Содержание
Введение….3
Глава 1. Социальные факторы и причины аборта в России6
1.1. Понятие и социальные факторы абортов6
1.2. Медицинские факторы аборта и его последствия для
организма женщины12
Глава 2. Меры профилактики и социальной помощи государства
по проблеме аборта в России.17
2.1. Диагностика и профилактика нежелательной беременности.17
2.2. Государственная помощь по проблеме предупреждения
абортов в России24
Заключение27
Список литературы29
Выдержка из текста работы
Для верного понимания морального аспекта этого вида медицинского вмешательства необходимо осознавать, что беременность — это, с одной стороны, нормальный физиологический процесс, происходящий с женщиной, а с другой — это процесс биологического формирования нового человека. Поэтому, даже допуская практику аборта по принципу «меньшего зла», следует иметь в виду, что он представляет собой серьезную травму (моральную и физическую) для женщины, а также является злом, прерывающим уже начавшуюся жизнь нового человека [9; 103].
Современные методы диагностики способны выявить некоторые дефекты в развитии плода на ранних стадиях, что дает возможность исключить рождение больных детей с генетическими или врожденными аномалиями развития. В интересах общества сократить репродукцию нарушенных генов, а интересы женщины могут не совпадать с общественными [13; 350].
Проблема аборта неоднозначна и многогранна. В своих проявлениях в обществе она имеет и существенный демографический смысл, социальное значение и даже политическую подоплеку. Многие забывают, что одним из важных моментов является морально-этический аспект проблемы.
Сегодня, среди финансовых и других острых социальных проблем, актуальность аборта не утратила свой смысл в широких общественных массах.
На тему аборта написано много книг, существует множество мнений и точек зрения. Это и составляет разработанность темы.
Доктор медицинских наук, профессор кафедры «Социальные технологии» Ю.Ю. Шурыгина: если выразить умеренную точку зрения, находящуюся между мнениями безусловных противников аборта и защитников права на прерывание беременности, то можно сделать вывод, что аборт не является причиной психических нарушений, но может быть мощным фактором, провоцирующим их развитие. К числу таких нарушений относятся расстройства в виде депрессий чувства тревоги, нарушений адаптации. [16; 90].
Заведующая женской консультацией московской городской больницы № 1 им. Н.А. Семашко Л.П. Каплиенко считает, что аборт- это тяжелейшая моральная травма, даже если женщина абсолютно не сомневается в его необходимости. Через некоторое время может развиваться тяжелая депрессия с навязчивым комплексом вины. Большей степени это свойственно опять-таки молодым, нерожавшим девушкам с позитивным взглядом на материнства [14; 19].
Директор медико-просветительского центра «Жизнь» (Москва), врач-гинеколог Н.Н. Бойко: «В моей практике был случай, когда муж просто за руку отвёл жену на аборт, настоял… Их сыну было, наверное, лет пять. Женщина была уже на большом сроке и понимала, что ребёнка убивает, но просто перешагнула через себя. Через некоторое время после того, как этого ребёночка извлекли, она пошла в туалет и ошиблась дверью: зашла в служебное помещение. Там она увидела, как корчился, умирая, ребёнок. У женщины после этого был ярко выраженный «постабортный синдром», как называют это медики. Она запила. С мужем они развелись, точных причин я не знаю. Спас её второй брак и рождение второго, вернее, третьего ребёнка. Но вот этого, второго, она помнит до сих пор, хотя столько времени прошло: «Мне даже снится, — говорит, что я — убила…». [14; 20]
Главный неонатолог Департамента здравоохранения г.Москвы, д.м.к., проф. Д.Н. Дегтярев отметил, что мы, врачи настроены на то, чтобы поддерживать жизнь любого не доношенного ребенка с признаками сердечной недостаточностью начиная после полных 22 недель беременности (это уровень возможности современной медицины). «Это, конечно, парадокс: мы предпринимаем титанические усилия, а где-то рядом совершенно таких же абортируют, и в несравненно больших количествах. Это трудно понять» [14; 8].
Доктор медицинских наук, профессор Ю.Ю. Шурыгина: в моральном плане проблема искусственного аборта представляет собой дилемму: имеются по-своему убедительные аргументы как «за», так и «против». В основе спора сторонников и противников аборта лежит по сути своей философская проблема природы и статуса человеческого эмбриона. Можно выделить три основные позиции.
— Либеральная позиция. Плод (и тем более эмбрион) до момента рождения является частью тела матери и правом на жизнь не обладает. Поэтому аборт морально допустим на любой стадии развития эмбриона и плода.
— Консервативная позиция. Эмбрион (и тем более плод) с момента зачатия является человеком, обладающим в полной мере правом на жизнь, Следовательно, аборт — это форма убийства человека.
— Умеренная позиция. Аборт морально допустим лишь на начальных стадиях развития плода [17; 143-144].
В. Платонов, председатель Мосгордумы: «Я за легальные аборты. Невозможно заставить рожать женщину, если она того не хочет. Этой мерой можно добиться увеличения числа криминальных абортов».
А. Ковалев, депутат Мосгордумы, лидер рок-группы «Пилигрим»: «Я против абортов. Понимаю женщину, которая может оказаться в сложной ситуации, но по-человечески это противно. Нам нужно создавать условия, чтобы женщина рожала, даже если она и не хочет потом оставлять у себя ребенка. У нас огромное число семей, которые жаждут усыновить ребенка, но дети почему-то достаются одним иностранцам».
А. Чуев, зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций: «Я, как православный, против абортов, потому что это узаконенное детоубийство. Конечно, сразу запрещать аборты не стоит, но нужно поэтапно снижать их уровень, например, проводя разъяснительную работу. Многие даже не понимают, какой вред наносят аборты физическому, духовному и нравственному здоровью человека» [6; 5-6].
Цель курсовой работы — рассмотреть аборт как проблему социально-медицинской этики.
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
— изучить историю биоэтики;
— раскрыть проблемы биоэтики;
— изучить аборт как медицинскую проблему;
— рассмотреть этические вопросы аборта.
Объектом курсовой работы является аборт.
Предмет курсовой работы — аборт как проблема социально-медицинской этики.
Работа состоит из введения, 2-х глав каждая, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Биомедицинская этика как наука
1.1 История биоэтики
Биомедицинская этика — это одна из главных составляющих сфер этики (от греч.ethos — обычай, нрав, характер), учение сохранения жизни вообще и сбережения здоровья людей. Для того чтобы по достоинству оценить сущность этой в принципе новой этической дисциплины в системе здравоохранения — биомедицинской этики, — необходимо философски переосмыслить прежде всего значение самого понятия «этика» и новый статус этики в духовной культуре как практической философии или социально-философского учения о морали и нравственности. Этика ныне превратилась в ключевой раздел философского осмысления научного познания естественной природы и творчества новых форм бытия человека, возникновения у него сознания ответственности за все человеком сотворенное. Это самобытное учение о принципах, нормах и правилах функционирования морали и нравственности в различных сферах и областях общественной жизни, и, конечно, в медицине [16; 5].
Социально-медицинская, или биомедицинская этика — это раздел философии, который рассматривает вопросы, не имеющие однозначного ответа. Каждый человек имеет свой взгляд на биомедицинские проблемы в зависимости от воспитания, жизненного опыта.
Биомедицинская этика представляет собой сложный феномен современной культуры, возникший в начале 70-х гг. прошлого столетия в США. Вначале был предложен термин «биоэтика» американским онкологом Ван Ренсселером Поттером. В 70-е гг. в США создаются первые исследовательские и образовательные центры биоэтики, а изучаемые ею проблемы начинают привлекать самое пристальное внимание политиков, журналистов, религиозных деятелей и вообще самой широкой публики. На первое место выходит междисциплинарное исследование антропологических, моральных, социальных и юридических проблем, вызванных развитием новейших биомедицинских технологий (генетических, репродуктивных, трансплантологических и др.) [17; 142].
Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н. э.), изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах» и др. Гиппократа называют «отцом медицины». Эта характеристика не случайна. Она фиксирует рождение профессиональной врачебной этики. Медицинская практика была исключительным правом магов Персии и рахманов Древней Индии. Исследователи предполагают, что отец Гиппократа был одним из жрецов Асклепия — бога медицины в древнегреческой цивилизации. Становление греческой светской медицины было связано не только с влиянием рационального знания и накоплением опыта врачевания, но и с принципами демократической жизни городов-государств Древней Греции. Освященные и необсуждаемые права врачующих жрецов постепенно, но неизбежно сменялись моральными профессиональными гарантиями и обязательствами лекарей перед пациентами. Так, в Клятве Гиппократа были впервые сформулированы и выписаны основные обязанности врача перед больными, перед своими коллегами по ремеслу. Гиппократ писал: «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией, и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями делиться с ним достатком и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями; и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободны ми и рабами. Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной» [2; 87-88].
Первые переводы на русский язык отдельных произведений Гиппократа («Клятва», «Закон», «Афоризмы») появились в печатном виде лишь в 1840 г. Однако несколькими десятилетиями ранее Гиппократа настойчиво пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я. Мудров (1776-1831).
Врачебная этика, по М.Я. Мудрову, предваряет всю медицину: изложение «обязанностей» врачей и «прочных правил», служащих основанием деятельному врачебному искусству», он начинает с этических направлений [7; 110].
Младшим современником М.Я. Мудрова был Н.И. Пирогов (1811-1881). Вскоре после окончания Московского университета, Н.И. Пирогов приступает к работе профессора и заведующего кафедрой хирургической клиникой Тартуского университета. Его отчет за первый год исключительно важен в контексте истории медицинской этики. В отчете рассматривается одна из самых важных проблем профессиональной этики врача — проблема врачебных ошибок. Согласно Пирогову, врачи должны извлекать максимум поучительного из своих профессиональных ошибок, обогащая как свой собственный опыт, так и совокупный опыт медицины. Он считал, что такая моральная позиция может возместить «зло врачебных ошибок».
Признанным лидером клинической медицины в России был С.П. Боткин (1832-1889), возглавлявший почти 30 лет кафедру терапевтической клиники в Военно-хирургической академии, а с 1878 г. и до конца жизни — Общество русских врачей им. Н.И. Пирогова.
С.П. Боткин в своих «Клинических лекциях» затрагивает различные вопросы врачебной этики. Например, его решение проблемы информирования безнадежных больных дается здесь в духе врачебного патернализма: «я считаю непозволительным врачу высказывать больному сомнения о возможности неблагоприятного исхода болезни…Лучший тот врач, который умеет внушить больному надежду; во многих случаях это является наиболее действительным лекарством».
Наиболее видное место в истории медицинской этики в России принадлежит В.А. Манассеину (1841-1901). Он был учеником С.П. Боткина и в течение 20 лет возглавлял кафедру частной терапии в Петербургской медико-хирургической академии. Не только в медицинской среде, но и в обществе в целом Манассеин сникал себе звание «рыцаря врачебной этики», «совести врачебного сословия».
Манассеин считал, что врачи должны быть принципиальными противниками смертной казни и телесных наказаний, ибо в противном случае их функция входит в неразрешимое противоречие с их миссией в обществе, с их профессиональной этикой.
Принципиальной критики подвергались различные проявления неколлегиальных отношений врачей друг к другу — барство некоторых профессоров в отношении своих сотрудников; отступления отдельных врачей от древнего обычая их профессии — лечить бесплатно; клевета в адрес коллег, иногда приобретавшая чудовищные формы.
Манассеин стоял за абсолютное сохранение врачебной тайны при всех обстоятельствах… «Молчать…врач не имеет право выдавать тайн, которые узнал благодаря своей профессии, это предательство по отношению к больному…».
Современный этап исторического развития этических учений ознаменовался формированием во второй половине ХХ века нового учения — биоэтика.
Термин «биоэтика» был введен в оборот американским биологом В.Р. Поттером в 1971 г. Первоначально под биоэтикой понималась проверка на этическую состоятельность всех биологических наук. В дальнейшем значение термина стали связывать в основном с клинической медициной. Биоэтика — это опыт философского, этического осмысления, так называемых, проблемных ситуаций или проблем конфликта интересов, возникших за последние 40 лет. Речь идет о комплексе проблем, связанных с умиранием, медицинским вмешательством в репродукцию человека, о допустимости применения современных методов медико-генетического контроля и т.д. [1; 13-14].
Международная ассоциация биоэтиков, созданная в 1991 г., дает следующее определение: «Биоэтика — это учение о социальных, правовых и этических последствиях, связанных с применением новых биомедицинских технологий».
Во многих странах как синоним термина «биоэтика» применяется термин «биомедицинская этика». Формирование биоэтики как новой научной дисциплины обусловлено прогрессом медицины, широким внедрением в медицинскую практику новейших технологий, что вызвало появление большого числа морально-этических и правовых проблем, решить которые в рамках традиционной медицинской этики сложно или невозможно (например, проблема суррогатного материнства, трансплантации, искусственного оплодотворения и т. д.).
Другой причиной развития биоэтики является развитие и утверждение идей об индивидуальных правах и свободах (что привело к новому осмыслению прав пациента: пациент имеет право на участие в принятии решения относительно обследования, лечения и т. д., пациент должен иметь право на информацию и выбор метода медицинского вмешательства — принцип информированного согласия). В основе всех прав больного лежит принцип автономии, т. е. независимость больного от врача и свобода принимать любое решение о своем здоровье.
В системе отечественного здравоохранения узаконены права пациента на полную информацию о своем здоровье; согласие или отказ от лечения; возмещение причиненного ущерба здоровью; помощь адвоката и судебную защиту.
Кроме того, на развитие биоэтики влияет и необходимость контроля за экспериментальной деятельностью в медицине и биологии, поскольку при этом могут быть затронуты основополагающие ценности общества и человека. [12; 106].
1.2 Проблемы биоэтики
Биоэтика, как об этом говорилось ранее, появилась, прежде всего, в связи с беспрецедентным прогрессом в науке, технике и особенно биомедицине. Сегодня достижения науки позволяют разработать технологии, помогающие успешно бороться с тяжелыми физическими и психическими заболеваниями, от которых все еще страдают многие люди, намного увеличивать продолжительность их творческо-созидательной жизни, адаптироваться к различным условиям окружающей среды. Но вместе с тем прогресс породил беспокойство мировой общественности: можно ли на практике применять все биотехнологии. Была поставлены задача выработки философии сбережения и поддержания здоровья людей в новых жизненных условиях.
Сегодня в медицине возникли проблемы, выходящие далеко за пределы морально-правовых отношений между самими медиками, а также между ними и пациентами, а именно — проблемы сохранения жизни вообще. Задача биоэтики в медицине: модифицировать сознание, как медиков, так и пациентов, сделать его качественно иным. Биоэтика исходит из достижений естественных наук, и прежде всего биомедицины. При этом она не противоречит здравому смыслу людей, поскольку опирается на обширный эмпирический материал медицинской практики и жизненного опыта.
В конце XX в. у ученых-биологов вызывали особую тревогу и беспокойство перспективы научных, биомедицинских и генетических исследований. Они не могли гарантировать безопасность созданных ими препаратов. Морально-правовой фактор стал составной частью их научно-профессиональной деятельности [15; 85-87].
В середине 90-х гг. ХХ века проблемы биоэтики начинают привлекать внимание философов, богословов, врачей, политиков, журналистов в постсоветских странах. Биоэтика становится академической дисциплиной, создаются исследовательские и образовательные центры биоэтики, формируются этические комитеты.
Современная парадигма биоэтики характеризуется радикальным поворотом от способов эмпирического описания врачебной морали к обостренной философской рефлексии над основаниями нравственности в биомедицинских исследованиях, расширению проблемного поля биоэтики с включением в нее не только нравственных, философских, но и правовых компонентов. Происходит объединение различных видов системы ценностей: биологические (физическое существование, здоровье, свобода от боли и т.д.), социальные (равные возможности, получение всех видов медицинских услуг и т.п.), экологические ценности (осознание самоценности природы, ее уникальности), личностные (безопасность, самоуважение и т.п.).
К числу основных проблем биоэтики можно отнести следующие:
— общетеоретические проблемы: выявление специфики общечеловеческих моральных ценностей добра, сострадания, долга, совести, свободы в деятельности ученого и врача; разработка этических принципов и норм биоэтики; определение сущностных характеристик жизни и смерти;
— «открытые» проблемы: определение статуса эмбриона, этический анализ новых репродуктивных технологий, искусственного аборта и контрацепции, эвтаназии, реанимации, паллиативной помощи, трансплантологии, биомедицинских экспериментов с участием человека и животных, генных технологий и др. Поскольку биоэтика представляет собой этическую рефлексию над достижениями биомедицинской науки и практикой, круг «открытых» проблем постоянно расширяется;
— деонтологические проблемы: разработка этических регуляторов отношений в медицине по вертикали («врач-пациент») и горизонтали («врач-врач»), моделей взаимоотношений медицинских работников и пациента; этический анализ врачебных ошибок и ятрогений, прав пациентов, специфики моральных проблем в онкологии, психиатрии, наркологии, помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИД;
— институциональные проблемы: анализ деятельности этических комитетов, моральных аспектов функционирования и развития современных систем здравоохранения и др. [4; 43-44].
Основные биоэтические проблемы современности. Таких проблем несколько, и все они не имеют однозначного решения.
Проблема трансплантологии привлекает наибольшее внимание в современном обществе и рассматривать ее следует с двух позиций: религия и трансплантология, правовые и социальные вопросы.
Отношение различных религий к трансплантологии не однозначно и находится в процессе формирования. Большинство западных христианских богословов являются сторонниками трансплантологии, Римско-католическая церковь считает, что донорство в трансплантологии есть акт милосердия, протестантские богословы признают законность существования человека, получившего орган от другого, однако считают продажу органов аморальной, иудейская религия допускает пересадку органов, если речь идет о спасении человеческой жизни. В Китае согласно конфуцианским традициям человеческое тело считается неприкосновенным, но существуют китайские трасплантологические центры, где можно пользоваться органами преступников, приговоренных к смерти, причем родственники дают свое согласие па использование органов в качестве компенсации за причиненное их близкими зло.
Русская Православная церковь четко не обозначила свои позиции в проблеме изъятия и пересадки органов, однако в основах православия нет прямого запрета этого. Православная церковь однозначно считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи, что пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. Посмертное донорство, по мнению Православной церкви, возможно также лишь в случае добровольного прижизненного согласия донора (т.е. должна быть известна соответствующая предсмертная воля умирающего или умершего).
Необходима чрезвычайная осторожность и деликатность ученых, хирургов и законодателей, чтобы в процессе развития трансплантологии не нарушить многовековые духовные традиции человечества.
Во многих странах мира приняты специальные законы или разделы в конституции, регулирующие основные этапы трансплантации (в 1993 г. был принят Закон РФ «О трансплантологии органов и (или) тканей человека»). При жизни органы и ткани могут быть взяты для пересадки у совершеннолетнего человека, способного делать это сознательно (как правило, моложе 60 лет). Главными принципами донорства являются добровольность и запрещение торговли органами и тканями. Но кровь и костный мозг в нашей стране сдаются за материальное вознаграждение. Расходы по трансплантологии оплачиваются из средств бюджета.
Репродуктивные технологии. В настоящее время разработаны и внедрены новые репродуктивные технологии: искусственная инсеминация женщины спермой мужа или донора, экстракорпоральное оплодотворение яйцеклетки invitro(т.е. в пробирке) с последующим ее переносом в организм женщины, вынашивание плода «суррогатной» матерью.
Но данные технологии привели к возникновению многих проблем медицинского, биологического, социального и морально-этического характера: статус эмбриона, правомочность манипуляций на половых клетках человека и на эмбрионе с медицинскими и исследовательскими целями, правомочность замораживания эмбрионов человека, этические аспекты донорства половых клеток, правомочность использования «суррогатной» матери, использование донорской спермы и т. д.
Православная церковь считает «суррогатное» материнство «противоестественным и морально недопустимым» (даже если это было сделано на некоммерческой основе), так как «эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное» материнство травмирует вынашивающую плод женщину, материнские чувства которой попираются, и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самопознания».
Эти проблемы многогранны и сложны, трудно разрешимы на современном этапе и требуют правового регулирования, так как существует реальная возможность коммерциализации деторождения.
Генная инженерия. Целью медицинской генетики является диагностика, лечение и профилактика наследственных болезней (т. е. тех, которые полностью или почти полностью зависят от наследственных факторов). Право на генетическую информацию является неотъемлемой частью прав личности.
Православная церковь, приветствуя усилия медиков, направленные на врачевание наследственных болезней, вместе с тем считает, что «целью генетического вмешательства не должно быть искусственное «усовершенствование» человеческого рода и вторжение в Божий план о человеке. Поэтому генная терапия может осуществляться только с согласия пациента или его законных представителей и исключительно по медицинским показаниям.
Эвтаназия — умерщвление врачом больного (как правило, умирающего в муках) по просьбе самого больного. Пока эвтаназия запрещена. Лишь в Голландии эвтаназия практикуется на основании решения суда по специальным правилам. Проблема эвтаназии состоит в том, что врач не должен убивать сам и по своим профессиональным традициям не может помогать людям в самоубийстве, тем более что религия осуждает грех самоубийства, ибо лишь Бог вправе решать, жить человеку или нет.
Православная церковь категорически отрицает попытки легализации эвтаназии, считая последнюю формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает в ней участие сам пациент или нет. Церковь считает, что вину самоубийцы разделяют иногда и окружающие его люди. Врачи же должны лечить и помогать жить, а не умирать.
Клонирование — получение генетических копий животных — не исключает возможности получения в будущем и генетических копий человека, решением многих проблем трансплантологии могла стать возможность получения «запасных частей» с помощью клонирования.
Церковь крайне отрицательно относится к клонированию, считая его «вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого является свобода и уникальность личности. «Тиражирование» людей с заданными параметрами может представляться желательным лишь для приверженцев тоталитарных идеологий».
Искусственное прерывание беременности. Проблема аборта актуальна всегда. Остаются нерешенными вопросы: отношение к чемпиону кого спасать в критической ситуации — мать или ребенка, не является ли запрещение аборта нарушением прав человека, как относиться к фетальной терапии и т. д. К сожалению, по всем этим вопросам медицина и религия расходятся во взглядах.
Церковь категорично заявляет, что искусственное прерывание беременности является этически недопустимым, ибо «является преднамеренным убийством не рожденного ребенка и прямым нарушением Божественной заповеди «не убий». Что касается отношения к эмбриону, то православное богословие и антропология в полном согласии с научными данными о биологической сущности человека связывают начало человеческой жизни с момента зачатия — «слияния отцовской и материнской половой клетки»» (из заявления Церковно-общественного совета по медицинской биоэтике, 20 октября 1999 г.).
Врач, производящий аборт, по мнению Церкви, является соучастником преднамеренного преступления. К разновидности преднамеренного убийства относится и евгенический аборт, имеющий целью не допустить рождение больного ребенка.
Когда возникает выбор между жизнью плода и матери, то православная этика ориентирует мать на самопожертвование как высшее проявление любви к ближнему. Поэтому аборты «по медицинским показаниям» Церковь считает неприемлемыми для совести православных людей (исключением является спасение жизни матери при условии неизбежной гибели плода). Недопустимым считает Церковь и фетальную терапию, т. е. использование в медицинских целях тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, поскольку нельзя найти оправдания использованию уничтоженной жизни для пользы здоровья другого.
Особенности медицинской деонтологии на современном этапе. На современном этапе медицинская деонтология имеет ряд особенностей, которые продиктованы взглядами общественности на права человека (хельсинская Декларация прав человека 1964 г. и Международная декларация о правах человека 1981 г.), развитием новых биомедицинских технологий. На современном этапе основной моделью взаимоотношений больного и врача является информационная модель: пациент обладает полной автономией (имеет право на всю информацию, самостоятельно выбирает вид медицинской помощи и полностью контролирует проводимое лечение), а врач выступает в роли компетентного эксперта-профессионала, собирая информацию о болезни и разъясняя ее больному, оставаясь при этом бесстрастным, без эмоций и сочувствия.
Биоэтика предъявляет к личности врача новые требования. Главное из них — компетентность. При таком подходе требуется «жесткая» доброта и бесстрастность, а также уважение прав пациента.
Вероятно, что правильнее всего следует рассматривать биоэтику как расширение содержания медицинской деонтологии за счет новых проблем, возникших в связи с развитием медицинской науки, но не заменять медицинскую деонтологию биоэтикой. Знание основных деонтологических принципов и биоэтических проблем современности необходимы в работе социального работника для того, чтобы решать медико-социальные проблемы клиентов в процессе их взаимодействия с медицинскими работниками. Следует отметить, что в нашем обществе в силу ряда причин многие проблемы биоэтики остаются нерешенными, а использование некоторых биоэтических принципов является невозможным [12; 106-110].
Глава II. Аборт и его проблемы
2.1 Аборт как медицинская проблема
Проблема абортов в современных социально-демографических условиях в Российской Федерации занимает особое место. Трагизм демографической ситуации в России заключается еще и в том, что на фоне крайне низкой рождаемости, значительного числа абортов участились случаи убийства новорожденных детей, возросли социальное сиротство, детская беспризорность и детская подростковая преступность. Распространенность и динамика абортов, уровень материнской смертности после абортов — показатели, по которым оценивается эффективность государственных мер по охране репродуктивного здоровья и здоровья населения в целом. Решение сложных медико-социальных и этических проблем абортов в последние годы в России, как и в мире в целом, осуществляется в рамках Концепции по реализации права на репродуктивный выбор, охрану репродуктивного здоровья и планирование семьи, определенной документами в области прав человека и документами Всемирной организации здравоохранения. ВОЗ более 30 лет назад признала аборт серьезной проблемой охраны здоровья женщин. Уровень абортов и материнской смертности после абортов находится в прямой зависимости от действующего законодательства в отношении абортов, от развития службы охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, распространенности и доступности современных методов контрацепции, квалифицированной медицинской помощи, эффективности образования, информированности и просвещения в этой области.
Степень риска аборта для здоровья и жизни женщины определяется всем объемом квалифицированной медицинской помощи при проведении аборта, с обеспечением ее доступности, качества и безопасности, включая эффективное консультирование и информирование, психологическую помощь и поддержку, применение современных технологий аборта (прерывание беременности в ранние сроки, медикаментозные методы, адекватное обезболивание), контрацепцию и реабилитацию после аборта.
В структуре причин материнской смертности аборт занимает одно из ведущих мест, несмотря на то, что эта причина является наиболее предотвратимой. Около 70% женщин, умерших после аборта, относились к группе социального риска (малообеспеченные, безработные, без определенного места жительства и др.). Среди умерших преобладает контингент сельских жительниц (67%).
Результаты социологических исследований показывают, что основными факторами, влияющими на принятие решения о прерывании беременности, являются: беременность вне брака (28,8%); низкий уровень жизни (ниже прожиточного минимума — 29,4%); отсутствие жилья (14%). При этом установлено, что незарегистрированный брак, как причина аборта, преобладает в группе пациентов до 18 лет, в то время как в зрелом возрасте на первое место выходят материальные трудности. Изначально нежеланной беременность была только у 68% женщин, в то время как у 32% на принятие решения об исходе беременности повлиял отец ребёнка и микросоциальная среда.
Реализация права на аборт является достаточно проблематичной и с точки зрения экспертов. Фактически врачи вынуждены брать на себя ответственность за аборт и его последствия, в том числе психологические. Психологами и специалистами по социальной работе не полностью укомплектованы даже специализированные столичные центры.
Представляется, что наряду с пробелами в механизме реализа-ции закона существуют и особые вопросы, включая морально-нрав-ственные, профессиональной подготовки врачей-ювенологов, детских гинекологов, специалистов по социальной работе и психологов. В идеале видится создание специальных подростковых (детских) центров репродуктивного здоровья, которых пока единицы.
С точки зрения современного российского законодательства законным считается искусственное прерывание беременности произведенное лицом, имеющим медицинский сертификат по специальности «врач акушер-гинеколог». Однако, в быту довольно часто используются криминальные методы прерывания беременности, нанося непоправимый вреде здоровью женщины.
Осложнения после абортов могут развиться у девушек спустя некоторое время (через нескольких месяцев и даже несколько лет). У 18% девушек через два месяца после сделанного аборта разовьется хроническое воспаление придатков матки, у 11% — эрозия шейки матки. Спустя два года после сделанного аборта эти показатели увеличиваются в несколько раз.
Одним из наиболее грозных осложнений абортов у нерожавших женщин является резкое увеличение риска развития рака молочной железы. Как известно, этот вид рака занимает первое место среди причин смертности от онкологических заболеваний во всем мире. Исследования показывают, что у нерожавших женщин, сделавших аборт, вероятность развития рака молочной железы увеличивается на 300%, а если такая женщина имела несколько абортов, и первый ребенок у нее родился не раньше 35 лет, то риск возрастает в 8 раз.
Особое место среди всех осложнений абортов занимает пост-абортный синдром. Этот синдром включает в себя различные симптомы, как физиологические, так и психологические. Многие из этих симптомов женщина никак не связывает с прошедшим абортом. Наиболее распространенными признаками постабортного синдрома являются: бесплодие и проблемы с зачатием, преждевременные роды, выкидыши, внематочная беременность, сексуальные расстройства, депрессии, чувство вины, суицидальные наклонности, злоупотреб-ление алкоголем и наркотиками, отчаяние, доминирующее желание еще одной беременности, анорексия (отсутствие аппетита и желания есть), ночные кошмары о детях и т. д. [8; 66-68].
Любой аборт, проводимый как хирургическим, так и нехирургическим способом, неизбежно несет за собой риск осложнений и нежелательных последствий. Если аборта не избежать, лучше воспользоваться нехирургическими способами прерывания беременности, так как они сводят к минимуму вероятность возможных осложнений. При нехирургических методах прерывания беременности нет проникновения инструментов в матку, следовательно, нет ее механических травм, нет воспалительных осложнений и нет осложнений, связанных с применением наркоза [3; 104].
Однако, даже при самых лучших условиях, когда аборт произведен в клинике опытным специалистом, не исключены негативные последствия для здоровья в результате осложнений.
Осложнения со стороны матки — в первую очередь это разрыв шейки матки, кровотечение, перфорация и разрыв стенки матки. Наиболее распространенные методики проведения прерывания беременности предполагают манипуляции внутри матки «вслепую», вследствие чего риск повреждения шейки или стенки матки весьма высок. В зависимости от размеров и локализации такого повреждения производят или его ушивание, или полное удаление матки (гистерэктомию). Кроме того, при многократных выскабливаниях стенка матки может истончаться настолько, что вынашивание беременности становится невозможным. В этом случае женщине рекомендуется стерилизация. Воспалительные процессы в матке нередко возникают в результате инфицирования травмированной шейки или стенки матки во время проведения искусственного прерывания беременности. Следует отметить, что такой воспалительный процесс отличается стойким продолжительным течением и лечение его крайне затруднено. Результатом этого может стать привычное невынашивание беременности и бесплодие [5; 14].
Доступность, бесплатность и кажущаяся простота искусственного аборта создают у некоторых женщин ложное представление о его безвредности. Каждой женщине необходимо знать, что искусственное прерывание беременности не может пройти совершенно бесследно для ее здоровья. Почти у каждой третьей женщины после аборта возникает осложнение, а у прервавших первую беременность — почти у каждой второй. Аборт приводит к эмоциональному стрессу, который нарушает течение всех психических и физических процессов в организме. Установлено, что аборты — основной источник гинекологических заболеваний. Искусственное прерывание беременности часто приводит к серьезным последствиям, иногда необратимым. Наиболее серьезные из осложнений аборта — бесплодие, невынашивание, рецидивирующие воспалительные процессы, не только вызывающие функциональные нарушения яичников, но и приводящие к доброкачественным и злокачественным заболеваниям молочных желез и половой системы женщин. Почти все исследователи отмечают отрицательное влияние искусственного аборта на репродуктивную функцию женщин (преждевременное прерывание последующей беременности, внематочная беременность, бесплодие и др.). После искусственного аборта осложнения при беременности и родах встречаются в 3 раза чаще.
Искусственное прерывание беременности отрицательно влияет и на будущее потомство. Так, отмечено, что у детей, матери которых перенесли в прошлом аборт, наблюдается более тяжелая степень асфиксии, гемолитической болезни, более высокая мертворождаемость и смертность [4; 123].
Вокруг столь сложной и деликатной темы в биоэтической литературе сложились две противоположные точки зрения. Аборт — это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться. Это — просто одна из медицинских операций, и как в случае каждой хирургической операции все проблемы решаются врачом и пациентом. Если коротко выразить эту точку зрения, можно сказать так: “Аборт — это медицинская проблема”. Вторая точка зрения представляет собой противоположный полюс: аборт оскорбляет моральное чувство, поэтому здесь существует моральная, этическая проблема, и притом — сложнейшая. Ведь прежде, чем прийти к врачу, женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть будущего человека, да и после того, как она обращается к врачу, этический смысл проблемы не только не исчезает, но еще более усложняется: в нее вовлекается третий человек — врач, и если он делает свое дело, то становится соучастником убийства [9; 73].
К сожалению, в России нет статистики по частоте возникновения постабортного синдрома, но можно с уверенностью сказать, что наберется очень немного женщин, которые смогли избежать его проявлений в том или ином виде [10; 17].
2.2 Этические вопросы аборта
Следует помнить, что именно аборт является наиболее части причиной первичного и вторичного бесплодия, причиной материнской смертности.
Церковь (в том числе и Православная) категорически отрицает возможность аборта, считая его этически недопустимым, так как аборт является преднамеренным убийством, не рожденного ребенка и прямым нарушением Божественной заповеди «не убий» (из заявления Церковно-общественного совета по биомедицинской этике). Разновидностью преднамеренного убийства считает Церковь и так называемый евгенический аборт, имеющий целью не допустить рождения больных детей [8; 32].
В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее интенсивно и разносторонне обсуждаемых проблем теории морали. Однако философская и научная изощренность этой дискуссии, конечно, совсем не означает, что проблема искусственного прерывания беременности становится более ясной. Специалисты так формулируют ее содержание: «Защитники права на аборт и их оппоненты не соглашаются между собой даже в терминологии спора. Оппоненты настаивают, что здесь проблема следующая: должны или нет эмбрионы иметь право не быть убитыми, как и другие человеческие существа? Защитники считают центральным вопрос о том, можно ли заставить женщину вынашивать нежелательный плод даже ценою собственного здоровья и жизни?» [7; 205].
Противники абортов считают совершенно несостоятельной концепцию жизнеспособности плода в качестве обоснования искусственного прерывания беременности. Во-первых, с их точки зрения, эмбрион имеет право на жизнь с момента зачатия. Во-вторых, они постоянно подчеркивают условный характер понятия «жизнеспособность». В-третьих, в публикациях противников абортов приводятся документированные случаи выживания детей, родившихся с массой тела в 450, 420, 360, 340 гр.
Так же они анализируют множество других аспектов проблемы искусственного прерывания беременности. Например, проблема риска, сопровождающего искусственное прерывание беременности: осложнения у матери; осложнения у детей, родившихся у женщин, сделавших аборты; психоэмоциональные проблемы и т.д. Проблему риска противники связывают с проблемой адекватного информирования женщин. Утверждается, что врачи совсем не информируют или даже дезинформируют беременных женщин, принявших решение об искусственном прерывании беременности, о степени зрелости плода и даже о сущности самого этого медицинского вмешательства [7; 208-209].
В моральном плане проблема искусственного аборта представляет собой дилемму: имеются по-своему убедительные аргументы как «за», так и «против». В основе спора сторонников и противников аборта лежит по сути своей философская проблема природы и статуса человеческого эмбриона. Можно выделить три основные позиции.
— Либеральная позиция. Плод (и тем более эмбрион) до момента рождения является частью тела матери и правом на жизнь не обладает. Поэтому аборт морально допустим на любой стадии развития эмбриона и плода.
— Консервативная позиция. Эмбрион (и тем более плод) с момента зачатия является человеком, обладающим в полной мере правом на жизнь, Следовательно, аборт — это форма убийства человека.
— Умеренная позиция. Аборт морально допустим лишь на начальных стадиях развития плода [17; 143-144].
В «Исламском кодексе медицинской этики», в частности, говорится: «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь не родившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама. Современные тенденции разрешения аборта исламом не признаются. Ислам предоставляет плоду некоторые права, например, право наследования: если беременная женщина, приговоренная к смерти, приговор приводится в исполнение лишь после того, как она родит и выносит своего ребенка».
Согласно, буддизму, убить — значит совершить самый страшный отрицательный поступок. Этика буддизма начинается с заповеди: «Не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное». Решение проблемы природы и статуса эмбриона в буддизме таково: «зародыш священен и несет весь потенциал человеческого существа». Поэтому аборт «соответствует уничтожению жизни независимо от стадии».
Как считают авторитеты иудаизма, аборт (и вообще — нежелание иметь детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В то же время, если беременность угрожает физическому здоровью матери, это обстоятельство должно быть принято во внимание [7; 206-207].
В заключении можно добавить, что тема аборта носит не только медицинский характер, но также морально-этический.
Заключение
Аборты — одна из причин низкой рождаемости и отрицательного естественного прироста населения. Конечно, проблема аборта многозначна. Она имеет и демографический смысл, она имеет и политическое и социальное значение, а также она имеет очень важный этический аспект. Острота в обсуждении проблем аборта сохраняется, несмотря на то, что эта проблема «стара как мир». Исторически отношение врача к аборту является одной из первых и основных этико-медицинских проблем, сохраняющих свою актуальность и сегодня. Это объясняется тем, что проблема аборта концентрирует в себе отношения между людьми на уровне нравственного, юридического, социально-политического, религиозного, научного сознания.
Искусственное прерывание беременности распространенно в наши дни более чем когда-либо в предыдущей истории. На данный момент озабоченность вызывают как медицинские последствия абортов — материнская заболеваемость (нередко приводящая к бесплодию) и смертность, так и морально-правовые — проблемы его допустимости на ранних сроках беременности и законодательной регламентации.
По данным Российской ассоциации «Планирование семьи», Россия удерживает второе место в мире по числу абортов — на 100 родов приходится 208 абортов. К сожалению, не смотря на то, что в арсенале врачей-гинекологов имеется огромное количество средств контрацепции, аборт по-прежнему остается основным методом планирования семьи. Выбор метода прерывания беременности, как правило, определяет женщина вместе с врачом в соответствии со сроком беременности и материальными возможностями женщины [10; 17].
Руководитель рабочей группы по помощи семьям Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, материнства и детства М.Ожегова в статье «Число абортов в России за последние пять лет сократилось» написала: Число абортов в России за последние пять лет сократилось на 24%, однако до сих пор достигает миллиона операций в год.
По официальной статистике, в 2012 году каждая третья беременность в стране прерывалась.
«За пять лет число абортов снизилось на 24%, но миллион беременностей мы с вами теряем ежегодно. Посмотрите, какой ущерб повышению рождаемости. Это не только медицинская проблема, это очень тонкая и чувствительная сфера», -заявила замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева,обращаясь к участникам Всероссийского научного форума «Мать и дитя» и съезда акушеров-гинекологов России.
По данным департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава, в 2012 году на 100 родившихся живыми приходилось 49,7 абортов. В 2003 году этот показатель составлял 230 абортов на сотню родов.
По словам Яковлевой, для того, чтобы сократить количество абортов в стране, необходимо во всех регионах ввести практику работы социально-психологических центров, куда могла бы обратиться женщина, попавшая в трудную ситуацию.
Чаще всего причинами аборта женщины называют проблемы с жильем, сложное материальное положение, а также отсутствие мужа или наличие нескольких детей в семье [11; 1].
В большинстве своем аборты делают женщины в возрасте от 16 до 25 лет, т.к. этот социальный слой находится в наиболее неблагоприятном материальном положении. Ведь молодая одинокая женщина просто не в состоянии в должной степени обеспечить себя и своего ребенка. Также на процент абортов влияет моральное и нравственное здоровье людей. За последние несколько лет моральные рамки сильно расширились, а многие нравственные принципы в глазах сегодняшней молодежи выглядят непоправимо устаревшими и совершенно неприемлемыми. И, несмотря на все старания российского правительства, количество абортов продолжает расти, и чтобы остановить этот процесс и привести статистику абортов в мировые рамки, понадобится не один год и не одно десятилетие, при условии, что это вообще удастся осуществить.
В современном мире допустимость абортов является одной из наиболее дискуссионных проблем, включающих религиозные, этические, медицинские, социальные и правовые аспекты. В некоторых странах эта проблема приобрела такую остроту, что вызвала раскол и ожесточенное противостояние в обществе. Поэтому необходимость создания биомедицинской этики было крайне необходимо.
Биомедицинская этика рассматривает множество проблем, которые в современном мире являются актуальными. Одной из самых распространенных и значимых проблем биомедицинской этики является аборт и существует множество разных точек зрения на данную проблему.
Таким образом, можно сделать вывод, что тема аборта носит не только медицинский характер, но также морально-этический.
Список использованной литературы
этика биомедицинский аборт
1. Авходиев Г.И., Кот М.Л., Беломестнова О.В. Биомедицинская этика: Учебно-методическое пособие. — Чита, 2009. — 216 с.
2. Гиппократ. Избранные книги. — М.-Л.: Государственное издательство биологической и медицинской литературы, 1936. — Т. 1. — 736 с.
3. Байер, К. Здоровый образ жизни [Текст] / К. Байер, Л. Шейнберг / перевод с англ. — М.: Мир, 1997 — 368 с.
4. Денисов С., Яскевич Я. Биомедицинская этика: Практикум /Под общ. ред. С.Д.Денисова, Я.С.Яскевич — Мн.: БГМУ, 2011. — 255 с.
5. Запрет на плод [Текст] // АиФ газ. — 2008. — 13 февраля — с. 14
6. Зима, Т. Ахиллесова пята России / Татьяна Зима // РФ сегодня жур. — 2007 — 15 февраля — 8 с.
7. Иванюшкин, А.Я. Введение в биоэтику: Учебное пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др. — М.: Прогресс — Традиция, 1998. — 384 с.
8. Ивачев П. В. Социальная работа в сфере охраны здоровья населения. Учебное издание. Диск по ОСМ. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, — 102 с.
9. Коновалова, Л.В. Прикладная этика: по материалам западной литературы/ Л.В. Коновалова. РАН; Ин-т философии. — М.; 1998. — 216 с.
10. Марданов, Р.А. Скажи абортам «нет» / Р. Марданов // Женское здоровье жур. — 2006.- 24 июня — 17 с.
11. Ожегова М. Блог пользователя Марина Ожегова — 24.09.2013 [Электронный ресурс]. http://demographia.ru/node/41 (дата обращения 09.03.2014г.).
12. Тен Е. Е. Основы социальной медицины: Учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. — 256 с.
13. Ткаченко В.С. Основы социальной медицины: Учебное пособие — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2013. — 471 с.
14. Фесенко Д.О. Пустые песочницы, — М.: Даниловский благовестник, 2011. — 48 с.
15. Хрусталев Ю.М. Введение в биомедицинскую этику: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений, — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 224 с.
16. Шурыгина Ю.Ю. Репродуктивное здоровье населения: программы планирования семьи и репродуктивные технологии: Учебное пособие — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010 — 288 с.
17. Шурыгина Ю.Ю. Основы социальной медицины в вопросах и ответах. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. — 184 с.
Размещено на