Содержание
Введение3
1. Основные направления развития социологии в историческом контексте5
2. Пять этапов развития социологии в России10
3. Особенности российской социологии XIX века13
4. Марксистский период российской социологии15
Заключение20
Список литературы22
Выдержка из текста работы
В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.
Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих банков и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств в 1993 — 1994 гг. кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Данная работа посвящена выявлению и рассмотрению проблем развития банковской системы РФ.
Целью курсовой работы является определить основные этапы формирования банковской системы Российской Федерации. Рассмотреть такие вопросы как банковская система страны и ее эволюция; Банк России, его правовой статус, организационная структура, функции Банка России; сущность коммерческого банка и понятие банковских операций, принципы деятельности коммерческих банков, стратегия развития коммерческих банков.
Для достижения главной цели выполняются следующие задачи:
· Получение и развитие навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы;
· Раскрытие сущности общеэкономических и теоретических категорий, исходя из современной ситуации;
· Умение применять положения законодательных, нормативных документов;
· Делали логические выводы и обоснованные рекомендации.
Для написания курсовой работы использовались научная литература по данному предмету, как отечественных, так и зарубежных авторов, нормативная литература, такая как Конституция Российской Федерации, применяли комплекс знаний, полученных в процессе обучения на теоретических кафедрах, статистические материалы в целом по стране, и сайт Центрально Банка России.
1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
1.1 Банковская система в период административно-командного управления экономикой
До начала первой мировой войны и Октябрьской 1917г. революции Россия имела развитую систему и устойчивое денежное обращение.
Стрежнем кредитной системы служил государственный банк России. Он был организован в 1860г. на базе учредительных еще при Екатерине 11 ассигнационного и заемного государственных банков.
В отличии от центральных банков западноевропейских стран и США Государственный банк России сочетал в своей деятельности выполнение эмиссионных и различных торговых операций, особенно в торговле хлебом, экспорт которого был главным источником иностранной валюты. Госбанк имел собственные крупные элеваторы и зернохранилища, расположенные в районах, где отсутствовали банковские учреждения. На них ссуды под залог выдавались зерном.
В 1913г. 50% кредитных операций в сфере торговли были связаны с экспортом зерна. Кроме хлебной торговли Госбанк посредствам кредитов участвовал в торговле лесом, сахаром, текстилем и другими экспортными товарами.
Государственный банк России является «банком банков». В нем имели счета и хранили свои резервы коммерческие банки. В 1914г. сеть госбанка включила 10 контор и 125 отделений. Кроме того, банковские операции осуществлялись 791 местным казначейством. Наряду с этим Госбанк управлял деятельностью системы сберегательных касс России. Их общее количество превышало 8 тыс. свободные остатки денег в виде накоплений населения хранились в Госбанке. Последний использовал деньги сберкасс на поддержку правительства, инвестируя их в облигации государственных займов.
Российский бюджет не имел дефицита, и казначейство постоянно располагало крупными денежными запасами, хранящимися в Госбанке. Именно это обстоятельство позволяло Госбанку эффективно функционировать, не прибегая к эмиссии как к источнику увеличения пассивов. Деньги казначейства были основным ресурсом Госбанка. Их доля в депозитах постоянно возрастала и незадолго до начала первой мировой войны достигла 73%.
Государственному банку разрешалось выпускать бумажные деньги, не покрытые золотом, лишь в пределах твердого лимита-300 млн. руб. вся банковская эмиссия сверх этого должна была производиться только в пределах золотого запаса, составляющего 1528 млн. руб., или почти 1200т. кроме того, значительное количество российского золота хранилось в зарубежных банках.
В 1917г. России было 47 коммерческих банков, имеющих 744 филиала, расположенных в губернских и некоторых больших уездных городах, а так же дочерние банки за рубежом.
В царской России высокого уровня развития достигла система ипотечного кредита. Она была представлена двумя государственными банками — Дворянским и Крестьянским. Крестьянский поземельный банк выдавал ссуды наличными деньгами, которые он аккумулировал за счет выпуска ценных бумаг — «закладных листов» и облигаций, приносящих 5.5% годового дохода. Ценные бумаги ипотечных банков обеспечивались залогом земли и недвижимости. Многие из них гарантировались Правительством России. Эти бумаги высоко котировались на внутреннем и международном финансовых рынках.
Наряду с государственными ипотечными банками на территории России функционировали 10 земельных банков и 36 городских и губернских ипотечных банков. В ипотечных кредитных учреждениях было заложено более Ѕ части всех посевных площадей страны.
В 1917г. в результате Октябрьской революции Россия вступила в новый этап своего развития. Определяя пути перехода к ним власти, большевики придавали большое значение овладению банковской системой. В соответствии с планом сначала, на первом этапе, предполагалось захватить Госбанк, поставить под контроль деятельность коммерческих банков и других кредитных учреждений, а за тем и национализировать их.
В 1918г. началась гражданская война. Были приняты законы, которые коренным образом изменили экономический и социальный строй России. Этот год принято считать годом начала военного коммунизма.
В 1919г. прекратилось кредитование промышленности, и все доходы предприятий при сохраняющихся ещё денежных отношениях должны были передаваться казне. Если предприятия нуждались в денежных знаках, то они беспрепятственно выдавались Народным банком. Бюджет хотя и составлялся, но потерял своё практическое значение.
Было принято решение о ликвидации банковской системы 19 января 1920г. Народный банк был упразднён, а его активы и пассивы переданы Наркомфину, за которым сохранялось право эмиссии. Таким образом, в России не осталось ни одного кредитного учреждения.
В октябре 1921г. был вновь учреждён Государственный банк РСФСР (с июля 1923г. — Государственный банк СССР). В положении о нём указано, что Государственный банк РСФСР учреждается с целью способствовать кредитом и прочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных на установление правильного денежного обращения.
В октябре 1922г. Госбанк выпустил в обращение банковские билеты — червонцы. Один червонец приравнивался по золотому содержанию к царской десятирублёвой монете, содержавшей 7,7423г. чистого золота.
В течение 1922 — 1924г.г. Госбанк провёл три денежных реформы. В 1922г. был выпущен в обращение рубль, обмениваемый на 10 000 ранее эмитированных денежных знаков; в 1923г. — новый рубль, обмениваемый на 100 руб. образца 1922г. В январе 1924г. выпущены казначейские билеты достоинством в 1, 3 и 5 руб. Десять рублей приравнивались к одному червонцу. Новый рубль в течении трёх месяцев обменивался на 50 000 руб. образца 1923г. Таким образом, за два года Госбанк уменьшил денежную массу в 50 трлн. раз.
Новые деньги способствовали развитию товарно-денежных отношений и возрастанию роли Госбанка в экономике страны.
Значительно расширилась сеть учреждений Госбанка. Так, в начале 1922 г. он имел всего 21 филиал, а в 1929г. уже функционировали 589 учреждений Госбанка.
12 декабря 1922г. на шведский капитал был образован Российский коммерческий банк (Роскомбанк). Капитал банка составил 10 млн. руб. (5,2 млн. долл. США в ценах того периода). Это был первый банк, созданный в России с помощью иностранного капитала. Его основная задача заключалась в содействии торгово-промышленным предприятиям в развитии внешней торговли. В 1924г. акции банка были выкуплены Наркомвнешторгом и Госбанком, он стал называться Внешторгбанк.
В июле 1927г. руководство страны приняло постановление «О принципах построения кредитной системы», вызванное тем, что в работе банков (особенно специализированных) наблюдался параллелизм. В погоне за клиентурой эти банки выходили за установленные им рамки отдельных отраслей хозяйства, стремясь стать универсальными. Множественность банков, осуществляющих краткосрочное кредитование, порождала нездоровую конкуренцию между ними. В соответствии с этим постановлением были разграничены функции банков и усилена роль Госбанка как органа краткосрочного кредитования, а отраслевых банков — как органов долгосрочного кредита.
В начале 1928г. Промбанк был реорганизован в специальный Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), а его краткосрочные операции были переданы Госбанку. Одновременно был ликвидирован Электробанк, его активы и пассивы, связанные с долгосрочным кредитованием, переданы Промбанку.
1.2 Реорганизация банковской системы в 1987 г., ее причины и последствия
В целях усиления роли банков в повышении эффективности общественного производства путём укрепления связи кредитного механизма с конечным результатом работы отраслей народного хозяйства в 1987г. было принято решение реорганизовать систему спецбанков с учётом особенностей сферы деятельности народнохозяйственных комплексов. В результате сформировалась система новых банков, включающая Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР, Внешэкономбанк СССР.
Промстройбанк СССР был призван осуществлять кредитно-расчетное обслуживание основной эксплуатационной деятельности, строительной индустрии, транспорта, связи и системы материально-технического снабжения.
Агропромбанк СССР создавался для выполнения банковских операций предприятий, колхозов и других организаций, входящих в агропромышленный комплекс страны.
Жилсоцбанк СССР должен был производить операции по кредитно-расчетному обслуживанию и финансированию жилищно-коммунального хозяйства, государственной и кооперативной торговли, бытового обслуживания лёгкой и местной промышленности, а также сферы кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности. Таким образом, кредитно-расчетное обслуживание эксплуатационной деятельности и финансирование капитального строительства должны были происходить соответственно в одном из трёх специализированных банков.
Сбербанк СССР — банк, созданный на базе сберегательных касс, был призван аккумулировать сбережения населения и организовать для него безналичные расчёты. Ему предлагалось принять на кредитно-расчетное обслуживание небольшие предприятия, а также организовывать выдачу и погашение краткосрочных и долгосрочных ссуд гражданам в связи с их потребительскими нуждами. Сбербанку было поручено обслуживание внутреннего государственного долга. Система сбербанка охватывала более 70 тыс. сберегательных касс.
Внешэкономбанк СССР нацелен на обеспечение организации и проведения расчётов по экспортно-импортным и неторговым операциям, кредитования объединений, предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономические связи. На этот банк возлагался контроль за исполнением сводного валютного плана, рациональным и экономным использованием валютных ресурсов страны, проведением операций на международных валютных и кредитных рынках, а также операций, связанных с наличной валютой и валютными ценностями.
Количество филиалов специализированных банков достигло 5,5 тыс. без учёта филиалов Сбербанка СССР.
Изменились функции Госбанка СССР, ибо кредитование и расчетно-кассовое обслуживание народного хозяйства он передал специализированным государственным банкам. Госбанку было предложено сконцентрировать своё внимание на решении, главным образом, следующих задач:
· всемерном укреплении денежного обращения в стране, повышении устойчивости и покупательной способности рубля, организации оборота наличных денег;
· внедрении наиболее прогрессивных форм и расчётов, способствующих укреплению оборачиваемости оборотных средств и укреплению платёжной дисциплины;
· координации функций специализированных банков и контроле по всем основным направлениям их деятельности;
· выполнении совместно с Внешэкономбанком операций по использованию иностранной валюты в стране и др.
Однако реорганизация банковской системы была проведена поспешно, без разработки определённой концепции и необходимой организационной подготовки.
В процессе начатой в 1987г. реформы банковской системы ставилась задача перевести на самоокупаемость конторы и отделения государственных спецбанков, расширить их права при сохранении централизованной системы управления банками. Однако это оказалось невозможным, прежде всего в связи с отсутствием четкого разграничения ресурсов, которыми они могли бы распоряжаться. Не было для этого и организационных предпосылок. Деятельность системы специализированных банков пришла в противоречие с нарождающимися рыночными отношениями. Этому в значительной степени способствовала меняющаяся ситуация в экономике, ибо Правительство провозгласило право предприятий самостоятельно решать все хозяйственные вопросы. Была разрешена предпринимательская деятельность. Происходило массовое образование кооперативов, чаще всего путём выделения на самостоятельный баланс структурных подразделений крупных государственных заводов, фабрик и строительных организаций.
Перестройка экономики сопровождалась ликвидацией системы централизованного материально-технического снабжения. Это возродило обширную сеть посреднических и торговых организаций. Резко возросла потребность в банковских услугах. Экономика страны нуждалась в эффективном и оперативном кредитно-расчётном обслуживании. Централизованная система государственных специализированных банков эту задачу решить не смогла из-за консервативности и инертности.
Период с 1988г., включая начало 1989г., характеризуется изменениями в экономике и политике. Правительство СССР осуществило новую попытку сохранить централизованную систему банков, усовершенствовать её, для чего 31 марта 1989г. было принято постановление «О переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчёт и самофинансирование». Здесь имелась в виду перестройка системы специализированных банков. Последние из контролёров деятельности предприятий должны были стать заинтересованными и надёжными партнёрами, обслуживающими клиентов. Филиалы государственных банков переводились на самоокупаемость; основным показателем их деятельности должна была стать прибыль.
Однако учреждения банков не получили собственных капиталов, сохранилась по существу централизованная система управления ресурсами контор и отделений. Они продолжали работать по централизованным инструкциям и не могли адаптировать свою деятельность к решению повседневно возникающих проблем рыночной экономики в различных регионах страны.
1.3 Банковская реформа начала 90-х гг. 20в. И ее результаты
Сохранение централизованной банковской системы противоречило интересам союзных республик, независимость которых к этому периоду уже была декларирована. В этот же период усилилось противостояние союзного Правительства и руководства России. В принятом ВС РСФСР в июле 1991г. постановлении «О государственном банке РСФСР и банках на территории республики» все банки со своими службами на территории РСФСР, за исключением союзных правлений Госбанка и спецбанков, объявлялись её собственностью. Республиканские правления Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Агропромбанка СССР упразднялись, а их учреждения в автономных республиках, краях и областях превращались в самостоятельные коммерческие банки.
Многие учреждения специализированных банков стали самостоятельно реорганизовываться в коммерческие банки, объявлять себя независимыми от системы, которая ими ранее руководила. Начался массовый переход клиентуры из учреждений государственных специализированных банков в коммерческие. Зачастую этот переход осуществлялся путём юридического переоформления.
Таким образом, уже к концу 1990г. была произведена административная ломка существовавшей общесоюзной централизованной банковской системы. Этот процесс проходил при отсутствии соответствующей правовой базы. Только 2 декабря 1991г. ВС РСФСР принял закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В стране уже функционировали более 300 коммерческих банков. Российские законы закрепили начавшееся в стране создание новых банков независимых от органов власти при решении вопросов банковской коммерческой деятельности. В России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле. Правления специализированных банков упразднены. Их филиалы путём разгосударствления и акционирования преобразовались в коммерческие банки. Система коммерческих банков начала развиваться. К концу 1993г. на территории России функционировали более 2 тыс. банков и тысячи их филиалов. В деятельности коммерческих банков уточнялись и совершенствовались их взаимоотношения с Центральным банком Российской Федерации.
Годом формирования двухуровневой банковской системы можно считать 1990г. Первый (верхний) уровень представлен Центральным банком Российской Федерации и его главными территориальными управлениями в областях и краях, а также национальными банками республик, входящих в Российскую Федерацию. Второй (нижний) уровень состоит из сети коммерческих банков и их филиалов.
Взаимоотношения между Центральным банком России и коммерческими банками регулируются законами Российской Федерации. В частности, Государственная Дума приняла 12 апреля 1996г. закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который содержит принципиальные основы этих взаимоотношений, а 3 февраля 1996г. — Закон «О банках и банковской деятельности».
2. БАНК РОССИИ, ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС И ФУНКЦИИ
2.1 Правовой статус банка
Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу своего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.
Первоначально банки верхнего уровня назывались эмиссионными и образовались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термином «Центральный банк» — назывался самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем подобные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции и на определенном этапе развития государства их национализировали. При этом акционерный статус центральных банков в ряде стран сохранился.
Центральные банки могут иметь смешанную форму собственности на капитал, когда часть капитала принадлежит государству. А часть находится в руках юридических или физических лиц.
Выделившись из числа коммерческих банков значительными размерами капитала и большими объемами проводимых операций, центральные банки утратили свои позиции, уступив лидерство в этой сфере коммерческим банкам. Их функции и методы воздействия на финансовую систему модифицировались, а степень влияния на состояние денежно-кредитной системы страны неизмеримо возросла. При этом степень влияния центрального банка на формирование денежно-кредитной системы в различных странах неодинакова и зависит от степеней свободы, какими обладает центральный банк и его руководство.
Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно законодательному органу власти страны или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий центральным банком не входит в правительство, и его назначение на должность не совпадает по срокам с формированием нового кабинета министров.
Назначение на пост управляющего центральным банком производится монархом, президентом, парламентом. Может провести свою кандидатуру и правительство, но в этом случае оно должно опираться на парламентское большинство. Это обычная практика, и во многих странах именно правительство официально предлагает парламенту кандидатуру главы центрально банка.
Поскольку правительство, как правило, озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями — победой на очередных выборах, мнением избирателей, деятельность правительства может вступать в противоречие с долгосрочными интересами государства. В этих условиях независимый центральный банк обеспечивает стабильность экономического развития. Вместе с тем независимость центрального банка имеет свои пределы. Это связано с тем, что международным банком и правительством не должно быть принципиальных противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы неэффективной.
Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка.
Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе центрального банка не означает первичное участие центрального банка в обслуживании государственного долга, так как облигации в основном покупаются и продаются в ходе проведения денежно-кредитной политики государства.
Государственный долг может находиться в руках центрального банка, частного сектора населения. При этом центральный банк, как привило, решающей роли не играет, так как не имеет соответствующих средств.
Правительство заинтересовано в размещении государственного долга в центральном банке, чтобы не воздействовать негативно на ликвидность банковской системы, не лишать частный сектор заемных ресурсов, не повышать процентных ставок. Однако с другой стороны, в случае достаточно большого государственного долга ликвидность экономики опосредованно изменяется и чрезмерные заимствования могут вызывать структурные дисбалансы. При узости национальных рынков капиталов или в тактических целях заимствования могут производиться за границей.
2.2 Организационная структура
Государственный банк России был учрежден в 1860г. на базе основанных еще при Екатерине 11 ассигнационного и заемного государственных банков.
Банк России сочетал в своей деятельности выполнение эмиссионных и различных торговых операций, собственно по торговле хлебом, экспорт которого был главным источником иностранной валюты.
Началом нового, «рыночного» этапа деятельности Центрального банка России можно считать 1990г., когда в России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле и банковская система законодательно стала двухуровневой.
В 1992г. в связи с распадом СССР функции Госбанка СССр на территории России приняли на себя Центральный банк РФ. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются КРФ, ФЗ «О Центральном банке РФ» и другими федеральными законами.
С помощью экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно-кредитной политики Центральный банк способствует укреплению и развитию экономики России. В этом заключается его основная задача, которую он решает путем:
· защиты и обеспечения устойчивости российской валюты — рубля, повышения его покупательной способности и стабильности курса по отношению к валютам других стран;
· развития и укрепления банковской системы России;
· обеспечения эффективного функционирования системы денежных расчетов.
Банк России подотчетен только Федеральному собранию. Председатель банка назначается Государственной думой сроком на 4 года по представлению Президента.
Банк России участвует в разработке экономической политики правительства. Председатель банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях правительства России.
Министры финансов и экономики РФ или по одному из их заместителей могут участвовать в заседаниях Совета Директоров — высшего органа управления Банком — с правом совещательного голоса.
Банк России и Правительство Российской федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, и координируют свои действия.
Центральный Банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят:
— центральный аппарат
— территориальные учреждения
— расчетно-кассовые центры
— вычислительные центры
— полевые учреждения
— учебные заведения
— хранилища
— другие предприятия, организации и учреждения, в том числе подразделения безопасности, необходимые для безопасной деятельности банков.
Высший орган Банка России — Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею.
В совет директоров входят: Правительство Банка России и 12 членов Совета. Члены Совета директоров работают на постоянной основе. Они утверждаются Государственно думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно председателем Совета директоров.
Совет директоров во взаимодействии с правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. Структуру и штаты Центрального аппарата Банка России, а также уставы его других структурных подразделений утверждает совет директоров. К его полномочиям также отнесены:
· изменение ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов;
· определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему;
· другие решения по вопросам, имеющим большое значение, как для Банка России, так и для банковской системы страны.
Решение Совета директоров считается принятым, если за него проголосовало большинство членов. Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков в стране.
Наряду с Советом директоров вне банка функционирует и национальный банковский совет. В его состав включается представители Президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек.
Члены банковского совета утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной кредитно-денежной политики, включая регулирование денежных ресурсов.
Рекомендации Банковского совета учитываются при рассмотрении Федеральным собранием законодательных актов по вопросам банковской деятельности, а также принимаются во внимание при подготовке решений Совета директоров Банка.
2.3 Функции банка России
Банк России, созданный для осуществления управленческих решений функций, имеет три основные цели деятельности, закрепленные в Федеральном законе:
· защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
· развитие и укрепление банковской системы РФ;
· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Функции и полномочия, предоставленные Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской системы.
Рассмотрим на рисунке №1 цели и функции Центрального банка Российской Федерации.
Рисунок № 1 — Цели деятельности и функции Центрального банка Российской Федерации
цели функции |
Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам |
Развитие и укрепление банковской системы РФ |
Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов |
|
1 |
Разрабатывает и проводит единую государственную де-нежно-кредитную политику, направленную на защиту обеспечения устойчивости рубля. |
Осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций. |
Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение. |
|
2 |
Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке-продаже иностранной валюты. |
Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций |
Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ |
|
3 |
Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки. |
Регулирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций |
||
4 |
Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ, организует составление платежного баланса РФ |
Является кредитором последней инстанции кредитной организации, организует систему рефинансирования. |
||
5 |
Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные. |
Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы. |
Являясь органом монетарной власти, Банк России осуществляет следующие функции:
· разрабатывает и проводит единственную государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
· осуществляет валютное регулирование, влюкчая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
· организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;
· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
· проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.
Денежно-кредитная политика — является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой выражаются в повышении благосостояния населения и обеспечении максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики Правительства РФ обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.
Основными задачами макроэкономической политики в 2002-2002гг. стали: закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики, последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики.
Конечные цели денежно-кредитной политики Банка России формируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики.
Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России. Этот процесс организован следующим образом и представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 — Денежно кредитная политика
Разработанный Банком России проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год передается на заключение в национальный банковский Совет. Далее проект, уточненный по рекомендациям национального банковского Совета, представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной на предстоящий год. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики. Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает решение.
Председатель Банка России ежегодно представляет Государственной думе годовой отчет, в котором содержится перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России.
Реализация утвержденной денежно-кредитной политики целиком возложена на Банк России. В части реализации этой политики закон регламентирует инструменты и методы, которыми может воспользоваться Банк России, в том числе установление процентных ставок по собственным операциям, нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, валютное регулирование, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения.
3. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ
3.1 Сущность коммерческого банка и понятие банковских операций
Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры, денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции. В процессе функционирования они должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов.
Коммерческий банк это посредник между товаропроизводителем, производящий продукт, существенно отличающийся от продукта сфер материального производства.
Выделяют ряд различий между банком и торговым предприятием:
· при торговле имеет место встречное движение стоимости при кредитовании одностороннего движения;
· в торговой сделке продается то, что принадлежит владельцу при кредитовании, это не соблюдается;
· при торговле продавец получает от покупателя цену товара в кредитовании, кредитор получает суму предоставляемого кредита и превращении в виде ссудного процента.
Банк кредитная организация, имеющая исключительное право осуществить в совокупности следующие банковские операции:
1. привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц.
2. размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях плотности возвратности, срочности.
3. открытие банковских счетов физических и юридических лиц.
Целью деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов, означает что банк должен обеспечивать количественное сообщение между своими ресурсами и активными операциями; полная экономическая самостоятельность; взаимоотношение коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения; регулирование деятельности банка может осуществить косвенным методом.
3.2 Принципы деятельности коммерческого банка
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах.
Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам обязательств и требований банков. Если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т. е. ликвидность) оказывается под угрозой.
Для обеспечения самоокупаемости и получения прибыли банк должен добиваться согласования цены привлечения ресурсов и доходности их размещения. Привлечение дорогостоящих ресурсов предполагает наличие у банка высокодоходных направлений их размещения, поскольку в противном случае у него возникнут убытки от основной деятельности. Жесткая зависимость активов банка от характера его расходов должна учитываться при его определении экономических нормативов деятельности банков и при регулировании их операций.
В пределах, имеющихся у банков ресурсов, он свободен в проведении своих активных операций (при соблюдении установленных экономических нормативов), т. е. объём его активных операций не может быть ограничен административными, волевыми методами. Административные ограничения могут иметь разовый, чрезвычайный характер. Систематическое их применение подрывает коммерческие основы деятельности банка, поэтому приоритет в регулировании, в том числе, имеющем рестриктивную направленность, должен быть отдан экономическим мерам. Работать в пределах реально привлечённых ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлечёнными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов. Действующее банковское законодательство всем коммерческим банкам предоставило экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устраивает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.
Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается его текущими доходами (как это имело место в отношении хозрасчётных учреждений государственных специализированных банков), а распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды , коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы» несовместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности и платёжеспособности.
Четвёртый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование деятельности банка может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов и распоряжений относительно направлений и условий размещения и привлечения ресурсов.
Основная цель коммерческого банка заключается в том, чтобы получить прибыль от инвестирования средств вкладчиков посредством принятия на себя такой доли риска, которая не поставит под угрозу его способность отвечать по своим обязательствам.
Эта задача может оказаться невыполнимой в трёх случаях:
· объём кредитов, которые не могут быть возвращены банку, превышает максимально возможную абсорбируемую банком величину (кредитный риск);
· вкладчики в массовом порядке изымают свои вклады (риск ликвидности);
· процентные ставки неожиданно растут (риск процентной ставки).
Эффективное управление тремя видами банковских рисков составляет одну из основных проблем, которую должны решать менеджеры банков. Проблемы управления рисками существенно усложняется в условиях возрастающей конкуренции на финансовых рынках.
Если рассматривать банк как предприятие финансовой сферы, то следует признать, что он (как и любое другое предприятие) может существовать и развиваться лишь тогда, когда либо производит услуги, которые не могут быть произведены другими предприятиями, либо имеет сравнительное преимущество в производстве услуг перед другими предприятиями. Существование банков как финансовых посредников связано с тем, насколько банки способны эффективнее других экономических агентов решать информационные проблемы.
Привилегированный доступ к частной информации о заемщиках всегда выступал одним из основных преимуществ банков перед другими экономическими агентами. Развитие технологий неизбежно ведёт к большей доступности информации и снижению связанных с этим издержек, в результате чего банки теряют свои сравнительные преимущества и становятся экономически уязвимыми. Именно это происходит сейчас в банковской сфере развитых стран, где большинство банковских услуг произведены и другими экономическими агентами.
3.3 Стратегия развития кредитной системы РФ
Согласно стратегии развития банковского сектора, законопроект о кредитных бюро должен поступить в Правительство РФ до конца года. В конце ноября представители Минэкономразвития, ЦБ РФ и Госдумы договорились написать проект закона об одном единственном кредитном бюро, которое будет собирать сведения о физических лицах. Создание системы обмена кредитными историями компаний откладывается на неопределенный срок.
Первое бюро будет собирать данные только о заемщиках — физических лицах: выданных им кредитах и истории их погашения. Однако закон обяжет сообщать о своих заемщиках только банкам, и то лишь в «проблемных» ситуациях. Предполагается, что коммунальщики и связисты будут предоставлять информацию о должниках добровольно. Таким образом, реформаторы избежали необходимости менять закон «О банках и банковской деятельности» в части использования сведений, составляющих банковскую тайну (к ним относятся и условия кредита). Физическому лицу достаточно дать письменное разрешение на раскрытие о себе такой информации.
На сегодняшний день в Российской Федерации выделяют 30 основных крупнейших банков, большинство находится в Москве, также некоторые из них находится в Санкт-Петербурге, Новосибирской области, и Республике Татарстан.
В приложениях Центрального Банка РФ можно увидеть агрегированный балансовый отчет 30 крупнейших банков РФ на 01 сентября 2007г. всего активов составило 12 528 051 912 тыс. руб., пассивов за этот же период — 12 528 051 912 тыс. руб. Так же представлен алгоритм расчета показателей агрегированного балансового отчета 30 крупнейших банков Российской Федерации, как по активам, так и по пассивам. И отдельные сводные показатели деятельности по 30 крупнейшим банкам:
— показатель достаточности собственных средств банка в % от активов, взвешенных по риску;
— величина открытой валютной позиции, в % от капитала;
Качество кредита:
— отсутствие кредитного риска;
— умеренный кредитный риск;
— значительный кредитный риск;
— высокий кредитный риск.
Комитет Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам решил одобрить проект новой редакции Стратегии развития банковского сектора РФ на 2004 г. и на период до 2008 г. В комитете отметили, что проект стратегии является профессиональным и качественно подготовленным документом.
Комитет предлагает сохранить требование к размеру капитала для банков не менее 5 млн. евро только для вновь создаваемых банков. Остальные кредитные организации имеют право продолжать деятельность при условии, что их капитал не снизится ниже уровня, достигнутого на момент введения требования.
Высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность требуют от Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков.
Для достижения указанной цели Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем), повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.
Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации будут и впредь предпринимать активные совместные действия для формирования современного конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики.
В начале 2004 года Президент страны поставил перед финансово-экономическим сектором власти задачу — в течение 3-х лет сделать отечественный рубль свободно конвертируемой валютой. В то время как над выполнением этой задачи трудятся в Минэкономразвития и Минфине, Фонд «Русская Цивилизация» представляет первые результаты своей исследовательской работы по данному вопросу.
Кредитно-денежная система посткоммунистической России находится в плачевном состоянии, она в значительной мере зависима от Западной системы финансовых институтов, что проявляется в долларизации экономики, колоссальном внешнем долге в $ 182 млрд. (в том числе долг государства на 1.01.2004 г. — $ 119,7 млрд.) оттоке капитала из страны и высоком ссудном проценте. Такое состояние финансовой системы не позволит никакой власти (будь то консервативной или либеральной) проводить независимую политику и модернизировать экономику в расчёте на её самодостаточность. В тоже время, капитал, накопленный в переходный период развития страны, практически не вовлечён в экономический оборот. По различным экспертным оценкам, население хранит «под матрасом» наличную СКВ на сумму в $ 50-60 млрд., а $ 250 — 300 млрд. было вывезено за рубеж в период реформ. Золотовалютные резервы Центробанка составляли на 17.09.04 — $ 92,6 млрд. и имеют тенденцию к росту. Если учесть, что положительное ежегодное сальдо внешней торговли составляет $ 40 — 50 млрд., а стабильный экспортный потенциал сырьевых отраслей (только по газу прогнозируется суммарная экспортная выручка на ближайшие 20 лет в размере $ 250 — 300 млрд.), то выясняется, что даже собственных внутренних финансовых ресурсов государства достаточно для запуска процесса масштабной модернизации экономики и социальных реформ. Финансирование модернизации, по разным оценкам, потребует по $ 100 — 150 млрд. в год в течение 15 — 20 лет. Однако реализовать данный финансовый потенциал не удаётся без наличия долгосрочной стратегии экономического развития, ключевым механизмом в реализации такой стратегии является кредитно-денежная система. Вспомним, что предтечей экономического бума в России начала 20 века была финансовая реформа С.Ю. Витте, которую он готовил 3 года, аналогичная картина повторилась в период НЭПа, когда финансовая реформа и восстановление народного хозяйства (разрушенного революцией и гражданской войной) подготовили беспрецедентный индустриальный рывок.
Представленная концепция основана на синтезе отечественного исторического опыта и посткоммунистического опыта сотрудничества с мировыми финансово — экономическими структурами.
Перед началом любых масштабных преобразований власть должна подвести под них нравственные основы — а это значит, прежде всего, признать факт (грех) воровства денежных накоплений населения, произошедшего в самом начале либеральных экономических реформ. Никак иначе, чем воровством, назвать это нельзя — ведь реально обесценились лишь дензнаки, а не обеспечивающий их капитал в виде высоколиквидной общенародной собственности в ТЭКе, металлургии, сырьевых отраслях и ВПК. Приватизация данной собственности, без увязки с восстановлением накоплений населения, стала именно воровством (умышленным или неумышленным, не имеет значения), которое подорвало доверие народа к власти.
Отличительной особенностью новой кредитно-денежной системы должно стать гарантированное обеспечение денежной эмиссии высоколиквидными активами и товарами
Цель реформы — вовлечение внутренних финансовых ресурсов в дело модернизации экономики и социальной сферы.
Задачи:
— дифференцирование субъектов рынка по приоритетам развития государства;
— введение в обращение параллельных денег — инвестиционных рублей (ИР), обеспеченных «корзиной» высоколиквидных активов и товаров;
— введение в государственном секторе экономики перечня продукции, услуг и платежей с параллельной номинацией стоимости рубль/ИР.
Проблема стагнации обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства не может быть решена без исправления издержек приватизации, когда за бесценок продавались объекты высоколиквидной собственности ВПК, топливно-энергетического и сырьевого секторов. Данная акция не соответствовала даже идеологии западной экономики (которую копировали реформаторы), где подобные объекты приватизируют в случае их нерентабельности либо для погашения бюджетного дефицита. Отечественная приватизация не решала указанных проблем, доходы от всей приватизации за 12 лет составили, по данным Росимущества, около 10 млрд. $, т. е. менее 1 млрд $ в год. Приватизация в ресурсных секторах экономики, наряду с либеральной ценовой политикой и развалом кредитно-денежной системы, привели к резкому снижению конкурентоспособности большинства населения, обрабатывающей промышленности и аграрного сектора по отношению к внешнему миру. К примеру, чтобы заправить бак автомобиля средний американский рабочий работал в 2003 году около 1 часа, а российский — более10 часов. Отечественная продукция, из-за технологической отсталости производства, в большинстве своём, продолжает оставаться в 3 раза более энергоёмкой, чем в развитых странах. Если дополнить картину наличием острого дефицита менеджеров и высококвалифицированных кадров рабочих, то станет очевидным, что проблемы модернизации экономики можно решить только на основе комплексной и неординарной программы действий.
Аналогии из отечественного опыта времён НЭПа подсказывают сегодняшние политические решения. Сейчас, ради создания условий для модернизации, востребован возврат к административно-командным методам управления (пока экономическая власть не овладеет рыночными) в базовых секторах экономики:
-ТЭК;
-ИТ.
Реализация заявленной идеологии диктует следующие структурные преобразования.
Первое. Создание национальной топливно-энергетической компании, управляющей государственными активами ТЭКа (УТЭК — холдинг). Цель создания — повышение эффективности в реализации единой энергетической политики.
Задачи:
1. Выведение частных активов из ОАО Газпром и РАО «ЕЭС России» во вновь создаваемые компании: «Газэкспорт» и «Евроэнергия» с блокирующими госпакетами акций, т.е. разделение бизнеса не просто на частный и государственный, но и по целенаправлению на внутренний и внешний рынок. Создание благоприятных условий для роста капитализации «Газэкспорта» и «Евроэнергии» с целью их выгодной приватизации.
2. Создание национальной нефтяной компании путём аккумулирования госпакетов акций отрасли и изъятия просроченных лицензий у частных структур с целью обеспечения модернизации промышленности и аграрного хозяйства дешёвыми энергоресурсами. 3. Проведение дифференцированной тарифной политики с одной стороны учитывающей разброс платёжеспособности у промышленных предприятий и населения, а с другой — создающей мотивацию для инвестиций в модернизацию предприятий. При этом минимальный уровень тарифов для населения привязывается к минимальным доходам и социальным лимитам, а для предприятий — к сроку окупаемости проектов модернизации (по сути, это означает субсидирование модернизации.
Второе. Современная российская экономика не может быть конкурентоспособной и самодостаточной, без наличия производственной базы для развития информационных технологий (ИТ)
Цель развития индустрии ИТ. Обеспечение доступности ИТ для всех субъектов общества, государства и экономики.
Задачи.
1. Строительство заводов полного цикла по производству компьютерной и телекоммуникационной техники.
2. Создание комплексной системы телекоммуникационных сетей (кабельной, сотовой, спутниковой) для полного покрытия всех населённых пунктов России.
3. Обеспечение возможности подключения к глобальным телекоммуникационным сетям любого домохозяйства страны.
Постиндустриальная, основанная на ИТ, экономика страны может быть построена только на базе модернизированной индустрии. Надо признать, что полноценная модернизация невозможна без импорта зарубежных передовых технологий и высококвалифицированных менеджеров, наряду с созданием современной системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров. На сегодня, два условия для привлечения иностранных инвесторов и менеджеров практически созданы — стабилизировалась внутренняя политика, снижено корпоративное и индивидуальное налогообложение. Третьим условием должны стать привлекательные для инвесторов энергетические и транспортные тарифы, пределы которых зафиксированы на период модернизации. Этим государство компенсирует негативную специфику России — повышенные издержки из-за сурового климата и большого плеча грузоперевозок. Сегодня наша страна следует навязанной ей стратегии выравнивания энерготарифов со странами Евросоюза. Альтернативой данной стратегии может стать предложение к энергодефицитным странам ЕЭС и Японии о переносе их энергоёмких производств на территорию России, в соответствии с предлагаемой доктриной.
Гарантией реализации данной доктрины должны стать три базовых закона.
Первый. «О выпуске специальной параллельной валюты — инвестиционного рубля (ИР)», обеспеченного стоимостью высоколиквидных активов и товаров (акции предприятий ТЭКа, экспортные контракты на энергоносители, и благородные металлы.
Второй. «О приватизации государственной собственности в ТЭКе». В законе на 5 лет запрещается приватизация в ТЭКе (период реструктуризации и модернизации отрасли), а в следующие 5 лет, УТЭК обязуется продать государственные доли в смешанных нефтегазовых и энергетических компаниях исключительно за ИР. Кроме того, в законе оговаривается, что продажа Газпрома, АЭС, ГЭС, электросетей, магистральных нефтепроводов и газопроводов возможна лишь в случае появления более эффективных видов энергии и способов её доставки.
Третий. «О погашении ДЦБ, номинированных в ИР». В законе устанавливается десятилетний мораторий на погашение данных бумаг, которые будут гаситься государством за счёт средств от приватизации высоколиквидной госсобственности.
Обеспечение модернизации экономики низкими ценами на продукцию ТЭКа возможно, главным образом, за счёт исключения инвестиционной составляющей её себестоимости. В связи с чем, долгосрочные инвестиции для проектов модернизации госпредприятий ТЭКа будут привлекаться под залог госпакетов акций, подлежащих приватизации, по закону «О приватизации государственной собственности ТЭКа». Мотивация к привлечению, выше обозначенных, накоплений россиян в свободно конвертируемой валюте (СКВ) обеспечивается тремя базовыми законами (раздел 2.2 ) и комплексом специальных финансовых и инвестиционных механизмов, которые учитывают опыт и структурную организацию таких финансово-инвестиционных институтов, как МВФ, ЕБРР, Фондовые биржи и административные возможности власти в деле мобилизации государственных активов.
Государство инициирует создание акционерного Российского Инвестиционного Фонда (РИФ), куда первоначально вносит свою долю капитала в виде госпакетов акций «Газэкспорта», «Евроэнергии», нефтяных компаний и государственный запас благородных металлов из Гохрана. В РИФ могут войти другие акционеры, способные сделать взнос аналогичными высоколиквидными активами и отвечающие критериям деловой этики и общественной значимости их бизнеса, а совет директоров формируется в соответствии с размерами акционерной доли. Все активы РИФ оцениваются в ИР согласно их биржевым котировкам. Устойчивость курса новой валюты может быть обеспечена привязкой номинала ИР к индексу стоимости корзины из 3-х благородных металлов (золота, платины, палладия), историческая стабильность индекса их стоимости позволяет просчитать долгосрочный курс на уровне 10-12 $ за 1 инвестиционный рубль. Россия способна регулировать мировые цены на данные металлы, так как является крупнейшим экспортёром платиноидов, а по золоту может стать крупнейшим импортёром, в случае реализации предполагаемого проекта. Инвестиционные проекты, в случае положительного решения экспертизы и совета директоров РИФа, кредитуются за счёт кредитной эмиссии ИР (Рис.1). Процент по кредиту, для проектов общенациональной значимости, должен быть минимальным (в пределах функциональных издержек фонда), а для частных проектов ставка устанавливается советом директоров. Получатель кредита, на начальном этапе раскрутки доверия к новой валюте, может продавать ИР на валютном рынке, использовать их в качестве залога, расплачиваться с государственными предприятиями и структурами.
Мотивация инвесторов к приобретению ИР обусловлена:
— возможностью участвовать в приватизации высоколиквидной госсобственности
( согласно закону «О приватизации государственной собственности в ТЭКе»;
— возможностью приобретения долгосрочных контрактов на энергоресурсы по стабильным ценам, (номинированным в ИР и регулируемым УТЭК);
— долгосрочной курсовой стабильностью новой валюты (обеспеченной доминированием на рынке благородных металлов).
Мотивация держателей долларов и евро к конвертированию их в ИР обусловлена:
— возможностью приобретения ИР в виде монет из благородных металлов;
— гарантированной надёжностью, по сравнению с другими валютами, за счёт обеспечения ИР высоколиквидными активами.
Взнос государства в РИФ может увеличиваться за счёт высоколиквидных активов подготавливаемых к приватизации предприятий из банковского сектора, телекоммуникационного и т.д., а также за счёт экспортных контрактов номинированных в ИР. Акционерами и кредитополучателями фонда могут стать и другие государства, в рамках взаимовыгодного сотрудничества, способные внести активы в соответствии с критериями РИФа. Для предприятий заинтересованных получать кредитование в РИФе, фонд будет вести рейтинг кредитоспособности, что стимулирует производителей повышать качество и прозрачность бизнеса. Очевидно, что рост доверия к ИР приведёт к дедолларизации отечественного рынка. Основным действующим лицом фонда, да и всей экономики, может стать УТЭК, если компания будет наделена монопольным правом на экспортно-импортные операции с энергоносителями в России. Объём российского экспорта-импорта энергоносителей сопоставим с продажами стран ОПЕК, что позволит повысить статус нашей страны в качестве регулятора мировых цен. Монополия УТЭК на экспортно-импортные операции с энергоресурсами и государственное владение магистральными транспортными сетями, позволяет безболезненно приватизировать все государственные добывающие и генерирующие энергокомпании, кроме оговорённых в законе «О приватизации государственной собственности в ТЭКе», и, при этом, полностью контролировать энергетический рынок страны. Объём российских экспортных энергетических контрактов, на ближайшие 20 лет, оценивается в сумму минимум 600 — 700 млрд. $, так как ежегодный экспорт составляет 30 — 35 млрд. $. Потенциальная стоимость неприватизированных энергоактивов (исключая транспортные сети) оценивается различными экспертами в диапазоне 300-400 млрд. $. Таким образом, в течение 20 лет УТЭК имеет возможность получить под залог своих контрактов и активов кредитов на сумму около 1 триллиона $, следовательно государство будет иметь возможность внебюджетного кредитования модернизации социально-экономической сферы, примерно на 50 млрд. $ год. И это только за счёт залога в РИФе госсобственности ТЭКа. Кроме того, конвертация накоплений, как граждан, так и государства (Центробанк, Пенсионный фонд, Стабилизационный фонд) застрахует их от инфляции и девальвации доллара.
Итак, подводя итог, можно задать вопрос — Зачем нужна предлагаемая реформа? Можно ли без неё обойтись? Да можно, если не менять идеологию экономического развития. Для экономики, привязанной в качестве ресурсного придатка к Западу, вполне естественно иметь и финансовую систему, привязанную к западной финансовой системе, а национальную денежную единицу с курсовой привязкой к доллару или евро. Можно даже пойти дальше, ликвидировать рубль и перейти на доллары (или евро), как это сделали в республике Панама. Тем политикам, которые стремятся превратить Россию в большую «Панаму» предлагаемая реформа не только не нужна, но и вредна, ведь её реализация потянет за собой масштабную модернизацию в социально-экономической сфере, для чего потребуется напряжённая работа и высокая компетенция от госуправленцев. Такая перспектива, как нож к горлу, для значительной части высшей бюрократии страны. Поэтому она обречена на сопротивление реформам, направленным на строительство самодостаточного государства и, напротив, воспевать идеологию свободного рынка, так как эта идеология позволяет занимать позицию наблюдателя, посылая Обществу, Президенту и Парламенту регулярные отчёты о тенденциях рынка, прогнозах развития, приватизации и т.п. вместо реальных дел.
Рисунок № 3 — Концептуальный план развития кредитно-денежной системы РФ
Рассматривая рисунок № 3 видно, что дедолларизацию рынка наличных денег проводит РИФ и уполномоченные Центробанком банки. РИФ покупает за ИР у данных банков доллары и другую СКВ, а также благородные металлы. Банки, в свою очередь, скупают у населения и юридических лиц СКВ и благородные металлы за комиссионное вознаграждение, верхняя планка которого ограничивается Центробанком. РИФ, на полученную от продажи инвестиционных рублей СКВ, покупает на внутреннем и внешнем рынке благородные металлы (в основном золото), при этом часть металлов идёт на чеканку ИР для рефинансирования уполномоченных банков. По большому счёту, совместная деятельность РИФа и уполномоченных банков сводится к конвертации наличных долларов (СКВ) с российского рынка в золото, которое скупается на мировом рынке,
В случае политического решения о досрочном погашении внешнего долга, реализовать его, в рамках предложенной кредитно-денежной системы, вполне возможно. Государство, в лице УТЭК (см. разд. 2), получает в РИФе (под залог выручки от экспортных энергетических контрактов) кредит в ИР эквивалентный 100 млрд. $. Конвертацию кредитных ИР в СКВ можно решить за счёт закона о легализации, вывезенных в оффшоры российских капиталов, оговорив в нём, что легализация капиталов происходит только путём их конвертации в ИР. Досрочное погашение долгов сэкономит бюджету десятки миллиардов долларов, которые пришлось бы выплатить кредиторам в течение ближайших 25 лет. Конечно, предлагаемую реформу может осуществить только сильная власть, поэтому последние события в политической системе России внушают нам оптимизм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Темой данной курсовой работы была обусловлена цель определить и выявить основные этапы формирования банковской системы Российской Федерации.
Денежно-кредитная политика — является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой выражаются в повышении благосостояния населения и обеспечении максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики Правительства РФ обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.
Основными задачами макроэкономической политики в 2002-2002гг. стали: закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики, последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики.
Конечные цели денежно-кредитной политики Банка России формируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики.
В современных моделях рыночной экономики банковская система государства играет важнейшую роль функционирования экономического механизма. Банковская система представляет собой, по сути «систему кровообращения» экономики, обеспечивает регулирование общей денежной массы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование и инвестирование денежных ресурсов, проведение взаиморасчетов между экономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики и населения.
При переходе от социалистической модели экономики к рыночной непременным условием начала преобразования экономических отношений является построение разветвленной банковской системы государства, основными системообразующими элементами которой служат центральный банк и коммерческие банки.
В начале 90-х гг. в России было начато создание подобной банковской системы. В течении ряда лет российская банковская система достаточно динамично развивалась, увеличивался размер банковского капитала, расширялась филиальная сеть и спектр предлагаемых услуг, появился ряд крупных коммерческих банков и финансово-промышленных групп.
Однако кризисная ситуация в экономике, сложившаяся в 1998-ом году показала, насколько несовершенной и не приспособленной к закономерностям рыночной экономики оказалась банковская система в России. Кризис в экономике и прежде всего, в финансовой сфере, назревавший несколько лет, за несколько недель лета до осени 1998г. привел в обвальному падению курса национальной валюты, резкому витку инфляции и ухудшению уровня жизни подавляющей части населения. Кризисные явления в банковской системе привели ее к практически полной стагнации, что соответственно, отразилось на всех остальных отраслях экономики.
В данной работе рассмотрена история построения российской банковской системы с начала рыночных реформ, особенности и функции Центрального Банка России, характерные черты российских коммерческих банков. Проведен анализ причин кризиса в августе 1998г. и дана оценка перспектив дельнейшего развития банковского и денежно-кредитного сектора в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Банковское дело./ Под ред. В.И. Колесникова. — М.: Финансы и статистика, 2002г.
2. Банки и банковские операции в России./под ред. В.И. Букато, Ю.И. Львов- М.: Финансы и статистика» 2006г.
3. «Банки и банковское дело» учебное пособие для ВУЗов/Под ред. д. э. н., проф. И. Т. Балбанова. — С-П.: Москва-Харьков-Минск, 2004г.
4. «Денежное обращение и банки» под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой -изд. «Финансы и статистика». М. 2006 г.
5. «Деньги и кредит» учебное пособие, А.Г.Мнацаканян,2001 г.
6. Деньги. Кредит. Банки,: Учебное пособие/ Под ред. Е.Ф. Жукова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.
7. Деньги, кредит, банки/ Под. Ред. проф. О.И. Лаврушина — 3-е изд., перераб и доп. — М.: КНОРУС, 2004г.
8. Деньги, кредит, банки/ Под. Ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. — М.: ТК Велби, изд-во Респект, 2004г
9. Деньги, кредит, банки/ Под. Ред. проф. Е. Ф. Жукова — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005г.
10. Общая теория денег и кредита: Учебное пособие/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.
11. «Учебник по основам экономической теории» В.Д. Камаев.- Изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана. «Владос», Москва,2005г.
12. Банковское дело: Учебник/ Под ред. Г.Г. Коробковой. — М.: Экономисть, 1004г.
13. Финансы предприятий.: Учебное пособие/Под ред. Н.В. Колчиной, М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006г.
14. Черкасов В.Е., Платицына Л.А.- Банковские операции: маркетинг, анализ, расчеты, М.:2004.
Размещено на www.