Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО6
1.1 Цели, задачи и основные этапы переговоров6
1.2 Текущее состояние дел16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ32
ЛИТЕРАТУРА34
Выдержка из текста работы
Так как торговля развивалась достаточно быстрыми темпами, то в скором времени потребовалось создания механизма, который бы регулировал отношения между странами. Этим механизмам стала Всемирная торговая организация (ВТО), которая является крупнейшей организацией, и на данный момент объединяющей практически все страны мира. А так как ВТО объединяет много стран, то Россия не стала исключением, и после длительных переговоров была присоединена к этому механизму.
Россия, после вступления в ВТО, ставит перед собой задачу добиться предоставления права, которые могли бы позволить ей участвовать на равных в международном торговом регулировании, но, а также выработать защиту внутренней экономики, так как после выхода на международный рынок, у России появились серьезные конкуренты в лице других стран.
Главная задача переговоров, которые ввелись долгое время — найти баланс прав и обязанностей Росси с учётом интересов стран, которые являются членами ВТО. Находясь в правовом пространстве этой важной международной организации, Россия ушла с позиции аутсайдера в международной торговле.
Целью данной курсовой работы является изучение истории создания организации, а также изучения положительных и отрицательных сторон вступления России в ВТО.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть историю образования ВТО, число и структуру ее участников;
— изучить этапы переговоров;
— рассмотреть условия, которые Россия принимает после вступления ВТО;
— рассмотреть преимущества и недостатки вступления России в ВТО.
1.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВТО, СОГЛАШЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ВТО И ЕЁ УЧАСТНИКИ
Предыстория ВТО начинается с окончанием первой мировой войны и созданием Лиги наций. Лига наций, созвавшая еще в 1927 году международную конференцию по торговле, прилагала усилия для создания документа, касающегося правил и организации международной торговли. Эта попытка не увенчалась успехом. Национальные экономики не исчерпали путь интенсивного развития. Экспансия торговли и капитала на национальные границы была временно отложена. Последовавшие за этим исторические события — приход к власти в Италии и Германии представителей фашистских идеологий — обусловили новое бизнес-предложение национальным экономическим элитам: расширение бизнеса за счет военных завоеваний. Это предложение было услышано, им воспользовались, но неудачи в военной области обрубили эту ветвь развития бизнес-процессов в Европе.
Развитие национальных экономик, сначала при помощи капитала США, затем самостоятельное вновь поставили вопрос об экспансии товаров, продуктов и услуг на взаимоприемлемой для всех сторон основе. Этот вопрос был поставлен при создании ООН. ООН удалось добиться комплекса принципиальных соглашений по этому вопросу. В резолюции экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН от 18 февраля 1946 года содержится решение о созыве международной конференции по торговле и занятости с целью «благоприятствовать развитию производства, товарообмена и потребления». Эта конференция прошла в Гаване с 21 ноября 1947 г. по 28 марта 1948 г. На ней был разработан текст Гаванской Хартии, которая устанавливала ряд общих принципов международной торговли, а также учреждала международную торговую организацию. Цели организации состояли из трех пунктов:
- воплощать в жизнь гаванскую Хартию;
- изучать проблемы международной торговли;
- выполнять роль арбитра в спорах между государствами, подписавшими Хартию.
Но США, стоявшие у истоков Хартии, приняли решение не выносить ее на одобрение Конгресса. Это стало причиной ее неудачи.
Международная торговая организация под эгидой ООН так и не появилась на свет. Однако сформулированные в Гаванской Хартии принципы заложили основы и послужили непосредственным основанием для подписания генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).
Основной задачей ГАТТ являлось ускорение процесса либерализации торговли после Второй мировой войны и исправление огромного крена в сторону протекционистских мер, который существовал в мировой экономике с начала тридцатых годов. Результатом первого раунда переговоров в рамках ГАТТ стали 45 тыс. тарифных правил, имеющих международный статус, затронувших около 1/5 мировой торговли (или 10 млрд. долл. на конец 40-х годов).
ГАТТ было подписано в 1947 г., как отдельная, 4 глава Устава Международной торговой организации под эгидой ООН. После провала создания при ООН этой организации роль ГАТТ многократно возросла. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) — было подписано вместе с созданием других новых международных организаций, занимающихся вопросами международного экономического сотрудничества, к которым относятся, финансовые учреждения Бреттонвудской системы, которые сейчас известны как Всемирный банк и Международный валютный фонд. Международная Организация по Торговле и занятости (в совокупности Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд) должна была создать и обеспечить укрепление условий экономического развития мира после Второй Мировой войны. И это было достигнуто. Например, только за счет последовательного снижения тарифов был достигнут стремительный рост мировой торговли в пятидесятые и шестидесятые годы на уровне примерно 8 процентов в год. (см. приложения 1)
В реализации принципов ГАТТ на практике средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран снизился с 40-60% в конце 40-х годов до 8-10% к началу 70-х годов. Это, в свою очередь, стало важным фактором стимулирования экономического роста и международной торговли в послевоенные годы: за период 1950-1975 годов мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза. За годы существования ГАТТ ликвидированы или ограничены нетарифные барьеры, унифицировано право международной торговли.
Роль ГАТТ, как предшественника ВТО в либерализации международной торговли так же видна из анализа международных торговых переговоров или «торговых раундов», которые проводились под эгидой ГАТТ.
Торговые раунды являли собой комплексный подход к торговым переговорам, то есть подход, который имеет ряд преимуществ перед переговорами, на которых каждый вопрос обсуждается не в «пакете» или комплексно, а отдельно от других. Дайнеко А.Е., Забавский Г.В., Василевская М.В. Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления. — Москва, Дикта, 2006. — с. 32.
Во-первых, торговый раунд позволяет участникам получить гарантированные преимущества по широкому кругу вопросов.
Во-вторых, уступки, на которые бывает необходимо пойти тем или иным странам, зачастую нелегко обосновать дома по соображениям внутренней политики, но эти же самые уступки принимаются более охотно, если они представлены в одном контексте или «пакете» с осязаемыми политическими и экономическими выгодами.
В-третьих, развивающиеся страны и другие менее влиятельные участники переговоров имеют больше шансов повлиять на международную систему в контексте раунда, действуя коллективно, чем если бы над всем довлели двусторонние отношения между основными торговыми державами. Наконец, общая реформа в политически чувствительных секторах мировой торговли может оказаться более целесообразной, если ее рассматривать в глобальном контексте или «пакете». В качестве примера можно привести реформирование торговли сельскохозяйственной продукцией, соответствующее решение, о чем было принято в ходе Уругвайского раунда.
К 70-м г.г. ХХ в. были достигнуты такие соглашения, как:
— Соглашение по применению и интерпретации Статей VI, XVI и XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (субсидии и компенсационные меры);
— Соглашение по техническим барьерам в торговле;
— Соглашение по процедурам лицензирования импорта;
— Соглашение по правительственным закупкам;
— Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ (таможенная оценка);
— Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ (антидемпинговые меры);
— Соглашение по говядине;
— Международное соглашение по молочной продукции;
— Соглашение по торговле гражданской авиатехникой. ВТО: история создания, структура, основные правила и принципы деятельности, организация присоединения новых членов. Учебно-методическое пособие, ? с. 4.
Тот импульс, который был дан процессу либерализации торговли, способствовал тому, что темпы роста торговли стабильно опережали темпы роста производства в течение всей эры ГАТТ. Присоединение к ГАТТ новых членов показало, что многосторонняя система мировой торговли, представленная в то время ГАТТ, получила признание государств, которые рассматривали ее, образно говоря, как центр развития и средство реформирования экономики и торговли.
В тоже время накапливались негативные моменты в деятельности ГАТТ. Снижение таможенных тарифов, а также серия спадов в экономике в семидесятые и начале восьмидесятых годов, высокий уровень безработицы и участившиеся случаи закрытия фабрик и заводов подтолкнули правительства европейских и североамериканских стран к поиску двусторонних соглашений о разделе рынков со своими конкурентами и заставили их начать «гонку субсидий», чтобы удержать свои позиции в торговле сельскохозяйственной продукцией.
Эти изменения в мире в некоторой степени подорвали доверие к ГАТТ и его эффективности. Помимо ухудшения обстановки в сфере мировой торговли, в начале восьмидесятых годов стало очевидно, что Генеральное соглашение перестало отражать реальности мировой торговли. Это было связано с тем, что мировая торговля превратилась в более сложный механизм, чем сорок лет назад, и стала играть гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации, международные инвестиции переживали большой подъем, а торговля услугами, которые не были охвачены правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенного внимания и интереса все большего числа стран. Кроме того, высокий уровень безработицы и участившиеся случаи закрытия фабрик и заводов подтолкнули правительства стран Евросоюза и США к поиску двусторонних соглашений о разделе рынков со своими.
Все перечисленные выше факторы способствовали тому, что члены ГАТТ убедились в необходимости новых усилий для укрепления и дальнейшего развития системы международной торговли. Начался Уругвайский раунд.
Уругвайский раунд — многосторонние торговые переговоры. Эти переговоры были начаты 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай). Однако большая часть переговоров проходила в Женеве, в штаб-квартире ГАТТ. Официальное завершение Уругвайского раунда произошло на встрече министров 124 стран-участниц переговоров в городе Марракеш (Марокко) 15 апреля 1994 года. Документ декларировал участие национальных экономик в мировой системе торговли на основе открытой, сориентированной на рынок экономики. Организационно результаты Уругвайского раунда состоят из Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и приложений к этому документу, содержащих соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что любая страна для того, чтобы стать членом, должна принять все перечисленные соглашения и договоренности без каких-либо исключений.
В ВТО входят следующие Соглашения:
— GATT (ГАТТ, Генеральное соглашение по тарифам и торговле);
— GATS (ГАТС, Генеральное соглашение по торговле и услугам);
— TRIPS (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности);
— TRIMS (Соглашение по инвестициям);
— соглашение по сельскому хозяйству;
— текстильные соглашения;
— соглашения по субсидиям;
— антидемпинговые меры;
— соглашения по финансовому рынку;
— SPS (Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах);
— ТВТ (Соглашение о технических препятствиях торговле). http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13 — соглашения ВТО.
Чем отличается ВТО от ГАТТ?
ГАТТ — это было комплекс правил, зафиксированных в международном соглашении, которое не предусматривало создание какой-либо организационной основы. Хотя ГАТТ получило неофициальный статус де факто международной организации, жизнь требовала перехода к более совершенному механизму. ВТО является постоянно действующей организацией, которая имеет собственный секретариат.
ГАТТ применялось на «временной основе», хотя — после более, чем сорока лет его существования, — правительства предпочитали рассматривать содержащиеся в нем обязательства как действующие на постоянной основе. Обязательства ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными. Они ратифицированы парламентами всех стран-участниц, чего не было в отношении ГАТТ.
Правила ГАТТ применялись только к торговле товарами. Помимо товаров, ВТО охватывает торговлю услугами, а также связанные с торговлей аспекты интеллектуальной собственности.
Хотя ГАТТ и являлось многосторонним международным инструментом, к началу восьмидесятых годов к нему добавилось много новых соглашений, в которых участницы ГАТТ могли участвовать, но не были обязаны это делать. Все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются обязательными для всех членов ВТО, и, таким образом, содержащиеся в них правовые нормы, являются обязательствами для всех членов организации. (Исключение составляют Соглашение по гражданской авиатехнике и по правительственным закупкам, участие в которых необязательное).
Существующая в рамках ВТО система урегулирования споров носит более четкий и оперативный характер; она действует почти автоматически, а потому вероятность того, что она будет блокирована, гораздо меньше, чем при старой системе ГАТТ. Исполнение решений, принимаемых для урегулирования споров, будет легче реализовывать на практике.
Таким образом, Всемирная торговая ассоциация — экономический институт западного общества. История его создания отражает усредненные особенности его культуры мировоззрения, менталитета, способа ведения бизнеса, социального управления. Так, например, идеология ВТО основана на легистском понимании права, что, в свою очередь, является следствием развития институтов частной собственности, особенностей формирования власти, императивом которого является запрет верховному правителю коллектива распоряжаться всем его достоянием от его имени и в его интересах. ВТО: история создания, структура, основные правила и принципы деятельности, организация присоединения новых членов. Учебно-методическое пособие, ? с. 4.
На 1 января 2012г. в ВТО уже насчитывается 157 стран и 13 стран- наблюдателей, который должны начать процесс переговоров о вступлении в течение 5 лет со дня получения статуса наблюдателя. (см. приложения 2). Как можно заметить в список стран участников, входят страны, которые являются развивающимися (Албания, Гаити), но также в него входят и развитые страны (США, Австралия, Великобритания)
Таким образом, в данной главе было раскрыто развитие всемирной торговой организации, и показано каким важным шагом это было для стран мира, так как они становились одним из элементов всемирного товарооборота. Кроме этого были написаны соглашения, которые странны должны подписать для того чтобы стать членом ВТО, тем самым они принимают ряд обязательств по торговле товаров и услуг.
1.2 РОССИЯ И ВТО, ЭТАПЫ ПЕРЕГОВОРОВ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
Как пишут в деловой газете «Взгляд» — «Еще в 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованному в 1995 году во Всемирную торговую организацию.
Сам переговорный вопрос начался в 1995 году с многостороннего обсуждения вопроса соответствия торгово-политического режима России нормам ВТО.
После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне.
Только в 1999 году членам ВТО были переданы первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
С 2000 года переговоры перешли в полномасштабный процесс, охватывающий все аспекты процесса присоединения России к ВТО.
Еще в начале 2008 года российские власти полагали, что удастся завершить переговоры до начала нового политического цикла в США. Однако главные партнеры Москвы по переговорам: Брюссель и Вашингтон — проявляли несговорчивость.
В рамках переговоров долго обсуждались темы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, пошлины на древесину, а также вопрос промышленной сборки автомобилей.
Переговорный процесс зашел в тупик в 2006 году, когда Россия повысила ввозные пошлины на древесину с 6,5 до 25%. Страны ЕС эту инициативу восприняли весьма болезненно и поставили ультиматум, что если пошлины не снизятся, то ЕС не даст своего согласия на присоединение России к ВТО. В результате тариф временно заморозили, но при этом Москва пригрозила повысить ставки с 2012 года до 80%, если вопрос о вступлении в ВТО снова застопорится.
Летом 2009 года Россия выступила с весьма неординарным предложением вступить в ВТО вместе с Белоруссией и Казахстаном в составе Таможенного союза, что поставило под вопрос присоединение, поскольку коллективное вступление невозможно». 18 лет взаимных уступок / Взгляд. Деловая газета.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.
Цели которые Россия преследует при присоединения к ВТО можно считать следующие:
- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Кроме этих целей в «финансовых новостях» отмечают и другие цели которые стараются достигнуть.
- снижение пошлин на иномарки. Сборы начнут снижаться с 2013-го года и к 2017-ому сократятся в два раза — с 30 до 15 процентов для новых автомобилей. Это экономия для потребителей в размере около $1,5 млрд.;
- снижение цен на иностранные лекарства примерно на 5-10%;
- снижение цен на зарубежные фрукты, мясо птицы, свинину, сахар, мебель, часы;
- повышение цен на компьютеры, так как будет введена 10-процентная пошлина. Вступление России в ВТО. Что даст участие страны в ВТО? /Финансовые новости. Обзоры рынков.
Одна из ведущих задач переговоров о присоединении была — добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот. http://www.wto.ru.- Россия и ВТО: цели и задачи.
В данной главе раскрыты суть переговоры о вступлении РФ в состав ВТО, которые по продолжительности являются самыми длительными, так как было достаточно много разногласий между сторонами. Россия преследовала много целей, например снижение пошлин, чтобы товары других стран поступили на российский рынок, а российские товары поступили на зарубежный рынок.
2.1 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
Проблема вступления в ВТО очень глубоко и серьёзно обсуждалась на всех уровнях руководства страны в течение долгого времени, и вот 22 августа Россия вступила в ВТО.
Эффект от вступления в ВТО очень неравномерно распределён между отраслями российской экономики. В масштабе страны наибольший рост объёмов производства ожидается в цветной металлургии (14,45%), в чёрной металлургии (3,63%), в химическом и нефтехимическом производстве (2,05%).
Наибольшее сокращение объёмов производства ожидается в отраслях:
— обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство, производство изделий из дерева (-6,7%);
— лёгкая промышленность (-4,35%);
— машиностроение (-2,77%).
Серьёзные опасения последствий вступления в ВТО ожидаются со стороны агропромышленного комплекса.
Наиболее серьёзную угрозу для рынков АПК России представляет снижение уровней таможенно-тарифной защиты рынков мяса, зерна, молока, а также сельхозмашиностроения, которые могут повлечь за собой резкий рост импорта и сокращение отечественного производства, снижение поголовья скота и сокращение числа рабочих мест.
Для повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости сельхозпроизводителей при вступлении России в ВТО крайне необходимо:
— утвердить Госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в 2013-2020 годы в объёмах разрешённого уровня прямой господдержки сельского хозяйства в соответствии с условиями присоединения России к ВТО на 2012-2020 годы на 9 млрд. $;
— увеличить финансирование мероприятий ФЦП «Социальное развитие села до 2013г» в 2012-2013годах на 10 млрд. рублей с последующим утверждением ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020года» и обеспечение финансирования её реализации в объёмах, установленных паспортом этой программы;
— оказать поддержку отечественному сельхозпроизводителю через стимулирование спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынкам. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация: экономика, политика, право. — М.: Монография, 2008. — с. 148.
Для этого необходимо создать Агентство по продвижению российской продукции на внешние рынки, наделённое полномочиями по оперативному принятию решений в случае недобросовестной конкуренции со стороны других участников ВТО и осуществлять закупки для государственных и муниципальных нужд исключительно у отечественных производителей сельхозпродукции через федеральную контрактную систему.
Следует иметь ввиду, что ВТО — это не только новые возможности расширения рынков сбыта и международной кооперации, но и угрозы и риски, причём в первую очередь для отечественного машиностроения.
При обсуждении специалистами-металлургами проблемы членства России в ВТО российские производители стали констатировали, что залогом успешного функционирования отрасли в условиях ВТО станет отлаженный механизм взаимодействия государства и бизнеса, где государство должно обеспечить оперативность и отсутствие принятия бюрократических решений по защите национальных производителей и отстаивание интересов отрасли на внешних рынках, используя допускаемые в рамках ВТО инструменты.
При этом в отрасли при вступлении в ВТО мало что изменится, поскольку она давно уже научилась конкурировать на международных рынках без какой-либо господдержки. Это весьма важно для машиностроения, поскольку металлургия всегда была его основой.
Специалисты Союза машиностроителей РФ при неоднократном обсуждении вопросов вступления России в ВТО пришли к выводу, что для решения данной проблемы необходимо перейти к адаптации российской промышленности к работе в условиях ВТО.
Деятельность правительства РФ по минимизации негативного воздействия для России членства в ВТО, будет выглядеть следующим образом:
— в первую очередь будут ограничения в применении инструментов госрегулирования обменов и субсидий;
— возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции ограничатся четырьмя тарифами:
— экспортный;
— антидемпинговый;
— защитный;
— компенсационный;
— существенно улучшатся условия доступа на мировые рынки российских товаров и услуг.
Всё это должно позитивно отразиться на экономической деятельности российских предприятий и на доходах российского бюджета.
Наряду с этим, Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов и право участия в выработке новых правил международной торговли.
По оценке одной группы экспертов Россия понесёт ущерб, который может составить около 1,5 трлн. руб. / год в виде прямых потерь и упущенных выгод, что составит ~3,5% ВВП.
Другая же, достаточно известная группа экспертов, в противовес убеждена, что в итоге выгоды от вступления в ВТО превысят все понесённые издержки.
Главное в этой разнице мнений в том, что российское законодательство неизбежно станет более предсказуемым. Что будет после вступления России в ВТО? / Сайт Investglobal2.
На сайте «RB.ru — Бизнес информация и Деловое сообщество» было опубликовано интервью Старшего аналитика банка «ГЛОБЭКС» Вячеслав Жабин и Антон Сафонов аналитик Инвесткафе, которые также отмечают плюсы и минусы вступления к ВТО. Вот некоторые положения этой статьи. Из плюсов В. Жабин и А. Сафонов отмечают :
1. Снижение пошлин. Как результат — импортируемые товары станут дешевле. Снизятся также и экспортные пошлины, что приведет к тому, что российский экспорт также увеличится. От этого выиграют, прежде всего, сырьевые отрасли.
2. Иностранные компании будут более активно работать на российском рынке, и усилится конкуренция. Как результат — российские товары также станут дешевле.
3. Вступление в ВТО — серьезный шаг для страны. Российская внешнеэкономическая деятельность станет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций. Также, вероятно, курс рубля станет менее волатильным.
Антон Сафонов добавляет: «Основной плюс вступления в ВТО почувствуют на себе экспортеры, так как им станет проще действовать, поскольку членство в организации исключает возможность введения заградительных пошлин на экспортируемую российскую продукцию. Это сделает выгодным развитие экспертно ориентированных производств с высокой добавленной стоимостью, что позволит улучшить структуру российской экономики и снижать зависимость от экспорта нефтегазовых ресурсов».
А из минусов аналитики отмечают: по мнению Вячеслава Жабина, состоят в том, что:
1. Многие российские компании окажутся неконкурентоспособными. Как результат — потеря рабочих мест, увеличение количества безработных. Особенно серьезными последствия будут в моногородах, где из-за банкротства градообразующего предприятия может возникнуть социальный взрыв.
2. Российская экономика потеряет существенную гибкость в вопросах внешнеэкономической деятельности. К примеру, мы уже не сможем так рьяно защищать наш автопром, который сейчас находится в «тепличных» условиях, а в периоды засухи не сможем вводить эмбарго на сельскохозяйственную продукцию, как это было в 2010г.
3. России будет сложнее избавиться от сырьевой зависимости.
4. Уменьшение экспортных пошлин приведет к еще большему дефициту бюджета, который будет покрываться за счет выпуска государственных облигаций. Это может привести к увеличению государственного долга с соответствующими последствиями.
Антон Сафонов подчеркивает, что минусы от вступления есть только для некоторых отраслей, но для наиболее уязвимых из них, в частности сельского хозяйства, производства автомобилей, машиностроения, легкой промышленности удалось получить длительные переходные периоды на уровне 5-7 лет. «Это позволит компания сектором более успешно подготовиться к вступлению в ВТО. Пострадают эти отрасли от того, что появится большое количество более интересных по цене и качеству товаров для покупателей, соответственно некоторые отечественные компании указанных секторов из-за возросшей конкуренции будут терять большие объем продаж, выручку и прибыль», — говорит аналитик.
Кроме положительных и отрицательных моментов вступления России в ВТО есть еще и спорные, считает Вячеслав Жабин. К ним относится постепенное исчезновение моногородов.
Еще одним неоднозначным фактом, по его мнению, можно назвать следующее: «ВТО обяжет Россию приобретать у себя продукты генной инженерии. В силу этого Россия может постепенно превратиться в регион, куда будут отправляться продукты генномодифицированные, т.к. соглашения между странами-участниками не позволяют тщательно исследовать весь ввозимый товар, учитывая, что торговые отношения между членами-участницами ВТО строятся в основном на доверии. Поэтому подобные факты могут создать непреодолимые проблемы для обеспечения продовольственной безопасности населения страны, а это очень существенный минус». Сафронова А. Вступление России в ВТО: плюсы и минусы.
После исследования отдельных отраслей российской экономики и высказываний аналитиков, можно сделать вывод, что вступление в ВТО для России являться важным шагом и имеет как положительные, так и отрицательные стороны. По мнению автора, один из важных плюсов для России это то, что она смогла выйти на международный рынок и торговать своими товарами и услугами. А главный минус, автор думает, заключается в том что, открыв доступ на российский рынок иностранным компаниям, Россия может погубить отечественное производство, хотя правительство и старается разработать защиту для отечественных производителей, но товары которые будут поступать из-за рубежа отличаются качеством и потребитель предпочтет купить их нежели товар отечественного производства.
2.2 ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЕТ РОССИЯ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ВТО
всемирный торговый соглашение переговоры
Проект Перечня уступок и обязательств России по товарам (далее — Перечень) представляет собой консолидацию результатов двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров с 56 членами ВТО, которые проходили в период с 1998 по 2007 гг.
1. Импортные пошлины
Двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров проводились на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров 1996 года (ГС 1996). Соответственно результаты таких переговоров фиксировались в ГС 1996. Однако Перечень оформляется на базе товарной номенклатуры, применяемой на момент завершения работы Рабочей группы по присоединению России к ВТО, то есть на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров 2007 года (ГС 2007).
Перечень охватывает 11682 тарифных линий.
По каждой тарифной линии Перечня фиксируются начальный и конечный уровни связывания (предельные уровни ставок) и переходный период, в течение которого осуществляется переход от начального к конечному уровню.
Таблица 1. Структура тарифа
ЕТТ (июнь 2011) |
Начальный уровень связывания |
Конечный уровень связывания |
||
всего |
11237 |
11682 |
11682 |
|
адвалорных |
9261 |
10220 |
10270 |
|
комбинированных и специфических |
1976 |
1462 |
1412 |
Форма ставки пошлин в отношении конкретного товара, зафиксированная в Перечне, не препятствует членам ВТО применять иные формы ставок в отношении данного товара при условии, что будут соблюдаться «связанные» уровни.
По более чем 90% тарифных линий с даты присоединения России к ВТО ставки могут быть установлены на уровне выше или равном уровню ставок действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза При сравнении комбинированных ставок в рассмотрение принимались адвалорные части..
По истечении всех переходных периодов около 50% всех предельных ставок останется на уровне не ниже действующего ЕТТ При сравнении комбинированных ставок в рассмотрение принимались адвалорные части..
Около 30% адвалорных ставок и адвалорных частей комбинированных ставок снижается на не более чем 5 процентных пунктов.
Основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом приведены в таблицах. Расчеты средневзвешенных ставок проведены на базе усредненной таможенной статистики поставок из дальнего зарубежья в 2008-2010 г.г.
Таблица 2. Таможенная статистика поставок из дальнего зарубежья в 2008-2010 г.г.
ЕТТ: среднеарифметическая |
ВТО: среднеарифметическая |
|||
Начальный уровень |
Конечный уровень |
|||
Вся номенклатура |
11,367 |
12,877 |
9,249 |
|
С/х товары |
18,584 |
18,183 |
14,624 |
|
Промышленные товары |
9,072 |
11,223 |
7,573 |
Таблица 3. Таможенная статистика поставок из дальнего зарубежья в 2008-2010 г.г.
ЕТТ: средневзвешенная |
ВТО: средневзвешенная |
|||
Начальный уровень |
Конечный уровень |
|||
Вся номенклатура |
10,293 |
11,850 |
7,147 |
|
С/х товары |
15,634 |
15,178 |
11,275 |
|
Промышленные товары |
9,387 |
11,256 |
6,410 |
Таким образом, в целом по тарифу снижение средневзвешенной ставки от текущего состояния до конечного уровня связывания, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит несколько большую величину — порядка 4,4 процентных пункта.
Более высокие показатели среднеарифметических ставок российских обязательств указывают на потенциальные возможности увеличения уровня тарифной защиты в случае изменения структуры торговли.
2. Тарифные квоты
С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте охлажденного и мороженого мяса КРС (коды ТН ВЭД ТС 0201 и 0202), свинины (код ТН ВЭД ТС 0203) и мяса птицы (код ТН ВЭД ТС 0207) с сохранением отдельных страновых квот по мясу КРС и мясу птицы.
Срок окончания режима тарифного квотирования при импорте мяса КРС и мяса птицы — не определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину — 31.12.2019г.
В случае отмены квот Россия должна будет установить обычную ввозную пошлину на мясо КРС (коды ТН ВЭД ТС 0201 и 0202) на уровне не выше 27,5%, на мясо птицы (код ТН ВЭД ТС 0207) на уровне не выше 37,5%, на свинину (код ТН ВЭД ТС 0203) на уровне не выше 25%.
Высококачественная говядина (коды ТН ВЭД ТС 0201 30 000 5, 0202 30 100 5, 0202 30 500 5, 0202 30 900 5) не подпадает под режим тарифных квот и ввозится по ставке ввозной пошлины — 15%.
3. Обязательства по поддержке сельского хозяйства
Переговоры по сельскому хозяйству были направлены на достижение договоренностей по объему внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках «янтарного ящика» (меры поддержки, оказывающие искажающее влияние на торговлю).
Обязательства по объемам «янтарного ящика» фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее — АМС). Кроме того, в тех же перечнях могут быть указаны и параметры по дальнейшему сокращению уровня «янтарного ящика» (меры поддержки, не оказывающие искажающего влияния на торговлю).
Обязательства по АМС предусматривают уровень внутренней поддержки в 9 млрд. долларов США (только в рамках «янтарного ящика») до 2013 г., что позволит реализовать Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008-2012 годы. Затем в течение переходного периода предполагается снижение внутренней поддержки к 2018 г. до 4,4 млрд. долларов США, что соответствует среднему уровню субсидирования российского сельского хозяйства за 2006-2008 гг.
При этом обязательства предполагают, что после присоединения к ВТО Россия не будет использовать экспортные субсидии сельскому хозяйству (в настоящее время не предоставляются).
Следует отметить, что обязательства Российской Федерации в области сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, принимаемых другими странами, присоединяющимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна связывает общий объем поддержки АМС на уровне базового периода (три года, предшествующие присоединению) и затем принимает обязательство о сокращении его в течение базового периода. Чернышов Н.А. Россия и ВТО: актуальные проблемы присоединения и перспективы сотрудничества, ? М.: МГИМО-университет, 2007. — с. 101-106.
Россия принимает обязательство о связывании объема АМС на уровне 4,4 млрд. долл., что соответствует базовому периоду 2006-2008 гг. Однако сразу после присоединения России к ВТО разрешенный уровень поддержки составит 9 млрд.долл., который постепенно будет сокращаться до связанного уровня 4,4 млрд. долл. (то есть фактически после присоединения уровень поддержки, соответствующий базовому периоду, не сокращается, а увеличивается).
Такой нестандартный подход к обязательствам по поддержке был увязан членами ВТО с предоставлением Россией гарантий сохранения в течение переходного периода сложившегося соотношения различных видов поддержки. Такие гарантии предложено зафиксировать в форме обязательства о том, что в течение переходного периода до 2017 года включительно (то есть в те годы, когда разрешенный уровень поддержки в рамках «желтой корзины» будет превышать уровень базового периода) доля продуктово-специфической поддержки (т.е. с привязкой к определенному товару) в отношении к продуктово-неспецифической поддержки не будет превышать 30%.
Следует отметить, что уровень в 30% в целом соответствует среднему показателю такого соотношения, заложенному в проекте госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
4. Экспортные пошлины
Обязательства в области таможенных пошлин включают договоренности по ставкам экспортных пошлин, достигнутые в переговорах с ЕС.
Обязательства, согласованные с ЕС предусматривают «связывание» ставок пошлин на определенный список товаров (порядка 700 тарифных линий). В данный список вошли все товары, в отношении которых действовали экспортные пошлины на май 2004 г.
Обязательствами предусмотрена полная отмена экспортных пошлин по истечении переходных периодов 1-5 лет на все указанные товары, за исключением: семян масличных культур, минерального топлива (нефть, нефтепродукты, газ), необработанных шкур и выделанной кожи, лесоматериалов необработанных и некоторых видов обработанных лесоматериалов из ценных пород древесины, ломов черных и цветных металлов, осей железнодорожных локомотивов. По этим товарам (кроме топливно-энергетической группы) пошлины либо остаются на начальном уровне связывания, либо снижаются, но не до нуля. По ряду товаров снижение может осуществляться нелинейно.
На нефть и нефтепродукты (по действовавшему на тот период перечню товаров, на которые распространялись экспортные пошлины) предусмотрено применение особой формулы расчета ставок. При этом формула расчета предельных ставок на нефть зафиксирована в соответствии с действовавшим законодательством. На природный газ зафиксировано применение ставки 30% без обязательств по снижению ставок.
В рамках достигнутых в ноябре 2010 г. договоренностей с ЕС по экспортным пошлинам дополнительно согласованы условия тарифного регулирования экспорта круглого леса (лесоматериалы из березы — 7%, из осины — 5%, из дуба — 20%, но не менее 30 евро/м3, из Сосны обыкновенной — тарифная квота, внутриквотная ставка — 15%, из Ели обыкновенной — тарифная квота, внутриквотная ставка — 13%, по внеквотным ставкам обязательств не принято. Объем квот устанавливается, как средний в период 2005-2006 г.г. объем экспорта соответствующих лесоматериалов за пределы ЕврАзЭС). Об обязательствах России по доступу на рынок товаров.
Таким образом, анализ данного параграфа показал, что Россия приняла много обязательств, которые устраивают и Россию и участников ВТО, например, по снижению пошлин или по поддержке сельского хозяйства (не будут использовать экспортные субсидии сельскому хозяйству). До 2013 года, например в России сельское хозяйство поддерживалось около 9 млрд. долларов США, а уже после вступления в ВТО поддержка должна снизиться до 4,5 млрд. долларов США, но будет ли это хорошим шагом для российского сельского хозяйства, так как по мнению автора, сельское хозяйство в данный момент выживало с счет поддержки государства.
Вступление России в ВТО действительно является ответственным и очень важным для экономики шагом. Россия, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, которые уже находятся в составе ВТО. Из членства во Всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ, но также и ряд негативных последствий.
По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряло от 1 до 4 млрд. долл.
Как автор понимает, вступление в ВТО было неизбежно — в современном мире сопротивляться глобализации невыгодно и бессмысленно. И если раньше стоял вопрос о том, нужно ли нашей стране сотрудничество с ВТО вообще, то сейчас вопрос формулируется несколько иначе: «Какие изменения произойдут с Россией в ВТО?». Кроме того при вступлении России в ВТО будут предприняты меры по изменению законодательства, так как некоторые пункты законодательства не соответствуют правилам и нормам, которые являются обязательными для стран вступивших в ВТО, а по оценкам экспертов изменения коснуться около 1000 нормативных и законодательных актов.
Прочитав много мнений аналитиков о присоединении России к ВТО, у автора сформировалась свое мнение о это ситуации. Нашей стране необходимо поднять свою экономику на новый уровень, а это сейчас невозможно сделать, не присоединившись к этой крупной организации, так как, присоединившись к ней, перед Россией открываются большие возможности в сфере продажи услуг и товаров. Но с другой стороны Россия может и погубить достаточно много отраслей, которые и так находятся на грани исчезновения, например машиностроение.
Размещено на http://www./