Содержание
Введение
Глава 1. Специфика воспитания подростка в многодетной семье.
§ 1 Семья как институт социализации
§ 2 Специфика процесса воспитания в многодетной семье
§ 3 Специфические особенности подросткового возраста
Глава 2. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи.
§ 1 Категории «социально-педагогическое сопровождение» и «поддержка»
§ 2 Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи
Заключение
Список литературы
Приложения
Выдержка из текста работы
В современном мире необходимо оказание социальной и психолого-педагогической поддержки семье т.к. любое общество, независимо от его социально-экономического и политического устройства, заинтересовано в успешном воспитании и социализации подрастающего поколения, а, как известно, семье принадлежит ведущая роль в осуществлении этих функций. Семья — важнейший феномен, сопровождающий ребенка в течение всей его жизни.
Преобразования социально-экономических и духовно-нравственных отношений в современной России в первую очередь коснулось семьи как социального института, что привело к нарушению ряда важнейших функций семьи, таких как воспитание, социализация подрастающего поколения, обеспе-чение эмоциональной защищенности и безопасности детей. Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а так же отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации.
В Конвенции о правах ребенка прописано, что «семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества» [14]. Таким образом, семье необходима поддержка, особенно нуждаются в ней многодетные семьи, имеющие более низкий, по сравнению с другими, материальный достаток, испытывающие затруднения в воспитании детей разного возраста. Многовариативные межличностные отношения в системах «подросток — родители», «подросток — братья-сестры», выступающие в роли особого социализирующего фактора, могут смягчать или, напротив, драматизировать ситуацию в многодетной семье.
Современные исследования показывают, что наибольшие трудности в процессах социализации в многодетной семье испытывают дети подросткового возраста. Проблемы подростка в многодетной семье могут быть связаны:
во-первых, с особой позицией родителей, считающих подростка достаточно взрослым, менее нуждающимся в защищенности, любви, привязанности, чем младшие дети;
во-вторых, с очередностью рождения детей, в связи, с чем подросток может испытывать перегруженность ответственностью за младших братьев и сестер, ревность и соперничество по отношению к ним;
в-третьих, с недостаточной психолого-педагогической осведомленностью родителей о проблемах социализации подростка, связанных с фактором многодетности, и способах их решения.
Необходимость работы с семьей является очевидной. Специалисты, оказывающие помощь семьям, для того, чтобы она была эффективна, должны обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, четко соблюдать этапы и технологию социально-педагогического сопровождения.
Данная работа состоит из двух глав. Первая глава «Специфика воспитания подростка в многодетной семье» включает в себя три параграфа: «Семья как институт социализации», «Специфика процесса воспитания в многодетной семье» и «Специфические особенности подросткового возраста». Вторая глава «Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи» содержит два параграфа: «Категории «социально — педагогическое сопровождение» и «поддержка» и «Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи».
Методы исследования: теоретико-методологический анализ психологической, социологической, педагогической литературы; обобщение научных данных по поставленной проблеме; метод анализа документов.
Предварительный анализ современной литературы по проблеме исследования показал, что семья рассматривается как социальное (Л.В. Мардахаев, И.С.Кон, А.Г.Харчев и др.), психологическое (Н.В. Клюева А.С.Спиваковская), собственно педагогическое явление (А.С.Белкин, И.Е.Забелин, В.Г.Бочарова и др.). В настоящее время раскрыто влияние семьи на становление личности ребенка (А.Я.Варга, В.Н.Дружинин, и др.), охарактеризована значимость семьи как первичного института социализации (Г.М.Андреева, И.С.Кон, А.В.Мудрик, А.А.Реан и др.); значительное внимание уделено изучению вопроса влияния семьи на социализацию подростка (И.С.Кон, А.А.Реан, Д.Б.Эльконин и др.).
При этом на сегодняшний день в научной литературе недостаточно прояснены вопросы об условиях социализации детей и подростков в многодетной семье, о путях социально-педагогической поддержки многодетной семьи и сопровождения социальным педагогом ее членов, о роли общественных организаций в этих процессах.
Данная ситуация обусловила выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи.
Предмет исследования: технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи.
Цель исследования: анализ технологии социально-педагогического сопровождения подростков из многодетных семей.
Цель данной работы может быть реализована путем решения следующих задач:
— рассмотреть теоретическую изученность темы
— охарактеризовать процесс функционирования современной многодетной семьи, характеризующейся особыми условиями социализации детей разного возраста;
— раскрыть специфику воспитания детей в многодетной семье;
— рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
— изучить теоретические основы социально-педагогического сопровождения;
— проанализировать технологию социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи.
Глава 1. Специфика воспитания подростка в многодетной семье
§ 1 Семья как институт социализации
В современной социально-педагогической литературе существует огромное количество определений понятия семья.
В.В. Давыдов дает определение семьи, как основанной на браке или кровном родстве малой социальной группы, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [31, 319].
Василькова Ю.В. и Василькова Т.А. дают следующее определение семьи: «семья — созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и мертвых, близких и дальних, известных и неизвестных» [8, 271].
Юридическое определение семьи можно обнаружить в работах Л.В. Мардахаева: «Семья — это объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью» [33, 259].
Наиболее распространено среди исследователей определение семьи, данное А.Г.Харчевым:
«Семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными, или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [38, 15.].
Н.В. Клюева определяет семью, как «малую (первичную) группу, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост». [29, 57].
Воспитание детей в семье — дело сложное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знаний в области детской педагогики и психологии. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.
Воспитательный потенциал семьи составляет комплекс факторов и условий, определяющих ее педагогические возможности. В качестве компонентов воспитательного потенциала семьи можно выделить:
— численность и структуру семьи
— нравственно-психологическую атмосферу, характер внутрисемейного общения.
— жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и культуры
— распределение обязанностей в семье
— материальные и бытовые условия семьи
— организация семейного досуга, наличие семейных традиций
— взаимосвязь семьи со школой и другими социальными институтами.
Количество детей в семье, отсутствие одного из родителей или замена его неродным, наличие в семье старшего поколения (бабушки, дедушки) — все это влияет на становление личности ребенка.
Многие великие педагоги еще с древних времен говорили, что ребенок должен воспитываться в семье. В настоящее время право ребенка на жизнь и воспитание в семье признается в законодательстве как федерального, так и международного уровня. Семейное воспитание необходимо в силу ряда причин:
1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т. к. здесь присутствует родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие детей к родителям).
2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, более предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.
3. Представляя собой малую группу, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
4. Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовывать их.
В социально-педагогической литературе выделяют следующие основные функ-ции семьи:
Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
Второй аспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых чле-нов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло-гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил.
Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
Институт семьи — важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. В социальной педагогике семья рассматривается как значимая структура, обеспечивающая полноценные процессы включения ребенка в значимые для него социализации виды отношений. Задачам социально-педагогической деятельности отвечает следующая типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому:
§ Благополучные семьи
§ Семьи группы риска
§ Неблагополучные семьи
§ Асоциальные семьи
Благополучные семьи, (по С.Г.Вершловскому — заботливые семьи) успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой, однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характери-стиками, и в случае необходимости, предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства [19, 175].
Социальный педагог, являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, должен иметь особое влияние на формирование гуманистических, здоровых отношений в семье, в том числе в многодетной семье.
Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог должен рассматривать многодетную семью как один из важнейших объектов своей профессиональной деятельности. Он должен быть готов к различным видам работы, как со всей семьей, так и с каждым ее членом в отдельности.
Выводы по первому параграфу. Таким образом, семья — это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентированных взаимоотношениями между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека. Как малая социальная группа, семья — это общность людей, основанная на кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты.
В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина.
Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания и социализации, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни. Как самая малая, первичная социальная ячейка, семья представляет своего рода «элементарную частицу» общества. В семье находят отражение все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. В то же время семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжении человеческого рода, на нее ложатся большие обязанности в воспитании детей и подростков, в физическом и духовном развитии личности. Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.
Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей — в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей.
§ 2 Специфика процесса воспитания в многодетной семье
Большинство авторов при исследовании многодетных семей относят их к группе риска. Некоторые семьи в настоящих условиях не имеют возможности улучшить свою жизнь. Трудности этой группы настолько комплексны, что они во многом определяют специфику воспитания детей в семье.
Многодетные семьи, когда-то составлявшие большинство на территории России, сегодня устойчиво занимает незначительную долю (5,3%) от общего количества семей. Отношение к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно. Большее или среднее число детей стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Многодетность рассматривают, как синоним бедности, отсталости. В формирующихся стереотипах общественной психики «герой нашего времени» представляется имеющим одного, но очень «дорогого», высокооплачиваемого ребенка. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования [38, 31].
Всероссийское социологическое исследование по теме «Механизм социальной защиты многодетных семей» проводилось в Москве и девяти других регионах — от Якутска до Сочи. В выборку попало 593 городские многодетные семьи, имеющие трех и более детей до восемнадцати лет. Респондентам было предложено оценить, какие социальные проблемы они считают наиболее острыми для себя. На первом месте — неудовлетворенность жилищными условиями, скученность, теснота. Низкая обеспеченность жилой площадью крайне затрудняют не только сохранение здоровья, но и работоспособность, получение образования. Жилищные проблемы создают трудности в соблюдении режима дня для детей, в первую очередь школьного возраста. У большинства детей нет своего угла для занятий: за одним столом ученик (ца) делает уроки, здесь же малыш что-то лепит из пластилина, а мать кормит младенца. Постоянно в квартире суета, теснота. Дети, рожденные в плохих жилищных условиях, вырастут в них же и передадут соответствующее социальное самоощущение своим детям.
Бюджет семьи на момент исследования складывался главным образом, из зарплаты отца — 52,7%. Члены таких семей хронически не имеют потребления не только на уровне прожиточного минимума, но не обеспечены даже по меркам физиологического минимума. Так же к основным проблемам многодетной семьи можно отнести недостаток одежды и обуви. Для детей и подростков несоответствие стандарту «фирменного» молодого человека может обернуться душевной травмой, накоплением внутреннего потенциала конфликтности. Дети из многодетных семей ощущают чувство неуверенности в школе, имеют заниженную самооценку, более высокий по сравнению со сверстниками уровень тревожности и подозрительности [31, 34].
По данным исследований в 70 % семей воспитание детей в основном лежит на матери. Только треть родителей в полной мере знает о делах своих детей в школе. Связь со школой слабая. Активное участие в работе школы принимают всего 15 % отцов и матерей. Мала инициатива и самих матерей. Только 4,1% семей довольны классными руководителями своих детей. Что касается микроклимата в семьях, то неблагополучная атмосфера в 5% изученных многодетных семьях (ссоры, скандалы, пьянство). Воспитание детей требует и физических, и моральных сил. Многодетность ограничивает круг интересов женщин, возможности их участия в производстве и общественной жизни, способствует консервации уклада семейной жизни, связанного с чрезмерной занятостью взрослых, приниженным положением женщины в семье. В каждой второй семье выявлены осложнения в состоянии здоровья членов семьи. Положение усугубляется и тем, что семьи фактически находятся на грани выживания.
Чрезмерная занятость родителей создает проблему общения. 66% родителей лишь иногда делятся с детьми своими успехами и трудностями.
Низкий уровень образованности, чрезмерная занятость отцов и матерей, недостаток свободного времени — вот основные причины упущения в воспитании детей. 77% родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что свидетельствует о низком уровне их психолого-педагогической культуры. [21, 147].
Но, не смотря на многие отрицательные моменты, как свидетельствует статистика, семьи с двумя-тремя детьми более стабильны, т.к. дети скрепляют супружеский союз и повышают ответственность за семью.
Многодетная семья обеспечивает реальную возможность постоянного общения между людьми разного пола, возраста, снижают возможность формирования таких качеств, как эгоизм, себялюбие, леность. Разнообразие интересов, характеров, отношений, которые возникают в многодетной семье — хорошая почва для развития детей, для совершенствования личности родителей. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимо уважительное отношение к старшим. Многодетная семья является незаменимой школой коллективизма, подготовки каждого ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни.
Воспитание в семье осуществляется не только родителями, но и старшими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Это может иметь как положительные (опыт заботы о другом человеке, общения с малышами), так и отрицательные (приобретение старшими детьми установок на бездетность, эгоизм у младших детей, как результат чрезмерной опеки) последствия в зависимости от педагогической грамотности родителей. Существенную роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильнее всего проявляется у погодок и у детей с разницей в два-три года. В отношениях братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная, могут возникать сложности. В таких семьях наблюдаются проблемы взаимоотношений между детьми.
Режим в семье, где несколько детей, должен быть особым: ведь в то время, когда старшим детям нужна тишина для подготовки уроков, младшие не могут, по всей вероятности, удовлетворить свою потребность в движении, которая реализуется у них в шумных играх. Родители в праве требовать от старших детей помощи младшим в учебе.
В правильно организованной многодетной семье более естественно решается проблема «дети и деньги». Здесь с раннего возраста каждый убеждается в целесообразности семейной экономики, привыкает считаться с возможностями семьи, уважать потребности близких людей, учиться планировать расходы. В многодетной семье труд каждого, независимо от возраста, является необходимостью. При этом здесь существует опасность неправильного распределения обязанностей между детьми: порой старший ребенок лишается значительной части тех детских и юношеских радостей, которые доступны его товарищам из малодетных семей. Младшие же дети в подобной ситуации вырастают изнеженными эгоистами, уверенными в том, что за все их поступки и промахи должен нести ответственность кто-то другой.
Многие педагоги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, расторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сердечного тепла и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма. В большой семье легче реализовать в сознании и поведении ребенка таки нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение [24, 134-137].
Для исследования проблем многодетной семьи необходимо учитывать причины, побудившие родителей создать такую семью. По этому признаку в научной литературе многодетные семьи распределяются на три категории:
· Семьи, многодетность которых запланирована (в связи с традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, загруженностью родителей, состоянием здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.
· Семьи, образовавшиеся в результате второго и последнего браков, в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи. Такие семьи чаще всего не мотивированы на многодетность и вынужденно принимают ее, приспосабливаясь к случившемуся. К этому же типу относят семьи с близнецами и с детьми, на рождение которых супруги идут по медицинским рекомендациям.
· Неблагополучные многодетные семьи образуются в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне алкоголизма, асоциального образа жизни.
По мнению исследователей, каждая вторая многодетная семья нуждается в материальной поддержке, каждая пятая — в профилактической социальной помощи, которая должна способствовать повышению психолого- педагогической компетенции родителей и содействовать социализации детей.
Значительной для поддержки многодетных семей является консультативная помощь как специалиста, непосредственно работающего с многодетной семьей, так и работников специализированных служб и центров психологической, правовой и социальной помощи, и адаптивно — педагогической помощи, включающей в себя работу самых разных специалистов (психологов, правоведов, экономистов, педагогов и др.).
Выводы по второму параграфу. Таким образом, анализ специфики воспитания детей в многодетной семье показал, что такая семья наиболее полно реализует возможности воспитания детей.
В ней сталкиваются и положительные и отрицательные факторы, тем или иным образом влияющие на воспитание и социализацию детей. С одной стороны, многодетные семьи сталкиваются с множеством проблем (ограниченная жилищная площадь, недостаток средств, загруженность родителей на работе и т.д.), которые являются негативными факторами. С другой стороны, в ней существует межвозрастное и близковозрастное общение. Этот фактор многодетной семьи благоприятно действует на становление личности ребенка в таких аспектах, как коммуникабельность, развитие эмпатии, трудолюбия, самостоятельности, в целом, способствует лучшей подготовке детей к взрослой жизни, их социализации.
§ 3 Специфические особенности подросткового возраста
Подростковый период (10-17 лет) считается наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами личности, вследствие этого многие исследователи определяют его как кризисный этап в становлении личности человека. Это тяжелый период, как для ребенка, так и для взрослых. Здесь актуализируются различные проблемы, а в многодетной семье могут присутствовать и дополнительные факторы риска для социализации подростка.
Для подросткового возраста характерны:
-доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных и эмоционально-комфортных потребностей;
— решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;
— возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, которая сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях. Возникает юридическая ответственность за правонарушения;
-сохранение высокой значимости от влияния взрослых (учителей, родителей) в зависимости от самопознания, личного самоопределения.
Следует учитывать, что в подростковом возрасте требования к родителям намного выше, чем к посторонним. Подросток требует к себе особого подхода, большей самостоятельности, настаивает на том, чтобы считались с его мнением. Трудный подросток возникает в той семье, где не занимаются воспитанием детей, где постоянно происходят конфликты, где взрослые, не понимая сложностей этого возраста, не признают за подростком стремления к самостоятельности и независимости, где вместо помощи читают нотации и нравоучения, где практикуется жестокое обращение, происходит психологическое или сексуальное насилие [7, 46].
Подросток чувствует, что у него появляются новые возможности, что прежние отношения с родителями и учителями не устраивают, он стремится отвоевать равенство в отношениях со взрослыми. По мере взросления ребенка в семье изменяются отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами. Это вполне закономерное явление, обусловленное возрастом ребенка, ведущим видом деятельности, социальной ситуацией развития ребенка на данном возрастном этапе. Подростковый возраст особенно сложный как для самих детей, так и для родителей.
В процессе социализации подростка из многодетной семьи могут нарушаться условия, обеспечивающие базовые потребности подростка в принадлежности, любви, и потребности в самоактуализации в связи с загруженностью, дефицитом внимания, неосведомленностью о проблемах подросткового возраста со стороны родителей.
Исследование Н.В.Маляровой и М.И.Несмеяновой показало, что подростки из многодетных семей в значительно большей степени ориентируются на комфорт и благополучие, чем на активную деятельность. Образ будущего у них не определен. Высоко оценивая волевые качества личности, эти подростки в достижении целей в большей степени склонны к риску. Они демонстрируют расхождение между высокой оценкой нравственных качеств личности и реаль-ными поступками. Исследователи предполагают, что стремление к лидерству, авантюризм, нечеткая нравственная позиция при определенных обстоятельствах могут проявиться в социально неодобряемом поведении [18, 60].
По сведениям Л.А.Соколовой, особенностью жизнедеятельности детей в многодетных семьях является раннее их включение в выполнение домашних обязанностей. Такие заботы, как покупка продуктов(36% семей) и уборка квартиры (28%) выполняют преимущественно дети 7—11 лет. На них же возлагается обязанность гулять с младшими детьми.(21%). К обязанностям старших детей относятся, приготовление пищи, стирка белья, для мальчиков починка бытовой техники и мелкий ремонт в квартире [Соколова Л.А., 79]. В то же время ученые отмечают, что «включенность подростков в выполнение домашних дел не оценивается ими как отрицательное, хотя занимает значительную часть времени» [2, 116].
Таким образом, можно утверждать, что, досуг подростков в многодетной семье в большей степени ориентирован на домашнее хозяйство и замыкается в сфере семьи.
Негативное влияние на социализацию подростка оказывают следующие факторы, характерные для многодетной семьи:
жилищные и материальные трудности
сниженные возможности потребления культуры
проблемы с организацией личного пространства и удовлетворением потребности в уединении
проблемы с проведением и организацией досуга
чрезмерную занятость старших детей уходом за младшими, повышенную
ответственность за них, что может привести к установке на бездетность
сиблинговую ревность
С влиянием этих факторов авторы связывают следующие личностные и поведенческие проблемы подростков из многодетных семей:
наличие заниженной самооценки
более раннее и частое употребление спиртного
стремление к лидерству, авантюризм, нечеткая нравственная позиция, социально неодобряемое поведение
В то же время авторы подчеркивают следующие положительные стороны социализации в семьях с несколькими детьми:
раннее включение в работу по дому, причем подростки не считают,
что это мешает их учебе или развлечениям
более разнообразные ролевые функции внутри семьи и более ранняя социализация
обогащение жизненного опыта ребенка благодаря примеру старших
братьев (сестер) и заботе о младших
воспитание разумных потребностей и умение считаться с нуждами других
лучшую подготовку к супружеской жизни.
В этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка, идет бурный процесс полового созревания.
Потребность во «взрослом» общении. Возникновение чувства взрослости у подростка — одно из центральных психологических новообразований возраста. Оно определяется сдвигами в физическом и половом созревании, развитием социальных функций, расширением прав и обязанностей в семье.
В чем проявляется чувство взрослости? Подростки очень чувствительны к внешним формам обращения к себе как к «взрослой личности». Отчетливо обнаруживается тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать), которые могут принять и отрицательные формы (курение, выпивка, развязный, грубый тон и т.п.). Возникает ориентация на качества «настоящего мужчины», «настоящей женщины», подражание избранным образцам. Моделью могут быть родители, герои кинофильмов ит.д. могут стать моделью и сверстники, выделяющиеся из окружающих какими-то особыми качествами, заметными достижениями.
Взрослые становятся образцами и в деятельности. Тяготение к взрослым — противоречивое и сложное явление. В нем существует целый ряд противоречий психолого-педагогического плана.
1. Противоречие между физическим, физиологическим ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка, официальным статусом школьника.
2. Противоречие в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время как он сам предпочитает обратную зависимость.
3. Противоречие между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития подростковой самостоятельности, но одновременно не могут преодолеть в себе стремления ограничить эту самостоятельность. Можно предположить, что речь идет о боязни некоторых взрослых потерять свой престиж, свои права на доминирование. Очевидно, наиболее сильно неосознанное опасение потерять возможность управления подростковой самостоятельностью, обнаружить тем самым свою педагогическую несостоятельность.
Превращение общения в самостоятельный вид деятельности. Общение выходит далеко за рамки учебы, становится гораздо содержательнее, сложнее, многообразнее, чем у младших школьников. Общение со сверстниками для подростков большая ценность, чем общение с родителями, близкими.
Основное содержание общения подростков — поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Большое место в общении подростков занимают откровенные разговоры. В них заключен и обмен информацией, и согласование оценок, и выработка каких-то общих позиций. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в самопознании необъятного мира человеческих отношений.
Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Это одна из самых главных, основополагающих потребностей подросткового детства. Если для дошкольников мнение родителей было наиболее авторитетно, для младших школьников наиболее убедительно мнение учителя, то для подростков наиболее значимо мнение сверстников, коллектива класса. Подростки очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.
Знание этих особенностей помогает родителям и педагогам успешно обходить трудности. Если же они не учитываются, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в поведении и нравственном развитии, приводящие в конечном итоге не только к проступкам, но и правонарушениям.
Возникновение потребности в активной познавательной деятельности. Переход в учении от одного к нескольким учителям дает возможность подростку сравнивать их между собой и вырабатывать новые критерии в оценке их деятельности. Если у младших школьников и у младших подростков отношение к учебному предмету зависит от отношения к учителю и получения отметок, то старших подростков привлекает содержание предмета, умение педагога его излагать и способность создавать ситуацию успеха.
В отличие от младших школьников подростки приступают к решению интеллектуальных задач, не опираясь на усвоенный ранее образец, а выдвигая гипотезу о возможных путях ее решения. Вот почему об эффективности учебы подростков можно говорить лишь в том случае, если учителя умеют ставить перед ними проблемы, выдвигать альтернативные пути поиска. Эта способность особенно высоко ценится старшими подростками.
Потребность в половой идентификации. Она заключается в том, что в подростковом возрасте, когда идут бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним внутренним изменениям, которые с ними происходят. Это естественные, спонтанно развивающиеся процессы, которые, однако, требуют вдумчивого педагогического регулирования. При этом возникает ряд проблем:
Проблема № 1. Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Женщины имеет модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием.
Дефицит мужского влияния в семье особенно сказывается на подростках. Именно этим можно объяснить «феминизации» мужчин и «маскулинизацию» женщин.
Проблема № 2. Ее можно условно обозначить как «половая дезориентация». Эмансипация современных женщин, их равное участие во всех сферах жизни, независимое материальное положение и лидирование в семейной жизни имеют не только плюсы, но и минусы. Так, мальчики-подростки могут принимать это явление как само собой разумеющееся, с готовностью перекладывать не плечи девушек, матерей именно ту работу, которая требует силы, выносливости, ответственности.
Проблема № 3 связана с вопросами полового просвещения. Возникает вопрос, когда же должно начинаться половое просвещение. Существуют разные точки зрения:
— вообще не вести разговор на эту тему (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский);
— беседы на интимные темы лишь в старшем школьном возрасте, причем с упором на гигиенический аспект;
— в последние годы стало распространяться мнение о том, что вопросы отношений между полами должны раскрываться перед детьми едва ли не с дошкольного возраста.
Каждая из этих точек зрения имеет свои достоинства и недостатки. Все зависит не столько от возраста ребенка, сколько от особенностей его воспитания, общего развития, нравственной культуры его личности, педагогической культуры его семьи и тех, кто это просвещение ведет.
Проблема № 4 — стихийное сексуальное просвещение. На подростков идет мощный информационный поток по линии средств массовой информации (журналы, эротические фильмы, видеосалоны). Этот поток педагогически и социально либо бесконтролен, либо контролируется, направляется чисто символически. В результате на подростков с большой эмоциональной впечатлительностью просмотр такого рода фильмов может оказать сильное влияние, толкнуть на правонарушения и сексуальные преступления. [4; С. 72]
Для разрешения данных проблем важно найти пути переключения (сублимации) энергии подростков на социально-полезные, личностно значимые виды деятельности.
Таким образом, для нормального развития подростков необходимы определенные условия:
1. Информация о современной жизни. Дети имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросам, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.п.);
2. Сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;
3. Принятие себя (своего физического, характера, особенностей, эмоций)
4. Обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства). [27, 71]
Вывод. Таким образом, подростковый возраст является очень противоречивым этапом в жизни ребенка. Именно в этот период находят выход различные негативные стороны личности. Возраст очень опасен с точки зрения формирования на этом этапе социально-неодобряемого поведения.
Подросток требует к себе особого подхода, большей самостоятельности, настаивает на том, чтобы считались с его мнением, стремится занять равную позицию со взрослыми. Изменяются отношения между членами семьи, подросток требует внимания, любви, хотя может демонстрировать безразличное отношение.
В многодетной семье на социализацию подростка влияют различные отрицательные факторы: С влиянием этих факторов авторы связывают личностные и поведенческие проблемы подростков из многодетных семей: В то же время авторы подчеркивают и положительные стороны социализации в семьях с несколькими детьми.
Именно в подростковый период возникает чувство взрослости, наиболее ярко проявляющееся в манере ходить одеваться, в сленге, используемом подростками. Происходит превращение общения в самостоятельный вид деятельности. Возникает потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Особое место в подростковом возрасте занимает потребность в половой идентификации.
Вывод по первой главе:
Итак, в рамках первой главы проанализирована семья как важнейший социальный институт, сопровождающий ребенка всю жизнь, отражена специфика воспитании ребенка в многодетной семье, а так же дана характеристика подросткового возраста.
Рассмотрев данные проблемы можно сделать вывод о том, что семья — важнейший институт социализации и от семейного благополучия во многом зависит воспитание и развитие детей. Многодетные семьи нуждаются в первоочередном внимании общества. Воспитательный процесс в отношении подростков из многодетных семей должен строиться с учетом основных закономерностей их психического развития. А именно, опираться на потребность подростков в общении со взрослыми и сверстниками (как ведущей деятельности) и на те стороны его личности, которые либо уже сформировались, либо находятся в стадии созревания («зона ближайшего развития»). Для подростка «зоной ближайшего развития» является сотрудничество с взрослым в пространстве проблем самосознания. Кроме того, в воспитательном процессе нельзя не учитывать факторы, оказывающие влияние на социализацию подростка в многодетной семье.
Следовательно, задача деятельности социального педагога — помочь подростку из многодетной семьи повысить свою самооценку и расширить жизненные планы и перспективы, выявить талантливых детей и помочь им развить их способности.
Глава 2. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи
§ 1 Категории «социально — педагогическое сопровождение» и «поддержка»
В последнее десятилетие активно развивается и внедряется в социально-педагогическую практику особый процесс, который в разных источниках получил название «поддержка» или «сопровождение», который сегодня активно применяется в сфере семейных отношений.
Мысли о необходимости поддержки растущего человека содержатся в трудах многих педагогов и психологов, основывающих свои теорию и практику на позициях защиты интересов (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудрик и др.). При этом выделение этой проблемы в особую сферу целенаправленной педагогической деятельности было осуществлено О.С. Газманом и его сотрудниками (лаборатория проектирования воспитательных систем ИЛИ РАО). Ученый выделяет в педагогическом процессе наряду с обучением и воспитанием самостоятельную область, называя ее «педагогической поддержкой ребенка в образовании». Рассматривая смысл понятия «поддержка» — поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, — О.С. Газман утверждает, что поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека [9, 34].
Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохра-нить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни. То есть педагогическая поддержка — это «деятельность профессионалов-представителей образовательного учреждения, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным самоопределением» [10, 34].
Методы и приемы педагогической поддержки разнообразны, т.к. связаны с множеством ситуаций общения. О.С.Газман выделяет семь шагов решения проблемы в режиме диалога, которые могут рассматриваться в качестве алгоритма педагогической поддержки:
1. Заметить эмоциональное состояние ребенка.
2. Помочь ему увидеть свою проблему.
3. Помочь определить свое к ней отношение.
4. Помочь определить, что делать.
5. Помочь определить, как делать.
6. Стимулировать выбор ребенком вариантов решения.
7. Стимулировать выработку им плана действия.
Поддержку представляют как систему методов и техник, которые обеспечивают помощь ребенку в самостоятельном индивидуальном выборе, а также помощь в преодолении препятствий в учебной, познавательной, коммуникативной деятельности.
Таким образом, социально — педагогическая поддержка ребенка — это система мер, направленных на защиту его прав на полноценное развитие и оказание помощи в решении его индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижение в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением, осуществляемых посредством сопровождения, посредничества и обеспечения базовых потребностей ребенка.
Обратимся к понятию «сопровождение». Идея сопровождения стала формироваться в социальной педагогике в конце XIX века. Под ней понималось первоначально реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области жизни самостоятельно. При этом по мере развития социальной педагогики как особой области знания категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение.
Сегодня термин сопровождение в психологии, педагогике, социальной педагогике и других областях знания употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. И.А.Липский анализируя понятие «сопровождение» на уровне всеобщего, приходит к выводу, что «сопровождение развития человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях [20, 65].
Ю.Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения оказания здоровым людям психологической помощи, на-правленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазви-тия и активизирующей собственные ресурсы человека [34, 37].
Идея психолого-педагогического сопровождения подростка в процессе социализации разрабатывалась А.М.Битяновой, И.В.Дубровской, Е.А.Козыревой, С.Г.Косарецким, Е.И.Роговым и другими учеными. В рамках их исследований сопровождение ребенка в процессе социализации ориентировано на создание педагогических, психологических, социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
А.М. Битянова выделяет три компонента психолого-педагогического сопровождения подростка:
1) систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса подростка с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития. Анализ состояния статуса подростка позволяет психологу совместно с педагогом выделить две условные группы «психологически благополучных» и группу подростков, испытывающих психологические трудности в обучении, общении.
создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития подростков, работа с подростками (развивающие занятия организация специальной развивающей среды, консультации), методическая помощь педагогам. Общая цель всех форм работы в данном направлении — помочь организовать педагогам и родителям образовательное и воспитательное пространство, где учитывался бы потенциал, психологические особенности подростков, их актуальные интересы и потребности.
создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психологического состояния конкретных подростков. Основная цель — помочь создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, соответствующие условия обучения и общения [5, 48].
Вывод. Таким образом, понятия «социально-педагогическое сопровождение» и «поддержка» тесно связаны, но не являются равными по значению. Социально-педагогическая поддержка направлена на защиту прав ребенка и оказание помощи в решении его индивидуальных проблем, обеспечение базовых потребностей ребенка.
Сопровождение же предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Сопровождение направленно на реализацию потенциальных возможностей личности, раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, на поддержание оптимальных значимых качеств личности и коррекцию недостатков развития; на предоставление субъекту воспитательной деятельности права самостоятельно совершать свой выбор и нести за него ответственность. Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, способствует решению задач развития, обучения, социализации, формирует активную позицию ребенка.
§ 2 Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи
В процессе изучения психолого-педагогической литературы определено, что сопровождение рассматривается как психологическая помощь, направленная на развитие и саморазвитие личности, активизацию собственных ресурсов человека. Далее следует рассмотреть направления, в которых осуществляется социально-педагогическое сопровождение детей и подростков:
· решения проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья ребенка;
· решение социально-эмоциональных проблем;
· преодоление затруднений в учебе, которая является основным компонентом жизнедеятельности ребенка;
· помощь ребенку в выборе образовательного маршрута или в выборе пути дальнейшего профессионального развития и трудоустройства;
· помощь ребенку в выборе досуговой сферы самореализации
[13, 98].
Целью социально-педагогического сопровождения является формирование у клиента способности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления. [13, 98]
Исходя из представленной цели, задачами социально-педагогического сопровождения будут:
создание оптимальных условий для осуществления ситуации жизненного выбора клиента;
посредничество в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, таких как, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;
развитие психолого-педагогической компетентности у ближайшего социального окружения клиента (учащихся, родителей, педагогов);
улучшение социального статуса развивающейся личности.
— профилактика возникновения проблем развития ребенка, способных деформировать характер;
— сохранение естественных механизмов развития личности.
Принципы социально — педагогического сопровождения исходят из следующих положений:
активная позиция ребенка: главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;
— «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
— автономность: специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовать свою деятельность как особую практику, со своими ценностями и целями, которая при всём этом является неотъемлемым элементом образовательной системы; специалист системы сопровождения не подменяет деятельности других субъектов учебно-воспитательного процесса, но координирует свою работу с ними в решении приоритетных задач развития ребенка;
непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения ребенка
на всем периоде его обучения в образовательном учреждении, и преемственность в решении задач сопровождения с учетом специфики задач развития в соответствующем возрасте; организация преемственности в работе специалистов дошкольного, общего, начального профессионального образования, специализированных центров и служб по сопровождению ребенка;
— комплексность: соорганизация различных специалистов в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских специалистов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
— превентивность: необходимо обеспечить переход от реагирования на уже возникшие проблемы, к предупреждению возникновения проблемных ситуаций [13, 112].
И.Трус определены функции социально-педагогического сопровождения подростка. Они таковы:
o Восстановительная функция. Она предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростков до появления у них акцентуаций характера.
o Компенсирующая функция. Эта функция проявляется в формировании у подростков стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.
o Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у подростков.
o Корректирующая функция Она заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые произошли у подростка с возникновением акцентуаций характера.
o Социализирующая функция. Она направлена на предоставление возможностей подростку для социального развития и социального познания, формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности [37, 24].
o Подросток группы риска нуждается в особой форме сопровождения. Учеными разработана следующая последовательность мероприятий технологии социально-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска:
1. Диагностика личностного развития ребенка (клиента).
Нахождение первичного контакта с клиентом. Создание позитивных отношений «взрослый-ребенок». Принятие клиента, создание доверительных отношений. Включенное наблюдение за ребенком.
Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка.
Индивидуальные маршруты сопровождения строятся поэтапно:
Первый этап — диагностический, выявление особенностей межличностного общения подростка в многодетной семье, определение степени удовлетворения базовых потребностей подростка, выявление реализации потребности в самоактуализации подростка.
Второй этап — апробация возможностей построения ситуаций двух видов: индивидуального взаимодействия и посредничества. Эти ситуации, решающие множество задач, позволяют осуществить поиск наиболее адекватных форм контакта.
Третий этап — основной, связанный с углублением контактов социального педагога с матерью и детьми.
Ситуация посредничества может осуществляться:
между матерью и старшим ребенком,
между матерью и средним ребенком,
между матерью и младшим ребенком,
между детьми (возможны три и более варианта связей: старший — младший, старший — средний, средний — младший).
Четвертый этап — прогностический, связанный с предугадыванием конфликтной ситуации (на основе знания обстановки в семье) и выстраивании возможных путей ее предупреждения. Знание проблем многодетной семьи позволяет прогнозировать и предупреждать возможные конфликтные ситуации.
Пятый этап — контрольный, выявление результативности мероприятий сопровождения, при необходимости внесение коррективов в маршрут сопровождения [19, 116].
Сотрудничество с другими специалистами, «значимыми другими», способными помочь клиенту.
Реализация различных мероприятий, направленных на развитие активности клиента (Специалист исполняет роль посредника в реализации программы индивидуального маршрута сопровождения).
Коррекция нарушения личностных нарушений, негативных поведенческих проявлений.
Завершение реализации программы. Приобретение клиентом чувства защищенности и позитивного социального статуса.
Анализ социально-педагогической деятельности.
Диагностика в технологии социально — педагогического сопровождения подростка имеет ключевое значение. В системе сопровождения появляется особый предмет диагностики: ситуация развития ребенка, отношения возникающие между участниками учебно-воспитательного процесса, процесс сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками. Масштаб объекта диагностики может варьироваться: от традиционной диагностики детско-родительских отношений до комплексного анализа образовательной среды конкретного учреждения» [13, 156].
Сопровождение подростка из многодетной семьи можно рассматривать как часть воспитательного процесса, направленного на преобразование его отношений с членами семьи посредством преодоления противоречий между родителями, старшими и младшими детьми через:
— создание ситуации эмоционального сопереживания в системе «мать — подросток», обеспечивающей, с одной стороны, проникновение матери во внутренний мир ребенка и осознание глубины его переживаний, связанных с нарушением его базовых потребностей, что мотивирует изменение воспитательной позиции матери. С другой стороны, изменяются отношения самого подростка к сложившейся ситуации, что позволяет значительно снизить или снять травмирующее воздействие переживаний, осложняющих процесс его социализации. В результате посредничества социального педагога подросток понимает, что сложившиеся травмирующие его отношения в семье обусловлены позицией его рождения, то есть имеют объективные причины и не связаны с его личными характеристиками;
организацию совместной деятельности членов многодетной семьи, способствующую развитию конструктивных навыков общения, раскрытию лучших качеств ее членов, и в целом улучшению психологического климата семьи;
информирование родителей о специфическом протекании подростковости в условиях многодетной семьи.
Специфическая особенность сопровождения подростка из многодетной семьи заключается:
в расширенном поле субъектов сопровождения (взаимодействие в системе родители — подросток, подросток — сиблинги);
многовариативности и своеобразии коммуникативных связей в семье;
— в необходимости учета проблем подростков, обусловленных очередностью их рождения.
В процессе социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи социальным педагогом реализуются следующие функции:
Диагностическая функция. Данная функция заключается в установлении личностной проблемы подростка, изучении среды его социализации.
Прогностическая функция. Данная функция предполагает постановку первичного прогноза поведения подростка в напряжённых ситуациях взаимодействия.
Фасилитационная функция. Данная функция проявляется в усилении продуктивности решения проблемных вопросов, как совместной деятельности педагога и подростка, развития субъектов педагогического взаимодействия за счет их особого стиля общения и особенностей личности педагога.
Посредническая функция. Данная функция заключается в сотрудничестве с другими специалистами, «значимыми другими», способными помочь подростку.
Предупредительно — профилактическая. Данная функция предполагает помощь подростку и значимому для него окружению в прогнозировании возможных напряжённых ситуаций взаимодействия и моделировании оптимальных путей их разрешения с опорой на те положительные личностные характерологические образования и опыт решения проблемных ситуаций, которые есть у подростков.
Компенсаторная функция. Эта функция проявляется в формировании у подростков стремления реализовать нарушенную потребность третьего уровня (потребности самоуважения: самоодобрение, принятие себя, уверенность в себе) усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к са-мореализации.
Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у подростков.
Корректирующая функция Она заключается в корректировке негативных характеристик воспитательного потенциала многодетной семьи, создания условий для удовлетворения базовых потребностей подростка,
Социализирующая функция. Она направлена на предоставление возможностей подростку для социального развития и социального познания — формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности [19, 114].
Вывод. Итак, в рамках данного параграфа рассмотрены цели, задачи, направления, а так же, принципы и функции социально- педагогического сопровождения. Подробно описана технология сопровождения подростков из многодетных семей.
Социально-педагогическое сопровождение трактуется как особая деятельность специалиста по созданию условий для принятия ребенком оптимальных решений в различных ситуациях собственного жизненного становления.
Технологию социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи можно представить как последовательность специально планируемых ситуаций:
— индивидуального взаимодействия «социальный педагог подросток»;
— «социальный педагог — члены семьи», нацеленного на установление контакта и выявление проблем подростка;
— посредничества, направленного на преодоление выявленных противоречий посредством актуализации возможностей подростка и воспитательного потенциала его семьи; — прогнозирования, связанного с предугадыванием конфликтной ситуации и выстраиванием возможных путей ее предупреждения.
Посредническая деятельность социального педагога в рамках технологии сопровождения подростка из многодетной семьи, направленная на включение матери и подростка в совместную творческую деятельность, создание ситуации эмоционального сопереживания и понимание подростком и родителями друг друга способствует успешному осуществлению процесса сопровождения подростка.
Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи направлена на предупреждение (снятие) противоречий между родителями и детьми, между старшими и младшими детьми, на актуализацию внутренних резервов личности матери и подростка для решения возникающих проблем, на активизацию позиции многодетных родителей в отношении повышения психолого- педагогической грамотности.
Осуществление технологии социально — педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи способствует оптимизации установки на воспитание и образование подростков, улучшает психологический климат в семьях и повышает характеристики воспитательного потенциала их семей.
Реализация сопровождения способствует совершенствованию и формированию коммуникативных способностей подростков, позитивным изменениям в личностной и социальной сферах.
Заключение
Теоретический анализ источников позволил выявить, что семья продолжает играть большую роль в жизни подростка. Несмотря на его стремление к независимости, характер отношений с родителями и другими членами семьи, является определяющим в становлении личности подростка, в процессах его социализации и самоактуализации. Кроме влияния целенаправленно организованных родителями условий для развития и самоактуализации личности на подростка воздействует психологический климат семьи, образ жизни семьи в целом.
Эти условия находят свое отражение в понятии «воспитательный потенциал семьи», который трактуется как статистическая характеристика жизнедеятельности семьи, включающая совокупность различных ее потенциальных возможностей, отражающая способность семьи самостоятельно решать возникающие проблемные ситуации. С психолого-педагогической точки зрения — это знания, навыки, умения, мотивы, качества, стиль поведения каждого члена семьи в области внутренних отношений.
На основе анализа литературных источников выявлены сущностные характеристики многодетной семьи, проанализирован ее воспитательный потенциал, который имеет ряд позитивных и негативных факторов.
Особое место в структуре воспитательного потенциала многодетной семьи занимает специфика отношений между старшими и младшими детьми. Она состоит в том, что подростки могут выступать в роли «родителей» младших детей. Такая позиция может влиять на формирование личности как в позитивном (формирование у младших чувства сопричастности и доверия, у старших — чувства собственного достоинства и ответственности), так и в негативном плане (тревога старших по поводу того, что младшие отнимают у них любовь и внимание родителей, формирование чувства ревности и зависти).
По всей совокупности причин и факторов, которые могут вызвать семейное неблагополучие по отношению к подростку в многодетной семье, определяющими являются субъективные факторы психолого-педагогического свойства, т. е. нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, обусловленные дефектами воспитания, психолого-педагогической неосведомленностью родителей.
Многодетная семья и подросток в ней испытывают потребность в социально — педагогической поддержке и сопровождении, направленном на реализацию их собственного потенциала и обеспечение активной субъектной позиции.
Подробный анализ проблемы социально-педагогического сопровождения, показал, что это понятие тесно сопрягается с понятием поддержки, но не тождественно ему. Сущность сопровождения заключается в обеспечении условий для личностного роста ребенка, помощи ему в процессе вхождения в зону ближайшего развития, в создании условий для успешной адаптации к условиям его жизнедеятельности, в предупреждении и преодолении проблем его развития. Целью социально-педагогического сопровождения является формирование у ребенка способности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления.
Специфическая особенность сопровождения подростка из многодетной семьи заключается:
— в расширенном поле субъектов сопровождения (взаимодействие в подсистемах подросток — родители, подросток — сиблинги);
— многовариативности и своеобразии коммуникативных связей в семье;
— в необходимости учета проблем подростков, обусловленных очередностью их рождения.
Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи конструируется как последовательность специально планируемых ситуаций:
· индивидуального взаимодействия «социальный педагог — подросток», «социальный педагог — члены семьи», нацеленного на установление контакта и выявление проблем подростка;
· посредничества, направленного на преодоление выявленных противоречий посредством актуализации возможностей подростка и воспитательного потенциала его семьи;
· прогнозирования, связанного с предугадыванием конфликтной ситуации и выстраиванием возможных путей ее предупреждения.
В рамках технологии сопровождения подростка из многодетной семьи, осуществляется посредническая деятельность социального педагога направленная на создание ситуации эмоционального сопереживания матери и ребенка и обеспечивающая информированность родителей о специфическом протекании подростковости в условиях многодетной семьи, что способствует актуализации ее воспитательного потенциала.
Технология сопровождения выстраивается как цепочка ситуаций индивидуального взаимодействия и посредничества. Индивидуальные маршруты сопровождения состоят их нескольких этапов:
Первый этап — диагностический;
Второй этап — апробация возможностей построения ситуаций;
Третий этап — основной;
Четвертый этап — прогностический;
Пятый этап — контрольный, где происходит выявление результативности мероприятий сопровождения.
В настоящее время остро стоит потребность в социально- педагогической поддержке детей и подростков в семьях мигрантов, которые в большинстве своем являются многодетными и имеют свою специфику. В педагогике не разработана методика работы классных руководителей с многодетной семьей, не раскрыты характеристики воспитательного потенциала многодетных семей разного типа. Данные вопросы являются перспективными для дальнейшего изучения.
Учеными и практическими работниками в области педагогики, психологии, социальной педагогики предлагаются методики и технологии оказания помощи подростку в процессе социализации, которые включают в себя следующие формы работы: индивидуальные и групповые беседы; тренинги, создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций; ролевые игры; рекомендации для чтения специальной литературы.
Многодетная семья может реализовать свой воспитательный потенциал наиболее эффективно при осуществлении социально-педагогической поддержки и сопровождения, направленных на реализацию собственного потенциала многодетной семьи, обеспечение ее собственной субъектной позиции в обществе.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга,1999. — 624 с.
2. Ачильдиева Е.Ф., Синельников А.Б. Многодеиная семья в современной России // Семья в России, 1994. — №2. — С. 102-117.
3. Басов Н.Ф. Социальный педагог: ВВЕДЕНИЕ в профессию. — М.: «Академия», 2006. — 256 с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. — М.: «Академия», 2000. — 192 с.
5. Битянова М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы. — М., 1998. — 234с.
6. Бордовская П. В, Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб.: Издательство Питер, 2000. — 304 с.
7. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. — М.: «Академия», 2004. — 160 с.
8. Василькова Ю. В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. — М.: «Академия», 2001. — 440 с.
9. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании Материалы всерос. конф. [окт. 1995 г., Зеленоград / Под ред. О. С. Газмана]. — М. УВЦ «Инноватор», 1996. — 72,[3] с.
10. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века// Новые ценности образования. Выпуск 6. -М.: Инноватор, 1996. — С. 12-15.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, 1995. — 240 с.
12. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. — М.: «МарТ», 2005. — 448 с.
13. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-экономические проблемы//Под науч. Ред. Л.М.Щипициной и Е.И.Казаковой. -СПб., 2000. — с. 234.
14. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник / М-во труда и соц. развития Рос. Федерации, Департамент по делам детей, женщин и семьи, Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания; [сост.: В. В. Бараташвили и др.]. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2004 (ПИК ВИНИТИ). — 335 с.
15. Косарецкий С.Г. Направления психолого-педагогического сопровождения// (http: // humanities/ edu.ru).
16. Косарецкий С.Г. Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях модернизации образования// (http: // humanities/ edu.ru).
17. Крайг Г. Психология развития. 7-е международное издание. — СПб.: Питер, М., Харьков, Минск, 2002. — 992 с.
18. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: «Академия», 1999. — 232 с.
19. Курагина Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. кандидата пед. наук. — СПб, 2005. — 198с.
20. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // http:// www. Lipsky. ru/ statii/ soprov.htm
21. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение/ Под ред. Л.М.Митиной. — М.: «Академия»,2005. — 336 с.
22. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. — М.: «Академия», 2003. — 192 с.
23. Методика и технология работы социального педагога/ Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др./ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М.: «Академия», 2007. — 188 с.
24. Мудрик А.В. Социальная педагогика/ Под редакцией В.А.Сластенина. — М.: «Академия», 1999. — 184 с.
25. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. — М.: Академический проект,2001. — 416 с.
26. Никитин Б.П. Никитина Л.А. Мы и наши дети. — М.: Мол. Гвардия, 1980. — 223 с.
27. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 480 с.
28. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М.: «Академия», 2002. — 256 с.
29. Основы соцальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф.Басов, В.М. Басова, Н.Н.Бессонова и др. Под ред. Н.Ф.Басова. — М.: «Академия», 2007. — 288 с.
30. Петровский А.В. ВВЕДЕНИЕ в психологию. — М.: «Академия», 1995. — 316 с.
31. Психология от рождения до смерти// Под ред. А.А. Реана. — СПб.: Прайм-Еврознак; Изд. дом Нева. — М.: Олма-Пресс, 2004. — 411 с.
32. Российская педагогическая энциклопедия//Гл. ред. В.В. Давыдов. — М., 1998. -672 с.
33. Словарь по социальной педагогике/ Под. ред. Л.В. Мардахаева. — М.: «Академия», 2002. — 368 с.
34. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активации саморазвития личности, СПб, 1992. — 128 с.
35. Соколова Л.А. Особенности межличностных отношений в городской многодетной семье// Тенденции развития современной семьи. — М., 1992. С. — 25-28.
36. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общ. Ред. М.А Галагузовой. — М.: Владос, 2000. — 416 с.
37. Трус И.Ю. Подготовка социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера// Воспитание школьников, 2003. — С.-15-17.
38. Харчев, А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев. — М.: Центр социал. прогнозирования, 2003 (Люберцы (Моск. обл.) ПИК ВИНИТИ). — 339, [2] с.
39. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. — М.: «Академия», 2002. — 272с.
40. Шеляг Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи // Социальная педагогика, 2005. — №1. — С.31-50.
Приложение 1
Рекомендации по воспитанию подростков в многодетной семье с учетом очередности их рождения
Необходимо учитывать, что общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Недопустимо обязывать подростка проводить досуг только в обществе братьев и сестер. Каждый подросток должен иметь возможность иметь свой круг друзей и свободное время для общения с ними.
Подросток первой очереди рождения
Не отягощайте старшего подростка ответственностью за младших детей.
По возможности предоставьте подростку личное пространство и время, чтобы он имел возможность приглашать к себе своих друзей и знакомых.
Подросток второй очереди рождения
Поддерживайте самобытность вашего ребенка. Не пытайтесь сравнивать его с другими.
Помогите подростку найти сферу деятельности, где бы он смог проявить свою индивидуальность.
Содействуйте реализации присущего среднему ребенку в семье духа соперничества в игре, спорте, общественно-полезной деятельности.
Подросток третьей очереди рождения
Необходимо показывать подростку, являющемуся младшим в семье, что его дела, проблемы и достижения так же важны и значимы для родителей, как и проблемы других детей.
Необходимо одобрять, поощрять и стимулировать самостоятельность младшего подростка.
Приложение 2
Рекомендации родителям по профилактике конфликтов между детьми в многодетной семье
Необходимо учитывать, что причина соперничества детей в многодетной семье — борьба за любовь родителей. Дети должны осознать, что им не нужно прилагать особых усилий, чтобы заслужить родительские любовь и внимание. Для этого им просто нужно быть самими собой.
Уделяйте индивидуальное внимание каждому ребенку (каждый ребенок должен знать, что определенный час принадлежит только ему, мама поговорит с ним, почитает ему книгу, сходит с ним в парк и т.д.)
Прием: «Час звезды». «Звездой» объявляется один из подростков (по очереди), и в объявленный час он обладает всеми привилегиями, ему предоставляется первоочередное слово, все проявляют к нему внимание, за ним право выбора телепередач, семейных игр и т.д. Основная цель — удовлетворить потребность каждого ребенка во внимании и признании. Все дети имеют возможность упражняться, с одной стороны в уступчивости, с другой стороны в ответственности за организацию деятельности остальных членов семьи. Недопустимо ставить детей друг другу в пример, так это, с одной стороны, приводит к появлению ощущения меньшей значимости в глазах родителей, понижению общей самооценки у того подростка, которому приводят в пример его брата или сестру и вызывает зависть и ревность, с другой стороны может стать основанием для появления чувства превосходства и желания доминировать в подсистеме «дети-дети» у того ребенка, которого предла-гают в качестве образца.
Нельзя сравнивать детей между собой. Д. Добсон выделил три сферы, в которых особенно важно придерживаться данного правила: 1) физическая привлекательность и телосложение, 2) умственные способности, 3) физические способности и возможности ребенка (особенно у мальчиков). При высказывании похвалы в адрес одному ребенку, надо найти повод похвалить и остальных. Подчеркивайте достоинства каждого ребенка. Важно следить за собой — не делаете ли вы одному из своих детей замечаний, больше чем к другим.
Вдохновляйте и ободряйте подростка, вместо упреков и нотаций для того, чтобы повысить его самооценку и вселить уверенность в вашей любви к нему.
Отмечайте прогресс и усилия детей, а не сегодняшний результат. Хвалите или порицайте поступки, а не самого ребенка. Пусть дети чувствуют вашу любовь, даже когда вы недовольны их поступками. Равномерно распределяйте домашние обязанности между детьми.