Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие социальной роли государства и социального государства5
1.1. Понятие и сущность социального государства5
1.2. Социальная роль государства11
Глава 2. Принцип социального государства в Конституции РФ15
2.1. Понятие принципа социального государства15
2.2. Содержание принципа социального государства16
Глава 3. Характерные черты социальной роли современного государства20
3.1. Социальная политика20
3.2. Развитие социальной сферы25
Заключение28
Библиография30
Выдержка из текста работы
В настоящее время в понятийном аппарате таких наук как государствоведение и юриспруденция прочно закрепился термин «социальное государство». Целью данной работы является более полное изучение сущности и принципов деятельности социального государства. Я попытаюсь найти адекватное для современности понимание социального государства, определить его содержание и конституционное закрепление, для чего обращусь к взглядам некоторых ученых, а также попытаюсь продемонстрировать проблемные аспекты практического воплощения идеи социального государства.
На сегодняшний день в работах западных и отечественных ученых достаточно прослежена история становления идеи социального государства, освещена практика ее институционализации и функционирования. Изучены специфические черты аккумулирования и перераспределения национальных ресурсов. Тщательно рассмотрен опыт реализации патронажной роли государства. Но не все стороны данного феномена удостоились должного внимания, например, мало разработана проблема соотношения социального государства и права, социального государства и социальной функции государства, не изучены основные детерминанты социальной функции государства.
Для реализации поставленных мною задач я обращусь к взглядам как отечественных, так и зарубежных ученых. Для изучения понятия социального государства я прибегну к взглядам российских ученых, среди которых инициатор внесения положения о социальном государстве в Конституцию РФ М.В.Баглай, российский ученый-социолог А.Ф.Храмцов, известные российские ученые П.К.Гончаров, В.Е.Чиркин. Обращусь к монографиям Калашникова С.В., где автор анализирует взаимосвязь экономической и социальной функции государства, Родионовой О.В., где создана концепция развития социальной функции современного (неопатерналистского) государства, с юридической точки зрения дан критический анализ социальной функции государства.
Государства современности становятся все более общесоциальными, что свидетельствует об актуальности выбранной мной темы. Принцип социального государства признан во многих странах как один из основополагающих принципов современного цивилизованного государства — наряду с его правовым, демократическим и светским характером. Вместе с тем размах и способы осуществления социальной политики государств постоянно меняются, сталкиваясь с различными вызовами и рисками и заставляя науку и практику находиться в постоянном поиске их совершенствования и оптимизации. Разработка теории социального государства чрезвычайно важна и потому, что реализации социальной функции государства в разумных масштабах приносит обществу столь же огромную пользу, сколь разрушительным могут быть последствия ее недооценки или необоснованное гипертрофирование. Нельзя недооценивать огромный созидательный, политический, пропагандистский, мобилизирующий потенциал идеи социального государства; она имеет огромное практическое значение. Пренебрегая социальной функцией, государство утрачивает и такое свое качество как гуманизм, претензия на социальное демократическое государство становится фикцией. Проблематика социального государства чрезвычайно актуальна в частности для России, так как действующая Конституция провозглашает нашу страну социальным государством (ст.7). Но в силу ряда объективных и субъективных причин данное положение во многом остается всего лишь идеалом, что говорит о недостаточной разработанности проблематики, проблемах внедрения уже выработанных концепций на практике: в последнее время не отмечено значительных концептуальных исследований, отсутствуют комплексные исследования с учетом особенностей того или иного типа социального государства, формы налогообложения.
1.Социальное государство: понятие, основные принципы
1.1. Понятие социального государства
Слово «социальный» переводится с латинского языка как «общий», «общественный», относящийся к жизни людей в обществе. В широком значении понимается любое государство, однако в данном случае под «социальным» будет пониматься государство, обладающее особыми юридическими признаками, качествами и функциями, где определение «социальное» относится не к композиции, построению государства, а к праксеологическому (греч. praxis — действие), деятельному моменту его бытия.
Понятие «социальное государство» столь многогранно, что современная наука не выработала единого понимания данного термина. Некоторые авторы считают, что социальное государство аналогично «государству всеобщего благоденствия»; другие видят сходство социального государства с «трудовым государством»; третьи говорят об идеально, «взмешивающем государстве»; четвертые, приравнивают социальное государство к социалистическому; существует даже мнение, что «идеология социального государства — консенсус национального уничтожения».
Резюмируя взгляды и мнения ученых, обобщая практику конституционного закрепления и реализации данного принципа в ряде стран, П.К. Гончаров констатирует, что «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности».
Социолог А.Ф.Храмцов дает несколько иное определение: «Социальное государство — особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики». Социальным государство становится путем принятия политических решений при условии достижения определенного уровня экономического развития, это «политический союз рыночной экономики и социальной справедливости в интересах всего общества». О.В.Родионова полагает: «В основе идеи социального государства лежит именно соглашение, консенсус противоположных интересов», содержание которого составляют в основном интересы правящей, властной социальной группы, на долю которой выпадает больше материальных и социокультурных благ. «А интересы всех прочих социальных групп включаются в консенсусный интерес лишь в той мере, в которой они необходимы для обеспечения социальной стабильности».
М.В.Баглай, один из инициаторов внесения положения о социальном государстве в Конституцию РФ, полагает, что «социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности». Официальной целью и мотивом социальной деятельности является реализация прав граждан, но в действительности ради социально-политической стабильности государство идет на уступки обществу, становится социальным. «Государство так же заинтересовано трансформироваться в социальное, как оно заинтересовано в своем самосохранении», по словам Г.Ф.Шершеневича, «инстинкт политического самосохранения». Датчанин Т.Хойруп видит основное социальное предназначение государства в защите существующей социальной системы. Социальная функция государства «позволяет существовать обществу в состоянии стабильности, выравнивая материальное неравенство и выявляя солидарные интересы, которые интегрируют различные социальные группы в единое государственно-организованное общество». Дж.Кин говорит о стабилизации международных отношений по средством удовлетворения международных стандартов по обеспечению прав и свобод человека. В.П.Милецкий акцент ставит на солидарности как важнейшем принципе социального государства, в качестве основных его характеристик называет свободу, справедливость (законность), демократию, социальную заботу и социальную стабильность.
М.А.Гарсия Эррера рассматривает социальное государство с точки зрения отношений между политикой и экономикой: капиталистическое развитие экономики сочетается с внедрением публичной власти в рынок и распределение богатств. М.Арагон говорит о такой присущей социальному государству черте как его «открытый характер, когда все подлежит обсуждению и нет места никакому абсолютизму — ни абсолютизму свободы, ни абсолютизму равенства. Оно ведет себя как государство, которое претендует на поддержание равновесия между свободой и равенством, причем равновесие находится в постоянном напряжении, потому что является динамическим, а не статическим, восприимчивым к постоянным усовершенствованиям и интерпретациям, как это и присуще политической форме, основанной на демократическом плюрализме». «Конституционный принцип социального государства действует только как принцип, направляющий деятельность государства на уменьшение социальное несправедливости».
Интересна точка зрения ряда ученых, согласно которой «принцип социальной государственности — несправедливость, уравниловка» (В.А. Четвернин), но ведь нельзя сводить социальную функцию только к перераспределению благ между его членами.
В юридическом словаре можно найти определение социального государства, выражающее его юридический характер: « Социальной государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства», а также дан перечень конституционных обязанностей РФ. Подобное определение порождает неверные представления о сущности социального государства, не исчерпывает исполнение государством только вышеперечисленных обязанностей, не содержит конкретных механизмов их реализации. Налицо явно неправовой характер определения, а отсюда — невозможность выявления степени и уровня «социальности» государства. Социальному государству также свойственна продуманная стратегия социальной политики, весомые достижения в ее реализации, а также целый ряд других конституционных положений, раскрывающих принцип социального государства и обеспечивающих его реализацию. В Основном законе ФРГ, конституциях Нидерландов и Швеции нет подробной регламентации либо совсем отсутствует перечень социальных и культурных прав, услуг, предоставляемых государством, что не мешает им объявлять себя социально-правовыми государствами и достигать определенных успехов в социальной деятельности, хотя по ряду причин уже и там говорят о том, что нужна трансформация социальной функции, т.к. в данном случае речь идет о т.н. «парадоксе перераспределений»: чем больше социальная политика публичной власти ориентирована только на бедных и чем больше она способствует выравниванию доходов путем их перераспределения, тем менее снижается уровень бедности и неравенства. Так самые крупные издержки в Скандинавских странах, Франции и Германии привели к наименьшему позитивному результату, тогда как наибольших успехов достигли США, Канада, Австралия и Швейцария, где большее внимание уделялось качественному аспекту социальных выплат, а не количественному.
Современная российская правовая наука выработала юридические индикаторы социального государства (В.Е.Чиркин). Первый компонент — социальная функция собственности. «Собственность является тем объектом, грамотное использование которого дает человеку возможность без вмешательства государства самостоятельно решать свои жизненные проблемы». Отсутствие права частной собственности порой порождает социальную незащищенность. Вторым компонентом выступает социальное партнерство. Ст.23 ТК РФ: «социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений», но данные нормы не исчерпывают всего многообразия отношений между гражданином и государством. В сфере конституционного права социальное партнерство должно осуществляться в формах соглашения работников и работодателей, представленных их организациями, по экономическим вопросам, политических партий — по принципиальным вопросам жизни общества, принцип и порядок мирного разрешения социальных конфликтов, участие различных слоев населения в решении общенациональных задач. Третий компонент — социально-экономическое равноправие индивидов, их общностей. Предоставить индивидам равные социально-экономические возможности — одна из целей социального государства. Четвертым важнейшим принципом социального государства является социальная справедливость: обеспечение каждому «достойного уровня жизни», минимизирование «неоправданных социальных различий», выравнивание «неодинаковых стартовых жизненных возможностей» индивидов. Существование социального государства невозможно без эффективной, социально ориентированной экономики. В экономике «требуется сочетание и мер государственного регулирования, и поощрения конкуренции, и развития личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния», нахождение правильного соотношения между социалистическими элементами и реальными возможностями общества.
Провозглашение государство социальным подчеркивает, что в число приоритетных проблем для данного государства входят проблемы социальные. Социальное государство способно, радикальным образом регулируя экономическую и другие сферы, проводить социальную политику, но не переступая черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободного предпринимательства. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и о……..
Список использованных источников
Нормативно-правовые источники
1. Конституция Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2007. — 64 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
Учебники, монографии, брошюры
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — М.: Издательская группа Норма — Инфра-М, 2007. — 739 с.
4. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/А.Б.Венгеров — 5-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2008. — 608 с.
5. Калашников С.В. Очерки теории социального государства. — М.: Экономика. — 2007. — 362 с.
6. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов/Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. — М.: Издательская группа Инфра-М — Норма, 2007. — 570 с.
7. Общая теория права и государства: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева.
8. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. — М.: Российское право, 2007. — 352 с.
9. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. — М.: Норма : Инфра-М, 2008. — 647 с.
10. Поцелуев Е.Л. Теория и история права и государства. История правовых учений. Международное и европейское право: Научные публикации 1991-2003 гг. — Иваново: Ивановский государственный университет, 2007. — 259 с.
11. Родионова О.В. Социальная функция современного государства/Изд. 2-е испр. и доп. — М.: NOTA BENE, 2007. — 220 с.
12. Родионова О.В. Социальная функция современного государства в теоретико-правовом аспекте. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. — 112 с.
13. Родионова О.В. Социальное правовое государство: конституционная модель и реальность//Российская наука права: история и современность: Межвуз.сб.науч.тр./Отв.ред. А.А.Павлов и Е.Л.Поцелуев. — Иваново: Иван.гос.ун-т, 2008. — 150 с.
14. Тоффлер Э. Третья волна. — М.:АСТ. — 2007. — 784 с.
Периодические издания
15. Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для золушки?//Конституционное и муниципальное право. — 2008. — № 20. — С.2-11.
16. Алейников Б.Н. Социальное государство и собственность//Государство и право. — 2008. — № 1. — С.5-13.
17. Баев В.Г., Шуняева А.Е. Социальное государство: понятие, содержание, конституционное закрепление//Конституционное и муниципальное право. — 2008. — № 17. — С.7-11.
18. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы//Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер.: Политология. — 2009. — № 2 — С.46-59.
19. Грачев В.С. Эволюция представлений о социальной сущности государства в истории политико-правовой мысли//История государства и права. — 2007. — № 5. — С.38-39.
20. Гудилко И.Е. Роль социального государства в развитии трудового потенциала личности и его правовая природа//Конституционное и муниципальное право. — 2007. — № 4. — С.30-33.
21. Гусева Т.С. Конституционное право на социальной обеспечение и роль государства в его реализации//Конституционное и муниципальное право. — 2007. — №18. — С.10-13.
22. Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства//Право и жизнь. — 2009. — № 36. — С.183-205.
23. Жильская Л.В. Социальное государство с точки зрения права//История государства и права. — 2010. — № 1. — С.2-5.
24. Зайгатов И., Костин Г. Касьяновский блеф, или Что нам обещают ближайшие три года//Коммуна. — 2007. — 25 марта.
25. Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации//Сравнительное конституционное обозрение. — 2008. — № 1. — С.46-50.
26. Константинова Л. Модель социального государства // Человеческие ресурсы. — 2008. — №3. — С. 18-24.
27. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика//Власть. — 2008. — №4. -С.39-44.
28. Маликова А.Х. Нормативно-правовое воплощение идей социального государства//Ленинградский юридический журнал. — 2008. — №2. — С.55-61.
29. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права//Государство и право. — 2009. — № 7. — С.5-14.
30. Миронова Т.К. Развитие законодательства о социальном обеспечении: новые подходы//Государство и право. — 2007. — №2. — С.42-46.
31. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и социальное право//Трудовое право. — 2008. — №12. — С.81-85.
32. Нелюбина Е.В. Понятие и место социальных прав в системе прав человека и гражданина//Государство и право. — 2009. — №8. — С.101-106.
33. Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики//Журнал российского права. — 2007. — №1. — С.98-105.
34. Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства//История государства и права. — 2007. — № 3. — С.9-10.
35. Суринов А.Е., Шашнов С.А. Об основных тенденциях в уровне жизни и сберегательном поведении населения России//Экономический журнал ВШЭ. — 2007. — № 3. — С.324-342.
36. Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России//Социологические исследования. — 2007. — № 2. — С.21-32.
37. Чиркин В.Е. Глобальные политические системы современного общества: индикаторы эффективности//Государство и право. — 2008. — № 5. — С.82-90.
38. Чиркин В.Е. Государство социального капитализма (Перспектива для России?)// Государство и право. — 2009. — № 5. — С.54-60.
39. Чиркин В.Е. Социальное государство: юридические принципы//Российский юридический журнал. — 2007. — №4. — С.52-60.
40. Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом//Государство и право. — 2007. — № 5. — С.116-125.
41. Шуняева А.Е. Справедливость в доктрине конституционной экономики//Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 8. — С.101-106.
42. Кузнецов Ю. Идеология социального государства — консенсус национального самоуничтожения.
Справочная литература
43. Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 790 с.
44. Юридическая энциклопедия/Под общей ред. академика Б.Н.Топорнина. — М.: ЮристЪ, 2008. — 1272 с.
45. Концепция социального государства в России.