Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение5
1 Обзорный раздел7
1.1 Основные сведения об организации и ее хозяйственной деятельности.7
1.2 Обзор состояния рынка (внешней среды организации) и ее особенности11
1.2.1 Анализ отрасли..11
1.2.3 Оценка рыночной среды..15
1.2.4 Оценка конкурентоспособности..22
1.3 Особенности развития инновационной деятельности отрасли28
2 Аналитический раздел..35
2.1 Финансовый анализ ООО «Профкомпани».35
2.2 Стратегический анализ ООО «Профкомпани»..50
3 Специальный раздел.58
4 Организационно-экономический раздел..67
4.1 Планирование мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности ООО «Профкомпани»
67
4.2 Расчет эффективности проекта68
4.2.1 Отчет о движении денежных средств (Кэш-фло).68
4.2.2 Определение точки безубыточности (порога рентабельности)74
4.2.3 Расчет показателей экономической эффективности76
Заключение81
Список литературы..86
Приложения..89
Выдержка из текста работы
В современном обществе все большое место в жизни человека занимает технический прогресс. Каждый день можно услышать об абсолютно новых изобретениях, способных каким-либо образом изменить нашу жизнь в лучшую сторону, будь то социальный фактор, технический, экономический или другой.
В то же самое время новые изобретения и технологии создают конкурентные преимущества для различных рынков. Одни создают абсолютно новые продукты, другие модернизируют старые, посредством использования новых технологических возможностей.
Исходя из вышесказанного, сегодняшнюю экономику можно назвать «инновационной», то есть экономикой, которая постоянно требует нововведений для поддержания конкуренции и укрепления позиций в бизнесах на конкурентных рынках. Инновация определена как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [3, с.5].
В рыночных условиях управление инновационной деятельностью в значительной степени зависит от эффективности использования предприятием возможностей рыночной среды и четкой системы планирования ресурсов предприятия, прежде всего – финансовых, при реализации инновационных проектов, что, в свою очередь, требует анализа возможностей получения финансирования, условий и способов его реализации.
Управление современным предприятием в условиях глобализации экономики, и возрождение промышленных предприятий на качественно новом уровне, основанном на использовании в производстве огромного инновационного и информационного потенциала, представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения стратегической задачи обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития предприятия.
Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется тем, что инновации играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала, как страны, так и отдельного региона. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке. Динамичное и эффективное развитие инновационной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структура и эффективность использования инноваций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства.
Именно инновационной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.
Целью данной курсовой работы является исследование эффективности инновационной деятельности на предприятии и разработка путей ее повышения.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. Изучение теоретического аспекта инноваций;
2. Исследование инновационной деятельности на предприятии;
3. Выявление внешних и внутренних факторов успеха инновационной деятельности предприятия;
4. Анализ текущего состояния и инновационного потенциала рассматриваемого предприятия;
5. Определение путей совершенствования инновационной деятельности предприятия.
Объектом исследования является КУП «Минскхлебпром», Хлебозавод №3.
Теоретической базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам инновационного менеджмента, стратегического управления предприятием, планирования создания и освоение новой техники на предприятии; экономической оценки эффективности нововведений и управления финансами предприятия.
1 ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Под инновацией (англ. «innovation» — нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия [1, с.78].
Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом [2, с.86].
Термин «инновация» впервые был введен Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. Согласно Шумпетеру, инновация является одним из главных двигателей, генераторов прибыли. Чаще всего инновация генерируется научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, изменением перспектив рынка [3, с.24].
За последующие почти сто лет по мере развития экономики понятие «инновация» приобрело более широкий смысл и относится теперь не только к области технологии производства, а распространяется на организационные, финансовые и любые другие методы, которые содействуют функционированию предприятия. Инновациями называют новшества в области управления кадрами, кассовых расчетов, торговой политики, использования функциональных структур.
Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа [4, с.34].
Инновации принято классифицировать по ряду признаков…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что стратегия развития предприятия не очень эффективна, все же предприятие приносит прибыль и полностью окупает производство и затраты.
Анализ инновационной деятельности КУП «Минскхлебпром», Хлебозавод №3 показал, что организационной структурой управления является линейно-функциональная. На предприятии отсутствует отдел инновационного развития. Основным источником финансирования инновационной деятельности для хлебокомбината являются его собственные финансовые средства. Главным фактором, сдерживающим инновационную деятельность завода является недостаток финансовых средств, отсутствие квалифицированного персонала в области инновационной деятельности, а также отсутствие и изношенность оборудования.
Главной целью КУП «Минскхлебпром», Хлебозавод №3 является внедрение технологий, с целью дальнейшего перспективного развития и повышение прибыли, дальнейшее совершенствование с помощью новых инновационных внедрений.
При разработке инновационной стратегии Хлебозавода №3 необходимо учитывать возможности (оптимизация бизнес-портфеля путем производства новых видов хлебобулочных изделий; увеличение ассортимента имеющейся продукции; увеличение платежеспособного спроса населения) и угрозы (отказ банков в выдаче кредитов; усиление конкуренции на рынке производства хлеба и хлебобулочных изделий; рост цен на материальные и энергетические ресурсы) во внешней среде, так и степень устойчивости предприятия в настоящее время.
Основными выводами курсовой работы являются:
1. Непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.
2. Инвестиции с экономической точки зрения представляют собой вложение капитала в ту или иную сферу деятельности с целью последующего его прироста. В более глубоком понятии инвестиции означают процесс расставания с деньгами или с другими материальными ценностями с целью получения в будущем своей экономической выгоды.
3. Согласно матрице SWOT-анализа деятельности КУП «Минскхлебпром», Хлебозавод №3 в ближайшей перспективе наиболее стратегическими направлениями развития предприятия являются:
§ погашение долгов перед кредиторами;
§ разработка высококвалифицированными маркетологами стратегии борьбы с конкурентами;
§ использование наиболее перспективных продуктов для привлечения финансовых ресурсов;
§ применение новых технологий производства хлеба, технологии шоковой заморозки, производство и расширение ассортимента новых продуктов лечебно-профилактического назначения;
§ увеличение объемов реализации, расширение ассортимента высококачественных, экологически чистых хлебобулочных и кондитерских изделий для удовлетворения потребностей населения;
§ увеличение объемов продаж существующих продуктов и использование прибыли на техническое перевооружение и использование новейших технологий производства хлеба и хлебобулочных изделий.
Анализ эффективности деятельности рассматриваемого предприятия показывает, что причины неустойчивого состояния предприятия связаны с проявлением совокупности различных недостатков в системе управления: применением модели реформирования экономики, не соответствующей рыночным требованиям, использованием устаревших форм и методов управления. Из этого выкает обоснование необходимости в условиях рыночной экономики перехода к инновационной деятельности, как к реальному инструменту ускорения развития предприятия, повышения эффективности его деятельности и конкурентоспособности.
Таким образом, повышение эффективности инновационной деятельности предприятия в рыночных условиях хозяйствования следует рассматривать как одно из основных направлений экономической стратегии ускорения экономического развития страны и обеспечения ее высокой конкурентоспособности. Инновационная деятельность является внутренним процессом преобразования и развития экономической, производственно-технологической, кадровой, коммерческой, инвестиционной систем предприятия на основе поиска и реализации инновационных резервов с учетом потребностей рынка и конкурентоспособности предприятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Афанасьев С.Л., Будущее общество: ведущие социально-экономические тенденции современности. – М., 2010. – 230с.
2. Балабанов И.Т., Инновационный менеджмент СПб. и др.: Питер 2011. – 189с.
3. Воробьев В.П., Платонов В.В., Рогова Е.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. — 2-е изд./ Под ред.. С.Ю. Шевченко. – СПб.: Издательство ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2005. – 115с.
4. Гаврилов, А.И. Механизм инновационного управления экономикой. – Н. Новгород, 2010. – 245с.
5. Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия): учеб.пособие / А.С. Головачев. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 688с.
6. Грачева, М.В. Кулагин, А.С. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасностию – М.: АНХ 2008. – 197с.
7. Дадалко, С.В. Инновационная деятельность в Республике Беларусь. – Мн., 2009. – 88с.
8. Жиц, Г.И. Инновационный потенциал и экономический рост. – Саратов, 2010. – 327с.
9. Козлова, Е.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: реалии и перспективы / Е.В. Козлова // Право Беларуси. – 2007. – №24.– 185с.
10. Кушлин, В.И. Козырев А.Н. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование М.: РАГС 2010.
11. Оголева, Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 238 с.Основы инновационного менеджмента: теория и практика / Под общ. Ред. П.В. Завлина. – М., 2009. – 475с.
12. Мухамедьяров, А.М. Диваева Э.А. Организационно-экономические основы инновационного механизма в промышленности. – Уфа, 2009. – 169с.
13. Мясникович, М.В. Научные основы инновационной деятельности: М.В. Мясникович. – Минск: Право и экономика, 2003. – 280с.
14. Тодосийчук, А.В. Управление инновационным предприятием М.: Экос 2010, – 215с.
15. www.minskhlebprom.by
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА ХЛЕБА НА ХЛЕБОЗАВОДЕ №3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ОБЪЕМ ВЫПУСКА ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ ЗА СУТКИ (в%)