Содержание
Содержание
Введение4
Раздел 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с неполной семьей8
1.1 Сущность, понятие семьи, причины появления неполной семьи8
1.2 Социально-экономические, психологические, педагогические трудности неполной семьи13
1.3. Система социальной помощи неполным семьям18
Выводы по первому разделу24
Раздел 2. Экспериментальное исследование25
2.1. Гипотезы, задачи, объект исследования25
2.2. Методики исследования, анализ результатов26
Выводы по второму разделу34
Заключение37
Список литературы39
Приложения42
Введение
Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья это ячейка общества. Именно в семье закладывается фундамент будущего дети, именно там мужчина и женщина решают, иметь ли детей, в каком количестве и каким образом их воспитывать. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. Существует и другой вариант появления детей на свет не в семье, а у матери-одиночки.
Развитие, формирование личности каждого ребенка зависит от влияния окружающей его среды. Очень часто это влияние в детские годы играет решающую роль во всей дальнейшей судьбе человека. Ребенок учится реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации. С помощью матери и других членов семьи, у которых ребенок находит опору, он завязывает новые отношения, занимает определенные роли и позиции.
Безусловно, что в развитии ребенка дают себя знать и генетические, то есть наследственные, особенности, заимствованные от кровных родителей. Однако от воспитания ребенка, особенно в самом раннем возрасте, во многом зависят привычки и навыки взрослого человека, его умение трудиться, любить, доброжелательно относиться к людям. Каждому ребенку в первую очередь нужна мать или человек, полностью ее заменяющий.
Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее ченов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Каждому ребенку в первую очередь нужна мать или человек, полностью ее заменяющий. Потребность ребенка постоянно испытывать положительное чувство к одному и тому же человеку, как правило, удовлетворяет мать. Ребенок нуждается также в окружающей среде, которую он постепенно познает, начинает понимать и ориентироваться в ней. В самом раннем возрасте этой средой для ребенка является семья. Со временем его окружение растет, однако очень важно для человека то чувство сопричастности с близкими людьми, которое формирует семья. Для нормального формирования личности ребенку необходимо окружение таких людей, которые бы принимали его как личность, с которыми бы он жил одними интересами.
Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главную цель воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложится на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.
Изучением проблемы воспитания в неполных семьях занимаются И.Дементьева , Н. Зубарева , М. А. Костенко , Л.Г. Лунякова и другие. Одним из основных критериев эффективности семейного воспитания И. Дементьева считает идентификацию детей с родителями, также она затрагивает вопрос об образовании и профессиональной ориентации детей развода, психологические особенности личности таких детей. М. А. Костенко преимущественно рассматривает неполные отцовские семьи.
Автор в своем курсовом проекте затронет тему воспитания детей в неполны семьях, т.к. обстановка в них усложнена отсутствием одного из родителей, что накладывает свой отпечаток на формирование целостной социальной личности ребенка. Будет предпринята попытка выяснить, может ли один из родителей дать ребенку полноценное воспитание, заменив обоих, при этом сформировав правильное поведение и наделив теми качествами, которые присущи данному полу ребенка.
Гипотезой курсового проекта выступает предположение о том, что дети из полных и неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение мальчиков и девочек к родителям исходя из чего, социальная работа сроится также поразному.
Предметом исследования является социализация ребенка, воспитывающегося в неполной семье. Эмоциональное отношение мальчиков и девочек из полных и неполных семей к своим родителям.
Объект 11 детей, из которых 2 из неполных семей.
Исходя из поставленной цели определим следующие задачи:
раскрыть влияние стилей родительского отношения на формирование личности ребенка;
изучить особенности характера детей из неполных семей;
охарактеризовать условия, способствующие правильному воспитанию детей из неполных семей;
раскрыть методы психологической помощи неполной семье в воспитании детей;
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы, анализ документации о составе семьи, методики «Рисунок семьи», «Семья животных», «Круги», статистические методы обработки полученных данных.
Базой исследования выступила школа № 6 г. Самары, 1 класс «А». Исследование проводилось в феврале 2008 года.
Раздел 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с неполной семьей
1.1 Сущность, понятие семьи, причины появления неполной семьи
Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, 1т. к. его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
В человеческой культуре фиксируется, какой 1должна быть семья с точки зрения нравственны ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где за семью как целое несет ответственность отец, а все остальные члены семьи являются неполноценными. По мнению Э. Арутюнянц существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая) .
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка в такой семье способность легко вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей; они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления о должности.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх». В результате такого «симбиоза» у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации.
Супружеская (демократическая) семья это идеальная семья, цель которой — взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие — «горизонтальное», диалог равных родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требоваиям.
Подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е. А. Личко . Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:
1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);
2. Функциональные особенности: гармоничная семья, дисгармоничная семья.
Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии:
нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);
деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);
распадающаяся семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, отсутствие эмоциональной теплоты; все это ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).
Выдержка из текста работы
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остались без попечения родителей. Ребенок, потерявший родителей — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.
Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечеств, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Сиротство – это социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время сиротами считались дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. «Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель».
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Социальное сиротство — обусловлено недостаточными усилиями общества по преодолению и профилактике негативных явлений в социуме, в оказании своевременной помощи для полноценного развития, образования и воспитания личности ребенка.
Обострение этой проблемы в наши дни является следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в стране, приведших к ослаблению общечеловеческих, морально-этических ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении по социальным и психологическим критериям. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем.
Объектом настоящей курсовой работы являются дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет курсовой работы – социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель данной курсовой работы — определение проблем сиротства в современной России и пути их решения.
Задачи курсовой работы:
1) дать определение понятия сиротства и выявить его сущность;
2) обозначить причины и возможные последствия актуализации проблемы сиротства в современной России;
3) определить значение сиротства в современной России;
4) определить приоритетные направления деятельности как государства в целом, так и учреждений, взаимодействующих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, по решению проблем сиротства.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников………..
Список использованной литературы
1. Конвенция ООН о правах ребенка // Права ребенка. Основные международные документы. Статья 20. — М., 1992.
2. Федеральный закон (ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)// Консультант плюс
3. Федеральный закон (ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 17.12.2009 № 315-ФЗ)// Консультант плюс
4. Федеральный закон (ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)// Консультант плюс
5. Российский статистический ежегодник, статистический сборник. Москва: Росстат. 2009г с.222
6. Данные федерального статистического наблюдения (РИК — 103) за 2011 год
7. Доклад директора департамента воспитания, дополнительного образования и социальной реабилитации детей Минобрнауки РФ А.А. Левитской на Всероссийском совещании «Государственная политика в сфере защиты детства: законодательство, стандартизация, практика» 25.04.2012
8. РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ // Д. И. Зелинская Научно-практический рецензируемый журнал 2008. (Вып. 53)
9. Дивицына Н.Ф., Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005г.
10. Журавлев, Д. Откуда берутся проблемные дети? / Д. Журавлев // Народное образование. – 2005. — № 1. – С. 141-147.
11. Защита детства: проблемы и решения. // Вопросы социального обеспечения. – 2008. — №11 . с. 11.
12. Зубкова Т.С., Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. _ М.: Издательский центр «Академия», 2004
13. Кравченко А.И., Социальная работа: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008г.
14. Колина В. А. Из практики социальной работы: анализ и решение отдельных проблем, связанных с воспитанием и развитием детей. // Глобальный кризис и способы его преодоления. Сборник докладов. – Павл. Посад. : Фил. РГСУ; Павл. Посад. – 2009 – с. 208.
15. Куторкина О. Ю. , Вотлова К. В. Проблема социальной поддержки детей в РФ и ЧР в современных условиях. // Социальные, экономически и правовые проблемы современной России. Вып. 8. – 1. – Чебоксары. 2009. – с. 37-41.
16. Павленко П.Д., Руднева М.Я., Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФАРА-М, 2009г.
17. Поддубная Т.Н., Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Н. Поддубная. – М.: Издательский центр «Академия», 2008г.
18. Рыбинский Е.М., Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изательский центр «Академия», 2004
19. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / коллективов авторов; под. ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012г. (для бакалавров)
20. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб.-метод. пособ. / Под. ред. Г.И. Климантовой. – М.: Изд-во РГСУ, 2008
21. Тростанецкая Г. Социальные сироты в нашем обществе / Социальная педагогика. – 2004. — №4. – с.3-8.
22. Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. / Семьеведение: Учебное пособие. Глава 6. § 5. Сиротство. Новосибирск: СибУПК, 2002г. – с.168-169.
23. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Иващенко Г.М. – М.: Государственный НИИ семьи воспитания, 1999г.
24. Шахматова А.Ш., Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: Учеб. пособие для сту