Содержание
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение3
Глава 1. Концепция Эмиля Дюркгейма как основа
современной социологии религии.5
1.1 Религия как объект социологического
исследования (по Э. Дюркгейму).5
1.2 Методология Эмиля Дюркгейма.8
1.3 Социально-политические взгляды Эмиля Дюркгейма.12
Глава 2. Краткий анализ социологии Э. Дюркгейма.15
Заключение21
Список использованной литературы23
Выдержка из текста работы
Религия представляет собой неотъемлемый компонент человеческой истории на разных этапах ее развития. Внешние проявления религии, с которыми обычно связаны наши представления о ней, это — совокупность взглядов на мир, основанных на вере в бога. Это, далее, совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении и пр. Это, затем, нормы и правила поведения, которым должен следовать человек как требованиям, предъявляемым богом. И это, наконец, объединения религиозных людей в те или иные организации, такие как церковь или секта, общества с благотворительными или какими-либо другими целями. Признаки, фиксирующие эти, лежащие на поверхности, проявления религиозной жизни, образуют то, что составляет феномен религии. Не довольствуясь выявлением и описанием признаков религии, человеческая мысль с давних пор стремится объяснить феномен религии, понять его природу и значение, определить его сущность.[1]
Возникновение и развитие религии является для исследователей сложной проблемой, без решения которой остается неоднозначным вопрос о современном состоянии и функциях религии.
Социология религии начинает формироваться как научная дисциплина с середины XIX в. В это время начинает складываться научный подход к объяснению религии, которая становится предметом научного исследования, тщательно собирающего и накапливающего эмпирические данные, исторические сведения, касающиеся религии, анализирует и обобщает их с помощью выработанных научным мышлением методов. К концу XIX в. наука о религии — религиоведение — складывается как самостоятельная область знания, как наука со своим предметом и методами. Причем предметом науки о религии не является предмет религиозной веры — бог или боги, “священное”, “сверхъестественное”. Она изучает религию как составную часть культуры, в ее связи и взаимодействии с другими областями деятельности человека.[2]
Актуальность. Сегодня, в нашем обществе активизируется интерес к религии, и процессы, связанные с религиозностью, стали занимать важное место в жизни общества. Вопросы изучения религии как социокультурного явления несомненно актуальны сегодня в России, потому, что касающиеся религии вопросы тесно связаны с политической жизнью, культурой, а так же образованием. Современные процессы, происходящие в российском обществе, требуют анализа мнений, формирующих не только религиозные, но и более широкие социокультурные аспекты общественной жизни. Серьезные и заметные тенденции кризиса идентичности, имеющего культурный, этнический и религиозный аспекты, обязывают нас обратиться к наследию Э. Дюркгейма.
Тему религии затрагивали в своих социологических теориях многие классики социологии. Макс Вебер рассматривал религию в тесной связи с функционированием капиталистического общества, отношениями в нем и хозяйственной деятельностью. В его творчестве социологическая наука впервые столкнулась с выявлением тесной связи между религией и общественной, прежде всего экономической организацией жизни людей. В социологии религии Вебера четко выражена соотнесенность духа капитализма и духа протестантизма. Одна из основных заповедей последнего состоит в том, что в этом греховном мире верующий должен трудиться во благо дела Божьего.
К.Маркс считал, что религия может действовать как консервативная сила и часто является препятствием на пути социального развития.
Один из основоположников социологии религии как науки Г.Спенсер утверждает, что религия утверждает принцип социальной неприрывности, идентичности общества. Она выполняет ряд функций: 1) усиливает семейные связи; 2) служит основой управления поведением людей; 3) обосновывает и усиливает национальное единство. Спенсер видит в религии принцип социальной непрерывности, который гарантирует соответствующую идентичность общества.[3]
Но наиболее сильное выражение взгляда на религию как социальное явление находитсяв концепции философа и социолога Эмиля Дюркгейма. Дюркгейм стремился открыть главное, что присуще всем религиям, что делает религию религией. Главной задачей изучения социальных явлений и религии в качестве «социального факта» Дюркгейм считал изучение их функций. Для него важно было также найти простейшие структуры, «первокирпичики», из которых строится религия в ее многообразных вариантах и которые дают ей возможность выполнять в обществе некую важную для его существования функцию. Если религия существует во всех известных нам обществах, то это значит, по мнению Дюркгейма, что она не может быть простой иллюзией, заблуждением.
Дюркгейм считал чрезвычайно важным то, что религия встречается во всех известных нам обществах, т.е. представляет собой универсальный социальный феномен. Но каждый раз устроена она по-разному. Это обстоятельство дает основание предположить, что религия выполняет в обществе некую необходимую для его существования функцию и что социологический анализ религии имеет существенно важное значение для понимания общества в целом.[1]
Объектом изучения данной курсовой работы является совокупность взглядов Э. Дюркгейма на мораль и религию в развитии социума. Предметом курсовой работы будет являться анализ морали и религии в обществе с позиции Эмиля Дюркгейма. Целью работы является изучение морали и религии в социологическом творчестве Э. Дюркгейма.
Задачи:
— рассмотреть теоретические и мировоззренческие основания социологии Э. Дюркгейма;
— изучить суть «социологизма» Эмиля Дюркгейма;
— изучить сущность религии и ее роль в жизни общества с позиции Э. Дюркгейма;
— рассмотреть религию и социальную солидарность в творчестве Э. Дюркгейма.
Важным инструментом социологического исследования религии является анализ исторических данных, письменных источников, документов.
Э. Дюркгейм использовал эти инструменты, для того, чтобы разработать общую теорию религии. Он выделял объектом своего исследования религию древних лет( архаичную), так как она проявляет религиозную природу человека.
Глава 1. Методология социального познания Э.Дюркгейма
1.1 Теоретические и мировоззренческие основания социологии Э. Дюркгейма
В истории социологии Э. Дюркгейм представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований. Этому, в частности, посвящена его работа «Правила социологического метода» в русском переводе «Метод социологии», что позволило подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на ее прикладном характере. Об этом говорит его фундаментальный труд «Самоубийство. Социологический этюд».
Дюркгейм был убежденным рационалистом, а рационализм следует рассматривать как французскую национальную традицию, которая восходит к Декарту.
Социальная проблема для Дюркгейма не столько экономическая, сколько моральная, и в этом вопросе он очень далек от марксистского понимания социализма. Сущность социализма Дюркгейм усматривает не в отношении к собственности и даже не в планировании. Социализм Дюркгейма — это, по сути дела, «социализм» Конта, который резюмировал его в двух ключевых словах: организация и морализация. ……..
Литература:
1. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии — М., 1994. — 775с.
2. Гараджа В. Социология религии — М: ИНФРА — М, 2005. — 348с.
3. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику//Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. — М., 1988. — 7-60с.
4. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие длявузов — М. 2001. — 216с.
5. Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. -Санкт-Петербург. 1996. — 286с.
6. Р.Арон «Этапы развития социологической мысли» / Общ. ред. и пред. П.С.Гуревича — М: Издательская группа «Прогресс» — «Политика»,1992г. — 608с.
7. Э.Дюркгейм «Социология. Ее предмет, метод и предназначение» — М., 1995. — 352с.
8. Мелихов А. Эмиль Дюркгейм. Неуслышанный пророк // Новое время — 1999 -№35 — с 33-35
9. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. — 496с.
10. История буржуазной социологии XIX — начала XX — М., 1979. — 344с.
11. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Отв. ред.- академик РАН Г. В. Осипов — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА, М., 2001. — 576с.
12. История теоретической социологии. Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания) — М.: ИЧП Издательство Магистр, 1998. — 448с.
13. Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магия, наука, религия. М., 1998. — 304с.
14. Владимир Кабо ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ:ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ — Канберра: Алчеринга, 2002. — 149с.
15. И. Добренькова и А.А. Радугина «Методологические вопросы исследования религии» — М. : Высш. шк., 1989. -189 с.
16. Осипова Е.В. «Социология Э. Дюркгейма: критический анализ теоретически-методических концепций». 2-е изд. СПб. : Алетейя, 2001 г. — 330 с.