Содержание
Введение3
Глава 1. Социально-трудовые отношения5
1.1. Социально-трудовые отношения в рыночной экономике5
1.2. Рынок труда и его характеристики8
1.3. Занятость населения12
1.4. Безработица14
1.5. Внутренние рынки труда и занятость персонала организации16
Глава 2. Социально-трудовые отношения на современном этапе развития общества18
2.1. Новое в социально-трудовых отношениях18
2.2. Государственное регулирование социально-трудовых отношений21
Заключение30
Список использованной литературы31
Выдержка из текста работы
Социально-трудовыми отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.).
К субъектам социально-трудовых отношений относятся: наемный работник, работодатель, государство.
Наемный работник — это физическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с работодателем на выполнение определенной работы в соответствии со своей квалификацией и своими способностями. Защитой интересов наемных работников занимаются, в первую очередь, профессиональные союзы.
Работодатель — это физическое или юридическое лицо (организация), нанимающее для работы одно или более лиц. При этом работодателем может быть как собственник средств производства, так и его представитель (например, руководитель организации, не являющийся ее владельцем).
Государство в системе социально-трудовых отношений выполняет законодательную функцию, а также выступает в качестве координатора и организатора данных отношений, а также посредника и арбитра при трудовых спорах. C другой стороны, государство также является работодателем.
Уровни социально-трудовых отношений подразделяются на:индивидуальный и коллективный;государственный уровень, уровень организации, рабочего места и др.
Предметами социально-трудовых отношений являются различные аспекты трудовой жизни человека и организации. К ним относятся: организация и эффективность труда;наем-увольнение; оценка, условия и оплата труда, вопросы пенсионного обеспечения; кадровая политика организации и т.д.
Выделяют следующие виды социально-трудовых отношений по организационным формам
Патернализм характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия. Оно осуществляется под видом "отеческой заботы" государства о нуждах населения или администрации предприятия о его сотрудниках. Примером государственного патернализма может служить бывшими СССР.
Партнерство.
Конкуренция между людьми или коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта. В частности, опыт показывает эффективность рационально организованной конкуренции между конструкторскими коллективами.
Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей. Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем
Дискриминация — это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений.
Конфликт является крайним выражением противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными фордами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения (локауты).
По характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей социально-трудовые отношения бывают двух типов:
конструктивными, способствующими успешной деятельности предприятия и общества;
деструктивными, мешающими успешной деятельности предприятия и общества.
Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Российской Федерации выполняет совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного регулирования социально-трудовых отношений.
Задачами системы гос.регулирования социально-трудовых отношений:
законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;
контроль исполнения законов;
выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных ситуаций и т.д.)
Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.
К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.
Целями трудового законодательства являются:
установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
создание благоприятных условий труда;
защита прав и интересов работников и работодателей.
Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей.
В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений.
Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ.
Судебная власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых отношений на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства.
Трудовой потенциал общества, организации, человека.
Обобщающим показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества. Словом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке.
Трактовка термина «потенциал» означает наличие у кого-либо (отдельно взятого человека, первичного трудового коллектива, общества в целом) скрытых, еще не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности.
Трудовой потенциал общества — совокупная общественная способность к труду, потенциальная трудовая дееспособность общества. Трудовой потенциал общества имеет количественные и качественные характеристики.
Количественные характеристики: численность трудоспособного населения — трудовые ресурсы; количество рабочего времени, отрабатываемое трудоспособным населением.
Качественные характеристики: состояние здоровья, развитие и физическая дееспособность трудоспособных членов общества, профессионально-квалифицированный уровень трудоспособного населения, социально-личностные характеристики.
Структура трудового потенциала общества включает в себя:
1. трудовой потенциал личности, 2. трудовой потенциал коллектива предприятия, организации, фирмы, 3. трудовой потенциал отрасли, региона.
Уровни трудового потенциала:1. личный (возможности каждого человека); 2. локальный (коллектива предприятия, фирмы);3. отрасли, региона;4. совокупный (соединение и взаимодействие личных (групповых) потенциалов).
Понятие «трудовой потенциал» отражает три временных аспекта: 1. потенциал накопленный (прошлый); 2. использование трудового потенциала (в настоящем); 3. возможность развития трудового потенциала в будущем.
Трудовой потенциал личности формируется под воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность и др.
Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника возрастают по мере развития и совершенствования знаний и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т.п.
Трудовой потенциал работника включает:- психофизиологический потенциал – способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;- квалификационный потенциал – объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности;- личностный потенциал — уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.
Применительно к предприятию трудовой потенциал представляет собой предельную величину возможного участия работников в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходимых организационно-технических условий.
Структура трудового потенциала предприятия представляет собой соотношение различных демографических, социальных, функциональных, профессиональных и других характеристик групп работников и отношений между ними.
В трудовом потенциале предприятия можно выделить следующие компоненты:
— кадровая составляющая включает: квалификационный потенциал (профессиональные знания, умения и навыки) и образовательный потенциал (познавательные способности);
— профессиональная структура коллектива связана с изменениями в содержании труда (появление новых и отмирание старых профессий, усложнение трудовых операций);
— квалификационная структура определяется качественными изменениями в трудовом потенциале (рост умений, знаний, навыков) и отражает прежде всего изменения в его личностной составляющей;
— организационная составляющая трудового потенциала предприятия включает высокую организацию и культуру труда, находя своё выражение в четкости, ритмичности, согласованности трудовых усилий и высокой степени удовлетворенности работников своим трудом.
Общественный трудовой потенциал, аккумулирующий и синтезирующий совокупные способности к общественно полезной деятельности трудоспособного населения, представляет собой конкретную форму материализации человеческого фактора, показатель уровня развития и границы созидательной активности трудящихся масс.
В количественном отношении общественный трудовой потенциал характеризует возможности общества по привлечению к общественному, труду населения разного пола и возраста (мужчин и женщин рабочего, дорабочегои послерабочего возрастов). В качественном отношении трудовой потенциал общества — это его реальные возможности по реализации через участие в общественно полезном труде всего многообразия личных способностей и качеств: знаний, умений и навыков, приобретаемых людьми в процессе воспитания, подготовки к труду, непосредственно трудовой деятельности, переобучения и повышения квалификации.
Организация и аттестация рабочих мест.
Цель рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить утомляемость сотрудников, а также максимально повысить производительность труда персонала. Добиться этого можно учитывая основные системы планировки помещений, принципы планировки рабочих мест и рациональных условий труда.
Выделяют следующие основные системы планировки помещений.
1. Кабинетная: структурные подразделения размещаются на отдельных этажах здания, а отделы и службы в отдельных комнатах (от 4 до 30 чел.). Достоинством системы является создание творческой обстановки и комфортных условий для малых групп сотрудников, а недостатком — увеличение затрат на отопление и освещение, а также удлинение маршрутов документопотоков.
2. Зальная, при которой структурные подразделения и производства размещаются в больших залах (на этажах) здания с количеством сотрудников более 100. Эти помещения обязательно оборудуются искусственным освещением, кондиционированием воздуха и звукоизоляцией. Их достоинством является снижение затрат на строительство и эксплуатацию помещений, уменьшение площадей на 1 служащего, обеспечение рациональной технологии управления. Главный недостаток — невозможность создания уединенной обстановки, особенно для ученых и руководителей, а также избыточный шум в зале.
3. Ячеистая, при которой в большом зале размещаются сотрудники подразделения, а помещения для руководителей отделов и служб формируются с помощью специальных передвижных перегородок из рифленого стекла высотой 1,5 -2,0 м. Применение перегородок создает благоприятную обстановку для сотрудников отдела, у которых своя «ячейка». В то же время руководитель подразделения может свободно наблюдать за работой отделов и служб, а также и дисциплиной труда.
При распределении помещений рекомендуем соблюдать следующие правила:
В первую очередь размещать крупные структурные подразделения (администрация, канцелярия, бухгалтерия, отделы маркетинга, кадров) и учитывать возможность их расширения.
Смежные отделы и службы размещать рядом друг с другом, чтобы минимизировать время на обмен информацией.
Отделы, связанные с приемом посетителей (сбыт, кадры, бухгалтерия), должны размещаться рядом со входом, лифтом и лестничной площадкой.
Складские, множительные и транспортные подразделения должны быть изолированы от приема посетителей и офисных помещений.
Туалеты и курительные комнаты должны быть на каждом этаже и легко доступны клиентам и сотрудникам.
Планировка рабочих мест осуществляется исходя из площади помещений, числа сотрудников, норматива площадей на одного сотрудника и проектируемой мебели и оборудования:
общая и полезная площади здания, а также планировка комнат определяется по рабочим чертежам здания;
число сотрудников определяется штатным расписанием предприятия;
нормы площадей на одного сотрудника различны в разных странах.
При планировке целесообразно сразу определить, кто из руководителей предприятия и его заместителей будет иметь отдельные кабинеты. Начальникам отделов лучше сидеть непосредственно в отделах: это улучшит управляемость и дисциплину.
АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению УТ в соответствие с государственными нормативными требованиями ОТ.
В соответствии со ст. 218 ТК РФ комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах этих проверок.
В ст. 212 ТК РФ указано, что работодатель обязан обеспечить:организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;информирование работников об УТ и ОТ на рабочих местах;проведение А. р. м. по УТ.
Основные задачи А. р. м. по УТ:
оценка фактических значений вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах;
планирование и проведение мероприятий по охране труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
обоснование предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными УТ;
рассмотрение вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, оборудования и т. п., представляющих непосредственную угрозу для здоровья и (или) жизни работников;
применение административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с допущенными нарушениями законодательных и иных нормативных правовых актов об ОТ;
Аттестации подлежат все рабочие места, каждое из них — не реже одного раза в 5 лет. Новое рабочее место нужно аттестовать после ввода его в эксплуатацию. При замене оборудования, техпроцесса, средств коллективной защиты и т.п. производится переаттестация. Хранить документы по аттестации рекомендовано в течение 45 лет.
Аттестационная комиссия организации осуществляет руководство проведением аттестации; формирует законодательную и нормативную базу и организует ее изучение; контролирует качество работ на всех этапах проведения аттестации; аттестует рабочие места и принимает решение по дальнейшему их использованию; определяет компенсации работникам, находящимся во вредных и опасных УТ; вносит предложения о готовности организации к сертификации работ по ОТ.
Проведение социологических исследований в сфере труда.
Социология труда — это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.
Цель социологии труда — это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.
Итак, можно сделать вывод, что предметом социология труда являются социально-трудовые отношения и социальные процессы в сфере труда. Основная цель проводимых исследований – повышение эффективности трудовой деятельности при обеспечении развития работников, удовлетворении их потребностей, формировании позитивных внутриколлективных отношений.
Задачи, решаемые в ходе социологических исследований, сложны и разнообразны, как сложны социальная структура предприятия, протекающие в ней социальные процессы. Во многом они будут определяться спецификой, содержанием и условиями деятельности. Однако можно выделить ряд наиболее общих задач:
Совершенствование системы управления организацией, повышение обоснованности принятия управленческих решений, изучение социальных процессов, влияющих на эффективность управления (разграничение управленческих функций, рациональность иерархической системы, стиль и методы руководства, степень участия рядовых исполнителей в принятии решений, определение пределов компетенции и ответственности и т.п.).
Повышение уровня стабильности трудового коллектива, внутри-коллективной сплоченности, формирование единой трудовой морали фирмы на основе изучения факторов и масштабов сотрудничества и конфликтов, формальных и неформальных взаимосвязей, проблем лидерства, уяснения причин избыточной текучести кадров.
Развитие системы адаптации новых работников на предприятии, а также работников к инновациям на основе исследования механизма формирования “кадрового ядра”, факторов, определяющих сроки и успешность адаптации, оценки социальных последствий технических и организационных новшеств, совершенствования системы подбора и расстановки кадров.
Повышение трудовой активности работников на основе анализа процессов формирования трудовой мотивации, факторов, ее определяющих, оценки действенности существующих и рекомендаций по разработке новых систем стимулирования.
Изучение содержания, условий труда и разработка мер по их совершенствованию, гуманизации трудовой деятельности. Выявление факторов, способствующих повышению удовлетворенности трудом, разработка рекомендаций по планированию трудовой карьеры.
Повышение качества трудовой жизни, в том числе за счет лучшего удовлетворения потребностей работников, развития социально-бытовой сферы в организации. Разработка социальных программ, программ социальной поддержки работников, планов социального развития организации.
Функции социологических исследований следующие:
Информационно-исследовательская направлена на создание постоянно обновляемой и дополняемой базы социальной информации.
Организационно-внедренческая заключается в разработке по результатам анализа методических рекомендаций, инструкций, мероприятий, предоставлении информации заинтересованным лицам.
Пропагандистская – распространение основ социологических знаний, особенно среди руководящего состава организации.
Методическая – разработка новых, изучение и использование имеющихся прогрессивных методов ведения социологических исследований.
В ходе постановки проблемы прежде всего необходимо выявить проблемную ситуацию. В соответствии с проблемой определяется цель исследования – модель ожидаемого решения проблемы. Целью может быть: получение нового теоретического знания; разработка новой методики исследований; прогноз развития объекта исследования; программа действий по совершенствованию изучаемого объекта; практические рекомендации по отдельным управленческим решениям. Следует учитывать, что, поскольку социологические исследования требуют соответствующей квалификации и проводятся специалистами по заказу руководителей организаций, цель должна быть согласована с заказчиком.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования должен быть решен ряд задач (средства достижения цели). Их необходимо четко сформулировать. Например: “изучить причины текучести кадров, в том числе по половозрастным, стажевым, профессионально-квалификационным группам работников”, “проанализировать тесноту связи между уровнем заработной платы и удовлетворенностью работников трудом” и т.п. Задачи могут быть основные, ориентированные на решение главной проблемы, и вспомогательные, затрагивающие отдельные побочные вопросы. При построении плана исследования задачи должны быть систематизированы по этапам его проведения.
Любое исследование чаще всего начинается с анализа документов.
Документ – материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента и т.д.) с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве.
Интервью – это акт непосредственного общения респондента и опрашивающего (интервьюера). В связи с этим очень важна личность последнего, его профессионализм, манера общения, умение войти в контакт, задавать вопросы и слушать собеседника, не навязывать собственное мнение, удерживать беседу в заданных тематических и временных рамках. Имеет значение и внешний вид интервьюера, тембр и громкость голоса, темп речи, в некоторых случаях – даже возраст и пол.
Социометрический опрос (социометрия, структурный анализ малых групп) используется для изучения внутри- и межколлективных связей и дает возможность количественной оценки межличностных отношений в малой (контактной) группе путем выявления взаимных симпатий и антипатий.
Экспертный опрос – разновидность опроса, где респондентами являются эксперты – специалисты в данной области деятельности. Они компетентно участвуют в анализе и решении проблемы прикладного социологического исследования.
Эксперимент – один из наиболее сложных методов сбора информации в прикладной социологии. Под экспериментом понимается получение информации о социальном объекте при воздействии на него заданных и контролируемых факторов, выявление на основе этого изменений в состоянии объекта, причинно-следственных связей.
Социальные основы трудовой деятельности.
Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которого созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.
В структуре трудовой деятельности выделяют: производство определённой продукции; материалы, на преобразование которых направлена деятельность; устройства, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда; приёмы и способы, применяемые в процессе производства.
Для характеристики используют следующие параметры: Производительность труда; Эффективность труда; Уровень разделения труда.
Общие требования, предъявляемые к участнику трудовой деятельности: профессионализм (работник должен владеть всеми приёмами и способами производства); квалификация (Высокие требования к подготовке участника трудового процесса); дисциплина (от работника требуется соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка).
Особенности современного труда:
Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;
Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда;
Возрастающий аспект социального процесса. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.
Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);
2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);
3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).Профессионализм — это результат обучения и опыта работы. Квалификация работника подтверждается документом о присвоенном ему разряде, категории, звании. Тот, кто хочет больше заработать, должен приложить усилия для получения более высокой квалификации.
Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного, сознательного соблюдения каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов. Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина.
Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Однако коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива, создающего какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу.
Научно-технический прогресс — компьютеризация, комплексная автоматизация, унификация оборудования — ведет к интеграции производственных процессов внутри предприятия и к расширению разделения труда в масштабе общества. Научно-технический прогресс вызывает изменение роли человека в процессе производства, воздействует на содержание его трудовой деятельности.
Аудит в трудовой сфере.
Аудит в трудовой сфере — это периодически проводимая система мероприятий по сбору информации, ее анализу и оценке на этой основе эффективности деятельности предприятия по организации труда и регулированию социально-трудовых отношений.
Объектом аудита в трудовой сфере является трудовой коллектив, персонал предприятия, его деятельность. В целях аудита персонал предприятия и его деятельность представляются в виде системы показателей, которые позволяют охарактеризовать:результативность, эффективность функционирования трудового потенциала,эффективность организации социально-трудовых отношений, эффективность систем мотивации и оплаты труда, рациональность методов оценки труда,эффективность организации рабочих мест, распределения работ, эффективность использования рабочего времени и т.д.
Осуществление проверки предполагает разделение работы на несколько этапов: подготовительный, включающий разработку подходов к проведению проверки; этап сбора информации; этап анализа и обработки информации; этап оценки эффективности аудиторской проверки.
2. Подготовительный этап аудиторской проверки
Поэтому перед началом проверки цели и задачи программы должны быть четко определены, а если необходимо, уточнены. Это особенно важно, если в проверке участвуют внешние ревизоры. Эта проверка должна включать по крайней мере три целевые функции:
оценку взаимосвязи и непротиворечивости общегосударственных законов, отраслевых инструкций и внутрифирменных правил и установок;
оценку соответствия программы организационным целям предприятия, ее обоснованности и напряженности;
оценку хода выполнения программы.
Чисто технологически процесс аудита трудовых ресурсов, как считают специалисты, должен состоять из шести ступеней.
Первая — формализация идеи проведения аудиторской проверки, определение ее целей и гипотетических выгод для предприятия от ее проведения.
На второй ступени подбирается персонал для организации проверки, и в случае необходимости проводится его учеба.
Третья ступень — сбор отчетных данных по работе с кадрами на различных уровнях управления трудовыми ресурсами.
Четвертая- предварительная подготовка отчетов по проверке и обсуждение их с линейными руководителями.
Пятая — предоставление отчета управляющему персоналом и выработка совместно с ним основных рекомендаций по совершенствованию управления кадрами.
Шестая- внедрение корректирующих мер в процесс жизнедеятельности предприятия.
3. Сбор информации
Количество законов и инструкций, регламентирующих управление трудом, весьма велико.
Руководители предприятий должны активно работать над соответствием деятельности организации законам и инструкциям, причем важно не только разработать эффективные правила и методики, но и убедиться, что подчиненные их полностью понимают.
Анализ показателей может быть технически упрощен и содержательно обогащен, если изначально структурировать их по крупным блокам типа: рабочая сила, рабочее время, качество труда, производительность труда, заработная плата и т.д.
4. Обработка и анализ информации
Обосновать оценку организации труда на данном предприятии можно:
сравнив ее с организацией на аналогичных предприятиях, особенно преуспевающих;
используя научно разработанные нормы и рекомендации, опубликованные в литературе по организации труда, социально-трудовым отношениям, со ссылками на среднеотраслевые нормы и показатели;
применяя перекрестные данные и системный тип проверок и т.д.
5. Эффективность аудита в трудовой сфере
По завершении работы должен быть подготовлен итоговый материал, включающий доклад о результатах аудиторской проверки, оценке и рекомендациях. Возможна подготовка нескольких специализированных докладов, ориентированных на разные уровни управления трудовыми ресурсами и, соответственно, насыщенных разным фактическим материалом и содержащих различные рекомендации.
Деятельность аудитора включает ряд последовательных этапов:ознакомление с поставленной задачей;определение границ своих действий;изучение социального баланса и другой документации организации и нормативных документов;составление вопросников и анкет;подготовка детализированной рабочей программы;реализация работы;составление отчета.
Обычно такая экспертиза одного или нескольких однопрофильных организаций осуществляется в течение примерно 10 месяцев при работе 3-4 экспертов.
Трудовые показатели, факторы их определяющие. Основные показатели трудового потенциала, показатели рабочего времени, производительность труда.
Трудовые показатели — показатели, которые используются для исчисления количества затраченного труда и выражаются в единицах времени. С помощью трудовых показателей рассчитываются: производительность труда, заработная плата и т.п.
трудовой потенциал — это предельная величина возможного участия трудящиеся в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.
Размеры величины трудового потенциала предприятия определяются по формуле:
Фп = ЧхДхТсм,
где Фп — совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия, ч.; Фї —величина календарного фонда времени, ч.; Тт нерезервообразующие неявки и перерывы, ч.; Ч — численность работающих, чел.; Д — количество дней работы в периоде, дн. ; ^a, — продолжительность рабочего дня, ч.
Такой величиной является полногодовой работник. Трудовой потенциал общества, исчисленный в таких работниках, можно определить по формуле:
Побщ = Фп. обш • 4»
где Повщ — трудовой потенциал общества полногодовых работников; ІУ — расчетное время работы одного трудящегося в течение года, ч.
Применительно к предприятию величина трудового потенциала определяется по формуле:
Фп = Фк- Тн. п.,
Фп — Ч • Д • Тсм, где Фп — совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия; Ч — численность работающих человек; Д — количество дней работы в периоде; Тсм — продолжительность рабочего дня, смены, часы. В общем виде величину трудового потенциала общества (региона) можно выразить формулой:
Фп.общ. = £ 4i’ ТР’
7 = 1
где Фп. общ. — потенциальный фонд рабочего времени общества, часы;
E4i- численность населения по группам, способного участвовать в i=1 общественном производстве (г = 1, 2,…, т); т — число групп населения;
Тр — законодательно установленная величина времени работ по груп -пам в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Исчисляется как произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.
Для анализа использования рабочего времени привлекаются следующие данные (табл. 8.3) Объектом анализа является величина отклонения фактически отработанного времени в человеко-часах в отчетном году от данных за предыдущий год (14,9 тыс. чел.-час.) На это отклонение влияют следующие факторы:Среднесписочная численность работников.Продолжительность рабочего года.Продолжительность рабочего дня.
К-т исп. Календарного фонда времени= число отработанных человеко дней/календарный фонд времени,
К-т исполь. Табельного фонда времени=Число отработанных человеко дней/табельный фонд времению
К-т испол. Максимально возможного фонда времени=число отработанных человеко дней/максимально возможный фонд фонд времени.
К-т исп. Рабочего периода=средняя фактическая продолжительность рабочего периода/ средняя максимально возможная продолжительность рабочего периода.
К-т исп. Раб. Дня= средняя фактьич. Продолжит-ть раб. Дня/ средняя установленная прод-ть раб. Дня
Время работы в свою очередь подразделяется на два вида затрат: время выполнения производственного задания (Тпз ) и затраты времени на выполнение не свойственных данному работнику операций, которые могут быть устранены (Тнз).Время выполнения производственного задания включает в себя подготовительно-заключительное, оперативное и время обслуживания рабочего места. Подготовительно-заключительное время (Тпз) —это время, которое затрачивается на подготовку себя и своего рабочего места к выполнению производственного задания, а также на все действия по его завершению.
Оперативное время (Топ) — это время, в течение которого рабочий выполняет задание (изменяет свойства предмета труда). Оно делится на основное (технологическое) и вспомогательное. Основное (Тос), или технологическое, время — это время, затраченное непосредственно на изменение предмета труда. В течение вспомогательного времени (Твс) выполняются действия, необходимые для осуществления основной работы.
Затраты времени, связанные с уходом за рабочим местом и поддержанием оборудования, инструментов и приспособлений в рабочем состоянии в течение смены относят ко времени обслуживания рабочего места (Торм). В машинных и автоматизированных процессах оно включает в себя время технического (Тто) и время организационного (Тоо) обслуживания рабочего места.
К времени технического обслуживания рабочего места относится время на обслуживание рабочего места в связи с выполнением данной операции или конкретной работы (замена затупившегося инструмента и др.). К организационному обслуживанию относится уход за рабочим местом в течение смены, а также уборка рабочего места в конце смены.
В некоторых отраслях промышленности (угольной, металлургической, пищевой и др.) затраты времени на обслуживание рабочего места не выделяются, а относятся к подготовительно-заключительному времени.
Время перерывов делится на: перерыв на отдых и личные надобности (Тотл), перерывы организационно-технического характера (Тпот), перерывы из-за нарушения трудовой дисциплины (Тнтд).Перерыв на отдых и личные надобности — это время, используемое рабочим для отдыха в целях предупреждения усталости, а также для личной гигиены.Перерывы организационно-технического характера — это время, обусловленное технологией и организацией производства (Тпт), а также нарушениями течения производственного процесса (Тпнт).Перерывы, связанные с нарушением трудовой дисциплины, — это опоздания, самовольные отлучки с рабочего места, преждевременный уход с работы, т. е. простои по вине рабочего.
Произ. Туда
Выработка характеризует количество продукции в единицу рабочего времени. Трудоемкость характеризует затраты рабочего времени на единицу произведенной продукции.
Выработка среднечасовая (на один отработанный человеко-час) определяется отношением количества производимой продукции к затратам рабочего времени на производство этой продукции, т.е. к общему количеству отработанных человеко-часов.
Выработка среднедневная (на один отработанный человеко-день) определяется отношением количества (объема) произведенной продукции к общему количеству отработанных человеко-дней.
Выработка среднегодовая (на одного среднесписочного работника) определяется отношением количества (объема) произведенной продукции к среднесписочной численности работников.
Технологическая трудоемкость включает все затраты основных рабочих, сдельщиков и повременщиков (Ттех).Трудоемкость обслуживания производства включает затраты труда вспомогательных рабочих (Тобс).Производительная трудоемкость включает затраты труда всех рабочих (основных и вспомогательных) (Тпр).Трудоемкость управления производством включает затраты труда ИТР, служащих, охраны (Тупр).Полная трудоемкость включает затраты труда всех категорий персонала (Тпол).
Тпол = Ттех + Тобс + Тупр = Тпр + Тупр.
По объекту исчисления определяют трудоемкость на операиию, деталь, изделие, товарную и валовую продукиию.По месту приложения труда выделяют трудоемкость фирмы, (предприятия), иеховую, участка, бригады и рабочего места.По характеру и назначению затрат труда различают нормативную, плановую и фактическую трудоемкость.Трудоемкость нормативная (Тн) отражает затраты труда при действующих на данный момент нормах. Она либо отражается в технологической карте, либо рассчитывается по формуле.
Тн = Нвр (в нормо-часах на единицу)Нвр’ — норма времени в минутах на единицу продукции, q — количество изготавливаемых изделий.
Трудоемкость плановая (Тпл) отражает затраты труда на единицу продукции или на весь выпуск с учетом переработки (перевыполнения или недовыполнения) норм (Квн).
Тпл =Тн Квн
Трудоемкость фактическая (Тф) отражает фактические затраты труда, в том числе и потери рабочего времени.
Для определении выработки на одного работающего количество произведенной продукции делится на численность всего промышленно — производственного персонала.