4,9 млн. рублей из федерального бюджета).
В результате:
объем выпуска товаров и услуг СМП на 1 рубль вложенных бюджетных средств составил 109,5 рублей;
на 1 рубль вложенных бюджетных средств дополнительно получено 6,0 рублей налогов.
СМП предоставлена компенсация расходов по участию в торгово-экономических миссиях, выставках, ярмарках на общую сумму 1,9 млн. рублей (1,5 млн. рублей из областного бюджета, 0,4 млн. рублей из федерального бюджета).
В результате заключено 63 договора о сотрудничестве на сумму 54,5 млн. рублей.
СМП предоставлены субсидии на оплату услуг по сертификации, регистрации товарных знаков и обеспечению кредита на общую сумму 0,9 млн. рублей (0,8 млн. рублей из областного бюджета, 0,1 млн. рублей из федерального бюджета)
. Содействие социально незащищенным слоям населения (инвалидам, многодетным родителям, женщинам, молодежи) в реализации перспективных проектов.
По результатам реализации данного направления были получены следующие результаты.
женщинам-предпринимателям предоставлены субсидии на реализацию предпринимательских проектов на общую сумму 15,6 млн. рублей (в том числе 7,8 млн. рублей из федерального бюджета).
микропредприятиям, руководителями и учредителями которых являются инвалиды, многодетные родители и молодежь, предоставлены субсидии на реализацию предпринимательских проектов на общую сумму 1,2 млн. рублей.
Для 41 СМП из числа социально незащищенных слоев населения создан бизнес-инкубатор офисного типа на 153 рабочих места.
Проведены профессиональная переподготовка 12 инвалидов и тренинг для 120 граждан из числа молодежи.
В результате реализации мероприятий Программы в 2008 году были достигнуты следующие показатели:
создано более 10 тысяч новых рабочих мест;
доля выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства в общем объеме выпуска увеличилась с 24,2 до 25,1 процента;
доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений увеличилась с 12,7 до 14,9 процентов.
Тем не менее, несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области, наблюдается ряд таких сдерживающих факторов, как:
) несовершенство правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;
) недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов, в том числе собственного капитала и оборотных средств предприятий;
) недостаток производственных площадей;
) высокая стоимость подключения хозяйствующих субъектов к ресурсам естественных и локальных монополий;
) дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень их профессиональной подготовки;
) отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей;
) низкий уровень социальной ответственности работодателей.
Таким образом, необходимость поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства связана также с компенсацией неравных условий, в которых они находятся по сравнению с крупными предприятиями.
1.3 Направления и формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Челябинской области
Рассмотрим меры региональной поддержки субъектов малого предпринимательства в Челябинской области.
Закон о развитии малого предпринимательства в Челябинской области был подписан Губернатором Челябинской области 12 апреля 2008 г.
Согласно ст. 2 Закона основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства в Челябинской области являются:
) развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Челябинской области;
) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;
) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;
) оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
) увеличение количества субъектов малого предпринимательства;
) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
) увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта;
) выравнивание условий для развития малого предпринимательства по всей Челябинской области.
Таким образом, Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» установил достаточно большое количество направлений, по которым может осуществляться государственная поддержка.
Для экономики Челябинской области малый бизнес с каждым годом приобретает все большее значение.
Анализ развития малого предпринимательства в регионах исследования был проведен на основании данных Федеральной службы государственной статистики за первый квартал 2010 г. (таблица 1).
Таблица 1 — Деятельность малых предприятий (без микропредприятий) в I квартале 2010 года
Число предприятий на 1 апреля 2010г., тысячЧисленность работников списочного состава, (без внешних совместителей) тыс.человекОборот, млн.рублейИнвестиции в основной капитал, млн.рублейРоссийская Федерация219,65493,42020760,636704,4Уральский федеральный округ14,3392,5178012,42193,1Челябинская область3,8103,541921,4153,0
Основные показатели развития малого бизнеса Челябинской области представлены в Приложении 1.
Так прирост новых малых и средний предприятий составил:
2010 г.-143 197
г. — 147 717.
Доля занятых в сфере малого предпринимательства от общей численности занятых в экономике области:
г. — 39,0%
г. — 39,6%
Вклад налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области:
г. — 15,5%
г. — 15,7%
Основной объем производства малого предпринимательства в денежном выражении приходится на строительство, промышленность и торговлю и общественное питание. На эти сектора приходится соответственно 23,9, 22,9 и 19,2% в общероссийской отраслевой структуре выпуска МП. Похожим распределением характеризуются Челябинская область: относительно велика доля промышленности и торговли и общественного питания — 28,5 и 26,1%.
Комплексная оценка уровня развития малого предпринимательства в Челябинской области показывает относительно высокий уровень развития.
Именно поэтому важно определить стратегию развития малого предпринимательства, предусматривающие действенные методы государственной поддержки, проведение обоснованной налоговой политики и постоянное совершенствование законодательной базы.
В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года развитие предпринимательства определено «точкой роста» экономики Челябинской области, что обусловлено высокой значимостью малого бизнеса в решении социальных и экономических задач.
Особую роль малого предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы:
создание конкуренции на рынках товаров и услуг;
создание новых рабочих мест, что способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности;
изменение общественной психологии и жизненных ориентиров населения;
формирование среднего класса, основу которого составляют предприниматели;
влияние предпринимательской деятельности на формирование местных бюджетов.
Несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области, наблюдается ряд таких сдерживающих факторов, как:
) несовершенство правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства;
) недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов, в том числе собственного капитала и оборотных средств предприятий;
) недостаток производственных площадей;
) высокая стоимость подключения хозяйствующих субъектов к ресурсам естественных и локальных монополий;
) дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров;
) отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей;
) низкий уровень социальной ответственности работодателей.
Необходимость поддержки субъектов малого предпринимательства связана также с компенсацией неравных условий, в которых они находятся по сравнению с крупными предприятиями. Развитие предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея значительный потенциал, осуществляется лишь при условии целенаправленного содействия со стороны всех организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства.
Для достижения поставленных целей в Программе предусматривается решение следующих задач:
) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
) повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства, оказание им содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности на рынок;
) качественное изменение отраслевой структуры субъектов малого предпринимательства;
) развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
) выравнивание условий для развития малого предпринимательства в городских округах и муниципальных районах Челябинской области;
) развитие форм финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства;
) повышение прозрачности деятельности субъектов малого предпринимательства.
В Программе предусматривается реализация мероприятий по восьми основным направлениям:
) совершенствование законодательства в сфере регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства и устранение административных барьеров в сфере развития предпринимательства.
В рамках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:
анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, Челябинской области, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, и разработка предложений по их совершенствованию;
проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Челябинской области, регулирующих развитие малого предпринимательства;
разработка и совершенствование порядка оказания финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства;
) содействие развитию малого предпринимательства на региональном уровне.
В рамках данного направления предусмотрена реализация следующих мероприятий:
оценка предпринимательского климата и эффективности деятельности органов местного самоуправления Челябинской области по созданию условий для развития малого предпринимательства, обобщение опыта и разработка рекомендаций органам местного самоуправления;
предоставление субсидий местным бюджетам на содействие развитию малого предпринимательства;
создание и модернизация автоматизированных рабочих мест для самостоятельной работы субъектов малого предпринимательства с электронными информационно-правовыми системами;
организация и проведение конкурса «Лучший городской округ Челябинской области по развитию малого предпринимательства»;
методическое обеспечение органов местного самоуправления Челябинской области по вопросам развития малого предпринимательства;
) финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства.
В рамках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:
создание Фонда содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области;
предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства на возмещение затрат по:
разработке бизнес-планов для реализации инвестиционных проектов;
оплате стоимости вознаграждения по договорам поручительства, заключенным с некоммерческими организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам;
уплате процентов по кредитам и лизинговых платежей по договорам лизинга;
присоединению к электрическим, газораспределительным, тепловым сетям, сетям водоснабжения и водоотведения, реализации программ энергосбережения;
оплате услуг по сертификации продукции, системы менеджмента качества, другим формам подтверждения соответствия, выполнению обязательных требования законодательства, разработке и (или) регистрации товарных знаков, знаков обслуживания;
участию в торгово-экономических миссиях, выставках, ярмарках, разработке и продвижению сайтов в сети «Интернет»;
договорам страхования;
аттестации рабочих мест;
проведению землеустроительных работ в отношении земельных участков, предоставленных для ведения предпринимательской деятельности.
) поддержка и развитие начинающих предпринимателей, молодежного предпринимательства.
Данное направление предусматривает вовлечение в сферу предпринимательской деятельности безработных граждан, незанятого населения, инвалидов и других групп незанятого населения, стимулирование молодежи к ведению предпринимательской деятельности, профессиональному росту.
В рамках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:
организация и проведение семинаров, курсов, тренингов для незанятого населения, инвалидов, субъектов молодежного предпринимательства и других групп незанятого населения по развитию предпринимательской деятельности;
создание и развитие бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей;
предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела;
предоставление субсидий субъектам молодежного предпринимательства на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов;
организация и проведение ярмарок вакансий для учащихся, студентов и выпускников средних специальных и высших учебных заведений, стажировок на малых и средних предприятиях;
разработка и издание методических материалов для начинающих предпринимателей по созданию собственного дела;
) развитие женского и семейного предпринимательства.
Для дальнейшего развития и стимулирования субъектов женского и семейного предпринимательства предусмотрены:
предоставление субсидий субъектам женского и семейного предпринимательства на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов;
содействие продвижению продукции субъектов женского и семейного предпринимательства на областной рынок;
проведение областных конкурсов, форумов, конференций, участие субъектов женского и семейного предпринимательства во всероссийских и региональных конкурсах, ассамблеях, конференциях, семинарах и широкое освещение их деятельности в средствах массовой информации;
) совершенствование механизмов использования областного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства.
Мероприятия раздела предполагают формирование и утверждение перечней областного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого предпринимательства.
Для снижения административных барьеров в Челябинской области предусмотрено проведение мониторинга порядка предоставления органами местного самоуправления в аренду имущества, находящегося в собственности органов местного самоуправления, сроков и процедуры предоставления земельных участков в аренду и собственность.
В рамках направления также предусмотрено размещение в сети «Интернет» информации об областном имуществе, предлагаемом для сдачи в аренду или подлежащем продаже;
) информационная поддержка субъектов малого предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
Данное направление включает в себя следующий комплекс мероприятий, направленных на информационную поддержку малого предпринимательства и популяризацию их деятельности:
создание и актуализация областной информационной системы, реестра субъектов малого предпринимательства Челябинской области, развитие сайта «Малый бизнес в Челябинской области» в сети «Интернет»;
оказание информационно-консультационных услуг субъектам малого предпринимательства по вопросам ведения предпринимательской деятельности;
организация и развитие сотрудничества с международными организациями по вопросам развития малого предпринимательства;
издание справочных и методических пособий по малому бизнесу, информационного бюллетеня для субъектов малого предпринимательства, каталогов товаров, производимых субъектами малого предпринимательства;
организация освещения в средствах массовой информации вопросов развития малого предпринимательства;
организация и проведение областных съездов представителей малого бизнеса, мероприятий, посвященных празднованию Дня российского предпринимательства;
организация и проведение областных конкурсов, конференций, «круглых столов» по вопросам предпринимательской деятельности.
Важное место в этом направлении отводится созданию и развитию новых элементов инфраструктуры — центра субконтрактации и центра содействия экспорту;
) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства.
В рамках данного направления предусмотрены:
проведение мониторинга состояния рынка труда и определение потребностей в кадрах и образовательных услугах для малого предпринимательства;
подготовка управленческих кадров для субъектов малого предпринимательства;
организация и проведение семинаров, курсов, тренингов для субъектов малого предпринимательства, создание системы дистанционного обучения субъектов предпринимательства в сети «Интернет»;
На территории Челябинской области для целей оказания финансовой и имущественной поддержки приоритетными видами деятельности субъектов малого предпринимательства (за исключением субсидий на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов субъектам женского и семейного предпринимательства, субъектам молодежного предпринимательства и субсидий (грантов) начинающим предпринимателям на создание собственного дела) являются:
) обрабатывающие производства (кроме производства подакцизных товаров);
) производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
) строительство зданий и сооружений;
) инновационная деятельность;
) сельское хозяйство, рыболовство, рыбоводство;
) здравоохранение, образование и предоставление социальных услуг;
) жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению;
) услуги по организации внутреннего туризма, физической культуры и спорта;
) бытовые услуги, предоставляемые населению;
) услуги розничной торговли (кроме торговли подакцизными товарами), общественного питания в населенных пунктах с численностью менее 100 тыс. человек (численность населенного пункта определяется по состоянию на 1 января текущего года).
Управление и реализацию Областной целевой программы осуществляет Министерство экономического развития Челябинской области, о чем более подробно будет уделено внимание во второй главе работы.
Итак, развитие малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений работы правительства Челябинской области. Основная цель данной работы — создание экономических и организационных условий для формирования на Южном Урале развитого благоприятного климата, обеспечивающего эффективный рост малого бизнеса.
Изложенное свидетельствует о том, что в Челябинской области признается и поддерживается политика, проводимая государством, а значит, субъекты малого предпринимательства поддерживаются на региональном уровне.
Сдерживающим фактором в развитии малого предпринимательства является общий негативный фон в экономике, в частности, снижение платежеспособного спроса и деловой активности населения.
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования деятельности Министерства экономического развития Челябинской области
.1 Основные направления деятельности Министерства экономического развития Челябинской области по поддержке малого предпринимательства
Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Челябинской области выглядит следующим образом:
. Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в УРФО по Челябинской области;
. Министерство экономического развития Челябинской области
. Управление федеральной антимонопольной службы;
. Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области;
. Управление экономической политики аппарата Законодательного собрания Челябинской области. Общественный совет по предпринимательству при комитете Законодательного собрания Челябинской области по экономической политике;
. Областные общественные организации субъектов малого предпринимательства;
. Областное государственное учреждение «Инновационный бизнес-инкубатор Челябинской области»
. Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области.
В рамках работы основной внимание будет уделен деятельности Министерства экономического развития Челябинской области.
Минэкономразвития осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными подразделениями, органами исполнительной власти Челябинской области, Законодательным собранием Челябинской области, органами местного самоуправления Челябинской области.
Основной задачей Минэкономразвития является реализация единой государственной политики социально-экономического развития Челябинской области и развития торгово-экономических отношений с иностранными государствами.
В соответствии с возложенной на него задачей Минэкономразвития выполняет следующие функции:
) участвует в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области по вопросам, входящим в компетенцию Минэкономразвития;
) осуществляет стратегическое планирование социально-экономического развития Челябинской области;
) разрабатывает прогнозы социально-экономического развития Челябинской области, сводный финансовый баланс Челябинской области, баланс денежных доходов и расходов населения Челябинской области, прогноз объемов продукции, закупаемой для государственных нужд;
) составляет паспорта муниципальных образований Челябинской области на основе комплексного анализа показателей социально-экономического развития муниципальных образований Челябинской области, проводит оценку финансового и налогового потенциала;
) проводит мониторинг социально-экономических процессов в Челябинской области; вносит на рассмотрение Губернатору Челябинской области и Правительству Челябинской области ежемесячные, квартальные и годовые доклады о состоянии экономики Челябинской области;
) осуществляет методическое руководство по формированию органами исполнительной власти Челябинской области областных целевых программ, программы социально-экономического развития Челябинской области, иных областных программ, подготавливает заключения по проектам указанных программ;
) проводит мониторинг реализации областных и федеральных целевых программ, реализуемых на территории Челябинской области;
) проводит в пределах своих полномочий оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти Челябинской области и внедрение элементов бюджетирования, ориентированного на результат;
) реализует региональную инвестиционную политику;
) содействует формированию инфраструктуры малого бизнеса, осуществляет меры по государственной поддержке малого предпринимательства, развитию конкурентной среды на территории Челябинской области;
) содействует развитию инновационной деятельности на территории Челябинской области;
) развивает торгово-экономические отношения Челябинской области с иностранными государствами, с государствами — участниками Содружества Независимых Государств;
) взаимодействует с посольствами, консульскими учреждениями, другими официальными представительствами иностранных государств на территории Российской Федерации, а также официальными представительствами России и Челябинской области за рубежом;
) развивает торгово-экономические отношения Челябинской области с субъектами Российской Федерации;
) координирует работу органов исполнительной власти и организаций Челябинской области в выставочно-конгрессной деятельности; оказывает государственную поддержку продвижению товаров и услуг организаций Челябинской области на внешние рынки;
Всего 25 функций.
Структура Министерства экономического развития Челябинской области представлена в Приложении 2.
Министерство экономического развития Челябинской области осуществляет управление реализацией «Областной целевой программы развития малого предпринимательства в Челябинской области на 2009 — 2011 годы», несет ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы, целевое и эффективное использование средств областного бюджета, выделяемых на ее реализацию.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных государственных нужд, договоров, заключаемых Министерством экономического развития Челябинской области с исполнителями программных мероприятий.
Предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела, предусмотренных пунктами 10 — 18, 21, 22, 25 Системы основных мероприятий Программы, осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Правительством Челябинской области.
При необходимости внесения изменений в Программу Министерство экономического развития Челябинской области организует работу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Министерство экономического развития Челябинской области ежегодно подготавливает бюджетную заявку на финансирование Программы из областного бюджета на очередной финансовый год, а также уточняет затраты по программным мероприятиям с учетом доходов областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Челябинской области.
Министерство экономического развития Челябинской области:
ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, готовит информацию об исполнении Программы и эффективности использования финансовых средств для представления в Министерство финансов Челябинской области;
в срок до 1 апреля 2012 года готовит информацию об исполнении Программы и эффективности использования финансовых средств для рассмотрения на заседании Правительства Челябинской области.
Министерство экономического развития Челябинской области организует размещение в сети «Интернет» информации о ходе реализации мероприятий Программы, объемах финансирования, оценке достижения целевых индикаторов и показателей.
2.2 Программы малого бизнеса как инструмент деятельности Министерства экономического развития Челябинской области по поддержке малого предпринимательства
Развитие законодательства о государственном контроле (надзоре) за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства предполагает:
устранение дублирования контрольных функций государственных органов в сфере предпринимательской деятельности, например, дублирования органами милиции функций по проверке предпринимательской деятельности, осуществляемой специальными органами государственного контроля (надзора);
запрещение навязывания платных услуг при проведении государственного контроля (надзора), в том числе через использование аффилированных структур;
упорядочение процедуры проведения внеплановых мероприятий по контролю.
Важнейшим фактором, порождающим теневую экономическую активность в сфере малого бизнеса, является налоговая политика государства, при которой выплата всех налогов, существенно снижает рентабельность малого предприятия.
Несмотря на введение ряда изменений, благотворно влияющих на развитие малого бизнеса и способствующих его легализации, система налогообложения малого бизнеса нуждается в дальнейшем совершенствовании. Необходимо с учетом инфляционных процессов, происходящих в экономике, увеличить размеры показателей, при соблюдении которых малые предприятия имеют право пользоваться упрощенной системой налогообложения, а также увеличить размеры показателей, при которых субъект малого предпринимательства может воспользоваться режимом налогообложения вмененного дохода.
Одной из проблем развития предпринимательства является проблема снижения административных барьеров, что представляет собой не столько уменьшение числа материально-правовых требований к занятию предпринимательской деятельностью, сколько создание системы прозрачных взаимоотношений предпринимателя и соответствующего административного органа.
Вопросы устранения административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства, нашли свое отражение в ряде принятых в последние годы федеральных законов. Однако данные федеральные законы нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Рынки государственных и муниципальных закупок относятся к специфическим категориям рынков. Их основная особенность состоит в том, что в качестве покупателя на них выступает институционализированный государственный или муниципальный субъект, деятельность которого регламентируется, кроме общерыночных ограничений, еще и законодательными нормами, предписывающими основные процедуры и механизмы организации торгов. Большое значение, особенно в условиях переходной экономики, при осуществлении государственных закупок имеют также неформальные нормы и институты, которые можно отнести как к вполне легальным обычаям делового оборота, так и к институтам теневой экономики.
Экономическая природа институциональных барьеров обычно ассоциируется с деятельностью государства и, следовательно, с эффектом функционирования формальных институтов. Однако необходимо учитывать и влияние неформальных норм, правил и механизмов проведения торгов, которые ограничивают или затрудняют доступ «нежелательных» субъектов частного бизнеса на рынок государственных и муниципальных закупок.
Данная проблема (устранения административных барьеров при государственных и муниципальных закупках) стоит очень остро в нашей стране, ежегодно вносятся существенные поправки в Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Финансовая кредитная поддержка предпринимательства в Челябинской области, должна реализовываться на наш взгляд в следующих направлениях:
. Компенсация затрат, связанных с оплатой стоимости вознаграждения за предоставление банковской гарантии, по договорам поручительства.
Необходимо организовать в Челябинской области отбор субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части стоимости вознаграждения за предоставление банковской гарантии, по договорам поручительства в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Субсидированию должны подлежать расходы на вознаграждение по гарантиям и поручительствам, обеспечивающим обязательства субъектов малого и среднего предпринимательства по договорам кредита или лизинга.
. Возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по договору на присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети
Субсидированию должны подлежать расходы субъектов малого и среднего предпринимательства по договорам на присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети, связанные с увеличением электрической мощности (единовременной нагрузки) оборудования, используемого в процессе деятельности по производству (реализации) товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
Предельный размер субсидии для возмещения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства не должен превышать 30% от суммы по договору о присоединении энергопринимающих устройств к электрической сети.
. Возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по договорам по договорам о технологическом присоединении к инженерным сетям и сооружениям
Субсидии за счет средств бюджета Челябинской области должны предоставляться субъектам малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования расходов по договору о технологическом присоединении к инженерным сетям и сооружениям. Субсидии, на наш взгляд должны предоставляться по проектам, предусматривающим заключение субъектами малого и среднего предпринимательства договоров подряда на выполнение проектных работ по технологическому присоединению к инженерным сетям и сооружениям с проектными организациями и/или договоров о технологическом присоединении к инженерным сетям и сооружениям с соответствующими снабжающими организациями.
. Компенсация затрат, связанных с оплатой услуг по прохождению обязательной сертификации, необходимой в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством страны-импортера для экспорта товаров (работ, услуг)
Субсидированию должны подлежать часть затрат по оплате оказанных участнику отбора услуг, связанных с выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия.
. Компенсация затрат по договорам финансовой аренды.
Анализ современного состояния малого бизнеса в Челябинской области позволяет разработать программу поддержки малого предпринимательства в городе Челябинске, которая определяет пути совершенствования государственной поддержки, а также позволит преодолеть проблемы развития малого предпринимательства. Можно выделить следующие мероприятия программы:
) совершенствование законодательства в сфере регулирования предпринимательской деятельности.
анализ законодательства Российской Федерации и Челябинской области в целях рассмотрения его эффективности для развития предпринимательской инициативы, а также провести анализ проблем, возникающих при применении правовых норм; особое внимание уделить анализу нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих предпринимательскую деятельность.
разработка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, в том числе по упрощению процедуры согласования и выдачи разрешительных документов для осуществления деятельности субъектами малого предпринимательства.
разработка предложений по внесению изменений в Закон Челябинской области «О государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области», предусматривающие новые направления финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства;
) финансовая поддержка малого предпринимательства.
упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам путем совершенствования существующих и внедрения новых форм их финансовой поддержки;
организация и проведение конкурса среди городских округов «Лучшая программа поддержки и развития малого предпринимательства» с выделением грантов;
субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства на уплату процентов по кредитам кредитных организаций, займам кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных кооперативов и лизинговых платежей по договорам лизинга;
субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с оплатой стоимости вознаграждения по банковской гарантии, по гарантии, предоставленной страховой организацией банку, иной кредитной организации, а также с оплатой стоимости вознаграждения по договорам поручительства, заключенным субъектами малого предпринимательства с некоммерческими организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам;
субсидирование части затрат кредитных потребительских кооперативов граждан, потребительских обществ и сельскохозяйственных кредитных кооперативов, связанных с уплатой процентов по кредитам кредитных организаций, привлеченным с целью предоставления займов субъектам малого предпринимательства;
организация и проведение конкурса «Лучшая программа микрокредитования субъектов малого предпринимательства» с выделением грантов.
) развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
создания на конкурсной основе бизнес-инкубаторов с целью оказания имущественной и информационно-консультационной поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства;
создания постоянно действующей экспозиции продукции и товаров субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов народных художественных промыслов и субъектов ремесленной деятельности;
) информационная поддержка субъектов малого предпринимательства.
проведение конкурса среди некоммерческих организаций «Лучшая программа поддержки в сфере оказания информационно-консультационных услуг».
создание новых и актуализация существующих баз данных и каталогов по различным аспектам ведения бизнеса;
создание электронного реестра субъектов малого предпринимательства в Челябинской области (разделы реестра: «Субъекты женского предпринимательства и субъекты семейного предпринимательства», «Субъекты народных художественных промыслов и субъекты ремесленной деятельности», «Субъекты малого бизнеса, добросовестно работающие на рынке, выплачивающие налоги и обеспечивающие достойный уровень заработной платы работников» и другие);
создание новых разделов на сайте «Малый бизнес в Челябинской области» в сети «Интернет»: интерактивной линии «Вопрос-ответ», социологического опроса и других;
издание справочных и методических пособий, информационного бюллетеня для субъектов малого бизнеса, разработка методических рекомендаций для органов местного самоуправления.
) подготовка и переподготовка кадров для малого предпринимательства.
обучение основам предпринимательской деятельности безработных граждан, незанятого населения, инвалидов, молодежи и других групп населения, проведение семинаров, учебных курсов и тренингов для действующих субъектов малого предпринимательства, повышение квалификации работников малых предприятий.
организация система повышения квалификации кадров, специализирующихся в сфере поддержки малого предпринимательства;
) развитие женского и семейного предпринимательства.
выделение грантов субъектам женского и семейного предпринимательства на реализацию перспективных для экономики Челябинской области проектов;
выделение грантов общественным организациям предпринимателей для оказания информационно-консультационных и образовательных услуг субъектам женского и семейного предпринимательства.
мероприятия по продвижению продукции и услуг субъектов женского и семейного бизнеса, проведению областных конкурсов, выставок, форумов, а также участие субъектов женского и семейного предпринимательства во всероссийских и региональных конкурсах, ассамблеях, конференциях и других мероприятиях;
) поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесленной деятельности.
развитие центра народных художественных промыслов и ремесел;
проведение конкурса «Лучший проект в сфере народных художественных промыслов и ремесленной деятельности» с выделением грантов.
Особое внимание следует уделить вопросу развития инновационной деятельности на территории Челябинской области. Существует ряд факторов, препятствующих осуществлению инновационной деятельности в Челябинской области:
) отсутствие стратегии развития инновационной деятельности в Челябинской области на средне- и долгосрочную перспективу;
) отсутствие нормативной правовой базы инновационной деятельности на федеральном уровне;
) разрозненность и отсутствие эффективного взаимодействия элементов инновационной инфраструктуры;
) недостаток собственных денежных средств у инициаторов инноваций, высокая стоимость и риски внедрения и освоения инновационных разработок.
Таким образом, для перехода малого предпринимательства Челябинской области на инновационный путь развития должна быть создана целостная система мер государственного стимулирования инновационной деятельности на основе программно-целевого подхода.
2.3 Пути совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в Челябинской области
Определив место и роль малого предпринимательства, проанализировав его государственную поддержку, современное состояние в Челябинской области, выделив его основные пути совершенствования государственной поддержки, можно дать необходимые рекомендации по дальнейшему совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса в Челябинской области.
Для достижения данной цели считаем необходимым:
. Возложить на заместителя Главы Челябинской области по экономике функции по поддержке и развитию малого предпринимательства на территории Челябинской области.
. Создать постоянно действующие общественные координационные советы по государственной поддержке и развитию малого бизнеса на территории Челябинской области, состоящие из представителей органов государственной власти, общественных объединений предпринимателей, субъектов малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств.
. Разработать совместно с общественными координационными советами целевые областные программы (основные мероприятия) поддержки и развития малого предпринимательства, в которых определить приоритетные для экономического развития Челябинской области направления деятельности малого бизнеса и меры их поддержки, в том числе предусмотреть льготы по местным налогам, согласовав их с антимонопольным органом.
. При формировании местного бюджета на 2011 год предусмотреть выделение средств на реализацию целевых областных программ поддержки малого предпринимательства, организовать работу по участию в областном конкурсе «Лучшая программа поддержки и развития малого предпринимательства» с выделением грантов.
. Ввести в практику проведение общественной экспертизы разрабатываемых проектов нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъектов малого предпринимательства на территории Челябинской области, общественными координационными советами. При необходимости направлять их па согласование в антимонопольный орган.
. Ежеквартально размещать в официальных СМИ города (области) информацию о состоянии и развитии малого предпринимательства, в том числе по итогам работы общественных координационных советов.
. Ежегодно проводить конференции представителей малого предпринимательства по проблемным вопросам развития малого бизнеса и определению путей их решения.
. Провести «круглые столы» с участием субъектов малого предпринимательства по земельным, архитектурным и имущественным вопросам.
. Устанавливать экономически обоснованные ставки земельного налога, арендной платы за землю и значения корректирующих коэффициентов единого налога на вмененный доход и увеличивать их в пределах темпов роста инфляции.
. Организовать постоянное консультирование и прием заявлений по вопросам архитектурных, земельных и имущественных взаимоотношений, установить жесткие сроки рассмотрения заявлений, принятия соответствующих решений (выдачи заключений, согласований) и осуществлять контроль над их соблюдением.
. Установить срок выдачи архитектурно-планировочного задания на проектирование, строительство архитектурного объекта и реконструкцию помещений не более 30 дней.