Содержание
Введение3
1. Теоретическая часть5
1.1. Сущность и содержание понятия «Социально-педагогическая деятельность»5
1.2. Характеристика системы дополнительного образования детей12
1.3. Специфика социально-педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования13
2. Практическая часть20
Заключение24
Список использованных источников26
Выдержка из текста работы
Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.
В этих условиях одним из приоритетных направлений социальной политики государства является защита прав ребенка: обновляется содержание образования, внедряются новые формы и методы воспитания; осуществляется социальная поддержка детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии;
Идет интенсивная переориентация оказания помощи семьям, с материальной на реабилитационную и адаптивную, создается широкая сеть учреждений нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, психолого-педагогической реабилитации трудных подростков, педагогические и социальные службы для детей, центры воспитательной работы с детским и взрослым населением микрорайона и другие. Каждое из таких учреждений вносит определённый вклад в ликвидацию «социальных болезней» общества, от которых страдают дети.
Однако ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Неразвитость социально-правовых инструментов, неэффективное финансирование учреждений социальной сферы в России привело к тому, что на сегодняшний день дети являются одной из наименее защищенных категорий населения.
Выявилась категория детей, которые пребывают в своеобразном статусе «ничейных». Они живут под одной крышей с родителями, но их связи с семьей разрушены. Биологическая семья не только не выполнила по отношению к ним своих функций, но стала фактором, деформирующим их социальное, индивидуальное, интеллектуальное и нравственное развитие.
Ведомственная разобщенность, отсутствие современных механизмов в управлении социальной сферой приводит к низкой эффективности использования этих средств, нет структуры, которая бы отслеживала весь процесс реабилитации дезадаптированного ребенка и отвечала бы за конечные результаты.
Назрела реальная необходимость осуществления межведомственного подхода к реабилитационному процессу, что обеспечит непрерывность в работе с социально -дезадаптированными детьми с момента их обнаружения до полного и всестороннего восстановления, будет способствовать раскрытию и реализации внутреннего потенциала для самообеспечения. Для решения этой задачи требуется организация систематической социально-педагогической работы с ребенком и его окружением.
Итак, социальные потребности общества в дополнительном образовании и воспитании детей, педагогическая неразработанность проблем дополнительного образования в учреждениях, восстановления утраченного социального статуса детей и подростков из семей, находящихся в социально-опасном положении определили актуальность выбранной темы исследования .
Цель исследования — выявить особенности организации социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными детьми в микрорайоне.
Объект исследования — социально-педагогическая деятельность с беспризорными и безнадзорными детьми
Предмет исследования — содержание социально-педагогической деятельности с безнадзорными и беспризорными детьми в центре социального обслуживания населения в микрорайоне.
Гипотеза исследования — использование различных форм и методов социально-педагогической деятельности в профилактической и коррекционной работе с безнадзорными и беспризорными детьми оказывает положительное влияние на формирование поведения и развитие личностных качеств подростка, способствует социализации несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность обозначенной проблемы в психолого-педагогической, социально-педагогической литературе.
2. Подобрать методики и провести социально-педагогическую диагностику безнадзорных детей.
3..Изучить и выделить наиболее эффективные виды и формы социально-педагогической работы с детьми данной категории.
База исследования- Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга», отделение социальной помощи семье и детям.
Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности практического применения в работе социальных педагогов по профилактике безнадзорности и беспризорности детей и подростков.
ГЛАВА I. Теоретические основы организации социально-педагогической деятельности в микрорайоне с безнадзорными и беспризорными детьми
1.1 Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних как социальное явление
Приступая к рассмотрению темы дипломной работы, отметим, что проблема беспризорности одна из сложнейших социальных проблем и стоит на стыке исторического, социологического, педагогического и психологического знания, поэтому здесь необходимо опираться на материалы и целостные исследования в этой области.
В отечественной историографии проблема социальной политики государства и общественных организаций в отношении беспризорных детей до настоящего времени не получила полного и комплексного освещения. Вместе с тем практически все научные работы по вопросам образования в большей или меньшей степени затрагивают исследуемую проблему». (Сажина Н.С. Деятельность государства и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности .(на материалах Урала): Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. исторических наук. Екатеринбург. -)
В трудах А.С.Макаренко, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, В.Н.Сороки — Росинского, С.Т.Шацкого отображен ценный опыт творческой воспитательной работы с трудными детьми и организации детского коллектива.
Названные авторы с разных методологических позиций пытались выявить все многообразие причин, факторов, закономерностей и условий, вызывающих беспризорность, выстроить систему профилактической работы. В этот период публикуется много работ о жизни беспризорных детей, анализируются причины, порождающие это явление, приводятся материалы о работе колоний и детских домов. В работах С.Моложавого, А.Б.Залкинда, Н.Н.Иорданского, П.И.Люблинского и др. содержится анализ явления детской беспризорности и его последствий для общества. С.Бахрушин, М.Н.Гернет и др. в своих исследованиях выявляли взаимосвязь беспризорности, бродяжничества детей с ростом правонарушений. В.И.Куфаев в своей работе выделял два направления предупреждений детских правонарушений: обеспечение несовершеннолетних средствами к существованию и воспитательная работа с ними.(Куфаев В.И. Юные правонарушители. М., 0000. Он же. Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. М.,0000;)
Одним из основных методов борьбы с детской беспризорностью и преступностью государство считало создание сети разнообразных детских учреждений для сирот и беспризорных, опыт которых отражен в обширной литературе. (Актуальные проблемы современного детства//НИИ детства. Вып. 0, 0. М., 0000, 0000; Дети улицы. Растущая трагедия городов: Доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 0000.)
Выходили в свет работы НИИ детства России, материалы ЮНИСЕФ (детский фонд ООН), отчеты конференций по проблемам детства, многочисленные доклады и очерки посвященные оказанию социальной помощи семье, «детям улицы», сиротам. Научно — теоретические работы этого периода имеют следующую направленность: разработка вопросов диагностики отклонений в поведении несовершеннолетних (А.С.Белкин, Г.П.Давыдов, А.И.Качетов), психологические особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних (С.А.Алексеев, С.А.Беличева, Л.С.Славина и др.).
Правильное определение безнадзорности имеет важное значение, поскольку давая целостное представление о предмете, помогает в анализе поведения.
Впервые определение безнадзорных и беспризорных детей было дано в 1926г. Согласно Положению о мероприятиях по борьбе с детской безнадзорностью в РСФСР беспризорными признавались дети:
Круглые сироты, потерявшие связь с родителями и родными, изъятые из семьи вследствие преступной и порочной жизни родителей, а также находящиеся на попечении одной только матери, лишенной всякого заработка. После этого постановления понятие беспризорности несколько раз менялось.
Группой неправительственных организаций (НПО) было предложено следующее определение беспризорных детей:
Беспризорник — это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения, используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты.
Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»от 24.06.1999г.3120-ФЗ гл1.ст1.
Безнадзорный- несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения, ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный- безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Существует три категории беспризорников:
те, кто, в силу различных обстоятельств, постоянно проживает на улице;
Это дети, которые живут на улице уже более одного месяца.
те, кто периодически живёт на улице;
Жизнь этих детей на улице обычно ограничена периодом от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков, для детей-сирот — разрешения конфликта с воспитателями и т.д.
те, кто ещё живёт (ночует) дома, но свои основные потребности удовлетворяет на улице.
Последняя категория детей характеризуется тем, что значительную часть дня они проводят на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. Это дети, в основной своей массе уже давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции (ОППН) или комиссии по делам несовершеннолетних (КДН)
Нередко бывает сложно определить, к какой категории относится тот или иной ребенок. Но всегда важно помнить, что любой ребенок — это личность, и предлагаемая ему помощь должна быть индивидуальна. Услуга, которая с радостью встречена одним ребенком, может быть с негодованием отвергнута другим.
Очень важно четко определить группу беспризорников, которой вы хотели бы оказать помощь и были бы в состоянии это сделать. Лучше начать с малого и в дальнейшем скорректировать свои усилия, чем потом признаться в своем бессилии.
Безнадзорные -это дети, которые проживают в семье, но должный контроль за их обучением, поведением, развитием и воспитанием со стороны родителей, лиц их заменяющих , отсутствует.
В основном безнадзорные и беспризорные дети ничем особенно не отличаются от обычных детей. Их потребности в безопасности, любви, понимании и т.д. — те же, что и у “домашних” детей. Различие в том, что потребности эти удовлетворены в меньшей степени. Уход на улицу вызван прежде всего поиском неудовлетворенных потребностей: желанием найти ту среду, где безопасно, где его примут таким, какой он есть, выслушают, помогут.
Объединение беспризорников в группировки позволяет им решить многие житейские и психологические проблемы: жилья, питания, безопасности, общения, взаимопомощи.
Эти группировки чем-то напоминают психотерапевтические группы, позволяющие их членам в какой-то мере разрешить свои психологические проблемы.
Эти дети отличаются завидной жизнестойкостью, социальной приспособленностью и, в то же время, подозрительностью. Образ жизни беспризорных подростков вредит их здоровью и психике. Как правило у них искажено представление о мире, знания крайне ограничены и не соответствуют возрасту. Для них характерны грубость, неуравновешенность, агрессивность, неумение сочувствовать и сопереживать.
Каждый такой ребенок — это индивидуальность, избирающая собственный образ жизни. Приступая к работе, необходимо познакомиться с образом жизни безнадзорных и беспризорных детей, присущим именно вашему району.
1.2 Причины детской безнадзорности и беспризорности
В настоящее время существует комплекс сложившихся факторов, детерминирующих появление беспризорности как явления.
Безнадзорные и беспризорные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов.
Чувство страха, отчаяния у родителей увеличило опасность конфликтов между членами семьи. Критерием неблагополучия явилась деформация либо полное разрушение ее воспитательной функции. Истоки деформации в семьях разных типов различны. Они лежат в искаженном понимании целей воспитания, и в характере родительского авторитета, и в методах воспитания. Поэтому большая разрушительная сила, негативно воздействующая на воспитание и развитие детей, заключена в конфликтных супружеских и детско-родительских отношениях, в образе жизни семьи.
Быстрые социальные и экономические изменения в стране ввергли многие семьи в бедность и лишения. И прежде всего эти лишения ложатся на плечи детей.
Одной из основных причин ухода ребенка из дома является алкоголизм родителей. Страдая из-за пренебрежения родителями своими обязанностями и нередко преступным злоупотреблением ими, уход на улицу становится для него последним средством защиты. Следующей причиной является отсутствие одного или обоих родителей, физическое насилие над детьми со стороны родителей.
Дети надеются, что жизнь на улице будет лучше, но нередко условия там оказываются значительно хуже. Т.И.Шульга выделяет следующие причины возникновения безнадзорности и беспризорности:
1. Социально-экономические причины, к которым относятся бедность, приватизация родителями жилья, в результате чего нарушаются законные права ребенка, вынужденное переселение родителей, в результате чего ребенок «теряется», передается дальним родственникам или знакомым, которые не следят за ним, передача подростков на заработки и другое.
2. Проявление возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков.
3. Уход от общества, замкнутость в своем внутреннем мире, стремление к жизни, далекой от всех реальных проблем и дел. Он сопровождается беспомощностью, неуверенностью, отчуждение, социальной изоляцией, потребностью забыться с помощью алкоголя, наркотиков.
4. Переживание эмоционального неблагополучия.
5. Социально-педагогическая запущенность, определяемая нарушениями психофизического развития, состояния здоровья.
6. Школьная дезадаптация, приводящая к уходу из образовательных учреждений.
7. Страстное влечение к перемене мест, впечатлений «склонность к бродяжничеству» или дромомания. Такие дети нуждаются в длительном медицинском лечении и специальных мерах воздействия.
8. Потребность во множестве ярких и новых впечатлений, поисках приключений. Это характерно для инфантильных детей, склонных к неуемному фантазированию и авантюрам.
9. Неблагополучие и конфликты в семье.
10. Детский гедонизм- приверженность к удовольствиям, развлечениям.
11. Попадание в разряд неуспешных, неуспевающих.
12. Нахождение новой общественной позиции в другой среде, на улице, во дворе, в отдельных местах.(Т.И.Шульга. «Социальная адаптация беспризорных и безнадзорных детей и технологии работы с ними»М..2004г)
Из перечисленных выше причин следует, что основной источник беспризорности и безнадзорности- это девиантная или конфликтная семья. Основными факторами , влияющими в совокупности на возникновение безнадзорности являются:
-Деструктурированость семьи, неупорядоченность семейно-брачных отношений.
-конфликтность,агрессивность во взаимоотношениях, алкоголизм родителей.
-отрицательное воздействие ближайшей микросреды.
1.3 Особенности социально-педагогической работы в микрорайоне с безнадзорными и беспризорными детьми
Усиление внимания в современных условиях к вопросам воспитания людей в семейно-бытовой микросреде, по месту жительства — явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени, управление им в интересах гармоничного развития личности.
Сознание и поведение детей формируется под действием микросреды, того опыта, который ребёнок аккумулирует из повседневной жизни. Воспринимая огромный позитивный нравственный опыт, накопленный обществом, дети (и молодёжь) подчас сталкиваются в семье, в кругу знакомых, на улице с дурными привычками, слышат высказывания, которые противоречат социальному окружению (образу жизни). И если с этим негативным опытом не бороться, то дети, как губка, впитывают его в себя, усвоят и в дальнейшем подобный опты может стать отправной точкой отклоняющегося поведения, правонарушений несовершеннолетних.
Таким образом, воспитательная среда, в которой дети приобретают социальный опыт, и оказывает существенное влияние на поведение личности.
Местожительство рассматривается в передовом современном опыте как наиболее стабильная из воспитательных сфер жизнедеятельности учащихся, как часть воспитательной среды, активно влияющей на формирование и развитие личности. Одновременно местожительство — это сфера организации свободного времени детей, подростков, молодёжи, развития их интересов, трудовой, общественной, культурно-творческой деятельности, сфера идейно-нравственного формирования личности.
Местожительство наиболее ярко отражает основные характерологические черты внешкольной среды — и прежде всего её широкий социальный характер. То обстоятельство, что именно по месту жительства взрослые и дети наибольшую часть времени проводят вместе, способствует наиболее тесным контактам взрослых и детей, концентрации их общения, взаимовлиянию, развитию совместной деятельности и, следовательно, создаёт естественные, благоприятные условия для активизации взрослых в воспитании детей.
В силу территориальной близости к семье воспитательная работа в жилом массиве, в микрорайоне, в доме располагает дополнительными резервами в совершенствовании педагогического и общественного воздействия на семью и её ближайшее окружение, влияния на процесс семейного воспитания. Являясь своеобразным местом непосредственного соприкосновения педагогических коллективов и широкой общественности с семьёй, местожительство становится тем конкретным звеном, которое заставляет взаимодействовать во внешкольном воспитании различные социальные институты.
Максимальное приближение сферы социального обслуживания к населению способствует процессу восстановления, развития. поддержания социальной жизнедеятельности и восстановлению социального статуса детей и подростков из семей ,находящихся в социально-опасном положении.
Специфика внешкольной среды, индивидуальные различия в характеристике каждого дома, семьи, разнообразие запросов, интересов, способностей людей заставляют тщательно изучать их и учитывать в воспитательной работе. Только так можно добиться наиболее полного развития духовных потребностей, наилучшего использования воспитательных возможностей семьи, микрорайона.
Специфика внешкольной сферы воспитания, непосредственная причастность к ней всех без исключения социальных институтов выдвигают чрезвычайно важную (во многом определяющую эффективность воспитательного процесса в целом) проблему взаимодействия этих институтов. исходя из этого возникает необходимость наиболее правильно объединить и скоординировать силы, чтобы управлять влиянием средств массовой коммуникации, семейных, трудовых, ученических, всех иных коллективов, общественных организаций, учреждений народного образования, культуры, спорта.
У всех воспитательных учреждений, общественных организаций, формирований, всех социальных институтов, участвующих в воспитательной работе по месту жительства, единые цели и задачи, которые они реализуют совместно, в целостной системе общественного воспитания. Для чего важно так расставить силы, чтобы каждый воспитательный институт активно и полноценно выполнял свои, лишь ему свойственные функции, реализуя строго определенные, специфические воспитательные возможности.
Успех взаимодействия достигается за счет установления определенных связей между деятельностью специалистов разного профиля, ориентированных на одного и того же ребенка либо семью. ( см. приложение №1)
Работа может осуществляться по двум вариантам: либо закрепляясь за домами или улицами, организуя разностороннюю воспитательную работу с конкретным контингентом их жителей; или выбирая определенные направления работы со всем населением микрорайона или его отдельными категориями.
Для того чтобы меры по отношению к подростка, носили системный и комплексный характер, требуется такая расстановка акцентов в работе, при которой каждый объект занимает свою четко определенную нишу в едином профилактическом пространстве.
Специфика такой формы работы состоит в том, что на одной и той же территории(микрорайоне) осуществляют свою деятельность специалисты: образовательных учреждений, ОПН, УВД, социальной защиты населения, которые имеют общий банк данных и во взаимодействии разрабатывают и реализуют реабилитационные мероприятия с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками.
Кто бы не занимался с семьей по месту жительства — будь то школьные учителя., социальные педагоги, педагоги — организаторы по месту жительства, — все они должны знать, что в работе с семьей существуют общие вопросы, которые необходимо держать в поле зрения всем, и специальные, частные, касающиеся — в отдельности — функций каждого воспитательного подразделения.
Взаимодействие в семьей по месту жительства осуществляется на двух уровнях: индивидуальном и коллективном. При этом исходным и решающим является индивидуальный уровень работы с семьей. Индивидуальный уровень взаимодействия предполагает целенаправленное влияние на семью с учетом ее конкретных особенностей, дает возможность определить характер и конкретное воспитательное воздействие на нее.
Индивидуальный подход к семье осуществляется последовательно и в четкой системе: знакомство с семьей, ее изучение; непосредственное взаимодействие как обмен мнениями и действиями, составление планов, программ, деятельность по их выполнению; контроль, включающий анализ и оценку результатов взаимодействия.
Результаты совместной социально-педагогической работы специалистов разных ведомств более значимы за счет координации и согласованности действий. Четкое сочетание различных форм помощи, выявление кризисных ситуаций и оперативное реагирование обеспечивает:
-раннее выявление безнадзорных и беспризорных детей и подростков;
-получение всеобъемлющей информации о группах и зонах риска, о жилищных условиях, формах проведения отдыха и досуга;
-повышение информированности подростков о возможных факторах;
-выявление «болевых точек» в социуме.
-быстрое реагирование на любые изменения на макро — и микроуровне;
-возможность деятельности в знакомой среде для специалистов.
Таким образом, социально-педагогическая работа специалистов приобретает новый вид деятельности -участковая социально-педагогическая работа ( работа в микрорайоне).
Уникальность такой формы социально-педагогической работы состоит в том, что социальный педагог осуществляет свою деятельность непосредственно на территориальном уровне клиента, являясь посредником между всеми участниками системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
При работе с детьми группы риска социальные работники должны руководствоваться следующими принципами:
принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Создаваемое Реабилитационное Пространство для несовершеннолетних группы риска ставит во главу угла интересы ребенка, подростка. Задача состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, всегда на стороне интересов несовершеннолетнего. Предполагается, что у каждой категории населения должны быть свои защитники.
принцип добровольности. Принцип добровольности основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон — социального работника и подростка. Без согласия несовершеннолетнего на сотрудничество в процессе его спасения социальный работник ограничивается функциями наблюдателя.
Этот принцип продиктован также условиями работы в неформальных средах и системой приоритетов этой работы. Социальный работник часто встает перед дилеммой:
либо вмешаться вопреки желанию подростка, остановить некое действие, противоречащее его нравственным установкам, и тем самым прервать отношения с ним и его группой,
либо сохранить позицию наблюдателя и сохранить систему отношений с подростком и группой.
принцип принятия. В первое время следует полностью отказаться от оценок поступков беспризорника. Все его поступки продиктованы, прежде всего, стремлением выжить в сложных условиях, и мы не вправе его осуждать за это. После возникновения доверительных отношений можно выражать свое
работников позволит держать в поле зрения всех детей. Работа в команде позволит организовывать большие мероприятия (спортивные, культурные и т.д.), которые будут способствовать знакомству детей и тем самым снизят межтерриториальную напряженность среди группировок несовершеннолетних.
принцип открытости. Дети мнение о тех или иных поступках ребенка, но при этом всегда делать скидку на те условия, в которых живет ребенок.
принцип доверия. Принцип доверия к подростку подразумевает отказ от подозрений по отношению к информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверительных отношений с наблюдаемым. Как правило, со временем уличный работник постепенно получает достоверную картину о каждом подростке. Беспризорник, в свою очередь, почувствовав полное доверие со стороны социального работника, сам открывает секреты и снабжает правильной информацией. Далее, в процессе аналитической обработки полученной информации каждый ее фрагмент, эпизод должен быть досконально проверен.
принцип единой команды. Уличная работа — это командная работа; дети улиц постоянно меняют свое место жительства, работы, и тесное взаимодействие всех уличных очень чувствительны ко лжи, особенно те, кто не раз обжегся на этом в своей жизни. Быть предельно честным и откровенным при общении с детьми не значит выворачивать себя перед ними “наизнанку”. Достаточно сказать, что вы не знаете ответа на этот вопрос или вам бы не хотелось врать, и поэтому лучше промолчите.
1.4 Методы и формы социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными детьми
Начало работы должно быть построено на сборе всей доступной информации о детях данной категории. Любая существующая информация будет неоценимой. Может потребоваться информация не только о детях, но и о работающих с ними.. Анализ этой информации был очень полезным в начале работы.
Следующий этап- непосредственное исследование инфраструктуры, создание социального паспорта микрорайона с привлечением небольшого количества работников. Поиск и непосредственное знакомство с детьми, знание их проблем и потребностей на местах, позволит более четко откорректировать цели будущей основной работы, организовать работу с семьями, состоящими на патронажном учете .( см.приложение №2)
· Социальный патронаж- это метод , который предполагает восстановление нарушенных или утраченных связей с семьей, окружением; Это более надежная и эффективная форма вмешательства в конкретную ситуацию несовершеннолетнего ,переживающего кризис при сосредоточенности на главном-преодолении имеющихся проблем. Основанием для патронирования служит угроза для жизни или здоровья ребенка в семье. В зависимости от причины, вызывающей критическую для ребенка ситуацию, избираются методы оказания помощи и разрабатываются индивидуальные программы работы, выполнение которых требует не только периодического, но и индивидуального подхода.
Цель патронажа состоит не в том, чтобы вмешиваясь в ситуацию, бесстрастно указывать как поступать, а в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с ребенком, направленное на самопознание, самоуправление собственными отношениями, на поиск внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования.
Наиболее эффективными методами работы с безнадзорными и беспризорными детьми в микрорайоне являются:
Работа в парах “парень-девушка” является оптимальным решением, позволяющим соблюсти баланс между безопасностью работы, с одной стороны, и формированием доверия у ребенка, с другой.
Вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения социальных работников наибольшего количества детей, и прежде всего, детей группы риска.
Пунктуальность, стабильность и четкость соблюдения графика обхода территории уличными работниками дает им дополнительные возможности при завоевании доверия у беспризорников.
Добровольцам необходимо стремиться подключать к своей работе детей, на которых можно положиться. Создавать сеть информаторов, которая повысила бы оперативность работы.
Непосредственный контакт с безнадзорными и беспризорными детьми.
Первый контакт с такими детьми может шокировать. Дети могут показаться неприличными, а их действия — угрожающими. Можно столкнуться с откровенной грубостью с их стороны. Они умело используют контакт с сочувствующими людьми, чтобы попытаться приобрести у них что-нибудь существенное — деньги, одежду, продукты или сигареты. Если вы ничего не можете предложить, у вас может возникнуть чувство вины.
На первый контакт с работниками дети, скорее всего, пойдут с недоверием. Одним из вариантов может быть такая форма: Первый контакт обычно не должен быть продолжительным, достаточно 10-15 минут. Прощаясь нужно предупредить ребят, что теперь вы довольно часто в силу своих обязанностей будете здесь появляться (можно указать примерные часы) и надеетесь на их помощь.
В последующих встречах не спешите задавать много вопросов, дети должны привыкнуть к вам, чтобы быть достаточно откровенными с вами. Иногда не вовремя заданный вопрос может перечеркнуть все ваши усилия по сбору необходимой информации.
ежедневное ведение дневника. Позволяет сохранить максимум собранной информации, которую в дальнейшем не составит труда подвергнуть системной обработке. Ежедневная схема заполнения может быть различной, в зависимости от преследуемых вами целей;
заполнение списка детей (обычных и группы риска) района. Благодаря этим спискам можно оперативно разыскать интересующего вас ребенка, собрать детей на мероприятие, проследить работу социальных работников и т.д;
ведение списка группировок района. По данным спискам можно реально оценить ситуацию в районе, проведенное уличными работниками мероприятие, разработать комплекс мер по социальной реабилитации криминальных группировок, организовать работу с лидерами группировок и т.д;
заполнение информационных листков (5 в месяц). Из них формируется банк данных по детям данной категории, для которых в дальнейшем разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы;
оформление своего района на карте. Оформленная карта позволяет визуально определить границы района, место расположения и характеристику группировок, досуговых и учебных заведений, особо опасных территорий, органов местной власти. По мере поступления новых данных или изменения прежде собранной информации она систематически обновляется на карте;
-Участие в заседаниях КДН .Мы помогаем нашим детям в трудоустройстве, устройстве в вечернюю школу, инициируем судебный процесс по лишению родительских прав и устройстве ребенка в приют, интернат или детский дом, административному наказанию родителей, нарушающих права ребенка и т.д. С другой стороны, КДН заинтересовано в нашей работе,. У КДН появилась возможность более четко представить себе положение детей в районе и, соответственно, повысить эффективность своей работы.
Кроме того можно предложить такие формы работы как телефон доверия, консультирование, анкетирование, социальный патронаж семей, клубная работа, организация семейных встреч и т.д.
Необходимо соблюдать паритет между личными и профессиональными интересами при общении с уличными детьми. Понимание этого момента позволит социальному работнику выработать наиболее эффективные приемы знакомства и общения, которые, с одной стороны, помогут легче входить в мир уличных детей, а с другой, обеспечат безболезненный выход из него. Уровень принятия проблем безнадзорных и беспризорных детей не должен стать причиной возникновения неврозов, вызванных чувством собственного бессилия, но и не должен оставлять работников равнодушными к чужой беде. Нельзя “объять необъятное”. Сама работа будет многого стоить уже потому, что вы смогли помочь одному ребенку.
В решении этого сложного вопроса могут помочь тренинги, направленные на формирование образа социального работника с его жизненными ценностями, приоритетами. Работа с ближайшим окружением ребенка с целью изменения их образа жизни, сложившегося в этом окружении и приведшего к социальной дезадаптации ребёнка.. Тесное сотрудничество со школами, ОППН, органами опеки и попечительства и т.д. с целью реализации индивидуальных программ реабилитации для неблагополучных семей. Инициация в КДН и органах опеки и попечительства дел по семьям, где происходит систематическое нарушение прав детей. Помощь в оформлении документов для изъятия ребенка из неблагополучной среды. Участие в различных мероприятиях для детей микрорайона.
ГЛАВА II. Практические основы организации социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными детьми в микрорайоне.
2.1 Организационные основы диагностической работы по изучению личностных характеристик и причин детской безнадзорности и беспризорности
Адекватная и ранняя диагностика отклонений и потенциальных возможностей психики ребенка, а также организация педагогической работы в соответствии с этими возможностями будут иметь для него огромное значение. Чем раньше выявлен дефект развития ребенка, тем более эффективной будет помощь.
Системный анализ личностных особенностей ребенка позволяет составить целостное представление о развитии ребенка, дает возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки этого развития, но и выяснить первопричину, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного характера, а также определить потенциальные возможности и динамику его индивидуального развития.
Организация изучения поведенческих характеристик детей склонных к уходу из семьи, безнадзорных детей, определение уровня внутрисемейных взаимоотношений, ценностных ориентаций и жизненной позиции «уличных детей» основывается на следующих принципах:
1. Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Заключается в том, чтобы во всех спорных ситуациях, вставать на сторону несовершеннолетнего. Воспринимать его поведение не как преступление, а как болезнь.
2. Принцип добровольности.
Для проведения диагностики необходимо согласие подростка.
3. Принцип комплексного изучения детей. Учитывать все
факторы , влияющие на развитие ребенка. Только комплексный подход может помочь уличному ребенку вернуться в общество.
4. Принцип принятия.
Ребенок воспринимается таким как есть: со всеми его проблемами, привычками, болезнями. Наше общество сделало его таким, нам с ним и работать.
5. Принцип доверия.
Подразумевает отказ от подозрений по отношению к информации, которую несовершеннолетний сообщает в процессе общения. Безнадзорный почувствовав доверие со стороны социального работника сам открывает секреты и снабжает правильной информацией. Необходимо быть предельно честным и открытым при общении с детьми.
Для изучения личностных характеристик и причин безнадзорности и беспризорности детей и подростков используются различные методы.
1. Метод наблюдения.
Наблюдение позволит судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка. Оно должно обеспечивать естественность психических проявлений ребенка, но при этом быть целенаправленным.
Наблюдение за поведением безнадзорных детей как метод изучения используется в различных целях.
. Наблюдение дает возможность зафиксировать уровень развития степень его работоспособности. Помогает сформировать целостный портрет ребенка не входя с ним в непосредственный контакт, что очень важно при изучении замкнутых , обособленных детей, расположив ребенка, постепенно перейти к экспериментальным заданиям.
2 Метод беседы..
При изучении особенностей психического развития детей метод беседы используется как начальный этап для первичного знакомства, либо как один из вспомогательных методов при изучении особенностей развития личности ребенка с проблемами. От умения построить беседу зависит установление контакта, что подготавливает ребенка к обследованию при помощи специальных заданий.
Программа беседы с проблемным ребенком строится с учетом его особенностей приема и переработки информации, а также с учетом возможных проявлений речевого негативизма. Беседа дает представление об уровне познавательной деятельности и свойствах личности. Содержание беседы варьируется в зависимости от запроса родителей и ребенка, возраста ребенка и его индивидуальных особенностей, от конкретных условий обследования.
3.Анкетирование,
Анкета является одним из элементов систематизации материала о безнадзорных и беспризорных детях. Нежелательно заполнять анкету в присутствии ребенка, потому что это вызывает у него подозрение и недоверие к чужому человеку. И скоре всего он даст лживую информацию.
Объем анкеты должен быть небольшим, состоять только из наиболее важных вопросов. Анкету удобно заполнять только используя свои записи в дневнике и в процессе неоднократного общения с ребенком. При первой встрече и согласии ребенка на контакт, записи ведутся в произвольной форме в блокноте или ответы запоминаются.
2.2 Программа экспериментального диагностического исследования
Цель диагностики:
Изучение поведенческих характеристик детей склонных к уходу из семьи,
безнадзорных детей. Определение уровня внутрисемейных
взаимоотношений, ценностных ориентаций и жизненной позиции
безнадзорных детей и подростков.
Задачи:
1. Подобрать диагностический инструментарий.
2Провести диагностику внутрисемейных взаимоотношений
3.Провести диагностику ценностных ориентаций
4 . Определить уровень неблагополучия.
Материал для обследования:
Для изучения данных качеств безнадзорных и беспризорных детей мною были использованы следующие методики:.
В исследовании приняли участие дети и подростки из неблагополучных семей и семей группы риска в возрасте-10-15 лет. Количество участников-10 человек.
1.Анкетирование «Ты и семья» Разработано Т.Шрайбером.
Цель: Изучение внутрисемейных взаимоотношений. Выявление степени отторжения ребенка от семьи.
безнадзорность беспризорность детский
Детям предлагается ответить на ряд вопросов, выбрав наиболее близкое для них суждение из пяти предложенных вариантов.( см. приложение №3)
Индекс высказывния |
Высказывание |
Шкала |
|||||
Полностью согласен |
согласен |
Не знаю |
Не согласен |
Совершенно не согласен |
|||
А |
Охотнее всего, я уехал бы из дома |
||||||
Б |
Если семья не выполняет моих желаний, я скандалю |
||||||
В |
В моей семье меня никто не может понять, поэтому я обсуждаю свои проблемы с друзьями, которые меня понимают. |
||||||
Г |
Для семьи я делаю только то, что мне поручают. |
||||||
Д |
Если в семье возникают какие-либо проблемы, я иногда способствую их разрешению. |
||||||
Е |
Я старалась использовать малейшую возможность чтобы доставить радость своей семье. |
||||||
Ж |
Я стараюсь понять родителей, братьев и сестер, даже тогда, когда не считаю правильным то, что они от меня требуют. |
||||||
З |
Если я чем ни будь озабочен, то говорю об этом откровенно с родителями, братьями и сестрами и прошу у них совета. |
По результатам ответов подсчитывается сумма баллов, которую набрал каждый из детей, с учетом «веса» суждения и «веса» высказывания по таблице. Для этого необходимо последовательно перемножить эти «веса» по каждому из высказываний а потом суммировать результаты произведений. Последнее, что осталось сделать, это рассчитать процентное выражение отношения каждого из учащихся к жизни в своей семье по формуле:
«Вес» суждений оценочной шкалы.
Оценочные суждения |
Их «вес» в |
||
Положительных высказываниях (Д, Е, Ж, З) |
Отрицательные высказывания (А, Б, В, Г) |
||
Полностью согласен Согласен Не знаю Не согласен Совершенно не согласен |
5 4 3 2 1 |
1 2 3 4 5 |
«Вес» высказываний.
Индекс высказывания |
Его «вес» |
|
А Б В Г Д Е Ж З |
1,10 1,95 3,0 4,0 6,0 7,0 8,0 8,95 |
У большинства детей отношение к жизни в семье отрицательное.
№ |
Фамилия имя |
Отношение к жизни в семье |
||
положительное |
отрицательное |
|||
1 |
Кошелик И |
-11 |
||
2 |
Мунтанион Н. |
—5,7 |
||
3 |
Чечулин С |
-17 |
||
4 |
Закирова Г |
-24 |
||
5 |
Ехлаков С |
-13,7 |
||
6 |
Хатыпов И |
-15 |
||
7 |
Черепанова Л |
-21 |
||
8 |
Вершков Д |
-23 |
||
9 |
Шапошников Н |
-18 |
||
10 |
Калин В |
-21 |
Они не видят в ней поддержки и опоры, предпочитают не обсуждать с семьей свои проблемы. Испытывают отчуждение, предпочитая общество сверстников.
Поэтому семьи, выходцы из которых продемонстрировали относительно низкие оценки отношения к жизни в своей семье. должны стать объектом самого пристального внимания специалистов по работе с семьей.
2. Анкета : Ценностные ориентации и жизненные установки подростков.
Цель: Оценка душевного состояния и духовных потребностей, определение личностных деформаций, жизненных ценностей.
Анализ анкетных данных проводился по нескольким показателям (см. таблицу №4).
Результаты показали , что большинство детей имеют неполноценный эмоциональный опыт. Они не доверяют окружающим, не умеют сочувствовать и сопереживать, не видят большого греха в том, чтобы иногда соврать, так как многие так делают. Только один ребенок не согласен с этим утверждением Большинство детей не хотели бы такой же участи для своих родственников, так как они знают как это тяжело и опасно. С одной стороны это говорит о том, что они способны реально оценивать свое положение, с другой, что родственные отношения занимают у них значительное место в системе ценностей. Ответы детей свидетельствуют, что дети гораздо в большей степени заинтересованы в получении профессии, чем в обучении в школе. Вообще не хотят учиться 2, 8 % детей. Многие дети часто пропускают занятия или не ходят в школу вообще. Доминирующим мотивом пи этом является тяга к улице, плохие отношения с учителями, отсутствие интереса к обучению. Большинство детей чувствуют ненужность и отчуждение в своей семье. У каждого второго ребенка родители не принимают никаких мер по изменению ситуации. Дети не имеют опыта организованного общения, часто сами по себе. Ничем не заняты. Но не смотря на это многие дети хотели бы изменить обстановку. Если бы им предоставили возможности выбора, то они бы изменили способ проведения досуга, вступили бы в какую-нибудь общественную организацию.
Таким образом можно сделать вывод, что именно выпадение ребенка из трех благоприятных сред: школы, семьи, досуга служат предпосылкой к тому, что значительное место в жизни подростка начинает занимать улица. И если вовремя не принять меры, то она вытеснит все остальное.
Поэтому особенно важна работа социальных педагогов с семьей ребенка, его социальным окружением, непосредственное вхождение в среду его жизни.
2.3 Формы и методы социально-педагогической работы в КЦСОН «Радуга»
На 25.12.2005г. на учете в отделении социальной помощи семье и детям КЦСОН «Радуга» состоит 22 неблагополучные семьи, в них 36 детей.
436 семей относятся к семьям «группы риска», в них 682 ребенка.
За последний год значительно увеличилось число неполных семей, что приводит к таким последствиям, что дети остаются без надзора со стороны родителя, который большую часть своего времени проводит на работе. Дети начинают прогуливать школу, бродяжничать по поселку, собираться в подъездах, распивая спиртные напитки и совершать противоправные поступки.
С целью организации и осуществления мероприятий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предотвращения несовершеннолетних в асоциальные группы была разработана программа «Трудная тропинка в будущее».
Цель программы: организация и осуществление мероприятий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через комплекс мер, направленных на семью и ребенка, предотвращение несовершеннолетних в асоциальные группы.
Задачи программы:
1. содействие творческому развитию детей, создание условий для духовно — эмоционального общения и творческой самореализации растущей личности, пропаганда здорового образа жизни.
2. выявление интересов и способностей подростков, помощь в выборе путей самопознания и самоопределения.
3. организация семейного досуга и отдыха.
3. оказание помощи родителям в восстановлении семейных отношений, в воспитании желания трудиться над собой.
В соответствии с программой проводятся следующие мероприятия:
№ п\п |
Название мероприятия |
Всего |
|
1 |
Социальный патронаж (выходов \ посещений) |
96 |
|
2 |
Профилактические беседы с родителями (кол-во) |
82 |
|
3 |
Клуб общения «Хрусталик» (кол-во посещений) |
7/106 |
|
4 |
Клуб общения «Союз сердец» (кол-во посещений) |
1/2 |
|
5 |
Содействие в трудоустройстве родителей |
— |
|
6 |
Содействие в трудоустройстве н\л |
— |
|
7 |
Культурно — массовые мероприятия (кол-во) |
16 |
|
8 |
Культурно-массовые мероприятия (кол-во присутствующих) |
37 |
|
9 |
Спортивно — досуговые мероприятия (кол-во) |
1/2 |
|
10 |
Группа дневного пребывания (кол-во человек \ посещений) |
7/106 |
|
11 |
Содействие в оформлении документов на лишение родительских прав |
4 |
|
12 |
Взаимодействие с общественными организациями (кол-во) |
35 |
|
13 |
Консультирование (кол-во) |
129 |
|
14 |
Социально — психологическая помощь |
89 |
|
15 |
Содействие в лечении от алкогольной зависимости |
5 |
|
16 |
Оздоровительный отдых (кол-во обслуж.) |
7 |
|
17 |
Сопровождение вне дома (место отдыха, лечения) |
56 |
|
18 |
Оказание помощи в оформлении документов для зачисления в стационарные учреждения соц. обслуживания |
2 |
|
19 |
Участие в работе КДН, обществ. детской приемной |
11 |
|
20 |
Совместные рейды в семьи |
21 |
|
21 |
Информационно-рекламная деятельность: буклеты, памятки |
3 |
|
22 |
Информационно-просветительская деятельность: стендовые консультации |
10 |
|
23 |
Профориентация |
5 |
|
24 |
Содействие в получении образования |
— |
Для подростков был организован «Правовой всеобуч», включающий в себя стендовые консультации по правовым вопросам, представленные в доступной форме. Консультации предлагались так же в виде памяток, буклетов. Периодичность смены информации — 1 раз в 2 недели, родители, испытывающие различного рода трудности в воспитательной деятельности, в определенные дни и часы могут получить квалифицированную консультацию социального педагога, психолога, юриста, врача и других специалистов.
Проводились индивидуальные консультации, были организованы встречи с представителями ОПН. Совместные рейды с инспектором ОПН, участковым уполномоченным по темам «Улица», «Подросток» «Беспризорник», стали неотъемлемой частью работы социального педагога.
Создан и работает клуб взаимопомощи для подростков «Мы вместе», на заседаниях которого подростки учатся находить пути решения тех или иных проблем, реализовывать свой потенциал.
За отчетный период проведено 16 праздников, присутствовало 37 детей из неблагополучных семей. Организация общественно полезной деятельности, досуга семьи в Центре по месту жительства помогает педагогам не только улучшить дело воспитания, но и изменить отношение родителей к школе, к улице, повысить ответственность семьи за решение воспитательных задач. Активное, инициативное отношение Центра к распределению досуга и свободного времени семьи поможет ей включиться в активные, творческие формы деятельности по месту жительства.
Дети из семей «группы риска и неблагополучных семей посещают группу дневного пребывания, в которой созданы все условия для разнообразной творческой деятельности, получают горячее питание, для них проводятся праздники, развлечения. Дети получают возможность раскрепоститься, вырваться из асоциального окружения. Это способствует формированию навыков социального общения, развитию уверенности в себе. Наиболее эффективными формами работы с детьми и подростками являются:
1. Игротерапия
Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т.д.
Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Во-первых, создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение к своему “Я”, повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний ребенка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний.
Игротерапия ценна тем, что позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить.
Для работы с детьми можно использовать свободную игру и управляемую. В свободной игре детям предлагается разный игровой материал, он использует его по своему усмотрению. в зависимости от потребностей и желаний ребенка.
В своих играх дети постоянно возвращаются к пережитым стрессовым ситуациям и будут переживать их до тех пор, пока не привыкнут к тому, что они пережили. Постепенно переживания станут менее острыми и сильными, и дети смогут переносить свои переживания на другие объекты. Но для этого нужно научить детей способам нового поведения и другим переживаниям.
Для организации таких игр можно использовать неструктурированный игровой материал, который психологи, к сожалению, довольно редко применяют в работе с детьми данной категории. Это вода, песок, глина, разного вида пластилин. С таким игровым материалом ребенок косвенно выражает свои желания, эмоции, так как сам материал способствует сублимации. Более эффективной оказывается деятельность, если организуемые игры с таким материалом управляемые.
Для проведения реабилитационной работы хорошо включать структурированный игровой материал, который провоцирует детей на выражение собственных желаний, овладение социальными навыками, усвоение способов поведения. Для этого эффективным является использование человеческих фигурок, символизирующих семью, машин, предметов и кукол, наборов игрушек и т.д. Например, фигурки семьи, машины, постельные принадлежности провоцируют желание заботиться о ком-то; оружие — способствует выражению агрессии, телефон, поезд, машинки — использованию коммуникативных действий.
2. Арттерапия
Данный метод построен на использовании искусства, как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма.
Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение Выхода через переконструирование этой ситуации.
. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с детьми социальный педагог, используя игротерапию, дополняет ее артгерапевткческими методами. Различают несколько видов арттерапии: рисуночнаая, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия.
В качестве терапии средствами искусства можно применять прикладные виды искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, оригами и т.д. Детям предлагаются задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, календари) для их анализа и интерпретации.
Можно также использовать сочетание некоторых видов работ, например, предложить ребенку репродукцию картины и попросить его скопировать ее, не ограничивая его творчество. И наконец, можно порекомендовать совместное творчество психолога и ребенка (лепку, рисование, вязание, вышивание и т.п.), предоставив ребенку большую самостоятельность в выполнении работы.
Показаниями для использования рисуночной терапии, по мнению О.А. Карабановой, являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, имптульсивность эмоциональных реакций; эмоциональная депривация детей, переживания ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества; наличие конфликтных межличностных ситуаций, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией,; повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; негативная, низкая, дисгармокичная, искаженная самооценка, низкая степень самоприятия. По мнению О.А. Карабановой, “применение рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности.
В большинстве случаев используется разумное сочетание элементов двух терапий. Ребенку задается тема рисования и предоставляется свобода в поиске наиболее адекватной формы ее выражения.
3. Музыкотерапия.
Отдельным видом помощи может быть специально организованная работа с использованием музыкальных произведений и инструментов. Хорошо зарекомендовали в таком виде работы произведения Баха, Листа, Шопена, Рахманинова, Чайковского, Шуберта и некоторые виды духовной музыки. Предлагаемый вид работы направлен на организацию умения слушать музыку. Время слушания музыки от 3—5 минут до 1—1,5 часов требует специально разработанного приема организации детей. Продолжительность времени использования музыкального произведения позволяет детям слушать музыку, испытывать разного рода переживания, прислушиваться к своим чувствам, вызывать эмоциональное состояние радости, снятия напряжения.
Использование музыкотерапии способствует созданию условий для самовыражения детей, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния.
4.Библиотерапия.
Метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. С этой целью подбираются литературные произведения в которых описаны страхи детей, формы переживания стрессовых ситуаций..
Прослушав прочитанное, или рассказанное произведение, дети понимают, что такие чувства, как страх, тревога, бывают у многих детей, они понимают, чем вызваны такие чувства, различают разного вида угрожающие ситуации, причины страха. Вместе с героями литературных произведений дети переживают те же состояния и одновременно учатся, как можно поступить в той или иной ситуации, что позволяет детям расширить свою социальную компетенцию.
Последовательность чтения произведений опирается на ряд особенностей, которые должны учитывать специалисты: возраст детей, виды перенесенных детьми травм, доверие детей взрослому.
Логотерапия
Это метод разговорной терапии, который отличается от разговора по душам, направленного на установление доверия между взрослым и ребенком. Логотерапия предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию его эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.
Вербализация переживаний может вызвать положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признанию личности другого человека.
Однако в любом случае адекватная и ранняя диагностика отклонений и потенциальных возможностей в развитии психики ребенка, а также организация педагогической работы в соответствии с этими возможностями будут иметь для него огромное значение. Чем раньше выявлен дефект развития ребенка, тем более эффективной будет помощь. Системный анализ личностных особенностей ребенка позволяет составить целостное представление о развитии ребенка, дает возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки этого развития, но и выяснить первопричину, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного характера, а также определить потенциальные возможности и динамику его индивидуального развития.
Такие мероприятия способствуют формированию нравственных качеств, воспитывают доброту и гуманность. Главный результат — добровольное, активное участие детей и родителей во всех делах, расширение круга общения
Проведены социально — педагогические беседы с подростками на темы:
· «Как избавиться от вредных привычек»
· «Как сгладить острые углы во взаимоотношениях»
· «Родителей не выбирают»
· «Как заводить себе друзей»
Проведены социально — педагогические беседы с родителями на темы:
· ««Выяснение причин пьянства»
· «Влияние алкоголя на молодой организм»
· «Воспитание девиантного подростка»
· «Детская беспризорность и безнадзорность в связи с невниманием родителей»
· «Воспитание девочки»
· «Умей прощать»
· «Отцы и дети»
· «Родительские обязанности и ответственность»
· «Как победить злейшего врага — пьянство»
· «Наша жизнь в наших руках»
· «На краю пропасти»
· «Уверенность в себе»
· «Как сгладить конфликты»
· «Почему дети уходят из дома»
· «Как найти общий язык с ребенком»
· Как общаться с ребенком»
· «Духовность прививается с детства»
· «Вы нужны друг другу»
· «Несчастные случаи и алкоголь»
· «Как сгладить конфликты»
Социально — педагогические беседы направлены прежде всего, на профилактику, предупреждение разных видов неблагополучия. Они направлены на то, чтобы помочь человеку самостоятельно найти выход из сложившегося положения. Правильность выбора этой формы работы подтверждается желанием родителей обсудить те или иные проблемы.
Овладение мастерством общения позволяет сделать повседневную работу с семьей источником подлинного творчества, оказывающего влияние на развитие более иногогранных коллективных форм этой работы по месту жительства.
На сегодняшний день можно констатировать, что КЦСОН «Радуга» в микрорайоне остается основным методическим и педагогическим центром в работе с семьей.
Результативность работы с семьей по месту жительства во многом зависит от того, насколько глубоко она отражена в планах воспитательной работы.
На основе непосредственных наблюдений социальный педагог анализирует состояние воспитания детей, сложившиеся отношения в семье, разрабатывает систему мер, направленных на коррекцию отношений между родителями и детьми, а затем определяет направления и конкретные формы работы с каждой семьей.
В результате 29% родителей стали понимать своих детей, стали больше внимания уделять проблемам подростков, прекратились конфликты. У 20% семей нормализовались внутрисемейные отношения. Эти результаты подтверждаются данными повторного диагностического исследования.
№ |
Фамилия имя |
Отношение к жизни в семье |
||
Первичная диагностика |
Итоговая диагностика |
|||
1 |
Кошелик И |
-11 |
-7 |
|
2 |
Мунтанион Н. |
—5,7 |
+2 |
|
3 |
Чечулин С |
-17 |
-11 |
|
4 |
Закирова Г |
-24 |
-9 |
|
5 |
Ехлаков С |
-13,7 |
-4.7 |
|
6 |
Хатыпов И |
-15 |
-6 |
|
7 |
Черепанова Л |
-21 |
-13,3 |
|
8 |
Вершков Д |
-23 |
-8 |
|
9 |
Шапошников Н |
-18 |
-3 |
|
10 |
Калин В |
-21 |
-7,2 |
|
-159,4 |
-67,2 |
Наметилась тенденция к изменению моральных ценностей подростков: 6% несовершеннолетних стали больше доверять окружающим, 2% выделили честность, доверие как самые важные качества личности. Изменилось отношение к получению образования: 5% несовершеннолетних отметили, что хотели бы обучаться в ПТУ профессии.9% стали меньше пропускать занятия. Увеличилось на 3% количество подростков, которые выбрали организованные формы проведения времени (кружки, секции).
Таким образом, подводя итог проделанной работы, во второй главе дипломной работы, отметим, что, анализ причин ухода детей из дома наглядно подтвердил, что наиболее значимыми причинами являются те, что связаны с семейными обстоятельствами (пьянство родителей, побои и др). Наименее значимыми являются материальные причины ухода из дома. Среди причин ухода из дома только 4,0% опрошенных детей ответили: «оказался без денег», «нужно зарабатывать деньги», «нечем содержать семью».
Оценка социально-психологических состояний детей из неблагополучных семей, находящихся в Центре, показывают прямую связь неблагополучия семьи с переходом детей в антисоциальные слои населения, прямо и косвенно подтверждают гипотезу исследования: использование различных форм и методов социально-педагогической деятельности в профилактической работе с безнадзорными и беспризорными детьми оказывает положительное влияние на формирование поведения и развитие личностных качеств подростка, способствует социализации несовершеннолетних..
В то же время необходимо отметить, что настоящие данные работы не могут являться окончательными, т.к. они не включали исследования беспризорных детей в других учреждениях района, а так же производились на территории района донора областного и Федерального бюджета (социально-успешной территории), вероятно более масштабное исследование выявит совершенно другие показатели и акценты изучаемой проблематики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог проделанной работы , можно сделать вывод, что в настоящее время наблюдается значительный рост контингента детей, относящегося к «группе риска», которым требуется помощь и поддержка со стороны государства.
Значительное увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей связано с ухудшением условий жизни в семье, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей.
Необходимо комплексное решение данной проблемы: объединение усилий различных ведомств и учреждений, создание целостной системы социально-педагогической помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, где ребенок может получить психологическую, педагогическую, социальную и другие виды помощи, принять ряд мер по усилению родительской ответственности за воспитание детей.
Необходимо подчеркнуть приоритетную роль профилактической работы с детьми и родителями, в целом с семьей, перед мерами перевоспитания. При разработке и использовании методических материалов по профилактике безнадзорности и беспризорности детей и подростков нужно учитывать психологические особенности детей разного возраста, разный социальный опыт безнадзорных и беспризорных детей.
Необходимо использовать различные формы и методы работы с детьми, направленные на исправление асоциального поведения , социального статуса детей и подростков. Использование передовых форм и методов очень важно в работе социального педагога, так как они развивают личность , воспитывают ее, способствуют формированию нравственных качеств.
Максимальное приближение сферы социально-педагогической деятельности к населению способствует созданию благоприятных условий для полноценного развития и социализации несовершеннолетних, раннему выявлению безнадзорных и беспризорных детей, повышению уровня информированности детей и подростков о формах рискованного поведения, о здоровом образе жизни, снижению численности безнадзорных детей, находящихся в социально-опасном положении.
Подводя окончательный итог работы отметим, что проведенное в дипломной работе исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы.
Накопленный и изложенный в работе теоретический и фактический материал требует развития и уточнения. В частности, может представлять интерес для дальнейшего исследования проблемы более детального статистического изучения проблемы, активных педагогических технологий, направленных на принятие детьми группы риска духовных, нравственных и другого рода ценностей, профилактических мероприятий в семьях.
Литература
1. Шульга Т.И. Семья Г.В. Социальная адаптация беспризорных и безнадзорных детей и технологии работы с ними. М..2004г
2. Доклад о положении детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. 2006г. Ханты-Мансийск. Полиграфист, 2007.102с.
3. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми.М..,2007г
4. Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России: Историографические аспекты проблемы. СП. 1997г
5. Гордеева М.В. Государственная семейная политика: опыт регионов России по профилактике безнадзорности , правонарушений и наркомании несовершеннолетних. М.2004г
6. Липский И.А. Социальная педагогика. М.2004г.
7. Семенов Д.В. Подросток в новом окружении Сургут.
8. Алексеева Л.С. Адресный социальный патронаж семьи и детей. М..2000г
9. Кошелева Л.Н. В семье и без семьи. Сургут 2001г
10. Адаптация и социализация детей, лишенных семейного окружения: материалы обл.науч-практической конференции. Кемерово.1995г
11. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков//Семья в России.1995г №2
12. Уварова И.А. матросова О.П. Методы работы с неблагополучными сеьями :сборник вариативных программ. Х-М.2006г.
13. Лепина Н.В. Потапенко М.Г. Участковая социальная работа.:методический сборник. Сургут.2005г
14. Малыхин В.П. Социальная работа в системе местного самоуправления. М.2000г.
15. Социальная работа с семьей. Институт социальной работы. М.,1995г
16. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России//Социс.№9,2003г,с 61-72
17. Дети «группы риска» Материалы Международной конференции.СПб..2001г
18. Борисов В.А. Современное состояние беспризорности и безнадзорности. СПб.,2000г
19. Еремин В.А. Улица-подросток-воспитатель. М..1991г
20. Иванников В.А. Задачи социальной помощи детям// Ди коррекция. М..1992г
21. Кокухин Н. Дети на обочине//Законость. 1992г №11
22. ОлиференкоЛ.Я., Шульга Т.И.., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» М..2002г
23. Раттер М. Помощь трудным детям. М.АпрельПресс..1999г 423с.
24. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков/Вестник психосоциальной и корекционо-реабилитационной работы. М.1995г №1
25. Шульга Т.И. Олифриенко Л.Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей: методические рекомендации специалистам. М.1999г.
26. Шульга Т.И. СлотВ. Методика работы с детьми «группы риска»
М. Изд-во УРАО.1999г 104с.
27. Гернет М.Н. Социально — правовая охрана детства за границей и в России. М., 1995г.
28. Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России//Педагогика. 1998г. №4. С. 34-36.
29. Дети улицы. Растущая трагедия городов: Доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 2000г.
30. Залкинд А.Б. О так называемых трудных детях. М., 1978г.
31. Зезина М.Р. Система социальной защиты детей — сирот в СССР//Педагогика. 1998г. №6.
32. Иорданский Н.Н. Основы и практика социального воспитания. М.,1997г.
33. Куфаев В.И. Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. М.,1996г.
34. Моложавый С. Беспризорный как объект изучения//Материалы ко второму Всерос. съезду соц.-правовой охраны детей и подростков и детских домов. М.,2000г.
35. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» . № 120-ФЗ.
Размещено на