Выдержка из текста работы
В настоящее время одного только понимания потребителей недостаточно. Необходимо отчетливо анализировать конкуренцию на всех рынках. До сих пор ни одной организации не удавалось взять пальму первенства перед всеми конкурентами по всем коммерческим характеристикам какого-либо товара или услуги и инструментам по его продвижению на рынке.
Назревает необходимость в выборе преимуществ и выработке стратегии, которые будут максимально соответствовать рыночной ситуации и демонстрировать сильные стороны деятельности предприятия. Стратегия отличается от тактики тем, что призвана обеспечить долгосрочное превосходство предприятия над конкурентами. Организация может достичь наибольшего успеха, чем конкуренты посредством внедрения новых предложений более удовлетворяющих потребности целевых потребителей.
Предложив клиентам более низкие цены на какие-либо товары и услуги, большие выгоды, чем конкуренты, та или иная компания может выиграть в большей потребительской ценности.
Из вышесказанного следует, что маркетинговые стратегии должны учитывать как потребности клиентов, так и стратегии конкурентов. Они состоят из нескольких этапов:
1. Анализ конкурентов
2. Разработка стратегий, позволяющих фирме занять прочные позиции и выработать конкурентные преимущества
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что реализация технической инвентаризации и учета объектов градостроительства заняла важную часть в жизни физических и юридических лиц. Конкуренция же в свою очередь дает возможность выбора организации в рамках качества обслуживания, количества предоставляемых услуг и ценового аспекта.
Цель курсовой работы состоит в анализе конкуренции и конкурентоспособности предприятия на примере Бюро технической инвентаризации.
Для реализации вышеуказанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия и виды конкуренции;
2. Охарактеризовать понятие конкурентоспособности фирмы;
3. Проанализировать основные стратегии конкурентной борьбы;
4. Провести маркетинговые исследования на примере МУП «Городское БТИ».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Конкуренция: понятия и виды
Термин «конкуренция» произошел от латинского «сопсиге» — бежать к цели. Его непосредственное обозначение — это соперничество между людьми или хозяйственными субъектами для достижения одной цели на каком-либо поприще.
Для конкуренции характерно несколько основных черт:
1. Всегда наличествует несколько соперников
2. Принадлежность к одной сфере деятельности
3. Совпадение цели на рынке.
Конкуренция имеет под собой принудительный характер, поскольку вынуждает производителей, угрожая вытеснением с рынка, постоянно совершенствовать систему качества и товары. Рынок, в свою очередь, оценивает их деятельность строго и объективно.
В рамках маркетинга существует три вида конкуренции:
1. Функциональная конкуренция — это удовлетворение потребностей разнообразными способами. Товары, которые она охватывает, являются по отношению друг к другу функциональными конкурентами. Классическим примером в данном случае, являются товары, удовлетворяющие потребность времяпрепровождения в дороге. Такие как книги, газеты, шахматы, домино, карты, плейеры и т.д. В рамках здравоохранения это различные способы лечения одного и того же заболевания — оперативные методы, лекарственные препараты, фитопрепараты, физиотерапия или мануальная терапия и многие другие.
2. Видовая конкуренция имеет место, когда существует несколько видов товаров, несущих одинаковый функционал, но значительно отличающиеся друг от друга по параметрам потребительских свойств. В данном контексте можно рассматривать автомобили разных марок, лекарства одной фармакотерапевтической группы, но отличающиеся по химическому составу, медицинские инструменты, сходные по наименованию, но произведенные по разным технологиям и т.д.
3. Предметная или межфирменная конкуренция порождается между идентичными товарами, выпущенными разными фирмами. Они могут отличаться качеством изготовления или же обладать одинаковым качеством. Преимуществом обладает тот товар, привлекающий внимание потребителей. Примером может послужить конкуренция между лекарственными средствами-дженериками, имеющими идентичную химическую структуру, но выпускаемыми разными фирмами.
Помимо перечисленного, можно выделить несколько методов конкурентной борьбы:
1) Ценовая конкуренция существует среди аналогичных товаров, различающихся ценой. Здесь в качестве основного способа конкурентной борьбы используется снижение цены на товары. Подобный метод был свойственен в ранние периоды развития рынка.
В свою очередь ценовая конкуренция подразделяется на прямую и скрытую.
Прямая предполагает широкое оповещение о снижении цен на выпускаемые товары. Скрытая — продажа товаров с лучшими потребительскими свойствами по той же или по чуть завышенной цене, чем у конкурентов.
Конкуренция подобного рода может быть осуществлена посредством: скидок, демпинговых цен, купонов, взаимозачетов.
Демпинг представляет собой продажу по искусственно заниженным ценам, подчас ниже их себестоимости. Его используют при проникновении на новые рынки, включая зарубежные.
Купон является частью ценной бумаги, отрезаемой от нее и дающийся вместо расписки для получения процентов, дивидендов, дающий право на вещевую премию и т.д.
2) Неценовая конкуренция представляет собой выдвигаемое на первый план более высокое, по сравнению с конкурентами, качество товара. Его совершенствование в области надежности, комфорта, дизайна, где особое внимание уделено ценности потребления. Здесь идет масштабное использование дополнительных услуг, рекламы, презентации. Одним словом, всего, что создает благоприятный имидж товара и производителя.
3) Незаконные методы конкурентной борьбы, включающие в себя дискредитацию товаров конкурентов, выпуск товаров-имитаторов (фальсификатов), имеющих более низкое качество.
В соответствии со статьей Парижской конвенции по охране промышленной собственности, акт недобросовестной конкуренции — это всякое действие, противоречащее честным обычаям в промышленных и торговых делах. Если более конкретизировано, в нее включены:
1. запрет дискредитации товаров, промышленной и торговой деятельности конкурентов;
2. запрет каких-либо действий, способных ввести в заблуждение касающегося способа изготовления, свойств, годности или качества товара .
Здесь может послужить примером, маркировка товара чужим или подобным с ним товарным знаком , дискредитация в рекламе чужого фирменного наименования, товарного знака или самого товара и т. п.
Весьма значимыми при изучении конкурентов можно назвать такие вопросы как:
1. Основные факторы конкурентоспособности чужих товаров.
2. Деятельность конкурентов в области рекламы и стимулирования сбыта .
3. Практика в торговых марках.
4. Привлекательные стороны упаковки товаров .
5. Сбыт и его организация.
6. Используемые каналы товародвижения.
7. Организация гарантийного и послегарантийного сервиса.
По ходу исследования конкуренции в определенном секторе рынка необходимо каждого конкурента рассматривать в отдельности, после чего составляется сводка, исходя из которой, можно отследить ключевые факторы, определяющие факторы успеха конкурентов, в виде применяемой ими стратегии. Каждая фирма имеет право на собственный выбор стратегии, исходя из занимаемой на рынке доли.
Существует определенная классификация предприятий, определяемая их долей на рынке:
1. Лидеры (составляют 40% рынка) — довольно уверенно чувствуют себя на рынке, в числе первых изменяют цены, стимулируют спрос и выводят на рынок новинки.
2. Претен……..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. — С.-Пб.: Питер, 2004.- 270 с.
2. Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики. — СПб. — СПбУЭФ, 2008. — 256 с.
3. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности //Маркетинг- №4-2003- C.20 -25
4. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общей редакцией Г.Л. Багиева. — М.: ОАО Издательство «Экономика», 2005- 320 с.
5. Майдебура Е.В. Маркетинг услуг.- Киев, ВИРА-Р, 2001. — 574 с.
6. Мошнов В.А., Комплесная оценка конкурентоспособности.// Корпоративный менеджмент-№5- 2002-С. 40-45
7. Портер М. Конкуренция. — М.: Издательство «Вильямс», 2003-С. 96
8. «Российская газета», N 145, 30.07.1997.
9. Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. — Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2008- С. 14-15
10. «СУ РСФСР», 1927, N 55, ст. 379
11. Томилов В.В., Бабкина Л.Н., Песоцкая Е.В. и др. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В. Томилова. — М.: Юрайт-Издат, 2003-С. 58-65
12. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М. — 2003-290 с.
13. about/history.php
14. 2009/10/01/bti.html