Выдержка из текста работы
- Термин «коммуникация» и его трактовка в современной социологии.
- Зарождение интереса к феномену социальной коммуникации: античная философия (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и пр.), раннее христианство, эпоха Возрождения и Новое время.
- Немецкая классическая философия и ее вклад в теорию коммуникации: герменевтика (Ф. Шлеермахер) и семиотика (Ч.Пирс).
- Исследование проблем социальной коммуникации в рамках философии экзистенциализма (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, Л.Шестов, Н.Бердяев и др.), персонализма (Э.Мунье), неопозитивизма (Б.Рассел, Л.Витгенштейн), критической философии Франкфуртской школы (Ю.Хабермас).
- Современные теории коммуникации: технократический подход (коммуникационная теория М.Маклюэна, математическая теория коммуникции К.Шеннона и У.Уивера, общая теория систем Л. фон Берталанфи).
- Современные теории коммуникации: интеракционистский подход (структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон), теории конфликта (Р.Фишер, У.Юри), символический интеракционизм (Дж.Мид, Ч.Кули, И.Гофман, Т.Шибутани, Т.Ньюкомб, Л.Фестингер), структурно-лингвистические концепции (Ф.де Соссюр, Р.Якобсон, К.Леви-Стросс, Р.Барт, Ю.Лотман, Ж.Деррида)).
- Постмодернистские концепции коммуникации (Н.Луман, Э.Гидденс).
- Массовая коммуникация как предмет социологического анализа. Особенности МК.
- Технологические и социальные факторы определяющие становление и роль МК в современном мире.
- Функциональный подход к пониманию сущности массовой коммуникации: функция политического контроля, функция опосредованного духовного контроля, культурологическая функция, теория «информационного общества».
- Основные черты нового информационного общества (автоматизация, компьютеризация, экономика услуг и пр.)
- Интернет и его влияние на социальные отношения. Понятие медиатизации.
- Классификация социальных коммуникаций: межличностная, групповая, массовая; непосредственная и опосредованная; многомерность социальных коммуникаций: по типу движения информации, по степени открытости, по распределению ролей, по целям и пр.
- Понятие массы. Масса и толпа, аудитория, публика.Основные характеристики массы как социальной общности.
- Массовая информация, коммуникация и сознание.
- СМИ как особый вид массовых коммуникаций: схема «5W» Г. Лассуэла.
- Основные социальные аспекты функционирования СМИ.
- Особенности социологического подхода к изучению общественных явлений.
- Проблематика социологических исследований СМИ.
- Социальные функции СМИ (коммуникативная, информационная, ценностно-регулирующая, социально-организационная, канал социального участия, психического регулирования).
- Эмпирические исследования СМИ: социальный факт и надежность информации.
- Виды эмпирических исследований (разведывательные, описательные, аналитические, теоретико-прикладные, прикладные, качественные, количественные, точечные, повторяющиеся, панельные).
- Выборочное исследование и понятие репрезентативности данных.
- Опрос как основной вид социологического исследования (анкетирование и интервью).
- Вопрос как основной инструмент социолога и его типы (открытые, закрытые, полузакрытые, прямые, косвенные и пр.). Шкалирование.
- Интервью и его типы (формализованное, неформализованное). Недостатки и преимущества метода.
- Наблюдение и его виды. Недостатки и преимущества метода.
- Анализ документов (качественный/традиционный, количественный/контент-анализ). Недостатки и преимущества метода.
- Основная тематика социологических исследований СМИ: медиаметрия, эксклюзивные исследования, собственные редакционные исследования.