Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СЕВЕРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
1.1.Экономическая оценка природных условий и ресурсов
1.2. Перспективы развития Северного района
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУРМАНСКОЙ И ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТЕЙ
2.1. Социально-экономическое положение в регионах
2.2. Экономическое положение и социальное самочувствие в оценках населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выдержка из текста работы
1. Экономический рост и диагностика социально-экономического развития региона……………………………………………………………………………………. 5
1.1 Понятие социально-экономической диагностики…………………………………. 5
1.2 Стратегии экономического роста региона………………………………… 6
2. Анализ социально-экономического развития Вологодской области…………… ……………………………………………………………. 12
2.1 Промышленный потенциал Вологодской области………………………. 12
2.2. Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Вологодской области……………………………………………………………………………… 19
3. Рекомендации по совершенствованию социально-экономической стратегии Вологодчины……………………………………………………………………….. 41
Заключение……………………………………………………………………… 46
Список используемой литературы…………………………………………….. 48Введение.
Социальное экономическое развитие Вологодского региона.
Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, квалификации кадров, организации производства в развитых странах, приходится 70-85% прироста ВВП (45; 90). Внедрение новых технологий стало ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг.
Следует отметить, что в настоящее время непростая ситуация в региональном развитии обусловлена неравномерностью развития регионов, дезинтеграцией экономического пространства, различием стартовых условий вхождения в рынок отдельных регионов и, в первую очередь, неодинаковыми условиями созданного в них экономического потенциала, различной реакцией на кризисные явления. Соответственно созданы разные условия для экономического роста в регионах. К примеру, более половины добавленной стоимости производится в 13 субъектах страны с высоким уровнем социально-экономического развития.
Социально-экономическая диагностика — новое научное направление в исследовании региональных рыночных явлений и процессов. Ее возникновение традиционно связывают с синтезом методологических экономических исследований и прикладных методов и процедур системотехники, социологии, менеджмента, математической статистики и кибернетики. С целью эффективного функционирования в региональной среде перед каждым отдельным субъектом возникает необходимость принятия оптимального экономического решения, которое, безусловно, скажется на стратегии социально-экономического развития данного региона. Для регионального хозяйства Вологодской области свойственно определенное своеобразие условий и возможностей развития региона. Все вышесказанное определяет актуальность избранной темы.
Целью курсовой работы является диагностика социально-экономического развития региона (на примере Вологодской области).
Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
— рассмотрение понятия «диагностика социально-экономического развития региона»;
— обоснование необходимости региональной стратегии;
— анализ социально-экономического развития Вологодской области;
— прогнозирование и разработка методов совершенствования социально-экономического развития Вологодчины.
Методологические положения, разработанные в данной работе, диагностируют социально-экономические факторы, применительно к условиям Вологодского региона. Основным методом диагностики является сравнительный анализ. Он включает количественные методы (сравнение со средней величиной, модой или медианой, нормативной, минимальной или максимальной) и качественные (группировки, содержательный анализ).
1. Экономический рост и диагностика социально-экономического развития региона.
1.1. Понятие социально-экономической диагностики.
Экономический рост является важнейшей целью общества, поскольку определяет уровень экономического развития страны, качество жизни населения, место экономики государства среди других стран мира. На основе укрепления инновационного потенциала и повышения эффективности отраслей народного хозяйства экономический рост способен обеспечить необходимые условия для решения социально-экономических и демографических проблем. Без глубокой теоретической проработки проблем экономического роста невозможно предложить рациональные программы по выводу экономики из кризисной ситуации. [Экономические реформы в России. Итоги первых лет. 1991 — 1996 гг.: Коллект.монография. — М.: Наука, 1997. С.84.]
Диагностика региона заключается в определении состояния, особенностей, проблем и перспективных направлений его социально-экономического развития. Ее предметом являются структурные характеристики экономики и социальной сферы региона, составляющих ее частей и элементов, и взаимосвязи между ними. К важнейшим взаимодополняющим задачам диагностики относятся: определение «болевых точек» и проблем, характерных для региона; обоснование наиболее перспективных направлений его экономического развития.
Осуществление диагностики экономического развития происходит на основе паспорта территории, в котором группа экономических индикаторов должна быть детализирована.
Среди важнейших показателей, отражающих уровень развития территорий, следует выделить показатели валового регионального продукта (ВРИ) в абсолютном выражении, в динамике, в расчете на душу населения, а также по отраслям и секторам экономики.
ВРИ представляет собой региональный аналог ВВП, который отличается от последнего тем, что не включает услуги общегосударственного характера, такие, как оборона, центральное управление, охрана правопорядка и др. Иногда используется региональный ВВП, при расчете которого данные общегосударственные услуги распределяются по регионам пропорционально их ВРП. ВРП, так же, как и ВВП, может быть рассчитан тремя методами: производственным (как сумма добавленной стоимости, произведенной всеми отраслями и секторами), методом использования (путем суммирования всех расходов на конечное потребление и инвестиции), методом доходов (через расчет и суммирование всех факторных доходов до налогообложения и косвенных налогов).
Важное значение имеют также показатели эффективности экономики в целом и ее отраслей. Они включают производительность труда, энергии, материалоемкость, рентабельность. Следует отметить, что в отечественных статистических источниках весьма популярным является показатель рентабельности продукции. Им следует пользоваться осторожно, т. к. данный показатель отражает не только собственно эффективность того или иного производства, но и длительность производственного цикла (или оборачиваемость капитала). Так, рентабельность продукции в отраслях с высокой оборачиваемостью капитала (например, в легкой промышленности) будет, при прочих равных условиях, заведомо ниже, чем в отраслях с низкой оборачиваемостью (например, в самолетостроении). Поэтому для межотраслевых сопоставлений лучше использовать показатель рентабельности капитала (или основных и нормируемых оборотных фондов).
В системный анализ региона как субъекта проведения социально-экономической политики следует включить следующие элементы [Аралбаева, Г.Г. Методология и организация мониторинга региональной социально-экономической системы. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. д. э. н. Оренбург. — 2009.-С.18.]:
— экономическая диагностика формирования регионального рынка международной торговли;
— экономическая диагностика и оценка влияния социально-экономических пропорций в развитии регионального хозяйства; внутрирегиональных и межрегиональных хозяйственных связей; территориальной организации и позиционирования внешнеэкономической деятельности региона в мирохозяйственных связях;
— экономическая диагностика инфраструктурного обеспечения внешнеэкономической деятельности региона.
Таким образом, социально-экономическая диагностика региона как позволяет получить агрегированное заключение об уровне организации экономической деятельности в регионе и создает предпосылки для подключения механизмов управления регионального уровня к федеральной системе управления социально-экономической деятельностью.
1.2 Стратегии экономического роста региона.
В нашей стране правовое регулирование региональной политики еще находится на начальном этапе развития. При этом основополагающим нормативным правовым актом в данной сфере и по сей день остается Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», в котором ее содержание раскрывается через перечень из 9 задач — от укрепления экономических основ территориальной целостности и стабильности государства до совершенствования экономического районирования страны.
Данному вопросу посвящена статья Матвеева В.А Матвеев В.А. О законодательном обеспечении государственной стратегии регионального развития // Социально-экономические реформы: региональный аспект/ Материалы второй Российской научно-практической конференции.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 1999.. С формированием российской федеративной государственности страна вступила в новую фазу социально-экономического развития. Суть её заключается во всё большей роли субъектов Федерации, где сегодня пересекаются политические, социальные, экономические интересы.
Необычайно широк спектр внесенных на рассмотрение обществом вопросов регионального развития. Это и разделение компетенции властей. Это и рассмотрение субъекта Федерации как самодостаточной и саморазвивающейся системы. Это и оценка возможностей Федерации в поддержании уровня и качества жизни населения страны, обеспечивающих согласно конституционной норме достойную жизнь и свободное развитие человека. Это и возможность сглаживания территориальных диспропорций по ряду экономических и социальных показателей. В частности, можно отметить отсутствие четкой нормативной определенности в решении таких конституционных проблем, как разграничение компетенции между различными органами государственной власти, а также разделения конкретных объектов, в отношении которых (либо с помощью которых) реализуются властные полномочия в сфере финансов, собственности, природопользовании на конституционном уровне. Это ставит под сомнение соблюдение конституционного принципа равноправия субъектов РФ в сфере правового регулирования отношений Центра и регионов.
Отсутствие стратегии приводит к сбоям и в реализации вопросов регионального развития в одном из главных законодательных актов — федеральном бюджете. Дальнейшее политическое и экономическое развитие России, целесообразность комплексного развития её территорий, выделение региональной политики в самостоятельный блок государственного регулирования хозяйственной жизни требуют первоочередной разработки именно такого документа, как «Стратегия регионального развития», что будет рассмотрено далее.
Перелыгин Ю.А. отмечает: «Министерство регионального развития 30 июня 2005 г. представило на заседании Правительства России концепцию Стратегии социально-экономического развития регионов РФ. Она была заслушана и отправлена на доработку. Это достаточно существенное явление, поскольку за последние 10 лет документы такого рода не заслушивались на правительственном уровне. В ней заложены 15 — 20-летние ориентиры, и в этом отношении она провозглашала следующий тезис: от политики экономического выравнивания к политике поляризованного развития». [Перелыгин Ю.А. О стратегии регионального развития РФ//Мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. Выпуск 11. Вологда 2000.С.28.]
Нечеткость и неконкретность целевых установок государственной региональной политики не способствуют определению государством стратегических приоритетов регионального развития, снижает эффективность межрегиональных прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития регионов. Решение ключевой проблемы региональной политики — выравнивание уровней социально-экономического развития территорий — осуществляется путем оказания отдельным регионам селективной поддержки за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Однако процедура, на основании которой принимаются решения об оказании поддержки субъектам Российской Федерации, не опирается на единую, строго определенную нормативными и правовыми актами базу. Используемые правовые нормы рассредоточены по множеству нормативных правовых документов, относятся к различным отраслям законодательства, при этом акты подзаконного характера фактически преобладают над собственно федеральными законами.
С чем это связано? Региональный воспроизводственный процесс, с одной стороны, представляет собой подсистему общественного воспроизводства, а с другой — интегрирует единичные воспроизводственные процессы на уровне предприятий, обогащая их и формируя условия для комплексного развития экономики региона; социально-экономическое развитие региональных систем осуществляется в соответствии с законами расширенного воспроизводства; экономика региона рассматривается как система взаимодействующих субъектов — предприятий и организаций различных форм собственности, между которыми существуют материальные, финансовые и информационные связи на основе технологии производства и обращения; региональный воспроизводственный процесс охватывает все фазы общественного воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление.
Ускова Т.В. указывает на важность разработки стратегии управления экономикой, в частности отмечая: «Современный рынок не отменяет планомерного управления социально-экономическими процессами. Более того, планомерность как способ преодоления рыночной стихии и порождаемых ею социальных конфликтов приобретает принципиально новую ценность и качество.
В перечне факторов, обеспечивающих успешное развитие социально-экономических процессов, особо важное место занимают методы стратегического управления. К сожалению, выработке и реализации общенациональной стратегии развития России в период рыночных трансформаций длительное время должного значения не придавалось, что резко снизило эффективность деятельности властных структур.
В настоящее время происходит существенное усиление внимания со стороны федеральных властей к определению задач стратегического характера. Объективной основой для этого являются обозначившиеся в последние годы позитивные подвижки в хозяйственном развитии страны, которые требуют более четкого определения ценностных ориентиров российского общества, масштабов решения проблем долгосрочного характера». [ Ускова Т.В. О стратегии развития региона. //Экономические и социальные перемены в регионе. Факты, тенденции, прогнозы. Выпуск 27. Вологда 2004. С.9.]
В новой редакции «Основных направлений стратегии Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года», разработанных под эгидой аппарата Полномочного представителя Президента РФ, уточнены цели и параметры долгосрочного развития округа, значительно расширен и конкретизирован круг вопросов, связанных со стратегией развития входящих в СЗФО областей и республик. [Пресс-релиз Правительства Российской Федерации //www.government.ru.]
Важность любой стратегии, в том числе и региональной, по мнению Лившица А.Я., Новикова А.В., определяется тремя адресатами.
Первый из них — региональная и муниципальная власть. Наличие стратегии поможет ей точнее формулировать социально-экономическую политику, осуществлять стратегическое и пространственное планирование, развивать инфраструктуру, формировать стимулы для бизнеса и мотивации к труду.
Второй адресат — бизнес. Стратегия позволит предпринимательскому слою области видеть перспективы региона в целом, его муниципальных образований, отраслей, предприятий, организаций экономической и социальной сферы, свои интересы и возможности их реализации.
Третий адресат — население. Стратегия даст жителям области конкретное представление о том, на что они могут рассчитывать с точки зрения условий жизни через несколько лет, что ожидает в этом плане их потомков. Социальная направленность документа поможет формированию конструктивной мировоззренческой позиции граждан, чем будет способствовать их консолидации и укреплению политической стабильности в регионе.
Одновременно стратегия важна для развития отношений области со странами ближнего и дальнего зарубежья, так как сделает для них более понятным и предсказуемым развитие экономической ситуации, делового и инвестиционного климата в регионе. [ Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия // Регион: экономика и социология. — 1994.С.20.]
Согласно исследованиям В.П. Перепеченко главные отличия региональной стратегии в условиях формирующейся рыночной экономики России это:
· комплексность (нацеленность на все стороны общественного развития, а не только экономическую);
· долговременность (расчет на многолетнее действие и наполучаемый не в скором времени глубинный эффект);
· сопряженность с глобальной государственной стратегией общественного развития и другими ее составляющими (экономической, политической, национальной, оборонной и т.п.);
· централизованность (направленность на уровень государства в целом, а не просто разработка обособленной региональной политики в отдельной территории).
В работах по стратегии регионального развития все более широкое распространение получает сценарный подход, в котором находят синтетическое выражение как методология, так и методика перспективных разработок. При этом определились два основных типа сценарных подходов.
При первом типе генеральная линия стратегического развития в сущности не меняется. Однако различаются темпы ее реализации — в зависимости от условий, в которых она будет осуществляться. Рассчитывается «оптимистический» вариант сценария при благоприятном ходе событий, «пессимистический» — при неблагоприятных условиях Задумкин К.А. Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала региона (на материалах Вологодской области). [Проблемы стратегии и тактики регионального развития: материалы пятой Российской научно-практической конференции, г. Вологда, 25-27 января 2006г. — часть 2. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006. С.20.]
Белокозова М.В. отмечает: сегодня одними из наиболее актуальных являются проблемы в областной региональной экономики и экономической географии. Это может быть вызвано с несколькими причинами.
Во-первых, территория России обширна, различные регионы значительно отличаются между собой природными, демографическими, ресурсно-климатическими условиями. Поэтому при исследовании развития российских регионов и проведении сравнительного анализа необходимо учитывать региональную специфику.
Вторая причина заключается в том, что при переходе к рынку регионы имели разный экономический потенциал. Недооценка региональных особенностей при переходе к рынку объясняет такой факт. Несмотря на незначительный экономический потенциал, некоторые регионы имеют сравнительно неплохие показатели социально-экономические развития.
Третий фактор — экономическая политика региональных властей. Региональные различия в реализации политики реформ могут объяснить разницу в темпах экономического роста. Территории, проводящие активную экономическую политику, демонстрируют более значительный экономический рост на протяжении всего периода рыночных реформ. [Белокозова М.В. Проблемы регионального развития в период трансформации экономической системы //Проблемы стратегии и тактики регионального развития: материалы четвертой Российской научно-практичес……..
Список используемой литературы.
1. Аралбаева, Г.Г. Методология и организация мониторинга региональной социально-экономической системы. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. д. э. н. Оренбург. — 2009.
2. Белокозова М.В. Проблемы регионального развития в период трансформации экономической системы //Проблемы стратегии и тактики регионального развития: материалы четвертой Российской научно-практической конференции, г. Вологда, 2-5 апреля 2003г.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2003.
3. Буданов Г.А. О некоторых проблемах экономического роста Вологодской области в условиях перехода к рынку //Географические исследования природы, населения, хозяйства Вологодской области: тезисы докладов конференции, посвященной 50-летию кафедры физической и экономической географии ВГПУ. — Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2000.
4. Буданов Г.А. Теории экономического роста// Мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. Выпуск 10. Вологда 1999.
5. Вологодчине на рубеже веков: социально-экономическое развитие Вологодской области (1996-2006). Вологда, 2006.
6. Глазьев С.Ю. Как добиться экономического роста? (Макродинамика переходной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения) // Российский экономический журнал. — 1996. № 5-7.
7. Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. — М.: Наука, 1999.
8. Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб.: Изд-во СПб. ун-та экономики и финансов, 2008.
9. Дружинин, А.Г. Концептуальные основы регионализации экономики. Ростов-на-Дону.- Издательство СКНЦ ВШ. — 2010.
10. Дороговцев А.П., Богатырь Т.В. Экономическая интеграция в регионах Европейского Севера. — Вологда, ВоГТУ, 2006.
11. Задумкин К.А. Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала региона (на материалах Вологодской области) //Проблемы стратегии и тактики регионального развития: материалы пятой Российской научно-практической конференции, г. Вологда, 25-27 января 2006г. — часть 2. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006.
12. Иванов В.В., Матирко В.И., Плетнев Н.И. Проблемы и перспективы развития российских территорий высокой концентрации научно-технического потенциала. — М.:СКАНРУС, 2001.
13. Илларионов А. Экономический рост, нужный и возможный для России // Год планеты. — М.: Экономика, 2002.
14. Ильин В.А., Пашко А.А., Сычев М.Ф. Стратегия развития региона. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004.
15. Ильин В.А., Пашко А.А., Сычев М.Ф. Вологодская область: движение к рынку. — М. 1995.
16. Инвестиции и состояние основных фондов в промышленности. — М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, 2006.
17. Костыгов Н.В. Стратегические направления социально-экономического развития региона //Проблемы стратегии и тактики регионального развития: материалы четвертой Российской научно-практической конференции, г. Вологда, 2-5 апреля 2003г.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2003.
18. Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия // Регион: экономика и социология. — 1994.
19. Максименкова Ю.С., Староверова Г.С. Формы и методы привлечения иностранных инвестиций в региональную экономику // Экономические исследования молодых ученых: Сборник научных работ. — Вологда: ВоГТУ, 2006.
20. Малышев Р.Ю., Селякова С.А. Формирование территориально-экономических зон// Экономические исследования молодых ученых: Сборник научных работ. — Вологда: ВоГТУ, 2006.
21. Матвеев В.А. О законодательном обеспечении государственной стратегии регионального развития // Социально-экономические реформы: региональный аспект/ Материалы второй Российской научно-практической конференции.- Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 1999.
22. Некипелов А.Д. О стратегических установках и экономической политике федеральных властей // Российский экономический журнал. — 2004. — №5-6.
23. Общественное мнение о политической и экономической ситуации в регионах Северо-Запада РФ. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006.