Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ7
1.1. Технологический процесс в социальной работе7
1.2. Типологии социальных технологий13
2.АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДЕПАРТАМЕНТЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ХМАО-ЮГРЫ20
2.1. Характеристика департамента культуры и искусства ХМАО-Югры20
2.2. Стратегические цели деятельности департамента культуры22
2.3. Основные направления политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ35
ПРИЛОЖЕНИЕ37
Выдержка из текста работы
Актуальность курсовой работы. Органы власти и некоммерческие организации играют важнейшую роль в формировании современного гражданского общества в России, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики, социальной защитой населения.
Международная практика свидетельствует, что взаимодействие органов власти и некоммерческих организаций является гарантией процесса динамичного и поступательного развития гражданского общества, повышения общественного потенциала любой страны, вставшей на путь демократизации государственно-общественных отношений.
Накопленный потенциал теоретических знаний и практического опыта по исследуемой проблеме имеет важнейшее значение для развития способов и механизмов взаимодействия государства и некоммерческих организаций. Тем не менее, результаты современных исследований не в полном объеме учитывают тот аспект, что взаимодействие органов власти и некоммерческих организаций в национальной экономике России построено по определенной, отличной от других зарубежных стран, модели. Необходимо обобщение, определение основных направлений и систематизация форм и механизмов взаимодействия некоммерческих организаций и государства. Необходимо также отметить, что практически отсутствуют подходы к оценке эффективности взаимодействия государства и некоммерческих организаций в социальной сфере. Именно этим определена актуальность темы.
Степень разработанности. В современной зарубежной и отечественной научной литературе все больше авторов стало обращаться к вопросам взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций. Среди отечественных можно отметить работы Т.В. Арцер, Т.А. Васильевой, И.Н. Гуковой, Н.В. Перкова, С.А. Тхатель, Н.Л. Хананашвили и других.
К зарубежным относятся Э. Арато, Дж. Бредли, Э. Гидденса, Дж. Кина, А. Эдвардса и др.
Объект исследования — некоммерческая организация «Забота» города Альметьевска (далее НКО «Забота»).
Предмет исследования — формы взаимодействия органов власти города Альметьевска и НКО «Забота».
Цель — изучение форм взаимодействия органов власти города Альметьевска и НКО «Забота».
Теоретико-методологическая основа исследования.
В процессе исследования использовались теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация методических и практических данных, а также методы системного, формально — юридического и политологического анализа, иные методы научного познания, обращенные к политико-правовой тематике. Теоретическим основанием исследования послужили основные теоретические и предметные разработки российских авторов по проблемам взаимодействия органов власти и гражданского общества, роли деятельности «третьего сектора», а также межсекторного взаимодействия: Т.В. Арцер, Т.А. Васильева, И.Н. Гукова, М.Б. Горный, Н.Л. Хананашвили и др.
Эмпирическая база исследования представлена материалами экспертного опроса руководителя НКО «Забота» и анализа данных из интернет-источников о благотворительности на территории г. Альметьевск.
Задачи:
1. изучить теоретические аспекты муниципального управления образованием;
2. оценить и проанализировать управленческий подход
3. разработать мероприятия, направленные на совершенствование управления образованием в Лениногорском районе.
Гипотеза: для повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и НКО в социальной сфере, целесообразно использовать как проверенные отечественным и международным опытом, так и новые, соответствующие сегодняшним условиям и возможностям формы и направления работы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из содержания, введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
1 Теоретические аспекты взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций
1.1 Некоммерческие организации как особый сегмент рынка социальных услуг
Одной из основополагающих структур гражданского общества являются некоммерческие организации.
Некоммерческий сектор, призванный реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели, играет крайне важную роль в рыночной экономике. Резкое повышение значения некоммерческой сферы для развития национальной экономики требует переоценки всего традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в системе хозяйствования. В условиях расширения и совершенствования рыночных отношений экономические проблемы функционирования некоммерческих организаций приобретают все большее теоретическое и практическое значение как в России, так и за рубежом.
Согласно гражданскому кодексу РФ, к коммерческому сектору относятся различного рода предприятия, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческая сфера, наоборот, объединяет организации, которые не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их работа направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей. Разнообразные цели деятельности некоммерческих организаций (далее НКО) В.Э. Гордин объединяет в одну задачу роста «социального капитала общества». Под «социальным капиталом» автор подразумевает такую «систему общественных взаимоотношений, которая предполагает разнообразные формы взаимопомощи и сотрудничества членов отдельных социальных общностей» [18, с. 8].
Несмотря на различные подходы к пониманию сущности НКО, их можно определить как организованные сообщества граждан, выражающие их интересы [16, с. 19]. Основные их функции можно свести к осуществлению посреднических услуг между государством и обществом, организации диалога по ключевым вопросам развития, содействию в самореализации людей.
Итак, миссия НКО отражает важнейшие социальные задачи того или иного региона. Вместе с тем, формулировка миссии отнюдь не запрещает НКО заниматься прибыльными направлениями работы, но статус таких организаций требует использования полученной прибыли исключительно на цели развития основной некоммерческой деятельности предприятия.
Таким образом, НКО не инкорпорированы в государственную структуру и не рассматривают получение прибыли основной целью своей деятельности.
Наиболее широкой областью проявления деятельности НКО в России стала социальная сфера. В качестве основных предпосылок появления этих организаций в социальной сфере стали снижение доверия к государственной системе социальной защиты, рост самоопределения личности в современном мире, а также многомерные причинные связи между долгосрочной безработицей и зависимостью от социальной помощи (низкая квалификация, проблемы ментальной и психологической адаптации).
В настоящее время в социальной сфере сосредоточено около 60% негосударственных организаций, обслуживающих до 30 млн. граждан ежегодно, и снимающих значительное бремя с государственного бюджета [5, с. 196]. Количество граждан, вовлеченных в отношения с неправительственным сектором, пользующихся его услугами или имеющих непосредственное отношение к нему постоянно возрастает, потому что фактически НКО — это главный источник инноваций в сфере социальных услуг и социальной защиты. Многие социальные услуги сегодня можно получить только в негосударственных организациях. Инновационный потенциал НКО вытекает из самого характера их деятельности. Негосударственные организации мобильнее, ближе к потребителю услуг, способны быстрее меняться и подстраиваться под ситуацию, чем бюджетные учреждения.
НКО, как правило, лучше знают потребности своей целевой группы и обладают более высокой мотивацией. Кроме того, объединяясь в сети, НКО обмениваются профессиональным опытом и создают те самые инновационные социальные продукты. Еще одно преимущество НКО состоит в том, что им приходится конкурировать с бюджетными организациями, предлагая лучшее качество обслуживания за меньшие или сравнимые деньги. Государственные и муниципальные учреждения не имеют стимулов к повышению качества своей работы, поскольку финансирование им предоставляется без условий. Напротив, негосударственная организация, которая получает финансирование на конкурсной основе, должна предложить более выгодный проект и продемонстрировать четкий результат. Разумеется, в социальной сфере речь о прибыльности не идет, но сотрудничество с НКО позволяет государству более экономно и рационально расходовать свои ресурсы.
Эффективность работы НКО в сфере социальных услуг должна быть выше, чем у аналогичных государственных структур. Это имеет место благодаря большей мотивации сотрудников НКО. Они не являются равнодушными исполнителями, отсиживающими положенные рабочие часы.
Использование добровольного труда, привлечение спонсорской помощи и грантов, возможно, приводит к тому, что НКО потребовали бы в среднем меньшее бюджетное финансирование, чем государственные и муниципальные учреждения, оказывающие те же услуги. Это превращает НКО в экономически выгодных партнеров для государства.
В настоящее время деятельность третьего сектора рассматривается в России преимущественно с социальной точки зрения, экономический аспект почти не затрагивается [1, с. 12]. Это приводит к незнанию и неполному использованию того потенциала, который заложен в НКО. Сами некоммерческие организации не владеют методами экономического анализа, не в состоянии аргументировано обосновать свои преимущества, поэтому не в силах убедить местные администрации в необходимости развития этого направления деятельности НКО [1, с. 12].
Что же в итоге отличает услугу, предлагаемую НКО? Т.А. Васильева в своей работе «Взаимодействие государственных органов власти и негосударственных некоммерческих организаций как института гражданского общества в современной России: тенденции, противоречия, перспективы развития» предлагает следующий перечень таких преимуществ [3, с. 29]:
— гибкость;
— технологичность и организованность, использование различных и разнообразных инструментов;
— оперативность, быстрое реагирование на проблему;
— персонификация и адресность помощи;
— инновационность, применение новых механизмов решения проблемы, что не всегда может позволить себе государство;
— экономичность — значительно более низкая цена за счет минимизации накладных административных расходов; при этом зачастую используется труд высококлассных специалистов, но работающих на волонтерских началах или занятых частично;
— уникальность и отсутствие дублирования государственных программ;
— комплексность и применение интегрированного подхода;
— разнообразие и многоплановость.
При этом, как отмечает И.Н. Гукова, существуют достаточно большие проблемы и препятствия в эффективном использовании потенциала НКО. В своей статье «Взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами власти в сфере государственной социальной политики» она отмечает следующее: «Прежде всего, это нестабильность самого рынка социальных услуг. Из-за нехватки ресу……..
Список использованной литературы:
1. Арцер Т.В. Государство, бизнес и некоммерческие организации — социальное партнерство: Автореферат. Томск, 2009. 172 с.
2. Афонин Ю.А. Социальный менеджмент: Учебник / Ю.А. Афонин, А.П. Жабин, А.С. Панкратов. М.: МГУ, 2010. 320 с.
3. Васильева Т.А. Взаимодействие государственных органов власти и негосударственных некоммерческих организаций как института гражданского общества в современной России: тенденции, противоречия, перспективы развития: Автореферат. М.: РГСУ, 2012. 148 с.
4. Горный М.Б. Взаимодействие некоммерческих организаций и органов власти: сравнительный анализ законодательства // Журнал исследований социальной политики. 2012. № .9 (2). С. 219-232.
5. Гукова И.Н. Взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами власти в сфере государственной социальной политики // Научные ведомости. № 15 (70). 2009. С. 194-201.
6. Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учебное пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. М.: ИНФРА-М, 2008. 440 с.
7. Иванов В.Н. Основы социального управления: Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2010. 294 с.
8. Коршунова Н.Е., Шатаева О.В. Менеджмент в социальной сфере // Менеджмент в России и за рубежом. № 6. 2011. С. 15-21.
9. Лаврентьева И.П. Социальная политика и управление в социальной сфере: учебное пособие / И.П. Лаврентьева, В.В. Кузнецов, В.В. Григорьев. Ульяновск: УлГТУ, 2013. 129 с.
10. Носаненко Г.Ю. Некоммерческий сектор городов Республики Татарстан: взаимодействие с властью // Власть. № 5. 2014. С. 104-107.
11. Перко Н.В. Государственный и негосударственный секторы экономики: формы и механизмы взаимодействия в сфере предоставления социальных услуг // Вестник АГТУ. Серия: экономика. № 1. 2012. С.143-151.
12. Попов С.Г. Социальный менеджмент: Учебное пособие. М.: Ось-89, 160 с. 13. Пыльцова А.Г. Взаимодействие государственных органов управления с некоммерческими организациями: Диссертация // Екатеринбург: ФГАОУ. 2013. 162 с.
14. Семенова Н.В. Взаимотношения государства и некоммерческих организаций в современном мире: Диссертация // Ярославль, 2011. 202 с.
15. Субочева Н.А. Социальное партнерство органов государственной власти и некоммерческих организаций: правовые аспекты: Диссертация // М., 2010. 178 с.
16. Тхатель С.А. Взаимодействие государства и некоммерческих организаций как фактор формирования гражданского общества в современной России // Власть. 2013. № 4. С. 19-21.
17. Хананашвили Н.Л. Авторская Концепция системы взаимодействия органов власти Российской Федерации с негосударственными некоммерческими организациями // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 10. С. 18-31.
18. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: Учебное пособие. СПб: Союз, 2013. 242 с.
Интернет-источники:
19. Горный М.Б. Взаимодействие некоммерческих организаций и органов исполнительной власти [Электронный ресурс] // Электронная библиотека: Гражданское общество РФ URL: files/File/Gornyi_RAPN.pdf (дата обращения: 20.11.2015).
20. Общественная палата Республики Татарстан [официальный сайт] // URL: seminardlya4inovnikov.html (дата обращения: 26.11.2015).