Содержание
Содержание
Введение..3
1. Понятие личности в социальной психологии 5
2. Социальное развитие личности7
3. Социально-психологические характеристики личности..9
3.1. Психологическая структура личности.9
3.2. Социально-психологические типы личности.11
3.3. Индивидуальность личности и ее параметры..14
3.4. Потенциалы личности17
Заключение19
Список литературы20
Выдержка из текста работы
В настоящее время тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с аддиктивнным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, табакокурение нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Кроме того, проблема аддиктивного поведения мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой алкоголизма, наркомании, табакокурения, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может.
Вопросы, связанные с аддиктивным поведением подростков, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования аддиктивного поведения одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
В Беларуси наблюдается ежегодное увеличение количества потребителей наркотических веществ, которые состоят на диспансерном учёте; больше 90% из них — потребители инъекционных наркотиков (ПИН).
Вряд ли официальные данные отображают реальную ситуацию. В Беларуси, за подсчётами экспертов, не меньше 300-500 тысяч ПИН. Проблема нашего исследования очень серьезна. Поэтому мы попытаемся выявить те особенности личности подростков, приводящие к таким проблемам нашего общества.
Одна из причин, по которой представляется актуальным изучение поведения подростков, состоит в том, что новое время вносит существенные коррективы в развитие взаимоотношений между взрослыми и детьми, в том числе между учителями и подростками, между подростками и их родителями. Идея личностно-ориентированного подхода во взаимоотношениях не только декларируется, она стала реальным обстоятельством жизни людей. Одним из ее конкретных воплощений является интерес к переживаниям другого человека, к его трудностям и проблемам [3, с. 13].
Аддиктивное поведение, проще отклоняющееся, очень часто встречается в различной литературе, привлекает внимание публицистов, учителей, общественности, и конечно, родителей. И все это происходит потому, что именно в подростковый период в тугой узел завязываются социальные, психологические, психофизиологические перемены, противодействуя, взаимодействуя, то подкрепляя, то мешая друг другу.
Проблема аддиктивного поведения подростков возникает в ответ на неблагоприятные жизненные воздействия и является одной из центральных в психологической науке. Всесторонняя разработка этой проблемы связана с запросами практической психологии, направленной на конкретное оказание помощи в трудных ситуациях. На сегодняшний день существуют различные подходы к пониманию психологии подростка. Понятно, что ни один из подходов не может раскрыть сущность поведения подростков с аддиктивным поведением, поскольку затрагивает одну из сторон этого явления. Наша задача — попытаться понять, почему подростки, сталкиваясь с различными трудными ситуациями, находят выход из них с помощью употребления спиртного, наркотиков, курения; оказать помощь, предупредить аддиктивное поведение.
Актуальность исследования: Перед нашим обществом очень строго стоит проблема увеличения количества разнообразных поведенческих проявлений, не отвечающих принятым в обществе нормам и ценностям. Вопросы предупреждения поведения, борьбы с детской и подростковой преступностью как одного из ведущих направлений помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, всегда были и останутся одной из главных забот государства.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка.
Цель исследования: установить уровень снижения социально-психологической адаптированности личности подростка под влиянием аддиктивного поведения.
Задачи исследования:
· Осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
· Осуществить эмпирическое исследование по диагностике социально-психологической адаптированности личности;
· Осуществить анализ полученных результатов.
Предмет исследования: взаимосвязь аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка.
Объект исследования: социально-психологическая адаптированность личности подростка.
Методы и методики: метод теоретического анализа литературы, метод тестирования (многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ)), метод статистического анализа.
База исследования: ГУО «СШ №1 им. С.И. Граховскогог.п. Глуска», 10-11 классы.
№ |
Достоверность |
Адаптивные способности |
Нервно-психическая устойчивость |
Коммуникативные особенности |
Моральная нормативность |
|
1 |
8 |
102 |
46 |
25 |
10 |
|
2 |
6 |
68 |
36 |
22 |
13 |
|
3 |
7 |
87 |
34 |
13 |
10 |
|
4 |
5 |
67 |
44 |
23 |
8 |
|
5 |
6 |
89 |
36 |
31 |
9 |
|
6 |
7 |
56 |
43 |
22 |
14 |
|
7 |
4 |
77 |
45 |
25 |
12 |
|
8 |
5 |
62 |
46 |
18 |
12 |
|
9 |
7 |
81 |
54 |
22 |
14 |
|
10 |
7 |
68 |
32 |
16 |
12 |
|
m |
6,2 |
75,7 |
41,6 |
21,7 |
11,4 |
№ |
Достоверность |
Адаптивные способности |
Нервно-психическая устойчивость |
Коммуникативные особенности |
Моральная нормативность |
|
1 |
6 |
87 |
45 |
15 |
22 |
|
2 |
3 |
77 |
74 |
27 |
13 |
|
3 |
6 |
67 |
34 |
23 |
15 |
|
4 |
6 |
62 |
46 |
18 |
12 |
|
5 |
8 |
66 |
56 |
25 |
15 |
|
6 |
5 |
69 |
32 |
16 |
12 |
|
7 |
6 |
88 |
36 |
16 |
18 |
|
8 |
7 |
78 |
73 |
25 |
18 |
|
9 |
5 |
70 |
54 |
23 |
15 |
|
10 |
4 |
67 |
44 |
27 |
24 |
|
m |
5,6 |
73,1 |
49,5 |
15,8 |
16,5 |
№ |
Достоверность |
Адаптивные способности |
Нервно-психическая устойчивость |
Коммуникативные особенности |
Моральная нормативность |
|
1 |
3 |
122 |
66 |
27 |
21 |
|
2 |
5 |
103 |
54 |
23 |
15 |
|
3 |
4 |
109 |
47 |
30 |
22 |
|
4 |
5 |
120 |
54 |
28 |
18 |
|
5 |
3 |
132 |
56 |
22 |
19 |
|
6 |
5 |
108 |
65 |
29 |
24 |
|
7 |
5 |
112 |
45 |
28 |
15 |
|
8 |
6 |
114 |
44 |
23 |
22 |
|
9 |
4 |
120 |
86 |
31 |
21 |
|
10 |
6 |
109 |
47 |
25 |
17 |
|
m |
4,6 |
114,9 |
56,4 |
26,6 |
19,4 |
№ |
Достоверность |
Адаптивные способности |
Нервно-психическая устойчивость |
Коммуникативные особенности |
Моральная нормативность |
|
1 |
5 |
132 |
45 |
28 |
18 |
|
2 |
9 |
121 |
55 |
27 |
19 |
|
3 |
6 |
87 |
74 |
29 |
19 |
|
4 |
6 |
106 |
78 |
28 |
19 |
|
5 |
8 |
99 |
65 |
26 |
18 |
|
6 |
6 |
102 |
74 |
28 |
18 |
|
7 |
7 |
123 |
54 |
28 |
15 |
|
8 |
6 |
107 |
84 |
23 |
23 |
|
9 |
7 |
99 |
74 |
29 |
18 |
|
10 |
6 |
89 |
53 |
28 |
26 |
|
m |
6,6 |
106,5 |
65,6 |
27,4 |
17,5 |
Выборки |
Достовер-ность |
Адаптивные способности |
Нервно-психическая устойчивость |
Коммуника-тивные особенности |
Моральная норма-тивность |
|
Курящие М |
6,2 |
75,7 |
41,6 |
21,7 |
11,4 |
|
Курящие Ж |
5,6 |
73,1 |
49,5 |
15,8 |
16,5 |
|
Не курящие М |
4,6 |
114,9 |
56,4 |
26,6 |
19,4 |
|
Не курящие Ж |
6,6 |
106,5 |
65,6 |
27,4 |
17,5 |
Таблица 6
1. Любопытство — 31%
2. Так как скучно — 9%
3. Устранить страх — 3%
4. Подражание взрослым — 35%
5. Для облегчения общения -6%
6. Снять напряжение — 2%
7. Утвердится в группе сверстников — 10%
8. Для смелости — 4%
26. Хомик B.C. Программа предупреждения вредных привычек у школьников США. / Вопросы психологии, №1, 1989, С. 148-155.
27. Эйдемиллер Э.Г., Куликов С.А., Черемисин О.В. Исследование образа «Я» у подростков с аддиктивным поведением / Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л., 1989. С. 74-79.
Размещено на